Оценка риска возникновения техногенной чрезвычайной ситуации на авиационном предприятии ( аэропорт)
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 10.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Анализ техногенных чрезвычайных ситуаций, возникающих на авиационных предприятиях 5
1.1 Анализ статистических данных по ЧС в аэропортах 5
1.2 Характеристика техногенных ЧС 9
1.3 Причины возникновения техногенных ЧС 16
1.4 Анализ существующих методов предупреждения техногенных ЧС в аэропорту 20
1.5 Оценка риска как способ предупреждения возникновения техногенных ЧС в аэропорту 24
2. Методы оценки риска техногенных ЧС на авиапредприятиях 29
2.1 Анализ законодательной базы РФ 29
2.2 Анализ зарубежной законодательной базы 31
2.3 Анализ методик МЧС России по оценке риска техногенных ЧС на авиапредприятиях 34
3. Методы снижения риска возникновения ЧС на авиапредприятиях 38
3.1 Технические решения по снижению риска возникновения техногенных ЧС 38
3.2 Обучение сотрудников действиям в условиях техногенных ЧС 41
3.3 Разработка адаптированного пособия для сотрудников аэропорта 52
Заключение 61
Список использованных источников 63
Но при этом необходимо учитывать, что запрещено использоватьпри имитации средства, способные:нанести ощутимый вред здоровью сотрудников аэропорта;вызвать пожар или нанести ущерб оборудованию и помещениям.Перед тренировкой руководителем в обязательном порядке проводится инструктаж, участникам тренировки напоминается, что при ЧС действия сотрудников должны быть нацеленыв первую очередь на обеспечение безопасности человека.Чтобы оценить корректность действий в процессе эвакуации людей после проведенной тренировки выполняют ее разбор [29]. Разбор тренировки служит основой для создания мероприятий по уменьешниюриска возникновения ЧС и повышения уровня общей безопасности сотрудников аэропорта. Дается оценка действиям сотрудников.В процессе разбора руководитель тренировки может потребовать объяснений от любого человека, участвующего в тренировке. Руководитель тренировки должен подвести ее итоги:указать положительные и отрицательные моменты;выставить общую оценку действиям сотрудников;оценить действия каждого должностного лица, участвующего в тренировке.Относительно каждого участника обсуждаются такие моменты как:понимание поставленной задачи;знакомство с планом эвакуации;корректность действий в процессе ликвидации ЧС и эвакуации;знание своей должностной инструкции;видыдопускаемых ошибок, причины ошибок;знание стационарных и первичных средств тушенияпожара, их мест нахождения, а также порядка их использования;знание местонахождения средств управления;знание мест нахожденияСИЗ и коллективных средств защиты, а также умение пользоваться ими;умение оказывать пострадавшиммедицинскую неотложную помощь.Результаты тренировки записываются в журнал учёта тренировок лицом, ответственным за ГО в аэропорту [29].При проведении тренировок отрабатываются:действиям персонала в условиях эвакуации;действия персонала в условиях ликвидации ЧС.Для проведения тренировок подготавливаются следующие документы:приказ об организации тренировки;план подготовки для выполнения практической тренировки;план-конспект (включает текстовую и расчетную части);акт по результатам выполненной тренировки (приводятся этапы тренировки, положительные и отрицательные моменты с указанием конкретных должностных лиц);список средств, нужных для имитации;список привлекаемых средств и сил местной пожарной охраны и других оперативных служб города;приказ по итогам тренировки (отражается процесс тренировки, приводятся выявленные недостатки и сделанные оценки, определяются сроки и исполнители для устранения сделанных замечаний, указываются наиболее отличившиеся должностные лица).План-конспект включает в себя:основные цели и задачи;вопросы, которые подлежат отработке на тренировке;оперативно-тактическая характеристику объекта;список должностных лиц, которые участвуют в противопожарной тренировке;схему расстановки эвакуируемых из здания на месте построения;схему развертывания средств и сил для ликвидации ЧС;расчет количества средств и сил, требуемых для ликвидации ЧС;описание действий участников тренировки;справку о проведении занятий.