ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СПЛОЧЕННОСТИ МАЛОЙ ГРУППЫ
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 01.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ 6
1.1 Понятие и определение малой группы 6
1.2 Функции и структура малой группы 8
1.3 Проблема изучения сплочённости малых групп 13
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Анализ полученных эмпирических данных 21
Заключение 33
Список источников 35
С.Ивашкин, В.В.Онуфриева) была осуществлена оценка ценностно-ориентационного единства малой группы нашей выборки. Полученные результаты представлены в таблице 1.Таблица 1 – Оценка ценностно-ориентационного единства малой группы по методике Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева)№Выборы (числ.)Выборы (букв.)16 9 19 1 5ЭМЭДЭ7 4 17 15 1ДЭЭДД18 1 3 10 15МДМДД3 1 8 17 9МДЭЭМ4 16 13 2 5ЭЭММЭ9 5 10 6 7МЭДМД4 9 8 16 21ЭМЭЭМ20 19 10 2 6ДМДММ12 2 21 8 5ЭММЭЭ16 9 6 15 13ЭММДМ4 19 10 8 17ЭЭДЭЭ19 5 2 6 9ЭЭМММ18 1 11 9 7МДДМД15 4 8 14 19ДЭЭДЭ20 21 3 15 16ДММДЭ3 2 13 11 4МММДЭ1 6 8 10 18ДМЭДМ5 10 1 17 9ЭДДЭМ4 16 13 2 5ЭЭММЭ9 5 10 6 7МЭДМД4 9 8 16 21ЭМЭЭМ18 1 3 10 15МДМДД3 1 8 17 9МДЭЭМ4 16 13 2 5ЭЭММЭ7 4 17 15 1ДЭЭДД18 1 3 10 15МДМДД3 1 8 17 9МДЭЭМ4 16 13 2 5ЭЭММЭ9 5 10 6 7МЭДМД4 9 8 16 21ЭМЭЭМ12 2 21 8 5ЭММЭЭ16 9 6 15 13ЭММДМ4 19 10 8 17ЭЭДЭЭ19 5 2 6 9ЭЭМММ4 19 10 8 17ЭЭДЭЭ19 5 2 6 9ЭЭМММ18 1 11 9 7МДДМД15 4 8 14 19ДЭЭДЭ18 1 3 10 15МДМДД3 1 8 17 9МДЭЭМ4 16 13 2 5ЭЭММЭ9 5 10 6 7МЭДМД15 4 8 14 19ДЭЭДЭ20 21 3 15 16ДММДЭ3 2 13 11 4МММДЭ3 1 8 17 9МДЭЭМ4 16 13 2 5ЭЭММЭ9 5 10 6 7МЭДМД12 2 21 8 5ЭММЭЭ16 9 6 15 13ЭММДМ4 19 10 8 17ЭЭДЭЭ3 1 8 17 9МДЭЭМ4 16 13 2 5ЭЭММЭ9 5 10 6 7МЭДМД4 19 10 8 17ЭЭДЭЭ19 5 2 6 9ЭЭМММ4 19 10 8 17ЭЭДЭЭ19 5 2 6 9ЭЭМММ18 1 11 9 7МДДМД12 2 21 8 5ЭММЭЭ Для дальнейшей обработки мы подсчитали количество выборов каждого качества (табл. 2).Таблица 2 – Распределение количества выборов по методике Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева)Номер утвержденияКоличество выборов117219312422522613711823926101811512213121431512161617111891914203218Далее вычисляем коэффициент ценностно-ориентационного единства (С) по формуле.С= ((112-21) *100%)/60=152Ценностно-ориентационное единство в данной малой группе высокое.Далее для определения индекса сплочённости группы нами была применена методика определения индекса групповой сплоченности Сишора(табл. 3).Таблица 3 – Распределение количества выборов по методике определения индекса групповой сплоченности Сишора№Результат16131081473197151517149101071119131081473151517141473197159101071081477319111913107319715171491013 Далее вычисляем среднее арифметическое по всем ответам:676/60=11,2Данный показатель свидетельствует о том, что в данной группе средний уровень сплочённости.Далее нами была проведена Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) (табл. 4).Таблица 4 – Эмпирические данные по методике оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру)№Результат694619502773333452795817143110102211191310141431101515171414421519481565101034107914191343191119131012371923151714561013Далее вычисляем среднее арифметическое по всем ответам:1565/60=26Данный результат близок к 10, что говорит о положительной и комфортной атмосфере в коллективе.Далее мы составили сводную таблицу данных (табл. 5).Таблица 5 – Сводная таблица данных по всем методикам№СишорФидлерЦОЭ16691521346152101915285015214271527731523331521934152752152157915215581521717152141415293115210101521010152722152111115219191521313152101015281415214141527311523101521515152151515217171521414152141415274215231515219191527481521515152965152101015210101527341521010152879152141415271915271315234315219191521111152191915213131521010152712152337152191915272315215151521717152141415295615210101521313152Научная гипотеза: существует взаимосвязь между ценностно-ориентационным единством группы, индексом групповой сплочённости и психологической атмосферой группы.Исходя из предположения, что существует взаимосвязь между ценностно-ориентационным единством группы, индексом групповой сплочённости и психологической атмосферой группы, возможно применение непараметрического критерия ранговой корреляции τ-Кендалла, т. к. результаты измерены количественно и на одной выборке, при этом выполняется ограничение по количеству связанных рангов (их должно быть более 10% от всех показателей).