Святитель Афанасий (Сахаров) как ученик архиепископов Николая (Налимова) и Феодора (Поздеевского) в пастырском душепопечении.
Заказать уникальную дипломную работу- 86 86 страниц
- 75 + 75 источников
- Добавлена 15.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Пастырское душепопечение, как обязанность православного пастыря 6
1.1. Общее пастырское душепопечение во время совершения богослужения 6
1.2. Деятельность пастыря, направленная на преодоление греха и созидания добродетели в человеке 13
1.3. Духовничество как элемент пастырского душепопечения 20
Глава 2. Архиепископы Николай (Налимов) и Феодор (Поздеевский) - духовные наставника святителя Афанасия (Сахарова) 29
2.1. Жизнеописание архиепископа Николая (Налимова) как пастыря и духовника 29
2.2. Жизнеописание архиепископа Феодора (Поздеевского) как пастыря и духовника 38
2.3. Пастырское приёмы в вопросах душепопечения архиепископов Николая (Налимова) и Феодора (Поздеевского) 45
Глава 3. Святитель Афанасий (Сахаров) как пастырь и духовник 53
3.1. Жизнеописание святителя Афанасия (Сахарова) 53
3.2. Пастырское душепопечение о людях святителя Афанасия через совершение богослужений 61
3.3. Святитель Афанасий (Сахаров) как духовник 68
Заключение 76
Список источников и литературы 81
Святитель отмечает: «Избранные псалмы, как составленные из стихов библейских гимнов и богодухновенными словами Священного Писания характеризующие праздник, заслуживают особого внимания и самого тщательного и полного исполнения (еще исследования и понимания). В сущности, псалмы важнее величаний, являющихся припевами к стихам псалмов». Интересно, что сам святитель составил более ста избранных псалмов на различные праздники, и памяти икон Божией Матери и святых, которые могут и должны являться предметом современных исследований.Епископ Афанасий воспринимает страдания, лишения как испытание лично для своей веры, а также веры народа. Свои взгляды он высказывает в труде «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви»: «Наше время – время Божия попущения, время грозного Божия суда над Православной Русской Церковью. Вместе с тем это время очищения Церкви».Епископ Афанасий поясняет, в чем он видит это очищение Церкви. Он говорит о том, что христиане, только по названию, чуждого духа, уходят из церкви, так как выгоды быть православным больше нет, а есть гонения и неудобства; в то же время не случайные, настоящие христиане укрепляются в вере, продолжая оставаться преданными членами Церкви, ищущими вечного спасения. Самым большим лишением для святителя Афанасия в заключении была невозможность посещать храм, но он не терял крепости духа. В письме из неволи к знакомой монахине он пишет: «Безропотно, хотя и со скорбию великой переношу это лишение. Твердо верю, что лишение того, что особенно вожделенно, что дороже всего, Господь примет как жертву, угодную Ему, и утешит в будущей жизни предстоянием в небесном храме Его…» (27.02.1952).Известно, что Святитель Афанасий Сахаров формально никогда не был клиросным служителем. Но фактически с юности, с момента пострига в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, он был участником монастырского уставного богослужения и остался его трепетным служителем на всю свою жизнь. Он был свидетелем роскошного состояния богослужения в Имперской России. И в годы лихолетья, когда вообще никак нельзя было совершать богослужения, а если это и удавалось, то каким-то чрезвычайно скромным, даже, можно выразиться, убогим образом, он продолжал хранить любовь к церковному благочестию. Эта любовь вылилась в то, что он стал создателем совершенно чудной Службы всем русским святым. Он получил на это общецерковное благословение от отцов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг., участником которого он тоже являлся. На соборе было принято решение о воссоздании празднования памяти всех русских святых и о подготовке такой Службы. Тем самым, он является святым отцом-вдохновителем богослужения. После 1917 г. законное устройство прихода, возрождение церковно-приходской общины в том виде, в котором мыслили их профессора-богословы, стало теперь совершенно невозможным. Но зато у каждого ревностного пастыря – епископа, старца, священника появились духовные общины, состоявшие из преданных духовных чад, желающих жить в послушании духовнику, вместе с ним исповедовать свою веру и оставаться верными Христу, по-настоящему учиться у него духовной жизни. Будучи неофициальными, связанными со своим духовным отцом узами любви, а не формально, такие общины оказались менее уязвимыми для гонителей, они легко переходили в «катакомбы», на нелегальное положение, укрывали и поддерживали своих пастырей, сохраняли святыни, священные сосуды, антиминсы, шили облачения, пекли просфоры, пели за богослужением и т. д. Еще незакрытые храмы были наполнены народом, составлявшим собою приход, но цементирующим ядром прихода становилась духовная община, состоящая из наиболее ревностных, преданных Церкви и своему пастырю христиан.Суровая, трудная жизнь гонимых чад Церкви побуждала их искренне, со слезами молиться, надежду возлагать на благодатную помощь Божию, жить целомудренно и чисто, часто причащаться Святых Христовых Таин, ревностное служение Церкви и стояние за веру соединять с готовностью к арестам и ссылкам. Те, кто пережил первые годы гонений, всю жизнь потом вспоминали необыкновенный подъем, участниками которого сподобил их стать Господь, говорили, что это были самые счастливые годы их жизни. Тех христиан пасли святые пастыри – будущие мученики. Множество чудес совершалось по их молитвам. Их святая вера, любовь к Богу и к своим духовным чадам освещали потом весь жизненный путь пасомых. Наиболее активные общины иногда организовывали Братства – уровень легальности их был выше. Эти Братства уже не ставили своей задачей борьбу за трезвость или какие-либо иные социальные цели.В тюрьмах владыкой составлены несколько молебных последований: «Об Отечестве», «О прекращении войн и мире всего мира», «О сущих в скорбях» и многие другие. Перу святителя Афанасия принадлежат: служба Максимовской иконе Божией Матери, величания и песнопения, используемые в современном богослужении. Епископ Афанасий в 1932 году завершил работу по созданию огромного труда «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви», который он посвятил памяти своей горячо любой матери (Матроны Сахаровой, почившей в 1930 году).Святитель Афанасий, переживший более тридцати лет ссылок и тюрем, известный своим неустанным трудом на благо Матери Церкви прежде всего запомнился современникам тем, что несмотря ни на какие трудности и испытания «обладал редкостным даром любви». Владыка твердо уповал на Промысел и милосердие Божие. Любимыми его словами в последние годы был 94-й стих 118-го псалма: «Твой есмь аз, спаси мя!» Об этом он не раз говорил и писал своим близким. «Я сейчас больше, чем прежде, вижу и сознаю свою греховность, но вместе с тем с большим, чем прежде, дерзновением читаю слова 16-го псалма: «Услыши, Боже, правду мою!», ту единственную правду мою, что при всей моей греховности я с 107 Божией помощью иного Бога не знаю, кроме Единого, и к Нему всегда обращаюсь: «Твой есмь аз! Я Твой, Твой – спаси мя!».