115-фз механизм и его действия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Банковское дело
  • 26 26 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 18.04.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение……………………………………………………………………….... 3

Глава 1. Теоретические основы 115-ФЗ противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ПОД/ФТ) в банковской системе РФ 5
1.1 Сущность ПОД/ФТ и ее основные элементы 5
1.2 Нормативно-правовая база 115-ФЗ по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 7
1.3 Место и роль коммерческих банков в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 9

Глава 2. Исследование механизмов контроля 115-ФЗ в деятельности коммерческих банков 12
2.1 Состояние реализации коммерческими банками мероприятий в области ПОД/ФТ 12
2.2 Проблемы механизмов контроля 115-ФЗ коммерческими банками, обременительность закона 115-ФЗ для банковской деятельности и клиентов банка 14
2.3 Рекомендации по построению эффективной системы внутреннего контроля в коммерческих банках 18

Заключение 21
Список используемых источников 23
Приложение 1 25
Приложение 2 26
Фрагмент для ознакомления

Культура банка должна поддерживать исполнение своей стратегии роста, чтобы культура способствовала этическому поведению в банках, активным вовлечением кредитной организации в процесс легализации преступных доходов. Культура влияет на все сферы деятельности внутри банка в целом, например: как сотрудники нанимаются, вознаграждаются и финансируются, как распределяются ресурсы и как происходит управление рисками и возможностями.Что касается автоматизации механизмов внутреннего контроля, то постоянное их обновление и совершенствование в единой специализированной системе, позволит банкам увеличить скорость идентификации клиентов. Кроме того, эффективность мониторинга устранит субъективность в оценке, заметно ускорит информационный обмен с Росфинмониторингом и уменьшит затраты применения противолегализационного контроля, а Банку России позволит объективно оценивать операции и надзор. Все это обусловливает необходимость: совершенствовать законодательство, в том числе и 115-ФЗ с применением расширенных критериев оценки риска клиента в части легализации преступных доходов; изучать и применять лучшие международные практики в данной области; постоянно совершенствовать и актуализировать единую систему ПОД/ФТ на микроуровне кредитных и некредитных финансовых организаций – агентов Федерального закона 115-ФЗ, а также осуществлять непрерывный мониторинг операций клиентов в рамках системы ПОД/ФТ; разрабатывать и внедрять единые принципы оценки риска легализации преступных доходов, в том числе по типу сегментации организации и ее бизнес-модели.Что касается применения закона 115-ФЗ в обслуживании клиентов,то, чтобы себя обезопасить, клиентам необходимо соблюдать условия: клиент должен максимально информировать банк об основаниях операции, а если она вызывает подозрения у банка, представлять документы в банк, подтверждающие законность действий клиента;при открытии счета клиенту необходимо проинформировать банк о своих бизнес-процессах, характере деятельности, представить основные контакты и соглашения с контрагентами;регулярно проводить аудит деятельности компаниина предмет рисков, связанных с Законом о противодействии легализации, доходов, полученных преступным путем. Выводы ко второй главеОсновной причиной отзыва банковских лицензий в 2020гостается высокорискованная кредитная политикаинесоблюдение требований законодательства 115-ФЗПОД/ФТ. Для борьбы с отмыванием преступных доходов существует потребность в эффективной системе противодействия легализации преступных доходов: контроль в сфере финансов, как необходимое условие нормального функционирования экономики страны, координация совместной работы всех элементов системы, независимо от уровня, а также эффективное международное сотрудничество в этой сфере. ЗаключениеИз анализа сущности ПОД/ФТ и ее основных элементов (гл.1), делаем вывод, что национальная система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ПОД/ФТ) – это система организованного взаимодействия государственных институтов контроля, надзора, финансового мониторинга и правоохранительной деятельности. Она также включает: специальные внутренние подразделения финансовых посредников (агентов), и направлена на выявление и пресечение незаконной деятельности, связанной с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, действующая в рамках установленного национального правового поля и международных стандартов.Исследование нормативно-правовой базы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, позволяет сделать вывод, что в профильном Федеральном законе № 115-ФЗ установлен субъектный состав правоотношений. Кроме того, перечислен перечень действий, направленных на реализацию положений закона: обязательный внутренний контроль, а также запрет на информирование клиентов о мерах, предпринятых для его соблюдения.