Роль волонтерской деятельности в организации процесса адаптации иностранных студентов на примере Сахалинского государственного университета
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 20.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Волонтерская деятельность как элемент организации процесса адаптации иностранных студентов 5
1.1 Волонтерство (добровольчество) молодежи: сущность 5
1.2 Особенности студенческого волонтерства 8
1.3 Взаимосвязь студенческого волонтерства (добровольчества) молодежи и процесса адаптации иностранных студентов 11
2. Анализ студенческой волонтерской деятельности СахГУ в рамках организации процесса адаптации иностранных студентов 14
2.1 Общая характеристика СахГУ 14
2.2 Организация волонтерства и адаптация иностранных студентов в СахГУ 17
2.3 Развитие адаптации через волонтерскую деятельность в СахГУ 21
Заключение 37
Список литературы 38
Доля респондентов, не имеющих в своем окружении волонтеров, составила 13,5% . Не слышали, чтобы кто-то занимался такой деятельностью 7,6% опрошенных.Рис. 2.11 - Распространенность добровольческих инициатив в ближайшем окружении студентов СахГУ, в 2020 г., %Иерархия ценностей молодежи по оценке студентов СахГУ выглядит так: 1. Семейное благополучие 2. Интересная работа, возможность заниматься любимым делом 3. Крепкое здоровье 4. Финансовое благополучие 5. Наличие друзей 6. Слава и влияние Данные, полученные в ходе исследования, позволили выстроить иерархию проблемстудентов СахГУ, которые могут быть решены в рамках участия в волонтерском движении: Увеличение уровня употребления алкоголя, сигарет и наркотиков в молодежной среде (65,5%) Социальное одиночество, отсутствие интересов и стремления к близкому общению (33%) Финансовые трудности (30,5%) Недостаточность жизненных перспектив, возможности профессионального продвижения (28,7%) Неорганизованность досуга молодежи (28,4%) Ухудшение физического состояния здоровья молодых людей: наличие хронических 142 заболеваний, врожденные пороки (24,1%) Значительное увеличение уровня правонарушений в молодежной среде (23%) Несформированность патриотических чувств у молодежи (21,8%) Свое свободное время молодые люди чаще всего проводят, встречаясь с друзьями, сидя за компьютером, слушая музыку или посещая секции и клубы по интересам. Реже – смотрят телевизор, читают книги ходят в кафе, театры и кино. Молодые люди почти вдвое чаще проводят свободное время за компьютером и слушают музыку. В свою очередь, девушки чаще читают книги и ходят в кафе, кино, театры. Динамика доли респондентов, выражающих готовность к волонтерской деятельности:36,8% студентов СахГУ готовы к участию в добровольческой деятельности,28,9% студентов СахГУ выбрали вариант ответа, что скорее хотели бы участвовать в волонтерской работе. На отсутствие намерений участвовать в добровольческой деятельности указали 20,4%: не хотят 12,7% студентов СахГУ, скорее не хотят 7,7% студентов СахГУ. Затруднились ответить на вопрос 13,9%. Доля женщин из респондентов студентов СахГУ, готовых к участию в волонтерской деятельности больше, чем доля мужчин (60,6% и 36,8% соответственно). Рис. 2.12 – Готовность респондентов к участию в добровольческой деятельностистудентов СахГУ, в 2020 г., %По результатам исследования были выявлены направления реализации добровольческой деятельности (на данный вопрос можно было выбрать до 3-х вариантов ответа).Самым значимым направлением добровольческой деятельности для молодых людей является помощь пожилым людям, ветеранам – 38%. 32,8% респондентов отметили помощь детям-сиротам.Спортивное и туристическое направление указали 24,9%. Организацией молодежных акций, программ хотели бы заниматься 20,9% молодых людей. Доля желающих помогать инвалидам составила 19,1%. Приоритетным направлением добровольческой деятельности для 17,1% молодых людей является благоустройство территории.Рис. 2.13 – Приоритетные сферы проявления добровольческих инициативстудентов СахГУ, в 2020 г., %Готовы помогать беспризорным детям 13,6% молодых людей. Доля молодых людей, готовых принимать участие в акциях по борьбе с алкоголизмом и наркоманией составила 13%, в разработке экологических программ, охране окружающей среды – 11%. Менее значимыми для респондентов являются такие сферы, как:помощь в больницах – 10,1% ;образовательные проекты, программы – 9,9%; проекты в области культуры – 8,1%; помощь бездомным, бродягам – 7,5%; правозащитные акции – 4,3%;правовое просвещение граждан – 3,2%. Доля респондентов, которые указали на нежелание оказывать какую-либо помощь, составила 0,3%; не способных оказывать помощь по какой-либо причине – 2,6%.