особенности музыкального воспитания в КНР: прошлое и современность

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Музыка
  • 42 42 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 12.06.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИМПЕРСКОМ КИТАЕ (221 Г. ДО Н.Э. – 1911 Г.) 6
1.1. Музыкальное воспитание в период династии Цинь и Хань 6
1.2. Музыкальное воспитание в период династии Тан и Мин 9
1.3. Музыкальное воспитание в период династии Цин 13
ГЛАВА 2 МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРИОД НОВОГО КИТАЯ (1911 Г – НАШИ ДНИ) 17
2.1. Музыкальное воспитание до 1949 г. 17
2.2. Музыкальное воспитание с 1949 до начала XXI в. 22
2.3. Музыкальное воспитание в начале XXI в. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Фрагмент для ознакомления

День знаний в Китае отмечают согласно мировой традиции – 1 сентября. Зимние каникулы длительные – с конца декабря и почти до начала февраля. Для иностранцев круглый год проводятся языковые курсы, рассчитанные на разные сроки – от 1 месяца до 1 года.Территории учебных заведений в Китае огромные, количество детей в школе достигает 4000. Занятия начинаются в 7.30-8.00 и продолжаются до 16.30, продолжительность урока 40 мин. Таким образом дети проводят в школе около 9:00. С 11.30 до 14.30 – отдых, обед и сон. В первой половине дня, обычно после второго урока, 20-ти минутные физические упражнения на свежем воздухе. Учебный день построен таким образом, что сначала излагаются более сложные предметы («Математика», «Физика», «Химия», «Иностранный язык», «Китайский язык» и т.д.), а после обеда – более легкие («Физкультура», «Рисование», «Нравственное воспитание», «Естествознание», «Музыка» и т.п.). Учебный год длится 40 недель и делится на два семестра, каникулы два раза в год – зимние (январь) и летние (июль-август). Одна-две недели в конце каждого семестра – экзаменационные. Начинаются занятия в первые недели сентября и продолжаются до конца июня. Однако, даже во время каникул обучающиеся не отдыхают – на выходные дни и каникулы выносятся дополнительные занятия, кружковая работа, языковые, музыкальные и спортивные классы. Сертификат об окончании такого класса, победа на конкурсе или соревновании дает учащемуся определенные преимущества при поступлении в престижную старшую школу (последние три года обучения в школе) и университет. Поэтому отношение родителей к такому дополнительному обучению очень ответственное[20]В старшей школе ученики учатся практически круглосуточно: в субботу и воскресенье в школе проходят занятия по подготовке к гаокао (всекитайские государственные вступительные экзамены в вузы), дополнительные уроки по профильным предметам, консультации. Помимообъемных домашних заданий после уроков дети посещают репетиторов и дополнительные кружки, в том числе музыкальные, без чего невозможно попасть в престижное высшее учебное заведение. Дисциплина в китайских школах чрезвычайно жесткая. За пропуск без уважительных причин 12 уроков в год, ученика ждет отчисление.За последние десятилетия в Китае состоялись положительные изменения в плане сокращении времени учащихся общеобразовательной школы и студентов на общественную работу. Запрещено отвлекать обучающихся от учебного процесса для участия в общественных мероприятиях. Однаковремя, которое отводилось на общественные мероприятия, отводят на политико-идеологическое воспитание, в частности, отметим, что идеологическая составляющая («Мораль и жизнь», «Мораль и общество», «Идеология и мораль», «Введение в марксизм-маоизм») в школьном образовании остается весьма значительной.Что касается высшей ступени образования, то отметим, что система образования в Китае часто квалифицируется как «прагматическая», «эгалитарная», «демократическая», «селективная», т.е. вероятность добраться до более высоких ступеней образования для среднестатистического ученика невелика, поэтому эту возможность реализуют лишь наиболее способные ученики. Поступление в высшее учебное заведение– настоящий праздник для талантливого выпускника средней школы старшей ступени: конкурсы в отдельные университеты достигают 200-300 человек на место. При поступлении в высшее учебное заведение экзамены не сдают. Вступительная кампания строится с учетом среднего балла аттестата, а также результатов тестового испытания, которое проводится по всей стране в один день.