Вариативность оформления элементов современных драматических произведений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 29 29 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 13.04.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ДРАМА, КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ РОДОВ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.1. Теория и история драмы.
1.2. Современная драматургия и ее основные тенденции.
ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННЫХ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ИХ ОФОРМЛЕНИЕ.
2.1. Действие.
2.2. Композиция.
2.3. Жанр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
Фрагмент для ознакомления

Это наиболее распространенный вид композиции. Она характеризуется тем, что в ней части композиции следуют последовательно, одна за другой.Обратная – в этом виде композиции события хоть и располагаются (следуют) линейно, но в обратном порядке.Кольцевая – характеризуется тем, что в ней начало замыкается с финалом, т.е. действие пьесы начинается с того, чем закончится.Детективная –мы называем ее так, потому что по подобной схеме написаны многие детективы. Экспозиция в ней затягивается на довольно продолжительное время, и герои постоянно вынуждены обращаться к началу и пытаться восстановить его.Монтажная – состоящая из нескольких сюжетных линий, историй, которые связываются в одно единое повествование при помощи монтажа. Например, двух историй. Бывает монтаж и трех, и более историй. Этот вид композиции позволяет достигнуть эпичности повествования. Основной характеристикой данного вида будет освещение не связанных сюжетно друг с другом различных событий, одной смысловой проблемы, лежащей в основе произведения.Коллажная – одна из наиболее сложных композиций, но и самых интересных. В ее основе лежит некий смысловой сюжет, построенный по структурной схеме (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог), но каждая часть композиции раскрывается отдельной историей.Парадоксальная – этот вид композиции характеризуется перевертыванием перспективы и сдвигом драматической структуры. Это сознательное нарушение гармонического композиционного единства приводит к обнажению смысловой и художественной конструкции, что в целом снимает автоматизм зрительского восприятия. В реальности это выражается так: логически развивающееся действие перебивается совершенно не связанным по смыслу, стилю, даже жанру куском или сценой. С одной стороны, это показывает «изнанку» действия, персонажа, представления; с другой – сообщает новое видение обыденного, бытового события. Местоположение частей композиции при этом становится не точно определенным, но, точнее сказать будет неопределенным: за завязкой может следовать, например, финал, а потом начинаться экспозиция. Но этот тип композиции применяется в драматургии крайне редко, он более характерен для режиссерских инноваций.Таким образом, наблюдатель может заметить, что при едином сюжетном наборе событий в художественном произведении можно совершенно произвольно, но по определенным законам их излагать. При этом необходимо различать последовательность событий, происшедших хронологически от формы изложения этих событий. Все это подводит настоящую курсовую работу к понятию диспозиции, которому будет отведено дальнейшее внимание автора на примере диалогической композиций у Петрушевской:Каждый герой ведет свою тему и имеет собственный эмоциональный настрой;Темы периодически меняются: от реплики к реплике, от эпизода к эпизоду, от действия к действию;Тема развивается в диалоге одним персонажем и подхватывается другим;Тема одного героя в диалоге перебивается другим, но из диалога не уходит;Персонажи уходят от темы, а потом возвращаются к ней;К теме, оставленной в одном диалоге, персонажи возвращаются в другом;Тема может быть прервана без завершения.2.3. Жанр. Последний рассмотренный в рамках настоящей курсовой работы элемент современной драматургии — жанр. Однако, его рассмотрение подразумевает обращение к более ранним этапам исторического развития. Т.к., истоки драматургии восходят еще ко временам классической античности. Как известно именно тогда в театральном искусстве возникли два важнейших драматических жанра — трагедия и комедия. Основным конфликтом в трагедии уже тогда был конфликт в душе главного героя между долгом и совестью. Комедия же строилась в основном на бытовых сюжетах, в основе сюжета лежали забавные недоразумения, ошибки, комические случаи и прочее.Сегодня же в драматургии традиционно выделяют три основных жанра: трагедию, комедию и драму. Но, как говорилось в начале данной курсовой работы, затмив собой лирические и эпические произведения, драматургия нашего времени частично переняла и их литературный опыт. Итак, анализируя современную драматургию можно определить, что трагедия — есть жанр, показывающий действительность и изображаемые характеры в их трагическом становлении. Для трагедии характерен так называемый трагический конфликт. События приводят героя трагедии к тому, что его представления о долге вступают в противоречия с его понятиями о совести, с его личными чувствами и т. д. Эти противоречия не могут быть разрешены самим героем, поэтому они носят название «трагических».