Фрагмент для ознакомления
Ход: психолог предлагает ребенку дотронуться до игрушки: ласково, с недовольством, с просьбой и т.д. После чего анализируются чувства ребенка от каждого прикосновения.
4. Игра «Комплимент».
5. Рисование «Мой класс».
6. Создание коллажа «Моя школа». Рисование карандашами.
Релаксация: «Волшебный сон».
Прощание: выработка ритуала прощания.
Занятие 3. Волшебные средства понимания (4 часа)
Цель. Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей.
Методическое обеспечение, оборудование. Карточки с изображением эмоций. Бумага, краски, карандаши, мелки, шнурочки.
Приветствие: по схеме
Основная часть
1. Игра «Я чувствую…» Ход: ребенку раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.
2. Интонационные этюды: ребенку предлагается произнести фразу «пойдем играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно.
3. Беседа о волшебных средствах понимания: интонации, мимики, пантомимики.
4. Изготовление масок.
5. Игра «Маски» Ход: ребенок, надев маску, передает настроение этой маски.
6. Игра «Руки» Ход: задание познакомиться руками, поссориться руками, помириться руками.
7. Игра «Ниточка с иголочкой». Цели и задачи: укрепление мышц ног, рук, спины; развитие координации движений и внимательности. Ход: психолог становится «иголочкой», а ребенок «ниточкой». «Иголочка» начинает бегать в разные стороны, огибая различные преграды, «ниточка» должна точно повторить ее путь, не размыкая рук. Если ребенок расцепит руки, он выполняет штрафное задание, например, сделать 5 необычных приседаний: на счет «раз» необходимо полностью сесть на корточки; на «два» выпрямиться; на «три» сделать полуприсед; на «четыре» выпрямиться.
Прощание: по выработанному ритуалу.
Занятие 4 . Настроение (4 часа)
Цель. Описание своего настроения, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей.
Методическое обеспечение, оборудование. Краски, бумага, карточки-лото, карточки с изображением эмоций. Заготовки марионеток из картона
Приветствие: по схеме
Основная часть
1. Игра «Лото настроение».
2. Рисование «Мое настроение».
3. Беседа по изображениям эмоций.
4. Упражнение «Возьми себя в руки!» Цель: обучение способам успокоения, управление своими эмоциями и желаниями, настрой ребенка на дальнейшее взаимодействие. Можно использовать песочные часы. Ход: ребенок обхватывает одну руку другой (отсюда и название «возьми себя в руки», и пока сыпется песок (1-2 минуты) или идёт счёт до 10, пытается оставаться в выбранном положении, не разговаривать.
5. Игра «Создай марионетку». Задание: нарисуй кукле то выражение лица, которое как ты думаешь, чаще бывает у тебя. Что ты чувствуешь? А теперь переверни и нарисуй противоположную эмоцию. Ответь: как изменилось твое настроение?
Прощание: по выработанному ритуалу.
Занятие 5 . Волшебная линия (4 часа)
Цель. Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций.
Методическое обеспечение, оборудование. Бумага, краски.
Приветствие: по схеме.
Основная часть:
1. Рисование «Волшебная линия». С помощью линейки и цвета передать настроение: спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная, волнующаяся.
2. Создание картины с помощью линий.
3. Беседа по рисункам.
4. Просмотр мультфильма «Нехочуха». Обсуждение.
Релаксация: «Волшебный сон».
Прощание: по выработанному ритуалу.
Занятия 6. Я – хороший, я – плохой (4 часа)
Цель. Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.
Методическое обеспечение, оборудование: мяч, восковой пластилин, бумага, краски.
Приветствие: по схеме
Основная часть
1. Игра «Наоборот». Ход: Ребенок ловит мяч и называет противоположное качество: добрый – злой. Затем бросая мяч психологу, называет новое качество.
2. Сказка «Чертенок и работник» (ирландская народная сказка)
«Был у Сэмунда Мудрого один работник, который очень любил сквернословить. Сэмунд часто выговаривал ему за это. Он объяснил работнику, что богохульство и сквернословие – пища для черта и его чертенят.
Да разве я бы богохульствовал, если б знал об этом, сказал работник.
А вот я проверю, правду ли ты говоришь, сказал Сэмунд.