По результатам набранных баллов абитуриенты имеют право поступать в высшие учебные заведения определенного уровня. То есть в университеты имеют право поступать только те, кто набрал наибольшее количество баллов, в ведущие институты– те, кто набрали большое количество баллов, в провинциальные институты – все, кто набрал хотя бы минимально необходимое количество баллов[20].Китайские вузы осуществляют подготовку по трем уровням: уровень бакалавра (срок обучения – 4-5 лет), уровень магистра (срок обучения – 2-3 года), уровень докторантуры (срок обучения – 3-5 года). Наиболее престижные среди молодежи высшие учебные заведения – технические, педагогические, лингвистические и медицинские.Предметы делятся на обязательные и факультативные. На каждый предмет в учебном плане отведено определенное количество пар. В вузах Китая нет такой формы обучения как семинары, за исключением некоторых предметов. Высшие учебные заведения Китая используют кредитно-зачетную систему обучения. Сегодня в Китае действует Стратегия ускоренного формирования потенциала, которая подразумевает стимулирование получения высшего образования с целью быстрого повышения человеческого и производственного потенциала государства. В связи с этим решающими инструментами являются сотрудничество с иностранными вузами и стипендиальные программы для государственных служащих, учителей, научно-преподавательского состава университетов и студентов. При этом стратегия предусматривает меры по созданию благоприятных условий для возвращения квалифицированных специалистов в Китай.Что касается высшего педагогического образования, то его содержание меняется в соответствии с развитием науки и техники и мировых тенденций развития образования. Это проявляется в появлении новых предметов, новых специальностей, изменении учебных планов и программ.Единых программ для педагогических вузов в Китае нет. Программы разрабатываются непосредственно в вузах. Китайские вузы отличаются тематикой курсов и методикой преподавания, однако государство контролирует их работу и разрабатывает общие указания относительно содержания и технологий обучения. Вариативность учебных программ способствует нахождению путей совершенствования подготовки будущих учителей, согласно международного уровня. То есть можно говорить об устойчивой тенденции поступательной модернизации содержания высшего педагогического образования в Китае.Применение новых информационных икоммуникационных технологий в процессе обучениярасширяет возможности студентов и преподавателей педагогических вузов, дистанционное образование широко используется для обучения новых педагогических кадров и повышения квалификации работающих учителей в Китае. Дистанционное образование дает возможность подготовить большое количество профессионалов за короткое время.Совершенствование материальной базы учебных заведений Китая способствует повышению уровня подготовки специалистов.В последние годы в Китае повысились требования к квалификации преподавателей в педагогических высших учебных заведениях. Преподавателидолжны не только хорошо владеть предметом, но и использовать на занятиях мультимедийные средства, иметь преподавательский ценз, каждые 5 лет повышать свое педагогическое мастерство, получать научные степени, публиковать результаты своих научных исследований, проходить стажировку в зарубежных вузах, владеть иностранными языками, издавать монографии, участвовать в международных симпозиумах, быть ответственными за свою работу и т.д. Благодаря реформам высшее педагогическое образование в Китае стало многоуровневым и многопрофильным.Реформирование педагогического образования связано с приглашением иностранных преподавателей для работы в педагогических вузах Китая, в частности, наблюдается обмен преподавателями по живописи, музыке, хореографии, английского, французского, русского языков. Использование опыта развитых стран мира в области организации высшего педагогического образования в Китае является безусловно положительной тенденцией последних десятилетий.