Макроэкономическая политика российского правительства: достижения и проблемы
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 26.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы макроэкономической политики 4
1.1. Понятие и определение макроэкономической политики 4
1.2. Корреляция между макроэкономическими показателями и бедностью 5
2. Современное макроэкономическое состояние в России. 9
2.1. Период активного роста 9
2.2. Период спада и макроэкономических проблем 12
3. Цели российской макроэкономической политики России и пути их достижения. 22
3.1. Краткосрочные и долгосрочные цели макроэкономической политики 22
3.2. Перспективы и макроэкономические риски 24
Заключение 30
Список литературы 32
К сожалению, правительство не смогло выдержать этот дефицит из-за неспособности его финансировать. Из-за международных санкций правительство не могло брать займы из-за границы. В декабре 2014 г. правительство разрешило увеличить дискреционное использование ресурсов ФНБ для стабилизации финансовой системы. У правительства России не было иного выбора, кроме как продолжать сокращать ФНБ.Ныне проблема дефицита вновь стала актуальной в связи с эпидемией коронавируса и «заморозки» экономики. Цены на нефть стабилизировались, но все еще весьма далеки от пиковых значений. Потому преодоление дефицита и диверсификация экспорта – одни из главных долгосрочных целей макроэкономической политики РФ.3.2. Перспективы и макроэкономические рискиЭкономика демонстрирует признаки здорового восстановления, которому сейчас угрожает резкий рост инфекций. Значительное сокращение во втором квартале было не таким серьезным, как в большинстве других стран G20. Сильная налогово-бюджетная, денежно-кредитная и макропруденциальная реакция России на кризис помогла сдержать спад и способствовала более сильному, чем прогнозировалось, восстановлению валового внутреннего продукта (ВВП) в третьем квартале. Некоторые ограничения были вновь введены, но мы ожидаем, что эти ограничения окажут менее серьезное воздействие, чем весенние. В целом, мы предполагаем, что экономика сократится примерно на 4 процента в этом году и вырастет примерно на 2,5 процента в 2021 году, если ситуация с COVID-19 постепенно нормализуется. Тем не менее в обозримом будущем уровень занятости в экономике будет значительно ниже уровня полной занятости.В этой крайне неопределенной среде преобладают риски ухудшения ситуации. В ближайшие месяцы активность может снизиться, если потребуется ввести более строгие ограничения, что, в свою очередь, приведет к новым увольнениям и дальнейшему растяжению балансов компаний. Кроме того, перспективы омрачают геополитическая напряженность. Однако в среднесрочной перспективе недавние положительные новости об эффективности вакцины снизили риск длительного кризиса, когда под рукой нет медицинского решения.Фискальная политикаРоссийская экономика вошла в кризис с хорошей налогово-бюджетной базой и значительным пространством для маневра в политике. Фискальная консолидация после кризиса 2014/15 года привела к очень низкому уровню долга, а также к значительной экономии средств в Фонде национального благосостояния. Более того, консолидация проводилась в рамках бюджетного правила, которое снизило неопределенность и помогло отделить бюджет и экономику от волатильных цен на нефть.Это пространство для маневра в политике позволило властям принять решительные меры в области общественного здравоохранения и экономики в ответ на кризис. По нашим оценкам, фискальные меры составили около 3,5 процента ВВП, или около 4,5 процента, если также включать внебюджетные меры. Меры поддержки доходов в виде расширенных социальных пособий и пособий по безработице способствовали увеличению доходов домашних хозяйств в то время, когда это было необходимо. Кроме того, наш анализ показывает, что твердая поддержка в значительной степени измеряет давление на буферную ликвидность и платежеспособность, тем самым ограничивая долгосрочные негативные последствия. Также похвально то, что поддержка была относительно хорошо адресной и что были приняты надлежащие меры для ограничения мошенничества и злоупотреблений.