Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью изобразительной деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 21.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью изобразительной деятельности 6
1. Понятие и компоненты эмоционально-волевой сферы ребенка 6
1.2. Особенности эмоционально-волевого развития детей 10
1.3. Изобразительная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 16
2. Экспериментальная работа по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью изобразительной деятельности 21
2.1. Выявление уровня развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 21
2.2. Программа развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью изобразительной деятельности 27
Заключение 31
Список литературы 33
В результате проведения методики «Сюжетные картинки» было выявлено, что: 8 детей из 20 неправильно раскладывают картинки (кладут в одну стопку картинки, изображающие и положительные, и отрицательные поступки ), неадекватно реагирую эмоционально, или не реагирую вообще; 6 детей правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия; неадекватно реагируют эмоционально;4 детей правильно раскладывают картинки, при этом обосновывая свои действия; имеют адекватные, но слабо выраженные эмоциональные реакции; 2 детей не только правильно раскладывают картинки; на и адекватно, ярко и активно реагируют эмоционально (рис. 1).Рис. 1 Результаты проведения методики «Сюжетные картинки» Таким образом, по результатам проведения методики, можно сделать вывод, что 40% детей имеют низкий уровень осознания нравственных качеств, 30% - ниже среднего, 20% - средний, и только 10% детей имеют высокий уровень осознания нравственных качеств..При проведении методики диагностики отношения к жизненным ценностям 11 детей из 20 выбирали преимущественно такие ответы, как иметь много денег, современный компьютер, возможность командовать, иметь слуги то, чего нет у других; 1 ребенок – выбрал исключительно такие желания, как - быть любимым, иметь друзей, здоровых родителей, доброе сердце и сочувствовать окружающим; 8 детей дали смешанные ответы (рис 2).Рис. 2 – Анализ результатов диагностики уровня любви к людям и окружающему миру Таким образом, по результатам проведения данной методики можно сделать вывод, что в ЭГ 55% детей имеют низкий уровень любви к людям и окружающему миру, 40% - средний, 10% - высокий.При наблюдении за детьми ЭГ нами было выявлено, что: 4 детей не слушаются старших, 11 не всегда послушны и нуждаются в руководстве, 3 слушаются старших, а 2 детей не только слушаются старших, но и не терпят непослушания старших со стороны сверстников. Что касается уважения, то при наблюдении было выявлено, что не уважают старших и грубят 3 детей, уважают старших, но допускают неуважение к сверстниками 12 человек, 3 детей уважают старших и 2 не только уважают старших, но и не терпят неуважительного отношения к ним со стороны сверстников (рис. 3).Рис. 3 – Анализ уровня послушания и уважения к старшимТаким образом, большая часть детей (65%) имеют средний уровень послушания и уважения, 20% - высокий, и 15% детей с низким уровнем послушания и уважения.При проведении методика «Изучение проявления помощи другому человеку» на этом этапе диагностического исследования было выявлено, что 3 испытуемых реагируют на сложившуюся ситуацию и предлагают свою помощь; 12 испытуемых адекватно реагируют на сложившуюся ситуацию, проявляя озабоченность о неудачах других детей, но не пытаются оказать помощь или делают это под воздействием взрослого; 5 проявляют равнодушие к сложившейся ситуации, приступая к самостоятельной деятельности, даже под стимулирующим воздействием взрослого: дети, увидев привлекательную для них деятельность, не принимают во внимание переживания и чувства других детей (рис.4).Рис. 4 – Анализ уровня сочувствия, оказание помощи в трудных ситуацияхТаким образом, 15% детей в ЭГ имеют высокий уровень сочувствия и оказания помощи в трудных ситуациях; 60% - средний; 25% - низкий. В таблице 1 приведено обобщение результатов проведенной диагностикиТаблица 1. Результаты диагностики на констатирующем этапеМет-каИзучение проявления помощи другому человекуИзучение послушания и уваженияДиагностика уровня любви к людям и окружающему мируМетодика «Сюжетные картинки»Группа/уровеньВысСреднНизкВысСреднНизкВыс.Средн.Низк.ВысСреднНиже среднНизк3125413311182468Таким образом, на основании проведенной диагностики можно сделать вывод, что у большей части детей уровень осознания нравственных качеств - низкий или ниже среднего. Уровень любви к людям и окружающему миру у детей обеих групп также низкий или средний. Уровень послушания у детей, в большинстве своем, средний. Все это свидетельствует о необходимости проведения работы, направленной на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью изобразительной деятельности.2.2. Программа развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью изобразительной деятельностиС учетом результатов, полученных на констатирующем этапе исследования нами была разработана программа по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью изобразительной деятельностиНазвание программы: «Маленькие художники»Цель программы: развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью изобразительной деятельностиЗадачи программы:1) формирование положительно-эмоционального отношения к окружающему миру и произведениям искусства;2) формирование представления о разных видах искусства и их особенностях и средствах выразительности; 3) овладение необходимыми художественными, творческими умениями, техниками выполнения работ; 4) формирование собственных эстетических предпочтений, оценок и проявлений художественного вкуса;5) развитие проявления инициативности, самостоятельности и креативности).