Жизнь святителя Афанасия стала образцом современного воплощения этих слов в жизнь и примером живой, стойкой, неугасимой веры, безусловной любви и духовного подвига на благо Матери Церкви.Будучи глубоким знатоком богослужения, Афанасий (Сахаров) в течение нескольких лет принимал участие в подготовке к публикации календаря Московской Патриархии и первых выпусков Богослужебных указаний, которые выходили в 50-х годах прошлого века.Богослужебный устав всегда являлся неотъемлемой частью жизни Церкви. Словосочетание «богослужебный устав» можно понимать в двух смыслах: первый ‒ это указания, касающиеся порядка совершения службы, то есть указания на последовательность, количество песнопений и действий священнослужителей, совершаемых в те или иные моменты; такие указания сегодня содержатся в книге Типикон. Второе же значение ‒ это когда к этим указаниям прибавляют еще и сами богослужебные тексты и песнопения всего годового круга, которые содержатся в Минеях, Октоихе, Триоди и других книгах. В своей полноте (во втором значении) богослужебный устав является живым организмом, так как в нем регулярно появляются новые богослужебные тексты, связанные со знаменательными событиями из жизни Церкви или в честь прославленных святых. «Из 50 тысяч церквей Российской империи в 49 тысячах богослужение совершается с чрезвычайными самовольными сокращениями, а также с поспешностью, с дурным чтением и пением». Это своеволие и послужило толчком для воззвания архипастырей к правящему Святейшему Синоду о создании единого приходского богослужебного Устава или хотя бы обозначения минимумов дозволительного сокращения богослужения.В своей книге «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» святитель Афанасий пишет, что наш Типикон представляет собой изложение идеального порядка богослужения, которое берет в качестве образца древнее многочасовое богослужение великих отцов и подвижников. Хотя в настоящее время лишь только в немногих обителях и храмах богослужение в той или иной мере приближается к порядку, изложенному в Типиконе, у нас нет какого-нибудь сокращенного Типикона или приходского богослужебного устава. И это обстоятельство, по словам святителя, имеет большое нравственно-воспитательное значение. По его мнению, наш Типикон в том виде, в каком он существует, является, прежде всего, постоянным напоминанием об идеале православного богослужения. А тот факт, что наше богослужение и наша молитва так далеки от начертанного Типиконом идеала, должен возбуждать в нас чувство смиренного сознания нашего несовершенства.Святитель видит в действующем Уставе указатель к правильному устроению богослужебной жизни. Он пишет: «Наш Типикон – это вехи на пути молитвенном, указывающие нам протоптанные дорожки, прямо ведущие к цели, дорожки, протоптанные и истоптанные святыми угодниками и нашими благочестивыми предками. Зачем уклоняться на иные пути, зачем выискивать новые, когда по этим, как уже изведанным, безопаснее, легче, скорее, с меньшим трудом можно войти в труд всех предшествовавших поколений, пожать то, что уже посеяно иными, между прочим и для нас». Таким образом, святитель Афанасий затрагивает здесь важную проблему воспитательного значения Устава. Святителем Афанасием (Сахаровым) как последователем Николая (Налимова) и Федора (Поздеевского), было написано несколько трудов, в которых он изложил особенности богослужения, уделяя внимание песнопению, богослужебной жизни в целом. Как и любой святитель он уповал на промысел Божий, но при этом активно участвовал в процессах церковного реформирования, особенно в дискуссиях Поместного Собора 1917-1918 гг. касающихся вопросов богослужения – Устава – Типикона. Обращение внимания данного святителя во многом было обусловлено существующими проблемами в приходах, например, касающихся сокращения богослужения. Афанасий (Сахаров) предлагал свои меры не только в рамках церковного управления, но и воспитательного значения богослужения. Однако приход советской власти не дал развиться идеям святителя.3.3. Святитель Афанасий (Сахаров) как духовникЕпископ Афанасий активно противостоял обновленцам, обличая их антицерковную позицию. Известен интересный факт его биографии, связанный с обновленцами. В обновленческом журнале «Вестник Священного Синода» есть упоминание о том, что епископ Афанасий, в отличие от других православных архиереев, согласился присутствовать на епархиальном съезде, который был созван обновленцами 15 сентября 1925 года для подготовки к III-му Поместному Собору. Однако, из дальнейшего описания этого события видно, что он явился туда не как участник, а скорее как обличитель и обвинитель: в молитве участия не принял и не благословил собрание, а только сделал общий поклон и заявил, что ему на этом собрании быть совсем не следует, а явился он только по усиленной просьбе мирян, и за это присутствие на съезде должен просить прощение у митрополита Петра.Выслушав доклад о предстоящем соборе, епископ Афанасий стал говорить, что все обновленцы должны покаяться перед Патриархом или его преемником; что Синодальное (обновленческое) Церковное Управление неканонично и безблагодатно; что новорукоположенные синодальные архиереи – не архиереи, совершаемые ими хиротонии не действительны и посвящаемые ими должны быть перерукополагаемы, что он, епископ Афанасий, и делает. На собор 1 октября они («староцерковники») не пойдут. Для них был бы авторитетен только собор, созванный митрополитом Петром. В случае искреннего покаяния, пожалуй, можно будет принять обновленцев и в сущем сане. Высказав все это, епископ Афанасий удалился.Главной заботой и болью святительского подвига владыки Афанасия было не противодействие властей, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а появление внутри Церкви нового раскола, известного под именем «обновленчества».Семена обновленчества как раскольнического течения, призванного реформировать Российскую Православную Церковь, были посеяны задолго до октябрьского переворота. До революции псевдоправославные новации проникли в стены духовных школ, религиозно-философских обществ и были уделом некоторой части интеллигентствующего духовенства. Революционные власти использовали реформаторские идеи для раскола Церкви, но опирались они не на интеллигентствующее меньшинство, а на огромную массу конформистов и маловеров внутри церковной ограды, усвоивших в прежние времена почитание всякой власти кесаря – и самодержавной, и большевистской.Противостояние святителя Афанасия обновленческому расколу – это не столько борьба с еретическими убеждениями, сколько обличение иудина греха – отступничества от Церкви Христовой, предательства ее святителей, пастырей и мирян в руки палачей.