Государственная политика в сфере развития институтов гражданского общества в России (с учетом международного опыта)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 50 50 страниц
  • 73 + 73 источника
  • Добавлена 08.05.2021
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Формирование и состояние гражданского общества в Российской Федерации 6
1.1. Понятие, признаки и функции гражданского общества 6
1.2. Особенности формирования гражданского общества в Российской Федерации 15
Глава 2. Государственная политика в сфере развития институтов гражданского общества 27
2.1. Роль государства в формировании и поддержке институтов гражданского общества (зарубежный опыт) 27
2.2. Развитие институтов гражданского общества в России: интересы и роль государства 40
Заключение 53
Список использованной литературы 57

Фрагмент для ознакомления

Общественный контроль как один из способов обеспечения взаимодействия власти и общества, требует своего организационно-правового совершенствования для повышения эффективности его осуществления.В современном состоянии Общественная палата стала новым явлением в политической и правовой культуре России. Изучение действующего законодательства в рассматриваемой сфере позволяет констатировать, что общественная палата – независимый общественный институт, деятельность которого направлена на укрепление позиций гражданского общества в целом. Одной из значимых проблем современного развития России является уровень развития гражданского общества, участия граждан в общественной жизни страны.Общественный контроль как один из способов обеспечения взаимодействия, требует своего организационно-правового совершенствования для повышения эффективности его осуществления.Оценивая участие граждан, в делах государства можно отметить, что на законодательном уровне гражданам Российской Федерации, предоставлены достаточно широкие возможности, что подтверждается многообразием различных форм демократических институтов, однако, на практике эти возможности не осуществляются в полной мере.К числу существующих проблем стоит отметить: пассивность населения, нежелание и неумение участвовать в решении проблем своего места проживання.Главные факторы пассивности:- недостаток у граждан правовых знаний;- недоверие жителей к органам власти, неверие в возможность оказывать влияние па принимаемые решения;- недостаток необходимых материально-финансовых ресурсов для взаимодействия. Это лишает возможности органы поддерживать в полной мере и развивать общественно полезные инициативы.С другой стороны, стоит констатировать активность молодежи за последние годы, что во много выражается в протестных акциях, однако, многие из которых финансируются иностранными организациями с целью подрыва государственных и демократических основ России. При этом молодежь как субъект гражданского общества, не всегда понимает сущность происходящих событий и выходит на протесты просто из любопытства, а не в рамках гражданского участия.Основная проблема это уровень этической культуры, а также низкий уровень пропаганды и агитации со стороны органов государственной власти в рамках молодежных движений.Совершенствование привлечения населения к участию в решении вопросов возможно за счет повышения правовой грамотности населения и правовой культуры. Спасибо за внимание!

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» // Парламентская газета. 2004. 31 июля. № 140-141.
3. Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // СЗ РФ 1996. № 3. ст. 145.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ 2003. № 40. ст. 3822.
5. Федеральный закон «О политических партиях» (ред. от 02.12.2019) от 11.07.2001 № 95-ФЗ // СЗ РФ 2001. № 29. ст. 2950.
6. Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // // СЗ РФ 2005. № 15. ст. 1277.
7. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об общественных объединениях» // СЗ РФ 1995. № 21. ст. 1930.
8. Конституция ФРГ от 23 мая 1949 г. // Федеративная Республика Германия: Конституция и законодательные акты. M., 1991.

