Теория и методика преподавания иностранных языков
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 28.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития УУД (универсальные учебные действия) 5
1.1.Требования ФГОС 5
1.2.Особенности формирования УУД (универсальных учебных действий) на уроках иностранного языка. 7
1.3.Особенности формирования УУД (универсальные учебные действия) на ООО. 12
Глава 2. Приемы и методы формирования и развития в 5 классе УУД (универсальные учебные действия) средней школы на иностранном языке. 17
2.1. Анализ начального уровня УУД (универсальные учебные действия) у 5 класса. 17
2.2. Применение методики формирования и развития УУД (универсальные учебные действия) в 5 классе. 18
2.3. Анализ применения методики формирования и развития УУД (универсальные учебные действия). 29
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Типовые задачи по формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка.
Задача «Prepare a coherent story on a specific topic».
Цель: развитие у учащихся самостоятельности мышления, умения работать с литературой, выбирать главное, выступать на публике, отвечать на поставленные вопросы.
Описание задачи: детям предлагается домашнее задание. Составить свой связный текст на определенную тему, например, «инфинитив», служебные части речи, «стили речи» и т.д. И подготовиться к возможным вопросам по этой теме.
Objective: Work on your speaking skills. Prepare a coherent story about...
Задача «Проверь знания у соседа». 5 класс.
Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Word formation and spelling».
Форма выполнения задания: работа в парах.
Описание задачи: задача состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. Поставить оценку соседу за устный ответ. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.
Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, после выполнения задания также оцениваются соседом. Ученики объясняют друг другу свои ошибки. Два человека делают эту задачу на закрытой стороне доски (для дальнейшей проверки).
задания:
Теоретический блок:
план:
What is word formation?
What the seventh ways of word formation do you know?
What is word parsing?
What is a word-formation chain?
После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.
Практический блок:
Провести словообразовательный разбор: soulless, sprout, watery (noun), exit, leaflet, all-terrain vehicle, fly away, snowless, classmate, chair-bed, east.
Составить словообразовательные цепочку слов: insensitivity, remote control.
Данные типовые задачи направлены на развитие и формирование у детей разных типов УУД. Как уже отмечалось, срок УУД в широком смысле означает «умение учиться». Последовательная работа по формированию и развитию у детей УУД или «Умение учиться» ведет к повышению эффективности образования в общем, к более гибкому и прочному усвоению знаний учащимися.
2.3. Анализ применения методики формирования и развития УУД (универсальные учебные действия).
Коммуникативный УУД в наибольшей степени отражает специфику изучения иностранного языка как учебного предмета. Коммуникативный УУД требует в обучении выделение специального принципа, за что и получил название принципа коммуникативности. К методическим принципам относятся принципы: коммуникативности, доминирующей роли упражнений, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, учета родного языка. Принцип коммуникативности предполагает построение процесса обучения иностранному языку как модели процесса реальной коммуникации. Для процесса общения - это мотивированный характер речевых действий как учителя, так и учеников. Коммуникативные ситуации, используемые в обучении иностранному языку, моделируют ситуации реальной жизни в соответствующей сфере общения. Коммуникативный подход ориентирован на организацию обучения, адекватного процесса общения благодаря моделированию речевого общения (в интерпретации Ю.И. Пассова), а именно: - деятельностный характер речевого общения, воплощается в коммуникативном поведении учителя как участника процесса общения и обучения, и в коммуникативно мотивированном, активном поведении ученика как субъекта общения и обучения; - предметность процесса коммуникации, которая должна быть смоделирована ограниченным, но точно определенным набором предметов обсуждения (тем, проблем, событий и т. д.) - ситуации общения, которые моделируются, как типичные варианты отношений между собой; - речевые средства, обеспечивающие процесс общения и обучения в данных ситуациях [15, с. 87].
