Состояние пассивного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 21.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 1
Глава 1. Теоретические основы изучения словарного запаса при общем недоразвитии речи 4
1.1. Понятие об общем недоразвитии речи 4
1.2. Характеристика словарного запаса детей с онр 14
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Исследование состояния пассивного словарного запаса у дошкольников 23
2.2 Анализ результатов 31
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список литературы 37
Приложения 41
Беседа с ребенком: 1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?Ребенок объясняет значение слов; называет отдельные признаки, действия; называет 1 – 2 слова.2.Что бывает глубоким? Мелким? Высоким? Низким? Легким? Тяжелым?Выполняет все задания, называет 1 - 2слова к прилагательному; подбирает слова к 2 - 3прилагательным; подбирает слово только к одному прилагательному.3.Что такое ручка?Называет несколько значений этого слова; называет два значения этого слова; перечисляет предметы, у которых есть ручка.Критерии выполнения зданий:Составляет грамматически правильно предложение из трех слов. называет два слова (словосочетание), подбирает только одно слово. Правильно заканчивает разные типы предложений; называет два слова; подбирает только одно слово.Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой … А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а …»Критерии оценки: Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу; называет 2 – 3 слова; подбирает только одно слово.Предлагается другая ситуация: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову, веселый подбери слова, противоположные по смыслу. А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а…Критерии оценки: правильно подбирает слова, противоположные по смыслу; называет 2 – 3 слова; подбирает только одно слово. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.Критерии оценки: правильно называет слова в повелительном наклонении; подбирает два или одно слово.Скажи, кто детеныш у зайца? Детеныши? У зайца много… Аналогичные вопросы задается про других животных.Критерии оценки: Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме; называет правильно только одну форму; не выполняет задание.Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы.Критерии оценки: Ребенок называет все слова правильно; называет два – три слова; говорит одно слово.Где живут звери? Какие слова можно образовать со словом лес?Критерии оценки: называет более двух слов; называет два слова; повторяет заданное слово.Что называют, словом, игла? Какие иглы ты еще знаешь?Критерии оценки: Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу; называет только одно значение этого слова; повторяет слово за взрослым.Какая игла у ежа? Про что мы говорим: острый, острая, острые?Критерии оценки: Ребенок называет несколько предметов; правильно подбирает два слова; называет одно слово.Что можно делать иглой? Для чего она нужна?Критерии оценки: Ребенок называет разные действия; называет два действия; называет одно действие.Составь предложение со словом игла.Критерии оценки: Ребенок составляет сложное предложение; составляет простое предложение; называет одно слово.Взрослый говорит, что дети из другой школы сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?Критерии оценки: Ребенок правильно исправляет все предложения; правильно исправляет два предложения; повторяет предложения без изменения.Критерии оценки даются после каждого задания в такой последовательности: правильный ответ; частично правильный; неточный ответ.3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 3 – высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2 – средний уровень, а с оценкой 1 – уровень ниже среднего.При обследовании пассивного словарного запаса у детей младшего школьного возраста выявляются умения:- активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;- подбирать синимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;- понимать и употреблять разные значения многозначных слов;- дифференцировать обобщающие понятия.3.Модифицированная схема обследования речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи по Н. В. Серебряковой, Л.С. Соломахе.Цель: обследоватьпассивный словарный запас детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.1.Ребенку предлагается назвать конкретные существительные по картинкам на такие темы как «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Птицы», «Звери», «Мебель» и др.2.Педагог просит назвать, одним словом, группу предметов.3.Исследуется знание существительных, обозначающих части тела, части предметов. Педагог предлагает ребенку назвать части тела, части одежды, части автомобиля.4.Определяется знание ребенком название профессий.5.Исследуется глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы. Педагог задает вопросы: что ты делаешь в течение дня? Кто как кричит? Кто как передвигается?6. Исследуется знание названия цветов с 4 лет: белый, черный, красный, синий, зеленый и др.; с 5 лет: коричневый, розовый, голубой, оранжевый и др. Название формы: круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный. Оценка результатов:3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.