роль студенческой профсоюзной деятельности в активизации волонтерской деятельности студентов в вузе
Заказать уникальную курсовую работу- 50 50 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 06.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы волонтерского движения 7
1.1. Ретроспективный переход от добровольчества к волонтерскому движению 7
1.2. Виды добровольческой деятельности-волонтерства 12
1.3. Особенности волонтерского движения за рубежом и в России 14
Выводы по главе 1: 20
Глава 2. Психолого-педагогическая и социальная характеристика волонтерского движения 22
2.1. Индивидуальные психологические характеристики добровольцев 22
2.2. Социальная характеристика волонтерского движения 25
2.3. Социальная активность молодежи в процессе добровольческой деятельности 29
Выводы по главе 2: 32
Глава 3. Эмпирическое исследование социализации студенческой молодежи в волонтерском движении 34
3.1. Описание дизайна исследования 34
3.2. Воспитательная работа среди студенческой молодежи, вовлеченной в волонтерское движение 36
3.3. Общая характеристика полученных результатов 43
Заключение 48
Список литературы 50
С помощью этого культурно-развивающего потенциала создаются благоприятные условия для всестороннего развития личности. Работа в профсоюзной организации вуза и органах студенческого самоуправления (студсоветы, добровольческие отряды и т.д.) способствует развитию коммуникативных, организационных навыков, дает возможность проявить качества лидера. Организация и проведение благотворительной и просветительской деятельности среди жителей муниципального образования служит базой для формирования здоровьесберегающего поведения, навыков соблюдения норм здорового образа жизни. Студенты разрабатывают проекты по популяризации здорового образа жизни среди учащейся молодежи, выигрывают гранты. В профсоюзной организации вуза много внимания уделяется адаптации первокурсников к условиям нового для них образовательного учреждения, ведь это залог благополучия студента на весь период учебы. На факультетах предусмотрены заместители деканов по воспитательной работе, на кафедрах – преподаватели, отвечающие за этот вид деятельности, на первых курсах – кураторы студенческих групп. Чтобы повысить эффективность форм и методов педагогического влияния на студентов, создан совет кураторов. Координирует всю внеучебную деятельность совет по воспитательной работе. Ежегодно вопросы воспитания рассматриваются на заседаниях ученого совета вуза.Большой вклад в адаптацию первокурсников к новым условиям вносит профсоюзная организация вуза, помогающая не только новичкам, но и студентам всех курсов, преподавателям, кураторам групп, консультируя их. На встречах студентов с представителями профсоюза рассматриваются вопросы рационального использования времени, правильной организации подготовки к занятиям, повышения работоспособности. Особое внимание уделяется проблемам социального климата и межличностных отношений в группе, с соседями по комнате в общежитии, преодоления тоски по дому, повышения самооценки, уверенности в себе и прочим. Работа проходит как в групповом режиме, так и индивидуально.Профсоюзная организация вузав воспитательной работе находится в постоянном поиске новых форм и активно использует апробированные: например, приобщая молодежь к истории страны через прошлое вуза и биографии сотрудников. Например, преподаватели и студенты прониклись глубокими переживаниями на вечерах, посвященных Дню Победы.Участники вокальной группы являются дипломантами, обладателями гран-при, лауреатами различных межвузовских творческих фестивалей. Они встречаются с ветеранами вуза, посещают их на дому, выступают с концертами перед ветеранами. Важное направление работы –интернациональное воспитание. Это отправной момент в формировании у студентов понимания единства народов, населяющих Россию. Будущий учитель должен научиться принимать и уважать разнообразие культур, национальных традиций и обычаев. В вузе силами профсоюзной организациии истудентов организуются вечера культуры тех народов, представители которых обучаются в институте. Как правило, на таких вечерах царит уникальная атмосфера доброжелательности и доверия. При проведении различных мероприятий – таких как «Посвящение в студенты», фестиваль «ВеснаПолтавского педагогического института» – ведущие приветствуют зрителей на языках студентов, представляющих народы. Все это является еще и профилактикой негативных происшествий в молодежной среде.Профсоюзная организация вуза - организация поддерживает общественно значимые инициативы студенческой молодёжи, помогает всесторонне развивать творческую активность студентов в области образования, культуры, спорта и профессионального роста. Целью деятельности является создание единой корпоративной студенческой среды в вузе для поддержки инициативы и развития студенческого потенциала, защиты социально-экономических прав и интересов, повышения комфортности обучения и качества получаемого образования, формирования у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного общества. Кроме своей прямой обязанности – защиты студенческих прав и интересов, профсоюзный комитет студентов включил в сферу своей деятельности такие направления, как организация досуга и оздоровления, патриотическое воспитание студентов, студенческая наука.