Практическая отработка планов эвакуации является [29]:важной составляющей подготовки сотрудников;основной формой контроля подготовленности сотрудников аэропорта к действиям в условиях ЧС. Процесс возгорания и тушения пожара сопровождается отключением электроснабжения [31]. У людей появляется страх, который приводит к подавлению сознания и воли. В этом случае человек перестает ориентироваться в пространстве и давать правильную оценку обстановке. Команды воспринимаются без анализа и соответствующей оценки. Паническая реакция у человека проявляется, как правило, в видебега или оцепенения.При оцепенении у человека наблюдается полная обездвиженность, общая заторможенность, вялость в действиях, расслабленность.Данные реакции наиболее часто можно наблюдать у подростков, детей, женщин, стариков. Во время пожара именно эта категория часто остается внутри помещения. При эвакуации их часто нужно выносить.Статистика показывает, что реакцию противоположного вида можно наблюдать у 87% людей. Для их поведения характерны следующие реакции [31]:бессмысленное бегание по помещению;дрожь в теле, руках, голосе;ускорена речь;высказывания непоследовательные;поверхностное ориентирование.В случае, если отсутствует руководство при эвакуации, паника у человека привести может следующим моментам [31]:образование пробок и давки на эвакуационных путях;нанесение травм друг другу;игнорирование свободных запасных выходов. Но следует отметить, что проведенные исследования структуры толпы, которая охвачено паникой, говорят о следующих фактах [31]: в общей массе под влиянием аффекта находится не больше 4 % человек, которые не способны воспринимать командыправильно;примерно 15 % демонстрирует частичное сужение сознания, но они воспринимают громкие и резкие команды;около 85% людей втягиваются в общий бег, они способны к адекватной оценке сложившейся ситуации и правильным действиям, но находясь под воздействием паники, делают препятствия для осуществления организованной правильной эвакуации.В ходе отработки планов по эвакуации с каждым сотрудником разбирается два наиболее распространенных сценария [31]:при пожаре из здания можно еще эвакуироваться;эвакуацию уже нельзя осуществить обычным путем.3.3 Разработка адаптированного пособия для сотрудников аэропортаВо многом успех в ликвидации ЧС зависит от ряда факторов [31]:как быстро были оповещены о начале ЧСсотрудники аэропорта;быстрое использование первичных средств тушения пожара;грамотное проведение мероприятий по эвакуации сотрудников аэропорта.Порядок действий сотрудников аэропорта рассмотримдля ЧС в виде пожара.При обнаружении возгорания сотрудник аэропорта в первую очередь вызывает пожарных по единому телефону службы спасения «112». Он сообщает сотруднику службы [31]:адрес образовательнойорганизации;место появления возгорания;наличие угрозы сотрудникам и пассажирам;номер телефона, фамилию.Пожарные подразделения вызываются обязательно в случае[30]:появление дыма (если определить причины его возникновения нетвозможности);появление огня;пожар потушен силами сотрудников аэропорта, т.к. огонь в скрытых местах (пустоты в строительных ограждениях)может остаться незамеченным и может в дальнейшем разгореться с еще большей силой.После вызова соответствующих пожарных подразделений включается система оповещения сотрудников и пассажиров о пожаре и сообщается о нем администрации аэропорта [30].Сотрудник, вызвавший пожарных, организует их встречу и указывает кратчайший путь к месту возгорания.С учетом сложившейся обстановки при эвакуации из здания персоналаопределяют наиболее безопасные пути и выходы. В первую очередь эвакуируются сотрудники из помещения, где началось возгорание, а затем из помещений, в которых может произойти распространение огня и продуктов сгорания.Главная задача сотрудников аэропорта, которые участвуют в эвакуации, - это ни в коем случае не допустить возникновения паники. После окончания эвакуации сотрудники тщательно проверяют все помещения с целями:исключения нахождения людей в опасных зонах;на входе в здание размещения постов безопасности, с целью исключить вероятность возвращения сотрудников.При выходе из помещения необходимо закрывать все окна и двери, чтобы уменьшить скорость распространение дыма и огня.