Особенности социокультурной работы
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 13.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Подходы к организации социокультурной работы с дошкольниками 4
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Процесс социокультурной работы на начальном этапе образования будет результативны при соблюдении следующих условий: обогащение содержания аксиологической составляющей дошкольного образования; комплексный характер воздействия на эмотивную, поведенческую, когнитивную составляющие аксиосферы; учет возрастной специфики детей-дошкольников; организация коллективной ценностно-ориентационной работы взрослых с детьми (игры); формирование психологически комфортной атмосферы и благоприятно воздействующей среды;Социокультурная работа реализуется посредством педагогического влияния, которое воплощается в следующих компонентах модели: содержание социокультурных аксиологических ориентаций дошкольников, формы и средства организации процесса приобщения к социокультурным ценностям старших дошкольников;Методы. Наиболее результативными методами социокультуной работы с дошкольниками являются:рассказ, беседа, положительный пример, разъяснениеанализ и оценка нравственных и безнравственных поступков (воздействие на когнитивный компонент моральной сферы дошкольника);личный пример адекватного эмоционального реагирования педагога, иллюстрация (предъявление для восприятия изображений эмоций людей, схематичное изображение эмоций);методы стимулирования и подкрепления (благодарность, поощрение, одобрение, доверие, похвала), методы торможения (предупреждение, порицание), включение в ценностно-ориентационную деятельность (воздействие на поведенческий компонент ценностной сферы дошкольника).Таким образом, можно заключить, что эффективность социокультурной работы с дошкольниками определяется, прежде всего, системностью, логичностью и последовательностью всех ее элементов, что позволяет рассматривать ее как специфический тип воспитательной системы.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены особенности социокультурной работы с детьми старшего дошкольного возраста.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Специфика дошкольного возраста заключается в том, что на данном этапе ребенок является, во-первых, ориентированным на обучающее взаимодействие, он открыт к новым знаниям, а уровень развития и владения навыками позволяет привлекать его к достаточно сложно организованным игровым и творческим практикам.Игра, как инструмент представлена в детских и обучающих играх, где она является средством научения социальным и иным навыкам, позволяющим дошкольникам органично вписаться в социум, освоить социокультурные ценности.Еще одной эффективной формой социокультурной работы с дошкольниками является искусство. Искусство формирует специфическую среду, являющуюся пространством функционирования эстетического отношения индивида к миру, в котором осуществляется самовыражение личности, оказывающее воздействие на саморазвитие. Искусство рассматривается, как высшая форма духовного становления личности и общественного сознания, формирующее эстетическую атмосферу окружающей действительности. Благодаря этим характеристикам, искусство получает статус эффективного универсального средства формирования социально ориентированной личности.Таким образом, социокультурная работа с дошкольниками помогает выработать у них позитивное осознание культурных ценностей, способствует стабилизации нервно-психического и психологического состояния, что качественно влияет на дальнейшую социализацию детей в обществе. А это, в свою очередь, является частью общего решения значимых педагогических проблем.Список использованной литературыБутенко Н. В. Художественно-эстетическая культура как базовый механизм развития личности / Н.В. Бутенко // Педагогическое образование в России. – 2014. - № 7. – С. 138-143. Дуркин П. К., Лебедева М. П. Игры как средство обучения и воспитания студентов / П.К. Дуркин, М.П. Лебедева // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – 2015. - № 1. – С. 134-143.Кон И. С. Открытие «Я» / И.С. Кон – Москва : Политиздат, 1978. – 367 с.Мартынова И. С. Теоретические основы приобщения старших дошкольников к социокультурным ценностям [Электронный ресурс] / ИюС. Мартынова // Мир науки. – 2017. - № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-priobscheniya-starshih-doshkolnikov-k-sotsiokulturnym-tsennostyam (дата обращения: 10.02.2021).Радченко И. В. Теоретико-методологические подходы к проблеме инкультурации личности средствами искусства / И.В. Радченко // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - № 9 (031). – С. 320-322.Ратников А. С. Международные фонды и культурная политика современной России :автореф. дисс. канд. полит. наук / А.С. Ратников. – Санкт-Петербург, 2014. – 28 с.Федий О. А. Система эстетических универсалий в формировании социальной культуры личности / О.А. Федий // Научный результат. – 2014. - № 1. – С. 65-69.Фельдштейн Д. И. Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества (доклад на общем собрании РАО 29 октября 2013 г.) // Проблемы современного образования. – 2013. - № 5. – С. 6-20.Эльконин Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин – Москва : Педагогика, 1978. – 304 с.