Одной из действенных и перспективных форм организации внеучебной работы со студентами в вузе является молодежное движение студенческих отрядов (МДСО), действующее на основании устава. В вузе действует несколько отрядов с общей численностью в подготовительный период свыше 400 студентов. Работа в этих сообществах позволяет студентам поднять свой материальный уровень, приобрести дополнительную профессию, овладеть навыками управленческой деятельности, работы в коллективе, организовать досуг, раскрыть творческий потенциал и т.д.Важным направлением в волонтерском движении в вузе является организация спортивно-массовой работы. В вузе активно работает спортивный клуб, занимающийся организацией студенческих спортивно-массовых мероприятий различного уровня. Ежегодно, в соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий, реализуется комплексная программа «Развитие физической культуры среди студентов». Составной частью ее является организация спортивно-массовых мероприятий: фестивали, турниры, первенства, чемпионаты, универсиада, спартакиада, спортивные праздники. К наиболее крупным относятся «Всероссийский день бега – Кросс наций» – около 400 участников, Всероссийский день лыжника – Лыжня России»– около 200 участников, спортивный праздник «Веселые старты» – около 180 участников. Общее количество студентов, сотрудников и аспирантов, ежегодно принимающих участие в спортивно-массовых мероприятиях, превышает 600 человек.Важным элементом волонтерского движенияявляется системы студенческого самоуправления, например, самоуправление в студенческих общежитиях. Совет студенческого корпуса (ССК) занимается решением множества вопросов быта и отдыха студентов в общежитиях. Однако, самоуправление в общежитии решает не только задачи улучшения бытовых условий. ССК призвано организовывать самообслуживание проживающих, проводить культурно-массовые, спортивные мероприятия, участвовать в охране общественного порядка, формировать ремонтные бригады силами студентов.Одной из успешных форм студенческого самоуправления в вузе является студенческий отряд охраны правопорядка «Сириус», который является сегодня самоуправляющейся структурой и действует на основании своего положения. Командир входит в состав профкома студентов прямым делегированием. Отряд насчитывает около 100 бойцов. Основными задачами его являются круглосуточная охрана правопорядка в студгородке, охрана порядка на культурно-массовых мероприятиях, а также совместно с сотрудниками МВД осуществляется патрулирование районов Глазова, проводятся рейды с целью выявления и ликвидации точек распространения наркотиков.Особое внимание в вузе уделяется развитию клубов и творческих коллективов. Работа клубов является наглядным примером реализации на практике принципа самоуправления в вузе: студенты сами определяют направление развития сообщества на ближайшую и долгосрочную перспективы, составляют план мероприятий, занимаются творческой деятельностью, организуют рабочие встречи и совместный досуг.Наряду с клубами, в вузе действует коллектив хореографической пластики, студенческий хор, вокально-хоровая студия и другие.Таким образом, воспитательная работа профсоюзной организации вуза имеет сложившиеся традиции развития системы студенческого самоуправления. Основным принципом ее организации и развития в вузе всегда был и остается принцип многообразия форм и направлений деятельности, комплексный, системный подход к реализации социально значимых проектов. Главное требование общества и результат работы любого вуза – выпустить из учебного заведения творчески активного человека, обладающего навыками решения сложных задач, толерантную личность.По нашему мнению, наиболее эффективным способом развития студенческого самоуправления в вузе является создание условий для работы и взаимодействия профсоюзной организации и органов студенческого самоуправления. Благодаря такому подходу, обеспечивается комплексность, многомерность, устойчивость системы студенческого самоуправления, взаимодополняемость ее элементов.3.3. Общая характеристика полученных результатовРезультаты показали, что деятельность профсоюзной организации и органов студенческого самоуправления создает в вузе среду для наиболее полного развития лидерских качеств студентов, способствует повышению их конкурентоспособности. По результатам анкетирования студенческого актива вуза (20 представителей органов студенческого самоуправления), 90 процентов респондентов считают, что участие студентов в деятельности органов студенческого самоуправления в значительной степени способствует формированию лидерских качеств.