Исследование сенсомоторных функций у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 27 27 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 13.06.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СТРАДАЮЩИХ ОТ ДИЗАРТРИИ 6
1.1. Понятие о сенсомоторном развитии 6
1.2. Анализ проблемы сенсомоторного развития детей дошкольного возраста при дизартрии на основе исследований отечественных ученых 12
Выводы по главе I 14
ГЛАВА II. ОЦЕНКА УРОВНЯ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 15
2.1. Организационно-методические основы исследования 15
2.2. Оценка уровня сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с дизартрией 18
2.3. Предложения по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста с дизартрией 23
Выводы по главе II 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Фрагмент для ознакомления

Рисунок . Средние показатели развития сенсорных навыков у мальчиков и девочек на констатирующем этапе экспериментаРисунок . Зависимость среднего балла и возраста детей на констатирующем этапе экспериментаТаким образом, было выявлено, что у детей существует целый ряд затруднений в части распознавания формы, размера, цвета предмета, что требует коррекции в рамках программы сенсорного развития.2.3. Предложения по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста с дизартриейАнализируя полученные данные мы можем сделать следующие предложения по сенсомоторному развитию у детей дошкольного возраста с дизартрией:Первый этап:Соотнесение пространственного расположения взаимосвязанных предметов в процессе освоения вкладывания, в частности вкладывание друг в друга одинаковых предметов разного размера, имеющих округлые отверстия, вкладывание объемных предметов (шары, кубики) в соответствующие отверстия, размещение плоских фигур (круг, квадрат) в соответствующих гнездах на специальной доске.Соотнесение пространственного расположения предметов в процессе нанизывания, в том числе нанизывание колец, предметов другой формы на широкий и узкий стержень.Соотнесение пространственного расположения различных частей одного предмета, в частности надевание крышки на емкость, разъединение и сборка простой матрешки (1-3 места).Использование полученных знаний в процессе сопоставления предметов по свойствам, вкладывания меньшего предмета в больший, выбора предмета необходимой формы при вкладывании его в отверстие. Второй этап:Соотнесение величины 2 предметов путем их размещение в гнездах специальных досок, сбора простых матрешек (2-4 места).Соотнесение формы 2 предметов путем размещения плоских вкладышей разных форм в соответствующие гнезда досок, проталкивания объемных предметов разной формы в соответствующие отверстия сортера.Использование полученных навыков при закрывании емкости крышками соответствующей формы, величины, объединения сходных предметов по форме, величине. Третий этап:Соотнесение формы взаимосвязанных предметов на основании зрительного их сопоставления с образцом, друг с другом, в частности размещение 3-5 предметов в соответствующие гнезда доски.Соотнесение величины предметов на основании зрительного их сопоставления с образцом, друг с другом, в частности размещение 3-5 фигур соответствующей величины в соответствующие гнездах доски.Размещение предметов со схожими свойствами в последовательный ряд по величине, в частности последовательное складывание матрешки (3-5 мест), нанизывание колец пирамиды в определенном порядке с образованием правильного конуса.Выполнение заданий по поиску и группировке однородных предметов в соответствии с заданием по форме, величине путем отбора предметов из 3-4 вариантов, раскладывания предметов на 2-3 группы согласно выданному заданию.Соотнесение формы предметов путем накладывания 2-6 плоских предметов различной формы в соответствующие гнезда доски, отверстия сортера. Четвертый этап:Группировка однородных предметов по цвету, в том числе раскладывание предметов по группам в соответствии с цветом, отбор предметов по образцу из 2-4 вариантов.Подбор пары к предметам по цвету, например объединение предметов в пары по цвету при их полном и неполном пространственном сближении.Соотнесение формы 6 и более пар предметов, в том числе размещение их в соответствующих гнездах доски, накладывание плоских вкладышей на соответствующие изображения фигур.Соотнесение величин 6 и более предметов пар предметов, в частности размещение предметов в гнезда в соответствии с величиной, накладывание плоских вкладышей на соответствующие изображения разной величины, складывание матрешки из более чем 5 частей.Расположение 6 и более предметов в порядке убывания из величины посредством последовательного выкладывания их в гнездах доски, нанизывания на конусную основу, накладывания одного однородного предмета на другой в порядке уменьшения величины.Соотнесение величины различных объемны предметов, например попарное объединение различных объемных предметов из 3-4 вариантов. Пятый этап:Соотнесение двух свойств одного предмета, например выбор предметов по величине и форме, по цвету и форме как в прямом, так и в обратном порядке (все предметы одного цвета, но разной величины, формы, все предметы одной формы, но разного цвета, величины и т.д.).Соотнесение предметов по двум свойствами, например выбор предметов по форме и величине, форме и цвету, величине и цвету и др.Соответствие свойств отдельных предметов, пространственно отдаленных друг от друга, в частности поиск предмета по форме, цвету, расположенному на столе, в групповой комнате.Шестой этап:Умение создавать упорядоченные ряды предметов, ориентируясь на их величину, цвет, форму, например путем нанизывания на стержень 5 и более колец по убыванию величины, расположение в порядке чередования предметов с двумя разными свойствами (величина, форма, цвет).Умение объединять простые предметы в составные формы, в частности создавать мозаику как по образцу, так и в произвольной форме.Соотнесение свойств предметов путем выбора, исходя из 3 и более свойств.Представленные предложения позволят в полной мере охватить весь спектр направлений сенсомоторного развития детей с дизартрией.Выводы по главе IIТаким образом, выявлено, что дети с дизартрией в 3,0-4,0лет нуждаются в коррекции психомоторного развития. Была разработаны предложения, которые позволят достичь надлежащего уровня сенсомоторного развития.ЗАКЛЮЧЕНИЕПолученные сведения позволили сделать следующие выводы:Сенсомоторное развитие детей является основной для их дальнейшего умственного развития, позволяет заложить фундамент для успехов в будущей учебной, профессиональной деятельности. Сенсомоторное развитие проходит через ряд этапов от первичной наработки сенсорных эталонов до формирования сложных связей между предметами, явлениями, их свойствами. Большая роль в сенсомоторном развитии детей отводится предметной деятельности, профессиональной работе педагога, внимательному отношению к вопросами развития со стороны родителей. Крайне важно принимать во внимание особенности патологии того или иного ребенка, в частности особенности детей с дизартрией. Эти особенности могут препятствовать нормальному сенсомоторному развитию. С другой стороны адекватное сенсомоторное развитие является основой для нормализации речевых функций.