Защитные механизмы человека в теории психоанализа

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 34 34 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 09.04.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект защитных механизмов человека в теории психоанализа 4
1.1 Сущность понятия защитного механизма 4
1.2 Причины защитных механизмов 7
Глава 2. Анализ проявления психологических защит 18
2.1 Психологическая защита по З. Фрейду 18
2.2 Примеры и особенности работы с психологическими защитами 24
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Фрагмент для ознакомления

Например, чтобы выпустить пар, человек, охваченный яростью, отправляется в спортзал и боксирует грушу. Фрейд считала сублимацию свидетельством зрелости личности. 2.2 Примеры и особенности работы с психологическими защитамиПримером отражения механизма репрессий в реальной жизни может быть ситуация, в которой респектабельный супруг в силу своих моральных принципов не допускает даже малейшей возможности измены в супружеской жизни. Он всячески избегает и подавляет мысли и фантазии на эту тему. Однако вполне возможно, что этот запрет не найдет своего проявления во сне. Проекция - это механизм, с помощью которого человек передает свои мысли и чувства окружающим людям, стремясь таким образом снять с себя ответственность за собственные беды и неудачи. Примером проявления этого механизма может служить ситуация, когда студент или студент не подготовился к экзамену. Полученную плохую оценку он пытается объяснить тем, что учитель просто предвзято относится к нему как к личности. Замещение - действие этого механизма заключается в перенаправлении внимания с угрожающего объекта на другой. Ярким примером этого механизма является поведение ребенка, который был наказан своими родителями и вымещает свою обиду на младших братьев, сестер или игрушки, оскорбляя и ломая их. У взрослых этот механизм также проявляется в снятии негативных чувств к более слабому человеку, домашним животным или окружающим предметам. Рационализация — это умышленное искажение человеком окружающей действительности с целью поддержания высокого уровня самооценки и самоуважения. Примером проявления механизма рационализации может быть поведение мужчины, которому не уделяет внимания интересующаяся им женщина. Не желая признавать неудачу, мужчина убеждает себя и окружающих в своей непривлекательности и наличии множества отрицательных качеств, не имеющих к нему никакого отношения. Таким образом, мужчина сохраняет чувство собственного достоинства и душевное равновесие. Реактивное обучение реализуется на двух уровнях: в процессе подавления возникающих негативных или неприемлемых импульсов; при этом формирование импульсов противоположного содержания происходит на уровне бессознательного и подсознательного. Чаще всего этот механизм проявляется в общественной жизни. Например, в обществе считается крайне неприличным активно проявлять сексуальное желание. Таким образом, женщина, имеющая такую ​​черту, активно подавляет ее в себе и для того, чтобы заслужить одобрение и социальный статус, выступает активным борцом за мораль и высокую мораль. Регресс — это своего рода возвращение к детскому поведению. Действие этого механизма происходит с целью защиты человека от возникающих потрясений и стрессов. Самый яркий пример этого защитного механизма - плач. Сублимация — это психологический механизм, который позволяет человеку изменять свои побуждения и взгляды, чтобы сделать их приемлемыми для данной социальной среды. Именно сублимация считается в психологии одним из самых здоровых и правильных механизмов психологической защиты личности, поскольку человек не просто сдерживает имеющиеся у него негативные импульсы, а меняет форму их проявления. в соответствии со своими возможностями и нормами социальной среды. Яркими примерами проявления этого защитного механизма могут быть спортивные и спортивные достижения человека, создание произведений искусства, литературное творчество. Зигмунд Фрейд чаще всего обращал внимание на сублимацию сексуального желания человека. Отрицание - это защитный механизм, заключающийся в отказе человека признать факты наступления негативных и травмирующих событий. Самый яркий пример - реакция ребенка на смерть любимого питомца. Он отказывается признать эту потерю, полагая, что животное все еще где-то поблизости.Психоаналитические знания в первой половине двадцатого века произвели революцию в нашем понимании психической жизни. Это учение ввело ряд новых концепций ментального детерминизма, бессознательных психических процессов и иррациональности человеческой мотивации. Дальнейшее развитие психоаналитической теории расширило сферу практического применения за пределы невротических расстройств. В то же время психодинамическая традиция продолжает представлять не только наиболее полную, интеллектуально обоснованную картину психического аппарата, но, что наиболее важно, клиническую дисциплину с подробной методологией исследования и терапии [5, 7].С момента своего основания психоанализ развивался на основе синтеза клинических фактов и культурного материала. Таким образом, Эдипов комплекс был определен Фрейдом не только на основании наблюдений, но и на основе анализа литературных, архитектурных и мифологических источников. Эвристический потенциал психоанализа реализовался в поглощении самых передовых и интеллектуально емких технологий познания.