Вопросы анкеты были направлены на выявление уровня сформированности у каждой из вышеперечисленных групп студентов этих качеств. После анкетирования был проведен анализ результатов. Результаты представлены в таблице 1.Таблица 1.Результаты анкетирования студенческой молодежи вузаИсследование выявило, что по всем ключевым показателям студенты, не принимающие участие в работе органов студенческого самоуправления, уступают студентам-активистам. Разрыв в сформированности некоторых качеств наиболее заметен. Так, по результатам исследования, неактивисты значительно проигрывают в вопросах проявления инициативы (инициаторами нововведений в коллективе выступают лишь 38 процентов респондентов, по своей инициативе участвуют в дискуссиях, семинарах, конференциях – 46 процентов), высказывания открыто своего мнения (53 процента), умения быть в кругу друзей «душой компании» (54 процента).В то же время данная группа респондентов практически не уступает по уровню представителям студенческого самоуправления в способности систематически заниматься самообразованием, саморазвитием (36 процентов), в стремлении к высокому качеству конечного продукта (48 процентов).Результаты исследования позволяют также проследить, на какие качества студента влияет его участие в том или ином органе студенческого самоуправления. Так, у представителей профкома и профбюро факультетов наиболее сформированы осознание своих целей на ближайшие два-три года (67 процентов), способность в сложной ситуации найти простое и оригинальное решение (68 процентов), способность открыто высказывать свое мнение (77 процентов), умение установить контакт с новыми людьми (88 процентов).Деятельность студента в студенческом отряде помогает ему в большей степени сформировать такие качества, как энергичность, способность довести начатое дело до конца (89 процентов), способность в дискуссиях и спорах отстоять свою точку зрения (70 процентов), умение в кругу друзей быть «душой компании» (75 процентов), способность не втягивать себя в конфликты (71 процент).Сильной стороной представителей студенческих советов корпусов (общежитий) являются способности быстро осваивать новые виды деятельности (87 процентов), брать на себя ответственность (87 процентов).В работе нами была выявлена степень сформированности качеств личности представителей анкетируемых групп. Шкала показателей – от 1 до 15 баллов (см. таблицу 2).Таблица 2Уровень конкурентоспособности студентов по личностным качествамТаким образом, участие студентов в деятельности тех или иных органов студенческого самоуправления влияет на развитие определенных качеств личности.Рис. 1. Уровень конкурентоспособности студентов и студентов-волонтеровСредний показатель конкурентоспособности представителей тестируемых групп представленых на рисунке 3 следующий:1.Представители студенческих отрядов – 126 баллов (высокий уровень конкурентоспособности).2. Представители профкома студентов и профбюро факультетов – 124,3 балла (высокий уровень конкурентоспособности).3. Представители ССК общежитий – 119 баллов (уровень конкурентоспособности выше среднего).4. Не являющиеся представителями органов студенческого самоуправления студенты – 107 баллов (уровень конкурентоспособности чуть выше среднего).Представленные выше результаты исследований свидетельствуют о значительно более высоком уровне конкурентоспособности участников студенческого самоуправления, по сравнению со студентами, не участвующими в нем. Кроме того, выявленная дифференциация развития определенных качеств личности, в зависимости от участия в работе определенного органа студенческого самоуправления, также подтверждает целесообразность принципа многообразия форм студенческого самоуправления в современном вузе как фактора повышения конкурентоспособности студента как будущего специалиста.На наш взгляд, волонтерская деятельность студентов в вузе эффективно влияет на воспитание коллективных действий и способствует эффективному переносу этих качества на профессиональную деятельность, если:приоритетным целевым назначением ее является воспитание, а ведущим процессом - развитие личности и индивидуальности студента через студенческое сообщество и посредством участия каждого члена в социально-культурной деятельности педагогического вуза; волонтерская деятельность студенческого объединения в педагогическом вузе является фактором повышения эффективности воспитательного процесса и становления профессиональных компетенций у будущего специалиста;волонтерская деятельность студенческого объединения в педагогическом вузе расширяет воспитательное пространство самореализации студента на основе следующих принципов: добровольности участия, личного выбора, самодеятельности, лично и социально значимого содержания многообразной социально-культурной деятельности педагогического вуза; основным показателем эффективности волонтерской деятельности студенческого сообщества в социально-культурной и спортивно-физкультурной работе