Форматы радиостанций 1990-х годов в России
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 23.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Формирование радиостанций в России в 1990-х годах: исторический и теоретический аспекты 5
1.1. Основные предпосылки появления новых форматов радиостанций в 1990-х годах в России 5
1.2. Понятие формат. Основные форматы отечественных радиостанций 10
Глава 2. Контент-анализ радиостанций 1990-х годов в России 15
2.1. Программа контент-анализа отечественных радиостанций 1990-х годов 15
2.2. Выводы контент-анализа отечественных радиостанций 1990-х годов 18
Заключение 25
Литература 28
Приложение А 30
При этом самая популярная рубрика — дорожная информация (84 раз в неделю). Следует отметить, что в первый год не было даже новостной рубрики. Единственная рубрика, которая представлена во все четыре года — музыка по заявкам, причём эфирного время увеличилось с годами с 3 часов в неделю до семи. В последующие годы, начиная с 1993 года, формат радиостанции изменился. Во-первых, радиостанция отказалась от таких рубрик, как прогноз погоды и дорожная информация. Начиная с 1994 года, не будет и первоначальной рубрики «дорожная информация». Во-вторых, появляется более обширная информационная и развлекательная составляющие радиоэфира.С 1993 года в эфире радиостанции выходят новости, которые на протяжении трёх лет стали главной частью информационного эфира (63 раза в неделю с 1993 по 1995 годы). В целом можно отметить, что в 1993 году радиостанция экспериментирует с форматом, так как добавилось большое количество новых рубрик и тем. Помимо новостей были добавлены: обзор прессы (12 часов в неделю), ТВ-гид (5), развлекательные передачи (13). К развлекательным передачам относятся: «Подиум», «Танцевальный вечер», «Легенды рока Мальборро», «Московская панорама».При анализе радиостанции «Европа Плюс» мы отдельно выделили спортивные новости, новости бизнеса и музыкальные новости, чтобы показать весь спектр новостной информации, который пыталась охватить радиостанция в разные годы. В 1993 году в сетке вещания были представлены все эти виды новости: спортивные новости (один раз в день по будням «Спорт-курьер»), экономически новости (два раза в день по будням), музыкальные (три раза в неделю по вечерам). Следует также обратить внимание, что спортивные новости выходили утром, бизнес-новости в обед и днём,а музыкальные — вечером в 21:00. Такая сетка вещания показывает ориентированность на разную аудиторию: молодёжь вечером и работающих бизнесменов в первой половине дня. Таким образом, в 1993 году формат радиостанции трансформировался в информационно-развлекательный.В 1994 году все созданные в 1993 году рубрики сохранились за исключением «музыкальных новостей»: они были убраны из сетки вещания. Обзор прессы уменьшился с 12 раз в неделю в 1993 до пяти в 1994 году. Количество развлекательных передач увеличилось на одну: была добавлена «На улицах Москвы», что говорит о тенденции трансформации формата радиостанции в сторону более развлекательной.Эта тенденция в полной мере отразилась в 1995 году. В этом году были убраны почти все информационные составляющие радиостанции: обзор прессы, новости бизнеса, ТВ-гид. Были оставлены только новости, спортивные новости, которые стали ежедневными и развлекательные передачи, которые стали занимать почти в два раза больше эфирного времени, чем в 1994 году (14 раз в неделю в 1994 году и 23 — в 1995 году). Были добавлены такие развлекательные передачи, как «Тупой и ещё тупее», «Большой парад», «Гараж». Именно в 1995 году радиостанция «Европа Плюс» стала максимально приближена к тому формату, в котором она существует сегодня.Делая общий вывод по проведённому контент-анализу, можно сказать о том, что в 1990-х годах формируется своя уникальная система радиостанций, которая соотносится с самыми разными интересами отечественного радиослушателя. С одной стороны, намечается тенденция формирования популярных развлекательных музыкальных радиостанций («Европа Плюс»). С другой стороны, формируются новостные (Национальная служба новостей»), информационные («Открытое радио») и информационно-развлекательные радиостанции («Русское радио», «Серебряный дождь»), а также формат «середина пути» («Авторадио»). Все анализируемые нами радиостанции существуют и сегодня (за исключением «Открытого радио»). И некоторые из них сохранили свой формат с 1990-х годов («Авторадио»), другие поменяли («Серебряный дождь»).