Экологическое сознание в современном российском обществе: состояние, проблемы и перспективы развития.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 31 + 31 источник
- Добавлена 27.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ 5
1.1. Понятие «экологическое сознание»: разнообразие подходов к определению 5
1.2. Методы изучения экологического сознания в социологии 10
2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 15
2.1. Особенности экологического сознания населения России 15
2.2. Проблема осознания экологической угрозы в России 17
2.3 Проблемы формирования экологического сознания молодежи 20
3. Перспективы развития экологического сознания российского населения 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Роли, в свою очередь, охватывают основные зоны взаимопроникновения социальной системы и личности индивида. Групповое сознание и поведение формируется в коллективе. Культурная среда является основным источником формирования экологического сознания, которое, в свою очередь, конструирует экологическую культуру и управляет ею.Следовательно, проблема формирования экологического сознания является проблемой общества, и должно определяться и корректироваться на государственном уровне [23].Факторы, препятствующие формированию экопрофессионального сознания молодежи: - отсутствие государственного заказчика на экологически ориентированное профессиональное образование; - слабая связь экологического обучения с профессиональным обучением; - слабое научно-методическое обеспечение экологической направленности в профессиональном обучении, теоретико-методические основы организации интеграции экологической и профессиональной подготовки; - необходимость согласования и управления системой электронного обучения, создание дидактических комплексов, соответствующих методик; Так, формирование экологического сознания молодежи требует активного привлечения и координированности деятельности общественных и государственных структур и должно затрагивать все этапы развития молодого человека, начиная с дошкольного возраста, продолжаясь в средних и высших образовательных учреждениях, а затем – в местах осуществления трудовой деятельности [15].В состоянии кризиса под влиянием социальных трансформаций осуществляется разрушение целостности системы и выпадение социально значимого звена. Возможность поиска этого звена для выхода из имеющегося в обществе кризиса формирования экологического сознания является одним из основных направлений исследований в области социальной экологии. Его обнаружение позволит связать воедино разорванные звенья цепи, восстановить тем самым целостность социальной системы и указать пути практического решения проблемы. Разрыв социальных связей и разрушение социальной структуры становятся признаком кризисного общества, свойственного любой сфере общественной жизни. 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯЭкологическая социология как часть социально-экологической теории развивалась с начала 20-х годов прошлого столетия, в конце прошлого столетия оформилась в самостоятельную дисциплину при создании в 1992 году Международной социологической ассоциации Исследовательского комитета «Среда и общество». Определение стратегий и тенденций духовно-нравственного развития личности в социальном бытии через образовательную систему Российской Федерации предполагает выявление системообразующего ценностного основания государственной политики, определяющей успешность процесса по формированию духовно-нравственных ценностей личности и общества[8, 26]. Главным фактором социальной жизни и развития социума является воспитание, в рамках которого предполагается определенная подготовка молодежи к взрослой жизни, адаптация к социуму. В связи с этим, воспитание экологического сознания в российском обществе наиболее актуально осуществлять на всех этапах развития человека, начиная с детского возраста. Формирование ответственности к окружающей природной среде базируется на базе экологического сознания. При этомсущность экологического воспитания определяется формированием и соблюдением правовых и нравственных основ использования природных ресурсов в отношении к окружающей природной среде, к природе в месте проживания [12].Возможность воспитания экологической культуры осуществима посредством социального воздействия.