Совершенствование мер социальной поддержки детей-сирот в Санкт-Петербурге на примере администрации Приморского района
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 48 + 48 источников
- Добавлена 17.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1Общая характеристика института социальной поддержки детей-сирот 8
1.2Анализ государственных гарантий социальной поддержки детей-сирот 16
2.ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В АДМИНИСТРАЦИИ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 22
2.1Участие органов государственной власти в Санкт-Петербурге на примере администрации Приморского района 22
2.2.Анализ проблем социальной поддержки детей-сирот в Санкт-Петербурге на примере администрации Приморского района 27
3.РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ МЕР ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИМОРСКОМ РАЙОНЕ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 37
3.1.Структура центра «Мы вместе» на базе Приморского района 37
3.2.Оценка социально-экономической эффективности проекта в области социальной поддержки детей-сирот 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Исследование проводилось на базе попечительского отдела Приморского района. Необходимый ресурс исследования - анкета. Анкета для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из 15 вопросов. В анкете присутствуют открытые, закрытые и полузакрытые вопросы, используются номинальные и порядковые шкалы. Для выяснения возраста и пола респондента направлено 2 вопроса (приложение 1). Закрытый вопрос предлагает респонденту выбрать подходящий, по его мнению, вариант ответа из предложенного списка, полузакрытый вопрос содержит варианты ответа на выбор и дает респонденту возможность вписать свой вариант, если ни один из предложенных не соответствует его точке зрения. Проведено глубинное интервью с 6 специалистами.В ходе исследования были выявлены некоторые проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Специалисты единогласно отмечают, что среди проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь можно выделить жилищную. Постановкой в очередь на получение жилья занимаются органы опеки и попечительства, но, несмотря на соблюдение формальностей, реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилье затруднена. Респондентам был задан вопрос «Где Вы проживаете?», были получены следующие данные: 57% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. больше половины, живут в общежитии; 25% снимают жилье; 11% выбрали ответ - «живу у родственников»; 6% имеют собственное жилье и 2% выбрали другой вариант ответа, среди которых встречались такие ответы, как «живу у друзей» и др. Данные, отражающие проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлены на рис. 1.Рис. 1 Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, %.Из приведенных данных видно, что проблема необеспеченности жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоит достаточно остро. Лишь 6% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечены собственным жильем. 30% проживают на съемных квартирах, при этом специалисты отрицательно к этому относятся.Говоря о процессе социализации, логично было бы обратиться к анализу досуга детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому, для того чтобы выяснить, каким образом дети данной категории, распределяют свое свободное время, мы задали вопрос «Чем Вы занимаетесь в свободное от учебы время?». Респондентам было предложено дать развернутый ответ (рис.2).Рис. 2 Занятость детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в свободное от учебы время, %. «Все время отнимает учеба, подготовка к занятиям» - 8%, «работаю» - 24 %, «занимаюсь спортом, или посещаю кружки» - 44% и 11% «встречаюсь с друзьями», 13% указали, что всвободное от основной учебы время они ничем не занимаются. Активность детей данной категории достаточно велика, так как более половины тратят все свое время на учебу, работу, посещают спортивные секции, кружки.К следующей проблеме можно отнести - денежную. Свобода распоряжения денежными средствами по достижению восемнадцати лет приводит к нерациональному использованию ресурсов. По этой причине специалисты положительно отзываются о практике перевода денежных средств на депозит. Различные социальные льготы воспринимаются студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как данность, при этом некоторые из них стараются получить максимальное количество денежных средств. Часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступают в образовательные учреждения, чтобы получать денежные выплаты, не ставя перед собой цели получения образования «некоторые сироты говорят: «буду получать деньги, пока меня не отчислят»». Рис. 3 Категория студентов, принявших участие в исследовании %.На рис. 3 отмечено, что только у 37% детей данной категории умерли родители, следовательно, 63% подавляющее число детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются социальным сиротам: у них есть родители, которые в силу каких-либо обстоятельств не занимались их воспитанием.На вопрос: «В какой социальной помощи чаще всего Вы нуждаетесь?» респонденты отметили: консультативная помощь (33%), помощь и содействие при обращении в учреждение здравоохранения, социального обслуживания и др. (20%), помощь в организации досуга (12%), помощь и содействие в получении образования (10%), 25% - ответили, что не нуждаются (рис. 4).