На данном этапе развития методики обучения английскому языку наибольшее применение нашли коммуникативно ориентированные концепции. Среди них наибольшей популярностью пользуются коммуникативная, проектная, интенсивная методики. Выдвижение иноязычной культуры как цели обучения вызвало появление вопроса о необходимости создания новой методической системы, которая могла бы обеспечить достижение этой цели наиболее эффективным и рациональным способом. Логика разработки коммуникативной методики и привела к окончательному выдвижению иноязычной культуры как цели обучения иностранным языкам в школе. А подобная система может быть построена только на коммуникативной основе. Кроме того, использование коммуникативной УУД, обеспечивает не только усвоение иностранного языка как средства общения, но и развитие всесторонних качеств личности учащихся. Коммуникативный метод явился основой для создания учебников по английскому языку в школе [17, с. 550]. Преподавание иностранных языков, являясь составной частью общей системы образования, подчиняется основным тенденциям развития этой системы. Наиболее очевидно это выражается в методах обучения. Выполнение задач-проектов художественного типа, по данным наших наблюдений, стимулирует проявление самобытности ребенка, стремление к коллективному сотрудничеству и равноправному партнерству. Оно повышает самооценку школьников, которые постепенно осознают свою значимость как активных и равноправных участников процесса учения. У детей совершенствуется умелость рук. В них воспитываются художественные вкусы и трудолюбие, стимулируются положительные эмоции, благодаря чему учебный труд приобретает духовный смысл. Ученики начинают воспринимать ее не только как осознанную необходимость, но и как источник эстетического удовольствия. Подпитке этого источника способствует выполнение театральных проектов, интерес к участию в которых объясняется внушаемостью средних школьников, их способностью к подражанию, эстетическим отношением к окружающему [17, с. 551]. Наиболее распространенной формой реализации театрального проекта считают театральную постановку. Театральная постановка в средней школе - это режиссированный учителем художественно и музыкально оформленная костюмированная ролевая игра контролируемого вида, в основу которой положен близкий к мировосприятию ученика сюжет, навеянный миром англоязычной и отечественной детской субкультуры: детских литературных сказок, поэтических произведений, песен, малых форм фольклора и т.д. Построенная на тематическом материале учебника УМК театральная постановка, как показывают данные наших исследований, призванная отвечать следующим организационно методическим требованиям: - быть нацеленной на качественное усвоение отобранного учебного материала в ходе осуществления эстетического воспитания школьников и привлечения их к новой национальной культуре - быть интересной по содержанию и режимами работы учащихся; стимулировать и обеспечивать формирование положительной мотивации учения (эстетической, познавательной, коммуникативно игровой, социокультурной, а также мотивации, порождаемой осознанием прогресса в овладении иностранным языком) - создавать условия для развития как речевых, так и сенсорных способностей учащихся путем интегрирования их иноязычной речевой деятельности по видам деятельности, присущим среднему школьному возрасту (игровой, двигательной, музыкальной, драматической, художественной) - иметь межпредметный характер; способствовать активизации опыта и умений младших школьников, полученных ими в ходе изучения предметов других образовательных областей (например, «Искусство» «Музыка», «Изобразительное (визуальное) искусство», «Здоровье и физическая культура»), то есть предметов, которые учат общению с окружающим миром музыки, танцев, ритмов, жестов, движений, дизайна [17, с. 552]. При организации театральных, а также ролевых и игровых проектов следует помнить, что в ролевой игре происходит существенная перестройка поведения ученика, которая становится произвольной, то есть соответствующей норме поведения персонажа (человека, сказочного героя), чью роль берет на себя участник соответствующей ролевой игры. Ведь, как отмечал Л.С. Выготский, в ролевой игре «ребенок плачет, как пациент, и радуется, как игрок». Поэтому в ролевой игре ученик не чувствует того напряжения, которое вызывает обычный ответ на оценку. Вот почему участие в театральных и собственно игровых проектах постепенно освобождает ребенка от нерешительности, лишает его застенчивости, неуверенности в своих возможностях. Стимулирует его фантазию, любознательность, развивает память, внимание, эрудицию, делает ребенка более активным, приучает его к коллективным формам работы в группе и в классе [17, с. 552].