ЗаключениеРаспад Советского Союза повлёк за собой качественные изменения во многих сферах жизни человека в России: в экономике, политике, социальной сфере. Эти изменения коснулись и СМИ, и журналистики. Целью данной работы было проанализировать и определить, какие форматы радиостанций зародились в России в 1990-ом году. В первой главе данного исследования были определены основные предпосылки, которые повлияли на становление разветвлённой системы форматов радиостанций в России в конце XX века. Все предпосылки были поделены на несколько групп: общественно-политические, экономические, социальные и технические. В общественно-политическом плане вышли определённые законы, которые позволили любым гражданам стать учредителями СМИ. Также юридически была закреплена свобода слова и запрещена цензура. Структура СМИ изменилась с вертикальной на горизонтальную. Также из-за поднятия железного занавеса стало возможным проникновение западных форматов радиостанций в Россию. Иностранные предприниматели также получили право учреждать СМИ. В экономическом плане упростилась процедура регистрации СМИ, рыночная экономика повлияла на становление конкуренции между радиостанциями за слушателя и рекламодателя. Демократизация и гласность стали теми ключевыми социальными предпосылками, которые изменили подход к контенту в радиожурналистике. Развивалась в это время и техническая сторона радиовещания, что также поспособствовало развитию радиожурналистики, особенно региональной.Также в первой главе мы проанализировали сам термин «формат» и определили, какие форматы радиостанций бывают. В целом система радиостанций в России была заимствована из США и немного модифицирована под отечественные реалии. Все радиоформаты делятся на две большие группы: разговорные и музыкальные. Также есть промежуточные форматы: информационно-музыкальные и музыкально-информационные. Разговорные форматы включают в себя: информационные, информационно-развлекательные, новостные, беседы, развлекательные, детские и другие. Музыкальные подразделяются на форматы в зависимости от типа музыки: Adult Contemporary, Contemporary Hit Radio, национальная музыка, рок, шансон и другие.Во второй главе данной работы был проведён контент-анализ форматов отечественных радиостанций 1990-х годов. Объектов контент-анализа стали российские радиостанции, которые появились в 1990-х годах. Всего были выбраны шесть радиостанций: Авторадио, Русское радио, Открытое радио, Национальная служба новостей, Серебряный дождь и Европа Плюс. В первой части нашего контент-анализа мы проанализировали тематическую составляющую информационного блока первых пяти радиостанций по их сетке вещания 1998-го года. На основании данного анализа можно отметить, что радио стало одним из основных источников новостной информации для жителей России. Самыми востребованными рубриками в целом были новости и развлекательные передачи, что говорит о востребованности информационного и информационно-развлекательного форматов радиостанций. Также появилась первая радиостанция формата «середина пути».Во второй части контент-анализа мы подробно проанализировали, как менялся формат первой коммерческой российской радиостанции «Европа Плюс» за первые пять лет её существования. В первый год существования радиостанция тяготела к музыкальному формату, однако в 1993 году в эфире стали появляться новые информационные, новостные и развлекательные рубрики. В этом году формат радиостанции можно определить как музыкальный с элементами информационно-развлекательного. В 1994-1995 годах количество информационных рубрик значительно сокращается, а развлекательных увеличивается. В конце концов, в 1995 году радиостанция приобрела тот формат, в котором продолжает вещание и сегодня: музыкальный с элементами развлекательного.В целом период 1990-х годов для радиожурналистики характеризуется увеличением свободы как в плане контента, так и учреждения СМИ, что повлекло за собой появление большого числа радиостанций разнообразных форматов. Проведя контент-анализ, мы определили, что в обществе в целом был запрос на музыкальные, информационные и информационно-развлекательные радиостанции. ЛитератураБолотова Л. Д., Кравченко В. В. Радиоформаты, форматирование, переформатирование / Вестник Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. 2010. № 6. С. 79–89Болотова Л. Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: новые реалии и старые традиции // Вестн. Моск. ун-та. Сер Журналистика. 2004. № 2. С. 6.Бубукин А. Форматы радиостанций. Как определить свой формат? [электронный ресурс] URL: http://www. radiostation.ru/music/format.html (дата обращения: 21.01.2021).Вартанова Е. Л. Основные форматы современных коммерческих радиостанций // Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003. [электронный ресурс] URL: http://evartist.narod.ru/text11/48.htm#з_04 (дата обращения 21.01.2021).Журавлева А. А. Система форматов отечественного радиорынка и траектория развития FM-вещания (на примере челябинских радиостанций)// Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019 С.182-192.Засурский Я. Н. Самый открытый источник информации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. «Журналистика». 