Рис.4 Социально-педагогическая помощь, в которой нуждаются детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, %На вопрос: «К каким специалистам в вашем учреждении Вы обращаетесь за помощью, если в этом есть необходимость?»: социальный педагог (43%), педагог-психолог (34%), куратор (12%), воспитатель (9%), преподаватели (2%), рис. 5Рис. 5 Специалисты, за помощью к которым обращаются респонденты, %Исходя из данных, можно сделать вывод, что за помощью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в первую очередь обращаются к социальному педагогу.На вопрос «Как часто Вам приходится обращаться за социальной помощью к специалистам вашей образовательной организации?» респонденты ответили: ежедневно (1%), один раз в неделю (14%), два раза в неделю (10%), один раз в месяц (33%), два раза в месяц (18%), один раз в полгода (8%), не нуждаюсь (16%), (рис. 6).Рис. 6 Обращение респондентов за помощью специалистов образовательногоучреждения, %Частая сменяемость сотрудников образовательного учреждения (социального педагога, педагога-психолога, воспитателей и др.) по мнению специалистов, негативно отражается на студентах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виду отсутствия возможности создания доверительных отношений, необходимых каждому данной категории. «Длительное взаимодействие со студентом данной категории дает возможность специалистам лучше осуществлять свои функции: знать сильные и слабые стороны подопечного, его личностные установки, ресурсы, особенности здоровья». На вопрос: «Какими качествами должен обладать социальный педагог?», респонденты ответили следующее: доброта (100%), способность к сопереживанию (100%), бескорыстие (86%), толерантность (75%), честность (44%), ответственность (31%), организованность (12%), рис. 7Рис. 7 Качества социального педагога, по мнению респондентов, %Специалисты обладают такими качествами как доброта, способность к сопереживанию, толерантность и честность, умеют завоевывать расположение, подбирать слова и методы, которые помогают добираться до сути проблемы.На вопрос о степени успешности адаптации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специалисты отвечают, что у всех складывается по-разному. Отмечаются такие важные для социальной адаптации ресурсы, как связь с родственниками, ведущими социально приемлемый образ жизнь и наличие жилья: «Более успешно адаптируются те, кому есть к кому обратиться и у кого есть родственники. Тяжело адаптироваться тем ребятишкам, которые вышли... и у них ничего и никого» .Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из направленийвоспитательной работы, которая осуществляется на основании нормативно-правовых документов и ведется в соответствии с планом учебно-воспитательной работы учреждения среднего профессионального образования.ГЛАВА 3РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ МЕР ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИМОРСКОМ РАЙОНЕ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА3.1. Структура центра «Мы вместе» на базе Приморского районаНарушение или отсутствие контакта семьи и службы является главным фактором риска для своевременного разрешения кризисных ситуаций в замещающих семьях. То есть вся система, будучи перенасыщенной ресурсами, будет работать вхолостую, не достигая результата для ребенка.Организационный механизм уполномоченной организации по устройству детей в семьи должен предусматривать:создание новой структуры учреждения;создание новой системы принятия решений (консилиум);пошаговое ведение ребенка на протяжении всего периода его жизни в семье силами тех же специалистов - основа адаптации.При этом будет перестроена вся система работы такой организации, весь персонал начнет работать на достижение основной цели: возвращение ребенкародителям или помещение ребенка в новую семью и помощь этой семье и ребенку посте устройства ребенка.Для эффективного управления и оперативного решения вопросовнеобходимо создать Консилиум как орган коллегиального управления.Рисунок 7 - Модель центра «Мы вместе» профилактики социального сиротства и развития форм устройства детей-сирот и детей оставшихся безпопечения родителейУполномоченную организацию по устройству детей в семьи возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой исполнительного органа власти, курирующего работу учреждения. Директор осуществляет общее руководство деятельностью учреждения, определяет структуру, утверждает штатное расписание, назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников уполномоченной организации.Директор имеет двух заместителей:Заместитель директора по социальной защите.Заместитель директора по патронатному воспитанию.Уполномоченная организация должна в своей структуре иметь рядподразделений, осуществляющих функции по устройству детей в семьи. В представленной модели все подразделения можно выделить в 2 группы: обязательные и дополнительные.К обязательным подразделениям относятся те, которые необходимы для осуществления функций по патронатному воспитанию, своевременному выявлению неблагополучных семей и последующему сопровождению ребенка. Среди них:семейные группы для воспитания детей в учреждении;социально-правовой отдел;служба подготовки и оценки семей;служба сопровождения для замещающих семей.