Греческая патристика,основные темы и представители.Каппадокийское богословие.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Философия
  • 21 21 страница
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 19.02.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1.Греческая патристика 4
2.Великие каппадокийцы 13
Заключение 20
Список литературы 21

Фрагмент для ознакомления

Наконец толкует, в каком смысле Ап. Павел называет Сына образом Отчей ипостаси. (Писано в 369 или 370 г.). Св. Василий Великий пишет о том, что в радуге нам надлежит понять, где и как различаются цвета, провести границу, соответственно, этому подобно и отношение к божественным догматам: с одной стороны, особенности ипостасей, словно один из видимых цветов радуги, сверкают в Каждом из Лиц, исповедуемых во Святой Троице, но вместе с тем, в соответствии с природой не заметно никакого отличия Одного от Другого, но в общей сущности в Каждом из Лиц сияют [свои] отличительные особенности. Итак, Василий Великий определил различие между сущностью и ипостасью, как между общим и частным, и закрепляет в христианском богословии, в триадологии, термин «сущность» исключительно за теми сущностями, которые Аристотель называл вторыми, то есть для родовых понятий. В то же время, как объясняет там же Василий Великий, это определение ипостаси необходимо потому, что для Отца, Сына и Духа недостаточно определение их как «лиц»: «ипостась Сына становится в познании Отца словно ликом и лицом, а ипостась Отца познается в лике Сына, но [в то же время] остается и видимое в них своеобразие во ясное различение ипостасей».Также Василий Великий еще раз четко определяет, что он вкладывает в соотношение понятий ипостась и Лицо: «Ибо если ипостась есть особенный признак бытия Каждого Лица, за Отцом же как своеобразие признано быть нерожденным, а Сын восприемлет образ особенных черт Отца, то Отец не может уже быть назван нерожденным [как именем], свойственным лишь Ему одному, если в самом деле бытие Единородного отличается особой чертой Отца».Учение о Троице Григория Богослова также в базовых положениях не противоречит учению свт.Василия Великого. Оно должно рассматриваться в тесной связи с пониманием Отцом Церкви христологии. В Халкидонском оросе определяется исповедовать Господа нашего Иисуса Христа по человечеству как “истинно человека, того же из души разумной и тела ” — это утверждение означает, что Его человеческое естество является реальным (непризрачным) и единосущным с человеческим родом.Ипостасные свойства являются свойствами несообщимыми, они вечно пребывают в неизменности, принадлежат одному из Божественных Лиц.Ипостасные свойства определяются, исходя из отношений, связанных с предвечным рождением и предвечным исхождением. Соответственно, начиная с конца IV века принята следующая терминология: у Отца — нерожденность, у Сына — рожденность, исхождение у Святого Духа. Посредством данных свойств мы познаем Лица в качестве особых Ипостасей. «Нерожденность, рожденность, исхождение, отличают Отца, Сына и Того, Кого именуем мы Духом Святым», - говорит св. Григорий Богослов. И эти положения также схожи с воззрениями Августина. Как и Августин, Святитель Григорий настаивает на единстве Лиц Святой Троицы. Единство определяет единосущие Ипостасей Отца, Сына и Святого Духа. Личные свойства Трех Ипостасей являются непреложными (неизменными), они (свойства) по слову святителя Григория Богослова «не сущности различают, но различаются в одной и той же сущности». Святителем Григорием определяются свойства Ипостасей как нерожденность (Отец), рождение (Сын) и исхождение (Святой Дух). Для того, чтобы определить ипостасные свойства Отца, Григорий Богослов использует понятие единоначалия. Отец осуществляет передачу, сообщение Своего Божества другим Ипостасям (Личностям); Они берут свое начало от безначального или от Единого Начала. «От Него «изливается», в Нем «коренится» тождественное и нераздельное, но различно сообщаемое Божество Сына и Духа». Что касается второй Ипостаси - Сына Божия, то о Ней свт. Григорий говорит следующее: «Рожденное (то есть, Сын) есть Бог». «Сын…совечен Отцу», но не безначален. Сын является единосущным, единоприродным Отцу. Наконец, Григорием Богословом отстаивалась идея Божественности Святого Духа.Кроме того, Григорий Богослов обращался к проблеме христианской этики, особенно в данном аспекте показательно его «Слово на Пасху». Святитель увязывает пасхальную тему с Божиим домостроительством, хотя свое слово о «великой Жертве» и о Пасхе, как о «величайшем из дней», святитель предваряет изложением православного учения о Святой Троице. Объясняя причину такого начала пасхальных проповедей, он отмечает: «...