Согласно ряду исследований, проведенных в последние годы относительно формирования и состояния экологического сознания среди населения, в том числе в отношении российской молодежи [15, 14, 16, ], можно наметить ряд направлений по формированию этого экологического сознания:- деятельность в отношении формирования экологического мировоззрения: в частности, внедрение в трудовые коллективы экологического и эколого-правового просвещения;- формирование и развитие экологической компетентности во всех сферах практической человеческой деятельности;- экологию необходимо рассматривать как науку о глубинных внутренних связях социального и духовного бытия человека со всеми явлениями, происходящими на планете Земля;- популяризация экологического мировоззрения в российском обществе, с привлечением образовательных ресурсов, средств массовой информацией и поддержкой со стороны государства;- соблюдение системности в экологическом просвещении, формирование непрерывного экологического образования, направленного на формирование в людях осознания себя как части природы, составным элементом окружающего мира;- разработка семейных программ экологической социализации, привлечение дошкольников и школьников к экологическому воспитанию в семье в качестве основных агентов;- анализ экологических рисков в контексте экологической культуры в учебном процессе, на производстве и в быту как формы социально-экологической стратегии;- включение в экологические мониторинги изучения человеческого фактора как фактора социально-экологической безопасности;- расширение диапазона административных и уголовных санкций за экологические преступления и правонарушения;Конструирование экологического сознания в обществе возможно осуществить путем закрепления культурных норм и образцов поведения, гармонизирующих социоприродные взаимодействия, через принятие решений на региональном и федеральном уровнях. Так, согласно Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды», а также Указу Президента РФ «О государственной стратегии России по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», а также исходя из Постановления Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» и ряда других нормативных актов, вв качестве одной из основных задач, стоящих перед российским государством и обществом, утверждено формирование экологической культуры населения [17, 23].Таким образом, в настоящее время признается необходимость формирования непрерывного экологического знания, что позволяет сформировать социальное экологическое сознание молодежи.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящее время многими исследователями отмечается необходимость формирования планетарного экологического сознания. Деятельность социальных институтов, задающих векторы развития на ближайшие десятилетия, трансформируется под воздействием глобализационных процессов.При формировании экологического сознания особое внимание учитывается воздействию на него психосоциальной сферы. Наличие в обществе противоречивых социально-экономических, социокультурных и политических процессов привносят в жизнь социума дезинтеграционные начала и вызывают снижение показателей социального настроения и качества экологического сознания и экологического поведения граждан.Главным фактором социальной жизни и развития социума является воспитание, в рамках которого предполагается определенная подготовка молодежи к взрослой жизни, адаптация к социуму. В связи с этим, воспитание экологического сознания в российском обществе наиболее актуально осуществлять на всех этапах развития человека, начиная с детского возраста. По результатам выполненного исследования были сформулированы следующие выводы:В настоящее время, при наличии многоаспектности в определении понятия экологического сознания, возможно формирование комплексного понимания глобального экологического кризиса и его последствий, разработка стратегии устойчивого развития цивилизации в гармонии с окружающей средой, налаживание международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, а также формирование национального и международного законодательства в области охраны окружающей среды и решения имеющихся экологических проблем.Экологическое сознание, являясь комплексным понятием, определяется коллективным сознанием общества, что обусловливает в исследовании экологического сознания в социальной экологии использовать интегральные методы как социологической науки, так и других сфер научной деятельности.Особенностями экологического сознания населения в России являются низкий уровень экологической культуры населения, его образованности и воспитанности.В настоящее время проблема осознания экологической угрозы в России заключается в наличии следующих факторов: низкая осведомленность населения относительно экологических вопросов, недостаточная активность российских экологических общественных организаций, низкая эффективность государственного регулирования экологического состояния и вопросов, касающихся решения экологических проблем, а также преобладание патерналистской модели взаимоотношений между населением и государством, когда население полностью передоверяет решение всех стратегических вопросов, и вопросов экологии в частности, государству.В настоящее время признается необходимость формирования непрерывного экологического знания, что позволяет сформировать социальное экологическое сознание молодежи.