Персонал в расчете на 1 группу: социальна мама (воспитатель на круглосуточной работе или семейная парт с оплатой труда по договору) - 1 чел., старший воспитатель - 1 чел., педагог дополнительного образования - 2 чел., а также сменяемые воспитатели - 2 чел., ночные воспитатели - 2 чел.Социально-правовой отдел, состоящий из:Службы социальной защиты и мониторинга развития детей. Среди задач, которые стоят перед этой службой, можно выделить следующие:социально-правовая защита прав и законных интересов ребенка;проведение ежегодного мониторинга развития и воспитания детей, находящихся в семейных группах учреждения;участие в подборе для каждого ребенка совместимой с ним семьи, организация взаимодействия замещающих семей с другими подразделениями учреждения,содействие в сборе необходимой информации для определения правового статуса ребенка,подготовка проекта плата по социально-правовой защите ребенка (по запросу органа опеки и попечительства).Персонал: руководитель службы - заместитель директора по социальной защите, 1 социальный педагог (социальный работник) в расчете на 20-25 обслуживаемых детей.Службы социального патроната:организация по направлению органа опеки и попечительства профилактической работы с детьми, которые проживают в семье, находящейся в социально опасном положении;постинтернатное сопровождение выпускников.Персонал: руководитель службы - заместитель директора по социальной защите, психолог - 1 чел., социальный педагог (социальный работник) - 1 чел. в расчете на 20-25 обслуживаемых детей в семьях.Служба (отдел) по подбору и подготовке граждан, желающих взять ребенка в семью информирует общественность о замещающем воспитании, ведет поиск, отбор, оценку и подготовку замещающих семей, принимает участие в принятии решения о подборе для каждого ребенка совместимой с ним семьей, оказывает необходимую социально-психологическую помощь ребенку посте помещения его в семью, консультирует патронатных воспитателей и способствует контактам между семьями. Персонал: руководитель службы - заместитель директора по патронатному воспитанию, психолог - 1 чел., социальный педагог (социальный работник) - 2 чел.Реабилитационная служба осуществляет индивидуальную реабилитационную работу с детьми по следующим направлениям:комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика;прогнозирование развития ребенка и определение методов и форм реабилитационно-коррекционной работы;консультация неблагополучных семей, проживающих на данной территории.Персонал: врач-педиатр - 1 чел., невропатолог (психоневролог) - 1 чел., логопед - 1 чел., дефектолог - 1 чел., медсестра - 2 чел., в расчете на всех обслуживаемых детей, в т.ч. находящихся в замещающих и кровных семьях.Служба сопровождения для замещающих семей. Консультация работает как служба комплексного психолого- педагогического и юридического консультирования и сопровождения для любых замещающих семей.Персонал: руководитель службы - психолог, социальный педагог - 1 чел., юрист - 1 чел.Отделение для социализации подростков и их адаптации к самостоятельной жизни.Отделение работает по типу «социальной семьи» и имеет воспитателя (или семейную пару) на круглосуточной работе, сменяемых и подменных воспитателей на время выходных и отпусков патронатного воспитателя, иных специалистов.Персонал: в расчете на 1 группу - сменные воспитатели - 2 чел., ночные воспитатели - 2 чел.Отделение «Маленькая мата».В группу помещаются несовершеннолетние беременные женщины или имеющие детей в возрасте до 1,5 лет, либо женщины в возрасте 18-21 года из чиста воспитанников детских домов. В порядке исключения в группу могут приниматься несовершеннолетние женщины или одинокие женщины в возрасте до 21 года, из числа жителей, утратившие возможность проживания в семье. Все они принимаются на основе договора, в котором установлены права и обязанности воспитанников и учреждения.Цель отделения «Маленькая мама»: реабилитационная помощь и профилактика отказов от материнства, оказание экстренной и кризисной помощи одиноким матерей (как несовершеннолетним, так и в возрасте от 18 до 21 года из числа детей-сирот или попавших в социально опасное положение, беременным или воспитывающим ребенка в возрасте до 1,5 лет, не имеющим социальной поддержки, воспитание и оказание содействия в содержании детей в возрасте от рождения до 1,5 лет.Персонал: в расчете на 1 группу - сменяемые воспитатели - 2 чел., ночные воспитатели - 2 чел.Методический отдел по развитию семейных форм устройства детей создается для оказания содействия органам опеки и попечительства, профильному органу исполнительной власти, на который возложены функции органа опеки и попечительства, в реформировании работы по опеке и попечительству. Персонал: руководитель службы - заместитель директора по патронатному воспитанию, социальный педагог - 1 чел.Финансовый механизм предполагает создание экономических условий и финансовых оснований для определения воспитанников на воспитание в семьи. В качестве таких инструментов необходимо выделить:1.Изменение порядка расходования средств и финансовой отчетности в детском доме, аналогичного порядку, определенному для приемных семей.Это означает, что в бюджете детского дома выделяется статья, по которой финансируются и питание, и текущее содержание ребенка - будь то при его содержании и воспитании в стенах учреждения или в патронатной семье (т.