В основу решения задач положены следующие принципы:Принцип наглядности;Принцип последовательности;Принцип доступности содержания;Принцип от простого к сложному;Принцип сотрудничества и взаимоуважения;Принцип опоры на интересы ребенка. Занятия проводились 1 раз в 2 недели.Продолжительность занятий составляла 25-35 мин.Занятия проводились с учетом психологических и физических способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. В ходе занятия педагог раздавал материал, который необходим для выполнения работы. Как правило, набор состоял из краски, гуаши, акварели, салфеток, картона, цветной бумаги, иллюстраций и других важных предметов. Вся работа с детьми была направлена на развитие природных задатков, на раскрытие творческого потенциала ребенка, формирование его эмоционально-эстетических чувств, создание во взаимодействии внимательного и дружеского отношения; формирование умений положительного контакта в совместной деятельности.Для вовлечения детей в процесс восприятия и продуктивного творчества были использованы разнообразные приемы и формы работы: НОД, дидактические игры, игровые ситуации, игры и т.д.. При организации изобразительной деятельности детей сочетались индивидуальные и коллективные виды работы, отдавая приоритет собственной инициативе воспитанников. В процессе работы были использованы следующие образовательные технологии: личностноориентированные технологии (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей) здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности, игровая технология.В таблице 2 приведен тематический план занятийТаблица 2. Тематический план занятий№Тема занятияЦель занятия1Рисунок «Колючая сказка».Развитие эмоционально-эстетических чувств детей, развитие творческого воображения, формирование художественных умений 2Рисунок «Что я чувствую»Знакомство с собственными чувствами и эмоциями, нахождения контакта между внутренним миром и внешними обстоятельствами.3Аппликация «Настроение осени»Учить детей составлять сюжетную аппликацию, отражать в ней природу «золотой» осени, учить использовать разные способы изображения – вырезывание и обрывание. Формировать умение договариваться об общей композиции.4Рисунок «У Мурки день рождения».Развитие эмоционально-эстетических чувств детей, развитие творческого воображения, формирование художественных умений5Рисунок «Черёмуха»Развитие эмоционально-эстетических чувств детей, развитие творческого воображения, формирование художественных умений6Рисунок«Дружные ребята»Развитие эмоционально-эстетических чувств детей,, коррекция эмоциональных, личностных и поведенческих нарушений;7Рисунок «Все цветы России»Развитие эмоционально-эстетических чувств детей, развитие творческого мышления и воображения, воспитание чувства любви к искусству родного края.8. Лепка «Снеговик»Вызвать у детей положительные эмоции. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.Стимулировать интерес к экспериментированию в работе, включать в оформление «бросовый материал» для создания необычных поверхностей визображаемом объекте.В процессе работы с детьми было отмечено, что изобразительная деятельность не утомляет детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, а, напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же изобразительная деятельность позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть эстетические чувства и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. В процессе работы использовалась любая возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Давались консультации, размещалась информация на информационных стендах, на сайте образовательной организации. Родители активно привлекались к участию в создании выставки детских рисунков, которая очень порадовала детей и их родителей.ЗаключениеНа основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств, эмоций и волевых проявлений личности. Именно совокупность воли и эмоций и составляет эмоционально-волевую сферу.Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с нарушением слуха отстает от развития данной сферы у детей с развитием в норме. У детей с нарушением слуха активный словарь меньше, чем у детей, развивающихся в норме, тем самым глухим и слабослышащим детям тяжело определять похожие эмоции, имеющих различные наименования. Дети с нарушением слуха часто испытывают отрицательные эмоции, такие как: тревожность, беспокойство, злобу, по сравнению с детьми, развивающимися в норме. Доминирование отрицательных эмоций над положительными приводит к частому переживанию состояний грусти, печали с частым перенапряжением всех систем организма.