И пустил он к работнику в хлев чертенка. Работнику такой гость пришелся не по душе, а чертенок как нарочно, пакостил и дразнил его так, что трудно было удержаться от брани. Долго крепился работник и вдруг видит, что чертенок день от дня тощает. Обрадовался работник и вовсе браниться перестал. Но вот однажды утром приходит он в хлев, а там все разбито, переломано и все коровы связаны хвостами. Обернулся работник к захиревшему чертенку, который лежал в пустом стойле и жалобно стонал, и обрушился на него с отборной бранью. И вдруг он с ужасом заметил, что чертенок на глазах стал оживать и жиреть. Тогда он сдержал себя и перестал браниться. Убедился он, что Сэмунд Мудрый был прав, и с тех пор никогда больше не сквернословил. На этом конец сказке о чертенке, для которого пищей служила брань Сэмудова работника. А примеру этого работника не мешает последовать и нам с тобой». Обсуждение сказки.
3. Игра «Собаки бывают». Ход: ребенок изображает собаку. Психолог спрашивает о том, какая это собака.
4. Игра «Я умею». Ход: ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее и плохое).
5. Релаксация: «Цветочная поляна». Ребенку предлагается представить себе цветочную поляну, найти цветок и хорошо его рассмотреть.
6. Рисование цветка.
Прощание: по выработанному ритуалу.
Занятия 7. Любимые сказки (4 часа)
Цель. Развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреагирование собственных чувств.
Методическое обеспечение, оборудование: мяч, восковой пластилин, бумага, краски, сказка « Волк и ягненок».
Приветствие: по схеме
Основная часть
1. Игра «Назови героя». Ход: ведущий называет черту характера, ребенок подбирает к ней героя сказки.
2. Игра «Сказка наоборот». Ход: поменять героев местами, придумать, что они теперь будут делать.
3. Рисование «Письмо любимому герою». Обсуждение рисунка.
4. Чтение правил вежливости. Работа с карточками. «Вежливость проявляется в отношениях с людьми. Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит. Не спорь с товарищами по пустякам. Не придумывай прозвищ. Не отвечай на грубость грубостью. Давай дополним эти правила. Что бы ты ещё мог добавить к этим правилам?»
5. Игра «Вежливые слова». Ход: Ребенку предлагаются карточки со стихотворениями и полоски бумаги с написанными словами: спасибо, пожалуйста, простите, добрый день, доброго пути, здравствуйте. Задание: подобрать к слову стихотворение, выразительно прочитать его.
Прощание: по выработанному ритуалу.
Занятия 8. Вместе веселее (4 часа)
Цель. Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других.
Методическое обеспечение, оборудование: старые газеты, бумага.
Приветствие: по схеме
Основная часть:
1. Игра «Бумажные развалы». Ход: сразу оговорить, что ребенок после занятия убирает. Затем предлагается начать. Ребенок и психолог вместе рвут старые газеты (можно в таз). Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, ребенку предлагается подбрасывать бумагу вверх.
2. Игра «Клубок». Цель: игра для развития коммуникативных умений. Ход: ребенок и психолог садятся друг против друга. Психолог, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему ребенку (что ты любишь? и т.д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос психологу, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему. Рефлексия упражнения.
2. Игра «Найди пару» (работа с карточками). Ход: ребенку предлагается найти пару желаниям, написанным на карточке: Долго играть в компьютерные игры. Не делать уроки. Долго лежать в постели. Не слушаться взрослых. Помогать по хозяйству дома. Разбрасывать, не ухаживать за своими вещами. Иметь много игрушек. Иметь домашнего питомца (собака, кошка, птичка и т.д.). Стать сильным и смелым и т.д.
3. Игра «Зеркало». Цель: обучение навыкам распознавания и отреагирования чужих эмоций и действий. Ход: психолог делает движение или изображает эмоцию. Задача ребенка скопировать мимику, позу или жест, т.е. подражать образцу. Затем психолог меняется местами с ребенком. Обсуждение игры.
Прощание: по выработанному ритуалу.
Занятия 9 . Хорошо и плохо (4 часа)
Цель. Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии.
Методическое обеспечение, оборудование: не требуется.
Приветствие: по схеме.