Н0: корреляция между параметрами«Ценностно-ориентационное единство», «Индекс групповой сплочённости» и «Психологическая атмосфера»равна 0.Н1:корреляция между параметрами«Ценностно-ориентационное единство», «Индекс групповой сплочённости» и «Психологическая атмосфера» не равна 0.Таблица 6 – Результаты применения непараметрическогокритерия ранговой корреляции τ-КенделлаПараметрыЦенностно-ориентационное единствоИндекс групповой сплочённостиПсихологическая атмосфераЦенностно-ориентационное единство1,00Индекс групповой сплочённости0,71,00Психологическая атмосфера1,00Статистический вывод: по данным табл.6 принимается гипотеза Н0 между всеми параметрами, т. к. р>0,05. В результате применения корреляционного анализа для установления взаимосвязи между параметрами«Ценностно-ориентационное единство», «Индекс групповой сплочённости» и «Психологическая атмосфера»был использован непараметрический критерий ранговой корреляции τ-Кендалла.Значимых взаимосвязей не обнаружено (таб. 6). Это свидетельствует о том, что не существует значимой взаимосвязи между уровнем сплочённости малой группы и качеством психологической атмосферы в ней. Кроме того, ценностно-ориентационное единство группы при этом может быть на очень высоком уровне.Таким образом, научная гипотеза не подтвердилась.Выводы по главеВ исследовании приняли участие 60 испытуемых мужского и женского пола,среди которых 45% юношей и 55% девушек. Средний значение переменной «возраст» респондентов – 20 лет. Минимум 18 лет (20% выборки), максимум 22 года (40% выборки).В ходе исследования для решения задач и проверки гипотезы, нами использовались следующие методики:Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева);Определение индекса групповой сплоченности Сишора;Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру). Для обработки результатов был применён непараметрический критерий ранговой корреляции τ-Кендалла.По результатам проведённого исследования было обнаружено отсутствие значимых взаимосвязей. Это свидетельствует о том, что не существует значимой взаимосвязи между уровнем сплочённости малой группы и качеством психологической атмосферы в ней. Кроме того, ценностно-ориентационное единство группы при этом может быть на очень высоком уровне.Таким образом, научная гипотеза не подтвердилась.ЗаключениеАнализ основных направлений изучения социально-психологических установок позволил сделать вывод о многообразии подходов к рассмотрению данной проблемы в психологической науке. В разных подходах с разных сторон определяются содержание, роль и функции малых групп. Таким образом, малая группа определяется как небольшое по размеру объединение людей, в котором общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.Также малые группы выполняют важные функции:•социализации;•инструментальная;•экспрессивная;•поддерживающая.Выделяется типология малых групп по различным основаниям:•по глубине и характеру отношений между членами группы выделяют;•по способу организации деятельности группы и формы социального контроля выделяют;•по продолжительности функционирования.Проблемой изучения сплочённости малых групп занимались многие исследователи, однако данная тема по-прежнему остаётся актуальной.Так, целью нашего исследования сталоизучение групповой сплочённости малой группы.Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между ценностно-ориентационным единством группы, индексом групповой сплочённости и психологической атмосферой группы.В исследовании приняли участие 60 испытуемых мужского и женского пола,среди которых 45% юношей и 55% девушек. Средний значение переменной «возраст» респондентов – 20 лет. Минимум 18 лет (20% выборки), максимум 22 года (40% выборки).В ходе исследования для решения задач и проверки гипотезы, нами использовались следующие методики:Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева);Определение индекса групповой сплоченности Сишора;Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру). Для обработки результатов был применён непараметрический критерий ранговой корреляции τ-Кендалла.По результатам проведённого исследования было обнаружено отсутствие значимых взаимосвязей. Это свидетельствует о том, что не существует значимой взаимосвязи между уровнем сплочённости малой группы и качеством психологической атмосферы в ней. Кроме того, ценностно-ориентационное единство группы при этом может быть на очень высоком уровне.