Продление отсрочки налогообложения для компаний в секторах, на которые вновь влияют ограничения, является хорошим шагом. Однако, если экономическая ситуация снова ухудшится, как это прогнозировалось, официальным органам следует рассмотреть возможность дальнейшего продления отсрочки, а также обеспечить, чтобы условия конвертации субсидируемых кредитов в гранты оставались совместимыми с основными экономическими тенденциями. Расширение набора секторов и фирм, получающих поддержку, также может сыграть роль, если будут введены более строгие ограничения или если стресс отразится на экономике более широко. Отдельно властям следует рассмотреть вопрос о восстановлении более высоких пособий по безработице, пока продолжается кризис и до тех пор, пока не произойдет значимое восстановление занятости, поскольку докризисные пособия очень низки по сравнению со стоимостью жизни.Налоговая политика и адресность социальных расходов движутся в правильном направлении. Постоянное сокращение взносов на социальное страхование МСП - это позитивный шаг, который может иметь большое значение для снижения высокой неформальности в этом секторе. Сокращение неэффективных налоговых льгот в нефтяном секторе также приветствуется, и персонал призывает власти продолжать выявлять и устранять неэффективные льготы в других секторах. Другие меры налоговой политики, запланированные на следующий год, также будут способствовать созданию более справедливой и прогрессивной налоговой системы. Что касается социальной помощи, персонал приветствует тот факт, что новые программы социального обеспечения проходят проверку на нуждаемость и, таким образом, становятся более адресными; мы полностью поддерживаем текущие планы правительства по улучшению адресности и остальных программ социального обеспечения.Денежно-кредитная политикаБанк России смягчил свою денежно-кредитную позицию в течение года. Банк России снизил учетную ставку на 200 базисных пунктов до рекордно низкого уровня 4,25 процента и ввел новые инструменты для обеспечения ликвидности. Трансмиссия денежно-кредитной политики работает, при этом ставки по кредитам и депозитам полностью соответствуют учетной ставке. Рост кредитования также держался хорошо, не в последнюю очередь благодаря различным политикам, ориентированным на кредитование. Инфляция ускорилась в последние месяцы, достигнув 4 процентов в октябре, но это ускорение, вероятно, носит временный характер, поскольку во многом оно связано с недавним обесценением рубля.Инфляция ниже целевого уровняМВФ прогнозирует инфляцию на уровне 3–3½ процента во второй половине следующего года. В соответствии с этим, хотя остается значительная неопределенность в отношении допущений, лежащих в основе исходных условий, мы видим, что значительный экономический спад сохраняется при большинстве предположений. Кроме того, хотя мы отмечаем рост инфляционных ожиданий домашних хозяйств, но то, что рыночные показатели ожиданий ниже 4 процентов, вызывает беспокойство. Это, на наш взгляд, является аргументом в пользу смягчения политики в ближайшие месяцы, чтобы удержать инфляцию на целевом уровне и оставить место для реагирования на будущие шоки. В то же время мы признаем, что некоторые риски, находящиеся вне контроля центрального банка, могут вызвать инфляционное давление, если они материализуются.Участие ЦБ в операциях на валютном рынкеТакие операции помогают снизить чрезмерную волатильность во время стресса. В то же время, ЦБ России должен отделить регулярные покупки/продажи иностранной валюты в соответствии с бюджетным правилом, которые должны оставаться в их ежемесячном графике в целях прозрачности, от валютных операций, направленных на сокращение беспорядочной рыночной конъюнктуры.Политика финансового сектораБанки вошли в кризис с позиции силы. Банковская система имела достаточный капитал (коэффициент достаточности капитала 12,7 процента) и ликвидность. Рентабельность также достигла предкризисного пика. И хотя доля неработающих кредитов в кредитах была выше 9 процентов, они были сформированы консервативно.ЦБ России реализовал меры по смягчению воздействия пандемии на банковский сектор. Отказ от нормативных требований в отношении классификации ссуд и создание резервов для стимулированной реструктуризации ссуд для дебиторов, находящихся в стрессовом состоянии, с реструктуризацией, превышающей условную стоимость в шесть с половиной триллионов рублей. Были приняты и другие меры снисходительности к оценке ценных бумаг и валютных активов, а также устранение макропруденциальных надбавок к весу риска по ипотечным кредитам и в некоторой степени по необеспеченным кредитам, предоставленным до кризиса.