Основная часть
3. Сказка «Вместе и порознь». «Лисенок и Медвежонок дружили давно, любили играть вместе. Однажды Лисенок очень сильно захотел поиграть с машинкой Медвежонка, но и Медвежонок хотел поиграть с машинкой. В конце концов, они поссорились. Им стало очень плохо, скучно. А потом они поговорили и помирились».
4. Обсуждение сценки.
5. Игра «Похвали друга». Цель: развитие навыков позитивного общения. Ход. Психолог: «А сейчас мы будем хвалить друг друга. Послушай, как это сделаю я». Ребенку предлагается похвалить себя, выделив основные свои положительные качества и своего друга.
6. Игра «Гусеничка». Цель: закрепление навыков позитивного общения. Ход: маленькая гусеница мечтает стать красивой бабочкой, но для этого ей нужно много и правильно питаться. Ее нужно покормить листиками, на которых написаны добрые поступки и хорошие привычки. Тебе даны листочки, напиши на них то, что ты считаешь добрым и хорошим. Если ты справишься с этим заданием, произойдет маленькое чудо – гусеница превратится в бабочку.
5. Сочинение сказки (тему ребенок предлагает сам).
6. Релаксация: «Волшебный сон».
Прощание: по выработанному ритуалу.
Выводы по второй главе
1. С целью выявления и анализа особенностей эмоциональной сферы младших школьников мы провели кластерный анализ. Первый кластер включает в себя 8 младших школьников (16% испытуемых). Проведённое исследование показало, что они характеризуются повышенной возбудимостью и склонностью к риску, стремятся доминировать среди одноклассников. У них несколько занижен самоконтроль, может проявляться агрессивность, конфликтность. Семейные отношения данных детей также отличаются конфликтностью, определённой степенью враждебности. Чувствуя негативную семейную обстановку, представители первого кластера пытаются самореализоваться в группе сверстников, однако не всегда могут выбрать наиболее подходящие для этого формы поведения.
2. Второй кластер охватывает 8 учащихся (16% детей). В целом, данные испытуемые характеризуются устойчивой нервной системой, средней выраженностью общительности, уверенности в собственных силах, любознательности. Им не свойственно стремление к активному самоутверждению и доминированию, их уровень чувствительности, нервного напряжения и конфликтности средний. Эти учащиеся не склонны к риску, достаточно интеллектуальны и ответственны. Семейная обстановка представителей второго кластера достаточно благоприятная, возникающие проблемы и недоразумения носят эпизодический характер.
3. Третий кластер объединяет 8 детей (16% испытуемых). Они общительны, уверены в собственных силах, обладают высоким уровнем любознательности. Данные школьники стремятся быть в центре внимания, периодически демонстрируют лидерские задатки, причём стремления эти реализуются в положительном ключе – в виде желания быть лучшими в учёбе, спорте или иных социально одобряемых вещах. Они любознательны, активны, настроены на бесконфликтное взаимодействие с окружающими. В их семьях наблюдается благоприятная и доброжелательная обстановка, члены семьи заботятся друг о друге, а все возникающие вопросы решают мирно и конструктивно.
4. Четвёртый кластер включает 12 человек (24% учащихся). Данные школьники обладают развитой интеллектуальной и коммуникативной сферой, выраженной активностью в учебной и внеучебной сфере, социальной смелостью, явным стремлением к лидерству. У них высокий уровень возбудимости и эмоциональности, заметная склонность к самоутверждению. Вместе с тем, при всей своей экстраверсии, выраженном холерическом темпераменте, эти школьники не агрессивны и не конфликтны, хотя и не всегда могут держать себя в руках. Согласно проведённому исследованию, обстановка в их семьях достаточно благополучная, с нормальным эмоциональным фоном.
5. Пятый кластер охватывает 14 испытуемых (28% младших школьников). Согласно проведённому исследованию, они отличаются низким уровнем общительности и любознательности, не склонны доминировать и самоутверждаться. Напротив, они достаточно закрыты, лишены уверенности в своих силах, часто предпочитают одиночество. Значимой характеристикой их эмоциональной сферы является повышенный уровень нервного напряжения, реакции на фрустрацию, тревожности. В их семьях достаточно сложная психоэмоциональная обстановка, часто возникают конфликты, демонстрируется враждебное поведение, что негативно влияет на данных школьников.