2004. № 2. Закон о СМИ РФ. М., 1991. Клюев Ю. В. Радиовещание Ленинграда-Петербурга: Организационная структура, проблематика, эволюция форм и жанров: Дис. … канд. филол. наук. СПб., 2001. Клюев Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии : учебное пособие. СПб.: Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций» СПбГУ, 2015. 151 с. Конституция РФ. М., 1993. Межкафедральный семинар «Динамика жанров и форматов»// Медиаскоп. 2009. [электронный ресурс] URL: http://www.mediascope.ru/межкафедральный-семинар-«динамика-жанров-и-форматов» (дата обращения: 21.01.2021).Овсенни Т. Радио России – реформа без цели // Среда. 1998. № 2. С. 8–12. Подобед Д. А. Отечественное радио на рубеже 1980–1990-х гг. Истоки и предпосылки его реформирования // Известия вузов. Северо-кавказский регион. 2007. C. 92-95Радиожурналистика : учебник / под ред. А. А. Шереля. М. : Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005. 480 с. Ружников В. Н. Лекции по истории отечественного радиовещания 1895–2001. М., 2002. Смирнов В. В. В интересах слушателей // Актуальные проблемы журналистики. Ростов н/Д, 1999. Смирнов В. В. Жанровая система журналистики. Ростов н/Д, 2004.Смирнов С. С., Образцова А. Ю., Вартанов С. А., Владимирова М. Б. и др. Организационноэкономические особенности крупнейших информационных и информационно-разговорных радиостанций России // Медиаскоп. 2018. [электронный ресурс] Вып. 3. URL: http://www.mediascope.ru/2481 (дата обращения: 21.01.2021). Сухарева В. А. Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира (1985–1997.г) // Отечественное радио в современных условиях. М., 1998. Хлебников В. // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. 2003. № 4.Приложение АБланк кодировки Форматы радиостанций в 1998 году Категории и подкатегорииАвторадиоРусское радиоОткрытое радиоРадио «Национальная служба новостей»Серебряный дождьИтогоКоличество передач в неделюКоличество передач в неделюКоличество передач в неделюКоличество передач в неделюКоличество передач в неделюСреднее числоКатегория А. Тематическое разнообразие радиостанций в 1998 году в России1.1. Новости4070561056266.61.2. Спортивные новости—11——53.21.3. Обзор прессы1012524511.21.4. Дорожная информация 120—617—28.61.5. Музыка по заявкам51275179.21.6. Информационно-аналитические передачи 20——17—7.41.7. Информационные передачи 1627—4—9.41.8. Развлекательные передачи327163638241.9. Бизнес-новости——91054.82.0. Гороскопы———721.82.1. Погода——17——3.4Изменения в формате радиостанции «Европа Плюс»Категории и подкатегории1991 год1993 год1994 год1995 годИтогоКоличество передач в неделюКоличество передач в неделюКоличество передач в неделюКоличество передач в неделюСреднее число Категория А. Тематическое разнообразие радиостанций в 1998 году в России1.1. Прогноз погоды70———17.51.2. Гороскоп1515——151.3. Дорожная информация 84———211.4. Музыка по заявкам33574.51.5. Новости—63636347.251.6. Обзор прессы—125—4.251.7. Спортивные новости—5574.251.8. Новости бизнеса—1010—51.9. Музыкальные новости—3——0.752.1. ТВ-гид—55—2.52.2 Развлекательные передачи —13142312.5
1. Болотова Л. Д., Кравченко В. В. Радиоформаты, форматирование, переформатирование / Вестник Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. 2010. № 6. С. 79–89
2. Болотова Л. Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: новые реалии и старые традиции // Вестн. Моск. ун-та. Сер Журналистика. 2004. № 2. С. 6.
3. Бубукин А. Форматы радиостанций. Как определить свой формат? [электронный ресурс] URL: http://www. radiostation.ru/music/format.html (дата обращения: 21.01.2021).
4. Вартанова Е. Л. Основные форматы современных коммерческих радиостанций // Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003. [электронный ресурс] URL: http://evartist.narod.ru/text11/48.htm#з_04 (дата обращения 21.01.2021).
5. Журавлева А. А. Система форматов отечественного радиорынка и траектория развития FM-вещания (на примере челябинских радиостанций) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019 С.182-192.
6. Засурский Я. Н. Самый открытый источник информации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. «Журналистика». 2004. № 2.
7. Закон о СМИ РФ. М., 1991.
8. Клюев Ю. В. Радиовещание Ленинграда-Петербурга: Организационная структура, проблематика, эволюция форм и жанров: Дис. … канд. филол. наук. СПб., 2001.
9. Клюев Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии : учебное пособие. СПб.: Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций» СПбГУ, 2015. 151 с.
10. Конституция РФ. М., 1993.
11. Межкафедральный семинар «Динамика жанров и форматов»// Медиаскоп. 2009. [электронный ресурс] URL: http://www.mediascope.ru/межкафедральный-семинар-«динамика-жанров-и-форматов» (дата обращения: 21.01.2021).
