Социальная активность современной студенческой молодёжи: мотивы, стимулы, формы проявления
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 19.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ социальной активности 5
1.1 Мотивация инициативно-творческого отношения к сферам своей социальной жизнедеятельности 5
2.2 Субъектность и стимулы социальной активности 7
Глава 2. Социологический анализ социально-политической активности студенческой молодежи на примере пользователей социальных сетей 11
2.1 Участие студенческой молодежи в политической деятельности России 11
2.2 Методы и результаты исследования 11
Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению социальной активности молодежи 16
3.1 Ценностно-нормативная система социальных установок 16
3.2 Установки для формирования соцактивности 21
Заключение 26
Список литературы 27
Однако в силу различных объективных и субъективных факторов личности становится невозможно проявить еекак в разнообразии видов, так и в интенсивности. Социальную активность личности характеризуют такие параметры, как смена детерминант и их соотношение, изменяемость, всевозможные риски.Проявление социальной активности субъекта обусловлено объективной динамикой современного общества, выражающейся в расширении информационного поля мобильности, появляющихся возможностей и перспектив развития активности. Личность, проявляя социальную активность, должна быть способна осуществлять самоконтроль ее уровней интенсивности и направленности, осуществляя, тем самым, регуляцию собственного поведения, посредством соотнесения с нормативно-ценностной системой, нормами морали, установками, определяющих субъективное отношение личности к миру и самому себе.Движущими факторами проявления социальной активности являются неудовлетворенные потребности личности, имеющие социальное значение, направляющие ее на решение собственных и общественно значимых проблем. Они реализуются в форме социально-полезной деятельности, субъектами которой являются носители социальной активности в системе общественных отношений. Основой проявления социальной активности выступает начальный интерес и противоречие между потребностями личности и ее условиями жизнедеятельности, направленной на устранение несоответствия.Целями социальной активности могут выступать сама деятельность и общение, их результат, выступающий средством достижения социально значимых или узколичностных целей. Формами социальной активности могут быть личностная, групповая/коллективная, реализующая возможности и интересы различных социальных общностей, личностно-институциональная, осуществляемая в рамках формальных объединений. Содержание и направленность социальной активности личности определяет степень соответствия объективным интересам и потребностям социума.Таким образом, социальная активность личности предстает как высшаяформа активности индивидуума, проявляющаяся в виде особого качества, способности сознательно действовать, нетолько приспосабливаться к внешнейсреде, но и преобразовывать ее, подчиняяпоследнюю своим интересам, преобразуятем самым и саму себя. На социальнуюактивность личности и ее динамику оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторамотносят особенности окружающей среды,в том числе социальной, в рамках которой осуществляется жизнедеятельностьличности. Внутренние факторы составляют биологические особенности личности, степень ее социализированности,уровень культуры, ее сознание, интересы,потребности и т. д. Внешние и внутренние факторы интегрированы между собой. Социальная активность личностипроявляется в разнообразных формах:индивидуальной, групповой, коллективной, организованной, преследующей реализацию разносторонних интересовопределенных социальных общностей.динамизмом и ускорением темпов социальной жизни, предъявляют повышенные требования к человеку как субъекту социальных отношений. В основном эти требования соотносятся с повышением его социальной активности, реализуемой как своеобразный комплекс социальных проявлений личности, направленных на благо общества, степень выраженности которых зависит от ее индивидуальных качеств, достигнутого социального опыта, наличия ценностных ориентаций и общего уровня культурного развития.Социальная активность отличается личностной и общественно значимой направленностью, самодеятельностью, инициативностью, творчеством и проявляется в таких формах социального бытия, как познание, общение, общественно-гражданская, трудовая, художественно-эстетическая, духовно-нравственная, экологическая, правовая и другие виды деятельности. Она является необходимым условием для целенаправленной творческой деятельности по присвоению общественного опыта и реализации его в форме отношений к жизнедеятельности, в которых «проявляются содержательно-смысловые характеристики отношения человека к себе, к деятельности и к другим людям». Это триединство отношения человека к жизнедеятельности накладывает отпечаток на формирование и развитие гармонии человека и общества.Социальная активность реализуется в различных формах деятельности и отражается в реальном поведении, которому предшествуют особые состояния сознания, выражающие готовность к ним и которые определяются как осознаваемые личностью психические явления – психологические отношения. Эти отношения выступают психическим отражением внешних условий жизнедеятельности и объективных социальных связей, складывающихся у субъекта с различными сторонами окружающего мира и выполняющие функцию его самоопределения, проявляемого в осознаваемой, избирательной, активной позиции в изменяющихся условиях жизнедеятельности. Они также выполняют функцию внутренней регуляции социального поведения субъекта и других видов его активности, что находит свое выражение в различных поступках, являющихся результатом сознательного выбора.