Рис. 2.14 - Предпочитаемые формы добровольческой деятельности студентов СахГУ, в 2020 г., %Студенты СахГУ в большей степени предпочитают групповую (организация помощи группе людей) и массовую (организация и проведение массовых мероприятий) формы волонтерской работы. Доля студентов СахГУ, готовых участвовать в организации и проведении массовых мероприятий, равна 40%.Групповую работу считают более привлекательной 31,6% молодых людей. А на индивидуальную помощь одному человеку ориентированы 20% респондентов - студентов СахГУ.Мужчины в большей степени предпочитают оказывать помощь одному человеку (54,4%), чем девушки (45,6%). Девушки в свою очередь предпочитают организацию помощи группе людей (54,6%), чем молодые люди (45,4%). Организацию массовых мероприятий в равной степени предпочитают девушки и молодые люди (50%). В то же время исследование выявило, что помощь одному человеку является предпочитаемой формой деятельности для молодых людей в возрасте от 18 до 20 лет - 43,5%, в возрасте от 20 до 22 лет – 56,5%. Организацию помощи группе людей предпочитают 56% респондентов – от 18 до 20 лет; и 44% – в возрасте от 20 до 22 лет. Организацию массовых мероприятий отметили 56,9% молодых людей от 10 до 20 лет; 43,1% – в возрасте от 20 до 22 лет.Рис. 2.15 - Факторы, препятствующие участию молодежи в добровольческой деятельности: определение студентов СахГУ, в 2020 г., %Опрос определил те факторы, которые, по мнению респондентов, препятствуют участию студентов в волонтерском движении. Самыми значимыми причинами являются нехватка времени – 59,4% и равнодушие молодежи к проблемам общества – 47,2% . Нехватку опыта как фактор, препятствующий участию в волонтерской деятельности отметили 34,5% респондентов, отсутствие информации об организациях, ответственных за работу с волонтерами – 16,2% и отсутствие материальной возможности участвовать в подобных мероприятиях – 15,1%. Нехватку времени как препятствие для участия в добровольческой деятельности чаще отмечают девушки (53,9%), чем молодые люди (46,1%), мужчины отмечают чаще нехватку опыта (56,4%), чем девушки (43,6%), отсутствие материальных возможностей (64% и 36% соответственно) и отсутствие информации об организациях, которые этим занимаются (53,6% и 46,4% соответственно). Равнодушие к проблемам общества чаще отмечают девушки (51,5%), чем молодые люди (48,5%). Основные результаты исследования:Развитие адаптации студентов (в том числе и иностранных) СахГУ зависит от сформированности социально-значимых мотивов, потребности в социально-ценностной деятельности. На мотивационную сферу волонтерства влияет восприятие молодыми людьми образа волонтера, наличие сложившейся системы знаний о данных типах социальных отношений и т.д. Представления о главных мотивах, побуждающих к добровольческой активности, остаются неизменными. Исследование показывает, что большинство молодых людей определяют волонтера как любого человека, которому не безразлична жизнь других людей и который делает что-то, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. ЗаключениеУспешная социокультурная адаптация иностранных студентов – залог их психологического комфорта в стране пребывания и важный фак- тор, влияющий на успешность обучения в российском вузе.При этом волонтерская деятельность может играть одну их основных ролей в организации процесса адаптации иностранных студентов, что подтверждает опыт Сахалинского государственного университетаВолонтерская деятельность – это возможность принести пользу людям, так считают больше половины респондентов. Доля молодых людей, участвовавших в осуществлении общественно-полезной деятельности, возросла по сравнению с прошлым годом, что позволяет сделать вывод о росте мотивации молодых людей в осуществлении общественно-полезной деятельности. Причем, среди волонтеров больше девушек, чем юношей. Также было отмечено, что в волонтерскую деятельность активнее вовлечены респонденты старших возрастных категорий, по сравнению с младшими. Наиболее эффективно проблема вовлечения населения в общественно-полезную деятельность решается через работу специализированных ресурсных организаций. Полученные данные показали, что большая часть молодых людей первый опыт добровольческой деятельности получает в молодежных центрах и учебных заведениях. Молодежь положительно относится к волонтерской деятельности, однако при этом не все знают о формах ее реализации. Проанализировав результаты проведенного исследования и определив специфику отношения молодежи к волонтерской деятельности в «Феникс», можно говорить о потенциальной перспективе для дальнейшего развития студенческого волонтерского движения и расширении сфер добровольческой деятельности молодежи.Список литературыАлександров Д. Волонтеры не рвутся в политику // Русский репортер. – 2018. – № 6. – С. 16-17.Баулина Е. В. Волонтерская деятельность как фактор формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению // Студент и наука (гуманитарный цикл) – 2018 : материалы междунар. студенческой науч.