Психодиагностика. Классификация психодиагностических методов.
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 01.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Психодиагностика как отрасль психологии 5
1.1. Психодиагностика: определение понятия 5
1.2. История развития психодиагностики как науки 8
Глава 2. Использование психодиагностических методов в психодиагностике 14
2.1. Сущность процесса психодиагностического исследования 14
2.2. Основные виды психодиагностических методик с особенности их применения 17
2.3. Направления применения психодиагностических методик 32
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Основными участниками психодиагностического процесса в сфере образования являются обучающиеся; инициаторами психодиагностического исследования в данном случае могут выступать родители, педагоги, администрация учебного заведения. Возрастной фактор и ролевая позиция учащихся обусловливают обязательность их участия при согласии родителей. Цель диагностических процедур в данном случае –повышение эффективности образовательного процесса путем проведения мониторинга, а также определения уровня подготовленности учащихся, и т.д. При этом, основной спецификой психодиагностической деятельности в сфере образования является доминирование социального контроля, которое определяет содержание и типы психодиагностических ситуаций. Психодиагностические методики нашли свое применение также и в медицине. При этом медицинская психодиагностика представлена как подсистема более общей системы диагностики в медицине. В данном случае психодиагностика опирается как на общие психологические знания, касающиеся особенностей структуры и природы изучаемых психологических феноменов, так и на представления современной науки о соотношении психической нормы и патологии, биологического и социального, осознанного и бессознательного в психической жизни человека. В ее основе также лежат клинические представления о соотношении общемозговых и локальных, органических и психогенных факторов в этиологии и патогенезе нарушений психической деятельности, о роли психологических факторов в лечении, психотерапии и социальной реабилитации больных. Задачей психологической диагностики в медицине является целостное изучение личности больного, особенностей ее индивидуальных проявлений и отклонений. Данная задача достигается посредством решения путем использования психодиагностических методик следующих вопросов:- вопросы получения данных, необходимых для осуществления дифференциальной диагностики;- измерение уровня и структуры интеллектуального, эмоционального, волевого дефекта при проведении различных видов экспертизы (военной, трудовой, судебной);- вопросы оценки динамики психических нарушений на фоне проводимой терапии;- решение других задач, направленных, в основном, на уточнение клинической диагностики.Задача клинического психолога заключается в осуществлении дифференцированной оценки степени выраженности, глубины и структуры эмоционально-аффективных, мотивационных и поведенческих нарушений больного, в выявлении у него осознаваемых и неосознаваемых установок в отношении болезни и лечения, которые могут являться как следствием нарушений психического состояния больного, так и могут приводить к усилению аффективного напряжения.Для реализации своих задач в области клинической и профилактической медицины медицинская психодиагностика обладает широким спектром методов экспериментального и клинико-психологического исследования. Тем не менее важным направлением ее перспективного развития является совершенствование методологических принципов психодиагностики и решение проблем, связанных с разработкой новых методов исследования.Традиции и идеи школы медицинской психологии, заложенной В.М. Бехтеревым и В.Н. Мясищевым и развитой впоследствии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., основаны на идее комплексного подхода к исследованию личности и индивидуального психического развития человека.В настоящее время медицинская, или клиническая психодиагностика является специализированным разделом общей психодиагностики. Задачи медицинской психодиагностики тесно связаны с задачами лечения и восстановления больных нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями, с задачами профилактики этих заболеваний, а также психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии и социальной реабилитации больных. Основные области применения теории и методов медицинской психодиагностики — клиническая медицина (где психодиагностика является неотъемлемым элементом лечебно-диагностического процесса) и профилактическая медицина (в которой использование методов психодиагностики позволяет выявить индивидов с повышенным риском психической дезадаптации, которая, в свою очередь, может явиться предпосылкой к развитию различных психосоматических, а также пограничных нервно-психических либо поведенческих расстройств). Благодаря использованию методов психологической диагностике в медицине возможна объективизация актуального психического состояния индивида, выявление его относительно устойчивых и интеллектуальных свойств. Целостный характер клинической психодиагностики проявляется в тесном взаимодействии всех звеньев диагностического процесса.Так, например, большинство ученых (Бассин Ф.В., 1969; Мягер В.К., 1983; Соколова Е.Т., 1989; Ташлыков В.А., 1992, и др.)