проблемы социально-экономического развития владимирской области
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 01.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Обоснование необходимости решения проблемы социально-экономического развития Владимирской области 5
1.1. Содержание и значимость проблемы 5
1.2. Межфункциональный характер решения проблемы социально-экономического развития 14
Глава 2. Основные компоненты программы решения проблемы социально-экономического развития Владимирской области 23
2.1. Подходы к решению проблемы 23
2.2. Содержание основных компонентов программы решения проблемы социально-экономического развития Владимирской области 33
Заключение 37
Библиографический список 39
Приложения 42
ЗаключениеПо итогам исследования можно выделить следующие основные результаты: современная политика СЭР на уровне регионов РФ – это открытая динамическая система и в современных условиях идет активный поиск новой парадигмы промышленной деятельности, что неизбежно влечёт за собой поиск новых подходов к пониманию особенностей современной промышленной политики, к формированию так называемой сетевой промышленной политики.Как показал проведённый анализ приоритеты Владимирской области: повышение доходной части местного бюджета; создание условий для развития среднего и малого бизнеса; эффективное управление муниципальным имуществом.Анализ проблемного поля Владимирской области показывает, что, несмотря на существенное влияние внешних условий, основными факторами, определяющими развитие территории, являются внутренние факторы. SWOT-анализ региона показывает, что наиболее благоприятной для развития территории является улучшение промышленной инфраструктуры на его территории, а в качестве основных конкурентных преимуществ территории следует также рассматривать человеческое и инновационные ресурсы.Миссия: «Владимирская область – территория возможностей, сочетающая социальную устойчивость и экономический потенциал, в целях развития». В качестве приоритетов промышленной политики были выделены следующие:Устойчивый рост человеческого капитала. Повышение качества жизни населения. Устойчивый рост реализации трудового потенциала населения в области. Снижение рисок социальной и экономической безопасности области. Ускорение технологического и инновационного развития городского хозяйства. Ускоренное внедрение цифровых технологий и формирование систем «Умного региона».Создание высоко- производительного сектора в экономике области.В качестве цели решения стратегических проблем развития была установлена следующая: активизация усилий по инновационной и инвестиционной составляющей промышленной политики для опережающего социально-экономического развития области. В современных условиях для области нужны новые стимулы для изменения существующей траектории развития, это возможно за счет создания новых, более выгодных для бизнеса условий, которые позволят повысить привлекательность территории, затормозить негативные тенденции, а затем постепенно поворачивать ситуацию в области в русло устойчивого социально-экономического развития.Библиографический списокОб общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [Текст]: Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 14.10.2012) // Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, № 18, ст. 200.Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».Аверина Л. М., Сиротин Д. В. Оценка пространственных эффектов от инновационной активности промышленно развитых регионов РФ // Экономика региона. - 2020. - № 1. - С. 268-282Агаева Л.К. Оценка условий для реализации инновационного потенциала в Самарской области // Инновационные процессы в формировании интегрированных структур региональных промышленных комплексов Поволжья, - Самара: АНО «Издательство СНЦ», 2017. С. 6-13.Государственное регулирование экономики[Текст] / И.Е. Рисин под ред. и др. –М. : КноРус, 2016. - 238 с. Государственная и муниципальная служба / А. В. Кочетков, Г. А. Сульдина, Т. В. Халилова, Т. А. Занко ; под общ.ред. Е. В. Охотского. — М. :Юрайт, 2019. — 403 с.Областицкий А.Е. Государственное управление в эпоху перемен // Научные труды Вольного экономического компаний с госучастиема России. - 2017. - № 2. С. 279–310Иванова А.А. Муниципальное управление и местное самоуправление - Ижевск: изд-во ИЭиУ ФГБОУ ВО «УдГУ», 2019. – 48 с.Заруба Н.А. Синергетический эффект в государственном и муниципальном управлении как императив развития общества. / В сборнике: «Учим управлять и учимся управлять». / третий сборник научных статей по материалам научно- практической конференции школьников, студентов и преподавателей с международным участием. 2017. С. 7-15Правовое обеспечение государственного и муниципального управления / Т.А. Улизко. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. – 112 с. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления / В. И. Осейчук. - М. :Юрайт, 2016. - 269 с.Романова О. А., Пономарева А. О. Многовекторная промышленная политика России в условиях формирования нового индустриального ландшафта // Журнал экономической теории. — 2020. — Т. 17. — № 2. — С. 276-291Цифровые платформы управления жизненным циклом комплексных систем / ред. В.А.Тупчиенко. - М.: Научный консультант, 2018. - 123.Экономическая политика и ресурсный потенциал региона / Под.ред. д.э.н., проф. Кузовлева И.А. – Брянск: Брян. гос. инженерно-технол. ун-т, 2020. – 469 с.Сайт журнала «Самоуправление» - №1, 2020 [электронный источник] https://samupr.ru/wp-content/uploads/2020/03/web1-1-2020.pdfСайт Владимирский регион [Электронный ресурс] https://avo.ru/mainСборник «Лучших практик»: номинация «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» [электронный источник] https://www.economy.gov.ru/material/file/3c14d86eb836d65291279d1871530f26/sbornik2020.pdfНациональный доклад о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации 2017-2018 [электронный ресурс] – режим свободный: http://pppcenter.ru/assets/files/260418-rait.pdfКак кризис влияет на планы властей и бизнеса?- https://infraone.ru/sites/default/files/analitika/2020/nacionalnyj_perechen_perspektivnyh_proektov_2020_infraone_research.pdfМухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления [электронный источник] http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117910ПриложенияПриложение АПерспективные направления развития ПриложениеБОценка факторов Владимирский регионФакторВлияниеПоложительноеОтрицательное1.Природно-климатические условияГеографическое положение области обеспечивает наикратчайшую транспортную связь западных регионов России, стран Восточной и Западной Европы с Китаем, государствами Юго-Восточной АзииНа территории области находятся месторождения общераспространенных полезных ископаемых, таких как песчано-гравийная смесь, глина кирпичная, глиежи (добавка для цемента), песок для силикатных изделий, камень строительный (граносиенит), глина гончарная, которые являются сырьем для производства стройматериаловКлимат резко континентальный со средней температурой в июле +18 °C (максимальная +37 °C). Зима холодная, средняя температура в январе от -24 до -28 °C (абс. минимум -49 °C). Количество осадков не превышает 350-400 мм/год. Весна и начало лета засушливы.2.Демографическая ситуация2.1.Численность населенияПо данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю фактическая численность постоянного населения области Читы в 2019 году возросла на 1800 человек в течение года и на 01.01.2020 составила 351 783 человека. Число жителей увеличилось на 462 человека за счет естественного прироста и на 1338 человек за счет миграционного прироста.2.2.Уровень рождаемостиОбщий коэффициент рождаемости по городу Чите в 2020 составил 11,5 промилле, что несколько ниже показателя по Забайкальскому краю (11,8 промилле). 2.3.Уровень смертностиКоэффициент смертности – 10,2 промилле в 2020, что ниже, чем по Забайкальскому краю (12,4 промилле).2.4.Миграция населенияНа положительное сальдо миграции оказала влияние и реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.Основным источником миграционного роста численности населения области выступает внутренняя миграция за счет приезжих из районов Региона и международная миграция из стран СНГ.3.Социальная сфера3.1.Система образованияВ сфере образования региона продолжается реализация комплекса мероприятий, направленных на системные изменения и обеспечение современного качества образования в соответствии с актуальными и перспективными запросами потребителей образовательных услуг, состоянием и тенденциями социально-экономического развития региона и рынка труда, требованиями государственной политики в области образования. По оценке, численность детей в дошкольных образовательных учреждениях к 2023 году увеличится на 14,4 % к уровню 2019 года и по базовому варианту прогноза составит 623 312 человек.В среднесрочной перспективе также запланировано строительство зданий дошкольных учреждений. Положительная динамика численности учащихся в общеобразовательных учреждениях связана с миграционными процессами (родителей – законных представителей несовершеннолетних), увеличением количества учащихся начальных классов. Увеличение в среднесрочной перспективе показателей количества средних общеобразовательных школ и количества обучающихся в них связано с необходимостью финансирования строительства общеобразовательных учреждений.Слабо применятся механизм ГЧП3.2.Сфера здравоохраненияСоздана трехуровневая система оказания медицинской помощи, позволяющая осуществлять этапность оказания помощи, соблюдать принципы территориальности и профилактической направленности, а также позволяет компенсировать неравномерность развития амбулаторной и стационарной медицинской помощи.