Во второй половине двадцатого века процесс интеграции разнородных знаний, начатый Фрейдом, получил новые импульсы благодаря быстрому расцвету гуманитарных и естественных наук. Достижения нейрофизиологии, психолингвистики, нейропсихологии, когнитивных наук, семиотики, теории искусственного интеллекта и структурализма обогатили психоаналитическую теорию. Расширение теоретической базы не могло не сказаться на клинической практике. В качестве примера успешной реализации междисциплинарного синтеза в психоаналитической практике можно привести концепцию У. Биона [6], которая во многом обращена к положениям формальной логики, семиотики и психолингвистики. Таким образом, одним из источников знаменитой таблицы Биона, аккумулирующей его различные идеи, является работа Готлиба Фреге «Шрифт понятий» [4], посвященная созданию формализованного письменного языка логики. Еще одним примером успешной реализации психосемантикой идей структурализма и психолингвистики является психоаналитическая концепция структуры бессознательного мышления И. Матте-Бланко [4] и ее современные приложения [6].Цель данной работы - попытаться выделить наиболее перспективные, с нашей точки зрения, области, которые разделены по историческим и, возможно, политическим причинам, но потенциально доступны для обобщения в единую концептуальную основу. Кажется, что рассматриваемые области психоаналитического знания отражают только один из многих аспектов психической жизни. Интеграция этих подходов позволила бы оценивать объект исследования не только в многогранной статике, но и в динамике.Обширное наследие П. Шильдера, который первым синтезировал идеи школы Фрейда, концепцию эволюционного развития Д. Джексона [8] и классическую психопатологическую семиотику в целостную систему понимания законов происхождения, развития и патологическое функционирование психики человека, по-видимому, незаслуженно забыто и не используется в клинической практике [8, 9].Особенно прогрессивны его идеи в свете достижений методов современной физиологии и нейровизуализации, а также экспериментальной психологии. Работы П. Шильдера по ментализации физиологии зрения, развитию мышления и памяти до сих пор незаслуженно забыты [7]. Эти исследования не столько важны для самой психоаналитической терапии, сколько ценны для создания новой концептуальной основы психиатрии и психологии [5].К сожалению, опыт экспериментального изучения бессознательного, разработанный одним из первых российских психоаналитиков А.Р. Луриа, впоследствии ставший основоположником новой клинической дисциплины - нейропсихологии, также не востребован. Его фундаментальный труд «Природа человеческих конфликтов» [2], раскрывающий физиологические основы внутриличностного конфликта и механизмы его подавления, не потерял актуальности и сегодня. Для естественнонаучного обоснования психоаналитической концепции защитных механизмов, в частности репрессии, важны работы даже тех исследователей, которые работали в иной методологической парадигме.Последние десятилетия характеризовались интересом когнитивных наук к области бессознательного. Когнитивная наука использует различные экспериментальные подходы для изучения явлений вытеснения, символизации, конденсации и т. Д., Открытых Фрейдом [9]. Изучение бессознательного с позиций экспериментального когнитивного и нейрофизиологического подходов также проводится в России [1]. Стоит отметить, что подобные исследования проводились в СССР раньше, почти с 50-х годов прошлого века [10]. Особый интерес представляют экспериментальные исследования психологических защит Э. А. Костандова [5].Итак, существуют следующие правила, на которые консультант должен опираться при работе с защитными механизмами человека:если цели консультирования ситуативны, а сам процесс не является глубоко укоренившимся, то консультант не должен полностью разрушать систему защиты клиента, поскольку создание новой системы защитных механизмов и полное изменение обычного функционирования индивидуум требует много времени и определенных компетенций;консультант должен понимать, что если у клиента недостаточно ресурсов для работы со своими механизмами защиты и реорганизации всей системы, то вы не должны уничтожать ее, не предоставив что-то взамен;консультант должен адекватно оценивать свои возможности и браться за решение непосильных для них задач;вмешательство в систему индивидуальной защиты должно быть постепенным, дозированным и оправданным, чтобы не усугублять и без того высокий уровень тревожности клиента;коррекция системы индивидуальной защиты предполагает работу на достаточно глубоких уровнях бессознательного, что невозможно без хорошего контакта с клиентом и его доверия к действиям консультанта, и эти условия могут быть выполнены только в том случае, если консультант приложил максимум усилий. создать атмосферу безопасности, и клиент мотивирован на такую ​​глубокую работу,нет необходимости корректировать защитную систему индивидуума на первых этапах консультирования, даже если их влияние на поведение клиента очевидно, а время и цель консультирования позволяют вам работать с более глубокими уровнями индивидуума. Консультант по работе с защитными механизмами личности решает следующие терапевтические задачи:наблюдает, анализирует и устанавливает закономерности того, как работает система защиты клиента, какое влияние она оказывает на его поведение, как влияет на трудности, с которыми сталкивается клиент;пытается понять и оценить, насколько дезадаптивна система безопасности клиента;не разрушает систему защиты клиента, но приводит его к осознанию его защитных механизмов и того, как они влияют на клиента, его адаптации в окружающей среде и взаимодействия с другими людьми;помогает клиенту сформировать адаптивную систему безопасности.