признаёт адаптивную функцию механизмов психологической защиты, заключающуюся в предохранении сознания индивида от болезненных чувств и воспоминаний. В то же время отмечается, что у пациентов с невротическими расстройствами, особенно при проведении психотерапевтической работы, защита создает определенные препятствия, обеспечивая сопротивление переработке психотравмирующего содержания переживаний.Использование методологии психологической диагностики в медицине позволяет более адресно, действенно оказывать медицинскую помощь конкретному больному, учитывая его индивидуальные психологические характеристики. Так, в частности, изучаются вопросы психологической адаптации пациентов к хронически протекающим заболеваниям. Изучаются механизмы психологической защиты и механизмы копинга, развивающиеся при адаптации индивида к хроническому соматическому заболеванию. Данные механизмы выступают в качестве средства снижения тревоги, обусловленной глубинными трудно осознаваемыми личностными противоречиями. Изучение механизмов копинга является важной задачей психологических исследований в соматической клинике, тесно связанной с задачами психотерапии и профилактики дезадаптивных форм поведения. Возможность определения психосоциального потенциала пациентов может иметь прогностическое значение в отношении выбора стратегии лечения, в том числе и в послеоперационный период, что во многом определяет выживаемость пациентов.Еще одно направление использования методов психодиагностики – психологическая диагностика в профессиональной деятельности и в спорте.Современный этап развития профессиональной психодиагностики, связанной с изучением трудовой деятельности людей, характеризуется достаточно глубокой и детальной разработкой разнообразных методов сбора и обработки эмпирических данных, методик оценивания профессионально важных качеств, знаний, умений, и навыков, психологических ресурсов, «потенциала» работников и, вместе с тем, довольно слабой разработкой теоретических понятий в этой области и отношениях между ними. Обсуждение прикладных и статистических аспектов психодиагностики сейчас доминирует над изучениемее фундаментальных, теоретических вопросов, что определяется несомненной значимостью прикладного использования методов психодиагностики в профессиональной деятельности. Особенно пристальное внимание к использованию психодиагностических методов уделяется в таких видах профессиональной деятельности, где предъявляются повышенные требования к личностным качествам индивида: в полиции, МЧС, органах внутренних дел. Так, определение профессионально значимых качеств сотрудников органов внутренних дел, в т.ч. и кандидатов, проходящих отбор на службу и в образовательные организации системы МВД России, является одной из первостепенных задач профессиональной психологической диагностики. Такие личностные качества, как эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость, уровень волевой регуляции поведения, выдержки, настойчивости, целеустремлённости, работоспособности, внутренняя организованность и исполнительность, дисциплинированность и ответственность за порученное задание определяют успешность индивида к выполнению стоящих перед ним профессиональных задач. Обязательное прохождение психологического отбора в данном случае закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации».Использование методов психодиагностики в спорте позволяет грамотно проводить отбор спортсменов, а также осуществлять их эффективную спортивную подготовку.Особенностью спортивной деятельности является высокая эмоциональная напряженность, вызывающая напряжение внутренних психических механизмов спортсмена. Ситуации предельной психической нагрузки, связанные с высоким уровнем аффективной напряженности, дезорганизуют спортивную деятельность, которая относится к сложным, психофизическим видам деятельности. Управление предсоревновательной психологической подготовкой юных спортсменов должно строиться на основе результатов диагностики психологической подготовленности. Основной задачей при этом является определение степени соответствия характеристик психологической подготовленности условиям, целям и задачам выступления спортсмена на предстоящем соревновании.Кроме того, постоянное повторение стрессовых ситуаций приводит к истощению психической и нервной системы не только спортсменов, но и тренеров, эмоциональным срывам, нервно-психическим заболеваниям. В связи с этим в своем повседневном труде основные субъекты спортивной деятельности постоянно сталкивается с необходимостью диагностики пограничных стрессовых состояний, а также требованиями управления и коррекции эмоциональных состояний.Спортивно-психологическое консультирование предстает как сложное, полиморфное явление, связанное с помощью разным группам клиентов в рамках спортивно-оздоровительной работы в решении проблем их отношений с собой и миром: внутриличностного, межличностного, а также внутригруппового и межгруппового функционирования, развития и восстановления в рамках спортивно-оздоровительной работы.Таким образом, применение психодиагностических методик в настоящее время используется практически повсеместно, во различных сферах человеческой деятельности. Психодиагностика используется в следующих областях психологии: психология труда, инженерная, социальная, педагогическая, медицинская, юридическая, военная и спортивная психология. Психодиагностика используется в определенных сферах жизни человека: в здравоохранении, спорте, в школе и университете, на производстве, в семейных консультациях и т.д.