Научная литература

9. Акмалова А.А. Муниципальное право России: Учебник. М., 2018.
10. Арутюнян Р.Э. Конституционно-правовой статус институтов общественного контроля при органах государственной власти субъектов Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юр. наук. Пенза, 2011
11. Богомолов А.В., Щукин И.А. Опыт Финляндии в построении местного уровня власти // Вестник Академии. 2013. № 2. С. 115-118.
12. Большаков С.Н., Григорьев А.Н. Трансформация системы территориального управления во Франции: роль и функции местного самоуправления // Муниципалитет: экономика и управление 2015. № 1. С. 27-31.
13. Боровская М. А. Генезис муниципальной собственности и становление систем муниципального управления // Таганрог, 2014. С. 23-25.
14. Горнев Р.В. Некоторые аспекты участия общественных объединений в осуществлении общественного контроля на муниципальном уровне // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1. С. 167-169.
15. Доронин М.С., Рубцова И.Н. Модель развития гражданского общества российской федерации в ситуации пандемии «COVID - 19» // В сборнике: Совершенствование правовой культуры как основа становления гражданского общества современности. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2020. С. 28-34.
16. Евстафьева Ю.Г. Роль общественной палаты в достижении юридического консенсуса // Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 2. С. 141-145.
17. Какителашвили М.М., Непомнящий В.А. Взаимодействие органов прокуратуры с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 1. С. 15-18.
18. Кирилловых А.А. К истории развития законодательства о местном самоуправлении / // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 2. С. 42-45.
19. Кольжанов И.В., Сидорова Е.И. История МСУ в России //В сборнике: Полиция России: от истоков к современности сборник статей (к 300-летию российской полиции). Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова. 2018. С. 75-79.
20. Консовский А.А., Лясецкая Е.А. Проблемы становления и развития гражданского общества в России // Символ науки: международный научный журнал. 2020 № 11. С. 64-68.
21. Костылева И.Н. О развитии гражданского общества в России // В сборнике: Правовые и нравственные аспекты функционирования гражданского общества. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В.П. Малкова. В 2-х частях. 2020. С. 397-400.
22. Кузнецова И.В. Взаимодействие структур государственного управления, местного самоуправления и населения в условиях пандемии // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 11 (88). С. 42-46.
23. Курныкин К.В. Роль контроля в решении социальных вопросов общественной палатой // Аллея науки. 2020. Т. 2. № 6 (45). С. 241-244.
24. Магомедова Е.А., Кривушин А.В. Генезис понятия «гражданское общество»: проблемные аспекты // Дневник науки. 2020. № 12 (48). С. 55-59.
25. Майкова Э.Ю., Симонова Е.В. К вопросу о моделях МСУ в странах западной Европы // В сборнике: Актуальные вопросы МСУ в Российской Федерации Сборник научных статей по итогам I Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню МСУ. Ответственный редактор Р.М. Усманова. 2018. С. 85-86.
26. Макаренко А.С. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как основа формирования гражданского общества // ГМУ в 21 в.: теория, методология, практика. 2014. № 12. С. 113-115.
27. Малов Е.А. О Новокрещенской конторе / Е.А. Малов. – Казань: Тип. Императорского университета, 1878.
28. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права /М.Н.Марченко. – М.: Проспект, 2013.
29. Мельникова М.В. Общественный контроль за деятельностью органов государства как форма взаимодействия гражданского общества с государством // Вестник Самарской гуманитарной академии. Право. 2019. № 1.С. 11-15.
30. Мещерякова А.В., Слинько Е.А. Особенности государственного управления в Северной Европе // В сборнике: Проблемы эффективности государственной власти: внешние и внутренние факторы динамичного развития России Материалы 5-й межрегиональной научно-практической конференции. 2019. С. 84-87.
31. Митряев И.С. Понятие и формы общественного контроля //Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 2. С. 94-95.
32. Мишина, H. В. Государственное право зарубежных стран: курс лекций / Н. В. Мишина, В. А. Михалев, В. А. Куракин, Д. Е. Волкова. – Киев: Юринком Интер, 2012. С. 127-128.
33. Морозова И.А. Взаимодействие государства и институтов гражданского общества: проблемы и перспективы развития // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2020. № 2 (33). С. 44-48.
34. Нагорная М.С.. Рогозина О.А. Модели избирательных систем и специфика их практического воплощения в современной России // Управление в современных системах 2017. № 2. С. 55-59.
35. Незнамова Е.А. Местное самоуправление: прошлое, настоящее, будущее: монография / Е.Х. Незнамова. – М.: РАГС, 2009.
36. Никулина Ю.В. Государство и гражданское общество: модели взаимодействия // В сборнике: Гражданско-правовое регулирование общественных отношений в современной России. Сборник научных статей и докладов IX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Д.Л. Цыбакова. 2020. С. 36-42.
37. Прудников А.М. Местное самоуправление в зарубежных странах – М.:Юнити-Дана, 2015.
38. Роганов С.А. Теоретические аспекты общественного контроля в зарубежных странах // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2020 № 1 (10). С. 115-119.
39. Сагин, А.А. Понятие системы органов исполнительной власти РФ и ее элементы// Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2010. № 2 (17). С. 34-37.
40. Сидоров В.П. Понятие и определения гражданского общества //Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2020. № 11. С. 98-102.
41. Степанова Л. Г. История государственного управления в России: учебное пособие / Л. Г. Степанова. Краснодар: Издательский Дом — Юг, 2015.
42. Сырцова П.С. Эволюция личных и политических прав человека в цифровую эпоху //Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 5 (39). С. 216-227.
43. Тепляшин И.В. Развитие институтов гражданского общества в контексте внесения поправок в конституцию России //В сборнике: Енисейские политико-правовые чтения Сборник научных статей по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2020. С. 368-372.
44. Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством // Под редакцией Л. И. Якобсона – М.: Вершина, 2008.
45. Чиркин В.Е. Публичное управление. М., 2012.
46. Шабанова М.А. Новые потребительские практики в условиях цифровизации гражданского общества: теоретико-методологические аспекты (статья 1) //Социологические исследования. 2020. № 11. С. 16-26.
47. Юридическая концепция роботизации: монография / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, С.Б. Нанба. М., 2019.