-практ. конф. – Магнитогорск, 2018. – С. 511-513. Бельская В. С волонтерами на века / В. Бельская, И. Шутова // Независимый библиотечный адвокат. – 2018. – № 1. – С. 36-39.Быстрова Н. В. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи / Н. В. Быстрова, С. А. Цыплакова, Л. А. Чумакова // Карельский научный журнал. – 2018. – Т. 7, № 1 (22). – С. 73-76. Бусурина Е.В., Куралева И.Р. Ранний этап адаптации иностранных студентов: задачи и их решение // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Т. 9, № 3. С. 107–115.Валеева Е. О. Экологическое волонтерство: зарубежный и российский опыт в условиях формирования "общества знаний" ХХI века // XXII Царскосельские чтения : материалы междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 75-78.Виноградова М. Волонтеры новой эры / Марина Виноградова // Наука и религия. – 2018. – № 5. – С. 17-21.Габибуллаева Е. Н. Волонтерство и добровольческая деятельность начинающего воспитателя как индикатор патриотизма / Е. Н. Габибуллаева, А. А. Городнянская // Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров : материалы XVIII межрегион. науч.-практ. конф. – Старый Оскол, 2018. – С. 209-211. Горлова Н. И. Современная историография волонтёрства в России: тенденции и перспективы изучения // Вестник Удмуртского университета. Сер.: История и филология. – 2018. – № 1. – С. 49-59 Данченко Д. Голос для сердца // Гражданская защита. – 2018. – № 2. – С. 60. Евграфова С. А. Развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни // Синергия наук. – 2018. – № 23. – С. 1057-1067.. Жукова О. Г. Волонтерство как система и объект научного управления знаниями в формирующемся "обществе знаний" / О. Г. Жукова, Т. В. Клейус // XXII Царскосельские чтения : материалы междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 67. Захаренко, М. П. Молодежное волонтерство: версии существующие и перспективные // Современная библиотека. - 2017. - № 2. - С. 45-47.Зборовский Г.Е. Проблема волонтерства в структуре социологического знания // Вестник Пермского национального поли- технического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 3. С. 8–23Ибрагимова С. В. Добровольчество (волонтерство) в контексте общесоциальных функций права // XXII Царскосельские чтения : материалы междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 39-42. Коршунова Н. Е. Формирование социальной ответственности молодежи путем участия в волонтерской деятельности / Н. Е. Коршунова, Е. А. Алабян // Социальное государство и молодежь: механизмы управления и перспективы развития : сб. статей. – Москва, 2018. – С. 164-170. Кручинина Е. А. Семейное волонтерство как один из видов добровольческой деятельности / Е. А. Кручинина, С. Ф. Лобарева // Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров : материалы XVIII межрегион. науч.-практ. конф. – Старый Оскол, 2018. – С. 234-238. Кузьминчук A. A. Направления молодежного добровольчества: специфика и перспективы развития / A. A. Кузьминчук, M. B. Певная, Е. Р. Тимиршина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2018. – №2 (53). – С. 68-77Курагина Г. С. Организация добровольческой деятельности в студенческой среде / Г. С. Курагина, Э. И. Сундукова // Социальная педагогика. – 2017. – № 3. – С. 119-138. Логвиненко О. И. Волонтерство как форма социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольной образовательной организации / О. И. Логвиненко, М. И. Никулина // Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров : материалы XVIII межрегион. науч.-практ. конф. – Старый Оскол, 2018. – С. 161-163. Мазниченко М. А. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности / М. А. Мазниченко, Г. С. Папазян // 6 Высшее образование в России. – 2018. – № 2. – С. 103-113 Макарова О. В. Волонтерское движение как один из видов поддержки социальной деятельности детей и подростков // Педагогика и психология: перспективы развития : сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2018. – С. 146-149. Мансурова С. Е. Модель формирования социально педагогических компетенций педагогов в области волонтерства / С. Е. Мансурова, Р. А. Дощинский // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2018. – № 2. – С. 57-Материалы «Феникс» - 2020 г.Мишина Л. В. Волонтерство как социальный феномен // Современные исследования и проблема научных коммуникаций в России : сб. статей. – Нижний Новгород, 2018. – С. 49-55. . Нехлебова Н. Творить добро. Официально // Огонек. – 2018. – № 17. – С. 14-16. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики / М. В. Певная. – 2 -е изд. – Москва : Флинта, 2017. – 434 Сайт СахГУ http://sakhgu.ru/
1. Александров Д. Волонтеры не рвутся в политику // Русский репортер. – 2018. – № 6. – С. 16-17.
