Правовое государство: концепция и реальность
Заказать уникальный доклад- 14 14 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 03.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Признаки и специфика правового государства 5
2.Реальные основы и проблемы построения правового государства (на примере России) 10
Заключение 14
Список литературы 15
Тем не менее, развитое гражданское общество предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, степень политического участия. В России данные аспекты пока не позволяют сказать о завершении становления гражданского общества.Прочная социальная основа правового государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство — это одновременно и социальное государство, то есть, социальная функция выступает в качестве базовых и основополагающих для правового государства. Соответственно, только при условии активного и результативного выполнения государством социальной функции можно говорить о построении правового государства. На современном этапе в России социальной функции уделяется повышенное внимание, были достигнуты определенные успехи в решении актуальных проблем, что, безусловно, приблизило построение правового государства.Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п. Таким образом, правовое государство для реализации своей нравственной природы нуждается в демократическом режиме. Демократический политический режим - это «такой режим, при котором источником власти является народ». Построение подлинно демократического строя – это задача крайне трудная, в современном мире мы можем наблюдать постоянные подмены понятий, искажения классического понимания демократии. Ограничивать политические права и свободы возможно только чтобы защитить основы конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы граждан, обеспечить оборону страны и государственную безопасность. В недемократическом и неправовом государстве можно видеть ситуацию признания только ответственности гражданина перед государством. Оно как бы предоставляет ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на том, что есть ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами, если те будут посягать на их права и свободы. Эта ответственность является реальной только если есть соответствующие нормативно-правовые акты, закрепляющие процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающие жесткие санкции за это (ст.ст.41 ч. 3, 52, 53 Российской Федерации).Существуют ли в современной России проблемы с институтом прав и свобод? Безусловно, что также вызывает многочисленные осложнения в процессе построения правового государства. ЗаключениеПравовое государство является демократическим государством, где осуществляется обеспечение господства права, верховенства закона, равенства всех перед законом. Современное правовое государство не может существования без развитого гражданского общества и обеспечения механизма реализации прав человека, личности (в целом, эти аспекты связаны). Безусловно, институт защиты прав личности является неотъемлемым атрибутом правового государства, правовое государство выступает в качестве источника и гаранта социальной и правовой справедливости. Как показывает исторический опыт, если государство отказывается от поддержки гражданского общества и принципа обеспечения прав личности, это служит источником серьезных социально-экономических последствий, ослабления государственной власти.В современных условиях происходит усиление связующей роли законности в отношении государства. При этом мы можем наблюдать следующую закономерность: чем точнее законом отражаются объективные потребности личности и общества, тем в большей мере государство связывается законами и правовыми нормами. Подавления активности государства личности в данном случае не происходит. Связанность законом и правом – это то, что позволяет государству реализовать свое историческое предназначение, социальную, экономическую и нравственную природу, и обретать статус именно правового государства.Список литературыНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации от 12.12.1993 (действующая редакция) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.08.20)ЛитератураАнтонов М. В. Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 497 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05901-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/410726 Дакашев М. Ж. Идеальна ли демократия? Аргументы за и против /М.Ж. Дакашев// Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 302-304.Егорова Н.Е. Федеральный закон как источник конституционного права России: автореф..дисс…канд..юридических наук. - М., 2009. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 582 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12003-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (действующая редакция) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.08.20)
Литература
Антонов М. В. Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Антонов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 497 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05901-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/410726
Дакашев М. Ж. Идеальна ли демократия? Аргументы за и против /М.Ж. Дакашев// Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 302-304.
Егорова Н.Е. Федеральный закон как источник конституционного права России: автореф..дисс…канд..юридических наук. - М., 2009.
Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 582 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12003-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/
Вопрос-ответ:
Что такое правовое государство?
Правовое государство - это концепция, основанная на принципе власти закона, где ни одно лицо, ни группа лиц, в том числе государство, не могут действовать вне рамок закона. Оно характеризуется уважением к правам и свободам граждан, независимостью судебной власти, гарантией соблюдения конституции и справедливого правосудия.
Какие признаки и специфика характеризуют правовое государство?
Признаки правового государства включают: преобладание закона над волей государственных органов и чиновников; существование независимой судебной власти; гарантированную защиту прав и свобод граждан; соблюдение конституционных принципов; ответственность государства перед гражданами и т.д.
Каковы реальные основы и проблемы построения правового государства в России?
В России реализация концепции правового государства сталкивается со следующими проблемами: отсутствие достаточного уровня правовой культуры граждан; вмешательство политической власти в судебную систему; коррупция и неэффективность правоохранительных органов; неполнота и недостаточная совершенствованность законодательства; ограничение свободы выражения мнений и т.д. Реальные основы строительства правового государства включают развитие гражданского общества, реформу судебной системы, повышение правовой культуры населения и т.д.
Какие аспекты становления гражданского общества в России пока не завершены?
В России пока не завершены такие аспекты становления гражданского общества, как высокий уровень правовой и политической культуры, активное политическое участие граждан, развитие гражданских институтов и организаций, расширение прав и свобод граждан, участие граждан в принятии решений и т.д.
Какую социальную основу должно иметь правовое государство?
Прочная социальная основа правового государства предполагает наличие устойчивых гражданских институтов, активное участие граждан в политической и общественной жизни, соблюдение и защиту прав и свобод граждан, справедливое распределение ресурсов и возможностей, отсутствие коррупции и нарушений власть имущими.
Что такое правовое государство?
Правовое государство - это концепция политического режима, в котором власть регулируется законами, которые обеспечивают защиту прав граждан, гарантируют справедливость и обеспечивают равенство перед законом.
Какие признаки и специфика имеют правовое государство?
Признаки правового государства включают принцип верховенства права, независимость судебной системы, защиту прав и свобод граждан, ответственность государства перед народом. Специфика правового государства состоит в том, что законы должны быть прозрачными, доступными гражданам и применяться без произвола.
Каковы основные проблемы построения правового государства в России?
В России одной из основных проблем построения правового государства является коррупция, которая подрывает веру граждан в систему правосудия и власть. Также существует проблема независимости судебной системы, ограничения свободы слова и собраний, а также недостаточная прозрачность и доступность законов для граждан.
Каков уровень правовой и политической культуры в России?
Уровень правовой и политической культуры в России пока недостаточно высок. Это проявляется в низком уровне политического участия граждан, ограничении свободы слова и медиа, а также недоверии к системе правосудия и власти. Все это указывает на незавершенность становления гражданского общества в России.