В педагогических вузах Китая благодаря международному обмену преподавателями, аспирантами создаются новые учебники по различным предметам. Некоторые зарубежные университеты присылают литературу на разных языках как помощь китайским педагогическим вузов[2].В 2001 году Министерство образования Китая обнародовало «Новый стандарт музыкальных дисциплин обязательного образования», что стало важным шагом в реформировании музыкального образования и присоединения к мировомуобразовательного пространства. Новый стандарт предусматривает сочетание музыкальной подготовки с другими искусствамии науками, обогащение содержания музыкального обучения новыми интересными формами и информацией. Критерии оценивания направлены на улучшение успехов каждого студента, сотрудничество преподавателя и студентаосновывается на паритетных началах, условия учебного процесса по единой лекционной формевключают опыт студентов и ресурсы общественной культуры.Отметим, что образование абстрактно и практически полностью зависит от опыта и восприятие преподавателей. Вокал – сложная музыкальная дисциплина, как для преподавателя, так и для студента, поскольку и в процессе преподавания, и в процессе обучения приходится тратить много времени и большое количествосил и энергии. Некоторые преподаватели на занятиях используют концертные записипевцов, вместо того, чтобы на собственном примере учить пению. В этом случае не поддерживаются необходимое состояние, атмосфера и не создается вдохновения для пения. К тому же имитация и подражаниемузыкальным записям могут вызвать у студентов психологическую зависимость и тормозить проявлениетворческих способностей. В такой ситуации невозможно подобрать наиболее приемлемый вид пения.В общем среднее музыкальное профессиональное образование в Китае продолжается 3 года. Выпускники получают диплом среднего профессионального образования, но без определения квалификации. Однако в XXI в. в Китае почти не нужны специалисты со средним профессиональным образованием, поэтому среднее профессиональное образование выполняет лишь роль подготовки к музыкальному вузу иданное образование имеет сегодня серьезныепроблемы. Качество обучения снижается, из училищ уходят квалифицированные педагоги.Высшее образование в Китае имеет 4 уровня. Первый уровень (2-3 года обучения) дает право называться специалистом. По окончании обучения выдается диплом. В настоящее время функционирует около50 вузов страны, которые предоставляют возможность получить диплом специалиста-музыканта. Из них 39 обеспечиваютмузыкально-педагогическое образование.Обучение на втором уровне длится 4-5 лет и дает право выпускнику получить диплом бакалавра. В настоящее время около 160 вузов в стране предоставляют возможность получить степень бакалавра музыкальныхспециальностей, среди которых около 100 предоставляют возможность получить степень бакалавра по специальности «Преподаватель музыки». Как правило, бакалавриатпо музыкальной педагогики длится 4 года, а в консерваториях обучение длится 5 лет.Обучение на третьем уровне – магистратура. Программа подготовки магистров рассчитана на 2-3 года.После успешного окончания обучения выдается диплом магистра. В настоящее время около 50 вузов Китаяосуществляют подготовку магистров по музыкальным специальностям. Из них около 40 вузов предоставляютвозможность получить научную степень магистра по специальности педагог-музыкант.Четвертый уровень обучения – докторантура. В основном обучение в докторантуре длится 3 года. По окончанию обучения выдается диплом доктора наук и присваивается докторская степень. В настоящеевремя в Китае 8 высших учебных заведений имеют докторантуру из музыкальных специальностей, из которых 5 – смузыкальной педагогики: Пекинский, Столичный, Фузианский, Харбинский и Хунаньский педагогическиеуниверситеты.