е. произошло реструктурирование бюджета детского дома).2. Вторую составляющую финансового механизма следует раскрыта в части формирования штатов учреждения.На базе центра предлагаем реализовать Проект "Наставник" для социализации детей-сирот, является комплексом мероприятий, направленных на индивидуальную работу с детьми путём формирования устойчивых пар «Наставник-ребёнок».Целевой группой проекта являются:1)подростки, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся воспитанниками и выпускниками двух центров помощи детям: в возрасте от 12 до 16 лет (39 детей) и от 16 до 18 лет (11 детей) (далее по тексту – детский дом);2) граждане Приморского района г. Санкт-Петербурга потенциально готовые стать наставниками;3) НКО, готовые пройти обучение технологии наставничества.Предлагаемый проект «Наставник» является продолжением развития нашей успешной модели наставничества для подростков, оставшихся без попечения родителей.Технология проекта основывается на следующей методике:1) Поиск, анкетирование и активное привлечение волонтёров для участия в выездных мероприятиях для детей-сирот.2) Проведение обучающих занятий для волонтёров руководителем проекта и психотерапевтом фонда.3) Проведение тестирования и отбор кандидатов в наставники психотерапевтом Фонда и руководителем проекта. Кандидат должен быть старше 24 лет, успешно пройти психологическое тестирование и консультирование с психотерапевтом проекта.4) Организация совместных выездных мероприятий для естественного формирования пар.5) Заключение договора с наставником на срок не менее 1 года.6) Согласование с администрацией центров помощи посещений наставниками своих подопечных.7) Еженедельное сопровождение пар психотерапевтом фонда (супервизии, индивидуальные консультации).8) Контроль оценки качества работы пар.Сам выезд за пределы учреждения является важным событием в жизни детей, улучшающих социальную адаптацию. Появляются новые знакомства, на мероприятиях приобретаются новые навыки, расширяют свой кругозор, приобретают новые интересы, получают общепозитивный настрой и психологическую разгрузку, расширение зоны комфорта. Появляется мотивация для дальнейших мероприятий и формирование новых устойчивых интересов.ЦельРазвитие системы социализации детей и выпускников социальных учреждений Приморского района г. Санкт-Петербурга за счёт внедрения инновационной для области технологии наставничества и трансляции данного опыта на другие государственные учреждения, работающие в данной сфере.Задачи:Привлечение как минимум 150 граждан, желающих стать волонтёрами-наставникамиПрофессиональная подготовка командой как минимум 25 волонтёров-наставников по всем аспектам необходимой для реализации данной деятельностиСоциализация как минимум 50 воспитанников детских домов по технологии наставничества.Трансляция и внедрение опыта наставничества как минимум в 5 социальных учреждениях Приморского района г. Санкт-Петербурга.Обоснование социальной значимости.Ежегодно в Приморского района г. Санкт-Петербурга выпускается около 60 подростков-сирот. По оценкам экспертов, а также нашему двухлетнему опыту работы с выпускниками более 80% испытывают трудности в социализации, не заканчивают учреждения профессионального образования, попадают в криминальную среду, ведут иждивенческий образ жизни с полным отсутствием ценностных ориентиров и каких-либо устремлений. Основной причиной является технология реабилитации в рамках социальных учреждений, которая не позволяет проработать социализацию детей,оказавшихся в состоянии психотравмы, что нарушает почти все нормы становления психики, останавливая процесс естественной социализации.А такой инструмент как наставничество, формирует пространство для становления личности, с пониманием норм, ценностей и значимости своего пути. Этот подход имеет хороший реабилитационный эффект, проявляющийся в готовых к профессиональной и социальной жизни, выпускниках социальных учреждений, способных принимать и нести ответственность. 3.2. Оценка социально-экономической эффективности проекта в области социальной поддержки детей-сиротОбоснование социально-экономической эффективности предложенного проекта по созданию культурно-развлекательного центра «Мы вместе» требует обоснования. Для создания центра «Мы вместе» о котором было сказано ранее требуются экономические затраты.Так же потребуются затраты на содержание рабочего персонала. Заработная плата работников представлена в таблице 4. Таблица 4. Заработная плата персонала центра «Мы вместе»Персонал:Заработная плата рабочего в месяц:Заработная плата рабочего в год:ПсихологОт 29 тыс. руб. 348 тыс. руб.Юрист От 27 тыс. руб. 324 тыс. руб. ЛогопедОт 30 тыс. руб. 360 тыс. руб.ДефектологОт 25 тыс. руб. 300 тыс. руб.МедсестраОт 23 тыс. руб.276 тыс. руб.ВрачОт 23 тыс. руб. 276 тыс. руб.ПсихоневрологОт 23 тыс. руб.276 тыс. руб. Уборщик 18 тыс. руб.217 тыс. руб.Итоговая ЗП рабочего в год:мил. 377 тыс. руб.Социальная значимость проекта обусловлена повышением качества жизни воспитанников центров, появлением у них профессиональной заинтересованности, стремления реализовать себя, отход от иждивенческой позиции, развитие коммуникативных навыков через постоянное общение со взрослым, заинтересованным в личном успехе ребёнка. Следствием индивидуального подхода становится уменьшение количества выпускников, ведущих потребительский, асоциальный образ жизни.