Администрация аэропорта должна в обязательном порядке [30]:- убедиться, что пожарная служба извещена о возгорании; - назначить сотрудника, хорошо ориентирующегося в расположении подъездных путей и пожарных гидрантов в сетях наружного водоснабжения; - проверить включение системы пожаротушения;- отключить сети энергоснабжения, систем кондиционирования воздуха и вентиляции;- принять меры по осуществлению мероприятий по предотвращению распространения пожара;- руководить непосредственно тушением пожара и эвакуацией людей до приезда пожарного подразделения с обеспечением безопасности людей, которые принимают участие в процессетушении пожара и эвакуации;- организация эвакуацииценностей материальных из опасных зон в места их складирования и при необходимости обеспечить их охрану;- удалить весь персонал, не занятый ликвидацией пожара и эвакуацией людей, из опасных зон;- организовать проверку по имеющимся спискам сотрудников, эвакуированных из здания;- сообщить руководителю пожарного подразделения о присутствии людей в здании;- вызвать (вслучае необходимости) медицинскую помощь, иные службы спасения.Основные мероприятия, связанные с тушением пожара и проведением спасательных аварийных работ в помещениях аэропорта осуществляют сотрудники пожарных подразделений [30]. Но следует отметить, что каждый сотрудник должен уметь ликвидировать возгорание и, при необходимости, участвовать в тушении пожара. Тушение возгорания начинается там, где пожар может представлять:угрозу человеческим жизням;вызвать взрыв;привести к максимальному ущербу;привести к обрушению строительных конструкций.На практике используют три главных метода тушениявозгорания:– охлаждение горящих веществ;– изоляция от доступа воздуха горящих веществ;– удаление горючих веществ из зоны горения.Наиболее применяемое средство тушения пожара – вода. Огнетушащие свойства воды заключаются в охлаждении горящих предметов. Но каждый сотрудник должен помнить, что воду нельзя использовать в следующих случаях:- для тушения горящего керосина, бензина, масел и других легковоспламеняющихся жидкостей;- для тушения установок и оборудования, которые находятся под напряжением;- для тушения помещений, которые не были обесточены.Для тушения пожаров используется также часто песок, который особенно эффективен в случаях воспламенения горючих жидкостей [31]. Самым эффективным и действующим средством тушения пожара считаются огнетушители (углекислотные, хладоновые, порошковые, пенные. В аэропортах чаще всего находят применение порошковые, углекислотные и воздушно-пенные огнетушители.В процессе тушения пожара в помещениях аэропорта не рекомендуется применение огнетушителей порошковых [31]:в помещениях, площадь которых менее 40 м2, т.к. сильно ухудшается видимость очага пожара и эвакуационных путей и оказывается раздражающее действие на органы дыхания;для защиты оборудования и приборов, способного утратить работоспособность при соприкосновении с порошком;для тушения электрооборудования с напряжением более 1 кВ.Также имеются ограничения и на использование других видов огнетушителей.С целью оказания неотложной медицинской помощи сотрудники должны пройти соответствующее обучение и получить знания [29]:по определению признаков нарушения ключевых жизненных функций организма человека;по оценке его состояние;по определению последовательности используемых приемов;по применениюсредств подручных при оказании медицинской помощи и транспортировки.Если нет возможности вызвать медицинский персонал на место пожара, то необходимо обеспечить транспортировку потерпевшего в наиболее близкоемедицинское учреждение. Если состояние пострадавшего не позволяет транспортировать его, то необходимо поддерживать его основные жизненные функции до прибытия медицинских работников. Наиболее распространенными травмами в результате пожара являются ожоги разной степени.Всесотрудники аэропорта обязаны регулярно проходить обучение приемам и способам предоставления неотложной помощи с обязательной отработкой действий на практике. Занятия должны проводятся профессиональными медицинскими работниками, имеющими опыт преподавательской деятельности.Таким образом, структура пособияпо действиям в условиях ЧС для сотрудников аэропорта, должно может быть представлена следующим образом.ВведениеАктуальность разработки пособия для сотрудников состоит в том, что с каждым годом растет число чрезвычайных ситуаций характера техногенного в аэропортах. Для уменьшения риска появления чрезвычайной ситуации,устраненияее последствий необходимо, чтобы сотрудники аэропорта знали потенциальные источник чрезвычайных ситуаций характера техногенного и умели грамотно действовать в условиях ЧС. Содержит статистику ЧС в аэропортах и их последствий, о причиненном материальном и экономическом ущербе, о принимаемых действиях служб и подразделений для ликвидации последствий ЧС. Пожары и взрывы наносят значительный ущерб, поэтому сотрудники аэропорта должны знать простейшие правила поведения в условиях ЧС.