Убытки банков пока кажутся управляемыми для банковской системы в целом, но к этому следует относиться с осторожностью. Судя по сумме уже реструктурированных ссуд, ожидается, что потери по ссудам не окажут большого давления на капитал большинства банков, если вообще окажут такое давление. Мы также принимаем к сведению стресс-тесты центрального банка, показывающие, что буферные резервы капитала могут противостоять значительно более суровому сценарию, чем то, что прогнозируется в настоящее время. Тем не менее, хотя снисходительность сохраняется, надзорные органы должны внимательно следить за состоянием реструктурированных кредитов, чтобы точно определять необходимые (а не фактические) резервы. Кроме того, центральный банк должен продолжать поощрять банки, которые могут позволить себе полностью резервировать средства, делать это без промедления. По истечении срока классификации ссуды / отсрочки платежа является разумным не продлевать ее, так как это затмевает истинное качество активов банков.Структурная политикаХотя акцент на антикризисном управлении понятен, решение проблемы низкого потенциального роста остается важным приоритетом. В годы, предшествовавшие кризису, рост в среднем составлял всего 1,5 процента, что препятствовало приближению России к уровню доходов с развитой экономикой. На наш взгляд, среднесрочный потенциальный рост составляет 1,6 процента, что является низким показателем для экономики России с уровнем доходов на душу населения. В этом контексте приветствуется недавняя гильотина регулирования, хотя еще предстоит увидеть, насколько она будет эффективна в устранении большого лабиринта правил, многие из которых являются историческим наследием. В центре структурных дискуссий в этом году были крупные национальные проекты.Нацпроекты представляют собой как возможность стимулирования потенциального роста экономики, так и некоторые риски. Если все будет сделано хорошо, они смогут существенно улучшить инфраструктуру, повысить квалификацию и увеличить диверсификацию и экспорт. Но их не следует рассматривать как замену важных реформ, упомянутых выше, и они не должны способствовать расширению и без того значительного влияния государства на экономику. Вместо этого для максимального увеличения их воздействия потребуются равные условия для обеспечения активного участия частного сектора.Вышеуказанные данные свидетельствуют в общем о грамотной экономической политике государства в России. Хотя негативные стороны все же присутствуют. Главным образом, это касается внешнеэкономического направления, а также личных доходов населения Российской Федерации. В целом можно сказать, что характер экономики в ближайшей перспективе не может измениться коренным образом. Россия останется экспортно-ориентированным государством с недостаточно развитой внутренней торговлей, в значительной степени натурально-ориентированным населением (низкие денежные доходы, стремление к натуральным льготам, садово-огородная зависимость).Рынок и торговые связи сейчас выходят на первый план в сфере деятельности предприятий и организаций, обслуживающих экспорт и внешнеторговую экспансию. Но, к сожалению, преимущество остается по-прежнему за торговлей сырьем, что не позволяет вовлечь в данную деятельность значительную часть населения. ЗаключениеДля обеспечения макроэкономической стабильности государственный бюджет, включая стратегии страны по сокращению бедности, должен финансироваться устойчивым, неинфляционным образом. Формулирование и интеграция макроэкономической политики страны и стратегии сокращения бедности являются повторяющимися процессами. Сначала необходимо сформулировать стратегии сокращения бедности (т.е. указать цели и политику), затем рассчитать их стоимость и, наконец, финансировать в рамках общего бюджета неинфляционным образом. Однако объем финансирования, большая часть которого будет на льготных условиях, не обязательно фиксируется в ходе этого процесса.Тем не менее, в ситуациях, когда сохраняется дефицит финансирования, стране придется пересмотреть промежуточные цели своей стратегии и пересмотреть свои приоритеты. За исключением случаев, когда макроэкономические дисбалансы являются серьезными, обычно существует некоторая гибкость при установлении краткосрочных макроэкономических целей. Однако нельзя ставить под угрозу цель макроэкономической стабильности.