В рамках общих программ высшего профессионального образования в Китае стоит обратить внимание на особенности вокальной подготовки будущих педагогов-музыкантов. Так в «Программе руководства по учебным дисциплинам для подготовки бакалавров нафакультетах музыки в высших учебных заведениях Китая», которая стала внедряться Министерством образования Китая с 2005 г., предусмотрено изучение трех блоков учебных дисциплин: обязательные,дисциплины по выбору и дисциплины регионального компонента.К общепрофессиональным дисциплинам относятся: «Элементарная теория музыки и сольфеджио», «Анализ музыкальных произведений и полифония», «Вокал», «Фортепиано», «Обязательный китайский музыкальный инструмент», «Обязательный зарубежный музыкальный инструмент», «История китайской музыки», «История зарубежной музыки», «Китайская народная музыка», «Зарубежная народная музыка», «Хор и хоровое дирижирование», «Педагогика и методика музыкального воспитания в общеобразовательной школе».Важной составляющей программы подготовки будущих педагогов-музыкантов являются дисциплины по выбору, которые делятся на специальные и факультативные. В свою очередь, специальные дисциплины состоят изтрех модулей:Практика композиции и аранжировки песен (массового жанра) и практика создания и аранжировкидля камерно-инструментального состава;Практика музицирования в инструментальном ансамбле и дирижирования, постановка танца;Введение в искусство и музыкальная эстетика.Факультативные дисциплины включают: дисциплины по специальности и дисциплины по гуманитарным и естественным наукам, которые делятся на 5 блоков. Рассмотрим кратко каждый из этих блоков.Первый блок – музыкальная педагогика и музыковедение. Это могут быть такие направления, как сравнительная музыкальная педагогика, музыкальная и педагогическая психология, история музыкальной педагогики Китая, технология конспектирования и др.Второй блок – музыковедение и теория композиции: народные инструменты, музыкальная журналистика, редактирование музыкальных текстов, гармония, музыкальная форма, история китайской музыки и т.д.Третий блок – музыкальное исполнительство, которое состоит из: вокала, ансамбля, декламации и культурыречи, истории вокального искусства, вокальной педагогики, фортепиано (или другого клавишногоинструмента) и др.Целью дисциплин регионального компонента является создание уникальных академических курсов по изучению местной культуры. Такие курсы включают: историю и культуру этнической музыки, музыкальное краеведение, фольклористику, методологию преподавания народной музыки и т.д.Таким образом, вокальная подготовка относится к обязательным дисциплинам и к дисциплинам по выбору. Однако, стоит обратить внимание на то, что, в связи с увеличением наборов в высшие учебные заведения, постоянно растет численность студентов, а количество преподавателей ограничено. Поэтому на практике часто применяется групповой способ обучения – одновременно занимаются 2-3 студента на занятии. Такой способ значительно сокращает время обучения, однако и снижает его качество.Кроме организационных и структурных компонентов программы подготовки будущих педагогов-музыкантов в Китае, стоит обратить внимание и на отдельные специфические особенности учебной дисциплины «Вокал». В первую очередь отметим, что вокальное искусство, особенно академическое пение для Китая не является традиционным. Поэтому вокальная подготовка в высших учебных заведениях Китая является молодой дисциплиной, а ее история насчитывает менее 100 лет. Для китайцев академическое пение является зарубежным искусством, которое трудно воспринимается не только в учебе, но и в жизни. В Китае люди не до конца понимают и воспринимают его. Только в таких центрах, как Пекин, Шанхай и других крупных городах академическое пение процветает и считаетсяэлитным видом искусства.Таким образом, система музыкального образования Китая сегодня выходит на новый уровень, завоевывая авторитет среди ведущих педагогических систем мира ЗАКЛЮЧЕНИЕРаботая над темой исследования, я изучила и проанализировала научную литературу. Поэтому в заключении хотелось бы выделить те положения, которые считаю важными: По результатам теоретического анализа, проведенного в первой главе «Музыкальное воспитание в Имперском Китае (221 г. до н.