Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4-ого уровня
Заказать уникальную дипломную работу- 62 62 страницы
- 34 + 34 источника
- Добавлена 28.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей развития фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с ОНР 4-ого уровня 7
1.1. Теоретические подходы к проблеме развития речи у дошкольников 7
1.2. Особенности развития фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня 19
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня 23
Вывод по первой главе 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с ОНР 4-ого уровня 32
2.1. Диагностика особенностей развития фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня 32
2.2. Программа коррекции особенностей развития фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с ОНР 4-ого уровня 40
2.3. Анализ результатов исследования 45
Вывод по второй главе 51
Заключение 53
Список используемой литературы 57
Приложения 61
30% детей ЭГ и КГ показали средний результат. 20% детей ЭГ и 30% детей КГ имели высокий уровень развития фразовой речи. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения работы по развитию фразовой речи дошкольников.2.2. Программа коррекции особенностей развития фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с ОНР 4-ого уровняЭкспериментальная работа по фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с ОНР 4-ого уровня осуществлялась нами на основе теоретических положений и практических результатов констатирующего этапа исследования.Цель работы – развитие фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня с помощью сюжетно-ролевых игр.Начальный этап экспериментальной работы предусматривал предварительную работу с воспитателями, которые были задействования в эксперименте, как: ознакомление воспитателей с теоретическими основами и проблемами развития фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня; наработка теоретических знаний и практических умений педагогов в развитии фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня; проведение семинара «Игра как средство развития фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня»; ознакомление воспитателей с показателями развития фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня, результатами констатирующего этапа эксперимента; презентацию системы игр. План работы с педагогами предусматривал несколько основных направлений: знакомство с теоретическими основами (отечественными программами дошкольного) и проблемами развития фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня; наработка теоретических знаний и практических умений педагогов в развитии фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня. С этой целью для воспитателей ДОУ, задействованных в эксперименте, было организовано несколько встреч. На первой встрече было запланировано и проведено семинар «Игра как средство развития фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня», который имел цель: конкретизировать содержание понятия фразовой речи и охарактеризовать особенности ее развития у детей с ОНР 4-ого уровня, а также выяснить роль игры в процессе развития фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня. На второй встрече педагогов знакомили с показателями развития фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня, результатами констатирующего этапа эксперимента. Во время третьей встречи педагоги имели прекрасную возможность ознакомиться с системой игр, направленных на развитие фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня Последняя, четвертая встреча была посвящена вопросам организации и руководства игрой.Формами и методами реализации цели организационно-мотивационного этапа служили: сюжетно-ролевые («Киностудия», «Магазин игрушек» и др.), режиссерские («Жизнь в лесу», «Невербальная сказка», «Добрые эльфы», «Кенгуру», «Капитан» и др.) и коммуникативные («общий круг», «пожалуйста», «Солнечный зайчик», «Переходы», «Вежливые слова», «Пирамида любви», «Рассмеши печального друга» и др.) игры, оборудование игровой среды за зонами «Сюжетно-ролевых игр», «Режиссерских игр», «Коммуникативных игр».Использование игр для перечисленных зон (уголков) способствовало овладению детьми общественными функциями, их способности моделировать человеческие отношения и окружающую жизнь, строить позитивные взаимоотношения («Салон мобильной связи», «Салон красоты»), развития межличностного общения («Киностудия»), умение выражать заботливое отношение к другим («Когда мы заболели»), развивать коммуникабельность, доброжелательное отношение друг к другу («Назови ласково», «Комплименты», «Скажи вежливое слово») и другие. Работу с детьми планировали таким образом. Развивающая программа была рассчитана на 1 месяц по 2 занятия в неделю (всего – 8 встреч). Занятия продолжительностью до 30 минут проводили во время, предусмотренное для игровой и самостоятельной деятельности детей. Игровые занятия проводились в комнате для работы с дошкольниками. Игровые занятия проводились, основываясь на таких принципах: 1) свободного участия: детям разрешается принимать (или не принимать) участие в игре по собственному желанию, свободно «выходить из игры» и спокойно возвращаться; 2) взаимоуважения: в группе действуют определенные правила взаимодействия – обращение к участникам должно быть поименное, без использования личных местоимений «он», «она», «они»; каждый ребенок имеет право