Попытка разрешить их обычно приводит героя к гибели — естественному выходу из тупиковой ситуации. Основной пафос трагедии заключен не в ее сюжете, не в содержании конфликта, а в том, как герой пытается разрешить неразрешимые противоречия. Именно поэтому пафос трагедии, как правило, героический. Понятие о трагических противоречиях очень часто связано с понятием о трагической вине главного героя. Вступив на путь разрешения неразрешимого, главный герой совершает действия, усугубляющие его внутренний разлад, чем большие усилия он прикладывает к тому, чтобы выйти из конфликта, тем острее становится этот конфликт. В этой связи возникает идея предопределения, фатума, обреченности. Современные трагедии, несомненно, противопоставляют личности отягощающие его городские реальности. Урбанистические процессы и все более всеобъемлющая глобализация становятся одним из основных направлений конфликта в рамках драматических произведений недавнего прошлого. Комедия — жанр, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Вплоть до классицизма под комедией подразумевалось произведение, противоположное трагедии, с обязательным счастливым концом, ее герои, как правило, были из низшего сословия. Сегодня же комедия по большей части воспринимается как острая сатира не только над героями и действиями, в которые они помещены, но и над воспринимающем данное произведение зрителем или читателем.Драма — подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но ее главная цель — не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем ее конфликты не настолько напряженны и неразрешимы и допускают возможность благополучного окончания, а ее характеры не столь исключительны. Сегодня драма более всего подразумевает психологическую окантовку назревающего конфликта. Возможно, подобный интерес к психологической наполненности героев обусловлен потерей идеологических ориентиров, произошёл в силу смены государственного устройства. Обращаясь к истории 1990-х гг. Можно выявить, что это был один из наиболее депрессивных и сложных переродов отечественной истории. Его опыт до сих пор звучит в текстах современной драматургии. Переживания за будущее, не удовлетворенность современностью, идеализация прошлого — все это отражено в современной отечественной драме. Точнее в вариативности оформления ее основных элементов. Совокупность приведённых ранее элементов позволяет создать современным драматургам многогранное произведение, где трагикомические элементы вписаны в рамки глубоко психологической драмы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Резюмируя все вышеизложенное, автор пришел к следующим выводам:Современная драматургия не имеет конечных хронологических рамок, однако по решению большинства, данное явление включает в себя период с 1980-х по настоящее время;Сегодня драматургия является одним из наиболее востребованных жанров художественной литературы; Вариативность оформления элементов современных драматических произведений по большей части определяется субъективными позициями автора или читателя; Глобальные процессы и исторические явления, в условия которых помещается то или иное произведение, также оказывают влияние на вариативность оформления элементов современных драматических;Сегодня не только в театральном, но в общем художественном процессе очевидна ориентация на вкус читателя, зрителя, слушателя (т.е. искусство формирует публику, а публика подчиняет художника, диктует ему свои интересы и пристрастия);В настоящее время, несмотря на давление процессов глобализации и массовой культуры, в авторской среде все еще продолжается творческий поиск; Наиболее яркие и репрезентативные опыты современных писателей, раскрывающие смыслообразующие тенденции современной драматургии и театра будут ясны только по истечению определенного времени.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.Авдошина Е. Новая драма: с чего все началось? [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://chekhoved.net/blogs/newdrama/182-novaya_drama_s_chego_vse_nachi (дата обращения: 10.03.2021).Аникст А. А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М.: Наука, 1983. — 288 с.Громова М.И. Русская драматургия конца XX - начала XXI века. Учебное пособие. — М.: Флинта, 2009. — 368 с. Драма (жанр) // Википедия. [2021]. Дата обновления: 08.03.2021. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=807374&oldid=112839986 (дата обращения: 10.03.2021).Катышева Д. Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр: Учебное пособие. — СПб.: Лань, 2016. — 256 с.Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция. — М.: Наука, 1964. — 486 с.Козловски П. Культура Постмодерна. — М.: Республика, 1997. — 240с.Композиция // Википедия. [2020]. Дата обновления: 21.09.2020. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=141770&oldid=109385976 (дата обращения: 11.03.2021).Контрасты и парадоксы современной русской прозы: [сборник cтатей] / С.-Петербургский гос. ун-т, Фак. филологии и искусств. — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. — 60 с.Конфликт // Википедия. [2021]. Дата обновления: 03.03.2021. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=4679&oldid=112726667 (дата обращения: 10.03.2021).Семьян Т.Ф. Разрушение визуальных канонов в тексте современной драмы // Вестник ЮУрГГПУ. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrushenie-vizualnyh-kanonov-v-tekste-sovremennoy-dramy (дата обращения: 11.03.2021).Современнаяфилология (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (Уфа, январь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – 118 с. Страшкова О.К. Смысл и формы «Новой драмы»: к истории и теории русской драматургии. Концепция исследования // Наука. Инновации. Технологии. 2003. №35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysl-i-formy-novoy-dramy-k-istorii-i-teorii-russkoy-dramaturgii-kontseptsiya-issledovaniya (дата обращения: 10.03.2021).Тангирова Г.И. Мифологические реминисценции в современной русской прозе (Проза А.С.Петрушевско, Л. Улицкой, Н.БААйтова) // Scientificprogress. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mifologicheskie-reministsentsii-v-sovremennoy-russkoy-proze-proza-a-s-petrushevskoy-l-ulitskoy-n-baytova (дата обращения: 11.03.2021).Театральная энциклопедия. Под ред. Мокульского С. В 5 т. — М.: Советская энциклопедия, 1961-1967. — 3040 с.