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Смирнов С. В. Социальные предпосылки формирования планетарного экологического сознания // StudNet. - 2020. - №12. – С. 218-225.2. Смирнов С. В. Планетарное экологическое сознание: сущность, специфика становления // Манускрипт. - 2020. - №3. – С. 103-107.3. Данилова В. С., Кожевников Н. Н. Экологическая картина мира // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2009. - №3. – С. 113-119.4. Веретенников Н. Я. Глобализация экологического сознания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2014. - №2-1. – С. 11-15.5. Кривошеева Е. С. На пути к экологическому сознанию // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2010. - № 1. – С. 177-183. 6. Ковелина Т. А., Овсянникова Е. К. Особенности формирования экологического сознания современного российского общества в условиях глобализирующегося мира // Общество и право. - 2011. - №2 (34). – С. 289-292.7. Молчан Э. М. Социализация субъектов взаимодействия в условиях информационной глобализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2019. - №1. – С. 86-95.8. Бондарева Я. В., Молчан Э. М. Духовно-нравственные ценности как вектор развития социальных систем // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2019. - №1. – С. 43-51.9. Молчан Э. М. Влияние цифровизации на формирование духовно-нравственных ценностей субъектов взаимодействия в эпоху глобализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2019. - №2. – С. 55-56.10.Вальковская В. В. Диалектика социальных идеалов и экологических ценностей // Власть и управление на Востоке России. - 2017. - №4 (81). – С. 216-222.11. Ульянова Н. В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы) // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - №6. – С. 57-61.12. Иванова Т. Н., Горбачева Н. Б. Экологическое воспитание подростков как процесс социализации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - №1 (26). – С. 73-76.13. Аманов Г. А., Юлдошев Ш. Р. У. Воспитание экологической культуры у студенческой молодежи // Проблемы педагогики. - 2019. - №3 (42). – С. 32-34.14. Зейналов Г. Г. О., Рябова Е. В., Миронов В. Ю. Экологическая культура и пути ее формирования: региональный аспект проблемы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - №3. – С. 17-20.15. Шлюндт С. А. Экологическое воспитание студенческой молодежи: культурологический аспект // Педагогическое образование в России. - 2014. - №11. – С. 161-165.16. Беляева Л. А., Шлюндт С. А. Эколого-аксиологические основания современной образовательной среды вуза // Педагогическое образование в России. - 2014. - №2. – С. 114-118.17. Амиров А. С. Формирование экологического сознания подростков сельских школ в Ставропольском крае в 1990-х гг // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2017. - №3 (203). – С. 17-24.18. Экологическое сознание. – Справочник по экологии. – URL:https://ru-ecology.info/term/66885/ (дата обращения 15.02.2021).19. Тобоев А.И. Понятие экологического сознания // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2015. - №3 (7). – С. 23-26.20. Тобоев А. И. Философские основания экологического сознания // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2016. - №1 (21). – С. 286-291.21. Ашхамаф А. Р. Экологическое сознание: к проблеме определения понятия // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. - №3. – М. 15-18.22. Стерлигова Е. А. Экологическая психология. Учебное пособие. – Пермский государственный национальный институт. – Пермь, 2012. – 212 с.23. Шишкина Е. А. Социальное конструирование экологической культуры на региональном уровне глобализации. – Автореферат дисс. … д-ра социологических наук. – Саратов, 2009. – 40 с.24. Филипенко В. Ю. Экологическое сознание: антропоцентризм и экоцентризм // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1818-1822.25. Новгородцева А. Н. Социальная экология. Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2015. – 76 с.26. Орешкина Т. А. Экологическое сознание населения в деятельности местного самоуправления (на примере старопромышленных городов Урала). – Автореферат дисс. … кандидата социологических наук. – М., 2013. – 24 с.27. Касабуцкая М. С. Социальная экология и исследования экологического сознания в социологии: теоретические аспекты // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). - 2017. - №4 (45). – С. 124-128.28. Ашхамаф А. Р. Принципы и методы изучения экологического сознания // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2011. - №1. – С. 19-23.29. Душкова Д. О., Кириллов С. Н. Экологизация сознания как один из основных принципов экологической политики // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. - 2017. - №2 (39). – С. 148-158.30. Каргаполова Е. В., Дулина Н. В., Шкурин Д. В. Трансформация социально-экологической системы региона (на примере Нижнего Поволжья) // Вопросы территориального развития. - 2019. - №2 (47). – С. 1.31. Project-Level Screening, Assessment and Management of Social and Environmental Risks and Impacts / Policy Delivery. –URL: https://info.undp.org/sites/bpps/SES_Toolkit/SitePages/Policy%20Delivery.aspx/
1. Смирнов С. В. Социальные предпосылки формирования планетарного экологического сознания // StudNet. - 2020. - №12. – С. 218-225.