6. Выявленные проблемы эмоциональной сферы предопределили необходимость разработки программы развития и коррекции эмоциональной сферы младших школьников. Предложенная программа включает в себя: 1) осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям; 2) развитие репертуара телесных ощущений, обучение использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу; 3) развитие чувства принадлежности к группе; 4) получение опыта позитивного взаимодействия; 5) осознание своего и чужого настроения; 6) развитие адекватной самооценки; 7) преодоление отрицательных черт характера и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование было посвящено выявлению и анализу особенностей эмоциональной сферы младших школьников. Ниже представлены основные выводы.
1. Эмоции представляют собой особые психические процессы и состояния, которые связаны с потребностями, мотивами и инстинктами, и отражают непосредственное переживание, будь то радость, горе или страх, а также значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для его жизнедеятельности. Эмоции как особые субъективные переживания в большинстве случаев довольно ярко окрашивают ощущения, воображения и мысли индивида. Можно сказать, что благодаря жизненному опыту данные явления не только легко обнаруживаются, но и достаточно чётко интерпретируются. Исходя из вышесказанного, роль эмоциональных побуждений сложно переоценить.
2. Ребенок младшего школьного возраста достаточно уязвим. В этот период учащийся как губка впитывает в себя все то, что его окружает, какие эмоции выражаются при определенных жизненных обстоятельствах – как в школе, так и вне её, а затем воплощает все увиденное в жизнь. В силу своего возраста, он еще не умеет контролировать свое поведение, он копирует взрослых либо сверстников, которые не всегда правильно поступают, и здесь очень важна роль педагога в оказании помощи, корректировке эмоциональной сферы, формировании опыта распознавания и проявления эмоций, чтобы в дальнейшей жизни ребенка формировать осознанную, способную к сопереживанию чуткость и эмоциональную культуру.
3. Проведённое нами эмпирическое исследование показало, что младшие школьники характеризуются значительной дифференциацией эмоциональной сферы. Кластерный анализ выявил, что из всей совокупности детей наиболее благополучными в эмоциональном плане являются представители второго (16%) и третьего (16%) кластеров, тогда как дети, объединяемые первым (16%), четвёртым (24%) и пятым (28%) кластерами, нуждаются в программе развития и коррекции эмоциональной сферы. Так, психологам, работающим с младшими школьниками из первого кластера, целесообразно сконцентрироваться на понижении их уровня агрессивности и конфликтности; дети, объединяемые четвёртым кластером, нуждаются в уменьшении возбудимости, овладении навыками самоконтроля; учащимся, входящим в пятый кластер, необходимо понизить уровень тревожности, развить коммуникативные навыки.
4. Выявленные проблемы эмоциональной сферы предопределили необходимость разработки программы развития и коррекции эмоциональной сферы младших школьников. Предложенная программа включает в себя: 1) осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям; 2) развитие репертуара телесных ощущений, обучение использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу; 3) развитие чувства принадлежности к группе; 4) получение опыта позитивного взаимодействия; 5) осознание своего и чужого настроения; 6) развитие адекватной самооценки; 7) преодоление отрицательных черт характера и др.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что формирование положительной эмоциональной сферы младшего школьника обусловливается гармоничным индивидуально-личностным развитием и благоприятными взаимоотношениями с семьёй и ровесниками. Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла эмпирическое подтверждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алёшина А.В. Эмоциональный интеллект для достижения успеха [Текст] / А.В. Алёшина, С.Т. Шабанов. – СПб: Речь, 2012. – 336 с.
Анисимова Е.А. Роль игры в формировании волевых качеств личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Е.А. Анисимова. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2015/09/13/rol-igry-v-formirovanii
Астахова С.П. Эмоциональная сфера как фактор учебной и личностной успешности младшего школьника [Текст] / С.П. Астахова, И.В. Ткаченко // Семья и личность: проблемы взаимодействия. – 2019. №15. – С. 12 – 19.
Ахмедпашаева К.А. Особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника [Текст] / К.А. Ахмедпашаева, Д. Адбуллаева // Развитие правового сознания в образовательном пространстве: Материалы международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 183 – 190.