Современная психодиагностика все чаще используется в сферах социальной практики, таких как расстановка кадров, профессиональный отбор, профориентация, прогнозирование социального поведения, оптимизация обучения и воспитания, консультативная и психотерапевтическая помощь, судебно-психологическая и психиатрическая экспертиза и др. При создании и применении методов психодиагностики эти дисциплины находят в психодиагностике общетеоретическую и методологическую основу для оценки личности в системе социальных, экономических и иных отношений. Эти практические области психологии, со своей стороны, обогащают систему базовых психологических знаний, применяя и многократно проверяя их на практике.Выводы по главе 2. Методы психодиагностики представляют большую разнообразность, а их классификация в каждом конкретном случае определяется целями и задачами предполагаемого исследования.Объективность психодиагностических методов возможна путем соблюдения ряда требований, предъявляемых к ним: валидность, стандартизация и др., что, в свою очередь, позволяет получать по результатам психодиагностического исследования достоверные данные, которые широко используются как в теоретических исследованиях, так и в практической деятельности.Практическое применение психодиагностических методов широко распространено в образовательной, медицинской и профессиональной, в том числе спортивной деятельности. Возможность использования комплексного подхода к изучению индивидуальных психофизиологических характеристик человека позволяет обеспечивать наиболее адекватные варианты обучения, лечения, а также профотбора и профориентации.ЗаключениеПсиходиагностика тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, возрастной, социальной и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые этими науками, измеряются с помощью методов психодиагностики. Результаты психодиагностических измерений могут показать не только наличие того или иного свойства, его выраженность, уровень развития, они также могут выступать в качестве способов проверки истинности теоретических и психологических построений различных психологических направлений.Психодиагностика как отрасль психологического исследования направлена на выявление индивидуальных психологических особенностей человека, а также на выявление межиндивидуальных либо межгрупповых различий. В компетенцию психодиагностики входит разработка и тестирование методов, разработка принципов и требований, которым они должны удовлетворять, разработка правил проведения опросов, методов обработки и интерпретации результатов, выбор и теоретическое обоснование. критериев сравнения результатов и разработки методик, облегчающих быстрое и правильное принятие решения по диагнозу.При этом инструментарием являются психодиагностические методы. По результатам выполненного исследования были сформулированы следующие выводы:Психодиагностика как отрасль психологии связана с теоретической разработкой и практическим использованием различных методов распознавания индивидуально-психологических особенностей человека.Психодиагностика как наука, пройдя историю своего становления и развития, психодиагностика в настоящее время носит комплексный характер и позволяет выявлять у объекта исследования – человека ряд индивидуальных особенностей, определяющих особенности его поведения в определенных ситуациях, потенциально успешные направления профессиональной деятельности, возможности оказания психологической помощи и многое другое.Сущность процесса психодиагностического исследования заключается в использовании стандартизированных психодиагностических методик, правильном отборе обследуемых и грамотной обработке полученных в ходе исследования результатов.Методы психодиагностики представляют большую разнообразность, а их классификация в каждом конкретном случае определяется целями и задачами предполагаемого исследования.Психодиагностика используется в определенных сферах жизни человека: в здравоохранении, спорте, в школе и университете, на производстве, в семейных консультациях и т.д. При этом использование психодиагностических методик в различных практических областях психологии обогащает систему базовых психологических знаний, применяя и многократно проверяя их на практике.Список использованной литературыАванесян Г. М. Научно-прикладные аспекты применения проективных методов в спортивном отборе //Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2018. - № 3 (10). – С. 3-11.Арендачук И. В. Психодиагностика: теоретические основы науки. Часть 1. Пособие для студентов, получающих дополнительную квалификацию «Юридический психолог». – Саратов: НИУ Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2014. – 86 с.Арпентьева М. Р. Базовые принципы-метатехнологии спортивного психологического консультирования // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. - № 1 (12). – С. 27-57.Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Коррекция предсоревновательной психологической подготовленности юных спортсменов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. - № 1 (12). – С. 153-169.Белова О. В. Общая психодиагностика. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/beloo01/index.htm.Бенко Е. В. Психодиагностические аспекты внутренней системы оценки качества образования в учреждениях дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. № 3 (32). – С. 44-51.Беспалов Б И. Профессионально важные компоненты деятельности человека и подходы к их психодиагностике // Организационная психология. – 2014. - № 4. – С. 12-50.Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychology.academic.ru/1919/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0.Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. 2-е изд. – СПб. : Питрес, 2009. – 562 с.Гнедых Д. С. Дистанционная компьютерная психодиагностика познавательной сферы учащихся: проблемы и перспективы // Педагогика и психология образования. – 2019. - № 2. – С. 141-152.Епанчинцева Г. А. Методологические и методические проблемы психодиагностики в образовании // Сибирский психологический журнал. – 2008. - № 28. – С. 85-88.Игнатова Е. С. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. С. Игнатова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2018. – 1 Мб; 94 с. Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnieposobiya/ignatova-psykhodiagnostika.pdf.Классификация психодиагностических методик. – Справочник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spravochnick.ru/psihologiya/vvedenie_v_psihodiagnostiku/klassifikaciya_psihodiagnosticheskih_metodik/.Колотильщикова Е. А. Психологическая диагностика невротических расстройств // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2014. - № 10. – С. 91-108.Костромина С. Н. Психодиагностика в образовании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2010. - № 3. – С. 18-30.Костромина С. Н. Функциональная организация прикладной психодиагностики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. - № 7. – С. 123-131.Методы психодиагностики – Классификации психодиагностических методов. – Лекции и практикум по психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/120-psychodiagnostics/2324-metody-psixodiagnostiki?start=1.Минахметова А. З. Психодиагностическая составляющая профессиональной деятельности учителя // Концепт. – 2013. - № S1. – С. 51-57.Михайличенко Т. Г., Щелкова О. Ю. Методология изучения психологической адаптации пациентов с аутоиммунными заболеваниями печени в период ожидания трансплантации органа // Психология. Психофизиология. – 2017. № 10. – С. 121-138.Нежкина Л. Ю., Ярославцева И. В. Диагностика личностных и деловых качеств сотрудника органов внутренних дел: технологии, содержание, результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2018. - № 1 (77). – С. 214-220.Пичугова А. В. История психодиагностики в России (1969-1991 гг. ) // Психология. Психофизиология. – 2010. - № 40 (216). – С. 62-68.Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 664 с.Сагдиева М. М. Психодиагностика в профессиональном образовании // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 188-190.Шиндриков Р. Ю., Щелкова О. Ю., Демченко Е. А., Ситникова М. Ю. Психосоциальный статус пациентов с хронической сердечной недостаточностью, ожидающих трансплантацию сердца // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2019. - № 16. – С. 163-180.Щелкова О. Ю. Задачи психологической диагностики в клинической медицине // Психология. Психофизиология. – 2008. - № 32 (132). – С. 81-90.Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика как объект системного исследования // Сибирский психологический журнал. – 2—5. - № 22. – С. 29-37.Щелкова О. Ю. Системный подход в медицинской психодиагностике: традиции и современность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2008. - № 4. – С. 417-425.Яковлев Б. П., Прибега А. В., Корчмарь И. В. Эмоциональная напряжённость в условиях спортивной подготовки квалифицированных спортсменов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2018. - № 1 (8). – С. 110-124.Яньшин П. В. Клиническая психодиагностика личности. 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 327 с.Ясыр А. Психодиагностика. – Психологос: энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihodiagnostika.Classification of psychodiagnostic techniques, structural diagram. Classification of psychodiagnostic methods, their advantages and disadvantages [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tugulympu.ru/en/klassifikaciya-psihodiagnosticheskih-metodik-strukturnaya-shema-klassifikaciya-metodov-psihodiagnostiki/.Guidelines on diagnostics case reports for the master’s programme in Neuropsychology, clinical variant [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.askpsy.nl/bestanden/downloads/curriculum/new_internship/2019-FPN-Clinical_Internship_guidelines_diagnostic%20case%20reports_v001_05-06-2019.pdfPsychodiagnostic conditions. Stages of development of psycho-diagnostics abroad [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tugulympu.ru/en/usloviya-psihodiagnostiki-etapy-razvitiya-psihodiagnostiki-za/.Shchelkova O.Yu.. Psychological diagnostics in Medicine: current tasks and future trends // ВестникСанкт-Петербургскогоуниверситета. Социология. – 2010. - № 3. – С. 31-39.The main psychodiagnostic approaches are objective subjective projective. Psychodiagnostics: Ethics and Methods. Basic approaches to psychodiagnostics [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://orlova-center.ru/en/zhivotnye/osnovnye-psihodiagnosticheskie-podhody-obektivnyi-subektivnyi-proektivnyi-psihodiagnostika-etika/.The procedure for conducting a psychological research. Theoretical and methodological foundations of psychodiagnostics and psychological research [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pobeda-mf.ru/en/teplicy/procedura-provedeniya-psihologicheskogo-issledovaniya/.