2. Смирнов С. В. Планетарное экологическое сознание: сущность, специфика становления // Манускрипт. - 2020. - №3. – С. 103-107.
3. Данилова В. С., Кожевников Н. Н. Экологическая картина мира // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2009. - №3. – С. 113-119.
4. Веретенников Н. Я. Глобализация экологического сознания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2014. - №2-1. – С. 11-15.
5. Кривошеева Е. С. На пути к экологическому сознанию // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2010. - № 1. – С. 177-183.
6. Ковелина Т. А., Овсянникова Е. К. Особенности формирования экологического сознания современного российского общества в условиях глобализирующегося мира // Общество и право. - 2011. - №2 (34). – С. 289-292.
7. Молчан Э. М. Социализация субъектов взаимодействия в условиях информационной глобализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2019. - №1. – С. 86-95.
8. Бондарева Я. В., Молчан Э. М. Духовно-нравственные ценности как вектор развития социальных систем // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2019. - №1. – С. 43-51.
9. Молчан Э. М. Влияние цифровизации на формирование духовно-нравственных ценностей субъектов взаимодействия в эпоху глобализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2019. - №2. – С. 55-56.
10. Вальковская В. В. Диалектика социальных идеалов и экологических ценностей // Власть и управление на Востоке России. - 2017. - №4 (81). – С. 216-222.
11. Ульянова Н. В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы) // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2007. - №6. – С. 57-61.
12. Иванова Т. Н., Горбачева Н. Б. Экологическое воспитание подростков как процесс социализации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - №1 (26). – С. 73-76.
13. Аманов Г. А., Юлдошев Ш. Р. У. Воспитание экологической культуры у студенческой молодежи // Проблемы педагогики. - 2019. - №3 (42). – С. 32-34.
14. Зейналов Г. Г. О., Рябова Е. В., Миронов В. Ю. Экологическая культура и пути ее формирования: региональный аспект проблемы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - №3. – С. 17-20.
15. Шлюндт С. А. Экологическое воспитание студенческой молодежи: культурологический аспект // Педагогическое образование в России. - 2014. - №11. – С. 161-165.
16. Беляева Л. А., Шлюндт С. А. Эколого-аксиологические основания современной образовательной среды вуза // Педагогическое образование в России. - 2014. - №2. – С. 114-118.
17. Амиров А. С. Формирование экологического сознания подростков сельских школ в Ставропольском крае в 1990-х гг // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2017. - №3 (203). – С. 17-24.
18. Экологическое сознание. – Справочник по экологии. – URL: https://ru-ecology.info/term/66885/ (дата обращения 15.02.2021).
19. Тобоев А. И. Понятие экологического сознания // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2015. - №3 (7). – С. 23-26.
20. Тобоев А. И. Философские основания экологического сознания // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2016. - №1 (21). – С. 286-291.
21. Ашхамаф А. Р. Экологическое сознание: к проблеме определения понятия // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. - №3. – М. 15-18.
22. Стерлигова Е. А. Экологическая психология. Учебное пособие. – Пермский государственный национальный институт. – Пермь, 2012. – 212 с.
23. Шишкина Е. А. Социальное конструирование экологической культуры на региональном уровне глобализации. – Автореферат дисс. … д-ра социологических наук. – Саратов, 2009. – 40 с.
24. Филипенко В. Ю. Экологическое сознание: антропоцентризм и экоцентризм // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1818-1822.
25. Новгородцева А. Н. Социальная экология. Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2015. – 76 с.
26. Орешкина Т. А. Экологическое сознание населения в деятельности местного самоуправления (на примере старопромышленных городов Урала). – Автореферат дисс. … кандидата социологических наук. – М., 2013. – 24 с.
27. Касабуцкая М. С. Социальная экология и исследования экологического сознания в социологии: теоретические аспекты // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2017. - №4 (45). – С. 124-128.
28. Ашхамаф А. Р. Принципы и методы изучения экологического сознания // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2011. - №1. – С. 19-23.