Таким образом, научная гипотеза не подтвердилась.Список источниковАндреева Г. М.Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности "Психология". Изд. 5-е, испр. и доп. Москва: Аспект Пресс, 2009. 362 с.Ахметзянова А. И. Конструирование методики экспресс-диагностики установок внутригруппового взаимодействия // Акмеология. 2019. №1 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-metodiki-ekspress-diagnostiki-ustanovok-vnutrigruppovogo-vzaimodeystviya (дата обращения: 01.03.2021).Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. Спб.: Питер, 2003. 269 с.Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: Ключевыеидеи,4-е издание.Спб.: Питер. 2003. 512 с.Гавреева Г. С. Влияние внутригрупповых процессов на развитие креативности малой группы. М.: ГУУ. 2008.Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: учеб. пособие.М.: ФОРУМ: ИНФРА. 2011. 494 с.Иванова Е. Н.Групповая сплоченность и совместимость //Практикум по социальной психологии. 2013. С. 111.Коллектив, личность, общение: Словарь социально-психологических понятий/ под ред. Кузьмина Е.С. и Семенова В.Е. М.:1987. 143 с.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малых групп. М.: 2001. 318 с.Майерс Дж. Социальная психология.Спб.: Питер, 2011. 793 с.Макаров Ю. В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга //Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. №. 128.Мондрус А. Л. Социально-психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп: Автореф //Дисс… канд. психол. наук. Т. 19. №. 05.Некрасова Е. В. Взаимосвязь формирования смысложизненных ориентаций студентов и школьников с социально-психологическими особенностями группы //Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2008. №. 2.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.:1982. 255 с.Попова М. Б. Некоторые отличительные особенности в управлении малыми группами // Вестник южно-уральского государственного университета. Серия: экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. №. 4.Сидоренков А.В. Анализ исследования малых групп в отечественной психологии по публикациям в журналах «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопросы психологии. 2005. № 2. C.58-67.Сысоева А. И. Эмоциональные детерминанты сплоченности малых групп//Вестник Томского университета. 2014. С. 204-207.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство Института Психотерапии. 2005. 490 с. Храброва В. Е., Медведева О. А., Адонина Л. В.Корпоративная культура студенческой группы: место и роль в воспитательной системе вуза // Гуманитарная парадигма. 2019. №4 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-studencheskoy-gruppy-mesto-i-rol-v-vospitatelnoy-sisteme-vuza (дата обращения: 01.03.2021).Шериф С. Детерминанты групповой сплоченности в футбольной команде //Физическое воспитание студентов. 2011. Т. 5. С. 91-93.
1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности "Психология". Изд. 5-е, испр. и доп. Москва: Аспект Пресс, 2009. 362 с.
2. Ахметзянова А. И. Конструирование методики экспресс-диагностики установок внутригруппового взаимодействия // Акмеология. 2019. №1 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-metodiki-ekspress-diagnostiki-ustanovok-vnutrigruppovogo-vzaimodeystviya (дата обращения: 01.03.2021).
3. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. Спб.: Питер, 2003. 269 с.
4. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: Ключевые
идеи, 4-е издание. Спб.: Питер. 2003. 512 с.
5. Гавреева Г. С. Влияние внутригрупповых процессов на развитие креативности малой группы. М.: ГУУ. 2008.
6. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: учеб. пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА. 2011. 494 с.
7. Иванова Е. Н. Групповая сплоченность и совместимость // Практикум по социальной психологии. 2013. С. 111.
8. Коллектив, личность, общение: Словарь социально-психологических понятий / под ред. Кузьмина Е.С. и Семенова В.Е. М.:1987. 143 с.
9. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малых групп. М.: 2001. 318 с.
10. Майерс Дж. Социальная психология. Спб.: Питер, 2011. 793 с.