высказать свои мысли, предложения, каждого ребенка нужно выслушать, не перебивая его; 3) осознание: в начале занятия детям объясняют его цели и структуру. Если кто-то из детей не понимает условия, правила игрового задания или игры, то необходимо объяснить ребенку все непонятные моменты; 4) рефлексии: для эффективного закрепления результата занятия после выполнения серии игр подводятся итоги – дети говорят, что им понравилось, возникали трудности во время игры, какой опыт они приобрели. Каждое занятие начиналось с приветствия. Это помогало установить эмоционально-положительный контакт и способствовало направленности детей друг на друга. Приветствие адресовалось каждому участнику игрового занятия. На первых занятиях приветствие инициировал экспериментатор. После личностно сориентированного приветствия, здоровались со всей группой. Это объединяло детей в единое целое, создавало радостное настроение и положительный настрой на занятия. Основная часть занимала большую долю занятия и по содержанию реализовала необходимые задачи развивающей программыВ таблице 4 представлена картотека сюжетно-ролевых игр по развитию фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня.Таблица 4 Картотека сюжетно-ролевых игр по развитию фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня№Название игрыЦель1Сюжетно-ролевая игра «Магазин – Супермаркет»Учить детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия. Развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог.2Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие-строить ролевой диалог. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре.3Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»Формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; налаживать и регулировать контакты в совместной игре.4Сюжетно-ролевая игра «Космос»Формирование умения связно рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.5Сюжетно-ролевая игра «Школа»Формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; налаживать и регулировать контакты в совместной игре.6Сюжетно-ролевая игра «Кафе»Познакомить детей с правиламиречевого общения в кафе, научить: вежливобеседовать с официантом. Обогащать речьдетей этикетными формулами«здравствуйте», «спасибо», «благодарю»,«проходите, пожалуйста».7Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»Формирование умения связно описать животных. Обогащение словарного запаса. 8Сюжетно-ролевая игра «Больница»Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие-строить ролевой диалог. Использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре.В процессе работы с детьми было отмечено, что сюжетно-ролевые игры не утомляют детей, а, напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. В процессе работы использовалась любая возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Давались консультации, размещалась информация на информационных стендах, на сайте образовательной организации. Таким образом, с учетом результатов, полученных на констатирующем этапе исследования, нами была разработана и реализована система работы по развитию фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровнясредствами сюжетно-ролевых игр. Программа включает в себя 8 занятий, основана на учете базового уровня сформированности связной речи детей четвертого года жизни и систематическое включение сюжетно-ролевых игр в занятия НОД.2.3. Анализ результатов исследованияС целью выявления эффективности результатов формирующего эксперимента был проведен контрольный этап эксперимента. Целью данного этапа исследования является: выявить изменения (динамику) в уровне развития связной речи детей с ОНР 4-го уровня.Контрольный этап эксперимента строился по аналогии с констатирующим экспериментом и включал в себя аналогичные методы диагностики.Результаты диагностики детей ЭГ на контрольном этапе эксперимента представлены в таблице 5. Таблица 5 Результаты диагностики уровня развития фразовой речи в ЭГ на контрольном этапе эксперимента№ п/пИмя ребенкаЗадание 1Задание 2Задание 3Задание 4Общий балл1Боря М.222172Валя С.3333123Галя Н.3333124Ира С.3333125Костя Р.222286Максим Р.3323117Миша В.3233118Настя К.112159Оля Т.1322810Федя М.32117На рисунке 4 представлен анализ результатов.Рис.4Анализ полученных в ЭГ результатов на констатирующем и контрольном этапе экспериментаРезультаты диагностики детей КГ на контрольном этапе эксперимента представлены в таблице 6Таблица 6 Результаты диагностики уровня развития фразовой речи в КГ на контрольном этапе эксперимента№ п/пИмя ребенкаЗадание 1Задание 2Задание 3Задание 4Общий балл1Антон К.223292Владимир М.3333123Вера Т.222284Гриша М.32233115Зина М.111146Лена Р.3333127Маша М.222288Олег У.011139Таня Н.0211410Ульяна К.323311Рис 5Анализ полученных в КГ результатов на контрольном этапе экспериментаКак показали результаты диагностики, большая часть детей ЭГ (50%) имеют высокий уровень развития фразовой речи. Валя С., Галя Н, Ира С., Максим Р., Миша В. смогли связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Они в состоянии пересказать небольшой текст. Свои ответы дети строили из 2—3 и более фраз все чаще их речь включала сложносочиненные и сложноподчиненные предложения40% детей ЭГ показали средний результат. Боря М., Костя Р, Оля Т., Федя М. рассказывают о событиях из своей жизни, но нуждаются в помощи взрослого. Пользуются одним видом прилагательных. Составляют рассказ из нескольких предложений. Подбираю т прилагательные с помощью наводящих вопросов.10% детей ЭГ по прежнему показал низкий уровень развития фразовой речи. Настя К. составляет предложения не более чем с одним определением, использует прилагательные «бытового уровня» (цвет, форма, величина), рассказ примитивен. Ребёнок перечисляет предметы, нарисованные на картинке, связного высказывания нет (рисунок 6).