Тема
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 17.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………...…3
1. История отношений с Японией в контексте культурного обогащения….….5
2. История формирования японских коллекций в Государственном Эрмитаже…………………………………………………………………………10
3. Основные принципы, методы организации и характеристика экспозиционного пространства…………………………………………………13
3.1. Принципы и методы организации японской экспозиции………………...13
3.2. Характеристика японской коллекции……………………………………...15
4. Перспективы культурного взаимодействия и обмена между Россией и Японией…………………………………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….....19
Список литературы………………………………………………………………20
«Самураи – представители военно-феодального сословия – носили особую одежду и оружие. Под самурайский доспех надеваются длинная куртка «ситаги» и укороченные штаны «хаками» с обмотками. Знатные воины поверх «ситаги» носят короткий жилет «мандзюва», который изготавливается из кожи или толстой ткани и дополнительно усиливается кольчужной подкладкой. На доспех надевается безрукавка «дзимбаори», на спинку которой наносятся знаки отличия» именно так И.В. Блохина описала доспехи. Важно отметить позитивный эффект использования манекенов, ведь при их использовании у посетителя создается возможность представить, как выглядел самурай, когда был облачен в свои доспехи. [6, c.180]Во втором зале представлена тематика которая связана с театром. На одной из витрин можно увидеть маски, которые когда-то были использованы в постановках. Для полноты восприятия некоторые специалисты рекомендуют добавить гравюры знаменитых актеров, что имеет историческое подтверждение.Недалеко от масок выставлены кимоно, которое предназначались актёрам. «Традиционная японская одежда «кимоно» – распашное четырехугольное платье, которое запахивается спереди крест-накрест и подпоясывается широким поясом «оби», завязываемым на спине большим сложным узлом. Мужчины носят «косод» – разновидность кимоно с короткими рукавами, зимние верхние «косодэ» шьются на шёлковой ватной подкладке» вот что говорит И.В. Блохина об этом. По левой стороне от входа в зал можно наблюдать ряд гравюр, которые посвящены пейзажам. «Вид моста Тайко в Мэгуро. Холм «заходящего солнца» Ю-хи-но ока» за авторством АндроХиросигэ (1797 – 1858), который в своих работах успешно соединял «приёмы западноевропейского построения пространства с линейным ритмом», который свойственен японской гравюре на дереве. Гравюры находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, что визуально делает стену длиннее и дает ощущение что зал больше, чем есть на самом деле. Как негативный момент нужно отметить, что во втором зале существует проблема освещения, это вносит некоторые неудобства для посетителей, которые достаточно плотным потоком проходят через залы Государственного Эрмитажа. В третьем зале представлены нэцкэ, кимоно, веера, гребни для волос. Наиболее сложный вопрос стоит именно с экспозицией нэцкэ из-за их небольшого размера. Но нэцкэ в Государственном Эрмитаже представлены с помощью систематического подхода, т.е. показывают их эволюцию в течении определенного отрезка времени, а именно серединой XVIII – XX веком. Так, например, нэцкэ XVIII века представлены в ограниченном количестве, а нэцкэ ХХ века в коллекции совсем мало. Их небольшое число объясняется тем, что в ХХ векев Японии произошел отход от традиционного использования этих предметов, а, соответственно, и количество их производства упало. Из-за этого в экспозиции преобладают нэцкэ производства XIX века. В экспозиции данные экспонаты выставлены двумя разными способами. Первый представляет из себя подвешенные с помощью шнура нэцкэвместе с «инро» (коробочка для хранения разных бытовых мелочей). Второй способ выглядит значительно проще, нэцкэ просто выставлены на стеклянных полках в витринах. Это применение ансамблевого метода формирования экспозиции.Нэцкэ в экспозиции расположены в хронологическом порядке, от самых ранних до самых поздних, соответственно, ранние находятся сверху, поздние внизу. Но при таком порядке экспозиции не получается рассмотреть отверстия для шнурка – «химотоси», которые являются доказательством эстетической стороны предмета, а также дают отсылки к быту эпохи Мэйдзи. На ношение нэцкэ не было наложено классового ограничения, а это в свою очередь способствовало распространению и универсальности в плане применения. У аристократии нэцкэ играли больше эстетическую функцию, тогда как у низших слов функция была куда более практичной. Таким образом хочется отметить, что чем ниже класс человека, тем больше функций исполняли нэцкэ.Типология нэцкэ тоже весьма разнообразна, например в экспозиции присутствуют нэцкэ зооморфного характера, изображения семи японских божеств, бытовые сцены или же мифологические персонажи.Музыкального сопровождения в залах японской коллекции нет, но это является просто невозможным. 4. Перспективы культурного взаимодействия и обмена между Россией и ЯпониейПрежде чем завершить работу и подвести итоги на мой взгляд требуется осветить вопрос перспектив развития.Вообще, между Россией и Японией налажен на очень качественном уровне дипломатический диалог. Ни та, ни другая сторона не желают нарушать это комфортное условие, кроме того, делить России и Японии по сути нечего. Безусловно, периодически всплывает на поверхность вопрос Курильских островов, на которые претендует Япония, однако же, мировое сообщество признает право России на эти территории.Между Россией и Японией осуществляется обмен студентами, в т.ч. исторической и культурологической направленности образования, проводятся совместные исследования и экспедиции, продолжаются работы по обмену культурно-историческим ценностями.Налицо все признаки того, что деятельность в данной области не прекратится и даже более того, будет только набирать обороты. Следовательно, запасы музейных экспозиций также будут увеличиваться. Остаётся надеяться, что их объёма будет достаточно для обеспечения не только Эрмитажа, но и других музеев, как в Санкт-Петербурге, так и в Москве, и других городах.