Цель пособия заключается в изучении основных действий сотрудников аэропорта при ЧС.1 разделДается классификация техногенных ЧС, причины их возникновения и поражающие факторы. Понятие пожаров и взрывов поможет при обучении сотрудников аэропорта, оценить корректность действий их в реальной чрезвычайной ситуации и на тренировке.Понятие причин их возникновения поможет уменьшить риск ЧС. Понятие поражающих факторов позволит защитить жизнь и здоровье сотрудников при ЧС. При этом особый акцент нужносделать основным и второстепенным поражающим факторам.Для того, чтобы меры по тушению пожара до прибытия подразделений пожарной охраны не привели к появлению жертв среди сотрудников аэропорта, лицо должностное, которое занимается организацией действий по начальному тушению возгорания, должно иметь элементарные знания обопасных факторах пожара и динамике развития пожара, которые оказывают действие на имущество и человека.Для принятия грамотных решений необходимо знание основных стадий пожара. При этом внимание уделяется действиям сотрудников на каждом уровне развития пожара.Нужно понимать принципы установления определяющего направления при ликвидации ЧС:угроза здоровью и жизни людей, при невозможности самостоятельной эвакуации;угрозывзрыва, обрушения, (поражение электротоком, отравление);пожар охватывает здание частично, имеется возможность перебросаогня также в другие его части, или другое здание (средства и силы должны вводитсяв направлении,в которомраспространение дальнейшее пожара приведет к максимальномуколичеству пострадавших,уровню ущерба);пожар охватываетздание стоящее отдельно, угроза распространения на здания соседние отсутствует;пожаром охвачено здание, которое не представляет ценности, однако существует возможностьпереброса на соседские здания.Приводится информация о местах в аэропорту, где наиболее вероятно возникновение техногенных ЧС. К таким местам относятся полоса взлетно-посадочная, ангары, склады и терминалы аэровокзала.Каждый сотрудник должен четко представлять, где находятся пути эвакуации из здания. Поэтому внимание в пособие необходимо уделить изучению планов эвакуации из зданий и сооружений аэропорта, и в особенности из тех зданий и сооружений, где наиболее вероятно возникновение ЧС.2 разделСодержит порядок действий сотрудников аэропорта. Основные действия были рассмотрены выше. Но необходимо понимать, после полной ликвидации ЧС свободный доступ на место ЧС запрещается.Причинами этого является следующее:- необходимо сохранить место ЧС в нетронутом виде для работы экспертов-дознавателей по определению причин ЧС;- всегда существует угроза обвала. Металлические опоры, не имеющие защитныепокрытия, расширяются под действием высокой температуры и сужаются под действием охлаждающей их воды. При 450 0С наступает предел текучести незащищенной стали, а это значительно увеличивает опасность обрушения конструкции.Также важно понимать, что подразделения пожарной охраны и ГО, прибывшее на вызов не могут приступить мгновенно к действиям по ликвидации ЧС без проведения соответствующей разведки, данные которой необходимы, чтобы оценить обстановку и принять правильные решения. Часть информации о ЧС могут представить сотрудники аэропорта. Поэтому в пособии необходимо указать, какие сведения могут понадобиться работникам спецслужб и спецподразделений. Такими сведениями являются сведения о наличии и характере угрозы людям, их местонахождение, о наличии путейэвакуации и средств защиты, о возможности проявления вторичных факторов ЧС, о точном месте и площадиЧС, наличии, состоянии и возможности использования средств противопожарной защиты аэропорта, электроустановках, находящихся под напряжением и целесообразности их отключения.Немедленная встреча должностными лицами аэропорта подразделений,прибывших к месту ЧС, позволяет значительно сократить время на проведение разведки и повысить эффективность действий подразделений ликвидации ЧС.По прибытию подразделенияпожарной охраны необходимо - проинформировать руководителя тушения пожара о наличии людей в здании, конструктивных особенностях здания и помещений, прилегающих строениях и сооружениях и ряд других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара.3 разделИзлагаются психофизические особенности поведения человека при возникновении ЧС.Правильная организация действий по спасению людей до прибытия пожарных подразделений и подразделений ГО напрямую зависит от качества проведения практических занятий и учебных тренировок, которые направлены на предупреждение возникновения паники и других негативных последствий беспорядочного поведения работников в случае возникновения ЧС.