Белкин А.С. Основы возрастной психологии [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Академия, 2000. – 192 с.
Бендер Е.С. Формирование учебной мотивации и положительного отношения к учебной деятельности через подготовку творческих домашних заданий в начальной школе [Электронный ресурс] / Е.С. Бендер. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/01/formirovanie-uchebnoy-motivatsii-i-polozhitelnogo
Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 352 с.
Вилюнас В.К. Психология эмоций [Текст] / В.К. Втлюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Владос, 2003. – 278 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
Гришина Р.М. Формирование сплочённого коллектива младших школьников [Электронный ресурс] / Р.М. Гришина. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/04/10/formirovanie-splochennogo-kollektiva-mladshih
Додонов Б.И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И. Додонов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 79 с.
Донскова Е.С. Исследования эмоциональной сферы младших школьников [Текст] / Е.С. Донскова // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2019. №9. – С. 95 – 98.
Дубравин Д. Психология эмоций: чувств под контролем [Текст] / Д. Дубравин – К.: Айпио, 2015. – 43 с.
Дусавицкий А.К. Психология личности и развивающего обучения [Текст] / А.К. Дусавицкий. – Харьков: ХНУ им. В.Н. Каразина, 2016. – 100 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст]: В 2-х т. / А.В. Запорожец. – Т. 1. Психическое развитие ребёнка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
Изард К.Э Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2006. – 528 с.
Кириченко С.И. Особенности развития детей младшего школьного возраста группы риска [Электронный ресурс] / С.И. Кириченко. URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/12/31/osobennosti-razvitiya-detey-mladshego-shkolnogo
Коротова В.И. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников [Электронный ресурс] / В.И. Коротова. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoeobobshchenie/2013/03/21/tema-raboty-razvitiekommunikativnoy
Крылов А.А. Психология [Текст] / А.А. Крылов. – М.: Проспект, 2005. – 191 с.
Кузнецова А.Г. Возможности искусства в развитии эмоционально-волевой сферы младшего школьника / А.Г. Кузнецова, Л.П. Илларионова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века: Сборник научных трудов. – М., 2020. – С. 347 – 354.
Кузнецова К.С. Педагогическое сопровождение младших школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта [Текст]: дис. … канд. пед. наук / К.С. Кузнецова. – Саратов, 2012. – 194 с.
Лобкарёва С.Ф. Развитие эмоциональной сферы младших школьников [Текст] / С.Ф. Лобкарёва // NovaInfo.Ru. – 2019. №106. – С. 99 – 100.
Лямкина Т.М. Развитие эмоциональной сферы у младших школьников [Текст] / Т.М. Лямкина // Сборник научных статей международной молодёжной школы-семинара «Ломоносовские чтения на Алтае». – 2013. – С. 172 – 174.
Малахова О.А. Вокально-хоровая деятельность как средство развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2016. – 23 с.
Мамонова Е.Б. Особенности нарушений развития эмоционально-волевой сферы младших школьников [Текст] / Е.Б. Мамонова, И.А. Никитина // Нижегородский психологический альманах. – 2020. – Т. 1. №1. – С. 115 – 123.
Метелева Е.Г. Формирование эмоционального интеллекта младших школьников [Электронный ресурс] / Е.Г. Метелева // Научное сообщество студентов XXI столетия: Сборник статей международной научно-практической конференции. URL: https://sibac.info/archive/guman/9(57).pdf
Мюнстерберг Г. Психология и учитель [Текст] / Г. Мюнстерберг. – М.: Совершенство, 1997. – 320 с.
Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2015. – 656 с.
Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1998. – 368 с.
Никитина Е.Л. Особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников [Электронный ресурс] / Е.Л. Никитина. URL: https://clck.ru/JrgXg
Петрова Д.А. Особенности эмоциональной сферы младшего школьника [Текст] / Д.А. Петрова, К.В. Соколова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2019. №15. – С. 309 – 311.
Платонова З.Н. Особенности эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы [Текст] / З.Н. Платонова, Ю.П. Прокопьева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. №64-3. – С. 341 – 344.
