Развитие познавательных интересов школьников в процессе обучения дизайну
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 21.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА 6
1.1. Сущностные характеристики познавательного интереса 6
1.2. Психолого-педагогические основы формирования опыта учебно-познавательной деятельности младших школьников 13
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНУ 25
2.1.Обоснование отбора содержания обучения дизайну в младших классах, направленного на развитие познавательных интересов 25
2.2 Формы, методы и средства развития познавательного интереса при обучении дизайну 42
2.3 Проектирование авторской программы дополнительного образования младших школьников "Основы дизайна", направленной на развитие познавательного интереса………………………………………………………47
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 62
К психолого-педагогическим условиям активизации познавательной деятельности учащихся относятся:- обеспечение единства целей процесса обучения - образовательной, развивающей и воспитательной; - педагогически целесообразно использование дидактических принципов; - обеспечение эмоциональности обучения и создание благоприятной атмосферы; - разнообразие методов, приемов, форм и средств обучения. - ориентация обучающихся на систематическую самостоятельную работу. В ходе исследования нами было осуществоено проектирование авторской программы дополнительного образования младших школьников "Основы дизайна", направленной на развитие познавательного интереса.Целью обучения по программе дополнительного художественного образования «Основы дизайна» является художественно-творческое развитие учащихся, развитие познавательного интереса обучение дизайну.Общая цель профильной подготовки конкретизирована в таких составляющих профильной программы «Основ дизайна»:- пропедевтическое усвоение содержания и сущности этапов художественного проектирования, усвоение этапов учебного проектирования; - реализация личного творческого потенциала в процессе выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов; - овладение компетенциями учебного проектирования. Предмет «Основы дизайна» в 3-4 классах ориентирован на проектно технологический подход в процессе производительной технологической подготовки, дает возможность младшим школьникам овладеть современными информационными технологиями, различными видами словесного и цвето-графического проектирования с помощью традиционных и электронных средств обучения, усвоить практические навыки воплощения проектного замысла с помощью личностно-ориентированных материалов и техник в оригинальном поисковом макете, эксклюзивном или тиражном изделии.Выводы приведены на слайде
2. Андриянова, Л. В. Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №1.1. — С. 1-4.
3. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Текст]: Монография / В.А. Беликов. – М.: Академия Естествознания, 2010. – 164 с.
4. Варзацкая Л.А., Ярош Г.А., Гончаренко К.Ф. Приемы активизации познавательной деятельности // Начальная школа. - 1995. - № 5. - С. 64 - 67.
5. Гильбух Ю.З. Темперамент и познавательные зди бности школьника: (Диагностика, педагогика). - К., 1992.
6. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособ. для вузов / С. Е. Игнатьев. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. 208с.
7. Кабанова Л.В. Игры на уроках - средство повышения качества обучения // Начальная школа. - 1997. - № 11. - С. 16 - 20.
8. Колесина Т. Диагностика и коррекция психического развития детей // Начальная школа. - К .: - 20 00 - №6. - С. 40 - 43.
9. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. М., 1939. - 200 с.
10. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1-4 кл. : Программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др. М.: Дрофа, 2008. 43 с.
11. Кузьменко В. Индивидуализация воспитания и обучения // Дошкольное воспитание. - М .: - 2000. - №10. - С. 5 - 7.
12. Майборода В., Друзь С. Воспитание познавательных интересов младших школьников // Начальная школа. - 1998. - №6. - С. 10 - 11.
13. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 2009. 246с. 26. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Академия, 1999. 168с.
14. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст]: - М.: Знание, 2009. – 375 c.
15. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст]: В. С. Мухина - М.: Академия, 2007.
16. Неменский Б. М. Изобразительное искусство. 1-4 класс: методическое пособие / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.; под ред. Б. М. Неменского. 3-е изд. М.: Просвещение, 2008. 191 c.
17. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст]: словарь / А. М. Новиков. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
18. Онисюк А. Нравственное поведение ребенка в игровой деятельности // Начальная школа. - К. - 2000. - №6. - С. 9 - 11.
19. Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе [Электронный ресурс]. – Электрон., текстовые. – Сайт «Образование сегодня». – Режим доступа: http://www.educationplace.ru/eduts471-1.html
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: / С.Л. Рубинштейн. - Спб.: Издательство «Питер», 2015. – 705 с
21. Савенкова Л. Г. Изобразительное искусство. Интегрированная программа: 1-4 классы. М.: Вентана-Граф, 2012. 156 с
22. Сатарова, Л. А. Сущность формирования способностей в области дизайна у младших школьников на уроках технологии / Л. А. Сатарова, Д. А. Демеуова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 838-840. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25166/ (дата обращения: 09.02.2021).
23. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5 т. - М .: Просвещение, 1 977. - Т. 3. - 164 с.
24. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Талызина Н. Ф – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 288 с.
25. Трыкова С. А. Формирование познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности. Дис. кан. пед. наук, М., 2000. 211 с.
26. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 201с.
27. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М., 1979. 160с.
28. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с. 69 49. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в психологии. М.: Просвещение, 2006. 382с.
29. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]: учебное пособие / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2008. – 109 с.
30. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителей [Текст]: учебное пособие / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
31. Яшкова, Л.А Активизация познавательной деятельности младших школьников [Текст]: // Яшкова Л.А Активизация познавательной деятельности младших школьников// Статья // Международный научный журнал «Инновационная наука» №2, 2016
Вопрос-ответ:
Что такое познавательный интерес?
Познавательный интерес - это способность и желание учащихся исследовать, изучать и познавать новые знания и навыки.
Какие характеристики обладает познавательный интерес?
Познавательный интерес имеет следующие характеристики: активность, любознательность, поиск информации, стремление к новым знаниям, умение анализировать и синтезировать информацию.
Какие педагогические основы помогают формированию познавательного интереса у младших школьников?
Педагогические основы формирования познавательного интереса у младших школьников включают создание интересных и разнообразных учебных ситуаций, поддержку самостоятельного поиска и исследования, развитие творческого мышления и воображения учащихся.
Какие педагогические условия способствуют развитию познавательного интереса школьников в процессе обучения дизайну?
К развитию познавательного интереса школьников в процессе обучения дизайну способствуют такие педагогические условия, как создание положительной образовательной среды, использование интерактивных методов обучения, индивидуальный подход к каждому учащемуся, привлечение практических задач и проектов.
В чем заключается обоснование отбора содержания обучения дизайну?
Обоснование отбора содержания обучения дизайну основывается на принципе последовательности и системности, учете возрастных и психофизиологических особенностей учащихся, учете общекультурных и профессиональных ценностей и требований современного общества.
Зачем нужно развивать познавательные интересы школьников в процессе обучения дизайну?
Развитие познавательных интересов школьников в процессе обучения дизайну имеет несколько целей. Во-первых, это помогает расширить кругозор учеников и развить их творческое мышление. Во-вторых, интерес к дизайну позволяет школьникам лучше усваивать учебный материал и повышать их мотивацию к обучению. Кроме того, развитие познавательных интересов помогает школьникам определить свои предпочтения и потенциал в области дизайна, что может иметь значение для их дальнейшего образования и профессионального развития.
Какие характеристики относятся к познавательному интересу?
Познавательный интерес имеет несколько сущностных характеристик. Во-первых, это активность и заинтересованность учеников в учебной деятельности. Они проявляют желание узнавать что-то новое и исследовать предметы и явления окружающего мира. Во-вторых, познавательный интерес характеризуется эмоциональным отношением к учебе. Ученики испытывают положительные эмоции и удовлетворение от процесса познания. Третья характеристика - это когнитивная активность. Ученики активно мыслят, ставят вопросы, ищут ответы и применяют свои знания на практике.
Какие педагогические основы помогают формировать опыт учебно-познавательной деятельности у младших школьников?
Для формирования опыта учебно-познавательной деятельности младших школьников используются различные педагогические основы. Важным элементом является создание стимулирующей образовательной среды, которая активизирует интерес и мотивацию учеников. Также важно использование элементов игры в учебном процессе, поскольку игра способствует активному участию школьников и позволяет им ощутить радость от познания. При этом педагог должен активно поддерживать интересы и инициативу учеников, а также содействовать развитию их самостоятельности и творческого мышления.
Какие сущностные характеристики имеет познавательный интерес школьников?
Познавательный интерес школьников имеет следующие сущностные характеристики: активность, направленность на познание, эмоциональная окрашенность, связь с предыдущим опытом и знаниями, длительность и стойкость.