Особенности эмоционально-волевого развития школьников с нарушениями слуха характеризуются различной степенью выраженности и вариативностью. Наиболее существенными из них являются: ограниченность или отсутствие сведений об эмоциях; затруднения в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка; трудности в вербализации различных эмоциональных состояний, в установлении причинно-следственных связей возникновения эмоций у человека.Изобразительная деятельность благоприятна для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. В процессе изобразительной деятельности активно работает воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления, ребенок учится преодолевать трудности, познает окружающий мир, ищет выход из проблемной ситуации, совершенствуется речь, формируются нравственные качества личности.Проанализировав теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, мы провели опытно-экспериментальную работу. Работа осуществлялась нами на базе МДОУ Детский сад. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет.На основании проведенной диагностики был сделан вывод, что у большей части детей уровень осознания нравственных качеств - низкий или ниже среднего. Уровень любви к людям и окружающему миру у детей обеих групп также низкий или средний. Уровень послушания у детей, в большинстве своем, средний. Все это свидетельствует о необходимости проведения работы, направленной на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью изобразительной деятельности.С учетом результатов, полученных на констатирующем этапе исследования нами была разработана программа по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью изобразительной деятельности «Маленькие художники».Список литературыАкмамбетов, Г.Г. Проблема эмоционального развития личности [Текст] Г.Г. Акмамбетов.–М.: Логос, 2012.–258с.Артемьева, Т.И. Развитие личности и ее способностей [Текст] / Т.И. Артемьева.–М.: АСТ, 2012.–196с.Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. – Москва : Советский спорт, 2004. – 304 сБреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] /Г.М. Бреслав– М.: Академия, 2014. – 144 с.Вартанян, Г.А. Эмоции и поведение [Текст] /Г.А. Вартанян, Е.С. Петров.– СПб.: Питер, 2012. – 145 с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С. Выготский. – М.:АСТ, 2014. – 672 с.Гиниятуллина Э. Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника//Universum: психология и образование – 2019 - №2 – С 18-21Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 425 с.Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]: монография / А.В. Запорожец – М.: ЮНИС, 2013. – 178 сИзотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика[Текст]/Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2014. – 288 сКоваль О.А. Связь психологического развития дошкольников, имеющих речевую патологию, и уровня развития эмоционального интеллекта родителей // Клиническая и специальная психология. 2020.- Том 9. - № 1. - С. 142–168. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 275 с.Попова, С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] /С.С. Попова // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 221–224.Файтарон, М. Возможности реабилитации глухих и слабослышащих людей / М. Файтарон // Специальное образование. – 2011. – № 2. С. 44- 50.Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]: Пособие для воспитателей дет.сада /А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева; Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Апрель Пресс, 2012. – 176с.
1. Акмамбетов, Г.Г. Проблема эмоционального развития личности [Текст] Г.Г. Акмамбетов.–М.: Логос, 2012.–258с.
2. Артемьева, Т.И. Развитие личности и ее способностей [Текст] / Т.И. Артемьева.–М.: АСТ, 2012.–196с.
3. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. – Москва : Советский спорт, 2004. – 304 с
4. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] /Г.М. Бреслав– М.: Академия, 2014. – 144 с.
5. Вартанян, Г.А. Эмоции и поведение [Текст] /Г.А. Вартанян, Е.С. Петров.– СПб.: Питер, 2012. – 145 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С. Выготский. – М.:АСТ, 2014. – 672 с.
7. Гиниятуллина Э. Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника//Universum: психология и образование – 2019 - №2 – С 18-21
8. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 425 с.
9. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]: монография / А.В. Запорожец – М.: ЮНИС, 2013. – 178 с
10. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика[Текст]/Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2014. – 288 с
11. Коваль О.А. Связь психологического развития дошкольников, имеющих речевую патологию, и уровня развития эмоционального интеллекта родителей // Клиническая и специальная психология. 2020.- Том 9. - № 1. - С. 142–168.
12. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 275 с.
13. Попова, С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] /С.С. Попова // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 221–224.
14. Файтарон, М. Возможности реабилитации глухих и слабослышащих людей / М. Файтарон // Специальное образование. – 2011. – № 2. С. 44- 50.
15. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]: Пособие для воспитателей дет.сада /А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева; Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Апрель Пресс, 2012. – 176с.
Вопрос-ответ:
Как развивается эмоционально волевая сфера у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью изобразительной деятельности?
Эмоционально волевая сфера детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха может быть развита через изобразительную деятельность, которая помогает им выразить свои эмоции и чувства. Рисунки и другие формы творчества позволяют детям выразить свои эмоции и развить свои волевые качества, такие как настойчивость и самоконтроль.
Какие компоненты входят в эмоционально волевую сферу ребенка?
В эмоционально волевую сферу ребенка входят такие компоненты, как эмоциональная сфера (эмоции, чувства), мотивационная сфера (интересы, потребности) и волевая сфера (настойчивость, самоконтроль). Эти компоненты взаимосвязаны и влияют друг на друга в процессе развития ребенка.
Какие особенности характерны для эмоционально волевого развития детей старшего дошкольного возраста?
В эмоционально волевом развитии детей старшего дошкольного возраста часто наблюдаются такие особенности, как эмоциональная нестабильность (частые смены настроения), низкий уровень самоконтроля и настойчивости, а также трудности в выражении и понимании эмоций. Использование изобразительной деятельности может помочь преодолеть эти особенности и развить эмоционально волевую сферу у детей.
В чем заключается роль изобразительной деятельности в развитии эмоционально волевой сферы детей с нарушением слуха?
Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии эмоционально волевой сферы детей с нарушением слуха. Она позволяет детям выразить свои эмоции и чувства через рисунки и другие формы творчества. Также изобразительная деятельность развивает волевые качества детей, такие как настойчивость и самоконтроль.
Как развивается эмоционально волевая сфера детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью изобразительной деятельности?
Эмоционально волевая сфера детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха может развиваться с помощью изобразительной деятельности. При участии в такой деятельности дети могут выразить свои эмоции и чувства через рисунки, скульптуры и другие формы изобразительного искусства. Это помогает им развить воображение и креативность, а также позволяет им учиться контролировать свои эмоции и проявлять волю.
Какие компоненты входят в эмоционально волевую сферу ребенка?
В эмоционально волевую сферу ребенка входят несколько компонентов. Это эмоциональная сфера, включающая различные эмоции и чувства, мотивационная сфера, связанная с целями и стремлениями ребенка, и волевая сфера, отвечающая за самоконтроль и исполнительность. Все эти компоненты взаимосвязаны и влияют на развитие личности ребенка.
Какие особенности имеет эмоционально волевое развитие у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста есть определенные особенности в эмоционально волевом развитии. На этом этапе они начинают осознавать свои эмоции и учатся управлять ими. Дети развивают способность к самоконтролю и сосредоточению, а также учатся ставить и достигать цели. Важно создать подходящую среду и задания, которые помогут развить эти навыки у детей.
Почему изобразительная деятельность является эффективным средством развития эмоционально волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
Изобразительная деятельность является эффективным средством развития эмоционально волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Она позволяет детям выразить свои эмоции и чувства через творчество и создание различных произведений искусства. Это помогает им развивать воображение, креативность и самовыражение. Кроме того, изобразительная деятельность может быть использована для обучения детей самоконтролю, сосредоточенности и управлению эмоциями.
Какие могут быть трудности в развитии эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
У детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха могут возникать трудности в развитии эмоционально-волевой сферы из-за ограниченной коммуникации с окружающими, сложностей с пониманием и выражением эмоций, а также низкой самооценкой. Они могут испытывать затруднения в общении, проявлении эмоций и контроле над своим поведением.
Какая роль изобразительной деятельности в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии эмоционально-волевой сферы детей со слуховыми нарушениями. Через рисование и лепку они могут выразить свои эмоции, развить творческое мышление и фантазию, а также укрепить связь с окружающим миром. Использование различных материалов и техник изобразительного искусства позволяет детям самостоятельно выбирать способ выражения своих эмоций и развивать волевые качества.
Какие компоненты входят в эмоционально-волевую сферу ребенка?
Эмоционально-волевая сфера ребенка включает в себя такие компоненты, как эмоциональная сфера (выражение и понимание эмоций), социальная сфера (взаимодействие с другими людьми), внутренняя сфера (самосознание, самоконтроль) и волевая сфера (целеустремленность, саморегуляция).