Святитель Афанасий объяснял своей пастве, что раскольники, восставшие против канонического епископата, возглавляемого Патриархом Тихоном, не имеют права совершать Таинства, а потому храмы, в которых они совершают богослужения, безблагодатны. Он заново освящал оскверненные раскольниками церкви, увещевал отступников приносить покаяние вместе с приходом, обличая тех, кто не раскаялся. Запрещая общаться с обновленцами, чтобы усрамить их, он при этом просил не питать к ним злобы за захват ими православных святынь, так как святые, как говорил Преосвященный, всегда бывают духом только с православными.В августе 1941 года Преосвященный Афанасий составил «Молебное пение об Отечестве», исполненное глубокого покаяния и необычайной молитвенной силы, обнимающее все стороны жизни нашего Отечества. В периоды заключений владыкой были составлены молебные пения «О сущих в скорбях и различных обстояниях», «О врагах, ненавидящих и обидящих нас», «О сущих в темницах и заточении», «Благодарение о получении милостыни», «О прекращении войн и о мире всего мира»...Святитель Афанасий поистине пел Богу «дондеже есмь» (Пс.45:1), пел даже во вратах смерти, и Господь сохранил Своего служителя для любимых им Церкви и Отечества.Годы исповедничества веры Христовой в лагерях и тюрьмах, как бы ни были они тяжелы и ужасны, стали на жизненном пути владыки Афанасия не потерей, а приобретением. Они стяжали его смиренной душе тот благодатный свет духа, которого так недостает миру. На этот внутренний свет сразу со всех сторон потянулись люди, каждый со своими наболевшими жизненными вопросами. И люди эти встречались с человеком чистой души, наполненной непрестанной молитвой.Фактически срок лагерного заключения епископа Афанасия закончился 9 ноября 1951 года. Однако после этого его насильно поместили в дом инвалидов в Мордовии. Условия там были не лучше, чем в тюрьме.Удивительно, что за всё время, которое владыка провёл в заключении, он ни разу не возроптал, не озлобился и не пришёл в уныние. Каждый раз, возвращаясь с допросов после долгих избиений, первым делом он принимался благодарить Господа. Потерпеть какую-то скорбь ради Него он считал для себя честью. На свои условия епископ Афанасий никогда не жаловался, ему даже стыдно было за своё «сравнительно спокойное житие». Он считал, что людям, которые остались на свободе, в условиях борьбы с обновленцами, было гораздо тяжелее. «А тюрьмы нам нечего бояться. Здесь лучше, чем на свободе, это я не преувеличивая говорю. Здесь истинная Православная Церковь. Мы здесь как бы взяты в изолятор во время эпидемии», – писал он.Напротив, скорбь ближних, которые переживали за него и, отрывая от себя последнее, присылали владыке какую-то провизию, заставляла его несколько жалеть о своем положении: «Мысль о страданиях за меня моих близких угнетала меня более, чем мои личные злострадания». Помощь от знакомых действительно была огромная. Своим духовным чадам святитель привил особое почитание пророка Илии, которому он молился каждый день в тюрьме, читая им самим составленный тропарь святому. Владыкам считал, что именно по молитвам пророка Илии ему удалось избежать тогда голодной смерти.В таких условиях епископу Афанасию удалось не только не возроптать, но и сохранить своё природное чувство юмора. Когда он отбывал заключение в Уст-Сысольске, то вместе с другими архиереями ему пришлось жить в маленькой избе. Места было мало, а поскольку владыка Афанасий был самым младшим из них, то койку ему пришлось устраивать себе за печкой. Тогда он сам в шутку стал называть себя епископом Запечским.В тюрьме владыка научился искусно делать иконы и кресты для священников. Ещё более удивительно, что в таких нереальных условиях ему удавалось совершать службу и во всём следовать Уставу. Суточный круг богослужения он проходил ежедневно по памяти. Никогда не давал себе поблажек относительно положенного поста. И при этом епископ Афанасий смог также продолжить свой труд по исправлению службы Всем Российским святым.Никто никогда не слышал от владыки ни слова ропота на тюремное прошлое. Каждого пришедшего встречал он незлобием, добротой, участием и любовью. Он делился с каждым своим богатым жизненным опытом, раскрывал смысл Евангелия и житий святых угодников Божиих, помогал пастырям приводить пасомых к истинному покаянию.Святитель любил в жизни все прекрасное, видя в нем отблеск вечности, и умел находить это прекрасное повсюду. Живя в Петушках, владыка получал до 800 писем в год, поддерживая переписку со многими бывшими соузниками, скорби которых переживал как свои. К Рождеству и Пасхе он посылал по 30–40 посылок нуждающимся в помощи и утешении.Духовные дети владыки Афанасия вспоминают, как он был прост и внимателен в общении, как ценил самую малую услугу, за которую всегда старался отблагодарить.Живя скромно, он почти не обращал внимания на внешность людей. Не любил славу и честь людскую, учил творить добро только во славу Божию, чтобы не лишиться будущего воздаяния. Наставлял, что таланты – это дар Божий и ими нельзя гордиться.Однажды на вопрос «Как спастись?» он ответил: «Самое главное – это вера. Без веры никакие самые лучшие дела не спасительны, потому что вера – фундамент всего. А второе – это покаяние. Третье –молитва, четвертое – добрые Дела. И хуже всякого греха – отчаяние». К покаянию владыка учил прибегать как можно чаще, сразу, как только осознается грех, – очищать душу слезами покаяния.Молитвазаполняла всю жизнь святителя и была такой живой и сильной, что молящиеся с ним отрешались от всего земного. И многие по его молитве получали скорую помощь. Владыка часто говорил, что в трудных случаях жизни надо молитвенно прибегать к тому святому, чье имя ты носишь. Молитвенному обращению к нашим заступникам – святым Православной Церкви – он вообще придавал особое значение. Прозорливость свою владыка скрывал, обнаруживая ее в исключительных случаях и только ради пользы ближних, к нуждам которых никогда не оставался равнодушным и чьи немощи нес так терпеливо...Таким образом, Афанасий (Сахаров) как духовник подавал пример своим ученикам. Полжизни проведя в тюрьмах, он не озлобился, всю жизнь опирался на молитву, принимал все удары судьбы, в непростое время. При этом его наследие имеет важное значение и для современного развития. Им были написаны различные труды, в рамках которых он поднимает насущные проблемы духовничества. Но самый главный аспект всех его трудов заключается в силе его духа, не сломленного под тяжестью лагерей, а вера в Бога, даже в таких сложных условиях, не только тюрем, но и непринятия власти церквей, религии, уничтожения всего церковного. Выводы по главе 3.Афанасий (Сахаров) как и великое множество таких заурядных русских священников стало священномучениками во время гонений, последовавших при советской власти. Народ любил их и научался у них христианской нравственной жизни. Но не все были добрыми пастырями, что обнаружилось в советское же время обновленческим предательством. Соответственно этому значительная часть народа предала свою веру, допустила разграбление храмов и монастырей, аресты и убийства священников, поругание и уничтожение святынь.