11. Макаров Ю. В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. №. 128.
12. Мондрус А. Л. Социально-психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп: Автореф //Дисс… канд. психол. наук. Т. 19. №. 05.
13. Некрасова Е. В. Взаимосвязь формирования смысложизненных ориентаций студентов и школьников с социально-психологическими особенностями группы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2008. №. 2.
14. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.:1982. 255 с.
15. Попова М. Б. Некоторые отличительные особенности в управлении малыми группами // Вестник южно-уральского государственного университета. Серия: экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. №. 4.
16. Сидоренков А.В. Анализ исследования малых групп в отечественной психологии по публикациям в журналах «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопросы психологии. 2005. № 2. C.58-67.
17. Сысоева А. И. Эмоциональные детерминанты сплоченности малых групп // Вестник Томского университета. 2014. С. 204-207.
18. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство Института Психотерапии. 2005. 490 с.
19. Храброва В. Е., Медведева О. А., Адонина Л. В. Корпоративная культура студенческой группы: место и роль в воспитательной системе вуза // Гуманитарная парадигма. 2019. №4 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-studencheskoy-gruppy-mesto-i-rol-v-vospitatelnoy-sisteme-vuza (дата обращения: 01.03.2021).
20. Шериф С. Детерминанты групповой сплоченности в футбольной команде //Физическое воспитание студентов. 2011. Т. 5. С. 91-93.
Вопрос-ответ:
Что такое малая группа?
Малая группа - это небольшая социальная группа, состоящая из нескольких человек, которые обладают взаимосвязью, целями и задачами, объединенными в рамках групповой деятельности.
Какова структура и функции малой группы?
Структура малой группы обычно включает лидера, участников и коммуникационные связи между ними. Функции малой группы могут быть различными, например, достижение общей цели, социальная поддержка участников, принятие решений и другие.
Как изучается сплоченность малых групп?
Изучение сплоченности малых групп осуществляется с помощью психологических подходов. В рамках эмпирического исследования проводятся наблюдения, анкетирование, интервьюирование и другие методы, которые позволяют оценить степень сплоченности группы и ее влияние на поведение участников.
Как оценивается ценностно-ориентационное единство малой группы?
Ценностно-ориентационное единство малой группы может быть оценено с помощью специальных методик, позволяющих выявить общие ценности, убеждения и цели участников группы. Эти методики могут включать анкеты, опросники или другие инструменты.
Какие методы исследования используются при изучении малых групп?
Для изучения малых групп могут применяться различные методы исследования, включая наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ социометрических данных и другие. Каждый метод имеет свои преимущества и позволяет получить определенную информацию о группе и ее сплоченности.
Что такое малая группа?
Малая группа - это небольшая социальная группа, состоящая из нескольких членов, которые взаимодействуют между собой и имеют общие цели, задачи или интересы.
Каковы функции и структура малой группы?
Функции малой группы включают удовлетворение потребности в принадлежности, поддержка и развитие личности, достижение общих целей и решение задач. Структура малой группы включает роли, нормы, коммуникацию и власть.
Как изучается сплоченность малой группы?
Сплоченность малой группы может изучаться с помощью эмпирического исследования. Одна из программ изучения включает организацию и методы сбора данных, анализ полученных результатов и оценку единства ценностных ориентаций группы.
Какие методы исследования применяются для изучения малой группы?
Для изучения малой группы применяются различные методы, включая опросы, наблюдение, интервью, анализ групповых дискуссий и анализ социометрических данных.
Какие факторы влияют на сплоченность малых групп?
На сплоченность малых групп могут влиять различные факторы, такие как общность целей и задач, сходство ценностей и убеждений, эффективность коммуникации, уровень доверия и взаимодействие между членами группы.
Какие теоретические основы используются при изучении малой группы?
Для изучения малой группы используются различные психологические подходы, включая, например, социометрию, социальную психологию, социальную антропологию и другие. Основная цель изучения малой группы - понять ее функции и структуру, а также процессы, происходящие внутри группы.
Какая структура у малой группы?
Малая группа имеет свою структуру, которая может быть классифицирована как формальная и неформальная. Формальная структура включает в себя определенные роли, нормы и правила, которые определяются организацией группы. Неформальная структура, в свою очередь, складывается на основе взаимодействия и отношений между участниками группы. Эти взаимоотношения формируются на основе личных предпочтений, эмоциональных связей и т.д.