Психолого-педогогические особенности формирование самооценки у младших школьников.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 30 30 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 07.04.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект формирования самооценки у младших школьников 5
1.1 Сущность понятия самооценки младших школьников 5
1.2 Особенности и факторы, влияющие на самооценку 9
Глава 2. Практический аспект психолого-педагогического формирования самооценки младших школьников 14
2.1 Объекты исследования 14
2.2 Результаты исследования 16
Глава 3. Методы развития и формирования самооценки в младшем школьном возрасте 20
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Фрагмент для ознакомления

В результате проделанной работы сделан вывод, что младший школьный возраст является чувствительным периодом для активного обучения социальному поведению, а, следовательно, формирования самооценки, и это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, существенно меняется социальная ситуация, в которой оказывается младший школьник, ее изменение связано с изменением ведущего вида деятельности - преподавания. Именно обучение существенно меняет предыдущие виды деятельности и в целом способствует их расширению, а, следовательно, расширению возможностей социализации ребенка. Кроме того, образовательная деятельность включает ситуации социально нормализованной оценки, которые включают действия контроля, самоконтроля, самооценки и рефлексии. Во-вторых, в целом социальная ситуация способствует формированию у младших школьников психических новообразований (внутренняя позиция, произвольность, рефлексивность, внутренний план действий и т. д.), Которые существенно влияют на развитие всех познавательных процессов и, прежде всего, мышления. Переход мышления на уровень логического познания мира способствует перестройке всех других психических процессов и является основным содержанием умственного развития в младшем школьном возрасте. Внутренний план действий позволяет студентам планировать ход занятия, определяя все необходимые для этого элементы, контролировать его ход, позволяет предвидеть возможные «шаги» в решении задачи, сравнивать разные варианты решения учебных и жизненных задач. [1. с. 92-115].Определенные психические новообразования этого возрастного периода соответствуют характерному этапу формирования самооценки. Таким образом, актуализация аффекта, внутреннего положения индивида характерна для I стадии - стадии познания другого человека; произвол связан со II стадией - сравнение себя с другими; III стадия - дифференцировка, связана с таким психическим новообразованием, как рефлексивность; внутренний план действий характерен для стадии IV - стадии самоанализа.Теоретический анализ литературы, посвященной проблеме формирования самооценки личности, и рассмотренных возрастных характеристик младших школьников позволили уточнить содержание понятия «самооценка младших школьников». Под самооценкой младших школьников мы понимаем интегральное качество личности, которое основано на системе знаний о себе и своих возможностях, проявляется в необходимости и умении оценивать свое поведение, процесс и результат обучения. активность как ведущий вид деятельности обусловлена ​​системой возрастных новообразований личности и целенаправленно организованным процессом самопознания. Первое педагогическое условие направлено на вовлечение обучающихся в процесс самопознания, направленное на формирование у них осознанной мотивации к самооценочной деятельности. Это педагогическое условие было разработано на основе рефлексивного подхода (реализованного на принципах: систематического анализа их действий, самоанализа и саморефлексии; мобилизации их волевого потенциала и управления им) и фасилитационного подхода (реализованного на принципах: принятия ребенок таким, какой он есть; создание безопасного пространства для развития учащихся; предотвращение ошибок и оказание помощи; принцип стимулирования желания учиться и предоставления свободы выбора действий при решении учебных задач). В процессе приобщения детей к самопознанию они пробуждали интерес к себе, своему внутреннему миру и своему будущему, помогали учащимся найти в себе качества и характеристики личности, обеспечивающие эффективную жизнедеятельность, дальнейшее развитие и реализацию жизненных целей; в формировании умения видеть перспективу своего жизненного пути и собственного развития; в развитии способности рассуждать о различных сторонах своей жизнедеятельности, качествах и особенностях собственной личности. Самопознание осуществлялось посредством бесед, игр, тренингов, выставок достижений учащихся, открытых уроков и рефлексивных рефератов, демонстрирующих способности учащихся оценивать свои академические и личные достижения и т. д. Реализация данного педагогического условия способствовала достижению следующие личные результаты обучения: формирование готовности и способности к саморазвитию; независимость и личная ответственность за свои действия; готовность принять и освоить социальную роль ученика; мотивы учебной деятельности и осознание личного смысла обучения и др. Второе педагогическое условие предполагает постепенное вовлечение обучающихся в самооценку и рефлексивную деятельность. В основе этого условия лежит теория поэтапного формирования учебных действий, разработанная Л.С. Выготским, П.Я. Гальперина и др., А также на личностно-ориентированном подходе (реализуемом с использованием принципов: единства внешней и внутренней мотивации студентов; включения студентов в разработку траектории их развития; педагогической поддержки и сотрудничества) и рефлексивный подход (реализуемый с использованием следующих принципов: системный анализ своих действий, самоанализ и саморефлексия; мобилизация эмоционально-волевого потенциала и управление им), комплексное использование которого обеспечивает формирование у студентов установки на целенаправленное развитие самой личности. Для формирования у студентов опыта самооценки и рефлексивной деятельности использовался следующий алгоритм: первым шагом было наблюдение за оценочной деятельностью обучающихся преподавателя, который уделял особое внимание критериям, которые легли в основу оценивания; второй шаг заключался в том, чтобы представить оценочные суждения учеников к деятельности и результатам их сверстников, а также к их собственной деятельности, отслеживая эти действия учителем; третий шаг - направить студентов на развитие умения формулировать критерии оценки своей деятельности, поведения, личных качеств; четвертый