Музыкально- дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 59 59 страниц
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 01.06.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы музыкального развития детей в дошкольной педагогике 7
1.1 Развитие музыкально- творческих способностей в системе сенсорного воспитания дошкольников 7
1.2 Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий в музыкально-сенсорном развитии старших дошкольников 16
Выводы по главе 1 25
Глава II. Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ходе музыкальных занятий с применением музыкально-дидактических игр и пособий 27
2.1 Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах музыкальной деятельности 27
2.2 Опытно-экспериментальная работа по развитию у старших дошкольников музыкально-сенсорных способностей средствами музыкально-дидактических игр и пособий 31
2.3. Анализ результатов исследования 47
Выводы по главе 2 53
Заключение 55
Список литературы 60
Приложение 63

Фрагмент для ознакомления

Для выявления уровня развитости музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста нами был проведен констатирующий эксперимент (педагогическая диагностика), в котором обработан комплекс эмпирических методов, обоснованы критерии и показатели, соответствующие формы и средства, которые определяют эффективные пути как диагностики уровней, так и достижения результатов. Отметим, что использованный нами комплекс методов и заданий для проведения констатирующей диагностики уровней развитости музыкальных способностей дошкольников, используется и на контрольном этапе исследования для сравнения результатов как экспериментальной и контрольной группы в начале эксперимента, так и сравнения результатов экспериментальной и контрольной группы в конце эксперимента.Для выяснения состояния развитости музыкальных способностей дошкольников были разработаны критерии и показателиВ результате анализа, применительно диагностики уровней развитости музыкальных способностей старших дошкольников на констатирующем (диагностическом) этапе исследования, мы сделали вывод, что в целом результаты контрольной и экспериментальной групп были идентичными и выявлена недостаточная развитость музыкальных способностей, поэтому существует потребность в разработке методики развития музыкальных способностей старших дошкольников и проверки ее в практике экспериментальной работы.Полученные в ходе констатирующего исследования результаты исходного уровня развитости музыкальных способностей старших дошкольников позволили определить ход, содержание, формы и методы формирующего эксперимента.Целью формирующего эксперимента было развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.На основе качественного и количественного анализа полученных диагностических данных была разработана методика формирующего эксперимента. В каждой из групп занятия проводились по определенной методике: в ЭГ занятия проходили по экспериментальной методике, КГ – продолжала занятия по традиционной программой. На этапе формирующего эксперимента мы предоставляли предпочтение развитию определенных музыкальных способностей, а именно: развитию ладового чувства, развитию звуковысотного слуха и развитию музыкально-ритмического чувства.На каждом занятии в экспериментальной группе дети внимательнее прислушивались к указаниям педагога и лучше выполняли предложенные задачи. Музыкально-дидактические игры положительно повлияли на познавательную деятельность старших дошкольников.Основное назначение музыкально-дидактических игр – развивать музыкальные способности старших дошкольников, в доступной игровой форме помочь им качественно усвоить программный материал, пробуждать интерес к самостоятельным действиям с использованием приобретенных на занятиях музыки знаний. В результате их систематического использования в учебно-воспитательном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, внимание, анализ и др. Развитию музыкального интереса у детей способствовали игровые ситуации, которые часто применялись в работе со старшими дошкольниками. Игровые ситуации помогали поддерживать интерес детей к занятию, обеспечить эмоциональную разгрузку, способствовали развитию музыкальных способностей старших дошкольников.Контрольный этап эксперимента показал, что количество детей с высоким уровнем развития музыкальных способностей старших дошкольников ЭГ увеличился на 25,1%, со средним уровнем - на 9,4%. Количество старших дошкольников с низким уровнем развития музыкальных способностей уменьшилось на 34,5%. В КГ получены результаты аналогичные констатирующему этапу эксперимента. Контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность внедрённой в воспитательно-образовательный процесс работы по развитию музыкальных способностей старших дошкольников средствами музыкально-дидактических игр.Таким образом, поставленные в начале нашего исследования задачи можно считать решенными, цель достигнутой.Доклад окончен! Спасибо за внимание!