Рассматриваются варианты поведения людей при ЧС и рекомендуются варианты поведения. По мнению специалистов, принятые представления о реагировании на сигналы опасности далеко не всегда согласуются с реальностью. Например, время реагирования на сигнал тревоги по психофизиологическим возможностям составляет всего 0,1-0,2 с. Однако, результаты наблюдений, проведенных в реальных ситуациях, говорят о том, что реакция на сигнал смертельной опасности бывает значительно более замедленной и может составлять 10 минут и более.Исследования показывают, что информация о пожаре большинством людей воспринимается скептически.Зачастуюпервые действия человека при пожаре проявляются в том, что у них появляется желание проверить поступившую информацию, обсудить с коллегами информацию иподготовиться к эвакуации. Все это в большинстве случаев приводит к трагическим последствиям.Также экспериментально подтверждено, что более высокая вероятность пострадать при ЧС наблюдается в случае, когда не проводятся практические занятия и тренировки. После осознания опасность ЧС поведение людей кардинальноменяется. Коренным образом у человека меняется природа психических процессов. Поэтой причине, рассматриваятему поведения человека при ЧС, нужно обратить внимание на понятие «паники».В пособии для более эффективного усвоения материала необходимо приводить иллюстративный материал в виде таблиц, графиков и фотографий.ЗаключениеАнализ правовых нормативных актов, методических рекомендаций, руководств, научных статей и учебных пособий позволил получить следующие результаты.Современный этап развития гражданской авиации характеризуется ростом грузовых и пассажирских перевозок, расширением сети авиалиний, формированием парка воздушных судов нового поколения. В этих условиях важнейшей задачей остается обеспечение безопасности аэропортов.Сегодня риск возникновения техногенной чрезвычайной ситуации в аэропорту очень высок. Источник техногенной чрезвычайной ситуации - опасное техногенное происшествие, под которым понимается авария на объекте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии. Крупная авария, сопровождающаяся человеческими жертвами, считается катастрофой.По итогам 2018 года можно отметить продолжающееся увеличение как относительного числа авиационных происшествий, так и относительного числа катастроф.Чрезвычайные ситуации подразделяются на ЧС природного и техногенного характера. К техногенным ЧС в аэропортах чаще всего происходят пожары и взрывы. Пожары и взрывы приводят к большим материальным и финансовым потерям, к отмене рейсов и их задержкам, к человеческим жертвам.Для предупреждения техногенных ЧС в аэропорту необходимо разрабатывать паспорт безопасности и план работы в режиме ЧС.Мерой вероятности возникновения ЧС является риск. Риск присутствует в любой деятельности человека, он может относиться как к здоровью, так и безопасности. Оценка риска является способом предупреждения возникновения техногенных ЧС в аэропорту. Результаты анализа риска могут использоваться специалистами, которые принимают решения при оценке допустимости риска и при выборе между потенциальными мерами по снижению или устранению риска.Законодательную базу РФ, касающуюся обеспечения устойчивой работы и безопасности авиационных предприятий, предупреждения и ликвидации ЧС, составляют Конституция РФ, Кодексы РФ, указы Президента РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств.Для управления риском в Руководстве по управлению безопасностью полетов ИКАО рекомендуется применять метод, который получил название «матрица последствий и вероятностей». Подход к оценке риска безопасности полетов на основе матрицы ИКАО прост для применения, нагляден и может быть использован для того, чтобы установить, какие мероприятия являются приоритетными. Но при всех достоинствах метод ИКАО имеет ряд недостатков.Для оценки рисков ЧС авторским коллективом ЦСИ ГЗ МЧС России разработано Руководство по оценке рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе при эксплуатации критически важных объектов Российской Федерации, которое включает в себя взаимосвязанные методические материалы, определяющих процедуру оценки рисков ЧС, а также используемые для этого технологии и инструменты. В качестве материалов включены оригинальные и апробированные методики, и методические рекомендацииПроведенный анализ технических решений по снижению риска возникновения ЧС и обучения сотрудников аэропорта позволил разработать структуру пособия для сотрудников аэропорта, адаптированного к действиям в условиях ЧС.