э. – 1911 г.)» можно прийти к заключению, что со времен появления империй и даже раньше на территории Китая сложилась своя традиционная музыка, появились свои национальные музыкальные инструменты, хотя безусловно музыкальная культура Китая впитала в себя элементы музыкальной культуры народов-соседей, также со времен появления империй и в доимперский период китайской истории сформировалась система музыкального воспитания, с четкой целью и слаженной системой правил и законов. До XX в. в Китае система музыкального воспитания строилась с учетом оглядки на господствующий класс. На рубеже XIX-XXв. китайское музыкальное образование стало перенимать опыт музыкального образования западных государств. XX в. стал переломным периодом в истории китайского музыкального образования.Теоретический анализ, проведенный во второй главе «Музыкальное воспитание в период Нового Китая (1911 г – наши дни)» позволил прийти к следующему заключению: в течение XX в. музыкальное воспитание в Китае постепенно приобрело приоритетное значение. Среди основных тенденций развития музыкального образования следует отметить сочетание традиционных национальных подходов (понимание значения музыкального искусства как средства гармонизации духовного мира человека, природы и социума, доминирование коллективной вокально-хоровой формы музыкального образования, сохранение в содержании образования традиционного, в частности певческого, репертуара, обучение игры на национальных музыкальных инструментах) и музыкально-педагогических инноваций (направление музыкального воспитания на решение новой задачи –развитие творческой личности ребенка, кардинальное обновление репертуара, обогащения его мировыми и классическими музыкальными произведениями, развитие внеклассных и внешкольных форм музыкального образования, создание системы музыкально-педагогической подготовки педагогических кадров и т.д.). В XXI в. музыкальное образование в Китае развивается в направлении децентрализации, гуманизации, создание благоприятных условий для развития творческой личности, подготовки ее к жизни в быстро изменяющемся мире. Распространение инновационной деятельности в системе музыкального образования происходит в контексте мировых тенденций развития образовательных систем.Проведенное исследование не претендует на решение комплекса проблем, связанных с особенностями музыкального воспитания в Китае. Поэтому дальнейшая работа может быть направлена на изучение более детального исследования развития музыкального воспитания в Китае в XXIв. и т.д.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАотегенхуар Современная система китайского музыкального образования в условиях музыкальной интеграции / Аотегенхуар // Наука Искусство Культура. —2020.— № 1 (25). —С. 180–186.Боревская, Н.Е. Тенденции развития образования в КНР до 2020 г. / Н.Е. Боревская // Педагогика. –– 2011. –– № 7. ––С. 108–119.Бохуа, Я. Формирование музыкально-образовательной системы в школах Китая: первые учебные программы / Я. Бохуа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008. — № 74-2. — С. 306–309.Бохуа, Я. Становление системы музыкального воспитания в общеобразовательных школах Китая: период Китайской Республики (1912-1949) / Я. Бохуа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. —2008. —№ 82-2. —С. 178–180.Бохуа, Я. Школьное музыкальное воспитание Китая в 70-е - 80-е годы XX века: возрождение системы, разработка нормативов и методического обеспечения учебного процесса/ Я. Бохуа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. —2009. —№ 91. —С. 175–178.Ван,Юйхэ. История музыки в современном Китае / Юйхэ Ван. — Пекин : Изд-во народной музыки, 2002. — 362 с.Ван,Юйхэ. Китайская новая история музыки (1901–1949) / Юйхэ Ван. — Пекин: Изд-во народной музыки, 2006. — 237 с.Ван, Юн И. Китайское музыкальное образование новой эпохи: 1840–1949: сборник документов и материалов / Юн И. Ван. — Шанхай, 1999. — 248 с.Доу, И.Становление музыкальной культуры Китая:историко-теоретический аспект / И. Доу // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. —2019. —№ 16. —С. 38–46.Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока РАН. — М.: Воет, лит., 2006-. [Т. 5 :] Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1087 с.