Таблица 5.Доходы от центра «Мы вместе»Фиксированная цена приема у специалиста:1500 руб.Наименование профессии:Количество посетителей в год: Доход в год:Психолог:174 960 чел.279 мил. 936 тыс. руб.Юрист: 151 200 чел.241 мил. 800 тыс. руб.Нотариус:136 800 чел. 205 мил. 200 тыс. руб.Адвокат:147 600 чел.221 мил. 400 тыс. руб. Итог за год: 610 560 чел.948 мил. 336 тыс. руб. В результате реализации проекта будет проведена программа эффективной адаптации для 50 воспитанников двух Центров помощи Приморского района г. Санкт-Петербурга; через популяризацию идеи наставничества увеличится количество волонтеров, желающих стать наставниками для детей-сирот; регулярное обучение волонтеров позволит сформировать подготовленную команду волонтеров/наставников для детей-сирот; трансляция опыта для региональных НКО позволит распространить методику на другие Центры помощи. Инновационность проекта заключается в методах реализации проекта и необходимости строгого соблюдения правил при реализации проекта.Приведены данные по количеству персонала их заработной плате, доходов и расходов в год. Рассчитана социальная, а также экономическая эффективность и выявлено, что хоть и понадобиться много затрат на создание и развитие данного центра «Мы вместе».ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведённого исследования были решены задачи, определённые в начале, а также получены следующие результаты исследования:1.Исследование организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования, позволило выявить как теоретические, так и практические основы организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе работы были рассмотрены основные теоретические подходы к определению организации деятельности социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях учреждения среднего профессионального образования:системный подход и программно-целевой подход,целесообразным является применение этих подходов.2.Программно-целевой подход предоставляет возможность разрабатывать и воплощать в жизнь различного рода программы, обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения. 3.Нормативно-правовая база дает представление о том, что организация деятельности социально-педагогической поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на данный момент является особенно актуальной для государства. Помимо государственных органов, в работе по профилактике безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних задействованы до 200 молодежных и детских общественных организации. В их деятельности принимает участие более 300 тыс. молодых людей.Однако следует отметить, что до сих пор не решен вопрос о внесении соответствующих изменении в федеральное законодательство, предусматривающих повышение ответственности родителей, опекунов, приемных родителей в случае жестокого обращения с детьми, неисполнения обязанностей воспитательного характера и обеспечения детей необходимыми материальными ресурсами. Независимые проверки приемных семей и интегративных учреждении осуществляются соответствующими органами при участии общественности.Отсюда можно сделать вывод, что для эффективной борьбы с распространением социального сиротства необходимы не только интенсивные меры в рамках социальной политики, но и работа по укреплению гражданского общества и социальной солидарности, восстановлению авторитета традиционных конфессий и подъему культуры.На основании анализа результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывают большие сложности в получении жилья, образования, социализации и социальной адаптации.Иждивенческая позиция, по мнению специалистов, является одним из главных факторов, препятствующих успешной социализации и адаптации.Сложностями в оказании социальной поддержки являются: корректировка поведенческих проблем детей.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
I.Нормативно-правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей Генераль-ной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1998 г. 10. дек. № 235.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Консультант Плюс. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: ttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
3. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант Плюс. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ // Консультант Плюс. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Консультант Плюс. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
6. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ // Консультант Плюс. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012 № 273-ФЗ // Консультант Плюс. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ // Консультант Плюс. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
9. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 18 сентября 2017 года № 1117 // Консультант Плюс. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278445/
10. Постановление Правительства Российской Федерации «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24 мая 2014 г. № 481 (с изменениями на 19.12.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70661542/
II. Литература
11. Абдулаева, Э. С. Специфика социальной защиты молодежи и детей в России: монография / Э. С. Абдулаева, К. В. Хадисова. - Москва : Русайнс, 2016. - 89 c.