Таким образом, были использованы три методики изучения пассивного словаря детей с общим недоразвитием речи, по результатам проведения которых получилосьсделать выводы о сформированности словарного запаса. Эти методики могут использоваться как в исследовательском, так и в практическом плане, так как все они направлены на выявление уровня речевого развития дошкольников с онри могут использоваться в коррекции обучении, направленные на развитие лексикона дошкольников и могут использоваться в коррекционном обучении, направленном на формирование словарного запаса.2.2 Анализ результатовПервой методикой, предложенной испытуемым, была методика обследования словарного запаса детей И. А. Смирновой. Результаты данной методики показали, что большинство (60%) старших дошкольников из экспериментальной группы (дети с ОНР) имеют средний уровень речевого развития по данной методике, что соответствует среднему уровню развития словарного запаса. Низкий уровень словарного запаса показали 40% дошкольников. Никто из выборки детей с ОНР не продемонстрировал высокий уровень словарного запаса. Если рассматривать результаты по категориям. То можно заметить, что слабыми сторонами словаря дошкольников с ОНР оказались словарь числительных и употребление слов, относящихся к категории «часть-целое». Дети не называли некоторые существительные: мебель (трюмо), овощи (баклажан), посуда (кружка, кастрюля). Наблюдались замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные: «рубашка – майка». Также наблюдались трудности в назывании притяжательных прилагательных.В качестве примера представлен ответ ВаниП. :«Хвост у вороны. Он чей? – воронин», «Уши у медведя. Они чьи? – медведины». У некоторых детей были не сформированы порядковые числительные (первый, второй, третий и т. д.), они не могли посчитать детей по порядку, в основном они называли сколько изображено детей на картинке (один, два, три и т. д.).У большинства детей экспериментальной группы отсутствуют такие предлоги как: возле, за, из-за, по, от, к. Также дети допускали ошибки при подборе синонимов: «поезд едет, лошадь идёт». Никто из детей не подобрал синонимы по картинкам: «ёлка нарядная, букет праздничный, улица украшенная». Наблюдались частые паузы, размышления, просьбы о помощи.Результаты методики И. А. Смирновой указан в таблице ( Приложение №1).По методике, использованной для определения уровня развития пассивной лексики О. С. Ушаковой, Е.М. Струниной, установлено, что более половины (55%) детей с общим недоразвитием речи имеют пассивный словарный запас. При ответах на вопросы дети допускали неточности, часто требуя ответов на уточняющие и наводящие вопросы. Во многих случаях дети ошибались в своих ответах, неправильно использовали случайные окончания существительных и создавали проблемы с настроением глаголов. Дети с низким уровнем пассивного развития пассивного словарного запаса (45% детей экспериментальной группы) соотносили ответы с вопросами и уточнениями, предложенными взрослыми, испытывали трудности с выполнением задания, не могли объяснить смысл слова: ребенок, мяч, посуда, ручка, было сложно строить предложения, выбирать синонимы, выбирать прилагательные, неправильно употребляемые прилагательные. Например, когда детей просили написать предложение словом «ручка», они складывали слова «синяя ручка», «цветная ручка». По схеме речевого обследования старших дошкольников с ОНР дети с высоким уровнем развития словарного запаса не регистрировались.. Примечательно, что в ходе эксперимента дети с ОНР часто пытались заменить вербальную речь жестами. Во время передачи этой техники детям с ОНР было сложно обозначить форму предмета (квадрат), назвать качественные характеристики предметов. Синтаксическая структура детей экспериментальной группы была однородной, их высказывания были слабыми и менее четкими.Процентное распределение результатов данной методики по двум выборкам показано на рисунке (Приложение №2). Из результатов методики Н. В. Серебряковой Л.С.Соломахи следует, что в экспериментальной группе детей с высоким уровнем развития словарного запаса не было, 65% из них с низким уровнем развития и 35% со средним уровнем развития речи. Во время передачи методики дети с ОНР часто пытались заменить словесные высказывания жестами, которые более тесно связаны с прилагательными. Как и в предыдущей методике, при выполнении заданий дети экспериментальной группы продемонстрировали бедность и неточность речевых высказываний, однообразие синтаксических конструкций. В некоторых случаях содержательные заявления полностью отсутствовали. Ребята были мотивированы к выполнению заданий, пытались обосновать собственные суждения и с помощью экспериментатора исправляли некоторые ошибки. У некоторых детей были незначительные недостатки.