1. Авдошина Е. Новая драма: с чего все началось? [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://chekhoved.net/blogs/newdrama/182- novaya_drama_s_chego_vse_nachi (дата обращения: 10.03.2021).
2. Аникст А. А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М.: Наука, 1983. — 288 с.
3. Громова М.И. Русская драматургия конца XX - начала XXI века. Учебное пособие. — М.: Флинта, 2009. — 368 с.
4. Драма (жанр) // Википедия. [2021]. Дата обновления: 08.03.2021. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=807374&oldid=112839986 (дата обращения: 10.03.2021).
5. Катышева Д. Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр: Учебное пособие. — СПб.: Лань, 2016. — 256 с.
6. Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция. — М.: Наука, 1964. — 486 с.
7. Козловски П. Культура Постмодерна. — М.: Республика, 1997. — 240с.
8. Композиция // Википедия. [2020]. Дата обновления: 21.09.2020. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=141770&oldid=109385976 (дата обращения: 11.03.2021).
9. Контрасты и парадоксы современной русской прозы: [сборник cтатей] / С.-Петербургский гос. ун-т, Фак. филологии и искусств. — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. — 60 с.
10. Конфликт // Википедия. [2021]. Дата обновления: 03.03.2021. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=4679&oldid=112726667 (дата обращения: 10.03.2021).
11. Семьян Т.Ф. Разрушение визуальных канонов в тексте современной драмы // Вестник ЮУрГГПУ. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrushenie-vizualnyh-kanonov-v-tekste-sovremennoy-dramy (дата обращения: 11.03.2021).
12. Современная филология (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (Уфа, январь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – 118 с.
13. Страшкова О.К. Смысл и формы «Новой драмы»: к истории и теории русской драматургии. Концепция исследования // Наука. Инновации. Технологии. 2003. №35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysl-i-formy-novoy-dramy-k-istorii-i-teorii-russkoy-dramaturgii-kontseptsiya-issledovaniya (дата обращения: 10.03.2021).
14. Тангирова Г.И. Мифологические реминисценции в современной русской прозе (Проза А.С.Петрушевско, Л. Улицкой, Н.БААйтова) // Scientific progress. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mifologicheskie-reministsentsii-v-sovremennoy-russkoy-proze-proza-a-s-petrushevskoy-l-ulitskoy-n-baytova (дата обращения: 11.03.2021).
15. Театральная энциклопедия. Под ред. Мокульского С. В 5 т. — М.: Советская энциклопедия, 1961-1967. — 3040 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные теории и история драмы изучаются в главе 1?

В главе 1 изучаются теория и история драмы, включая ее основные роды, современную драматургию и ее тенденции.

Какие элементы современных драматических произведений рассматриваются в главе 2?

В главе 2 рассматриваются элементы современных драматических произведений, такие как действие, композиция и жанр.

Как характеризуется композиция в современных драматических произведениях?

Композиция в современных драматических произведениях может быть разнообразной и следовать последовательности действий.

Что такое жанр в контексте современных драматических произведений?

Жанр в контексте современных драматических произведений определяет стиль и особенности произведения, такие как комедия, трагедия, драма и другие.

Какие источники и литература использовались при написании статьи?

При написании статьи использовались различные источники и литература, однако в конкретной информации не указаны конкретные источники.

Что такое драма и какой она является в литературе?

Драма - это один из основных родов литературы, который представляет собой произведение в диалогической форме, в котором действие развивается через диалоги и монологи героев. Драма отличается от других жанров тем, что она предназначена для театра и представления на сцене.

Каковы основные тенденции современной драматургии?

Основные тенденции современной драматургии включают эксперименты с формой и структурой драмы, использование различных жанровых элементов и техник, а также обращение к актуальным социальным и политическим темам. Современные драматурги также активно экспериментируют с оформлением элементов драматических произведений, создавая новые приемы и методы выражения своих идей.

Какие элементы современных драматических произведений оформляются?

Оформление элементов современных драматических произведений включает работу с действием, композицией и жанром. Драматурги активно экспериментируют с тем, каким образом организовывать действие на сцене, создавая нестандартные сценические решения. Они также изменяют традиционную структуру и композицию драматических произведений, а также вводят новые жанроподобные элементы.