ЗаключениеТаким образом, молодежная активность представляет своего рода включенное обучение социальным навыкам, где важно не то, что ты делаешь, а то, как ты это делаешь и какую ответственность ты несешь за свои действия. Для молодых людей важным является интерес к деятельности, а как только деятельность превращается в рутину, то интерес к ней сразу пропадает. Привлекательность социально активной деятельности для молодых людей должна быть основана на использовании практик, которые предлагают нечто новое, необычное, дающее новые ощущения. А социальная активность студентов является непременным условием подготовки их как будущих специалистов. Обусловлено это тем, что после окончания учебного заведения они будут осуществлять техническое, организационное обслуживание производства, а также сталкиваться с многообразием проблем, решать которые придется самостоятельно. Надо принимать во внимание тот факт, что нынешние студенты в своей работе будут использовать технологии, которые еще не родились, решать проблемы, о которых мы сейчас не имеем представления. В этой ситуации образование – как институт социализации не может отгородиться от других институтов социализации: экономики, бизнеса. И в связи с быстрой информатизацией общества должно происходить ускорение темпов социализации. При этом важно, чтобы каждый студент, будучи носителем определенной культуры, был открыт всему лучшему в мировой культуре, ощущая себя гражданином мира. Поэтому ради сохранения идеалов и традиций культуры следует формировать аудиторию, которая способна оценить историко-культурное наследие, а также сохранить и приумножить его. Это предполагает формирование такого качества, как социальная активность.Список литературыАбдуллова Н.В., Алдарова С.А., Щербинина Н.П. Сравнение социальной активности студентов занимающихся и не занимающихся спортом // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 11-1 (50). С. 88-90. Акылбекова М. О развитии социальной активности студентов.В сборнике: Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2019. С. 693-699.Белова С.Б., Чибисова Е.В., Лезжова А.М., Студеникина А.А. Социальная активность студентов в эпоху цифровых технологий.В сборнике: Вызовы цифровой экономики: точки прорыва в социально-экономическом развитии России и ее регионов. Сборник статей по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 229-234.Ветрова Т.В. К вопросу о формировании социальной активности студентов технического вуза во внеучебной деятельности.В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции в 3 частях. 2018. С. 130-132. Ворвуль А.О., Бабченко А.О., Бабченко А.А., Ильин М.Ю. Формирование социальной активности студентов в общественно-значимой деятельности.В сборнике: Профессионально-ориентированное волонтерство: межпрофессиональное взаимодействие. Сборник научных трудов по материалам VI Всероссийского форума. Под редакцией В.А. Лазаренко, Т.А. Шульгина, Н.А. Кетова., Е.П. Непочатых. 2019. С. 50-54.Гаврилова Н.А., Григорьева О.Н. Волонтерская деятельность как средство развития социальной активности студентов в воспитательном процессе вуза.В сборнике: Актуальные проблемы интеграции науки и образования в регионе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 39-43. Галуза А.В. Технология "мировое кафе" как инструмент развития социальной активности студентов.В книге: Социальная активность молодежи как необходимое условие развития общества. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией Г. В. Ковалевой. 2019. С. 69-72. Гонохова Т.А., Домашова Е.В. Формирование социальной активности студентов (социальная работа) вуза в процессе волонтерской деятельности //Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2019. № 2. С. 53-57. Гончарова Н.В. Развитие социальной активности студентов вуза социально-педагогическими средствами //Педагогика и психология: Исследования. Инновации. Практика. 2019. № 1. С. 8-12. Дубровина Л.А. Гражданское воспитание студентов через развитие их социальной активности.В сборнике: Православный ученый в современном мире: духовно-нравственная культура в системе образования. Международная научно-практическая конференция. 2018. С. 45-49. Зеленов В.И. Корпоративноеволонтерство как механизм реализации социальной активности студентов.В книге: Социальная активность молодежи как необходимое условие развития общества. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией Г. В. Ковалевой. 2019. С. 132-134. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. № 4. С. 364-367. 0Колодезникова С.И., Дмитриева Л.П. Проектная деятельность как способ развития социальной активности студентов //Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 129-132.Красинская Е.С. К вопросу о социальной активности личности студента //Аллея науки. 2018. Т. 2. № 8 (24). С. 712-717. Кузнецова Л.Б., Чуев А.С. Социальная активность студента и его удовлетворенность качеством жизни.В сборнике: Вектор развития современной науки. XXX Международная научно-практическая конференция. 2018. С. 412-416. Кустикова Ю.О., Подвойский В.П. Технология формирования социальной активности студента в воспитательной системе вуза.