12. Абельбейсов, В.А. Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в современной России / В.А. Абельбейсов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2019. — № 3. — С. 82-86.
13. Бобылева, И.А. Социально-педагогическая поддержка воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот: Монография. - М.: БФ «Расправь крылья!», 2019. - С. 288 с.
14. Букреева, Л. Я. Профессиональная ориентация как фактор успешной социализации детей-сирот (на примере дореволюционной Уфимской губернии) / Л. Я. Букреева, Ю. В. Сиренко // Вестник ВЭГУ - 2017. - № 5 (73). - С. 16-23.
15. Варламова, Д. К. Совершенствование государственной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сфере образования / Д. К. Варламова // МНСК-2017: Государство и право: материалы 55-й Международной научной студенческой конференции - Новосибирск, 2017. - С. 285-286.
16. Волкова Н.А. Социализация детей-сирот в учреждениях профессионального образования / Н. А. Волкова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 1. - С. 33-35.
17. Волкова, Н. А. Субъекты педагогического сопровождения сирот, обучающихся в учреждениях профессионального образования // Н. А. Волкова // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2013. - № 1. - С. 129-131.
18. Городнянская К. А. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] / К. А. Городнянская, Ю. О. Кудлаева // Молодой ученый. - 2016. - №10-3. - С. 37-39.
19. Гребенюк, М. А. Гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (опыт регионального кодифицированного регулирования) / М. А. Гребенюк // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. 2015.№ 3 (34). С. 3-8.
20. Данилова З.Г., Ресоциализация детей-сирот в условиях профессионального колледжа / З. Г. Данилова, А. А. Реан // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. - 2019. - № 6. - С. 85-93.
21. Дмитриева, А. С. Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] / А. С. Дмитриева // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 81-84.
22. Дорожкина, О. А. Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональной подготовке / О. А. Дорожкина, Е. В. Чербаева // Научные исследования и разработки молодых ученых: сб. материалов XVII Международной молодеж. научно-практ. конф. / под общей ред. С. С. Чернова. - Новосибирск, 2017. - С. 76-81.
23. Дружинина, А. А. Инновационный опыт решения проблем формирования навыков самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. А. Дружинина // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. - 2015. - № 9 (149). - С. 50-56.
24. Дружинина, А.А. Основные направления социально-педагогической работы по формированию самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bttps://cyberlemnka.ru/artide/v/osnovnye-napravleniya-sotsialno-pedagogicheskoy-raboty-po-formirovaniyu-samostoyatelnosti-detey-sirot-i- detey-ostavshihsya-bez
25. Евтушенко, И. В. Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов: учебник: [для детейучреждений высшего профессионального образования] / И. В. Евтушенко, В. В. Надвикова, В. И. Шкатулла; [под ред. проф. В. И. Шкатулла]. - Москва : Прометей, 2017. - 575, [1] c.
26. Еременко, Л. А. Проблемы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л. А. Еременко // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 5. - С. 16-18.
27. Жарова, О. Н. Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ [Электронный ресурс] / О. Н. Жарова // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). - Казань: Бук, 2017. - С. 51-54.
28. Журавлева, О. В. Сопровождение социально-профессионального самоопределения и становления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях социального партнерства / О. В. Журавлева // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6 (43). - С. 255-257.