29. Душкова Д. О., Кириллов С. Н. Экологизация сознания как один из основных принципов экологической политики // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. - 2017. - №2 (39). – С. 148-158.
30. Каргаполова Е. В., Дулина Н. В., Шкурин Д. В. Трансформация социально-экологической системы региона (на примере Нижнего Поволжья) // Вопросы территориального развития. - 2019. - №2 (47). – С. 1.
31. Project-Level Screening, Assessment and Management of Social and Environmental Risks and Impacts / Policy Delivery. – URL: https://info.undp.org/sites/bpps/SES_Toolkit/SitePages/Policy%20Delivery.aspx/
Вопрос-ответ:
Что такое экологическое сознание?
Экологическое сознание - это осознанное понимание взаимосвязи природы и общества, а также осознание важности сохранения природных ресурсов и бережного отношения к окружающей среде.
Какие подходы существуют к определению экологического сознания?
Существует несколько подходов к определению экологического сознания. Некоторые исследователи определяют его как совокупность знаний и представлений о проблемах окружающей среды и их влиянии на человека и общество. Другие подходы связывают экологическое сознание с моральными ценностями и этическими установками, выражающимися в бережном отношении к природе.
Как изучается экологическое сознание в социологии?
Изучение экологического сознания в социологии включает использование различных методов, таких как опросы, интервью, наблюдения и анализ социальных сетей. С помощью этих методов исследователи могут выявлять и анализировать уровень экологического сознания в обществе, его влияние на поведение людей и факторы, которые его формируют.
Какие проблемы существуют в экологическом сознании в современном российском обществе?
В современном российском обществе существуют различные проблемы в экологическом сознании. Некоторые из них включают ограниченную осведомленность населения о проблемах окружающей среды, недостаток государственной поддержки экологических инициатив, недостаток экологического образования и трудности в реализации экологических знаний в практической деятельности.
Какие перспективы развития экологического сознания в России?
Перспективы развития экологического сознания в России включают увеличение осведомленности населения о проблемах окружающей среды, развитие экологического образования, поддержку экологических инициатив со стороны государства и активное участие граждан в экологической деятельности. Также важно распространение экологических ценностей и формирование экологической культуры среди населения.
Какие аспекты включает в себя понятие "экологическое сознание"?
Понятие "экологическое сознание" включает в себя разнообразные аспекты, в том числе осознание своей ответственности за окружающую среду, понимание взаимосвязи человека и природы, знание об экологических проблемах и умение принимать экологически обоснованные решения.
Какие методы используются в социологии для изучения экологического сознания?
В социологии для изучения экологического сознания используются различные методы, например, опросы, интервью, наблюдение, анализ документов и статистических данных. Также проводятся социологические эксперименты и фокус-группы.
Какие особенности экологического сознания населения России?
Особенности экологического сознания населения России включают в себя недостаточное осведомленность о проблемах окружающей среды, низкий уровень экологической грамотности, недоверие к государственным экологическим органам, а также негативные практики, такие как выбросы и загрязнение.
Какие проблемы существуют в области экологического сознания в современном российском обществе?
В современном российском обществе существуют различные проблемы в области экологического сознания, например, недостаток информации о состоянии окружающей среды, недостаточное осознание своей роли в сохранении природы, отсутствие мотивации у граждан принимать экологически обоснованные решения, а также неэффективная работа экологических органов и организаций.
Какие перспективы развития экологического сознания в России?
Перспективы развития экологического сознания в России включают в себя увеличение осведомленности и информированности населения о экологических проблемах, повышение экологической грамотности, развитие экологического образования и внедрение экологических стандартов и технологий. Также важно активное участие граждан в экологических движениях и организациях.
Что такое экологическое сознание и как его можно определить?
Экологическое сознание - это система знаний, убеждений, ценностей, мотиваций и представлений, которые обуславливают отношение человека к окружающей среде и его решения в сфере охраны природы. Определение экологического сознания может различаться в зависимости от того, какой подход используется. Некоторые подходы определяют экологическое сознание как понимание взаимосвязей между людьми и природой, другие подходы включают в определение такие аспекты, как этика, ответственность и устойчивое развитие.