Иностранная литература

48. Active Citizens // [Электронный ресурс]:https://www.britishcouncil.org/society/governance-civil-society/active-citizens
49. British Council // [Электронный ресурс]: https://www.britishcouncil.org/society/governance-civil-society
50. Concept and Definition of Civil Society Sustainability // [Электронный ресурс]:https://www.csis.org/analysis/concept-and-definition-civil-society-sustainability
51. France – 3 Surveys LES/ISL/JHCNP for 1990, 1993 and 1996; INSEE 2002; DREES-BVA for 2010; CRA/BVA 2017; French Civil Society : Historical Background, Present position and Major issues [Электронный ресурс]: //https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-01956757/document
52. Gordon R.I.F. Iudical Review: Law and Procedure. London, 1985. P. 30.
53. How France worked with civil society to create its Action Plan // [Электронный ресурс]: https://joinup.ec.europa.eu/collection/egovernment/document/how-france-worked-civil-society-create-its-action-plan
54. Kligman G. Reclaiming the public: a reflection on recreating civil society in Romania // Eastern European Politics and Societies 1990. № 4(3). РР. 393-438. Р. 430.
55. Kuntalaki 2015 (kumottu 10.4.2015/N:o 410). URL: http://www.fi nlex.fi / fi /laki/ajantasa/2015/20150410
56. Rosenblum N.L. Primus Inter Pares: Political Parties and Civil Society // [Электронный ресурс]: https://scholarship.kentlaw.iit.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://www.google.com/&httpsredir=1&article=3200&context=cklawreview
57. Schmitter P. On Civil Society and the Consolidation of Democracy: Ten Propositions, mimeograph, Stanford Department Of Political Science, July 1995. Р. 3.
58. Statistics Finland 2017. Municipal election 2017, election map service. URL: http://pxnet2.stat.fi /explorer/kunnallisvaalit_2017/ohje_en.shtml
59. Treaty on the European Union // [Электронный ресурс]: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A12012M%2FTXT
60. Von wegen vereins­sterben: deutsche zivilgesell­schaft so gross wie nie zuvor//[Электронный ресурс]: https://www.stifterverband.org/pressemitteilungen/2017_06_29_ziviz-survey_deutsche_zivilgesellschaft
61. Who and what is 'civil society? // [Электронный ресурс]: https://www.weforum.org/agenda/2018/04/what-is-civil-society/


Электронные ресурсы

62. Бодрова И.И. Европейский опыт усовершенствования административно-территориального устройства. // [Электронный ресурс]: http://cau.in.ua/?p=481
63. Большаков С.Н. Политический концепт сетевого управления. Очерк методологии. // [Электронный ресурс]: https://www.civisbook.ru/publ.html?id=857
64. Дегальцева Е. А. Неполитические общественные формирования в государственной структуре дореволюционной России [Электронный ресурс]: http://www.zaimka.ru/04_2002/degaltseva_voluntary.
65. Доклад о состоянии гражданского общества в РФ за 2017 г // [Электронный ресурс]: https://www.oprf.ru/files/1_2018dok/doklad_OPRF_2017.pdf
66. Иванов В. Открытая закрытость. Американские спецслужбы получили новый Совет. // Независимое военной обозрение [Электронный ресурс]: http://nvo.ng.ru/realty/2016-05-13/5_sovet.html
67. Институты гражданского общества // [Электронный ресурс]: http://kapital-rus.ru/articles/article/instituty_grazhdanskogo_obschestva_v_usloviyah_finansovogo_krizisa/
68. Как меняется Конституция: гибкая власть, сильное гражданское общество // [Электронный ресурс]: http://rk.karelia.ru/politics/law/kak-menyaetsya-konstitutsiya-gibkaya-vlast-silnoe-grazhdanskoe-obshhestvo/
69. Минюст признал фонд Навального иностранным агентом // [Электронный ресурс]: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/10/09/813236-agentom
70. О Палате (ОП РФ) //[Электронный ресурс]: http://www.oprf.ru/about/
71. Приговор царской о кормлениях и о службах 1556 г. // [Электронный ресурс]: http://www.school.edu.ru/collections/collectionitem/11940
72. Разрушительное законотворчество // [Электронный ресурс]: https://www.hrw.org/ru/report/2013/04/24/256440
73. Эволюция взаимодействия НКО [Электронный ресурс]: http://www.unity_and_law.htm

Вопрос-ответ:

Какова роль государства в формировании и развитии институтов гражданского общества?