педагогического вуза становятся: коллективная позиция студента, отчетливо выраженное коллективное «Мы», отражающая позитивные особенности видов волонтерской деятельности; индивидуальные личностные новообразования; изменения в стиле взаимодействий и взаимоотношений в коллективе, в стиле волонтерской деятельности; в проявлении творчества в жизнедеятельности студенческого коллектива. Волонтерская деятельность в педагогическом вузе способствует усвоению членами студенческого сообщества механизмов профессионального самосознания, реализации потенциала и проектировании процесса самореализации в различных сферах деятельности. В ней реализовываются организационно-педагогические и психолого-педагогические условия, взаимодействующие между собой и, охватывающие все фазы профессиональной подготовки будущего специалиста: самопознание, проектирование процесса самореализации, реализацию творческого потенциала.К организационно-педагогическим условиям относятся: проектирование и внедрение в практику стратегий формирования культуры профессионально становления студента; самореализация через включение студентов в различные виды волонтерской деятельности в вузе; приобщение студентов к участию в развитии культурно-образовательной среды вуза; содействие творческой активности студентов.Психолого-педагогические условия составляют следующие аспекты: потребности студентов в профессиональной самореализации; свободный выбор для самореализации; креативность в волонтерской деятельности; индивидуальный стиль самореализации; способности к рефлексии. В волонтерской деятельности педагогического вуза реализуются следующие технологии: технология обучения студентов культуре профессиональной самореализации; технология обучения студентов коллективным действиям; технология обучения студентов педагогическому мастерству.Отметим, что формированию коллективных действий у студентов в гуманитарных вузах уделяется мало внимания, что, по нашему мнению, может приводить к возникновению конфликтов, к склонности решать профессиональные проблемы индивидуально, неготовности реализовать государственные образовательные стандарты в учреждениях, которые выберет выпускник для карьеры. Отсутствие развитых навыков коллективных действий в педагогической среде приводитк рассогласованию в работе вуза. В этой связи воспитание коллективных действий у студентов педагогического вуза в волонтерской деятельности имеет первостепенное значение.Под воспитанием коллективных действий у студентов понимается развитие специфических способностей, которые, будучи включенными в процесс профессиональной деятельности, оказывают существенное влияние на повышениеее эффективности. К специфическим способностям коллективных действий относятся: коллективное планирование, принятие решений, организация деятельности, контроль, анализ, оценка результатов деятельности; взаимодействие в группе (распределение ролей, лидерство, исполнительность, творчество); позитивные межличностные отношения (эмоциональная устойчивость, способность к рефлексии и творчеству); умение и способность применять в практической деятельности методы психического регулирования.ЗаключениеВ работе рассмотрены понятия «добровольческая деятельность» «волонтерская деятельность» в историческом аспекте.В процессе изучения теоретических источников добровольческой деятельности как фактора социализации личности, мы пришли к следующим выводам:добровольчество - это деятельность, осуществляемая гражданами без принуждения, и направлена на оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях.Организация и реализация добровольчества подчиняется определенным принципам и имеет свои специфические признаки. В качестве общих характеристик можно выделить такие основные параметры, как отсутствие вознаграждения, отсутствие принуждения, польза обществу и людям;добровольческая (волонтерская) деятельность, согласно ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", может осуществляться в индивидуальной, добровольческой форме в незарегистрированной объединении, добровольческой организации. Наиболее распространенными видами добровольческой деятельности в России являются волонтерство в помощь детям, животным, благоустройство, добровольческая деятельность на спортивных чемпионатах и мероприятиях;в России волонтерство приравнено к добровольчеству и в последние годы создана необходимая инфраструктура для эффективности данного направления. Возраст добровольцев варьируется, но преимущественно среди постоянных добровольцев присутствуют в основном молодые люди, так как их потенциал выше, чем у других возрастных участников добровольческой деятельности;Нами определена необходимость в воспитательной работепрофсоюзной организации в волонтерском движении студенческой молодежи.Добровольческая деятельность воздействует на нравственное развитие молодежи, снабжает реализацию потребностей в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку, способствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности, как отзывчивость, сочувствие и сопереживание.