Список литературы


1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М.: Академия, 2004, С. 336
2. Актуальные проблемы художественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста: Сборник. – М., 2003.
3. Анисимов В. Диагностика музыкальных способностей детей. — М., 2004.
4. Берещенко О. И. Организация деятельности педагога в сфере музыкального воспитания в разновозрастной группе детского сада // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 256–260
5. Битус А.Ф., Битус С.В., Певческая азбука ребёнка – Минск, 2007. – 96с 5. Бьёркволл Ю. Р. С Музой в душе: Ребенок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни. — СПб., 2001.
6. Бодина, Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века : учебник для вузов / Е. А. Бодина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 333 с.
7. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997
8. Васько Е.В. Развиваем музыкальные способности. – М.: Мой Мир, 2007. — 321 с.
9. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981, С. 240
10. Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1983
11. Виноградов Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. – СПб.: Речь, Образовательные проекты, ТЦ Сфера, 2009, С. 368
12. Воскобойникова, Э. Г. Теория и методика музыкального воспитания: общеразвивающее и предпрофессиональное обучение (фортепиано) : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Э. Г. Воскобойникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 200 с.
13. Герцман, Е. В. Музыкально-педагогические системы: античная музыкальная педагогика : учебное пособие для вузов / Е. В. Герцман. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 77 с.
14. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
15. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в детском саду: современный взгляд на проблему // Детский сад от А до Я. – М., 2010. №3 (45). – С. 4-14.
16. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Организация слушания музыки с детьми дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – М., 2010. №3 (45). – С. 56-66.
17. Голян Л.П. Образование в детском саду. - К.: Освіта. 2003. - 256с
18. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 179 с
19. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 179 с.
20. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2006, — 368 с.
21. Дубровская Е. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М., 2003.
22. Зимина А. Большой хоровод: Музыкально-дидактические игры. — М., 1993.
23. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие. - М.: Сфера, 2010. - 320 с
24. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001, С. 264
25. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: учебное пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
26. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
27. Кулешова С. А. Марш в музыке, движении, сказке. — Музыкальный руководитель. — № 4. — 2008. — С.11–12.
28. Ладухин, Н. М. Сольфеджио. Музыкальные диктанты на 1, 2 и 3 голоса / Н. М. Ладухин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 127 с
29. Лазарева, О. Ю. Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста / О. Ю. Лазарева, Л. А. Шестакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 164-167.
30. Мстиславская, Е. В. Сценическая подготовка музыканта-исполнителя : учебник для среднего профессионального образования / Е. В. Мстиславская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 254 с.
31. Пляскина, Е. В. Русская духовная музыка : учебное пособие для вузов / Е. В. Пляскина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 335 с.
32. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для среднего профессионального образования / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общей редакцией О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 293 с
33. Скурихина Н.Ю. Использование системы музыкально-ритмических упражнений для развития слуховой памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях // Педагогический журнал. – 2014. – № 6. – С. 25-33.
34. Теория и методика музыкального воспитания детей с проблемами в развитии : учебное пособие для вузов / Е. А. Медведева [и др.] ; под редакцией Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 217 с.
35. Тютюнникова Т. Э. Просто, легко. весело. — Музыкальный руководитель. — № 5. — 2009. — С.4–7.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт основного среднего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466) (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645) [Электронный ресурс]// ИПС Консультант плюс. URL: http://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 10.10.2020).
37. Чайковский П. И. Детский альбом: полное собрание сочинений для фортепиано. Том IV. — М.: АО «Скорпион», 1994. — 133с.


Вопрос-ответ:

Какие основные теоретические аспекты используются при развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста?

При развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста используются такие теоретические аспекты, как система сенсорного воспитания, которая основывается на различных видов музыкально-дидактических игр и пособий.

Каким образом музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста?

Музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, так как они позволяют активизировать слуховое восприятие, развивать ритмическое чувство, обогащать музыкальный словарь и развивать музыкальную память.

Что такое система сенсорного воспитания и как она влияет на развитие музыкальных способностей?

Система сенсорного воспитания - это методика, основанная на использовании органов чувств для развития у детей музыкальных способностей. Она влияет на развитие музыкальных способностей, так как стимулирует слуховое восприятие, помогает воспитывать музыкальный вкус и развивает музыкальную память.

Какие виды музыкально-дидактических игр и пособий используются в развитии музыкальных способностей старших дошкольников?

В развитии музыкальных способностей старших дошкольников используются различные виды музыкально-дидактических игр и пособий, такие как игры на развитие слухового восприятия, игры на развитие ритмического чувства, игры на развитие музыкального словаря и др.

Какие выводы можно сделать по данной главе о развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста?

По данной главе о развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста можно сделать вывод, что использование музыкально-дидактических игр и пособий способствует развитию музыкальных способностей, активизирует слуховое восприятие и развивает ритмическое чувство у детей дошкольного возраста.

Как развиваются музыкальные способности у детей дошкольного возраста?

Музыкальные способности у детей дошкольного возраста развиваются через систему сенсорного воспитания, включающую в себя различные виды музыкально-дидактических игр и пособий.

Какие основные виды музыкально-дидактических игр используются для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста?

Основные виды музыкально-дидактических игр включают игры с музыкальными инструментами, игры на различных музыкальных ритмах и мелодиях, игры с пение, музыкально-ритмические движения.

Каким образом музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста?

Музыкально-дидактические игры развивают музыкальное слуховое восприятие, визуально-ритмическую память, артикуляцию и выразительность речи, координацию движений, творческое мышление и фантазию.

Каковы основные теоретические основы музыкального развития детей дошкольного возраста?

Основные теоретические основы музыкального развития детей дошкольного возраста включают в себя систему сенсорного воспитания и обучения, активное использование музыки в процессе развития детей, включая сочетание звуков, ритма и движений.

Какие выводы можно сделать по главе, посвященной развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста?

По главе можно сделать вывод, что развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществляется через систему музыкально-дидактических игр и пособий, которые способствуют развитию их музыкального слухового восприятия, ритмичности, музыкально-двигательных навыков и творческого мышления.

Какие музыкально-дидактические игры помогают развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста?

Существует множество музыкально-дидактических игр, которые способствуют развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Например, игры с музыкальными инструментами, игры на распознавание звуков, игры на развитие ритма и мелодии и т.д.

Как музыкально-дидактические игры влияют на развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста?

Музыкально-дидактические игры являются эффективным средством развития музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Они помогают развивать слуховую память, усиливают внимание к музыке, развивают музыкальное воображение и фантазию, способствуют формированию музыкального слуха и т.д.