«Восемь русских народных песен» А. К. Лядова: к проблеме воплощения русского фольклора.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 25 25 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 19.02.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Творчество русских композиторов XIX века как воплощение русского фольклора 5
1.1 Фольклорные традиции в творчестве русских композиторов XIX века 5
1.2 Творчество А.К. Лядова в контексте русской музыкальной культуры 10
Глава 2. «Восемь русских народных песен» А. К. Лядова в контексте проблемы воплощения русского фольклора 14
2.1 Симфонические миниатюры в творчестве А.К. Лядова 14
2.2 «Восемь русских народных песен» А. К. Лядова 16
Заключение 22
Список литературы 24

Фрагмент для ознакомления

Лядов тоже, как и его коллеги, соединял народные мелодии с европейскими принципами гармонизации, применял в оркестре инструментальные приемы народных инструментов (жалеек, балалаек); использовал народные жанры и рисовал сказочных персонажей. Но в «Восьми песнях» он пошел дальше и глубже. В этом цикле – емкое отражение души народа в символическом проявлении. Литературной программы, как в других его симфонических картинах, здесь нет. Но если Лядов сам не выписал сюжет из русских сказок, то это еще не значит, что его там нет вовсе. Программа заложена в самих жанрах песен, которые выбраны автором не случайно, не просто для «разнообразия» и выстроены не случайно именно в таком, а не ином порядке.Композитору не пришлось комментировать песни. Каждый жанр говорит сам за себя. Лядову, видимо, как раз нравилось то, что коротко и лаконично можно выразить очень глубокую мысль.Каждая песня из цикла – это характер. Не столько портрет персонажа, сколько выражение состояния души, которая крайне многогранна и каждая пьеса – это ее новая грань2.2 «Восемь русских народных песен» А. К. ЛядоваРассмотрим каждую пьесу подробнее.Духовный стих - это характер путешественника. Давным-давно, в зеленый Святки (за неделю до Пасхи), кочующие музыканты приходили в дом и пели духовные стихи. В каждой песне есть истории о «небесной» жизни, загробной жизни, душе и так далее. В этом цикле это символ молитвы. И эта «духовность» фактически задает тон всем остальным выступлениям.Рис. 1Коляда-Маляда – это зимние Святки, неделя перед Рождеством, когда в дом приходили ряженные, плясали с хозяевами дома, пели им величальные (то есть хвалебные) песни, показывали кукольный театр (вертеп) на библейский сюжет. Рис. 2Протяжная - это самое красочное выражение человеческих страданий. Как сказал поэт, «этот стон называется песней». Каждая такая песня рассказывает о непростой судьбе, женской судьбе или какой-то истории с печальным концом. Необходимо обратить внимание на то, как ансамбль виолончелистов исполняет главную мелодию в имитации ансамбля голосов хора.Рис. 3Шуточная – «Я с комариком плясала». Изображение писка комаров – это не самая главная прелесть пьесы. Звукоизобразительность – это неотъемлемая часть почерка автора, но этим он только отвлекает внимание, желая немного подбодрить слушателя после такого глубокого горя, которое было в предыдущей пьесе. Помните, что это выражение «чтобы не копать нос комару». Все эти символы отличаются тонкостью, остротой ума, интеллектом. Веселая шутка - что может лучше отвлечься от горя и печали?Рис. 4Былина о птицах – это разговор особый. Былина – это какая-то быль, то есть история о том, что было. Она обычно рассказывает о подвигах русских богатырей. И музыка обычно повествовательного характера, медленная спокойная, «эпическая». А отношение к птицам в древние времена было особенным. Птицы были почитаемы на Руси как священные: весной, «закликали» жаворонков, а осенью провожали журавлей на юг. Однако, автор не использовал веснянки, а написал «былина», что говорит о каком-то мифе. В сказках часто упоминаются вороны, орлы, голуби, ласточки, которые могут разговаривать человеческим голосом. Так же есть примета, что, если птица бьется в окно, значит вестей жди. По поверьям - птица – это символ человеческой души, летящей с «того» света, то есть из загробного мира. Словно наши далекие предки подсказывают нам что-то очень важное. В то же время музыка этой былины – далеко не повествовательного характера. Композитор остался верен самому себе, выбрав звукоизобразительный путь: сплошь я рядом форшлаги деревянных духовых, что изображает полеты птиц и порхания с ветки на ветку; в начале пьесы - птица словно стучится в окно (пиццикато), и, судя по музыке, несет весть недобрую. Она мечется, стонет, а в самом конце – низкие унисоны струнных словно выносят суровый приговор Судьбы – и, скорее всего, он неотвратим. Рис. 5Колыбельная – логическое продолжение «приговора». Традиционные колыбельные песни для детей обычно очень спокойные. Но здесь – не все так прямо. Если кто и качает люльку – так это не добрая мамаша, а сама Смерть. Это она стучалась в дверь в прошлой пьесе. А сейчас – стонет и вздыхает. Словно кто-то прощается навеки с дорогим человеком. Когда человек умирает своей смертью – он постепенно засыпает и больше не просыпается. И вот смерть поет эту жалобную колыбельную, словно окутывает своим туманом, увлекая за собой в сырую могилу. «Спите, спите... вечным сном...».