Попова С.И. Педагогическое регулирование эмоциональных состояний школьника [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / С.И. Попова. – М., 2015. – 484 с.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
Рева Г.В. Развитие эмоциональной сферы младших школьников посредством музыкально-театральной деятельности [Текст] / Г.В. Рева, В.Г. Распенская // Музыкальная летопись: Сборник статей. – 2020. – С. 214 – 224.
Рогов Е.И. Эмоции и воля [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2002. – 720 с.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст] / Н.В. Самоукина. – М.: Новая школа, 1995. – 144 с.
Синельникова Е.С. Эмоциональный интеллект как фактор взаимодействия в конфликте: кросскультурный аспект [Текст]: дис. … канд. психол. наук / Е.С. Синельникова. – СПб, 2015. – 195 с.
Улюмжеева Е.В. Музыкально-дидактические игры как средство развития эмоциональной сферы младших школьников [Текст] / Е.В. Улюмжеева // Студенческий вестник. – 2020. №18-1. – С. 81 – 83.
Фомина Ж.В. психолого-педагогическая диагн6остика и развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника [Текст] / Ж.В. Фомина // Энигма. – 2019. №15-1. – С. 135 – 140.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2001. – 280 с.
Черная А.В. Психолого-педагогическое сопровождение эмоциональной сферы младших школьников средствами музыки [Текст] / А.В. Черная, А.А. Хевелев, Е.В. Хевелева // Мир университетской науки: культура, образование. – 2019. №8. – С. 83 – 88.
Чеснокова О.Б. Феномен «воображаемого партнёра» в детском возрасте [Текст] / О.Б. Чеснокова, М.В. Яремчук // Вопросы психологии. – 2002. №2. – С. 14 – 28.
Шиманская В.А. География эмоций с Монсиками: Курс развития эмоционального интеллекта детей 710 лет [Текст] / В.А. Шиманская, О.Я. Огородник, В.В. Лясников. – М.: Просвещение, 2018. – 79 с.
Шингаев С.М. Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста [Текст] / С.М. Шингаев, Е.В. Юркова. – СП: СПб АППО, 2020. – 96 с.
Якушенко Е.Н. Театр как средство развития эмоционально-волевой сферы младших школьников в условиях временного детского коллектива [Текст] / Е.Н. Якушенко // Теория и практика организации летнего отдыха и оздоровления детей: Материалы научно-практической конференции. – 2020. – С. 314 – 318.
Aronson E. Nobody left to hate: Teaching compassion after Columbine [Текст] / E. Aronson. New York: A. Worth Publishers, 2000. – 194 p.
Goleman D. Emotional intelligence [Текст] / D. Goleman. New York: Bantam Books, Inc., 1995. – 478 p.
2
1. Алёшина А.В. Эмоциональный интеллект для достижения успеха [Текст] / А.В. Алёшина, С.Т. Шабанов. – СПб: Речь, 2012. – 336 с.
2. Анисимова Е.А. Роль игры в формировании волевых качеств личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Е.А. Анисимова. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2015/09/13/rol-igry-v-formirovanii
3. Астахова С.П. Эмоциональная сфера как фактор учебной и личностной успешности младшего школьника [Текст] / С.П. Астахова, И.В. Ткаченко // Семья и личность: проблемы взаимодействия. – 2019. №15. – С. 12 – 19.
4. Ахмедпашаева К.А. Особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника [Текст] / К.А. Ахмедпашаева, Д. Адбуллаева // Развитие правового сознания в образовательном пространстве: Материалы международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 183 – 190.
5. Белкин А.С. Основы возрастной психологии [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Академия, 2000. – 192 с.
6. Бендер Е.С. Формирование учебной мотивации и положительного отношения к учебной деятельности через подготовку творческих домашних заданий в начальной школе [Электронный ресурс] / Е.С. Бендер. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/01/formirovanie-uchebnoy-motivatsii-i-polozhitelnogo
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 352 с.
8. Вилюнас В.К. Психология эмоций [Текст] / В.К. Втлюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Владос, 2003. – 278 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
10. Гришина Р.М. Формирование сплочённого коллектива младших школьников [Электронный ресурс] / Р.М. Гришина. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/04/10/formirovanie-splochennogo-kollektiva-mladshih
11. Додонов Б.И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И. Додонов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 79 с.