12. Овсенни Т. Радио России – реформа без цели // Среда. 1998. № 2. С. 8–12.
13. Подобед Д. А. Отечественное радио на рубеже 1980–1990-х гг. Истоки и предпосылки его реформирования // Известия вузов. Северо-кавказский регион. 2007. C. 92-95
14. Радиожурналистика : учебник / под ред. А. А. Шереля. М. : Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005. 480 с.
15. Ружников В. Н. Лекции по истории отечественного радиовещания 1895–2001. М., 2002.
16. Смирнов В. В. В интересах слушателей // Актуальные проблемы журналистики. Ростов н/Д, 1999.
17. Смирнов В. В. Жанровая система журналистики. Ростов н/Д, 2004.
18. Смирнов С. С., Образцова А. Ю., Вартанов С. А., Владимирова М. Б. и др. Организационноэкономические особенности крупнейших информационных и информационно-разговорных радиостанций России // Медиаскоп. 2018. [электронный ресурс] Вып. 3. URL: http://www.mediascope.ru/2481 (дата обращения: 21.01.2021).
19. Сухарева В. А. Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира (1985–1997.г) // Отечественное радио в современных условиях. М., 1998.
20. Хлебников В. // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. 2003.
Вопрос-ответ:
Какие форматы радиостанций появились в России в 1990-х годах?
В 1990-х годах в России появились различные форматы радиостанций, такие как музыкальные, новостные, развлекательные и т. д. Некоторые популярные форматы включали "Авторадио", "Русское Радио", "Европа Плюс", "Наше Радио" и другие.
Какое понятие лежит в основе форматов радиостанций?
Основным понятием, лежащим в основе форматов радиостанций, является идея определенного стиля и направленности вещания. Формат радиостанции определяет музыкальные жанры, программы, ведущих и целевую аудиторию.
Каким образом проводился контент анализ радиостанций в 1990-х годах в России?
Контент анализ радиостанций в 1990-х годах в России проводился путем систематического изучения программного содержания радиостанций. Анализировалась музыкальная палитра, длительность рекламных блоков, уровень информативности и другие параметры.
Какие выводы были сделаны в результате контент анализа радиостанций в 1990-х годах в России?
В результате контент анализа радиостанций в 1990-х годах в России были сделаны выводы о том, что большинство радиостанций предлагали широкий выбор музыкальных жанров, однако уровень информативности программ был низким. Также было отмечено преобладание коммерческого вещания и рекламных блоков.
Какие были основные предпосылки появления новых форматов радиостанций в 1990-х годах в России?
Основными предпосылками появления новых форматов радиостанций в 1990-х годах в России были политические и экономические изменения, которые позволили появиться более свободному медиапространству. Также важным фактором было повышение спроса на разнообразные музыкальные жанры и информацию.
Какие форматы радиостанций появились в России в 1990-х годах?
В 1990-х годах в России появились различные форматы радиостанций, такие как поп-музыкальные, рок-музыкальные, джазовые и даже электронные. Каждый формат имел свою уникальную музыкальную направленность и целевую аудиторию.
Что такое "формат" в контексте радиостанций?
В контексте радиостанций "формат" означает определенное музыкальное направление и стиль вещания. Это включает в себя выбор музыкального репертуара, программы и даже общую атмосферу на радиостанции. Формат помогает определить целевую аудиторию и привлечь слушателей соответствующего вкуса.
Какие были основные предпосылки появления новых форматов радиостанций в России в 1990-х годах?
Появление новых форматов радиостанций в России в 1990-х годах было связано с переходом страны к рыночной экономике и открытием пространства для коммерческого радиовещания. Это позволило радиостанциям развиваться независимо от государственного контроля и предлагать слушателям разнообразную музыку и программы, которые ранее были недоступны.
Какие основные форматы отечественных радиостанций были популярны в 1990-х годах?
В 1990-х годах в России были популярны поп-музыкальные радиостанции, такие как "Европа Плюс" и "Русское Радио", рок-музыкальные радиостанции, такие как "Наше Радио" и "Рокс", а также джазовые радиостанции и электронные радиостанции. Каждая из них имела свою уникальную аудиторию и предлагала разный музыкальный контент.
Какой была программа контент-анализа отечественных радиостанций в 1990-х годах?
Программа контент-анализа отечественных радиостанций в 1990-х годах включала изучение музыкального репертуара, проведение опросов и анализ содержания программ. Основной целью было определение музыкальных предпочтений аудитории и оценка качества программ радиостанций.