[Т. 6 (дополнительный):] Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с.Кравцова, М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: учебное пособие / М.Е. Кравцова. –– СПб: Лань, 2004. –– 960 с.Ли, Ч.Педагогические принципы музыкального образования в китайской школе / Ч. Ли // Педагогика искусства. ––2020. ––№ 2. ––С. 174–179.Ли,ЮеКитайское музыкальное образование в ХХ веке и его состояние на рубеже ХХ-ХХІ веков / ЮеЛи// Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. —2017. —№ 40. —С. 225–230.Ли,ЮеИсториографический очерк развития общего музыкального образования в Китае с древнейших времен до рубежа XIX-ХХ веков/ ЮеЛи // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. —2017. —№ 40. —С. 215–224.Ма, Да. Китайское массовое музыкальное воспитание в XX в / Да Ма. –– Шанхай, 2002. — 353 сМинистерство образования Китайской Народной Республики: официальный сайт. Режим доступа: http://ru.moe.gov.cn/Савенко, С. В. Достижения современной китайской системы музыкального образования / С. В. Савенко // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 57–60.У Ген-Ир У.Г.И.Формирование музыкальной культуры в Древнем Китае /У.Г.И.У Ген-Ир // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. —2009. —№ 89. —С. 139–147.Усов, В. Н. Культурная революция в Китае. Китай: история в лицах и событиях / В. Н. Усов. — Москва, 1971. — 190 с.Хэ,Фэй Некоторые мысли о современном образовании – Комментарий к «Истории развития системы образования Китая» [Электронный ресурс] / ФэйХэ//Наука о современном образовании. 2014 № 18. С. 65 – Режим доступа: https://oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFD2014&filename=SDJK201418021&v=LSOsSIS0HvtLOuRZjtkXLOFqV0aPpXxo7o6a14Udgr8KsuxXmLbiaZ7ZIB3eRQcJ(дата обращения: 18.02.2021) Хуан, Пин. Китайское фортепианное искусство первой половины ХХ века в его взаимосвязях с русской фортепианной школой [Электронный ресурс] / Пин Хуан // Открытый текст. 2015. –– Режим доступа: http://opentextnn.ru/old/music/interpretation/index.html@id=5874 (дата обращения: 18.02.2021) Чжан, К. ЦайЮаньпэй и СяоЮмэй: творческий тандем в истории китайского музыкального образования первой половины XX века / К. Чжан // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. — 2016. — № 1 (39). — С. 53–56.Чжэн, Ц.Функционирование системы музыкального образования Китая в период династии Тан / Ц. Чжэн// Музыкальное образование и наука. ––2016. ––№ 1 (4).–– С. 14–17.Чжоу, Ш.Ценностно-целевые ориентиры общего музыкального образования школьников в Китайской Народной Республике периода 60-90 гг. XX в /Ш. Чжоу // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. ––2014. ––№ 3 (81). ––С. 8–10.Ша, Н.Историко-педагогический аспект музыкального воспитания детей дошкольного возраста в Китае / Н.Ша, Л.Н.Воронецкая, Н.С.Муродходжаева// Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. ––2018. ––№ 4 (98). ––С. 25–28.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аотегенхуар Современная система китайского музыкального образования в условиях музыкальной интеграции / Аотегенхуар // Наука Искусство Культура. — 2020. — № 1 (25). — С. 180 –186.
2. Боревская, Н.Е. Тенденции развития образования в КНР до 2020 г. / Н.Е. Боревская // Педагогика. –– 2011. –– № 7. –– С. 108 –119.
3. Бохуа, Я. Формирование музыкально-образовательной системы в школах Китая: первые учебные программы / Я. Бохуа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008. — № 74-2. — С. 306 –309.
4. Бохуа, Я. Становление системы музыкального воспитания в общеобразовательных школах Китая: период Китайской Республики (1912-1949) / Я. Бохуа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008. — № 82-2. — С. 178 –180.
5. Бохуа, Я. Школьное музыкальное воспитание Китая в 70-е - 80-е годы XX века: возрождение системы, разработка нормативов и методического обеспечения учебного процесса/ Я. Бохуа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — № 91. — С. 175 –178.
6. Ван, Юйхэ. История музыки в современном Китае / Юйхэ Ван. — Пекин : Изд-во народной музыки, 2002. — 362 с.