1. Аванесян Г. М. Научно-прикладные аспекты применения проективных методов в спортивном отборе //Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2018. - № 3 (10). – С. 3-11.
2. Арендачук И. В. Психодиагностика: теоретические основы науки. Часть 1. Пособие для студентов, получающих дополнительную квалификацию «Юридический психолог». – Саратов: НИУ Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2014. – 86 с.
3. Арпентьева М. Р. Базовые принципы-метатехнологии спортивного психологического консультирования // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. - № 1 (12). – С. 27-57.
4. Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Коррекция предсоревновательной психологической подготовленности юных спортсменов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. - № 1 (12). – С. 153-169.
5. Белова О. В. Общая психодиагностика. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/beloo01/index.htm.
6. Бенко Е. В. Психодиагностические аспекты внутренней системы оценки качества образования в учреждениях дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. № 3 (32). – С. 44-51.
7. Беспалов Б И. Профессионально важные компоненты деятельности человека и подходы к их психодиагностике // Организационная психология. – 2014. - № 4. – С. 12-50.
8. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychology.academic.ru/1919/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0.
9. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. 2-е изд. – СПб. : Питрес, 2009. – 562 с.
10. Гнедых Д. С. Дистанционная компьютерная психодиагностика познавательной сферы учащихся: проблемы и перспективы // Педагогика и психология образования. – 2019. - № 2. – С. 141-152.
11. Епанчинцева Г. А. Методологические и методические проблемы психодиагностики в образовании // Сибирский психологический журнал. – 2008. - № 28. – С. 85-88.
12. Игнатова Е. С. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. С. Игнатова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2018. – 1 Мб; 94 с. Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnieposobiya/ignatova-psykhodiagnostika.pdf.
13. Классификация психодиагностических методик. – Справочник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spravochnick.ru/psihologiya/vvedenie_v_psihodiagnostiku/klassifikaciya_psihodiagnosticheskih_metodik/.
14. Колотильщикова Е. А. Психологическая диагностика невротических расстройств // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2014. - № 10. – С. 91-108.
15. Костромина С. Н. Психодиагностика в образовании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2010. - № 3. – С. 18-30.
16. Костромина С. Н. Функциональная организация прикладной психодиагностики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. - № 7. – С. 123-131.
17. Методы психодиагностики – Классификации психодиагностических методов. – Лекции и практикум по психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/120-psychodiagnostics/2324-metody-psixodiagnostiki?start=1.
18. Минахметова А. З. Психодиагностическая составляющая профессиональной деятельности учителя // Концепт. – 2013. - № S1. – С. 51-57.
19. Михайличенко Т. Г., Щелкова О. Ю. Методология изучения психологической адаптации пациентов с аутоиммунными заболеваниями печени в период ожидания трансплантации органа // Психология. Психофизиология. – 2017. № 10. – С. 121-138.
20. Нежкина Л. Ю., Ярославцева И. В. Диагностика личностных и деловых качеств сотрудника органов внутренних дел: технологии, содержание, результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2018. - № 1 (77). – С. 214-220.
21. Пичугова А. В. История психодиагностики в России (1969-1991 гг. ) // Психология. Психофизиология. – 2010. - № 40 (216). – С. 62-68.
22. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 664 с.
23. Сагдиева М. М. Психодиагностика в профессиональном образовании // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 188-190.
24. Шиндриков Р. Ю., Щелкова О. Ю., Демченко Е. А., Ситникова М. Ю. Психосоциальный статус пациентов с хронической сердечной недостаточностью, ожидающих трансплантацию сердца // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2019. - № 16. – С. 163-180.
25. Щелкова О. Ю. Задачи психологической диагностики в клинической медицине // Психология. Психофизиология. – 2008. - № 32 (132). – С. 81-90.
26. Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика как объект системного исследования // Сибирский психологический журнал. – 2—5. - № 22. – С. 29-37.
27. Щелкова О. Ю. Системный подход в медицинской психодиагностике: традиции и современность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2008. - № 4. – С. 417-425.
28. Яковлев Б. П., Прибега А. В., Корчмарь И. В. Эмоциональная напряжённость в условиях спортивной подготовки квалифицированных спортсменов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2018. - № 1 (8). – С. 110-124.
29. Яньшин П. В. Клиническая психодиагностика личности. 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 327 с.