Анализ места и роли коммерческих банков в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, позволяет сделать вывод, что российские коммерческие банки, следуя инструкциям ФАТФ и 115-ФЗ, выполняют три ключевые задачи: идентификацию клиентов, фиксирование подозрительных операций и передачу информации официальным органам. Кроме осуществления основной деятельности, на коммерческие банки возложены формирование и осуществление внутреннего финансового контроля. Исследуя состояние реализации коммерческими банками мероприятий в области ПОД/ФТ (гл.2), делаем вывод, что формирование адекватной банковской культуры и создание этического банкинга позволит очистить кредитный сектор и экономику в целом от попыток перманентного «отмывания» денег. Кроме того, следуя инструкциям115-ФЗ, Банк России на особом контроле держит валютные операции финансовых организаций. Валютный контроль, являясь частью государственной политики, направлен на сохранение устойчивости российской валюты и стабильности внутреннего валютного рынка государства. Рассматривая проблемы практической реализации115-ФЗ ПОД/ФТ коммерческими банками, делаем вывод, что эти проблемы выявляются уже на начальной стадии функционирования системы ПОД/ФТ: отсутствие подготовки квалифицированных кадров, отсутствие контроля осуществления процедуры идентификации клиентов, не говоря уже о контроле и пресечении сложных схем отмывания преступных доходов.Предложенные рекомендации по построению эффективной системы внутреннего контроля 115-ФЗв коммерческих банках включают в себя:совершенствование законодательства с расширением критериев оценки риска клиента, изучение и применение лучших международных практик в данной области, разработка и внедрение единых принципов оценки риска, включая сегментацию по типу организации и ее бизнес-модели. Полноценное ведение борьбы с отмыванием нелегальных доходов будет способствовать созданию позитивного инвестиционного климата в стране и повышению международного авторитета России, усиливая ее политические позиции. Список используемых источниковО банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]. – Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1, в ред. от 05.04.2016 // Консультант Плюс: справочная правовая система. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.03.2021). О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ, в ред. от 18.03.2019 // СЗ РФ. 2001. № 33, ч. 1. Ст. 3418; 2019. №12. Ст. 1223. // Консультант Плюс: справочная правовая система. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.03.2021). О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. – Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/#review (дата обращения: 18.03.2021).О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем [Электронный ресурс]. – Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 32, в ред. от 26.02.2019. – URL: https://base.garant.ru/71119624/ (дата обращения: 18.03.2021). Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]. – Утв. Президентом РФ 30.05.2018. – URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 18.03.2021).Жубрин Р.В. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические аспекты. – М.: ВолтерсКлувер, 2018. – 339 с.Варсеев В.В., Ларионова Л.И. Зарубежный опыт противодействия финансовым преступлениям // Вестник экономической безопасности. – 2018. – №3 – С. 134-138.Ващекина И.В. Российские кредитные организации в международной системе противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. – 2018. – № 5 (101) – С. 26-36.Гладкова С.Б. Вовлечение кредитных организаций в незаконные схемы легализации доходов // Научные ведомости. – 2019. – Т. 46. – № 2. – С. 266 -273.Дадалко В.А., Зубарев Т.С. Влияние легализации криминальных доходов на экономическую безопасность государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – Т. 14. – № 4. – С. 688 - 697.Иванов П.И. Проблемы противодействия легализации преступных доходов и пути их решения // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. –2020. – № 3. – С. 9 - 19.Изутина С.В. Проблемы борьбы с легализацией преступных доходов: опыт и перспективы // Экономика.Право.Общество. – 2019. – №4(16). –С. 69 -75.Токманцев Д.В. Некоторые проблемы квалификации отмывания преступных денег // Вестник юридического факультета ЮФУ 2020. – Т.7.– №1.– С.61-63.Противодействие отмыванию денег и валютный контроль. Аналитика. Банк России [Электронный ресурс]. – М., 2020. – URL: https://cbr.ru/ counteraction_m_ter/reviews/ (датаобращения: 18.03.2021).Федеральная служба по финансовому мониторингу / Ежегодный отчет. 2019. [Электронный ресурс]. – М., 2020. – URL: http://www.fedsfm.ru/ content/files/documents/2019.pdf (дата обращения: 18.03.2021).Приложение 1Рисунок 4 – Основная причина отзывов банковских лицензий, упоминание в прес-релизахПриложение 2Рисунок 5 – Объем сомнительных операций с выводом средств за рубеж