В сборнике: Духовная безопасность и суверенитет России: вызовы, ответы и уроки. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 181-192. Магранов А.С., Мосиенко О.С., Деточенко Л.С. Социальная активность и защита прав студентов: возможности студенческого самоуправления //Almamater (Вестник высшей школы). 2018. № 4. С. 32-36. Межлумян К.А. Характеристика социальной активности студентов.В сборнике: Пути повышения результативности современных научных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 233-235.Меренков А.К. Проектная деятельность как направление развития социальной активности студента.В сборнике: Студент XXI века: ценности, мировоззрение, идеалы. Материалы Всероссийских научных студенческих чтений, посвященных Дню российской науки и 20-летию Старооскольского филиала НИУ «БелГУ». 2019. С. 154-158. Сидоренко Н.С., Соколова Н.А., Шувалов Н.В. Современные вызовы и историческая практика формирования социальной активности студентов вузов //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 4. С. 202-214. Синельникова Н.А. Социальная активность студентов в аспекте профориентационной работы.В сборнике: Современный взгляд на науку и образование. Сборник научных статей. Научный редактор Н.П. Кирина. Москва, 2019. С. 82-85. Ханиева Э.Р. Социальная активность студентов, занимающихся и не занимающихся спортом: сравнительный анализ //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 6-2. С. 125-127. Ходжиев Р.М., Шарипова С.Б. Как достичь самостоятельности и социальной активности студентов //Молодой ученый. 2018. № 52 (238). С. 85-87. Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Григорьев А.В. Волевые качества как предикторы значимости социальной активности студентов //Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 18-34.Шаров А.А.Представление о социальной активности студентов вуза // Ющенко И.Н. Взаимосвязь социальной активности и мотивационный профиль личности студента вуза //Международный академический вестник. 2017. № 2 (20). С. 53-56.
1. Абдуллова Н.В., Алдарова С.А., Щербинина Н.П. Сравнение социальной активности студентов занимающихся и не занимающихся спортом // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 11-1 (50). С. 88-90.
2. Акылбекова М. О развитии социальной активности студентов. В сборнике: Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2019. С. 693-699.
3. Белова С.Б., Чибисова Е.В., Лезжова А.М., Студеникина А.А. Социальная активность студентов в эпоху цифровых технологий. В сборнике: Вызовы цифровой экономики: точки прорыва в социально-экономическом развитии России и ее регионов. Сборник статей по материалам I Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 229-234.
4. Ветрова Т.В. К вопросу о формировании социальной активности студентов технического вуза во внеучебной деятельности. В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции в 3 частях. 2018. С. 130-132.
5. Ворвуль А.О., Бабченко А.О., Бабченко А.А., Ильин М.Ю. Формирование социальной активности студентов в общественно-значимой деятельности. В сборнике: Профессионально-ориентированное волонтерство: межпрофессиональное взаимодействие. Сборник научных трудов по материалам VI Всероссийского форума. Под редакцией В.А. Лазаренко, Т.А. Шульгина, Н.А. Кетова., Е.П. Непочатых. 2019. С. 50-54.
6. Гаврилова Н.А., Григорьева О.Н. Волонтерская деятельность как средство развития социальной активности студентов в воспитательном процессе вуза. В сборнике: Актуальные проблемы интеграции науки и образования в регионе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 39-43.
7. Галуза А.В. Технология "мировое кафе" как инструмент развития социальной активности студентов. В книге: Социальная активность молодежи как необходимое условие развития общества. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией Г. В. Ковалевой. 2019. С. 69-72.
8. Гонохова Т.А., Домашова Е.В. Формирование социальной активности студентов (социальная работа) вуза в процессе волонтерской деятельности // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2019. № 2. С. 53-57.
9. Гончарова Н.В. Развитие социальной активности студентов вуза социально-педагогическими средствами // Педагогика и психология: Исследования. Инновации. Практика. 2019. № 1. С. 8-12.
10. Дубровина Л.А. Гражданское воспитание студентов через развитие их социальной активности. В сборнике: Православный ученый в современном мире: духовно-нравственная культура в системе образования. Международная научно-практическая конференция. 2018. С. 45-49.
11. Зеленов В.И. Корпоративное волонтерство как механизм реализации социальной активности студентов. В книге: Социальная активность молодежи как необходимое условие развития общества. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией Г. В. Ковалевой. 2019. С. 132-134.
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. № 4. С. 364-367. 0
12. Колодезникова С.И., Дмитриева Л.П. Проектная деятельность как способ развития социальной активности студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 129-132.
13. Красинская Е.С. К вопросу о социальной активности личности студента // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 8 (24). С. 712-717.
14. Кузнецова Л.Б., Чуев А.С. Социальная активность студента и его удовлетворенность качеством жизни. В сборнике: Вектор развития современной науки. XXX Международная научно-практическая конференция. 2018. С. 412-416.