2. Баулина Е. В. Волонтерская деятельность как фактор формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению // Студент и наука (гуманитарный цикл) – 2018 : материалы междунар. студенческой науч.-практ. конф. – Магнитогорск, 2018. – С. 511-513.
3. Бельская В. С волонтерами на века / В. Бельская, И. Шутова // Независимый библиотечный адвокат. – 2018. – № 1. – С. 36-39.
4. Быстрова Н. В. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи / Н. В. Быстрова, С. А. Цыплакова, Л. А. Чумакова // Карельский научный журнал. – 2018. – Т. 7, № 1 (22). – С. 73-76.
5. Бусурина Е.В., Куралева И.Р. Ранний этап адаптации иностранных студентов: задачи и их решение // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Т. 9, № 3. С. 107–115.
6. Валеева Е. О. Экологическое волонтерство: зарубежный и российский опыт в условиях формирования "общества знаний" ХХI века // XXII Царскосельские чтения : материалы междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 75-78.
7. Виноградова М. Волонтеры новой эры / Марина Виноградова // Наука и религия. – 2018. – № 5. – С. 17-21.
8. Габибуллаева Е. Н. Волонтерство и добровольческая деятельность начинающего воспитателя как индикатор патриотизма / Е. Н. Габибуллаева, А. А. Городнянская // Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров : материалы XVIII межрегион. науч.-практ. конф. – Старый Оскол, 2018. – С. 209-211.
9. Горлова Н. И. Современная историография волонтёрства в России: тенденции и перспективы изучения // Вестник Удмуртского университета. Сер.: История и филология. – 2018. – № 1. – С. 49-59
10. Данченко Д. Голос для сердца // Гражданская защита. – 2018. – № 2. – С. 60.
11. Евграфова С. А. Развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни // Синергия наук. – 2018. – № 23. – С. 1057-1067.
12. . Жукова О. Г. Волонтерство как система и объект научного управления знаниями в формирующемся "обществе знаний" / О. Г. Жукова, Т. В. Клейус // XXII Царскосельские чтения : материалы междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 67.
13. Захаренко, М. П. Молодежное волонтерство: версии существующие и перспективные // Современная библиотека. - 2017. - № 2. - С. 45-47.
14. Зборовский Г.Е. Проблема волонтерства в структуре социологического знания // Вестник Пермского национального поли- технического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 3. С. 8–23
15. Ибрагимова С. В. Добровольчество (волонтерство) в контексте общесоциальных функций права // XXII Царскосельские чтения : материалы междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 39-42.
16. Коршунова Н. Е. Формирование социальной ответственности молодежи путем участия в волонтерской деятельности / Н. Е. Коршунова, Е. А. Алабян // Социальное государство и молодежь: механизмы управления и перспективы развития : сб. статей. – Москва, 2018. – С. 164-170.
17. Кручинина Е. А. Семейное волонтерство как один из видов добровольческой деятельности / Е. А. Кручинина, С. Ф. Лобарева // Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров : материалы XVIII межрегион. науч.-практ. конф. – Старый Оскол, 2018. – С. 234-238.
18. Кузьминчук A. A. Направления молодежного добровольчества: специфика и перспективы развития / A. A. Кузьминчук, M. B. Певная, Е. Р. Тимиршина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2018. – №2 (53). – С. 68-77
19. Курагина Г. С. Организация добровольческой деятельности в студенческой среде / Г. С. Курагина, Э. И. Сундукова // Социальная педагогика. – 2017. – № 3. – С. 119-138.
20. Логвиненко О. И. Волонтерство как форма социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольной образовательной организации / О. И. Логвиненко, М. И. Никулина // Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров : материалы XVIII межрегион. науч.-практ. конф. – Старый Оскол, 2018. – С. 161-163.
21. Мазниченко М. А. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности / М. А. Мазниченко, Г. С. Папазян // 6 Высшее образование в России. – 2018. – № 2. – С. 103-113
22. Макарова О. В. Волонтерское движение как один из видов поддержки социальной деятельности детей и подростков // Педагогика и психология: перспективы развития : сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2018. – С. 146-149.