шаг - предположение о переходе от внешних мотивов самооценки к внутренним, что свидетельствовало о повышении ее уровня у детей. Для достижения поставленной цели мы использовали разработку алгоритма постепенного формирования самооценки, проблемно-диалогового общения, анализа причин успеха / неудачи и др. Реализация данного педагогического условия способствовала достижению следующих целей. личные результаты обучения: формирование у студентов ориентации на понимание причин успешности учебной деятельности, способности к самооценке по критерию успешности учебной деятельности и др. Третье педагогическое условие формирования самооценки. младших школьников способствовали взаимодействию субъектов образовательного процесса: учителей, учеников и родителей, чтобы добиться единства требований к формированию самооценки студентов. Реализация этого условия основана на личностно-ориентированном и фасилитационном подходах, которые предполагают создание среды, оптимальной для решения образовательных задач, на основе сотрудничества учителя с учениками и их родителями. Позиция учителя как ведущего участника взаимодействия в системе «учитель-ученик» является важнейшим условием формирования самооценки младших школьников. Взаимодействие со сверстниками включает ситуации равноправного общения и приводит к опыту контроля и оценки действий и заявлений. Организация эффективного взаимодействия учителей и родителей предполагает изменение позиции родителей по отношению к школе, учителю и собственной позиции в образовательном процессе. В целом педагогическая интеграция взаимодействия субъектов образовательного процесса имеет большие образовательные возможности и позволяет его участникам стать полноценными субъектами с общими целями и путями их достижения в решении проблемы формирования самооценки младших школьников. школьники [3. С. 78-87]. При выполнении этого условия использовались различные формы и методы работы: обучение студентов задавать друг другу вопросы, мотивирующие самооценку, самоанализ и анализ результатов своей работы; организация групповой творческой работы студентов; организация проектной и исследовательской деятельности студентов; систематические обучающие семинары для родителей; круглые столы для родителей по обмену опытом; проведение олимпиад и праздников с участием всех субъектов образовательного процесса и др. Данное педагогическое условие работает на достижение следующих личных результатов обучения: формирование уважительного отношения студентов к иному мнению; овладение навыками адаптации к различным ситуациям; развитие навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умение выстраивать продуктивные отношения со сверстниками, родителями, мирно разрешать споры и др. Таким образом, комплекс педагогических условий обеспечил включение учащихся в процесс самопознания, направленный на формирование у них осознанной мотивации к самооценочной деятельности; постепенное вовлечение студентов в самооценку и рефлексивную деятельность; взаимодействие субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся и родителей - с целью достижения (развития) единства требований к формированию самооценки учащихся.ЗаключениеСамоуважение относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие адекватной самооценки - это не просто способ стать счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, поэтому особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте.Самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности, его интеллектуальных способностей, умения преодолевать трудности. Это проявляется в поведении ученика, в учебном процессе, а также в его социальной адаптации.Чтобы помочь ребенку повысить самооценку, необходимо научить его способности учиться - способности видеть подлинные учебные задачи и находить наилучшие способы их решения. Это важно не только в процессе учебы, но и в любой другой деятельности.Таким образом, при организации учебной деятельности педагог должен сознательно и целенаправленно формировать у ученика самооценку. Важно дать детям возможность делать то, чем они могут гордиться.Ребенок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет скорректировать и улучшить свою учебную и познавательную деятельность в школе. И в будущем он сможет реализовать себя во взрослой жизни. И это задача современного образования.Роль учителя в формировании адекватной самооценки у младших школьников следующая:- определить, насколько обучающийся овладевает навыками использования знаний - то есть насколько обучение соответствует современным целям обучения; - развивать у ученика способность самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;- мотивировать ученика на успех, уберечь его от страха школьного контроля и оценки, создать комфортную среду, сохранить психологическое здоровье детей.Мы также должны помнить, что если мы хотим помочь нашим детям стать независимыми, давайте научим их свободе принятия решений и ответственности за свой выбор.Список используемой литературыАмбрумова А. Г., БородинС.В., МихлинА.С. Предупреждение самоубийств. – М.: Издательство «Академии МВД СССР», 2017. –164 с.Бурова Н. А., Доника А. Д. Девиантное поведение школьников: социальный аспект // Международный журнал экспериментального образования – 2016. – №6. – С. 51-53. Галагузова М. А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 416 с.Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – Спб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2014. – 520 с.Гонеев А. Д., ЛифинцеваН. И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2014. – 272 с.Гурьев М. Е. Психологический анализ возрастных особенностей школьников, имеющих девиантное поведение // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований.– 2015. – №16. – С. 69-76.Дюркгейм Э. Самоубийство. – Спб.: Астрель-Спб, 2017. – 375 с.Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения. – Иркутск: Восточо-Сибирское изд-во, 2017. – 275 с. Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2018. – 288 с. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. –Спб.: Питер, 2014. – 352 с.Киндарова З. Б. Основные виды и формы проявления девиантного поведения // Вестник Чеченского государственного университета. – 2016. – №3. – С. 74-77.Киндарова З. Б., Исраилова Х. З. Левиантное поведение или поведение, отклоняющееся от нормы // OpenInnovation. – 2017. – №16. – С. 211-214. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 160 с.Лунеев В. В. Криминология: учебник для академического бакалавриата. – М.: Издательство «Юрайт», 2017. – 686 с.