Проблемы в системе здравоохранения г. Читы:- отток квалифицированных специалистов;- отсутствие стимулов для привлечения и закрепление в области высококвалифицированных кадров медицинских специалистов;- жилищные проблемы медицинских кадров.3.3.КультураВ области работают многочисленные творческие союзы и объединения, учреждения культуры. Регулярно проводятся международные, краевые и городские фестивали и конкурсы-неудовлетворительное состояние материально-технической базы;-недостаточные средства в бюджете для решения вопросов местного значения в сфере культуры;-низкий кадровый потенциал, неготовность работников культуры к деятельности в условиях рынка.3.4.СпортНа территории находятся различные физкультурно-спортивные учреждения, ориентированные на массовый, любительский, профессиональный спорт и спорт высших достижений, всего 690 единиц.4.Отраслевая структура экономики4.1.ПромышленностьОбъем промышленного производства с каждым годом увеличивается. Это может говорить об эффективном промышленном производстве Загрязнение окружающей среды вредными веществами в ходе деятельности промышленных предприятий.Необходимость развивать высокотехнологичное производства, реализация цифровой трансформации, кризис МСП в условиях коновируса4.2..ТорговляПо состоянию на 1 января 2020 года на территории области осуществляют свою деятельность 4991 объект. В целом структура потребительского рынка остается стабильной в последние три года. На 1 января 2020 года 63,0% от общего количества объектов потребительского рынка приходится на предприятия торговли, 20,0% - на предприятия по оказанию услуг, 13,0% - на предприятия общественного питания.4.3.Сельское хозяйство1.Засуха в течение последних 3 лет;2.Ежегодное снижение государственной поддержки;3.Диспаритет цен на материальные затраты и сельскохозяйственную продукцию;4.4.ЖивотноводствоДоля животноводства составляет порядка 60%. Производство скота на убой (в живом весе) в 2016 году составило 2055 тонн (100% к уровню 2015 года). Производство молока составило 7925 тонн (90% к уровню 2015года).4.5.ЖКХРост затрат на благоустрой и ЖЖКХ.Внедрение элементов «Умногообласти».Средний уровень благоустройства жилищного фонда составляет 56%. Наличие ветхих и аварийных участков инфраструктуры ЖКХ, рот тарифов, проблемы ТБО4.6.Транспортный комплексВ области оказываются перевозки автомобильным транспортом по регулярным маршрутам. 4.7.Связь и информатизацияВо всех поселениях установлены универсальные таксофоны.Доступ в сеть Интернет обеспечена во всех населенных пунктах с численностью населения свыше 500 человек.4.8.ЭлектроэнергияВыдача мощности от основного источника электроснабжения осуществляется через распределительные сети филиала Общая протяженность ВЛ-35 кВ составляет 68,57 км (материал опор 240 ж/б и 114 металлических). Читинская ТЭЦ-1, обеспечивает электроснабжение 92 % потребителей области Чита, что является существенным фактором, влияющим на надежность электроснабжения при авариях на питающих источникахВысокие цены на электроэнергию 4.9.Малое и среднее предпринимательствоВ рамках программы «Экономическое развитие региона» утверждена подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории региона», которая предусматривает оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в размере 10,841 млн рублей. В 2019 -2020 году отмечается сокращение числа малых предприятий на 0,6% и увеличение индивидуальных предпринимателей на 0,2%.-дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки;- недостаточный платежеспособный спрос на продукцию и услуги;-ограниченность возможностей субъектов малого предпринимательства муниципального района по продвижению собственной продукции (работ, услуг) на региональные, межрегиональные рынки.-Отсутствие специализированных структур, которые занимались бы вопросами развития МСП-Высокий порог доступа к банковскому кредитованию на начальное развитие МСП (низкий уровень дохода, малый срок существования и т.д.).-возможно повышение производственных издержек, связанных с повышением цен на мировом рынке и на уровне страны.-административные барьеры (давление со стороны проверяющих инстанций)5.ЭкономикаВ связи с коронавирусной инфекцией отмечается нестабильная общеэкономическая ситуация.Особенно необходимо развитие и поддерживать деятельность в сфере культуры и туризма.