Рис. 6Плясовая - появилась волшебная дудочка пастуха, свирель. Связь с загробным миром в деревне приписывалась всем пастухам, потому что они знали язык птиц и зверей, и скота. А дудочки делали из «волшебной» травы, которая играет сама. Эта волшебная дудочка - маленькая, тоненькая как комар, может проскользнуть в царство смерти и вывести человека обратно на «этот» свет. Но он должен не просто идти, а плясать. И тогда, пройдя по тонкой ниточке, связывающей «тот» свет и «этот», человек возвращается к жизни.Рис. 7Хоровод – в данном случае в трактовке необходимо исходить из того, что круг - это символ солнца. А солнце – это тепло, изобилие и богатство. Последняя пьеса – это победа над смертью и радостный гимн Ее Величеству Жизни. Рис. 8ЗаключениеРусские композиторы обращаются к фольклору как источнику образной и интонационной сферы, мелодики, ритма уже на протяжении более трехсот лет. И именно композиторы были первыми собирателями фольклора. Главным отличием народной музыки от композиторской является разность подхода к проблеме авторства. В первом случае автор – это народ, а во втором – личность художника со своей философско-идейной концепцией.А. К. Лядов является ярким представителем национальной музыкальной школы, композитором, который внес значительный вклад в развитие русского инструментализма. Лядов был учеником, а затем – единомышленником Н. А. Римского-Корсакова, учителем С. Прокофьева, Н. Мясковского. Лядов – композитор яркий и самобытный, сочинивший не так много произведений.В историю музыки Лядов вошёл как мастер миниатюры, возвысив этот жанр до небывалой высоты.Композитор усложняет интервальные и гармонические связи, ладовые формы в произведениях. В музыке А.К. Лядова можно встретить натурально-ладовые обороты, плагальные последовательности, объединения различных ладов вокруг тоники. Всё это можно обнаружить в симфонических картинах «Баба-Яга», «Кикимора», пьесе «Про старину», обработках народных песен. В области формы композитор тяготеет к сжатию крупных полотен до одночастных симфонических картин, что находит претворение в симфоническом творчестве Лядова.В «Восьми русских народных песнях» он соединил две непересекаемые в обычной жизни вещи – деревенскую хоровую песню и симфонический оркестр. Это делали и другие русские композиторы – Мусоргский и Бородин, Римский-Корсаков, и Чайковский, и даже Скрябин. Но Лядов это сделал по-своему неповторимо.Безусловно, автор использует подлинные народные мелодии, у которых раньше были слова. Но это не просто еще одна «обработка», и его задумка не в том, чтобы к народной мелодии «приписать» оркестровый аккомпанемент, а в том, чтобы богатыми средствами оркестра выразить то, что между слов, между строк, о чем не принято говорить словами.Список литературыАверьянова О.И. Русская музыка до середины XIX века – М.: Росмэн, 2003. – 150 с.Асафьев Б.В. А. К. Лядов // О симфонической и камерной музыке: Пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов. – М.: Музыка, 1981. – С. 156-163.Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия − Л.: Музгиз, 1979. – 345 с.Вальтер В., Городецкий С., Витоль И. Анатолий Константинович Лядов: Жизнь. Портрет. Творчество. Из писем – СПб.: Композитор, 2005. – 168 с.Демченко А.И. «Микромир» в русской музыке начала XX века. Из прошлого и настоящего отечественной музыкальной культуры // Серия: Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 2. – М.: Изд-во МГК, 1993. – С. 5-15.Земцовский И.И. Фольклор и композитор: теоретические этюды / И.И. Земцовский. – М.: Советский композитор, 1978. – 176 с.Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры / В. Ильин. – М.: Советский композитор, 1985. – 232 с.Казунина А.С. Творческое наследие А.К. Лядова (к проблеме изучения рукописей композитора): автореф. канд. искусств.: 17.00.02 / Казунина Анна Сергеевна – СПб.: 2018. – 19 с.Кюи Ц.А. Избранные статьи / Сост., авт. вступ. статьи и примеч. И. Л. Гусин. – Л.: Музгиз, 1952. – С. 274-278, 386-390.Лукьянович О.В. Особенности творческого мышления А.К. Лядова: дис. … канд. искусств.: 17.00.02 / Лукьянович Ольга Викторовна. – СПб., 2005. – 288 с.Михайлов М.К. А.К. Лядов. Очерк жизнь и творчества − Л., 1961. – 208 с.Римский-Корсаков А.Н. Музыкальные заметки. Личность А.К.Лядова // Музыкальный современник. – 1916. -№ 1. - С. 28-40.Слонимская Р.Н. Гармонический стиль А. К. Лядова, А.К. Глазунова и А.Н. Скрябина // Слонимская Р. Н. Анализ гармонических стилей: тезисылекций и конспект исторического обзора гармонических стилей − СПб:Композитор, 2001. – 74 с.Соколов О.В. Об эстетических принципах программной музыки // Советская музыка.– 1985 с. - №10.– С. 90-98Сохор А. Об идейно-эстетических принципах советской музыки / А. Сохор. // «Музыка и современность». – Вып. 8. – М., 1974. – 13 с.