Чтобы быть христианином нужно было теперь жертвовать очень многим в жизни, а часто – и самой жизнью. Каждый епископ и священник оказывался перед выбором: или ценой предательства сохранить некоторое видимое благополучие, или же, оставаясь верным, идти в тюрьмы, в ссылки, в лагеря. Христианская жизнь с необходимостью становилась подвигом веры и верности Христу. В таком подвиге требовалась благодатная помощь Божия, руководство опытного духовника, пример стойкости, мужества, любви, терпения, смирения, кротости. Значение пастырского руководства, душепопечительской деятельности необыкновенно возрастало. Лишившись административно-хозяйственных забот и обязанностей, епископы и священники всецело отдались богослужению, молитве и душепопечению. Споры и реформы, предложенные в Предсоборном присутствии и на Соборе, ушли в прошлое.Святителем Афанасием (Сахаровым) как последователем Николая (Налимова) и Федора (Поздеевского), было написано несколько трудов, в которых он изложил особенности богослужения, уделяя внимание песнопению, богослужебной жизни в целом. Как и любой святитель он уповал на промысел Божий, но при этом активно участвовал в процессах церковного реформирования, особенно в дискуссиях Поместного Собора 1917-1918 гг. касающихся вопросов богослужения – Устава – Типикона. Обращение внимания данного святителя во многом было обусловлено существующими проблемами в приходах, например, касающихся сокращения богослужения. Афанасий (Сахаров) предлагал свои меры не только в рамках церковного управления, но и воспитательного значения богослужения. Однако приход советской власти не дал развиться идеям святителя.Афанасий (Сахаров) как духовник подавал пример своим ученикам. Полжизни проведя в тюрьмах, он не озлобился, всю жизнь опирался на молитву, принимал все удары судьбы, в непростое время. При этом его наследие имеет важное значение и для современного развития. Им были написаны различные труды, в рамках которых он поднимает насущные проблемы духовничества. Но самый главный аспект всех его трудов заключается в силе его духа, не сломленного под тяжестью лагерей, а вера в Бога, даже в таких сложных условиях, не только тюрем, но и непринятия власти церквей, религии, уничтожения всего церковного.ЗаключениеВ ходе проведенного исследования были решены следующие задачи:изучено общее пастырское душепопечение во время совершения богослужения;рассмотрена деятельность пастыря, направленная на преодоления греха и созидания добродетели в человеке;исследовано духовничество как элемент пастырского душепопечения;определены особенности жизнеописания архиепископа Николая (Налимова) как пастыря и духовника;выявлены особенности жизнеописания архиепископа Феодора (Поздеевского) как пастыря и духовника;охарактеризованы пастырское приёмы в вопросах душепопечения архиепископов Николая (Налимова) и Феодора (Поздеевского);дано жизнеописание святителя Афанасия (Сахарова);проанализировано пастырское душепопечение о людях святителя Афанасия через совершение богослужений;оценена роль Святителя Афанасия (Сахарова) как духовника.Душепопечение – одно из ключевых направлений деятельности пастыря, его заботе, как о приходе так и о прихожанах, нуждающихся в помощи. Пастырь олицетворяет собой духовное лицо, которое обладает наставническими полномочиями, особой духовной настроенностью, которая оказывает влияние на развитие прихода, и каждого человека. Анализ богословской мысли о роли пастыря о душепопечении показывает, что богословы подчеркивают значимость и важность деятельности пастыря, и, прежде всего, в богослужении. Богослужение отражает взаимодействие человека и Бога. Богослужения содействуют переосмыслению существования личности.Православное пастырское служение трактуется как деятельность православных священников, направленная на оказание духовно-просветительной, богослужебной, душепопечительной и нравственной помощи всем нуждающимся. Пастырь должен быть примером добродетели. Православное слово помогает глубже прочувствовать ту истину, что именно в любви заключается возможность духовного роста, без которого нет цельности и полноты человеческого бытия. Священник объясняет, что даже самое тяжелое грехопадение не лишает человека любви Божией и что, пока человек жив, всегда есть возможность покаяния, ведущего к спасению.Духовничество это способность просвещать и врачевать души людей от греха с помощью благодати Божией.Чтобы быть духовником, недостаточно только дара священства, необходим и большой личный опыт победы над своими грехами и страстями, и обязательно твердая вера и прочная укорененность в православной духовной традиции, то есть духовный опыт многих поколений, который передается от опытных духовников ученикам неформально, в реальной жизни и общении, через послушание.Деятельность Николая (Налимова) была связана с руководством на различных территориях в качестве епископа, что выражалось как в деятельности по работе с прихожанами, так и в рамках глобальных целей, строительства храмов. Николай (Налимов) координировал всех членов церковного управления в рамках различных епархий в конце XIX в.. Епископ Николай (Налимов) способствовал росту авторитета некоторых епархий, увеличению численности его членов (а значит, и членских взносов), всячески поддерживал деятельность его членов и опекал их. Николай (Налимов) сыграл роль и в научной деятельности в рамках работы семинарий: Смоленской и Санкт-Петербургской.Таким образом, период управления преосвященным Николаем (Налимовым) стал важным некоторых епархий в плане упрочения позиций местного духовенства среди местного населения. Николай (Налимов) оказывал содействие развитию миссионерской работы и религиозно-просветительской работы в губерниях. Жизнь и деятельность Феодора (Поздеевского) показывает, что он был монахом и преподавателем, работал в нескольких духовных семинариях: Казанской, Тамбовской и Московской, а также в Московской духовной академии. Феодор (Поздеевский) внес существенный вклад в развитие духовного руководства, что выразилось в развитии программы наставничества, а также совершенствовании духовной академии и семинарий. Большое значение в жизни Феодора (Поздеевского) имела его оппозиция, когда он был наставником Московского Данилова монастыря. Он был несколько раз арестован, прибывал в ссылке. Даниловская оппозиция во многом показала не столько борьбу с даниловцами сколько противоречия во взаимодействии Церкви и государства.Пастырские приемы Николая (Налимова) и Федора (Поздеевского) в большей степени касались духовного руководство в рамках развития образования и наставничества. Это во многом было связано с тем, что оба пастыря в начале своей жизнедеятельности возглавляли духовные семинарии и академии. Значение имели взгляды данных священнослужителей в рамках взаимодействия Церкви с властью. Николай (Налимов) выступал против вовлечения духовенства в политику. Федор (Поздеевский) в конце жизни оказался в оппозиции к власти. Однако нельзя не отметить важную роль данных деятельней как епископов и архиепископов, которых восхваляли миссионерскую деятельность, указывали на роль православия в жизни прихожан. Также Федор (Поздеевский) высказывал мнения и составил программу воспитания и организации жизни ученого монашества, которая имела несколько частей: воспитание будущего ученого монаха в академии и организация его дальнейшей монашеской жизни и ученой деятельности.