Список использованных источниковАлександров А.А., Ларионов В.И., Сущев С.П. Единая методология анализа риска чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Естественные науки», 2015, № 1. – С. 113-131.Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2018 году. – М. : Федеральное агентство воздушного транспорта, 2019. – 89 с.Бочкарев А.Н. Анализ инцидентов, связанных с пожарами в аэропортах, и методы обеспечения пожаровзрывобезопасности объектов воздушного транспорта // Пожаровзрывобезопасность, т. 17, №4, 2008. – С. 59-62.Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020)Воробьёв Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Системные аварии и катастрофы в техносфере России. МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. - 308 с.Галеев А.Д. Анализ риска аварий на опасных производственных объектах : учебное пособие / А.Д. Галеев, С.И. Поникаров; Минобрнауки России, Казан.нац. исслед. технол. ун-т. – Казань : Изд-во КНИТУ, 2017. – 152 с.ГОСТ Р 22.10.01-2001 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Оценка ущерба. Термины и определенияГОСТ Р 22.0.07 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметровГОСТР 22.0.05- 2020 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определенияГОСТ Р 55584-2013 Воздушный транспорт. Обеспечение авиационной безопасности в аэропортах. Термины и определенияЕвдокимов В.И. Анализ рисков в чрезвычайных ситуациях в России в 2004–2013 гг. : монография / Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России. – СПб. : Политехника сервис, 2015. – 95 с.Безопасность и устойчивость функционирования авиапредприятия в чрезвычайных ситуациях: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы / И.А. Гончаров, А.Е. Захаров, А.М. Зеленков. – СПб. : Университет ГА, 2014. – 100 с.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Методики оценки рисков чрезвычайных ситуаций и нормативы приемлемого риска чрезвычайных ситуаций / Руководство по оценке рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе при эксплуатации критически важных объектов Российской Федерации. - М.: Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России, 2007. – 102 с.Обеспечение пожарной безопасности на аэродромах гражданской авиации [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/2318/.Письмо Департамента гражданской обороны и защиты населения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27 октября 2020 года N ИВ-11-85 «О примерном порядке реализации инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях»Пожар в здании международного аэропорта потушили в Иркутске https://irk.aif.ru/incidents/pozhar_v_zdanii_mezhdunarodnogo_aeroporta_potushili_v_irkutskeПожары в аэропортах России. Досье [Электронный ресурс]. – URL: tass.ru/info/4708255Постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов »Постановление Правительства РФ от 18 июня 1998 года N 609 «Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации»Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»Приложение 17 к Чикагской конвенции ИКАО «Безопасность – защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» Международные стандарты и рекомендуемая практика. Издание девятое, 2011. – с. 13Приказ Минтранса РФ от 28 ноября 2005 г. N 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам»Приказ МЧС России 04.09.2007 N 1-4-60-10-19 «Об утверждении методических рекомендации» «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре»Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 641-р «О Государственной программе обеспечения безопасности полетов гражданской авиации»Тушение пожаров воздушных судов и в аэропортах [Электронный ресурс]. – URL: https://fireman.club/presentations/tushenie-pozharov-vozdushnyih-sudov-i-v-aeroportah/ Теракт в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20160124/1363238677.htmlФедеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Федоренко Е.А., Курзин Н.Н. Особенности тушения пожаров на воздушном судне и в аэропорту (на примере аэропорта г. Краснодара): монография / Федоренко Е.А., Курзин Н.Н.– Краснодар: КСЭИ, 2015. – 125 с.ЧП с самолетами в России в 2018-2019 годах [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20190815/1557518802.htmlШаров В.Д., Воробьев В.В. Ограничения по использованию матрицы ИКАО при оценке рисков для безопасности полетов // Научный вестник МГТУ ГА, том 19, №03, 2016. – С. 179-187.
2. Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2018 году. – М. : Федеральное агентство воздушного транспорта, 2019. – 89 с.
3. Бочкарев А.Н. Анализ инцидентов, связанных с пожарами в аэропортах, и методы обеспечения пожаровзрывобезопасности объектов воздушного транспорта // Пожаровзрывобезопасность, т. 17, №4, 2008. – С. 59-62.
4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020)
5. Воробьёв Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Системные аварии и катастрофы в техносфере России. МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. - 308 с.
6. Галеев А.Д. Анализ риска аварий на опасных производственных объектах : учебное пособие / А.Д. Галеев, С.И. Поникаров; Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань : Изд-во КНИТУ, 2017. – 152 с.
7. ГОСТ Р 22.10.01-2001 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Оценка ущерба. Термины и определения
8. ГОСТ Р 22.0.07 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров
9. ГОСТР 22.0.05- 2020 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
10. ГОСТ Р 55584-2013 Воздушный транспорт. Обеспечение авиационной безопасности в аэропортах. Термины и определения
11. Евдокимов В.И. Анализ рисков в чрезвычайных ситуациях в России в 2004–2013 гг. : монография / Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России. – СПб. : Политехника сервис, 2015. – 95 с.
12. Безопасность и устойчивость функционирования авиапредприятия в чрезвычайных ситуациях: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы / И.А. Гончаров, А.Е. Захаров, А.М. Зеленков. – СПб. : Университет ГА, 2014. – 100 с.
13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
14. Методики оценки рисков чрезвычайных ситуаций и нормативы приемлемого риска чрезвычайных ситуаций / Руководство по оценке рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе при эксплуатации критически важных объектов Российской Федерации. - М.: Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России, 2007. – 102 с.
15. Обеспечение пожарной безопасности на аэродромах гражданской авиации [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/2318/.
16. Письмо Департамента гражданской обороны и защиты населения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27 октября 2020 года N ИВ-11-85 «О примерном порядке реализации инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях»
17. Пожар в здании международного аэропорта потушили в Иркутске https://irk.aif.ru/incidents/pozhar_v_zdanii_mezhdunarodnogo_aeroporta_potushili_v_irkutske
18. Пожары в аэропортах России. Досье [Электронный ресурс]. – URL: tass.ru/info/4708255
19. Постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов »
20. Постановление Правительства РФ от 18 июня 1998 года N 609 «Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации»
21. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
23. Приложение 17 к Чикагской конвенции ИКАО «Безопасность – защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» Международные стандарты и рекомендуемая практика. Издание девятое, 2011. – с. 13
24. Приказ Минтранса РФ от 28 ноября 2005 г. N 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам»
25. Приказ МЧС России 04.09.2007 N 1-4-60-10-19 «Об утверждении методических рекомендации» «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре»
26. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 641-р «О Государственной программе обеспечения безопасности полетов гражданской авиации»
27. Тушение пожаров воздушных судов и в аэропортах [Электронный ресурс]. – URL: https://fireman.club/presentations/tushenie-pozharov-vozdushnyih-sudov-i-v-aeroportah/
28. Теракт в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20160124/1363238677.html
29. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
30. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
31. Федоренко Е.А., Курзин Н.Н. Особенности тушения пожаров на воздушном судне и в аэропорту (на примере аэропорта г. Краснодара): монография / Федоренко Е.А., Курзин Н.Н.– Краснодар: КСЭИ, 2015. – 125 с.