ПриложениеВSWOT-анализ Владимирский регионТаблица 7- SWOT-анализ Владимирский регионS (Strengths)Сильные стороны - преимущества Владимирский регионW (Weaknesses) Слабости – недостатки Владимирский регионO (Opportunities) Возможности —факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества Владимирский регионT (Threats) Угрозы – факторы, которые могут потенциально ухудшить положение Владимирский регионS1 Компактное расположение основных производств, потенциал Владимирский регион, выгодное географическое положение и наличие предприятий, учреждений и компаний как бюджетной базы области;S2 Существуют условия, благоприятные для развития человеческого капитала; Удовлетворительное состояние экологии;S3 Стабильная, сбалансированная система управления Владимирский регион, характеризующаяся преемственностью управленческих решений в Администрации Владимирский регион.W 1 Старение населения;W 2 Пассивный образ жизни людей (экономическая, предпринимательская активность);W 3 Недостаточное развитие трансформации городского хозяйства («цифровые технологи» ЖКХ, концепция «Умный город») и недостаточное развитие экономической безопасности и развитие диверсификация секторов городского хозяйства.О1Дальнейшее развитие инвестиционной политики в критические для области отрасли экономики могут создать условия для привлечения инвестиций;О2 Использование опыт Администрации других городов в решении проблем, с которыми сталкивается Владимирский регион сегодня;О2 Благоприятные условия для развития бизнеса на территории Владимирский регион – не высокий уровень налогов, создаваемые условия имущественного обеспечения.Т1 Затяжной характер экономического кризиса;Т2 Минимальные возможности привлечения средств регионального бюджета на развитие инфраструктуры Владимирский регион;Т3 Опережающий рост тарифов приобретаемые товары и услуги населением и предприятиями Владимирский регион.ПриложениеЕКоличественный SWOT-анализ Владимирский регионИнтенсивность(AJ)Возможности (О)Угрозы (T)O1O2O3T1T2T3Вероятностьпоявления (PJ)0,90,70,70,80,80,8Коэффициентвлияния(KJ)0,70,80,70,70,90,7Сильныестороны (S) S14443423S25444,54,513S35221111Слабыестороны (W)W1422,53,54,932W25244,54,544W33231,44,544,5В строке Pj указывается вероятность появления конкретных возможностей и угроз. Pj может принимать значения в интервале от 0 до 1. 0,1-0,3 – низкая вероятность 0,4-0,6 – средняя вероятность 0,7-0,9 – высокая вероятность 1 – очень высокая вероятность В строке Kj указывается значение коэффициента влияния на деятельность организации конкретных возможностей и угроз (в пределах от 0 до 1):Продолжение Приложения ЗначениеИнтерпретация0Влияниеотсутствует1создаются совершенные новые возможности для деятельности организацииилиесли реализация угрозы может повлечь прекращениедеятельности0,1-0,3Влияниеслабое0,4-0,6Влияниесреднее0,7-0,9ВлияниесильноеВ столбце Ai проставляется интенсивность сильных и слабых сторон организации (от 1 до 5 баллов для возможностей, от –1 до –5 для угроз):для сильныхсторонЗначениеИнтерпретация5Интенсивность высокая (очень сильное преимущество)3-4Интенсивность средняя (достаточно сильное преимущество)1-2НезначительноепреимуществоПродолжение Приложения В ячейках аij указывается:способность сильных сторон содействовать реализации возможностей и противостоять угрозам,испособность слабых сторон ослабить воздействие возможностей и усилитьугрозы:ОценкаИнтерпретация5фактор дает полную возможность использовать благоприятные возможности или предотвратить отрицательные последствия угроз;4, 3существенное содействие использованию благоприятных возможностей или защите от угроз;1, 2незначительное влияние на использование благоприятных возможностей или защиту от угроз;0нет практического влияния фактора на конкретные возможности и угрозы;-1,-2отрицательное влияние на использование благоприятных возможностей или содействие усилению угрозы;-3,-4сильное отрицательное влияние на использование благоприятных возможностей или четкое усиление угрозы;-5невозможность предотвратить действие угрозы или использовать благоприятные возможности;Оценки в этих квадрантах должны выставляться без учета реальной интенсивности фактора для организации (это учтено в столбце Интенсивность Аj), то есть проводятся экспертные оценки влияния силы или слабости номинального выявленного фактора на отмеченные возможности или угрозы.Преобразование матрицы. Пересчет осуществляется следующим образом: Aij= Ai*Kj*Pj*aijПродолжение Приложения Количественный SWOT-анализ Владимирский регионИнтенсивность(AJ)O1O2 O3ИТОГО ВАЯ СУММ АT1T2 T3ИТОГО ВАЯ СУММ АВероятностьпоявления (PJ)0,90,70,60,90,90,4Коэффициентвлияния (KJ)0,70,80,60,60,90,7Сильныестороны (S)S1410,194,323,48,66,53,418,7S2512,611,28,131,912,154,054,220,4S356,35,61,813,72,74,051,48,22925,814,26923,614,6994,1Слабыестороны (W)W1455,6515,710,69,72,222,6W256,311,28,125,612,216,25,633,9W333,85,1,510,37,39,73,820,815,121,814,6103,23035,611,6154,6
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
2. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [Текст]: Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 14.10.2012) // Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, № 18, ст. 200.
3. Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
4. Аверина Л. М., Сиротин Д. В. Оценка пространственных эффектов от инновационной активности промышленно развитых регионов РФ // Экономика региона. - 2020. - № 1. - С. 268-282
5. Агаева Л.К. Оценка условий для реализации инновационного потенциала в Самарской области // Инновационные процессы в формировании интегрированных структур региональных промышленных комплексов Поволжья, - Самара: АНО «Издательство СНЦ», 2017. С. 6-13.
6. Государственное регулирование экономики[Текст] / И.Е. Рисин под ред. и др. –М. : КноРус, 2016. - 238 с.
7. Государственная и муниципальная служба / А. В. Кочетков, Г. А. Сульдина, Т. В. Халилова, Т. А. Занко ; под общ. ред. Е. В. Охотского. — М. : Юрайт, 2019. — 403 с.
8. Областицкий А.Е. Государственное управление в эпоху перемен // Научные труды Вольного экономического компаний с госучастиема России. - 2017. - № 2. С. 279–310
9. Иванова А.А. Муниципальное управление и местное самоуправление - Ижевск: изд-во ИЭиУ ФГБОУ ВО «УдГУ», 2019. – 48 с.
10. Заруба Н.А. Синергетический эффект в государственном и муниципальном управлении как императив развития общества. / В сборнике: «Учим управлять и учимся управлять». / третий сборник научных статей по материалам научно- практической конференции школьников, студентов и преподавателей с международным участием. 2017. С. 7-15
11. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления / Т.А. Улизко. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. – 112 с.
12. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления / В. И. Осейчук. - М. : Юрайт, 2016. - 269 с.
13. Романова О. А., Пономарева А. О. Многовекторная промышленная политика России в условиях формирования нового индустриального ландшафта // Журнал экономической теории. — 2020. — Т. 17. — № 2. — С. 276-291
14. Цифровые платформы управления жизненным циклом комплексных систем / ред. В.А.Тупчиенко. - М.: Научный консультант, 2018. - 123.
15. Экономическая политика и ресурсный потенциал региона / Под. ред. д.э.н., проф. Кузовлева И.А. – Брянск: Брян. гос. инженерно-технол. ун-т, 2020. – 469 с.
16. Сайт журнала «Самоуправление» - №1, 2020 [электронный источник] https://samupr.ru/wp-content/uploads/2020/03/web1-1-2020.pdf
17. Сайт Владимирский регион [Электронный ресурс] https://avo.ru/main
18. Сборник «Лучших практик»: номинация «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» [электронный источник] https://www.economy.gov.ru/material/file/3c14d86eb836d65291279d1871530f26/sbornik2020.pdf
19. Национальный доклад о привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации 2017-2018 [электронный ресурс] – режим свободный: http://pppcenter.ru/assets/files/260418-rait.pdf
20. Как кризис влияет на планы властей и бизнеса?- https://infraone.ru/sites/default/files/analitika/2020/nacionalnyj_perechen_perspektivnyh_proektov_2020_infraone_research.pdf
21. Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления [электронный источник] http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117910