Список используемых источников
1. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]. – Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1, в ред. от 05.04.2016 // Консультант Плюс: справочная правовая система. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.03.2021).
2. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ, в ред. от 18.03.2019 // СЗ РФ. 2001. № 33, ч. 1. Ст. 3418; 2019. №12. Ст. 1223. // Консультант Плюс: справочная правовая система. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.03.2021).
3. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. – Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/#review (дата обращения: 18.03.2021).
4. О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем [Электронный ресурс]. – Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 32, в ред. от 26.02.2019. – URL: https://base.garant.ru/71119624/ (дата обращения: 18.03.2021).
5. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]. – Утв. Президентом РФ 30.05.2018. – URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 18.03.2021).
6. Жубрин Р.В. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические аспекты. – М.: Волтерс Клувер, 2018. – 339 с.
7. Варсеев В.В., Ларионова Л.И. Зарубежный опыт противодействия финансовым преступлениям // Вестник экономической безопасности. – 2018. – №3 – С. 134-138.
8. Ващекина И.В. Российские кредитные организации в международной системе противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. – 2018. – № 5 (101) – С. 26-36.
9. Гладкова С.Б. Вовлечение кредитных организаций в незаконные схемы легализации доходов // Научные ведомости. – 2019. – Т. 46. – № 2. – С. 266 -273.
10. Дадалко В.А., Зубарев Т.С. Влияние легализации криминальных доходов на экономическую безопасность государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – Т. 14. – № 4. – С. 688 - 697.
11. Иванов П.И. Проблемы противодействия легализации преступных доходов и пути их решения // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. –2020. – № 3. – С. 9 - 19.
12. Изутина С.В. Проблемы борьбы с легализацией преступных доходов: опыт и перспективы // Экономика.Право.Общество. – 2019. – №4(16). –С. 69 -75.
13. Токманцев Д.В. Некоторые проблемы квалификации отмывания преступных денег // Вестник юридического факультета ЮФУ 2020. – Т.7.– №1.– С.61-63.
14. Противодействие отмыванию денег и валютный контроль. Аналитика. Банк России [Электронный ресурс]. – М., 2020. – URL: https://cbr.ru/ counteraction_m_ter/reviews/ (дата обращения: 18.03.2021).
15. Федеральная служба по финансовому мониторингу / Ежегодный отчет. 2019. [Электронный ресурс]. – М., 2020. – URL: http://www.fedsfm.ru/ content/files/documents/2019.pdf (дата обращения: 18.03.2021).

Вопрос-ответ:

Что такое ПОД ФТ и каковы её основные элементы?

ПОД ФТ – это противодействие легализации отмыванию доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Её основными элементами являются определение клиента, его идентификация и проверка на соответствие требованиям ФТ, а также мониторинг финансовых транзакций.

Какова нормативно-правовая база 115-го федерального закона по противодействию легализации и финансированию терроризма?

Нормативно-правовая база 115-го федерального закона включает в себя такие документы, как Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", постановления Правительства РФ и нормативные акты Центрального банка РФ.

Какую роль выполняют коммерческие банки в противодействии легализации и финансированию терроризма?

Коммерческие банки играют важную роль в противодействии легализации и финансированию терроризма. Они обязаны проводить клиентскую идентификацию, а также проверять финансовые операции на предмет подозрительных сделок. Кроме того, банки осуществляют репортинг и сотрудничают с органами Федеральной службы безопасности и Финансовым мониторингом.

В какой главе 115-го федерального закона содержатся теоретические основы по противодействию легализации и финансированию терроризма?

Теоретические основы по противодействию легализации и финансированию терроризма находятся в 3 главе 1 части 115-го федерального закона. В этой главе рассматриваются сущность противодействия, его задачи, принципы и основные понятия.

Каковы механизм и действия 115-го федерального закона в банковской системе РФ?

Механизм 115-го федерального закона в банковской системе РФ включает в себя клиентскую идентификацию, проверку финансовых операций, а также репортинг и сотрудничество с органами Государственной налоговой службы, Федеральной службы безопасности и Финансовым мониторингом. Действия закона направлены на предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в банковской системе РФ.

Что такое ПОД ФТ и какие в ней основные элементы?

ПОД ФТ (противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма) – это комплекс мер, направленных на предотвращение использования финансовой системы для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Основными элементами ПОД ФТ являются идентификация клиента, мониторинг сделок, проведение операций с подозрительными средствами, ведение книги учета операций и др.

Какова нормативно-правовая база 115 ФЗ по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма?

Нормативно-правовая база 115 ФЗ состоит из различных законов и нормативных актов. Она включает в себя, например, Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», Закон «О банках и банковской деятельности», постановления Центрального банка РФ и другие нормативные акты.

Какую роль играют коммерческие банки в противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма?

Коммерческие банки играют важную роль в противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма. Они должны осуществлять меры по идентификации клиентов, мониторингу сделок, проведению операций с подозрительными средствами и другим защитным мерам. Кроме того, банки должны вести книгу учета операций и предоставлять информацию о подозрительных операциях в соответствующие органы.

Какие механизмы и действия предусмотрены в 115 ФЗ для противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма?

В рамках 115 ФЗ предусмотрены различные механизмы и действия для противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма. Например, банки обязаны проводить идентификацию клиентов, мониторинг сделок, проведение операций с подозрительными средствами. Также устанавливаются требования к ведению книги учета операций и предоставлению информации о подозрительных операциях в органы внутренних дел и ФСБ.

Что такое противодействие легализации отмыванию доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)?

Противодействие легализации отмыванию доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) - это комплекс мер, закрепленных в законодательстве, который направлен на предотвращение и противодействие преступной деятельности, связанной с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Основные элементы ПОД/ФТ включают идентификацию клиентов, контроль операций, оценку риска и мониторинг финансовых операций.