7. Ван, Юйхэ. Китайская новая история музыки (1901–1949) / Юйхэ Ван. — Пекин: Изд-во народной музыки, 2006. — 237 с.
8. Ван, Юн И. Китайское музыкальное образование новой эпохи: 1840–1949: сборник документов и материалов / Юн И. Ван. — Шанхай, 1999. — 248 с.
9. Доу, И. Становление музыкальной культуры Китая: историко-теоретический аспект / И. Доу // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. — 2019. — № 16. — С. 38 –46.
10. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока РАН. — М.: Воет, лит., 2006-.
[Т. 5 :] Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1087 с.
[Т. 6 (дополнительный):] Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с.
11. Кравцова, М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: учебное пособие / М.Е. Кравцова. –– СПб: Лань, 2004. –– 960 с.
12. Ли, Ч. Педагогические принципы музыкального образования в китайской школе / Ч. Ли // Педагогика искусства. –– 2020. –– № 2. –– С. 174 –179.
13. Ли, Юе Китайское музыкальное образование в ХХ веке и его состояние на рубеже ХХ-ХХІ веков / Юе Ли // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2017. — № 40. — С. 225 –230.
14. Ли, Юе Историографический очерк развития общего музыкального образования в Китае с древнейших времен до рубежа XIX-ХХ веков/ Юе Ли // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2017. — № 40. — С. 215 –224.
15. Ма, Да. Китайское массовое музыкальное воспитание в XX в / Да Ма. –– Шанхай, 2002. — 353 с
16. Министерство образования Китайской Народной Республики: официальный сайт. Режим доступа: http://ru.moe.gov.cn/
17. Савенко, С. В. Достижения современной китайской системы музыкального образования / С. В. Савенко // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 57 –60.
18. У Ген-Ир У.Г.И. Формирование музыкальной культуры в Древнем Китае / У.Г.И. У Ген-Ир // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — № 89. — С. 139 –147.
19. Усов, В. Н. Культурная революция в Китае. Китай: история в лицах и событиях / В. Н. Усов. — Москва, 1971. — 190 с.
20. Хэ, Фэй Некоторые мысли о современном образовании – Комментарий к «Истории развития системы образования Китая» [Электронный ресурс] / Фэй Хэ //Наука о современном образовании. 2014 № 18. С. 65 – Режим доступа: https://oversea.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFD&dbname=CJFD2014&filename=SDJK201418021&v=LSOsSIS0HvtLOuRZjtkXLOFqV0aPpXxo7o6a14Udgr8KsuxXmLbiaZ7ZIB3eRQcJ (дата обращения: 18.02.2021)
21. Хуан, Пин. Китайское фортепианное искусство первой половины ХХ века в его взаимосвязях с русской фортепианной школой [Электронный ресурс] / Пин Хуан // Открытый текст. 2015. –– Режим доступа: http://opentextnn.ru/old/music/interpretation/index.html@id=5874 (дата обращения: 18.02.2021)
22. Чжан, К. Цай Юаньпэй и Сяо Юмэй: творческий тандем в истории китайского музыкального образования первой половины XX века / К. Чжан // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. — 2016. — № 1 (39). — С. 53 –56.
23. Чжэн, Ц. Функционирование системы музыкального образования Китая в период династии Тан / Ц. Чжэн // Музыкальное образование и наука. ––2016. –– № 1 (4). –– С. 14 –17.
24. Чжоу, Ш. Ценностно-целевые ориентиры общего музыкального образования школьников в Китайской Народной Республике периода 60-90 гг. XX в / Ш. Чжоу // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. –– 2014. –– № 3 (81). –– С. 8 –10.
25. Ша, Н. Историко-педагогический аспект музыкального воспитания детей дошкольного возраста в Китае / Н. Ша, Л.Н. Воронецкая, Н.С. Муродходжаева // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. –– 2018. –– № 4 (98). –– С. 25 –28.