Список литературы

1. Аверьянова О.И. Русская музыка до середины XIX века – М.: Росмэн, 2003. – 150 с.
2. Асафьев Б.В. А. К. Лядов // О симфонической и камерной музыке: Пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов. – М.: Музыка, 1981. – С. 156-163.
3. Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия − Л.: Музгиз, 1979. – 345 с.
4. Вальтер В., Городецкий С., Витоль И. Анатолий Константинович Лядов: Жизнь. Портрет. Творчество. Из писем – СПб.: Композитор, 2005. – 168 с.
5. Демченко А.И. «Микромир» в русской музыке начала XX века. Из прошлого и настоящего отечественной музыкальной культуры // Серия: Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 2. – М.: Изд-во МГК, 1993. – С. 5-15.
6. Земцовский И.И. Фольклор и композитор: теоретические этюды / И.И. Земцовский. – М.: Советский композитор, 1978. – 176 с.
7. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры / В. Ильин. – М.: Советский композитор, 1985. – 232 с.
8. Казунина А.С. Творческое наследие А.К. Лядова (к проблеме изучения рукописей композитора): автореф. канд. искусств.: 17.00.02 / Казунина Анна Сергеевна – СПб.: 2018. – 19 с.
9. Кюи Ц.А. Избранные статьи / Сост., авт. вступ. статьи и примеч. И. Л. Гусин. – Л.: Музгиз, 1952. – С. 274-278, 386-390.
10. Лукьянович О.В. Особенности творческого мышления А.К. Лядова: дис. … канд. искусств.: 17.00.02 / Лукьянович Ольга Викторовна. – СПб., 2005. – 288 с.
11. Михайлов М.К. А.К. Лядов. Очерк жизнь и творчества − Л., 1961. – 208 с.
12. Римский-Корсаков А.Н. Музыкальные заметки. Личность А.К. Лядова // Музыкальный современник. – 1916. -№ 1. - С. 28-40.
13. Слонимская Р.Н. Гармонический стиль А. К. Лядова, А.К. Глазунова и А.Н. Скрябина // Слонимская Р. Н. Анализ гармонических стилей: тезисы лекций и конспект исторического обзора гармонических стилей − СПб: Композитор, 2001. – 74 с.
14. Соколов О.В. Об эстетических принципах программной музыки // Советская музыка. – 1985 с. - №10. – С. 90-98
15. Сохор А. Об идейно-эстетических принципах советской музыки / А. Сохор. // «Музыка и современность». – Вып. 8. – М., 1974. – 13 с.

Вопрос-ответ:

Какие народные песни были использованы в творчестве А К Лядова?

А К Лядов использовал в своем творчестве восемь русских народных песен.

Какие фольклорные традиции присутствуют в творчестве русских композиторов XIX века?

Творчество русских композиторов XIX века отражает фольклорные традиции, такие как использование народных мотивов, мелодий и ритмов в своих произведениях.

Какое место в русской музыкальной культуре занимает творчество А К Лядова?

Творчество А К Лядова занимает значительное место в русской музыкальной культуре, его композиции являются ярким примером воплощения русского фольклора.

Какие симфонические миниатюры были созданы А К Лядовым?

А К Лядов создал восемь симфонических миниатюр, в которых использовал русские народные песни.

В чем заключается проблема воплощения русского фольклора в творчестве А К Лядова?

Проблема воплощения русского фольклора в творчестве А К Лядова заключается в том, как передать и сохранить оригинальность и уникальность русских народных песен в классической музыке.

Какая проблема воплощения русского фольклора обсуждается в статье?

В статье обсуждается проблема воплощения русского фольклора в творчестве А.К. Лядова и других русских композиторов XIX века.

Какие фольклорные традиции были использованы в творчестве русских композиторов XIX века?

Русские композиторы XIX века использовали в своих произведениях разнообразные фольклорные традиции, такие как народные мотивы, мелодии, ритмы и стилистику. Они умело сочетали элементы русского фольклора с классической музыкальной формой, создавая оригинальные и проникновенные произведения.

Какое место занимает творчество А.К. Лядова в русской музыкальной культуре?

Творчество А.К. Лядова занимает важное место в русской музыкальной культуре XIX века. Он был одним из первых композиторов, кто активно использовал русский фольклор в своих произведениях. Его музыка отличается особой глубиной и эмоциональностью, которая проникает в душу слушателя.