29. Ибрагимова, Л. А. Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждении среднего профессионального образования / Л. А. Ибрагимова // Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности в регионе : сб. матер. регион. научно-практ. конф. - Курган, 2009. - С. 58-60.
30. Кварталова, Д.Н. Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей-сирот в условиях среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id3116/Socialno-pedagogicheskaja- dejatelnost-po-adaptacii-detei-sirot-v-uslovijah-srednego-professionalnogo- obrazovanija
31. Козырева, Н. В. Роль профессионального самоопределения в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н. В. Козырева // Образование. Карьера. Общество. - 2016. - № 2 (49). - С. 34-38.
32. Кокорина, А. С. Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательной организации среднего профессионального образования / А. С Кокорина. - Актуальные проблемы развития инноваций и менеджмента в образовании: сборник тезисов докладов межвуз. научно-практ. конф. - Курган, 2014. - С. 30-32.
33. Коротун, А.В. Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России / А.В. Коротун // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 10. — С. 197-204.
34. Котенко, А. А. Меры государственной социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. А. Котенко, Ю. И. Убогович // Перспективы развития строительного комплекса. - 2018. - С. 132-138.
35. Краснова, В.Г., Палкина Т.С. К вопросу об эффективности жизнеустройства детей-сирот [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-ob-effektivnosti-zhizneustroystva- detey-sirot
36. Кривоносова, Л.А. Профилактика сиротства: региональные аспекты социологического анализа / Л.А. Кривоносова // Власть и управление на Востоке России. — 2017. — № 4. — С. 104-111.
37. Кривых, С. В. Механизм функционирования службы комплексного сопровождения учащихся-сирот индустриально-судостроительного лицея / С. В. Кривых // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 2 (75). - С. 198-200.
38. Кузнецова, Р. А. Обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Р. А. Кузнецова // Вестник Росздравнадзора. - 2019. - № 1. - С. 40-46.
39. Лейниш, Т.Л. Организация социально-педагогической поддержки детей- сирот в профессиональной образовательной [Электронный ресурс]. - Режим доступа: организации https://cyberlemnka.ru/article/v/organizatsiya- sotsialno-pedagogicheskoy-podderzhki-detey-sirot-v-professionalnoy- obrazovatelnoy-organizatsii
40. Михайлова, Т А. Основные проблемы системы социально-правовой поддержки и помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей / Т. А. Михайлова, А. А. Ковлежова // Социальные отношения. - 2015. - № 4 (15). - С. 77-81.
41. Михайлова, Т. А. Основные проблемы системы социально-правовой поддержки и помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей / Т. А. Михайлова, А. А. Ковлежова // Социальные отношения. - 2015. - № 4 (15). - С. 77-81.
42. Нагорнова, А. Ю. Анализ нормативно-правовой базы социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. Ю. Нагорнова, Е. Е. Вагина // Общество: философия, история, культура. - 2014. - № 4. - С. 26-30.
43. Пашаев, Х. П. Недостатки реализации социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по материалам судебной практики Республики Алтай) / Х. П. Пашаев // Манускрипт. - 2020. - №12-5 (86). - С. 184-187.
44. Пронин А. А. Социально-правовая защита детства в Российской Федерации // Мир библиографии. 2020. № 4. С. 53.
45. Россия как социальное государство: материалы региональной студенческой научно-практической конференции (Пермь, 15 марта 2017 г.) : [сборник / отв. ред. Н. В. Голохвастова]. - Пермь : Прикамский социальный институт, 2017. - 139, [3] c.
46. Старшинова, А.В. Социально-проектная деятельность в медицинском учреждении по социальной реабилитации детей с тяжелыми нарушениями здоровья / А.В. Старшинова // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. — 2018. — № 4(182). — С. 153-164.
47. Тростанецкая Г. Социальные сироты в нашем обществе // Социаль-ная педагогика. 2019. № 4. С. 3-8.
48. Урумова Т.О. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: Автореф. дис. канд. юрид. наук: Урумова Т.О. Москва, 2009. С. 16.
Вопрос-ответ:
Каковы основные меры социальной поддержки детей-сирот в Санкт Петербурге?
В Санкт-Петербурге существует ряд мер социальной поддержки детей-сирот, включающих в себя предоставление жилья, медицинского и психологического обслуживания, образовательных программ, материальной помощи и др. Конкретные меры могут различаться в зависимости от административных единиц, включая Приморский район. В рамках Приморского района, например, проводятся различные социальные и досуговые мероприятия, организуется система опекунства и приемной семьи для детей-сирот.