Афанасий (Сахаров) как и великое множество таких заурядных русских священников стало священномучениками во время гонений, последовавших при советской власти. Народ любил их и научался у них христианской нравственной жизни. Но не все были добрыми пастырями, что обнаружилось в советское же время обновленческим предательством. Соответственно этому значительная часть народа предала свою веру, допустила разграбление храмов и монастырей, аресты и убийства священников, поругание и уничтожение святынь.Чтобы быть христианином нужно было теперь жертвовать очень многим в жизни, а часто – и самой жизнью. Каждый епископ и священник оказывался перед выбором: или ценой предательства сохранить некоторое видимое благополучие, или же, оставаясь верным, идти в тюрьмы, в ссылки, в лагеря. Христианская жизнь с необходимостью становилась подвигом веры и верности Христу. В таком подвиге требовалась благодатная помощь Божия, руководство опытного духовника, пример стойкости, мужества, любви, терпения, смирения, кротости. Значение пастырского руководства, душепопечительской деятельности необыкновенно возрастало. Лишившись административно-хозяйственных забот и обязанностей, епископы и священники всецело отдались богослужению, молитве и душепопечению. Споры и реформы, предложенные в Предсоборном присутствии и на Соборе, ушли в прошлое.Святителем Афанасием (Сахаровым) как последователем Николая (Налимова) и Федора (Поздеевского), было написано несколько трудов, в которых он изложил особенности богослужения, уделяя внимание песнопению, богослужебной жизни в целом. Как и любой святитель он уповал на промысел Божий, но при этом активно участвовал в процессах церковного реформирования, особенно в дискуссиях Поместного Собора 1917-1918 гг. касающихся вопросов богослужения – Устава – Типикона. Обращение внимания данного святителя во многом было обусловлено существующими проблемами в приходах, например, касающихся сокращения богослужения. Афанасий (Сахаров) предлагал свои меры не только в рамках церковного управления, но и воспитательного значения богослужения. Однако приход советской власти не дал развиться идеям святителя.Афанасий (Сахаров) как духовник подавал пример своим ученикам. Полжизни проведя в тюрьмах, он не озлобился, всю жизнь опирался на молитву, принимал все удары судьбы, в непростое время. При этом его наследие имеет важное значение и для современного развития. Им были написаны различные труды, в рамках которых он поднимает насущные проблемы духовничества. Но самый главный аспект всех его трудов заключается в силе его духа, не сломленного под тяжестью лагерей, а вера в Бога, даже в таких сложных условиях, не только тюрем, но и непринятия власти церквей, религии, уничтожения всего церковного.Список источников и литературыАлексин К.В. Пастырское попечение как дисциплина и направление подготовки // Вестник русской христианской гуманитарной академии 2018. Т. 19. № 3. С. 240-248. Антоний, митрополит Киевский и Галицкий (Храповицкий). Собрание лекций и статей по пастырскому богословию. М., 1909. С. 11.Архивы Кремля: В 20 кн. / Кн. 1: Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. М.;Новосибирск, 1997. Архимандрит Киприан (Керн) Православное пастырское служение // [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/pravoslavnoe-pastyrskoe-sluzhenie/1_1Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич. епископ). Письма епископа Афанасия // Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского / сост., предисл. и примеч. О. В. Косик. - М: Изд-во ПСТБИ, 2000. Афанасий (Сахаров), свт. Величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые, идеже их храм или идеже празднование им с полиелеем // Славы Божией ревнитель. Жизнеописание и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова). М.: Срет. м-рь, 2006. Белохвостиков Е. По монастырям Пензенского края. П., 2010.Бощановский В. Жизнь во Христе. Лекции по нравственному и пастырскому богословию. – N.Y., 1999.Веруйте во Свет, да сынове Света будете // [Электронный ресурс]: https://pravoslavnaya-obshina.ru/1993/no16-18/article/e-ch-veruitevo-svet-da-synove-sveta-budete/Вестник Священного Синода 1926 г. № 7. С.8.Высота и важность священнического звания // Руководство для сельских пастырей. 1891. № 23. С. 202-205.Гервасий (Малинин), еп. Курский и Обоянский. Одна из прежних попыток староцерковников к примирению со Св. Синодом Р. П. Ц. // Вестник Священного Синода. 1927. № 4Григорий Богослов свт. Творения в 2 т.Т. 1 Слова. – М., 2010. Григорий Богослов, свт. Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении во пресвитера и потом возвращение оттуда, также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ. // [Электронный ресурс] http://www.orthlib.ru/Gregory_Nazianzen/pont.htmlГригорий Двоеслов, свт. Правило пастырское или о пастырском служении. Киев: тип. И. и А. Даридеко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872.Григорьев Г.И. Богословские аспекты аддиктивного поведения: основания и современный опыт // Теология и образование 2018. № 1. С. 482-493. Гумелевский Ф. Историческое учение об отцах церкви. В 4-х тт. – М.1996. Т.1. Дворжанский А.И. Деятельность комиссии по отделению церкви от государства. Обследование монастырей Сердобского уезда // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии 2015. № 1(1). С. 56-66. С. 56.Денисов А.А. Старчество как неформальный феномен церковный институт и его место в основных моделях церковно-государственных отношений //В сборнике:Многоуровневое образование в социальном пространстве города Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции. Подобщ. ред. А.И. Барановского. 2018. Древо-инфо// [Электронный ресурс] http:// drevo-info.Житие святителя Афанасия, епископа Ковровского, исповедника и песнописца. М.: «Отчий дом», 2000. Ивочкин Д.А. Вклад духовенства смоленской епархии в развитие естественных наук во второй половине XIX-начале XX века // Преподаватель XXI 2016. № 3-2. С. 278-290. Избранные письма/Свт. Афанасий исп., еп. Ковровский. сост. О. В. Косик. М: Православ. Свято-Тихонов. Гуманитар. Ун-т, 2012.Иннокентий (Вениаминов), свт. Наставление священнику, назначенному для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру // Он же. Избранные труды. М., 1997. Иоанн (Алексеев), схиигумен. ПисьмаВалаамского старца. Письмо 15. // [Электронный ресурс]:https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamskij/pisma_valaamskogo_starca/#1_15Иоанн Златоуст свт. Полное собрание творений – СПб., 1905. Т. 1 Кн. 2. Иоанн Златоуст, свт О священстве (шесть слов). Слово 2. // // [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_svyashenstve/#1_2Иоанн Кронштадтский, св. прав. Христианская философия. СПб., 1902. Репринт: М., 1992.