Заключение
УУД - это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Ребенок должен развивать и пополнять не только свою интеллектуальную область, но и развивать также способность и готовность к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. Это и заложено во внеурочной деятельности. Все формы внеурочной деятельности способствуют развитию всесторонне развитой личности.
Результат воспитания достигается планомерно: сначала это деятельность педагога, затем вместе с воспитанниками в работу включаются и социум.
В результате эффективной воспитательной деятельности мы получаем положительный результат - всесторонне развитую личность ребенка, что и является целью развития УУД.
Список использованной литературы
Авдулово, Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. - СПб, 2010. - № 4. - с. 28-38.
Аргунова, Е. Г. Активные методы обучения Текст. Учеб.-метод. пособие / Е. Г. Аргунова, Г. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104 с.
Белова, Н. Ю., Чибрина, С. Д., Василовская, Л.А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября. [Электронный ресурс]:http://festival.1september.ru/ articles / 627401 /.
Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Асмолова. - М., 2010. - 231 с.
Гальперин П. Я. Лекции по психологии / Под ред. и с предисл. А. И. Подольского., 2002.
Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. - М.: «Все для учителя!», 2011. - Пилотный выпуск. - С. 4-6.
Карабанова, О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Электронный ресурс]: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no\u003d12250.
Корчагина, М. В. Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы. // Первое сентября. [Электронный документ]: http: // festival. 1september.ru/articles/625419/.
Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - М.: Просвещение, 2008. - № 2. - С. 3-6.
Лисиченкова, С. А. Влияние особенностей современных школьников их познавательную мотивацию [Текст] / С. А. Лисиченкова // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 428-431. [Электронный документ]: http: //www.moluch. ru / archive / 39/4654 /.
Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59.
Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий. - М.: Ювента, 2009. - 48с.
Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 151-155.
Тарасов. С.В. Школьник в современной образовательной среде. Монография. - СПб.: Образование-Культура, 2001. - 151 с.
Торшилова, Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы: Результаты соц.-псих. исследовательские. // Известия РАО. - 2001. - № 4. - с.86-95.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31с.
Шегай И. С., Шегаева А. В. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) // Молодой ученый. - 2013. - №10. - С. 550-552.
33
1. Авдулово, Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. - СПб, 2010. - № 4. - с. 28-38.
2. Аргунова, Е. Г. Активные методы обучения Текст. Учеб.-метод. пособие / Е. Г. Аргунова, Г. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104 с.
3. Белова, Н. Ю., Чибрина, С. Д., Василовская, Л.А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября. [Электронный ресурс]:http://festival.1september.ru/ articles / 627401 /.
4. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Асмолова. - М., 2010. - 231 с.
5. Гальперин П. Я. Лекции по психологии / Под ред. и с предисл. А. И. Подольского., 2002.
6. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. - М.: «Все для учителя!», 2011. - Пилотный выпуск. - С. 4-6.
7. Карабанова, О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Электронный ресурс]: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no\u003d12250.
8. Корчагина, М. В. Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы. // Первое сентября. [Электронный документ]: http: // festival. 1september.ru/articles/625419/.
9. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - М.: Просвещение, 2008. - № 2. - С. 3-6.
10. Лисиченкова, С. А. Влияние особенностей современных школьников их познавательную мотивацию [Текст] / С. А. Лисиченкова // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 428-431. [Электронный документ]: http: //www.moluch. ru / archive / 39/4654 /.
11. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59.
12. Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий. - М.: Ювента, 2009. - 48с.
13. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 151-155.
14. Тарасов. С.В. Школьник в современной образовательной среде. Монография. - СПб.: Образование-Культура, 2001. - 151 с.