Добровольческая деятельность формирует готовность к самостоятельному принятию решений, развивает лидерские качества и творческую активность молодежи, восприимчивость к проблемам другого человека и и общества в целом, предоставляет возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал, является способом сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста через осознание человеческого потенциалаЭкспериментально установлена эффективностьвоспитательной работы в волонтерском движении студенческой молодежи на социализацию личности.Результаты исследований свидетельствуют о значительно более высоком уровне конкурентоспособности участников студенческого самоуправления, по сравнению со студентами, не участвующими в нем. Кроме того, выявленная дифференциация развития определенных качеств личности, в зависимости от участия в работе определенного органа студенческого самоуправления, также подтверждает целесообразность принципа многообразия форм студенческого самоуправления в современном вузе как фактора повышения конкурентоспособности студента как будущего специалистаСписок литературыАкутина, С.П. Феномен волонтерского движения в контексте профессионального самоопределения студентов / С.П. Акутина // Современные исследования социальных проблем, 2012.- № 9. - С. 24-35.Буканова, А.А., Филюков, С.М., Полников, В.И. Проблема организации привлечения школьников к активной социальной жизни / А.А. Буканова, С.М. Филюков, В.И. Полников // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1181-1184. — URL https://moluch.ru/archive/114/30082/ (дата обращения: 24.01.2021). Валентиров, М.Ю. Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной и отечественной психологии / М.Ю. Валентиров // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 804-809. — URL https://moluch.ru/archive/59/8512/ (дата обращения: 25.01.2021).Выготский Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. — 1984. — 433 с.Григорович, М.В., Абдалина, Л.В. Психологические аспекты добровольческой деятельности в подростковом возрасте / М.В. Григорович, Л.В. Абдалина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. –102 сДубровина, И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития / И.В. Дубровина // Развитие личности. - 2015. - №2. - http://rl-online.ru/articles/rl2015-2/1086.htmlЕлеева, А.Б. Сравнительный анализ понятий добровольчество и волонтерство / А.Б. Елеева // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 1. — С. 294-297. — URL https://moluch.ru/archive/13/1069/Киреева, Л.В. Феномен современного добровольчества / Л.В. Киреева // Вестник ПСТГУ. - 2011. - Вып.2(21). - С. 19-25.Концепциядолгосрочногосоциально-экономическогоразвитияРФ на период до2020года распоряжение правительства РФ от 17-11-2008 1662-р - http://www.consultant.ruЛагошина С.С., Лагошина С.И.. Волонтер – профессия или призвание? / С.С. Лагошина, С.И. Лагошина // 2018. — №1.1. — С. 53-55 - http://yun.moluch.ru/archive/15/1159/Локтионова, Т.А. История возникновения и становления волонтерства в России / Т.А. Локтионова // Юный ученый. — 2018. — №1.1. — С. 53-55 - http://yun.moluch.ru/archive/15/1159/Макеева, Е.А., Жанабергенова, Д.Р. Молодежные общественные объединения в системе самореализации студенческой молодежи / Е.А. Макеева, Д.Р. Жанаргенова // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 824-827. — URL https://moluch.ru/archive/88/17603/ (дата обращения: 24.01.2021).Мартынова, М.Д. Развитие лидерства и социальной активности молодежи в системе высшего образования как основание для формирования управленческих качеств будущих специалистов / М.Д. Мартынов // Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 5-6 (28). - С. 129-133.Миненко, К.С., Воронцова, Н.В. Социальная и личностная идентификация в условиях глобализации / К.С. Миненко, Н.В. Воронцова // Образование и воспитание. — 2016. — № 5. — С. 11–12. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2014. - 348 с.Огородник, С.И. Развитие профессионально — важных качеств личности студентов посредством волонтерской деятельности в ВУЗе / С.И. Огородник // Организация и содержание современного обучения в России. Теория и практика коррекционной педагогики и психологии в современной системе образования России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. (17 июня 2014 г., Чебоксары) / Гл. ред Нечаев М. П.— Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2014. — 422 с. Огородник, С.И. Социально-педагогический потенциал волонтерской деятельности в подготовке будущих специалистов помогающих профессий / С.И. Огородник // Молодой ученый. — 2017. — №12 - https://moluch.ru/archive/146/40950/Паршина, Ю.В. Волонтерское движение и его истоки в России / Ю.В. Паршина / Вестник Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - №12. - С.105-108Поликанова, Е.П. Социализация личности / Е.