ЗаключениеВ современной психологической литературе существуют различные термины, относящиеся к явлениям защиты. В самом широком смысле защита — это понятие, относящееся к любой реакции организма с целью сохранить себя и свою целостность. В медицине, например, хорошо известны различные защитные реакции сопротивления болезни (сопротивление тела) или защитные рефлексы организма, такие как, например, рефлекторное моргание глаза как реакция на быстро приближающийся объект. или отрывая руку от горячей поверхности. В психологии, однако, наиболее распространенные термины относятся к феноменам психологических, а не только биологических, защитно-защитных механизмов, защитных реакций, защитных стратегий, невротической защиты и защитной способности как свойства личности. Кроме того, в экспериментальной психологии был обнаружен известный ныне феномен перцептивной защиты, заключающийся в резком повышении порогов восприятия «табу», то есть запрещенных слов, предметов и ситуаций.В настоящее время психологической защитой считаются любые реакции, которые человек усвоил и использует их неосознанно, чтобы защитить свои внутренние психические структуры, свое «Я» от чувства тревоги, стыда, вины, гнева, а также от конфликтов, разочарований и другие ситуации, воспринимаемые как опасные (например, для кого-то это может быть ситуация принятия решения).Первым ученым, создавшим достаточно внятную теорию защитных механизмов «Я», был знаменитый австрийский врач и психоаналитик Зигмунд Фрейд. Эта часть теории и практики психоанализа, которую он создал, была принята с пониманием учеными из областей медицины (особенно психиатрии) и психологии, связанных с психоанализом, и впоследствии была развита многими психологами, хотя не все из них разделяли психоаналитическую точку зрения. природы защитных механизмов. В настоящее время термин «защитный механизм» относится к сильному поведенческому защитному паттерну (схеме, стереотипу, модели), сформированному для защиты «Я» от осознания явлений, вызывающих тревогу. Термин «поведенческий» требует здесь некоторого пояснения. Для некоторых авторов это означает наблюдаемые извне паттерны мышления, чувств или действий, которые действуют как обходные пути, как избегание тревожных явлений или как преобразователи того, что вызывает чувство тревоги или чувство тревоги. Эта точка зрения более распространена среди психологов-непсихоаналитиков и психиатров, которые, однако, признают бессознательную природу защитных механизмов. Для других авторов, которые придерживаются психоаналитического понимания природы защитных механизмов, наблюдаемые и записанные извне типы защитного поведения (а также, конечно, связанные с ним чувства и мысли) являются лишь внешними, иногда даже частными проявлениями внутренний, скрытый, интрапсихический процесс, который, по их мнению, как раз и является истинным защитным механизмом. Для этих авторов внешне наблюдаемое записанное поведение является лишь защитной реакцией, а не механизмом, обеспечивающим конкретную реакцию.Основными и общими чертами различных типов защитных механизмов, как полагали Фрейд и все его последователи, является то, что они: а) бессознательны, то есть человек не осознает причины и мотивы, или цели, или сам факт своего защитное поведение по отношению к определенному явлению или объекту; б) защитные механизмы всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность.Список используемой литературыАбрамова, П.Р. Общая психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2016. – 496 с.Абрамова, П.Р. Психология только для студентов. – М.: ПЕР СЭ, 2016. – 272 с.Айсмонтас, А.А. Педагогическая психология. Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2016. – 208 с.Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 368 с.Батаршев, В.А. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. – М.: Дело, 2016. – 240 с.Бондарь, И.Ю. Психология профессиональной деятельности / И.Ю. Бондарь. – М.: Теревинф, 2017. – 280 с.Горбатенко, А.П. Общая и прикладная психология. – М.:Проспект, 2016. – 352 с.Ключко, О.И. Психология / О.И. Ключко. – М.: Юрайт, 2017. – 404 с.Колесникова, А.И. Психология /А.И. Колесникова. – М.: Юрайт, 2017. – 346 с.Константинова, И.С. Психология. – М.: Теревинф, 2018. – 392 с.Кравченко, А.И. Психология / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2018. – 400 с.Немов, Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 2. Психология образования. – М.: Владос, 2016. – 606 с.Никандров, В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. – СПб.: Речь, 2016. – 72 с.Олешкевич, В.И. Психология, психотерапия и социальная педагогика / В.И. Олешкевич. – М.: Юрайт, 2017. – 342 с.Ольшанский, Д.В. Психология современной российской политики. Хрестоматия для вузов. – М.: Деловая книга, Академический Проект, 2015. – 656 с.Островский, Л.И. Психология / Л.И. Островский. – М.: Инфра-М, 2017. – 368 с.Патрушева, И.В. Психология / И.В. Патрушева. – М.: Юрайт, 2017. – 134 с.Смирнова, И.А. Психология / И.А Смирнова. – М.: Юрайт, 2017. – 224 с.Сорокина, Л.И. Педагогика / Л.И. Сорокина. – М.: Владос, 2016. – 160 с.Трусова, А.П. Современное педагогическое искусство / А.П. Трусова – М.: Скифия, 2015. – 432 с.