30. Ясыр А. Психодиагностика. – Психологос: энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihodiagnostika.
31. Classification of psychodiagnostic techniques, structural diagram. Classification of psychodiagnostic methods, their advantages and disadvantages [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tugulympu.ru/en/klassifikaciya-psihodiagnosticheskih-metodik-strukturnaya-shema-klassifikaciya-metodov-psihodiagnostiki/.
32. Guidelines on diagnostics case reports for the master’s programme in Neuropsychology, clinical variant [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.askpsy.nl/bestanden/downloads/curriculum/new_internship/2019-FPN-Clinical_Internship_guidelines_diagnostic%20case%20reports_v001_05-06-2019.pdf
33. Psychodiagnostic conditions. Stages of development of psycho-diagnostics abroad [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tugulympu.ru/en/usloviya-psihodiagnostiki-etapy-razvitiya-psihodiagnostiki-za/.
34. Shchelkova O.Yu.. Psychological diagnostics in Medicine: current tasks and future trends // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2010. - № 3. – С. 31-39.
35. The main psychodiagnostic approaches are objective subjective projective. Psychodiagnostics: Ethics and Methods. Basic approaches to psychodiagnostics [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://orlova-center.ru/en/zhivotnye/osnovnye-psihodiagnosticheskie-podhody-obektivnyi-subektivnyi-proektivnyi-psihodiagnostika-etika/.
36. The procedure for conducting a psychological research. Theoretical and methodological foundations of psychodiagnostics and psychological research [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pobeda-mf.ru/en/teplicy/procedura-provedeniya-psihologicheskogo-issledovaniya/.
Вопрос-ответ:
Что такое психодиагностика?
Психодиагностика - это отрасль психологии, которая изучает методы и приемы определения психического состояния человека. Она предназначена для выявления психологических особенностей, способностей, недостатков и проблем, а также для оценки психологического развития и функционирования личности.
Какова история развития психодиагностики?
История развития психодиагностики началась в конце XIX - начале XX века. Ранние психодиагностические методики были основаны на наблюдениях и опыте психологов и психиатров. Затем появились более систематические методы, такие как тесты и опросники. Сейчас психодиагностика развивается дальше, включая новые технологии и методы, такие как компьютерное тестирование и нейрофизиологические исследования.
Какие виды психодиагностических методик существуют?
Существует множество видов психодиагностических методик. Они могут быть направлены на изучение различных аспектов психики человека, таких как интеллект, личностные особенности, мотивация, эмоции и т.д. Некоторые методики включают тестирование, например, опросники или психологические тесты. Другие методы могут включать наблюдение, анкетирование, интервью или проективные методики.
Какие направления применения психодиагностических методик существуют?
Психодиагностические методики используются в различных областях практической деятельности психологов. Например, они применяются в образовании для определения индивидуальных потребностей и способностей учащихся. Они также используются в психотерапии для диагностики психических расстройств и определения эффективности терапии. Психодиагностика также применяется в сфере подбора персонала и в оценке психологического состояния работников.
Что такое психодиагностика?
Психодиагностика - это отрасль психологии, которая занимается изучением и измерением психических процессов, свойств личности и состояний индивида. Она помогает определить индивидуальные особенности и характеристики человека, а также выявить наличие психических расстройств или проблем.
Какова история развития психодиагностики?
История развития психодиагностики как науки насчитывает множество этапов. Ее корни уходят в глубокую древность, но официальным отметкой начала ее развития считается XIX век. В последующие годы было создано большое количество психодиагностических методов, которые не только помогли углубить наши знания о психике человека, но и нашли широкое применение в различных областях.
Какие методы используются в психодиагностике?
В психодиагностике используются различные методы. Некоторые из них основаны на наблюдении и анализе поведения индивида, другие - на измерении психических процессов с помощью тестов и опросников. Кроме того, есть методы, основанные на субъективной оценке самим индивидом своего состояния и характеристик.
Какие основные направления применения психодиагностических методик?
Психодиагностические методики находят применение в различных областях. Они используются в психотерапии для выявления проблем и психических расстройств, в подборе персонала для оценки качеств и способностей, а также в образовательных учреждениях, для определения индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
Какова роль психодиагностики в психологии?
Психодиагностика играет важную роль в психологии, так как помогает углубить наши знания о психике человека. Она позволяет выявить индивидуальные особенности и характеристики, а также определить наличие психических проблем или расстройств. Это важно для понимания и помощи людям в различных сферах их жизни.