Рис 6. Сравнительный анализ полученных в ЭГ результатов на констатирующем и контрольном этапе экспериментаВ КГ получены результаты аналогичные констатирующему эксперименту (рисунок 7).Рис7. Сравнительный анализ полученных в КГ результатов на констатирующем и контрольном этапе экспериментаСравнительный анализ по двум группам представлен на рисунке 8.Рис8. Сравнительный анализ полученных на контрольном этапе результатов ЭГ и КГТаким образом, контрольный этап эксперимента показал, что большая часть детей ЭГ (50%) имеют высокий уровень развития фразовой речи. 40% детей ЭГ показали средний результат. 10% детей ЭГ, по-прежнему, показал низкий уровень развития фразовой речи. В КГ получены результаты аналогичные констатирующему эксперименту. Контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность внедрённой в воспитательно-образовательный процесс работы по развитию фразовой речи у детей с ОНР 4-го уровня средствами сюжетно-ролевых игр.Вывод по второй главеЭмпирическое исследование роли сюжетно-ролевых игр в развитии фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня проводилась на базе МБОУ Детский сад. Диагностика уровня развития фразовой речи детей проводилась с участием 20 детей в возрасте 5-6 лет с ОНР 4-го уровня, которые были разделены нами на экспериментальную и контрольную группы по 10 человек в каждой.Проведенная на констатирующем этапе диагностика показала, что большая часть детей с ОНР 4-го уровня ( 50% ЭГ и 40% КГ) имели низкий уровень развития фразовой речи. 30% детей ЭГ и КГ показали средний результат. 20% детей ЭГ и 30% детей КГ имели высокий уровень развития фразовой речи. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения работы по развитию фразовой речи дошкольников.Экспериментальная работа по фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с ОНР 4-ого уровня осуществлялась нами на основе теоретических положений и практических результатов констатирующего этапа исследования.Цель работы – развитие фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня с помощью сюжетно-ролевых игр.Начальный этап экспериментальной работы предусматривал предварительную работу с воспитателями, которые были задействования в эксперименте, как: ознакомление воспитателей с теоретическими основами и проблемами развития фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня; наработка теоретических знаний и практических умений педагогов в развитии фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня; проведение семинара «Игра как средство развития фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня»; ознакомление воспитателей с показателями развития фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня, результатами констатирующего этапа эксперимента; презентацию системы игр.С учетом результатов, полученных на констатирующем этапе исследования, нами была разработана и реализована система работы по развитию фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня средствами сюжетно-ролевых игр. Программа включает в себя 8 занятий, основана на учете базового уровня сформированности связной речи детей четвертого года жизни и систематическое включение сюжетно-ролевых игр в занятия НОД.Контрольный этап эксперимента показал, что большая часть детей ЭГ (50%) имеют высокий уровень развития фразовой речи. 40% детей ЭГ показали средний результат. 10% детей ЭГ, по-прежнему, показал низкий уровень развития фразовой речи. В КГ получены результаты аналогичные констатирующему эксперименту. Контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность внедрённой в воспитательно-образовательный процесс работы по развитию фразовой речи у детей с ОНР 4-го уровня средствами сюжетно-ролевых игр.ЗаключениеНа основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.На современном этапе развития логопедии разработаны нормативные показатели и критерии оценки речевого развития дошкольников, которые помогают объективно проанализировать и диагностировать состояние речи ребенка и выявить внутренние психологические причины и механизмы её нарушения. Условным эталоном такого оценивания в лексической, грамматической и фонетико-фонематической звеньях является психолингвистическая периодизация речевого развития ребенка с нормальным онтогенезом, что дает возможность определить не только уровень речевого развития ребенка, но и выявить его отставание от возрастной нормы.Согласно этой периодизации, ребенок 6 года жизни находится на 4 уровне лексического развития. Характерной чертой этого уровня является усвоение ребенком смыслового многообразия слова за счет овладения различными типами лексических значений и их дифференциацией. Основным критерием оценивания является практическое овладение ребенком смыслу слова в результате выделения его постоянных, инвариантных признаков в различных смыслах (до 6 лет). В этот период происходит аккумуляция (накопление) различных смысловых оттенков одного и того же слова из речи окружающих, текстов сказок, рассказовОпределенные уровни речевого развития являются условно эталонными. Опираясь на них, можно объективно оценить степень отставания ребенка не только в речевом, но и в умственном развитии.