Но так же есть и негативные стороны, такие, например, как реальные располагаемые доходы населения продолжают снижаться уже несколько лет подряд. Рост ВВП на уровне 1,4-1,8%. Для развивающейся экономики подобные темпы роста нельзя назвать удовлетворительными.Эффективное функционирование системы стратегического управления особенно актуально в период финансового кризиса и дефицита Федерального бюджета. Формирование системы государственного стратегического управления позволит изменить подход к среднесрочному прогнозированию, увязать его с прогнозированием долгосрочных тенденций развития, обеспечить координацию разработки, реализации долгосрочных стратегий и программ развития Российской Федерации в целом, а также отдельных регионов и секторов экономики, их взаимную увязку по целям, срокам и мероприятиям.Экономическая политика является крайне важной составляющей любой политики государства. Подобный комплекс мер часто отражает сущность политического устройства страны.Список литературы1 Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. – СПб.: БГТУ, 2004. – 284 с.2 Беляев А. А. Экономическая политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.econbooks.ru/books/view/110. – 20.04.2016.3 Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика. Учебное пособие – М.: Дело и Сервис, 1999. – 512 с.4 Василенок В.Л. Экономический потенциал и экономическая политика России [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.ibl.ru/konf/ 151211/ekonomicheskiy-potencial-rf.html. – 21.04.2016.5 Грязнова А.Г., Чечелева Т.В. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экзамен, 2005. – 592 с.6 Дзарасов С.С. Теория капитала и экономического роста. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 400 с.7. Исследование операций в экономике: учебное пособие: рекомендовано МО РФ / ред. Н. Ш. Кремер. - 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт, 2013. - 438 с.8. Когденко, В. Г. Экономический анализ: учеб. пособие / В. Г. Когденко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 392 с.9. Кабанова И.Е. Государственное регулирование и координация экономической деятельности // Юрист. - 2015. - № 4. - С. 42 - 46.10. Когденко, В. Г. Экономический анализ: учеб. пособие / В. Г. Когденко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 392 с.11. Максимова В.Ф. Экономическая теория / В.Ф. Максимова. – М.: Юрайт, 2014. – 580 с.12. Переладова К.И., Попова А.А. Анализ прибыли и рентабельности ОАО «РЖД» // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 8. - С. 93 - 96.13. Российская экономика в 2016 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 38) / [В. Мау и др.; под ред. Синельникова-Мурылева С.Г. (гл. ред.), Радыгина А.Д.]; Ин-т экон. политики им. Е.Т. Гайдара. – Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2017. – 520 с.14. Третьякова И.Н. Современные тенденции развития и роль кредитования населения в экономике страны // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. № 3 (16). С. 100-106.15. Сулакшин, С. С. Модернизация государственной экономической политики России (антикризисная и стратегическая программа). Труды центра. Выпуск №14 / С.С. Сулакшин. - М.: Научный эксперт, 2014. - 453 c.
1 Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. – СПб.: БГТУ, 2004. – 284 с.
2 Беляев А. А. Экономическая политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.econbooks.ru/books/view/110. – 20.04.2016.
3 Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика. Учебное пособие – М.: Дело и Сервис, 1999. – 512 с.
4 Василенок В.Л. Экономический потенциал и экономическая политика России [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.ibl.ru/konf/ 151211/ekonomicheskiy-potencial-rf.html. – 21.04.2016.
5 Грязнова А.Г., Чечелева Т.В. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экзамен, 2005. – 592 с.
6 Дзарасов С.С. Теория капитала и экономического роста. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 400 с.
7. Исследование операций в экономике: учебное пособие: рекомендовано МО РФ / ред. Н. Ш. Кремер. - 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт, 2013. - 438 с.
8. Когденко, В. Г. Экономический анализ: учеб. пособие / В. Г. Когденко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 392 с.
9. Кабанова И.Е. Государственное регулирование и координация экономической деятельности // Юрист. - 2015. - № 4. - С. 42 - 46.
10. Когденко, В. Г. Экономический анализ: учеб. пособие / В. Г. Когденко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 392 с.