На примере 29 детей 3,0-4,0 лет с дизартрией было показано, что уровень сенсомоторного развития у них требует коррекции. На основании полученных данных были разработаны предложения по сенсомоторному развитию детей через предметную деятельность, которые позволят в течение одного учебного года существенно повысить возможности детей по выполнению как простых, так и более сложных заданий.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫЕвтушенко И.Н. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / И.Н. Евтушенко. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2019. 282 с.Зиннбухер Х. Как развивается ваш ребенок?: таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения: от 4 до 7,5 лет / Х. Зиннбухер; пер. с нем. Е. Аралоовой. – 2-е изд. – М.: Теревинф, 2010. – 159 с. Кипхард, Э.Й. Как развивается ваш ребенок?: таблицы сенсомоторного и социального развития. От рождения до 4 лет / Э.Й. Кипхард; пер. с нем. Л.В. Хариной. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2012. – 111 с.Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. М.: Арктик, 2019. 80 с.Насонова О.М. Возрастные особенности сенсомоторного развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mdou231.edu.yar.ru/konsultatsii_spetsialistov/konsultatsii_uchitelya_minus_defektologa/vozrastnie_osobennosti_sensomotornogo_53.html (дата обращения: 18.04.2021).Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 07.03.2021).Репина З.А. Особенности сенсомоторного и речевого развития детей раннего возраста с нарушением зрения и задержкой речевого развития / З.А. Репина, О.И. Криницкая // Социальное образование, 2010. № 2. С. 34-43.РепринцеваЕ.А. Возможности кинезиологии в сенсомоторном развитии ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи / Е.А. Репринцева, Е.С. Исмайлова // Научный журнал дискурс, 2016. – № 2 (2). – С. 157-163.Свиустунова-БолотоваИ.С. Игровые технологии как средство сенсомоторного развития младших дошкольников в условиях ДОУ / И.С. Свистунова-Болотова // Обучение и воспитание: методика и практика, 2016. № 28. С. 158-161.Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 07.03.2021).ХамитоваЛ.И., Сулейманова Ф.М. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста / Л.И. Хамитова, Ф.М. Сулейманова // Современные научные исследования и разработки, 2017. № 9 (17). С. 506-508.Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учеб-метод. Пособие. М.: ТЦ Сфера, 2017. 128 с.ШароваО.В. Психосенсормоторное развитие дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии / О.В. Шарова // RusianJournalofEducationandPsychology, 2012. № 4. С. 69.ЯнушкоЕ.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года: методическое пособие для педагогов дошкольного учреждения и родителей/ Е.А. Янушко. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. 351 с.Янченко И.В. Активизация речи детей с общим недоразвитием речи / И.В. Янченко // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова, 2012. № 2. С. 151-155.Министерство науки и высшего образования Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениеВысшего образования«Смоленский государственный университет» Психолого-педагогический факультет Кафедра специальной педагогики и психологииОтзыв на курсовую работу по логопедииТема: Исследование сенсомоторных функций у детей дошкольного возрастадизартриейСтудент Истомина Татьяна ИвановнаПрофиль « Логопедия», группа № 32 лог (б)Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Иванова Наталья ВикторовнаКритерии оценки курсовой работы№Критерии оценки курсовой работыШкала оценок2«неудовлетворительно»3«удовлетворительно»4«хорошо»5«отлично»1.Степень разработки, раскрытия темы2.Полнота охвата и анализа научной литературы, адекватность ее использования по выбранной теме3.Использование материалов производственной практики, связь с ДОУ и школой4.Самостоятельность подхода к описанию курсовой работы5.Последовательность и логика изложения материала6.Качество оформления, язык, стиль, грамматический уровень работыВСЕГО БАЛЛОВ:0-17 баллов – «неудовлетворительно»18-21 баллов - «удовлетворительно»22-26 баллов – «хорошо»27-30 баллов- «отлично»Дополнительные замечанияДата сдачи работы_______________________20____г.Оценка (цифрой и прописью) _______________________________________Подпись научного руководителя_____________________________________________20____г.Автор курсовой работы с отзывом ознакомлен ____________________подпись _______________________20____г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Евтушенко И.Н. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / И.Н. Евтушенко. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2019. 282 с.
2. Зиннбухер Х. Как развивается ваш ребенок?: таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения: от 4 до 7,5 лет / Х. Зиннбухер; пер. с нем. Е. Аралоовой. – 2-е изд. – М.: Теревинф, 2010. – 159 с.
3. Кипхард, Э.Й. Как развивается ваш ребенок?: таблицы сенсомоторного и социального развития. От рождения до 4 лет / Э.Й. Кипхард; пер. с нем. Л.В. Хариной. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2012. – 111 с.
4. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. М.: Арктик, 2019. 80 с.
5. Насонова О.М. Возрастные особенности сенсомоторного развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mdou231.edu.yar.ru/konsultatsii_spetsialistov/konsultatsii_uchitelya_minus_defektologa/vozrastnie_osobennosti_sensomotornogo_53.html (дата обращения: 18.04.2021).
6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 07.03.2021).
7. Репина З.А. Особенности сенсомоторного и речевого развития детей раннего возраста с нарушением зрения и задержкой речевого развития / З.А. Репина, О.И. Криницкая // Социальное образование, 2010. № 2. С. 34-43.
8. Репринцева Е.А. Возможности кинезиологии в сенсомоторном развитии ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи / Е.А. Репринцева, Е.С. Исмайлова // Научный журнал дискурс, 2016. – № 2 (2). – С. 157-163.
9. Свиустунова-Болотова И.С. Игровые технологии как средство сенсомоторного развития младших дошкольников в условиях ДОУ / И.С. Свистунова-Болотова // Обучение и воспитание: методика и практика, 2016. № 28. С. 158-161.
10. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 07.03.2021).
11. Хамитова Л.И., Сулейманова Ф.М. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста / Л.И. Хамитова, Ф.М. Сулейманова // Современные научные исследования и разработки, 2017. № 9 (17). С. 506-508.
12. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учеб-метод. Пособие. М.: ТЦ Сфера, 2017. 128 с.
13. Шарова О.В. Психосенсормоторное развитие дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии / О.В. Шарова // Rusian Journal of Education and Psychology, 2012. № 4. С. 69.
14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года: методическое пособие для педагогов дошкольного учреждения и родителей/ Е.А. Янушко. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. 351 с.
15. Янченко И.В. Активизация речи детей с общим недоразвитием речи / И.В. Янченко // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова, 2012. № 2. С. 151-155.