Список используемой литературы

1. Амбрумова А. Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. – М.: Издательство «Академии МВД СССР», 2017. –164 с.
2. Бурова Н. А., Доника А. Д. Девиантное поведение школьников: социальный аспект // Международный журнал экспериментального образования – 2016. – №6. – С. 51-53.
3. Галагузова М. А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 416 с.
4. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – Спб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2014. – 520 с.
5. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2014. – 272 с.
6. Гурьев М. Е. Психологический анализ возрастных особенностей школьников, имеющих девиантное поведение // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. – 2015. – №16. – С. 69-76.
7. Дюркгейм Э. Самоубийство. – Спб.: Астрель-Спб, 2017. – 375 с.
8. Залевский Г. В. Фиксированные формы поведения. – Иркутск: Восточо-Сибирское изд-во, 2017. – 275 с.
9. Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2018. – 288 с.
10. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. – Спб.: Питер, 2014. – 352 с.
11. Киндарова З. Б. Основные виды и формы проявления девиантного поведения // Вестник Чеченского государственного университета. – 2016. – №3. – С. 74-77.
12. Киндарова З. Б., Исраилова Х. З. Левиантное поведение или поведение, отклоняющееся от нормы // Open Innovation. – 2017. – №16. – С. 211-214.
13. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 160 с.
14. Лунеев В. В. Криминология: учебник для академического бакалавриата. – М.: Издательство «Юрайт», 2017. – 686 с.

Вопрос-ответ:

Что такое самооценка у младших школьников?

Самооценка у младших школьников - это представление ребенка о себе, его оценка своих качеств, способностей, успехов и неудач. Это внутреннее чувство собственной ценности, которое формируется под воздействием различных факторов.

Какие особенности и факторы влияют на формирование самооценки у младших школьников?

Особенности и факторы, влияющие на формирование самооценки у младших школьников, могут быть разными. К ним относятся: успехи в учебе, взаимодействие с окружающими людьми, роль родителей и учителей, самопонимание и саморефлексия ребенка, а также различные психологические особенности личности.

Какие методы используются для развития и формирования самооценки у младших школьников?

Для развития и формирования самооценки у младших школьников используются различные методы. Это могут быть психологические тренинги, игры, практические упражнения, обсуждение различных ситуаций и примеров, а также работа с позитивными утверждениями и аффирмациями.

Какие объекты исследования были выбраны для изучения процесса формирования самооценки у младших школьников?

Для изучения процесса формирования самооценки у младших школьников были выбраны различные объекты исследования, такие как: учебные достижения ребенка, его самооценка во время уроков, отношения с одноклассниками и учителями, а также собственное отношение к себе.

Какие результаты были получены в исследовании психолого-педагогического формирования самооценки у младших школьников?

В результате исследования были получены различные результаты. Было выяснено, что активное включение родителей и педагогов в процесс формирования самооценки у младших школьников положительно влияет на их развитие. Также было отмечено, что успешные учебные достижения и поддержка окружающих людей способствуют повышению самооценки у детей.

Что такое самооценка у младших школьников?

Самооценка - это представление ребенка о себе, его восприятие своих качеств, способностей и результатов своей деятельности.

Какие особенности и факторы влияют на формирование самооценки у младших школьников?

Особенности формирования самооценки у младших школьников связаны с их возрастными особенностями, такими как развитие самосознания и умения рефлексии, а также с факторами, такими как родительское влияние, успехи в учебе, отношения со сверстниками и другими взрослыми.

Какие методы могут быть использованы для формирования самооценки у младших школьников?

Для формирования самооценки у младших школьников можно использовать различные методы, такие как развитие самопонимания и саморегуляции, поощрение достижений и поддержка в неудачах, развитие социальных навыков и коммуникации.

Какие результаты исследования свидетельствуют о психолого-педагогических особенностях формирования самооценки у младших школьников?

Результаты исследования показывают, что формирование самооценки у младших школьников происходит в тесной связи с их успехами в учебе, отношениями с учителями и сверстниками, а также с их самогооценкой в различных сферах жизни.

Какие объекты были исследованы в практическом аспекте формирования самооценки у младших школьников?

В практическом аспекте формирования самооценки у младших школьников были исследованы различные объекты, такие как учебная деятельность, социализация, самосознание и саморегуляция.