1. Абрамова, П.Р. Общая психология. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2016. – 496 с.
2. Абрамова, П.Р. Психология только для студентов. – М.: ПЕР СЭ, 2016. – 272 с.
3. Айсмонтас, А.А. Педагогическая психология. Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2016. – 208 с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 368 с.
5. Батаршев, В.А. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. – М.: Дело, 2016. – 240 с.
6. Бондарь, И.Ю. Психология профессиональной деятельности / И.Ю. Бондарь. – М.: Теревинф, 2017. – 280 с.
7. Горбатенко, А.П. Общая и прикладная психология. – М.:Проспект, 2016. – 352 с.
8. Ключко, О.И. Психология / О.И. Ключко. – М.: Юрайт, 2017. – 404 с.
9. Колесникова, А.И. Психология /А.И. Колесникова. – М.: Юрайт, 2017. – 346 с.
10. Константинова, И.С. Психология. – М.: Теревинф, 2018. – 392 с.
11. Кравченко, А.И. Психология / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2018. – 400 с.
12. Немов, Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 2. Психология образования. – М.: Владос, 2016. – 606 с.
13. Никандров, В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. – СПб.: Речь, 2016. – 72 с.
14. Олешкевич, В.И. Психология, психотерапия и социальная педагогика / В.И. Олешкевич. – М.: Юрайт, 2017. – 342 с.
15. Ольшанский, Д.В. Психология современной российской политики. Хрестоматия для вузов. – М.: Деловая книга, Академический Проект, 2015. – 656 с.
16. Островский, Л.И. Психология / Л.И. Островский. – М.: Инфра-М, 2017. – 368 с.
17. Патрушева, И.В. Психология / И.В. Патрушева. – М.: Юрайт, 2017. – 134 с.
18. Смирнова, И.А. Психология / И.А Смирнова. – М.: Юрайт, 2017. – 224 с.
19. Сорокина, Л.И. Педагогика / Л.И. Сорокина. – М.: Владос, 2016. – 160 с.
20. Трусова, А.П. Современное педагогическое искусство / А.П. Трусова – М.: Скифия, 2015. – 432 с.