Вопрос-ответ:

Исследовали ли данную проблему ранее отечественные ученые?

Да, исследования отечественных ученых позволяют анализировать проблему сенсомоторного развития детей дошкольного возраста при дизартрии.

Что такое сенсомоторное развитие?

Сенсомоторное развитие - это процесс, включающий в себя развитие сенсорных и двигательных навыков у детей дошкольного возраста.

Чем определяется уровень сенсомоторного развития у детей с дизартрией?

Уровень сенсомоторного развития у детей с дизартрией определяется организационно-методическим подходом исследования.

Какими методами проводится оценка уровня сенсомоторного развития у детей?

Оценка уровня сенсомоторного развития у детей проводится с использованием различных методов, таких как наблюдение, анкетирование, тестирование и анализ медицинской документации.

Какие выводы можно сделать по главе I исследования?

По главе I исследования можно сделать вывод, что сенсомоторное развитие у детей дошкольного возраста с дизартрией требует особого внимания и развития.

Что такое дизартрия?

Дизартрия - это нарушение артикуляции речи, связанное с поражением сенсомоторных функций, которые отвечают за координацию движений органов речи.

Какие проблемы сенсомоторного развития могут возникать у детей дошкольного возраста с дизартрией?

У детей дошкольного возраста с дизартрией может быть нарушена координация движений языка, губ, голосовых связок, что приводит к затруднениям в артикуляции речи. Они могут испытывать трудности в правильном произношении звуков и слогов, а также в формировании речи в целом.

Как оценивается уровень сенсомоторного развития у детей с дизартрией?

Для оценки уровня сенсомоторного развития у детей с дизартрией используются различные методики, такие как анализ движений органов речи, изучение координации движений, регистрация электромиографических показателей и другие. Такие исследования позволяют выявить особенности развития сенсомоторных функций и определить необходимые коррекционные мероприятия.