Косик О. В. Патриаршее управление и ОГПУ (1923–1924 гг.). Выдержка из письма А. Д. Самарина деятелям Зарубежной Церкви с изложением событий церковной жизни в России // Вестник ПСТГУ. 2004. № 4. С. 58-65.Campbell A. Pastoral Care, Nature of // A Dictionary of Pastoral Care / еd. by A. V. Campbell. — London: SPCK, 1990.Кравецкий А. «Святитель Афанасий Ковровский. Биографический очерк. Владимир: Транзит-Икс, 2007. Кравецкий А.Г. Святитель Афанасий Ковровский //биографический очерк / Александр Кравецкий. Владимир, 2007. Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова) (E.В. Апушкина) http://azbuka.ru/days/sv-afanasij-saharovКрючков В. К вопросу о системообразующей роли духовности и пастырском попечении в контексте теологической отрасли знаний // Теология и образование 2018. № 1. С. 285-290. Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века. СПб., 2006. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. Кн. 9: Материалы по истории Церкви. Леонтий, еп. Чилийский. Воспоминания, 1917–1940 годы. Рукопись. Цит. по: Иоанна (Помазанская), монахиня. Исповеднический путь владыки Феодора. Жизнеописание архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского), последнего ректора Московской Духовной Академии // Православная жизнь. Джорданвилль. 1995. № 9 (549). С. 23-27.Лествица. Ст.26, сл.237. М. 1999.Лисюнин В., прот. Консервативное православное духовенство как общественно-политическая сила в начале XX века (по материалам Тамбовской епархии) // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 172. С. 151-160. Макаров И.В. Этическая парадигма современного пастырства // Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки. Материалы IX международной научно-богословской конференции, посвященной 100-летию начала мученического и исповеднического подвига русской православной церкви. 2018. С. 337-342. Mills L. O. Pastoral Care (History, Traditions, and Definitions) // Dictionary of Pastoral Care and Counceling / еd. by R. Hunter.‒ Nashville, 1990. Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского / Сост., предисл. и примеч. О. В. Косик. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. Мошненко А. В. Православное духовенство и Союз русского народа: проблемы взаимоотношений // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4 «История». 2014. № 4 (28). С. 14-22. Настольная книга священнослужителя // [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/nastolnaja-kniga-svjashhennosluzhitelja-tom-8/28Николай Налимов Николай Александрович), архп.Владимирский и Суздальский // [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshevskij/russkie-pravoslavnye-ierarhi-perioda-s-1893-po-1965-gody-chast-5/48Ншан Петросян, иером. Душепопечение. https://azbyka.ru/dushepopechenieОпарин Г.М. Новое содержание служения пастыря в условиях современного общества // Вестник оренбургской духовной семинарии 2019. № 2(11). С. 364-369. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // [Электронный ресурс]: https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 1. М., 2004. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе: В 2 т. Т. 1. М.: Крутицкое подворье, 2004. Павленко Н. История России с древнейших времен до 1861 года – М.: Высшая школа, 2000. Перистый Е., игумен. Пастырская помощь душевнобольным // Консультативная психология и психотерапия. 1998. № 1. С. 151-181. Поздеевский Феодор (Поздеевский), архим. Об ученом монашестве // Мирный труд. 1909. № 6. С. 63–75. Полянский П. Первое послание святого апостола Павла к Тимофею: Опыт историко-экзегетического исследования. Сергиев Посад, 1897.Почепцов С.С. Святитель Иннокентий (Вениаминов) о пастырском служении // Труды белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) 2018. № 8. С. 88-92. Протоирей Алексей Емельянов «Церковное пение мы не мыслим в отрыве от богослужения» // [Электронный ресурс]: https://pstgu.ru/actual/tserkovnoe-penie-my-ne-myslim-v-otryve-ot-bogosluzheniya/tserkovnoe-penie-my-ne-myslim-v-otryve-ot-bogosluzheniya/Святитель Афанасий (Сахаров) О поминовении усопших по уставу Православной Церкви // [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Saharov/o-pominovenii-usopshikh-po-ustavu-pravoslavnoi-cerkvi/Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописиц. – СТСЛ, 2013. Святитель Афанасий Ковровский (Сергий Григорьевич Сахаров, 1887 – 1962) // [Электронный ресурс]: http://www.fudel.ru/personalia/afanasij_kovrovskij_svt/Святость. // [Электронный ресурс]: https://azbuka.ru/svyatostСлободской С. Закон Божий. Для семьи и Школы. М.: Данилов мужской монастырь, 2015. Смиренный Афанасий, Божиею милостию православный Епископ Ковровский». (Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич. епископ). Письма епископа Афанасия // Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского / сост., предисл. и примеч. О. В. Косик. - М: Изд-во ПСТБИ, 2000. Смирнов С.И. Исповедь и покаяние в древних монастырях Востока // Богословский Вестник. Январь. СПб., 1905. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917 гг.М., 1996. Ч.1. С.37.Сухова Н.Ю. «Благословите себя включить в новоиноческий союз...» Письма митрополита Антония (храповицкого) к епископу Борису (Плотникову) (1886-1900 гг.) // Вестник православного свято-тихоновского гуманитарного университета. серия 2: история. История русской православной церкви. 2015. № 5-2. С. 67-89. Сухова Н.Ю., Хондзинский П. Пастырское богословие в системе дореволюционного духовного образования на примере Московской духовной академии // Богословский вестник 2010. № 11-12.С. 291-341. Титов Г.И. прот. История священства и левитства ветхозаветной церкви. Тифлис, 1878. Титов Г.И. прот. К вопросу о ветхозаветном священстве и левитстве. //Странник. 1879. № 4. С. 187.Трапани Н. В.Епископ Афанасий (Сахаров) : (Воспоминания) // Молитва всех вас спасет : Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского / сост., предисл. и примеч. О. В. Косик. - М. : Изд-во ПСТБИ, 2000. Феофан Затворник, свт. Толкование на второе послание к Тимофею (2 Тим. 2:5) // [Электронный ресурс]: http://bible.optina.ru/new:2tim:02:05Церковные ведомости, 1914, № 29Что такое православная духовность? [Электронный ресурс] , URL: https://azbyka.ru/chto-takoepravoslavnaya-duxovnostЧубаров П.А. Пастырское консультирование в структуре православного душепопечения // Социальное служение православной церкви: проблемы, практики, перспективы. Материалы научно-практической конференции. 2017. С. 233-238. Щелкачев А. Поместный Собор 1917-1918 г. и единство церкви // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2011. Т. 1. № 21. С. 275-277.Экземплярский В.И., проф. Библейское и Святоотеческое учение о сущности священства. Киев, 1904.
1. Алексин К.В. Пастырское попечение как дисциплина и направление подготовки // Вестник русской христианской гуманитарной академии 2018. Т. 19. № 3. С. 240-248.