не могу не востечь к Богу и не в Нем положить для себя начало». Свт. Григорий Богослов ведет речь о бесконечности, вечности, беспредельности, непостижимости и неудобо-созерцаемости бытия Божия. Говоря о благости Божией, о том, что «надлежало, чтобы благо разливалось, шло дальше и дальше, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее», автор утверждает, что следствием этого является сотворение мира, и в особенности человека, в котором приведены в единство душа и тело, «невидимое и видимая природа». Человек мыслится как существо, «здесь предуготовляемое и переселяемое в иной мир и (что составляет конец тайны) через стремление к Богу достигающее обожения». Именно в этом свт. Григорий Богослов видит замысел Божий о человеке и цель Божия домостроительства. Главное предназначение всего ветхозаветного закона в Божием домостроительстве святитель видит в том, что он должен был быть «как бы стена, поставленная между Богом и идолами, чтобы отводить от идолов и приводить нас к Богу». Именно в этом, по убеждению свт. Григория, заключается основной смысл ветхозаветных жертв, которые дозволяются, «чтобы восстановить в нас ведение о Боге». Однако для исполнения замысла Божия домостроительства необходимо большее — стремление человека к Богу и к обожению, что невозможно было осуществить, по мнению святителя, без уврачевания поврежденного грехопадением смертного человека «сильнейшим средством», а именно воплощением Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Свт. Григорием Богословом пасха — событие понимается как процесс, как переход от смерти к жизни и от земли на небеса («по причине прохождения и восхождения от дольнего к горнему и в землю обетованную»). Проповедник призывает нас к деятельному участию в процессе нашего спасения.В завершение 45-го Слова святитель Григорий Богослов говорит о Пасхе как прообразе причащения будущих благ в Царстве Божием: «Но причастимся Пасхи, ныне пока прообразовательно, хотя и откровеннее, нежели в Ветхом Завете… Впоследствии и скоро причастимся совершеннее и чище, когда Слово будет пить с нами сие ново во царствии Отца (Мф. 26, 29), открывая и преподавая, что ныне явлено Им в некоторой мере…» и «Великая священная Пасха и очищение всего мира! Буду беседовать с тобой, как с чем-то одушевленным. Слово Божие, и свет, и жизнь, и мудрость, и сила!». ЗаключениеПредставителями греческой патристики рассматривались разные проблемы – от космологии до проблем догматики и христианской этики. Творения представителей греческой патристики – это образец мудрости, благочестия, глубокого понимания духовного идеала. В своих творениях Святые Отцы постоянно и неустанно призывали заботиться о спасении собственной души, о самосовершенствовании и внутреннем делании. Основные цели христианина представлены стремлением и достижением обожения, узрением Божественного Света, стяжанием христианских добродетелей, духовно-нравственным совершенствованием, получением Плодов Духа.Преодоление ересей, утверждение христологического и тринитарного догматов – все это также произошло вследствие стараний и трудов представителей греческой патристики. Великие каппадокийцы внесли значительный вклад в развитие учения о Троице, об исхождении Святого Духа. Согласно позиции отцев-каппадокийцев, догмат о филиокве принципиально противоречит пониманию Святого Духа в Священном Писании, поскольку изначально «умаляет» эту всеобъемлющую сущность Святого Духа. Представители каппадокийской школы особое внимание уделяли вопросам обожения, первородного греха, спасения человеческой души.Список литературыАфанасий Великий. Защитительное слово против ариан. [Электронный ресурс]: http://azbyka.ru/otechnik/?Afanasij_Velikij/zashititelnoe_slovo_protiv_arianВасилий Великий, свт. Сочинения.// https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Режим доступа: http://www.e-reading.by/book.php?book=70665Киприан Керн, арх. Святоотеческое учение о человеке. Антропология великих догматических споров: эпоха тринитарных споров. http://www.portal-slovo.ru/theology/37576.php?ELEMENT_ID=37576&PAGEN_1=4Максим Исповедник, преп. Творения. - М.: Мартис, 1993.Мейендорф, И., прот. Введение в святоотеческое богословие. [Электронный ресурс] https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. (пер. под ред. А. Десницкого). http://staroe.predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/Grigorios_Nissis/Святитель Григорий Нисский. Толкование на Песнь Песней. М., 1996. http://www.odinblago.ru/nisskiy_t3/1Святитель Григорий Богослов. Пять слов о богословии. Творения. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. http://www.predanie.ru/grigoriy-bogoslov-nazianzin-svyatitel/book/67845-grigoriy-bogoslov-tvoreniya/ Святоотеческие тексты догматического содержания. – М., 2007. Флоровский Г. прот. Византийские Отцы V—VIII веков. Преподобный Максим Исповедник [Электронный ресурс] http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/florovsky/byzant1/43.html