15. Кустикова Ю.О., Подвойский В.П. Технология формирования социальной активности студента в воспитательной системе вуза. В сборнике: Духовная безопасность и суверенитет России: вызовы, ответы и уроки. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 181-192.
16. Магранов А.С., Мосиенко О.С., Деточенко Л.С. Социальная активность и защита прав студентов: возможности студенческого самоуправления // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 4. С. 32-36.
17. Межлумян К.А. Характеристика социальной активности студентов. В сборнике: Пути повышения результативности современных научных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 233-235.
18. Меренков А.К. Проектная деятельность как направление развития социальной активности студента. В сборнике: Студент XXI века: ценности, мировоззрение, идеалы. Материалы Всероссийских научных студенческих чтений, посвященных Дню российской науки и 20-летию Старооскольского филиала НИУ «БелГУ». 2019. С. 154-158.
19. Сидоренко Н.С., Соколова Н.А., Шувалов Н.В. Современные вызовы и историческая практика формирования социальной активности студентов вузов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 4. С. 202-214.
20. Синельникова Н.А. Социальная активность студентов в аспекте профориентационной работы. В сборнике: Современный взгляд на науку и образование. Сборник научных статей. Научный редактор Н.П. Кирина. Москва, 2019. С. 82-85.
21. Ханиева Э.Р. Социальная активность студентов, занимающихся и не занимающихся спортом: сравнительный анализ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 6-2. С. 125-127.
22. Ходжиев Р.М., Шарипова С.Б. Как достичь самостоятельности и социальной активности студентов // Молодой ученый. 2018. № 52 (238). С. 85-87.
23. Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Григорьев А.В. Волевые качества как предикторы значимости социальной активности студентов // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 18-34.
24. Шаров А.А. Представление о социальной активности студентов вуза //
25. Ющенко И.Н. Взаимосвязь социальной активности и мотивационный профиль личности студента вуза // Международный академический вестник. 2017. № 2 (20). С. 53-56.
Вопрос-ответ:
Каковы мотивы и стимулы социальной активности современной студенческой молодежи?
Мотивы и стимулы социальной активности современной студенческой молодежи могут быть разнообразными. Некоторыми из них являются желание влиять на общество, стремление к саморазвитию и самореализации, потребность в социальной поддержке и принадлежности к сообществу, интерес к политической деятельности, ощущение ответственности перед обществом, желание реализовать свои лидерские качества и творческие способности.
Как влияет участие студенческой молодежи в политической деятельности на их социальную активность?
Участие студенческой молодежи в политической деятельности может значительно повысить их социальную активность. Оно способствует развитию лидерских навыков, формированию политического сознания и осознанности своей роли в обществе. Кроме того, участие в политической деятельности позволяет студентам влиять на принятие решений, выступать за свои права и интересы, и активно участвовать в общественной жизни.
Какую роль играют социальные сети в социально политической активности современной студенческой молодежи?
Социальные сети играют значительную роль в социально-политической активности современной студенческой молодежи. Они позволяют молодым людям быстро и эффективно обмениваться информацией, координировать свои действия, публиковать свои мнения и идеи, а также привлекать внимание общественности к различным проблемам и вопросам. Благодаря социальным сетям студенты могут организовывать акции, петиции, дискуссии, и в целом активно участвовать в политической жизни страны.
Какие формы проявления социальной активности современной студенческой молодежи наиболее распространены?
Современная студенческая молодежь проявляет социальную активность в различных формах. Некоторые из наиболее распространенных форм включают участие в студенческих организациях и активистских группах, участие в благотворительных акциях и волонтерской деятельности, участие в политических движениях и молодежных партиях, участие в проектах и инициативах, направленных на решение социальных проблем и важных вопросов для общества.
Какие мотивы стимулируют социальную активность современной студенческой молодежи?
Мотивы, стимулирующие социальную активность современной студенческой молодежи, включают в себя желание саморазвития, общение с единомышленниками, достижение социального признания, формирование навыков лидерства и активного гражданства.
Какие формы проявления социальной активности наблюдаются у современных студентов?
Современные студенты проявляют социальную активность через участие в социальных проектах, волонтерских акциях, студенческих объединениях, политической деятельности, научных конференциях и других формах деятельности, способствующих социальному развитию личности и общества.
Как субъектность и стимулы влияют на социальную активность студенческой молодежи?
Субъектность и стимулы играют важную роль в формировании и поддержании социальной активности студенческой молодежи. Субъектность означает осознание собственной роли и значимости в обществе, а стимулы могут быть разнообразными, от внутреннего стремления к саморазвитию до внешних признаков социального признания.
Какую роль играют социальные сети в социально-политической активности студенческой молодежи?
Социальные сети играют значительную роль в социально-политической активности студенческой молодежи, так как они предоставляют возможность для обмена информацией, организации и координации акций, обсуждения актуальных политических тем и формирования общественного мнения.