2. Антоний, митрополит Киевский и Галицкий (Храповицкий). Собрание лекций и статей по пастырскому богословию. М., 1909. С. 11.
3. Архивы Кремля: В 20 кн. / Кн. 1: Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. М.;Новосибирск, 1997.
4. Архимандрит Киприан (Керн) Православное пастырское служение // [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/pravoslavnoe-pastyrskoe-sluzhenie/1_1
5. Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич. епископ). Письма епископа Афанасия // Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского / сост., предисл. и примеч. О. В. Косик. - М: Изд-во ПСТБИ, 2000.
6. Афанасий (Сахаров), свт. Величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые, идеже их храм или идеже празднование им с полиелеем // Славы Божией ревнитель. Жизнеописание и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова). М.: Срет. м-рь, 2006.
7. Белохвостиков Е. По монастырям Пензенского края. П., 2010.
8. Бощановский В. Жизнь во Христе. Лекции по нравственному и пастырскому богословию. – N.Y., 1999.
9. Веруйте во Свет, да сынове Света будете // [Электронный ресурс]: https://pravoslavnaya-obshina.ru/1993/no16-18/article/e-ch-veruitevo-svet-da-synove-sveta-budete/
10. Вестник Священного Синода 1926 г. № 7. С.8.
11. Высота и важность священнического звания // Руководство для сельских пастырей. 1891. № 23. С. 202-205.
12. Гервасий (Малинин), еп. Курский и Обоянский. Одна из прежних попыток староцерковников к примирению со Св. Синодом Р. П. Ц. // Вестник Священного Синода. 1927. № 4
13. Григорий Богослов свт. Творения в 2 т.Т. 1 Слова. – М., 2010.
14. Григорий Богослов, свт. Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении во пресвитера и потом возвращение оттуда, также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ. // [Электронный ресурс] http://www.orthlib.ru/Gregory_Nazianzen/pont.html
15. Григорий Двоеслов, свт. Правило пастырское или о пастырском служении. Киев: тип. И. и А. Даридеко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872.
16. Григорьев Г.И. Богословские аспекты аддиктивного поведения: основания и современный опыт // Теология и образование 2018. № 1. С. 482-493.
17. Гумелевский Ф. Историческое учение об отцах церкви. В 4-х тт. – М.1996. Т.1.
18. Дворжанский А.И. Деятельность комиссии по отделению церкви от государства. Обследование монастырей Сердобского уезда // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии 2015. № 1(1). С. 56-66. С. 56.
19. Денисов А.А. Старчество как неформальный феномен церковный институт и его место в основных моделях церковно-государственных отношений //В сборнике: Многоуровневое образование в социальном пространстве города Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции. Под общ. ред. А.И. Барановского. 2018.
20. Древо-инфо// [Электронный ресурс] http:// drevo-info.
21. Житие святителя Афанасия, епископа Ковровского, исповедника и песнописца. М.: «Отчий дом», 2000.
22. Ивочкин Д.А. Вклад духовенства смоленской епархии в развитие естественных наук во второй половине XIX-начале XX века // Преподаватель XXI 2016. № 3-2. С. 278-290.
23. Избранные письма/Свт. Афанасий исп., еп. Ковровский. сост. О. В. Косик. М: Православ. Свято-Тихонов. Гуманитар. Ун-т, 2012.
24. Иннокентий (Вениаминов), свт. Наставление священнику, назначенному для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру // Он же. Избранные труды. М., 1997.
25. Иоанн (Алексеев), схиигумен. Письма Валаамского старца. Письмо 15. // [Электронный ресурс]:https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamskij/pisma_valaamskogo_starca/#1_15
26. Иоанн Златоуст свт. Полное собрание творений – СПб., 1905. Т. 1 Кн. 2.
27. Иоанн Златоуст, свт О священстве (шесть слов). Слово 2. // // [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_svyashenstve/#1_2
28. Иоанн Кронштадтский, св. прав. Христианская философия. СПб., 1902. Репринт: М., 1992.
29. Косик О. В. Патриаршее управление и ОГПУ (1923–1924 гг.). Выдержка из письма А. Д. Самарина деятелям Зарубежной Церкви с изложением событий церковной жизни в России // Вестник ПСТГУ. 2004. № 4. С. 58-65.
30. Campbell A. Pastoral Care, Nature of // A Dictionary of Pastoral Care / еd. by A. V. Campbell. — London: SPCK, 1990.
31. Кравецкий А. «Святитель Афанасий Ковровский. Биографический очерк. Владимир: Транзит-Икс, 2007.
32. Кравецкий А.Г. Святитель Афанасий Ковровский //биографический очерк / Александр Кравецкий. Владимир, 2007.
33. Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова) (E.В. Апушкина) http://azbuka.ru/days/sv-afanasij-saharov
34. Крючков В. К вопросу о системообразующей роли духовности и пастырском попечении в контексте теологической отрасли знаний // Теология и образование 2018. № 1. С. 285-290.
35. Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века. СПб., 2006.
36. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. Кн. 9: Материалы по истории Церкви.
37. Леонтий, еп. Чилийский. Воспоминания, 1917–1940 годы. Рукопись. Цит. по: Иоанна (Помазанская), монахиня. Исповеднический путь владыки Феодора. Жизнеописание архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского), последнего ректора Московской Духовной Академии // Православная жизнь. Джорданвилль. 1995. № 9 (549). С. 23-27.
38. Лествица. Ст.26, сл.237. М. 1999.
39. Лисюнин В., прот. Консервативное православное духовенство как общественно-политическая сила в начале XX века (по материалам Тамбовской епархии) // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 172. С. 151-160.
40. Макаров И.В. Этическая парадигма современного пастырства // Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки. Материалы IX международной научно-богословской конференции, посвященной 100-летию начала мученического и исповеднического подвига русской православной церкви. 2018. С. 337-342.
41. Mills L. O. Pastoral Care (History, Traditions, and Definitions) // Dictionary of Pastoral Care and Counceling / еd. by R. Hunter.‒ Nashville, 1990.
42. Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского / Сост., предисл. и примеч. О. В. Косик. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000.
43. Мошненко А. В. Православное духовенство и Союз русского народа: проблемы взаимоотношений // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4 «История». 2014. № 4 (28). С. 14-22.
44. Настольная книга священнослужителя // [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/nastolnaja-kniga-svjashhennosluzhitelja-tom-8/28
45. Николай Налимов Николай Александрович), архп.Владимирский и Суздальский // [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshevskij/russkie-pravoslavnye-ierarhi-perioda-s-1893-po-1965-gody-chast-5/48
46. Ншан Петросян, иером. Душепопечение. https://azbyka.ru/dushepopechenie
47. Опарин Г.М. Новое содержание служения пастыря в условиях современного общества // Вестник оренбургской духовной семинарии 2019. № 2(11). С. 364-369.
48. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // [Электронный ресурс]: https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/
49. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 1. М., 2004.
50. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе: В 2 т. Т. 1. М.: Крутицкое подворье, 2004.
51. Павленко Н. История России с древнейших времен до 1861 года – М.: Высшая школа, 2000.
52. Перистый Е., игумен. Пастырская помощь душевнобольным // Консультативная психология и психотерапия. 1998. № 1. С. 151-181.
53. Поздеевский Феодор (Поздеевский), архим. Об ученом монашестве // Мирный труд. 1909. № 6. С. 63–75.
54. Полянский П. Первое послание святого апостола Павла к Тимофею: Опыт историко-экзегетического исследования. Сергиев Посад, 1897.
55. Почепцов С.С. Святитель Иннокентий (Вениаминов) о пастырском служении // Труды белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) 2018. № 8. С. 88-92.
56. Протоирей Алексей Емельянов «Церковное пение мы не мыслим в отрыве от богослужения» // [Электронный ресурс]: https://pstgu.ru/actual/tserkovnoe-penie-my-ne-myslim-v-otryve-ot-bogosluzheniya/tserkovnoe-penie-my-ne-myslim-v-otryve-ot-bogosluzheniya/
57. Святитель Афанасий (Сахаров) О поминовении усопших по уставу Православной Церкви // [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Saharov/o-pominovenii-usopshikh-po-ustavu-pravoslavnoi-cerkvi/
58. Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописиц. – СТСЛ, 2013.
59. Святитель Афанасий Ковровский (Сергий Григорьевич Сахаров, 1887 – 1962) // [Электронный ресурс]: http://www.fudel.ru/personalia/afanasij_kovrovskij_svt/
60. Святость. // [Электронный ресурс]: https://azbuka.ru/svyatost
61. Слободской С. Закон Божий. Для семьи и Школы. М.: Данилов мужской монастырь, 2015.
62. Смиренный Афанасий, Божиею милостию православный Епископ Ковровский». (Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич. епископ). Письма епископа Афанасия // Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского / сост., предисл. и примеч. О. В. Косик. - М: Изд-во ПСТБИ, 2000.
63. Смирнов С.И. Исповедь и покаяние в древних монастырях Востока // Богословский Вестник. Январь. СПб., 1905.
64. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917 гг. М., 1996. Ч. 1. С.37.
65. Сухова Н.Ю. «Благословите себя включить в новоиноческий союз...» Письма митрополита Антония (храповицкого) к епископу Борису (Плотникову) (1886-1900 гг.) // Вестник православного свято-тихоновского гуманитарного университета. серия 2: история. История русской православной церкви. 2015. № 5-2. С. 67-89.
66. Сухова Н.Ю., Хондзинский П. Пастырское богословие в системе дореволюционного духовного образования на примере Московской духовной академии // Богословский вестник 2010. № 11-12.С. 291-341.
67. Титов Г.И. прот. История священства и левитства ветхозаветной церкви. Тифлис, 1878.
68. Титов Г.И. прот. К вопросу о ветхозаветном священстве и левитстве. //Странник. 1879. № 4. С. 187.
69. Трапани Н. В. Епископ Афанасий (Сахаров) : (Воспоминания) // Молитва всех вас спасет : Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского / сост., предисл. и примеч. О. В. Косик. - М. : Изд-во ПСТБИ, 2000.
70. Феофан Затворник, свт. Толкование на второе послание к Тимофею (2 Тим. 2:5) // [Электронный ресурс]: http://bible.optina.ru/new:2tim:02:05
71. Церковные ведомости, 1914, № 29
72. Что такое православная духовность? [Электронный ресурс] , URL: https://azbyka.ru/chto-takoepravoslavnaya-duxovnost
73. Чубаров П.А. Пастырское консультирование в структуре православного душепопечения // Социальное служение православной церкви: проблемы, практики, перспективы. Материалы научно-практической конференции. 2017. С. 233-238.
74. Щелкачев А. Поместный Собор 1917-1918 г. и единство церкви // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2011. Т. 1. № 21. С. 275-277.
75. Экземплярский В.И., проф. Библейское и Святоотеческое учение о сущности священства. Киев, 1904.
Вопрос-ответ:
Какова роль Святителя Афанасия Сахарова в пастырском душепопечении?
Святитель Афанасий Сахаров был учеником архиепископов Николая Налимова и Феодора Поздеевского и активно занимался пастырским душепопечением. Он не только вел богослужения и проповедовал, но и лично заботился о духовном благополучии своих прихожан. Он помогал им в преодолении греха и развитии добродетелей, а также был их духовным наставником и советником. В своей деятельности он стремился следовать примеру Иисуса Христа и помочь людям обрести истинную веру и духовное спасение.
Какую роль играет пастырское душепопечение для православного пастыря?
Пастырское душепопечение является одной из основных обязанностей православного пастыря. Оно заключается в заботе о духовном благополучии прихожан, их духовном росте и спасении. Пастырь должен быть готов помогать людям в их духовной борьбе, направлять их на путь истины и добродетели, а также быть готовым ответить на их вопросы и проблемы. Пастырское душепопечение требует от пастыря мудрости, терпения, любви и милосердия, так как каждый человек уникален и нуждается в индивидуальном подходе.
Как пастырь осуществляет пастырское душепопечение во время совершения богослужения?
Пастырское душепопечение во время богослужения заключается в том, что пастырь помогает прихожанам в их духовной жизни и обращении к Богу. Он руководит богослужением, проводит проповеди и беседы, а также отвечает на вопросы верующих. Пастырь пытается создать атмосферу единства и благочестия, чтобы каждый прихожанин мог почувствовать присутствие Божие и получить духовное питание и наставления.
Какой был ученик Афанасий Сахаров?
Афанасий Сахаров был учеником архиепископов Николая Налимова и Феодора Поздеевского в пастырском душепопечении.
Что такое пастырское душепопечение?
Пастырское душепопечение - это обязанность православного пастыря по заботе о духовном состоянии прихожан и помощи им в духовном росте и преодолении греха.
Какое значение имеет пастырское душепопечение во время совершения богослужения?
При совершении богослужения пастырское душепопечение осуществляется через общее руководство и наставление верующих, направленное на правильное понимание и участие в богослужении.
Какие цели преследует пастырь в своей деятельности?
Пастырь стремится помочь верующим преодолеть грех и развить добродетель в себе, вести их к духовному росту и спасению.
Чем отличается духовничество в пастырском душепопечении?
Духовничество представляет собой один из элементов пастырского душепопечения и выражается в духовном руководстве, наставлении и поддержке верующих в их духовном пути.