Вопрос-ответ:

Какова сущность понятия защитного механизма в теории психоанализа?

Сущность понятия защитного механизма в теории психоанализа заключается в том, что это психологический механизм, который используется человеком для смягчения или избежания неприятных чувств, эмоций или мыслей.

Каковы причины появления защитных механизмов?

Основные причины появления защитных механизмов в теории психоанализа могут быть связаны с различными факторами, такими как страх, тревога, чувство вины, потребность в самозащите и сохранении самооценки.

Как проявляется психологическая защита по З. Фрейду?

Психологическая защита по З. Фрейду может проявляться в различных формах, таких как отрицание, подавление, преобразование идей, проекция, реактивные образы, регрессия и компенсация. Эти механизмы помогают снизить тревогу и сохранить психологическое равновесие.

Какие используются источники информации для написания статьи о защитных механизмах человека в теории психоанализа?

В качестве источников информации для написания статьи о защитных механизмах человека в теории психоанализа использовались работы исследователей в области психоанализа, таких как З. Фрейд, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксон. Кроме того, была использована обширная литература по психологии и психиатрии для подтверждения и дополнения представленной информации.

Что такое защитные механизмы человека в теории психоанализа?

Защитные механизмы человека в теории психоанализа - это психологические механизмы, которые используются человеком для смягчения стресса или снижения конфликтных ситуаций, которые возникают в его жизни.

Откуда берутся защитные механизмы у человека?

Защитные механизмы у человека возникают из-за его неосознанных конфликтов и стрессовых ситуаций. Они развиваются в детстве под воздействием различных факторов, таких как воспитание, окружение, природа личности.

Какие причины могут вызывать защитные механизмы у человека?

Защитные механизмы у человека могут быть вызваны различными причинами, включая тревожные события, потерю близкого человека, низкую самооценку, страх перед неудачей или отвержением, детские травмы и конфликты с родителями.

Как можно проявить психологическую защиту по З. Фрейду?

Психологическая защита по З. Фрейду может проявляться в разных формах, таких как отрицание, смещение, проекция, регрессия, рационализация и так далее. Например, человек, испытывающий ярость, может отправиться в спортзал и боксировать, чтобы выпустить пар.

Какие примеры и особенности работы с психологическими защитами существуют?

Примеры психологических защит включают подавление неприятных мыслей и чувств, использование юмора в стрессовых ситуациях, замещение негативных воспоминаний приятными и другие. Особенности работы с психологическими защитами включают важность осознания и анализа этих механизмов, поиска здоровых альтернатив и развития понимания и самосознания.