Список литературы

1. Афанасий Великий. Защитительное слово против ариан. [Электронный ресурс]: http://azbyka.ru/otechnik/?Afanasij_Velikij/zashititelnoe_slovo_protiv_arian
2. Василий Великий, свт. Сочинения.// https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/
3. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Режим доступа: http://www.e-reading.by/book.php?book=70665
4. Киприан Керн, арх. Святоотеческое учение о человеке. Антропология великих догматических споров: эпоха тринитарных споров. http://www.portal-slovo.ru/theology/37576.php?ELEMENT_ID=37576&PAGEN_1=4
5. Максим Исповедник, преп. Творения. - М.: Мартис, 1993.
6. Мейендорф, И., прот. Введение в святоотеческое богословие. [Электронный ресурс] https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vvedenie-v-svjatootecheskoe-bogoslovie/
7. Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. (пер. под ред. А. Десницкого). http://staroe.predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/Grigorios_Nissis/
8. Святитель Григорий Нисский. Толкование на Песнь Песней. М., 1996. http://www.odinblago.ru/nisskiy_t3/1
9. Святитель Григорий Богослов. Пять слов о богословии. Творения. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. http://www.predanie.ru/grigoriy-bogoslov-nazianzin-svyatitel/book/67845-grigoriy-bogoslov-tvoreniya/
10. Святоотеческие тексты догматического содержания. – М., 2007.
11. Флоровский Г. прот. Византийские Отцы V—VIII веков. Преподобный Максим Исповедник [Электронный ресурс] http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/florovsky/byzant1/43.html

Вопрос-ответ:

Что изучает греческая патристика?

Греческая патристика изучает религиозно-философские труды и мысли древних греков, а также распространение христианства на территории Греции.

Кто является главным представителем каппадокийского богословия?

Одним из главных представителей каппадокийского богословия является святитель Василий Великий, который в своих трудах рассматривал вопросы о сущности Бога и отношениях между Отцом, Сыном и Духом Святым.

Когда была написана работа святителя Василия Великого о различии цветов в радуге?

Работа святителя Василия Великого о различии цветов в радуге была написана в 369 или 370 году.

В чем конкретно заключаются особенности ипостасей в божественных догматах?

Особенности ипостасей в божественных догматах заключаются в их различных аспектах и функциях, таких как образ Отца, Сына и Духа Святого, их отношения друг к другу и их влияние на сущность Бога.

Какие цвета различаются в радуге?

В радуге различаются разные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Что такое греческая патристика?

Греческая патристика - это период развития христианской теологии и философии в Византийской империи, который связывается с именами великих отцов Церкви.

Кто считается представителями греческой патристики?

Основными представителями греческой патристики являются Святые отцы Церкви, такие как Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие.

Что такое каппадокийское богословие?

Каппадокийское богословие - это направление в греческой патристике, связанное с трудами великих каппадокийцев: Василия Великого, Григория Назианзина и Григория Великого.

Какое место занимает Апостол Павел в каппадокийском богословии?

Апостол Павел имеет важное место в каппадокийском богословии. Например, в одной из своих работ Василий Великий рассуждает о том, как Павел называет Сына образом Отчей ипостаси.

Что писал Святой Василий Великий о цветах радуги и их отношении к божественным догматам?

Василий Великий писал, что в радуге нам надлежит понять, где и как различаются цвета, и провести границу соответственно этому подобно и отношение к божественным догматам. Это означает, что необходимо правильно разграничивать и понимать божественные ипостаси и их отношение друг к другу.

Что такое греческая патристика?

Греческая патристика - это период в истории христианства, когда греческие отцы церкви разрабатывали теологические и философские концепции и богословские учения.