1. Бутенко Н. В. Художественно-эстетическая культура как базовый механизм развития личности / Н.В. Бутенко // Педагогическое образование в России. – 2014. - № 7. – С. 138-143.
2. Дуркин П. К., Лебедева М. П. Игры как средство обучения и воспитания студентов / П.К. Дуркин, М.П. Лебедева // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – 2015. - № 1. – С. 134-143.
3. Кон И. С. Открытие «Я» / И.С. Кон – Москва : Политиздат, 1978. – 367 с.
4. Мартынова И. С. Теоретические основы приобщения старших дошкольников к социокультурным ценностям [Электронный ресурс] / ИюС. Мартынова // Мир науки. – 2017. - № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-priobscheniya-starshih-doshkolnikov-k-sotsiokulturnym-tsennostyam (дата обращения: 10.02.2021).
5. Радченко И. В. Теоретико-методологические подходы к проблеме инкультурации личности средствами искусства / И.В. Радченко // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. - № 9 (031). – С. 320-322.
6. Ратников А. С. Международные фонды и культурная политика современной России : автореф. дисс. канд. полит. наук / А.С. Ратников. – Санкт-Петербург, 2014. – 28 с.
7. Федий О. А. Система эстетических универсалий в формировании социальной культуры личности / О.А. Федий // Научный результат. – 2014. - № 1. – С. 65-69.
8. Фельдштейн Д. И. Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества (доклад на общем собрании РАО 29 октября 2013 г.) // Проблемы современного образования. – 2013. - № 5. – С. 6-20.
9. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д.Б.
Вопрос-ответ:
Какие особенности присутствуют в социокультурной работе с дошкольниками?
Социокультурная работа с дошкольниками имеет свои особенности, такие как акцент на обогащение содержания аксиологической составляющей дошкольного образования, комплексный характер воздействия на эмотивную, поведенческую и когнитивную составляющие аксиосферы, а также учет возрастной специфики детей дошкольного возраста.
Какие условия необходимы для успешной социокультурной работы на начальном этапе образования?
Для успешной социокультурной работы на начальном этапе образования необходимо соблюдение следующих условий: обогащение содержания аксиологической составляющей дошкольного образования, комплексный характер воздействия на эмотивную, поведенческую и когнитивную составляющие аксиосферы, а также учет возрастной специфики детей дошкольного возраста и организация коллективной ценностно-ориентационной работы.
Что означает комплексный характер воздействия в социокультурной работе с дошкольниками?
Комплексный характер воздействия в социокультурной работе с дошкольниками означает, что работа охватывает одновременно эмотивную, поведенческую и когнитивную составляющие аксиосферы. Это позволяет создать более полное и глубокое воздействие на развитие дошкольников.
Какое значение имеет учет возрастной специфики детей дошкольного возраста в социокультурной работе?
Учет возрастной специфики детей дошкольного возраста имеет большое значение в социокультурной работе. Возрастные особенности дошкольников влияют на их понимание и восприятие окружающей социокультурной среды, а также на их способность к социальной адаптации и формированию ценностных ориентаций.
Что такое коллективная ценностно-ориентационная работа в социокультурной работе с дошкольниками?
Коллективная ценностно-ориентационная работа в социокультурной работе с дошкольниками предполагает организацию совместных деятельностей, направленных на формирование у детей ценностных ориентаций и социальной адаптации. Это включает различные игры, проекты, творческие занятия, в которых дети учатся взаимодействовать друг с другом и с окружающим миром.
Какие условия нужно соблюдать для результативной социокультурной работы с дошкольниками?
Для результативной социокультурной работы с дошкольниками необходимо соблюдать следующие условия: обогащение содержания аксиологической составляющей дошкольного образования, комплексный характер воздействия на эмотивную, поведенческую и когнитивную составляющие аксиосферы, учет возрастной специфики детей дошкольников, организация коллективной ценностно-ориентационной работы.
Какие принципы нужно учитывать при организации социокультурной работы с дошкольниками?
При организации социокультурной работы с дошкольниками необходимо учитывать следующие принципы: интеграция различных видов деятельности, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, активное взаимодействие с родителями, создание атмосферы взаимоуважения и поддержки, разнообразие методов и форм работы, постоянное обновление и модернизация содержания и форм работы.
Какие задачи решаются в процессе социокультурной работы с дошкольниками?
В процессе социокультурной работы с дошкольниками решаются следующие задачи: формирование основ социальных и культурных навыков и представлений, развитие эмоциональной сферы и саморегуляции, развитие коммуникативных и речевых умений, стимулирование творческого мышления и фантазии, воспитание чувства прекрасного и эстетического восприятия.