23. Мансурова С. Е. Модель формирования социально педагогических компетенций педагогов в области волонтерства / С. Е. Мансурова, Р. А. Дощинский // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2018. – № 2. – С. 57-
24. Материалы «Феникс» - 2020 г.
25. Мишина Л. В. Волонтерство как социальный феномен // Современные исследования и проблема научных коммуникаций в России : сб. статей. – Нижний Новгород, 2018. – С. 49-55.
26. . Нехлебова Н. Творить добро. Официально // Огонек. – 2018. – № 17. – С. 14-16.
27. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики / М. В. Певная. – 2 -е изд. – Москва : Флинта, 2017. – 434
28. Сайт СахГУ http://sakhgu.ru/
Вопрос-ответ:
Какая роль волонтерской деятельности в организации процесса адаптации иностранных студентов?
Волонтерская деятельность играет важную роль в организации процесса адаптации иностранных студентов, так как помогает им быстрее освоиться в новой среде, познакомиться с местными студентами и получить помощь и поддержку.
Что такое волонтерство и какую сущность оно имеет для молодежи?
Волонтерство или добровольчество - это деятельность, которую осуществляют люди по собственному желанию и без получения финансовой выгоды. Для молодежи волонтерство имеет особую сущность, поскольку оно позволяет развивать социальные навыки, эмпатию, ответственность и самоопределение.
Какие особенности студенческого волонтерства существуют?
Особенности студенческого волонтерства включают в себя возможность приобретения новых знаний и навыков, расширение круга общения, потенциал для создания новых проектов и инициатив, а также гибкость в выборе времени и места деятельности.
Как связано студенческое волонтерство, добровольчество молодежи и процесс адаптации иностранных студентов?
Студенческое волонтерство и добровольчество молодежи являются важными компонентами процесса адаптации иностранных студентов. Благодаря волонтерской деятельности, студенты могут получить помощь и поддержку от местной молодежи, а также быстрее освоиться в новой среде и улучшить свои коммуникативные навыки.
Каков анализ студенческой волонтерской деятельности в контексте процесса адаптации иностранных студентов?
Анализ студенческой волонтерской деятельности в контексте процесса адаптации иностранных студентов позволяет оценить эффективность и результаты деятельности волонтеров, их влияние на студентов и оценить уровень удовлетворенности иностранных студентов проводимыми мероприятиями и их привлекательностью для будущих студентов.
Какую роль играет волонтерская деятельность в организации процесса адаптации иностранных студентов в Сахалинском государственном университете?
Волонтерская деятельность в Сахалинском государственном университете играет важную роль в организации процесса адаптации иностранных студентов. Волонтеры помогают студентам из других стран адаптироваться к новым условиям, помогают с языковой и культурной адаптацией, оказывают необходимую поддержку и помощь в повседневных вопросах.
Что такое волонтерство и какое место оно занимает в добровольческой деятельности молодежи?
Волонтерство - это добровольная деятельность, которую осуществляют люди, желающие помочь другим. Оно занимает важное место в добровольческой деятельности молодежи, так как позволяет молодым людям проявить свою инициативу, развить навыки коммуникации, лидерства и социальной ответственности. Волонтерство помогает молодежи оказывать поддержку и помощь нуждающимся, вносить положительные изменения в общество.
Какие особенности имеет студенческое волонтерство?
Студенческое волонтерство имеет свои особенности. Во-первых, студенты, занимающиеся волонтерской деятельностью, часто объединяются в студенческие организации или клубы, что помогает им взаимодействовать и совместно решать задачи. Во-вторых, студенческое волонтерство часто связано с активной социальной жизнью студентов, включает в себя организацию мероприятий, фестивалей, волонтерских проектов и т.д. Также в студенческом волонтерстве широко используются современные коммуникационные средства, социальные сети и онлайн-платформы.
Какова роль волонтерской деятельности в организации процесса адаптации иностранных студентов?
Волонтерская деятельность играет ключевую роль в организации процесса адаптации иностранных студентов в университете. Волонтеры помогают новым студентам освоиться в новой среде, оказывая им поддержку и помощь во всех сферах жизни: от ориентации на учебе и в социальной среде до помощи в бытовых вопросах. Они предоставляют информацию о правилах и порядке учебного процесса, организуют экскурсии и мероприятия для знакомства с культурой и историей страны. Волонтерская деятельность также способствует созданию дружественной и приятной атмосферы, в которой иностранные студенты чувствуют себя комфортно и востребованно.