Таким образом, исходя из результатов констатирующего эксперимента по трем методикам можно сделать вывод о том, что уровень пассивного словарного запаса старших дошкольников с ОНР существенно низкий. Он отличается однообразием синтаксических конструкций, трудностями в обозначении признаков предметов, бедностью высказываний. Для полноценного речевого развития детей с ОНР и преодоления трудностей в формировании речи необходимо проведение коррекционной работы, направленной на обогащение их словаря, повышение правильности употребления слов, разнообразия речевых конструкций. Таким образом,в ходе исследования выяснилось, что развитие словарного запаса у детей с общим дефицитом речи:не всегда удается выделить однокоренные слова;трудности с называнием многих прилагательных;заменить название части объекта на имя всего объекта;преобладание слов в словаре глаголов, указывающих на действия, выполняемые ребенком в повседневной жизни;трудности в усвоении слова обобщенного, абстрактного значения, статуса, оценки, качества, знаков и т. Д. Отмечены;неточность в использовании слов.Это свидетельствует о бедности словарного запаса старших дошкольников, борющихся с общим речевым несовершенством, о неразвитости психических процессов.Выводы по второй главеРезультат эксперимента показал количественное и качественное своеобразие пассивного словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи. Характеризуя недостаток пассивного словарного запаса в прилагательных старших дошкольников с нарушением речи. У дошкольников с онр выявлены функциональные особенности семантической структуры слова, которые выражаются в недостаточной сформированности синтагматических и парадигматических словесных отношений, в несовершенстве процесса поиска слова. Следует отметить низкую развитостьпассивного словарного запаса, словаря прилагательных, употребление неправильных окончаний и употребление форм словообразования. Отмечается многозначность употребляемых прилагательных, использование одного и того же слова для многих схожих понятий.ЗаключениеУ старших дошкольников с общими дефектами речи наблюдаются специфические дефекты речи, также связанные со словарным запасом. Для изучения специфики словарного запаса старших дошкольников с ОНР с целью его дальнейшего обогащения проведен педагогический эксперимент в три этапа: поиск, формирование и проверка.В эксперименте было обнаружено, что уровень пассивного словарного запаса старших дошкольников ОНР низкий.Лексика старших дошкольников характеризуется скудностью, единством лексических структур, трудностями в употреблении чисел, слов, обозначающих знаки предметов, трудностями подбора синонимов, неправильным и неоднозначным употреблением тех или иных слов; в словаре глаголов преобладают слова, обозначающие действия, выполняемые или наблюдаемые ребенком ежедневно; трудности в усвоении обобщенных, абстрактных слов, статуса, оценки, качества, знаков и т. д.Список литературыБалобанова В. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях образовательного учреждения. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 240 с.Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология».» 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 104с.Вахтеров В. П. Избраʜʜыепедагогичесᴋᴎе сочинения / В.П. Вахтеров. М.: Педагогика, 2007. – 400 с.Власенко И. Т. Особенности мышления взрослых и детей с нарушениями речи. /Науч.- исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.: ил.Волковская Т. Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР: Дис. канд. псих. наук – М., 1995. – 164 с. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М.: Академия пед. наук, 2006. – 165с.Выготский Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. – М.: Издательство «Лабиринт», 2001. – 368 с.Гальперин П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа. //Вопросы психологии. – 1997. - № 6. – С. 58-69.Глухов В. П. Особенности формирования речи детей с общим речевым недоразвитием. – М.: МГОПУ, 2001. – 194 с.Глухов В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – 56 с.Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией//Дефектология. – 2005. - № 6. – С. 7-16.Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.Деревянко Н. П. Формирование словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи // Практ. психология и логопедия. – 2006. - № 4. – С. 57-60.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. (сборник методических рекомендаций) – СПб.: Детство-Пресс, 2001. –258 с.Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2008. – 192 с.Ефименкова Л.Н. Формирование речи. (Дети с с общим недоразвитием речи). Пособиедлялогопедов. – М.: Просвящение,2007. – 136с.Жинкин Н.И. Язык. – Речь. – Творчество. (Избранные труды) – М.: Лабиринт, 1998. – 368 с.Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у детей: Кн. для логопеда.-Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. – 320 с.Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда. – М.: Просвещение, 2000. – 154с.Жукова Н. С. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 2005. – 74с.Жураковская, Я.В. Языковая способность в системе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / Я.В. Жураковская // Логопед сегодня. – 2012. – №1. – С. 53-58.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.Золова, Л.К. Формирование лексико-грамматических средств языка у младших школьников с ОНР / Л.К. Золова // Логопед. – 2012. – №2. – С. 76-81.Игры в логопедической работе с детьми /Под ред. В. И. Селиверстовой. -Москва, 2009.-184с.Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2004. – 296 с.Капышева Н.А. Формирование речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях по обучению рассказыванию по серии картинок//Логопедия. – 2003. - № 1-2. – С. 44-50.Коновалова, С.Н. Особенности формирования словаря синонимов у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза / С. Н. Коновалова // Логопед сегодня. – 2010. – №3. – С. 16-17Лавреньева, А.И. Этап становления лексико-семантической системы в онтогенезе. Усвоение ребенком родного (русского) языка / А. И. Лаврентьева// – СПб.: Образование, 1996. – с. 57 – 69.Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2009. – 183с.Лебедева Н. Г. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи// «Практическая психология и логопедия» № 1-2, 2003, - С. 68Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. /Ред.-сост. Г. В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2005.- 244 с.: ил.Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997. – 287 с.Логинова, В.И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: 1984. – С. 79 - 83.Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб, и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. –513 с.ПриложенияПриложение №1Результаты методики И. А. СмирновойДети с ОНРУровень развитияПроцентыСостояние номинативного словарянизкийсреднийвысокий30%70%0%Состояние глагольногословаряНизкийСреднийВысокий35%75%0%Состояние атрибутивного словаряНизкий средний высокий60%40%0%Словарь числительныхНизкий Среднийвысокий55%45%0%Словарь предлоговНизкий СреднийВысокий45%50%5%Словарь антонимовНизкийСреднийВысокий25%65%10%Словарь синонимовНизкийСреднийВысокий30%70%0%Часть-целоеНизкий СреднийВысокий45%50%5%ИтогНизкийСреднийВысокий40%60%0%Приложение №2Результаты методики выявления уровня развития пассивного словарного запаса О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной.Приложение №3Результатыконстатирующего этапа исследования, средние баллы (исходя из 3-балльной системы оценки). средние баллыгруппа1 методика2 методика3 методикаДети с ОНР2,11,91,8
1. Балобанова В. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях образовательного учреждения. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 240 с.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология».» 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 104с.
3. Вахтеров В. П. Избраʜʜые педагогичесᴋᴎе сочинения / В.П. Вахтеров. М.: Педагогика, 2007. – 400 с.
4. Власенко И. Т. Особенности мышления взрослых и детей с нарушениями речи. /Науч.- исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.: ил.
5. Волковская Т. Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР: Дис. канд. псих. наук – М., 1995. – 164 с.
6. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М.: Академия пед. наук, 2006. – 165с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. – М.: Издательство «Лабиринт», 2001. – 368 с.
8. Гальперин П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа. //Вопросы психологии. – 1997. - № 6. – С. 58-69.
9. Глухов В. П. Особенности формирования речи детей с общим речевым недоразвитием. – М.: МГОПУ, 2001. – 194 с.
10. Глухов В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – 56 с.
11. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией//Дефектология. – 2005. - № 6. – С. 7-16.
12. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.
13. Деревянко Н. П. Формирование словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи // Практ. психология и логопедия. – 2006. - № 4. – С. 57-60.
14. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. (сборник методических рекомендаций) – СПб.: Детство-Пресс, 2001. –258 с.
15. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2008. – 192 с.
16. Ефименкова Л.Н. Формирование речи. (Дети с с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвящение, 2007. – 136с.
17. Жинкин Н.И. Язык. – Речь. – Творчество. (Избранные труды) – М.: Лабиринт, 1998. – 368 с.
18. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у детей: Кн. для логопеда.-Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. – 320 с.
19. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда. – М.: Просвещение, 2000. – 154с.
20. Жукова Н. С. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 2005. – 74с.
21. Жураковская, Я.В. Языковая способность в системе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / Я.В. Жураковская // Логопед сегодня. – 2012. – №1. – С. 53-58.
22. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.