15. Торшилова, Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы: Результаты соц.-псих. исследовательские. // Известия РАО. - 2001. - № 4. - с.86-95.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31с.
17. Шегай И. С., Шегаева А. В. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) // Молодой ученый. - 2013. - №10. - С. 550-552.
Вопрос-ответ:
Какие основные требования ФГОС предъявляются к формированию универсальных учебных действий на уроках иностранного языка?
Основные требования ФГОС к формированию универсальных учебных действий на уроках иностранного языка включают: 1) развитие коммуникативных навыков и умений учащихся; 2) формирование мотивации к изучению иностранного языка; 3) развитие критического мышления и творческих способностей; 4) организацию деятельности учащихся в группах и парами; 5) использование разнообразных учебных материалов и технологий.
Какие особенности формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка?
Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка включают: 1) активное использование языка в коммуникативных ситуациях; 2) использование различных форм организации работы (групповая, парная, индивидуальная); 3) применение современных информационно-коммуникационных технологий; 4) использование аутентичных учебных материалов; 5) акцент на развитие навыков самостоятельного обучения и критического мышления.
В чем состоит методика формирования и развития универсальных учебных действий на уроках иностранного языка?
Методика формирования и развития универсальных учебных действий на уроках иностранного языка включает: 1) создание коммуникативной среды для активного использования языка; 2) использование разнообразных учебных материалов и заданий; 3) проведение интерактивных упражнений и игр; 4) организацию работы в группах и парах; 5) учет индивидуальных особенностей учащихся и стимулирование их самостоятельной активности.
Какие приемы и методы используются для формирования и развития универсальных учебных действий у учащихся 5 класса?
Для формирования и развития универсальных учебных действий у учащихся 5 класса используются следующие приемы и методы: 1) работа с аутентичными учебными материалами (тексты, аудиозаписи); 2) использование интерактивных упражнений и игр; 3) организация парной и групповой работы; 4) проведение проектной деятельности; 5) применение информационно-коммуникационных технологий.
Какие требования ФГОС предъявляются к формированию УУД на уроках иностранного языка?
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет следующие требования к формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках иностранного языка: они должны быть направлены на развитие коммуникативных навыков, критического и аналитического мышления, творческой активности учащихся. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и ориентироваться на развитие его личности.
Какие особенности формирования УУД универсальных учебных действий на уроках иностранного языка?
На уроках иностранного языка особенности формирования УУД заключаются в использовании интерактивных методов обучения, активного взаимодействия учащихся друг с другом и с преподавателем. Преимущественное внимание уделяется развитию коммуникативных и критического мышления навыков, использованию аутентичных материалов и ситуаций. Также, важно учитывать межкультурный аспект и развивать учащихся как граждан мира.
Какие приемы и методы используются для формирования и развития УУД на уроках иностранного языка?
Для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках иностранного языка могут быть использованы такие приемы и методы, как: коммуникативные упражнения и игры, работа с аутентичными текстами и аудиоматериалами, проектная деятельность, дискуссии и презентации, ролевые игры и т.д. Обучение должно быть интерактивным и направлено на активное участие каждого учащегося.
Какие требования ФГОС предъявляются к формированию УУД на ООО?
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет следующие требования к формированию универсальных учебных действий (УУД) на общеобразовательной основе (ООО): они должны быть направлены на развитие личности учащегося, формирование его коммуникативных, информационных, познавательных и творческих способностей. Кроме того, учебная деятельность должна быть основана на принципах активности, самостоятельности и разнообразия.
Какие требования предъявляются к формированию универсальных учебных действий на уроках иностранного языка?
Формирование универсальных учебных действий на уроках иностранного языка должно соответствовать требованиям ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта). Учащиеся должны развивать такие универсальные учебные действия, как анализ, синтез, обобщение, систематизация, прогнозирование, а также умение самостоятельно планировать свою учебную деятельность и контролировать ее результаты.