Исследования показали, что дошкольники с ОНР 4 уровня отстают от своих нормально развивающихся сверстников в овладении когерентной речью. Эти дети испытывают трудности с планированием расширенных высказываний и их лингвистическим оформлением. Их высказывания (пересказ, различные типы рассказов) характеризуются: нарушением связности и последовательности изложения, семантическими опущениями, лексическими трудностями, низким уровнем фразовой речи, большим количеством ошибок в построении предложений.Эффективным средством развития фразовой речи у детей с ОНР 4-го уровня являются сюжетно-ролевые игры.Имея представления о возможностях развития сюжетно-ролевых игр, их структурных составляющих, особенностях развития сюжетно-ролевых игр в дошкольном, возможностях использования сюжетно-ролевых для развития фразовой части речи у детей с ОНР 4-го уровня, можно решить следующие задачи: обогащение словарного запаса, т.е. выучивание новых, ранее неизвестных детям слов; уточнение значения слов, словарь и стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (использование синонимов, антонимов, множественных значений слов, понимание образных значений); активизация словарного запаса, т.е. перевод как можно большего количества слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.Эмпирическое исследование роли сюжетно-ролевых игр в развитии фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня проводилась на базе МБОУ Детский сад. Диагностика уровня развития фразовой речи детей проводилась с участием 20 детей в возрасте 5-6 лет с ОНР 4-го уровня, которые были разделены нами на экспериментальную и контрольную группы по 10 человек в каждой.Проведенная на констатирующем этапе диагностика показала, что большая часть детей с ОНР 4-го уровня ( 50% ЭГ и 40% КГ) имели низкий уровень развития фразовой речи. 30% детей ЭГ и КГ показали средний результат. 20% детей ЭГ и 30% детей КГ имели высокий уровень развития фразовой речи. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения работы по развитию фразовой речи дошкольников.Экспериментальная работа по фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с ОНР 4-ого уровня осуществлялась нами на основе теоретических положений и практических результатов констатирующего этапа исследования.Цель работы – развитие фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня с помощью сюжетно-ролевых игр.Начальный этап экспериментальной работы предусматривал предварительную работу с воспитателями, которые были задействования в эксперименте, как: ознакомление воспитателей с теоретическими основами и проблемами развития фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня; наработка теоретических знаний и практических умений педагогов в развитии фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня; проведение семинара «Игра как средство развития фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня»; ознакомление воспитателей с показателями развития фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня, результатами констатирующего этапа эксперимента; презентацию системы игр.С учетом результатов, полученных на констатирующем этапе исследования, нами была разработана и реализована система работы по развитию фразовой речи у детей с ОНР 4-ого уровня средствами сюжетно-ролевых игр. Программа включает в себя 8 занятий, основана на учете базового уровня сформированности связной речи детей четвертого года жизни и систематическое включение сюжетно-ролевых игр в занятия НОД.Контрольный этап эксперимента показал, что большая часть детей ЭГ (50%) имеют высокий уровень развития фразовой речи. 40% детей ЭГ показали средний результат. 10% детей ЭГ, по-прежнему, показал низкий уровень развития фразовой речи. В КГ получены результаты аналогичные констатирующему эксперименту. Контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность внедрённой в воспитательно-образовательный процесс работы по развитию фразовой речи у детей с ОНР 4-го уровня средствами сюжетно-ролевых игр.Список используемой литературыБарташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А.Барташников. — Харьков, 2017. – 45 сБережнова О. В. Этап построения модели педагогического процесса / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева // Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы: Методическое пособие. — М., 2013. — С. 30–32. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 272 сБизикова, О. А. Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / О. А. Бизикова – изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. – 55 с.Веракса А.Н. Возможности игрового пространства в познавательной деятельности ребенка – дошкольника // Современное дошкольное образование, 2012. -№1. С. 59-65.Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика, - 2014. - №3. – С.32-37.Веракса, Н. Е. Детская психология : учебник для среднего профессионального образования / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 446 с. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 2014 – 446 с.Выготский Л. С. Мышление и речь : в 6 т. Москва : Педагогика, 1982. Т. 2 : Проблемы общей психологи. 504 сВыготский Л. С. Основы дефектологии. Москва : Педагогика, 1983. Т. 5. 369 с. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: методические рекомендации для воспитателей и родителей / В.П. Глухов – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010. – 168 сДенисова, О. А. Детская логопсихология [Текст] : учеб.для вузов / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова. — М. : ВЛАДОС, 2018. — 161 с.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2015. – 146 с.Ералиева С.Г. Особенности временных представлений и ориентировки во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2015. – №2. – С. 15-26.Захарова, Т.В., Ибрагимова, М.П. Особенности понимания и отражения в речи причинно-следственных отношений детьми дошкольного возраста с ОНР / Т.В.Захарова, М.П.Ибрагимова // Логопед. – 2010. - №6. – с. 22-30.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. – Санкт-Петербург: Речь, 2013. – 391 c. Калиниченко, С. А. Развитие речи у детей 3-4 лет [Текст]: Учебнометодическое пособие / С.А. Калиниченко – М.: Владос, 2015. – 55 c.Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 96 с. Кондукторова, Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования / Н. В. Кондукторова. — Текст : непосредственный, электронный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 3-6.Коноплева А. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития / А. Н. Коноплева. Мн. : НИО, 2017. – 232 с. Красильникова Л.В., Вялова Н.В. Педагогическая диагностика развития связной речи детей 3-4 лет в игровой деятельности // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 165 с. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. – М. : Книга по Требованию, 2014. – 392 с. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. – М. :Кнорус, 2014. – 180 с. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 208 с. Мухина В.С. Психология дошкольника / под ред. ЛА. Венгер. – М.: Просвещение, 2013. – 452с. Назарова Н.М. Специальная педагогика / Н. М. Назарова. – М. : Издательский центр «Академия» 2010. 400 с. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей [Текст] / Н. В. Новотворцева. — Ярославль. : Гринго, — 2009. — 236 с.Педагогические условия развития речи-рассуждения детей младшего дошкольного возраста [электронный ресурс]. - Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, декабрь 2017 г.). – СПб.: Свое издательство, 2017.Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст]: детская психология / Ж. Пиаже – М.: Римисс, 2013. – 416 сРубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2013. – 720 с. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-4 лет [Текст]: программа, консп. занят., метод. рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 272 cШадрина, Л. Г. Развитие речи-рассуждения детей 3-4 лет [Текст]: игры, упраж., метод.разработки / Л. Г. Шадрина, Л. В. Семенова – М.: Флинта, 2013. – 65с.ПриложенияПриложение 1.Описательный рассказ по картинке «Ежик» Приложение 2. Повествовательный рассказ по серии сюжетных картинок «Снеговик»
2. Бережнова О. В. Этап построения модели педагогического процесса / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева // Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы: Методическое пособие. — М., 2013. — С. 30–32.
3. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 272 с
4. Бизикова, О. А. Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / О. А. Бизикова – изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. – 55 с.
5. Веракса А.Н. Возможности игрового пространства в познавательной деятельности ребенка – дошкольника // Современное дошкольное образование, 2012. -№1. С. 59-65.
6. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика, - 2014. - №3. – С.32-37.
7. Веракса, Н. Е. Детская психология : учебник для среднего профессионального образования / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 446 с.
8. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 2014 – 446 с.
9. Выготский Л. С. Мышление и речь : в 6 т. Москва : Педагогика, 1982. Т. 2 : Проблемы общей психологи. 504 с
10. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Москва : Педагогика, 1983. Т. 5. 369 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.
12. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: методические рекомендации для воспитателей и родителей / В.П. Глухов – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010. – 168 с
13. Денисова, О. А. Детская логопсихология [Текст] : учеб. для вузов / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, Т. В. Захарова. — М. : ВЛАДОС, 2018. — 161 с.
14. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2015. – 146 с.
15. Ералиева С.Г. Особенности временных представлений и ориентировки во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2015. – №2. – С. 15-26.
16. Захарова, Т.В., Ибрагимова, М.П. Особенности понимания и отражения в речи причинно-следственных отношений детьми дошкольного возраста с ОНР / Т.В.Захарова, М.П.Ибрагимова // Логопед. – 2010. - №6. – с. 22-30.
17. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. – Санкт-Петербург: Речь, 2013. – 391 c.
18. Калиниченко, С. А. Развитие речи у детей 3-4 лет [Текст]: Учебнометодическое пособие / С.А. Калиниченко – М.: Владос, 2015. – 55 c.
19. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 96 с.
20. Кондукторова, Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования / Н. В. Кондукторова. — Текст : непосредственный, электронный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 3-6.