П. Поликанова Электронный ресурс. - https://cyberleninka.ru/article/v/sotsializatsiya-lichnosti-1Попова, А.Ю., Утемов, В.В. Сущность и содержание понятия "добровольчество" / А.Ю. Попова, В.В. Утемов // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2017. – Т. 39. – С. 1881–1885. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970703.htm.Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е. Ю.Психология труда и человеческогодостоинства / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2005. - 480 с.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". -https://rg.ruРатанова, Т.А. Социальная психология: учебник / Т.А. Ратанова, Т.И. Дымнова. - М.: МОДЭК, 2014. - 184 с.Руднева, И.А. Методика организации волонтерской деятельности молодежи: вопросы теории и практики: учебное пособие / И.А. Руднева. - Волгоград: изд-во ВолГУ, 2014. – 191 с.Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы": - http://base.garant.ruУказ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников". - https://rg.ruФедеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (с изменениями и дополнениями): - http://base.garant.ruХолина, О.И. Особенности волонтерского движения в России / О.И. Холина // Общество и право. - 2012. - №5(42). - С.296-302.Хребтенко, Н.А., Якишева, М.Р. Дарим добро: школьное волонтерское объединение / Н.А. Хребтенко, М.Р. Якишева // Юный ученый. — 2016. — №6 - http://yun.moluch.ru/archive/9/586/Царапина, Т.П. Развитие волонтерствав молодежной среде / Т.П. Царапина. – Пермь: изд-во ПГТУ, 2011. – 171 с. Шаповалов, А.В.Институциональное становление добровольческого движения в России: методологические подходы и эволюционные стадии / А.В. Шаповалов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2014.-№ 6(45) . -С. 318–323.Щепотьев, В.И., Щепотьев, А.В., Щепотье,в А.И. Развитие волонтерства и добровольческой деятельности как инструмент воспитания патриотизма / В.И. Щепотьев, А.В. Щепотьев, А.И. Щепотьев // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 77-81.Чугунова, Н. П. Добровольческий отряд как фактор социализации учащихся / Н.П. Чугунова // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 162-166. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5309/ (дата обращения: 24.12.2020).Ellis J. & Hoyes кK. (1990). By theрPeople: A History of Americans as Volunteers. San Francisco: Jossey-Bass. -2014. -1USA. -P. 34.Smith аD. Altruism, volunteers, аand volunteerism. In Volunteerism in пthe Eighties, ed. J Harman, pp. 23–44. Washington, DC: Univ. Press Am. Wilson J., Musick пM. Toward an integrated theory оof volunteer work // American Sociological Review. 1997. Vol. 62. – P. 694.
1. Акутина, С.П. Феномен волонтерского движения в контексте профессионального самоопределения студентов / С.П. Акутина // Современные исследования социальных проблем, 2012.- № 9. - С. 24-35.
2. Буканова, А.А., Филюков, С.М., Полников, В.И. Проблема организации привлечения школьников к активной социальной жизни / А.А. Буканова, С.М. Филюков, В.И. Полников // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1181-1184. — URL https://moluch.ru/archive/114/30082/ (дата обращения: 24.01.2021).
3. Валентиров, М.Ю. Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной и отечественной психологии / М.Ю. Валентиров // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 804-809. — URL https://moluch.ru/archive/59/8512/ (дата обращения: 25.01.2021).
4. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. — 1984. — 433 с.
5. Григорович, М.В., Абдалина, Л.В. Психологические аспекты добровольческой деятельности в подростковом возрасте / М.В. Григорович, Л.В. Абдалина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. – 102 с
6. Дубровина, И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития / И.В. Дубровина // Развитие личности. - 2015. - №2. - http://rl-online.ru/articles/rl2015-2/1086.html
7. Елеева, А.Б. Сравнительный анализ понятий добровольчество и волонтерство / А.Б. Елеева // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 1. — С. 294-297. — URL https://moluch.ru/archive/13/1069/
8. Киреева, Л.В. Феномен современного добровольчества / Л.В. Киреева // Вестник ПСТГУ. - 2011. - Вып.2(21). - С. 19-25.
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года распоряжение правительства РФ от 17-11-2008 1662-р - http://www.consultant.ru
10. Лагошина С.С., Лагошина С.И.. Волонтер – профессия или призвание? / С.С. Лагошина, С.И. Лагошина // 2018. — №1.1. — С. 53-55 - http://yun.moluch.ru/archive/15/1159/
11. Локтионова, Т.А. История возникновения и становления волонтерства в России / Т.А. Локтионова // Юный ученый. — 2018. — №1.1. — С. 53-55 - http://yun.moluch.ru/archive/15/1159/
12. Макеева, Е.А., Жанабергенова, Д.Р. Молодежные общественные объединения в системе самореализации студенческой молодежи / Е.А. Макеева, Д.Р. Жанаргенова // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 824-827. — URL https://moluch.ru/archive/88/17603/ (дата обращения: 24.01.2021).