Роль государства в формировании и развитии институтов гражданского общества заключается в создании условий для их функционирования. Государство может проводить политику, направленную на развитие гражданского общества, включая финансирование некоммерческих организаций, поддержку инициатив граждан и участие в международных проектах. Таким образом, государство играет активную роль в создании благоприятных условий для развития гражданского общества.

Что представляет собой гражданское общество?

Гражданское общество - это сфера общественной жизни, в которой граждане объединяются на основе свободы, самоорганизации и самоуправления для представления и защиты своих интересов, реализации своих прав и участия в принятии решений в общественной жизни. Оно представляет собой совокупность некоммерческих организаций, движений, объединений и других форм гражданской инициативы.

Какие особенности формирования гражданского общества можно выделить в России?

В России особенности формирования гражданского общества можно связать с историческими, культурными и политическими факторами. Влияние сильного государства, слабое развитие гражданской инициативы, недостаточная сформированность гражданской культуры - все это является особыми чертами развития гражданского общества в России. Однако, несмотря на это, существуют организации и движения, которые активно работают на развитие гражданского общества и привлекают все большее число граждан к участию в общественной жизни.

Какие признаки и функции характерны для гражданского общества?

Гражданское общество отличается такими признаками, как свобода, самоорганизация и самоуправление. Оно основывается на принципах демократии, права граждан на участие в принятии решений и защиту своих интересов. Функции гражданского общества включают представление и защиту интересов граждан, контроль за государственной властью, участие в процессе принятия решений, обеспечение справедливости и гармонии в обществе.

Что такое гражданское общество и каковы его основные признаки и функции?

Гражданское общество - это сфера общественных отношений и деятельности, основанная на самоорганизации граждан и негосударственных организаций. Основные признаки гражданского общества включают свободу ассоциаций, частную собственность, правовое государство, а также гражданскую ответственность. Функции гражданского общества включают защиту прав и свобод граждан, контроль за государственной властью, социальную поддержку и развитие общественных и культурных ценностей.

Какие особенности формирования гражданского общества можно выделить в России?

В России особенности формирования гражданского общества связаны с историческими, политическими и экономическими факторами. Одной из особенностей является слабость гражданского общества в сравнении с государственной властью. Также в России наблюдается высокая централизация власти, что затрудняет развитие гражданских институтов. Еще одной особенностью является недостаточная развитость гражданской культуры и активности, что влияет на ограниченность гражданского участия в общественной жизни.

Какова роль государства в формировании и поддержке институтов гражданского общества?

Роль государства в формировании и поддержке институтов гражданского общества заключается в создании благоприятных условий для их развития. Государство должно гарантировать свободу ассоциаций, защищать права и свободы граждан, создавать механизмы контроля за государственной властью. Государство также может способствовать развитию гражданских институтов путем финансовой поддержки, предоставления льгот и привилегий, а также проведения различных мероприятий и программ, направленных на развитие гражданского общества.

Какие признаки и функции характеризуют гражданское общество?

Гражданское общество включает общественные организации, некоммерческие организации, инициативные группы и другие формы деятельности граждан, которые работают независимо от государства. Оно является сферой общественной активности и позволяет гражданам выражать свои интересы и ценности, участвовать в принятии решений, защищать свои права и предлагать новые идеи и решения. Гражданское общество играет важную роль в развитии демократии, гражданского участия и политической стабильности в стране.

Какие особенности формирования гражданского общества в России?

В России процесс формирования гражданского общества имел свои особенности. Во-первых, после распада СССР и развала советской системы управления, гражданское общество начало формироваться и развиваться в условиях глубоких социально-экономических изменений. В этих условиях государство стало активно вмешиваться в жизнь гражданского общества, контролировать его деятельность и ограничивать его свободы. Во-вторых, в России гражданское общество часто подвергается политическим и административным репрессиям, что затрудняет его развитие и функционирование. Однако несмотря на эти сложности, в России существует ряд успешных гражданских организаций, которые активно работают по защите прав и интересов граждан.