12. Донскова Е.С. Исследования эмоциональной сферы младших школьников [Текст] / Е.С. Донскова // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2019. №9. – С. 95 – 98.
13. Дубравин Д. Психология эмоций: чувств под контролем [Текст] / Д. Дубравин – К.: Айпио, 2015. – 43 с.
14. Дусавицкий А.К. Психология личности и развивающего обучения [Текст] / А.К. Дусавицкий. – Харьков: ХНУ им. В.Н. Каразина, 2016. – 100 с.
15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст]: В 2-х т. / А.В. Запорожец. – Т. 1. Психическое развитие ребёнка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
16. Изард К.Э Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2006. – 528 с.
18. Кириченко С.И. Особенности развития детей младшего школьного возраста группы риска [Электронный ресурс] / С.И. Кириченко. URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/12/31/osobennosti-razvitiya-detey-mladshego-shkolnogo
19. Коротова В.И. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников [Электронный ресурс] / В.И. Коротова. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoeobobshchenie/2013/03/21/tema-raboty-razvitiekommunikativnoy
20. Крылов А.А. Психология [Текст] / А.А. Крылов. – М.: Проспект, 2005. – 191 с.
21. Кузнецова А.Г. Возможности искусства в развитии эмоционально-волевой сферы младшего школьника / А.Г. Кузнецова, Л.П. Илларионова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века: Сборник научных трудов. – М., 2020. – С. 347 – 354.
22. Кузнецова К.С. Педагогическое сопровождение младших школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта [Текст]: дис. … канд. пед. наук / К.С. Кузнецова. – Саратов, 2012. – 194 с.
23. Лобкарёва С.Ф. Развитие эмоциональной сферы младших школьников [Текст] / С.Ф. Лобкарёва // NovaInfo.Ru. – 2019. №106. – С. 99 – 100.
24. Лямкина Т.М. Развитие эмоциональной сферы у младших школьников [Текст] / Т.М. Лямкина // Сборник научных статей международной молодёжной школы-семинара «Ломоносовские чтения на Алтае». – 2013. – С. 172 – 174.
25. Малахова О.А. Вокально-хоровая деятельность как средство развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2016. – 23 с.
26. Мамонова Е.Б. Особенности нарушений развития эмоционально-волевой сферы младших школьников [Текст] / Е.Б. Мамонова, И.А. Никитина // Нижегородский психологический альманах. – 2020. – Т. 1. №1. – С. 115 – 123.
27. Метелева Е.Г. Формирование эмоционального интеллекта младших школьников [Электронный ресурс] / Е.Г. Метелева // Научное сообщество студентов XXI столетия: Сборник статей международной научно-практической конференции. URL: https://sibac.info/archive/guman/9(57).pdf
28. Мюнстерберг Г. Психология и учитель [Текст] / Г. Мюнстерберг. – М.: Совершенство, 1997. – 320 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2015. – 656 с.
30. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1998. – 368 с.
31. Никитина Е.Л. Особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников [Электронный ресурс] / Е.Л. Никитина. URL: https://clck.ru/JrgXg
32. Петрова Д.А. Особенности эмоциональной сферы младшего школьника [Текст] / Д.А. Петрова, К.В. Соколова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2019. №15. – С. 309 – 311.
33. Платонова З.Н. Особенности эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы [Текст] / З.Н. Платонова, Ю.П. Прокопьева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. №64-3. – С. 341 – 344.
34. Попова С.И. Педагогическое регулирование эмоциональных состояний школьника [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / С.И. Попова. – М., 2015. – 484 с.
35. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
36. Рева Г.В. Развитие эмоциональной сферы младших школьников посредством музыкально-театральной деятельности [Текст] / Г.В. Рева, В.Г. Распенская // Музыкальная летопись: Сборник статей. – 2020. – С. 214 – 224.
37. Рогов Е.И. Эмоции и воля [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2002. – 720 с.
39. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст] / Н.В. Самоукина. – М.: Новая школа, 1995. – 144 с.
40. Синельникова Е.С. Эмоциональный интеллект как фактор взаимодействия в конфликте: кросскультурный аспект [Текст]: дис. … канд. психол. наук / Е.С. Синельникова. – СПб, 2015. – 195 с.