21. Коноплева А. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития / А. Н. Коноплева. Мн. : НИО, 2017. – 232 с.
22. Красильникова Л.В., Вялова Н.В. Педагогическая диагностика развития связной речи детей 3-4 лет в игровой деятельности // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
23. Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 165 с.
24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. – М. : Книга по Требованию, 2014. – 392 с.
25. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. – М. : Кнорус, 2014. – 180 с.
26. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 208 с.
27. Мухина В.С. Психология дошкольника / под ред. ЛА. Венгер. – М.: Просвещение, 2013. – 452с.
28. Назарова Н.М. Специальная педагогика / Н. М. Назарова. – М. : Издательский центр «Академия» 2010. 400 с.
29. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей [Текст] / Н. В. Новотворцева. — Ярославль. : Гринго, — 2009. — 236 с.
30. Педагогические условия развития речи-рассуждения детей младшего дошкольного возраста [электронный ресурс]. - Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, декабрь 2017 г.). – СПб.: Свое издательство, 2017.
31. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст]: детская психология / Ж. Пиаже – М.: Римисс, 2013. – 416 с
32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2013. – 720 с.
33. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-4 лет [Текст]: программа, консп. занят., метод. рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 272 c
34. Шадрина, Л. Г. Развитие речи-рассуждения детей 3-4 лет [Текст]: игры, упраж., метод. разработки / Л. Г. Шадрина, Л. В. Семенова – М.: Флинта, 2013. – 65с.
Вопрос-ответ:
Какие основные теоретические подходы существуют к проблеме развития речи у дошкольников?
Одним из основных теоретических подходов к проблеме развития речи у дошкольников является сензитивный период Лурии. В соответствии с этим подходом, в раннем детстве существует определенный период, в течение которого речевой аппарат находится в особенно благоприятном состоянии для обучения речи. Еще одним теоретическим подходом является коммуникативный подход, который акцентирует внимание на развитии коммуникативных навыков у детей.
Какие особенности развития фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи 4 уровня?
У детей с общим недоразвитием речи 4 уровня наблюдаются следующие особенности развития фразовой речи: ограниченный словарный запас, недостаточная грамматическая корректность, затруднение в построении связных высказываний. Также, у таких детей может быть требуется поддержка и помощь в развитии речевых навыков.
Как сюжетно-ролевая игра может способствовать развитию фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи 4 уровня?
Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи 4 уровня. В процессе игры дети получают возможность практиковать коммуникативные навыки, расширять свой словарный запас, развивать грамматическую корректность высказываний. Играя, они учатся строить связные и логические высказывания, улучшают артикуляцию и произношение звуков. Также, сюжетно-ролевая игра способствует развитию фантазии, социальных и эмоциональных навыков.
Какие теоретико-методологические основы изучения развития фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи?
Теоретико-методологические основы изучения развития фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи включают в себя анализ различных теорий и концепций, изучение особенностей развития речи у детей с общим недоразвитием речи 4-го уровня и рассмотрение сюжетно-ролевой игры как средства развития фразовой речи.
Какие особенности развития фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи 4-го уровня?
Особенности развития фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи 4-го уровня связаны с ограниченным словарным запасом, слабым синтаксическим строением предложений, недостаточной правильностью произношения звуков и слабыми коммуникативными навыками. Дети на этом уровне нуждаются в поддержке и разнообразных возможностях для развития фразовой речи.
Как сюжетно-ролевая игра помогает развитию фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи 4-го уровня?
Сюжетно-ролевая игра предоставляет детям с общим недоразвитием речи 4-го уровня возможность практиковать фразы и предложения в различных ситуациях, развивать словарный запас, усваивать синтаксические структуры, а также улучшать коммуникативные навыки и способности к общению. Игра стимулирует детей к активному использованию речи и создает благоприятную среду для ее развития.
Какие теоретические подходы применяются к проблеме развития речи у дошкольников?
В проблеме развития речи у дошкольников применяются различные теоретические подходы, такие как коммуникативный подход, конструктивистский подход, культурно-исторический подход и другие. Эти подходы основываются на разных теориях и концепциях развития речи и помогают специалистам разрабатывать эффективные методы и программы для развития речи у детей.
Какие теоретические подходы существуют к проблеме развития речи у дошкольников?
Существует несколько теоретических подходов к проблеме развития речи у дошкольников, таких как психолингвистический подход, психофизиологический подход, социально-психологический подход и др. Все эти подходы предлагают свои объяснения и методы развития речи у детей.