ЗаключениеПодводя итог данной работы, требуется сказать следующее.Японская культура, как одна из самых необычных, была, есть и останется культурой с повышенной степенью интереса к ней. В отличие от многих континентальных культур, которые имеют между собой родство и схожие черты, японская культура по большей части уникальна.Её особенность выражается в очень многих вещах, таких как, язык, нравы и обычаи, традиции, фольклор, еда, и, что особенно важно для историков, культурологов и искусствоведов - одежда, украшения, посуда, средства письма, бытовые предметы, оружие и доспехи, и т.д.Т.е. тематика японской самобытности имеет крайне низкую вероятность потерять актуальность, потерять к себе интерес.Надо также упомянуть, что в России тяга к японскому историческому наследию с каждый годом растёт. Число туристов в Японию увеличивается, как и число изучающих язык, количество мигрантов возрастает. Это даёт основания полагать, что интерес к Японии и её культуре очень и очень велик.Большую роль в этом играют исторические и культурные музеи, где присутствуют экспонаты или даже целые коллекции экспонатов из Японии, причём иногда в весьма почтенном возрасте. Самым известным музеем России по праву считается Эрмитаж и в контексте культурного обогащения японским наследием он также по праву считается лучшим.Несколько залов, сотни экспонатов, регулярные тематические дни и выставки, международная работа и взаимодействие с японской стороной, всё это является крайне важным для просвещения и обогащения народа знаниями, накопления культурных ценностей, развития международных связей в плане культурного взаимозаимствования и подогревания интереса к японской тематике у нас в России.В данной работе главной темой была японская коллекция в Эрмитаже и её особенности.Поставленная цель, рассмотреть историю формирования японской коллекции в её исторической перспективе до современности, требовала достижения и в соответствии с ней бы выполнен ряд следующих задач:Описана история взаимоотношений России с Японией по вопросу культурного заимствования;Описано и охарактеризовано явление заимствования предметов японской культуры;Освещён вопрос истории формирования японской коллекции в Эрмитаже;Охарактеризовано фактическое состояние японской коллекции, принципы и методы её формирования.Поскольку поставленные в работе задачи выполнены, то и цель работы может считаться достигнутой.Завершая работу, хотелось бы отметить, что насыщение информационного пространства одного государства проявлением культурных элементов других стран в виде ознакомительно-просветительских материалов – это несомненно важное явление. Оно благотворно влияет на понимание народом своей культурно-исторической идентичности, на осознание исторических ценностей своей нации, расширяет кругозор и в целом повышает уровень самосознания народа.Список литературыСавельева А.В. Нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии из частных коллекций, СПб.: Государственный Эрмитаж (издательство Государственного Эрмитажа), 2016. 324 с.Виппер Р. Введение в историческое изучение искусства, М.: Издательство В. Шевчук, 2010. 366 с.Китагава Д.М. Религия в истории Японии, СПб.: Наука, 2005. 588 С.Каневская Н.А. Японское декоративное искусство. Нэцкэ. Керамика. Лаки. Металл, М.: Планета, 1973. 567 с 6Королёва С. Япония. Страны мира, М.: Директ-Медиа, 2014. Т. 29. 98 с.И.В. Блохина. Всемирная история костюма, моды и стиля.Харвест, 2009 г.Официальный сайт Государственного Эрмитажа. https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/?lng=rui.«Япония сегодня». Информационно-туристический портал. http://japantoday.ru/
1. Савельева А.В. Нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии из частных коллекций, СПб.: Государственный Эрмитаж (издательство Государственного Эрмитажа), 2016. 324 с.
2. Виппер Р. Введение в историческое изучение искусства, М.: Издательство В. Шевчук, 2010. 366 с.
3. Китагава Д.М. Религия в истории Японии, СПб.: Наука, 2005. 588 С.
4. Каневская Н.А. Японское декоративное искусство. Нэцкэ. Керамика. Лаки. Металл, М.: Планета, 1973. 567 с 6
5. Королёва С. Япония. Страны мира, М.: Директ-Медиа, 2014. Т. 29. 98 с.
6. И.В. Блохина. Всемирная история костюма, моды и стиля. Харвест, 2009 г.
7. Официальный сайт Государственного Эрмитажа. https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/?lng=rui.
8. «Япония сегодня». Информационно-туристический портал. http://japantoday.ru/
Вопрос-ответ:
Какая история отношений с Японией представлена в статье?
В статье представлена история отношений с Японией в контексте культурного обогащения.
Какая история формирования японских коллекций представлена в Государственном Эрмитаже?
В Государственном Эрмитаже представлена история формирования японских коллекций.
Какие принципы и методы организации японской экспозиции представлены в статье?
В статье представлены принципы и методы организации японской экспозиции.
Какая характеристика японской коллекции представлена в статье?
В статье представлена характеристика японской коллекции в Государственном Эрмитаже.
Какие перспективы культурного взаимодействия и обмена представлены в статье?
В статье представлены перспективы культурного взаимодействия и обмена.
Какая история отношений с Японией представлена в статье?
В статье представлена история отношений с Японией в контексте культурного обогащения.
Как формировались японские коллекции в Государственном Эрмитаже?
Японские коллекции в Государственном Эрмитаже формировались на протяжении истории через различные способы приобретения экспонатов.
Какие основные принципы и методы организации экспозиционного пространства применяются в статье?
В статье описываются основные принципы и методы организации японской экспозиции в Государственном Эрмитаже.
Какие характеристики японской коллекции описываются в статье?
В статье описываются характеристики японской коллекции, представленной в Государственном Эрмитаже.
Какие перспективы культурного взаимодействия и обмена обсуждаются в статье?
В статье обсуждаются перспективы культурного взаимодействия и обмена с Японией.