23. Золова, Л.К. Формирование лексико-грамматических средств языка у младших школьников с ОНР / Л.К. Золова // Логопед. – 2012. – №2. – С. 76-81.
24. Игры в логопедической работе с детьми /Под ред. В. И. Селиверстовой. -Москва, 2009.-184с.
25. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2004. – 296 с.
26. Капышева Н.А. Формирование речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях по обучению рассказыванию по серии картинок//Логопедия. – 2003. - № 1-2. – С. 44-50.
27. Коновалова, С.Н. Особенности формирования словаря синонимов у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза / С. Н. Коновалова // Логопед сегодня. – 2010. – №3. – С. 16-17
28. Лавреньева, А.И. Этап становления лексико-семантической системы в онтогенезе. Усвоение ребенком родного (русского) языка / А. И. Лаврентьева// – СПб.: Образование, 1996. – с. 57 – 69.
29. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2009. – 183с.
30. Лебедева Н. Г. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи// «Практическая психология и логопедия» № 1-2, 2003, - С. 68
31. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. /Ред.-сост. Г. В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2005.- 244 с.: ил.
32. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.
33. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997. – 287 с.
34. Логинова, В.И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: 1984. – С. 79 - 83.
35. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб, и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. –513 с.
Вопрос-ответ:
Что такое общее недоразвитие речи?
Общее недоразвитие речи - это состояние, при котором ребенок испытывает трудности в освоении речевых навыков в целом. Это может проявляться в ограниченном словарном запасе, недостаточной грамматической правильности и других проблемах коммуникации.
Как характеризуется словарный запас детей с общим недоразвитием речи?
Дети с общим недоразвитием речи имеют ограниченный словарный запас. Они могут знать меньше слов, чем их сверстники, и испытывать трудности в понимании и использовании слов. Также у таких детей может быть затруднение в запоминании новых слов.
Что показало исследование состояния пассивного словарного запаса у дошкольников?
Исследование показало, что у дошкольников с общим недоразвитием речи пассивный словарный запас значительно ограничен. Они знают меньше слов, чем их сверстники без проблем в речи, и испытывают трудности в опознавании и понимании слов.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
Из первой главы статьи можно сделать выводы о понятии общего недоразвития речи и характеристике словарного запаса детей с таким нарушением. Также можно предположить, что ограниченный словарный запас может быть одной из причин общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Какие результаты были получены в исследовании состояния пассивного словарного запаса у дошкольников?
В результате исследования было выявлено, что пассивный словарный запас у дошкольников с общим недоразвитием речи существенно ограничен. Они знают меньше слов, чем их сверстники без нарушений, и испытывают трудности в понимании и усвоении новых слов. Эти результаты указывают на необходимость дополнительного внимания и помощи в развитии речи у таких детей.
Что такое общее недоразвитие речи?
Общее недоразвитие речи - это состояние, при котором у ребенка наблюдаются проблемы с развитием и использованием речи в целом. В таких случаях дети испытывают трудности в формировании словарного запаса и грамматической структуры речи.
Как характеризуется словарный запас детей с общим недоразвитием речи?
У детей с общим недоразвитием речи словарный запас обычно существенно ограничен. Они имеют меньшее количество слов и неспособны использовать их в нужном контексте. У них также присутствует явный дефицит общего словаря и сложных понятий.
Что было изучено во второй главе исследования?
Во второй главе исследования было изучено состояние пассивного словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи. Были проведены беседы с детьми и анализированы результаты.
Какие выводы были сделаны по второй главе исследования?
По результатам исследования состояния пассивного словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи были сделаны следующие выводы: наблюдается существенный дефицит словарного запаса у детей; у них отсутствует понимание сложных понятий; требуется проведение дополнительной работы для развития словарных навыков.
Где можно найти список использованной литературы?
Список литературы может быть найден в конце статьи, на странице 37.
Что изучается в первой главе статьи?
В первой главе статьи изучаются теоретические основы словарного запаса при общем недоразвитии речи, а также дается понятие об общем недоразвитии речи и характеристика словарного запаса детей с онр.
Что такое общее недоразвитие речи?
Общее недоразвитие речи - это состояние, при котором ребенок имеет задержку в развитии всех аспектов речи, включая словарный запас, грамматическую структуру и произношение.