11. Максимова В.Ф. Экономическая теория / В.Ф. Максимова. – М.: Юрайт, 2014. – 580 с.
12. Переладова К.И., Попова А.А. Анализ прибыли и рентабельности ОАО «РЖД» // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 8. - С. 93 - 96.
13. Российская экономика в 2016 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 38) / [В. Мау и др.; под ред. Синельникова-Мурылева С.Г. (гл. ред.), Радыгина А.Д.]; Ин-т экон. политики им. Е.Т. Гайдара. – Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2017. – 520 с.
14. Третьякова И.Н. Современные тенденции развития и роль кредитования населения в экономике страны // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. № 3 (16). С. 100-106.
15. Сулакшин, С. С. Модернизация государственной экономической политики России (антикризисная и стратегическая программа). Труды центра. Выпуск №14 / С.С. Сулакшин. - М.: Научный эксперт, 2014. - 453 c.
Вопрос-ответ:
Какие основные задачи ставит перед собой макроэкономическая политика российского правительства?
Основными задачами макроэкономической политики российского правительства являются обеспечение стабильности экономического роста, сокращение инфляции, улучшение показателей занятости, борьба с бедностью и неравенством, привлечение инвестиций, развитие промышленности, сельского хозяйства и других секторов экономики.
Каковы основные проблемы российской макроэкономической политики?
Основными проблемами российской макроэкономической политики являются слабая диверсификация экономики, высокая зависимость от нефтяных доходов, недостаточные инвестиции в образование и инновации, низкая эффективность государственных расходов, несовершенство правовой и политической системы, коррупция и бюрократия.
Какие цели ставит перед собой российская макроэкономическая политика?
Основными целями российской макроэкономической политики являются достижение устойчивого экономического роста, снижение уровня инфляции, сокращение безработицы, снижение уровня бедности, развитие инвестиционной сферы, повышение конкурентоспособности российской экономики и улучшение благосостояния населения.
Какими способами российское правительство планирует достичь своих целей в макроэкономической политике?
Для достижения своих целей российское правительство планирует использовать различные инструменты макроэкономической политики, такие как фискальная и монетарная политика, регулирование внешней торговли, стимулирование инвестиций, поддержка малого и среднего бизнеса, разработка стратегий развития отдельных отраслей экономики, проведение структурных реформ и т.д.
Что такое макроэкономическая политика?
Макроэкономическая политика - это совокупность мер и действий, которые правительство и центральный банк страны принимают для регулирования экономической активности и достижения определенных целей, таких как стабильность цен, экономический рост и уровень занятости.
Какие корреляции между макроэкономическими показателями и бедностью?
Существует несколько корреляций между макроэкономическими показателями и уровнем бедности. Например, высокая инфляция может привести к падению покупательной способности населения, что может увеличить уровень бедности. Также, низкий уровень экономического роста может означать меньше возможностей трудоустройства и увеличение числа безработных, что также может сказаться на бедности.
Каким было современное макроэкономическое состояние в России?
В России был период активного роста, когда экономика страны заметно развивалась и росли показатели ВВП, инвестиций и занятости. Однако, затем наступил период спада, вызванный различными макроэкономическими проблемами, такими как снижение цен на нефть, экономические санкции и падение рубля. Это привело к снижению экономического роста, увеличению безработицы и другим проблемам.
Какие цели ставит перед собой российская макроэкономическая политика?
Цели российской макроэкономической политики включают стабильность цен, устойчивый экономический рост, сокращение бедности, снижение безработицы и повышение качества жизни населения. Для достижения этих целей правительство и центральный банк принимают различные меры, такие как контроль инфляции, регулирование денежного предложения, стимулирование инвестиций и т.д.
Как правительство России собирается достичь своих макроэкономических целей?
Для достижения своих макроэкономических целей правительство России использует различные инструменты и политики. Например, оно проводит финансовую и бюджетную политику, чтобы контролировать расходы и доходы государства. Также проводятся меры по стимулированию инвестиций, развитию малого и среднего бизнеса, совершенствованию системы образования и здравоохранения и др.