32. ЧП с самолетами в России в 2018-2019 годах [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20190815/1557518802.html
33. Шаров В.Д., Воробьев В.В. Ограничения по использованию матрицы ИКАО при оценке рисков для безопасности полетов // Научный вестник МГТУ ГА, том 19, №03, 2016. – С. 179-187.
Вопрос-ответ:
Какие чрезвычайные ситуации могут возникнуть на авиационном предприятии?
На авиационном предприятии могут возникнуть различные техногенные чрезвычайные ситуации, такие как авиационные происшествия, пожары, взрывы, утечки опасных веществ и т.д.
Какие данные анализируются при оценке статистических данных по чрезвычайным ситуациям в аэропортах?
При анализе статистических данных по чрезвычайным ситуациям в аэропортах изучаются количество, типы и последствия чрезвычайных ситуаций, а также факторы, которые приводят к их возникновению.
Какие методы предупреждения чрезвычайных ситуаций в аэропорту существуют?
Существуют различные методы предупреждения чрезвычайных ситуаций в аэропорту, включая использование современных систем мониторинга, внедрение автоматических систем безопасности, обучение персонала и принятие соответствующих мер по устранению выявленных уязвимостей.
Какая роль оценки риска в предупреждении возникновения чрезвычайных ситуаций в аэропорту?
Оценка риска является важным инструментом предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций в аэропорту. Она позволяет определить потенциальные угрозы, оценить вероятность их возникновения, а также осуществить планирование мер по предотвращению и управлению чрезвычайными ситуациями.
Какие методы оценки риска используются на авиационном предприятии?
На авиационных предприятиях используются различные методы оценки риска, включая анализ событийного дерева, методологию "Пять зачем", матрицу рисков и другие.
Какие техногенные чрезвычайные ситуации могут возникнуть на авиационном предприятии?
На авиационном предприятии могут возникнуть различные техногенные чрезвычайные ситуации, такие как пожары, аварии воздушных судов, химические утечки, обрушение конструкций и другие.
Какие данные анализируются при изучении статистики по чрезвычайным ситуациям в аэропортах?
При изучении статистики по чрезвычайным ситуациям в аэропортах анализируются данные о количестве и типе произошедших ЧС, причинах их возникновения, последствиях и мерах, принимаемых для предотвращения подобных ситуаций в будущем.
Какие методы предупреждения техногенных чрезвычайных ситуаций используются в аэропорту?
В аэропорту используются различные методы предупреждения техногенных чрезвычайных ситуаций, такие как системы автоматического контроля и оповещения, системы контроля доступа, системы видеонаблюдения, тренировки и обучение персонала, а также разработка и внедрение специальных технических решений.
В чем заключается оценка риска и как она помогает предупредить возникновение техногенных ЧС в аэропорту?
Оценка риска включает анализ вероятности возникновения техногенной чрезвычайной ситуации и ее потенциальных последствий. Путем оценки риска можно выявить наиболее уязвимые места и процессы на авиационном предприятии и разработать меры для их предотвращения или смягчения последствий.
Какие методы используются для оценки риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций в аэропорту?
Для оценки риска возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций в аэропорту используются различные методы, такие как анализ и оценка исторических данных, проведение экспертных оценок, математическое моделирование и прогнозирование, анализ возможных воздействий на окружающую среду и т.д.
Какие техногенные чрезвычайные ситуации могут возникнуть на авиационном предприятии?
На авиационном предприятии могут возникать различные техногенные чрезвычайные ситуации, такие как аварии или катастрофы воздушных судов, пожары на территории аэропорта или в самолетах, взрывы, утечки опасных веществ и другие.
Какие причины могут способствовать возникновению техногенных чрезвычайных ситуаций на авиационном предприятии?
Причинами возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций на авиационном предприятии могут быть технические неисправности воздушных судов, неправильное обращение с опасными веществами, несоблюдение технологических процессов, ошибки персонала и другие факторы.