41. Улюмжеева Е.В. Музыкально-дидактические игры как средство развития эмоциональной сферы младших школьников [Текст] / Е.В. Улюмжеева // Студенческий вестник. – 2020. №18-1. – С. 81 – 83.
42. Фомина Ж.В. психолого-педагогическая диагн6остика и развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника [Текст] / Ж.В. Фомина // Энигма. – 2019. №15-1. – С. 135 – 140.
43. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2001. – 280 с.
44. Черная А.В. Психолого-педагогическое сопровождение эмоциональной сферы младших школьников средствами музыки [Текст] / А.В. Черная, А.А. Хевелев, Е.В. Хевелева // Мир университетской науки: культура, образование. – 2019. №8. – С. 83 – 88.
45. Чеснокова О.Б. Феномен «воображаемого партнёра» в детском возрасте [Текст] / О.Б. Чеснокова, М.В. Яремчук // Вопросы психологии. – 2002. №2. – С. 14 – 28.
46. Шиманская В.А. География эмоций с Монсиками: Курс развития эмоционального интеллекта детей 7 10 лет [Текст] / В.А. Шиманская, О.Я. Огородник, В.В. Лясников. – М.: Просвещение, 2018. – 79 с.
47. Шингаев С.М. Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста [Текст] / С.М. Шингаев, Е.В. Юркова. – СП: СПб АППО, 2020. – 96 с.
48. Якушенко Е.Н. Театр как средство развития эмоционально-волевой сферы младших школьников в условиях временного детского коллектива [Текст] / Е.Н. Якушенко // Теория и практика организации летнего отдыха и оздоровления детей: Материалы научно-практической конференции. – 2020. – С. 314 – 318.
49. Aronson E. Nobody left to hate: Teaching compassion after Columbine [Текст] / E. Aronson. New York: A. Worth Publishers, 2000. – 194 p.
50. Goleman D. Emotional intelligence [Текст] / D. Goleman. New York: Bantam Books, Inc., 1995. – 478 p.
Вопрос-ответ:
Какая цель статьи "Развитие эмоциональной сферы младших школьников"?
Цель статьи - исследовать и разработать способы развития эмоциональной сферы младших школьников.
Что такое эмоциональная сфера?
Эмоциональная сфера - это совокупность эмоций, чувств и переживаний человека, включая его эмоциональные реакции на окружающий мир.
Какие особенности эмоциональной сферы младших школьников?
Особенности эмоциональной сферы младших школьников включают развитие эмоциональной саморегуляции, формирование эмоциональной компетентности, увеличение способности к самопроявлению и понимание эмоций других людей.
Какие способы развития эмоциональной сферы младших школьников предлагаются в статье?
Статья предлагает использование игровых и творческих методов развития эмоциональной сферы, работу с эмоциональной сферой через музыку и искусство, а также тренинги по эмоциональной саморегуляции.
Каковы результаты исследования эмоциональной сферы младших школьников?
Результаты исследования эмоциональной сферы младших школьников показывают, что использование специальных методик и тренингов способствует развитию эмоциональной саморегуляции, повышению эмоциональной компетентности и улучшению понимания эмоций других людей.
Каковы основные понятия и теоретические основы, связанные с развитием эмоциональной сферы младших школьников?
В теоретической части статьи рассматриваются основные понятия, связанные с эмоциональной сферой младших школьников. Один из ключевых терминов - эмоциональная сфера, которая описывает состояние эмоционального развития ребенка. Также рассматриваются особенности эмоциональной сферы младших школьников и способы ее развития.
Какова цель проведения эмпирического исследования эмоциональной сферы младших школьников?
Целью проведения эмпирического исследования эмоциональной сферы младших школьников является изучение и анализ состояния эмоционального развития детей данной возрастной группы. Исследование направлено на выявление особенностей эмоциональной сферы детей, а также на поиск эффективных способов ее развития.
Какими методами и инструментами осуществлялось исследование эмоциональной сферы младших школьников?
Исследование эмоциональной сферы младших школьников проводилось с использованием различных методов и инструментов. Организация и методический аппарат включали проведение наблюдений, анкетирование и психологические тесты. Полученные результаты анализировались с целью выявления особенностей эмоциональной сферы детей данной возрастной группы.