Какие государственные гарантии социальной поддержки существуют для детей-сирот в Российской Федерации?
В Российской Федерации существуют государственные гарантии социальной поддержки детей-сирот, которые включают в себя предоставление социального жилья, медицинского обслуживания, образовательных услуг, материальной помощи и др. Однако, реализация этих гарантий может отличаться в разных регионах страны и зависит от финансовых и организационных возможностей соответствующих органов власти.
Как организована социальная защита детей-сирот в Приморском районе Санкт-Петербурга?
В Приморском районе Санкт-Петербурга организована система социальной защиты детей-сирот, которая включает в себя проведение социальных и досуговых мероприятий, создание системы опекунства и приемной семьи, предоставление медицинского и психологического обслуживания, а также обеспечение образовательных услуг. Реализация этих мер осуществляется совместно администрацией района, учреждениями и организациями, занимающимися социальной защитой детей-сирот.
Какие программы профилактики социального сиротства проводятся в Приморском районе?
В Приморском районе Санкт-Петербурга проводятся различные программы профилактики социального сиротства, направленные на предотвращение неблагоприятных условий, в которых оказываются дети, и помощь родителям в решении проблем, связанных с воспитанием детей. Такие программы могут включать в себя предоставление консультаций, психологическую и юридическую поддержку, обучающие мероприятия.
Какие меры социальной поддержки детей сирот существуют в Санкт-Петербурге?
В Санкт-Петербурге существует ряд мер социальной поддержки детей сирот, включая предоставление путевок в детские оздоровительные лагеря, оказание материальной поддержки, предоставление жилых помещений, расширение возможностей получения образования и трудоустройства, а также организация социальной защиты и профилактики социального сиротства.
Какие государственные гарантии социальной поддержки имеются для детей сирот в Российской Федерации?
В Российской Федерации существует общая характеристика института социальной поддержки детей сирот, которая включает в себя предоставление условий для нормального физического, умственного, душевного и нравственного развития, обеспечение права на жизнь, здоровье, образование, а также предоставление социально-бытовой помощи и защиты.
Какая организация социальной защиты и профилактики социального сиротства осуществляется в администрации Приморского района Санкт-Петербурга?
Администрация Приморского района Санкт-Петербурга осуществляет организацию социальной защиты детей сирот и профилактики социального сиротства путем предоставления социальных услуг, материальной поддержки, оперативного реагирования на проблемные ситуации, а также содействия в трудоустройстве и получении образования.
Какие меры предпринимаются для расширения возможностей получения образования и трудоустройства детей сирот в Санкт-Петербурге?
Для расширения возможностей получения образования и трудоустройства детей сирот в Санкт-Петербурге принимаются различные меры, включающие организацию бесплатного дошкольного образования, предоставление стипендий, обеспечение доступа к профессиональному образованию и поддержку при трудоустройстве.
Какая помощь предоставляется детям сиротам в виде материальной поддержки в Санкт-Петербурге?
Детям сиротам в Санкт-Петербурге предоставляется материальная поддержка в виде выплаты пособий, компенсаций, а также предоставлением жилых помещений и других материальных благ.
Какова общая характеристика института социальной поддержки детей сирот?
Институт социальной поддержки детей сирот представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение социальной защиты и поддержки детей, потерявших родителей или оставшихся без попечения родителей. Эти меры включают в себя предоставление жилья, питания, медицинской помощи, образования, трудоустройства и других видов поддержки, необходимых для полноценного развития и благополучия детей сирот.
Какие гарантии государства существуют в области социальной поддержки детей сирот?
В Российской Федерации существуют гарантии государственной социальной поддержки детей сирот. К ним относятся предоставление жилого помещения или социального жилья, материальная поддержка в виде ежемесячных выплат, бесплатное образование, медицинская помощь, право на трудоустройство и др. Эти гарантии регулируются законодательством, административными регламентами и программами государственной поддержки.
Как организована социальная защита детей сирот в администрации Приморского района?
Администрация Приморского района активно занимается организацией социальной защиты детей сирот. В рамках программы социальной поддержки, они предоставляют помощь в получении жилья, оказывают материальную поддержку, содействуют в трудоустройстве, предоставляют бесплатное образование и медицинскую помощь. Также проводятся профилактические меры по предотвращению социального сиротства и оказанию психологической поддержки.