13. Мартынова, М.Д. Развитие лидерства и социальной активности молодежи в системе высшего образования как основание для формирования управленческих качеств будущих специалистов / М.Д. Мартынов // Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 5-6 (28). - С. 129-133.
14. Миненко, К.С., Воронцова, Н.В. Социальная и личностная идентификация в условиях глобализации / К.С. Миненко, Н.В. Воронцова // Образование и воспитание. — 2016. — № 5. — С. 11–12.
15. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2014. - 348 с.
16. Огородник, С.И. Развитие профессионально — важных качеств личности студентов посредством волонтерской деятельности в ВУЗе / С.И. Огородник // Организация и содержание современного обучения в России. Теория и практика коррекционной педагогики и психологии в современной системе образования России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. (17 июня 2014 г., Чебоксары) / Гл. ред Нечаев М. П.— Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2014. — 422 с.
17. Огородник, С.И. Социально-педагогический потенциал волонтерской деятельности в подготовке будущих специалистов помогающих профессий / С.И. Огородник // Молодой ученый. — 2017. — №12 - https://moluch.ru/archive/146/40950/
18. Паршина, Ю.В. Волонтерское движение и его истоки в России / Ю.В. Паршина / Вестник Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - №12. - С.105-108
19. Поликанова, Е.П. Социализация личности / Е.П. Поликанова Электронный ресурс. - https://cyberleninka.ru/article/v/sotsializatsiya-lichnosti-1
20. Попова, А.Ю., Утемов, В.В. Сущность и содержание понятия "добровольчество" / А.Ю. Попова, В.В. Утемов // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2017. – Т. 39. – С. 1881–1885. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970703.htm.
21. Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2005. - 480 с.
22. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". - https://rg.ru
23. Ратанова, Т.А. Социальная психология: учебник / Т.А. Ратанова, Т.И. Дымнова. - М.: МОДЭК, 2014. - 184 с.
24. Руднева, И.А. Методика организации волонтерской деятельности молодежи: вопросы теории и практики: учебное пособие / И.А. Руднева. - Волгоград: изд-во ВолГУ, 2014. – 191 с.
25. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761
"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы": - http://base.garant.ru
26. Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников". - https://rg.ru
27. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (с изменениями и дополнениями): - http://base.garant.ru
28. Холина, О.И. Особенности волонтерского движения в России / О.И. Холина // Общество и право. - 2012. - №5(42). - С.296-302.
29. Хребтенко, Н.А., Якишева, М.Р. Дарим добро: школьное волонтерское объединение / Н.А. Хребтенко, М.Р. Якишева // Юный ученый. — 2016. — №6 - http://yun.moluch.ru/archive/9/586/
30. Царапина, Т.П. Развитие волонтерствав молодежной среде / Т.П. Царапина. – Пермь: изд-во ПГТУ, 2011. – 171 с.
31. Шаповалов, А.В. Институциональное становление добровольческого движения в России: методологические подходы и эволюционные стадии / А.В. Шаповалов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2014.- № 6(45) . - С. 318 –323.
32. Щепотьев, В.И., Щепотьев, А.В., Щепотье,в А.И. Развитие волонтерства и добровольческой деятельности как инструмент воспитания патриотизма / В.И. Щепотьев, А.В. Щепотьев, А.И. Щепотьев // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 77-81.
33. Чугунова, Н. П. Добровольческий отряд как фактор социализации учащихся / Н.П. Чугунова // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 162-166. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5309/ (дата обращения: 24.12.2020).
34. Ellis J. & Hoyes к K. (1990). By the р People: A History of Americans as Volunteers. San Francisco: Jossey-Bass. - 2014. - 1USA. - P. 34.
35. Smith а D. Altruism, volunteers, а and volunteerism. In Volunteerism in п the Eighties, ed. J Harman, pp. 23–44. Washington, DC: Univ. Press Am.
36. Wilson J., Musick п M. Toward an integrated theory о of volunteer work // American Sociological Review. 1997. Vol. 62. – P. 694.