Смысложизненные ориентации современных старшеклассников
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 24 + 24 источника
- Добавлена 22.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей смысложизненных ориентаций у старшеклассников 5
1.1 Сущность смысложизненных ориентаций 5
1.2 Особенности формирования смысложизненных ориентаций у современных старшеклассников 9
1.3 Динамика смысложизненных ориентаций личности на разных этапах онтогенеза 14
Глава 2. Опытно-практическая работа на выявление смысложизненных ориентаций у современных старшеклассников 19
2.1 Организация и методы исследования смысложизненных ориентаций у старшеклассников 19
2.2 Диагностика смысложизненных ориентаций старшеклассников 20
2.3 Рекомендации по формированию смысложизненных ориентаций старшеклассников 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Таблица 2
Критерии и уровни смысложизненных ориентаций
в подростковом возрасте
Имя Цели в жизни Процесс жизни Результативность жизни Локус контроля – Я Локус контроля – жизнь Общий показатель-осмысленность жизни Лидия П. низкий низкий низкий низкий низкий низкий Елена Ш. средний высокий высокий средний средний высокий Кристина С. средний средний высокий средний средний средний Вероника Н. средний средний средний средний средний средний Максим А. средний средний средний средний средний средний Илья М. средний средний средний средний средний средний Владимир К. низкий низкий низкий средний низкий низкий Игорь М. средний средний средний средний средний средний Иван П. средний средний средний средний средний низкий Максим И. средний средний средний средний средний средний Даниил В. средний средний низкий средний средний средний Кристина А. высокий средний высокий высокий высокий высокий Мария Е. средний средний высокий высокий средний средний Екатерина Б. средний средний высокий средний средний средний
По результатам тестирования было выявлено, что 5 (36%) учеников имеют высокий уровень по шкале «Результативность жизни» – это свидетельствует о том, что школьники удовлетворены самореализацией, считают прожитую часть жизни продуктивной; 6 (43%) учениковв недостаточно удовлетворены самореализацией, что свидетельствует о среднем уровне; 3 (21%) ученика неудовлетворены прожитой частью жизни – низкий уровень.
По результатам тестирования 2 (14%) старшеклассников имеют высокий уровень по шкале «Локус контроля – Я», что свидетельствует о том, что школьники оценивают себя как сильную личность и обладают свободой выбора; 6 (43%) школьники оценивают себя как формирующуюся личность, что свидетельствует о среднем уровне; 3 (21%) ученика испытывают неверие в свою способность контролировать события собственной жизни – низкий уровень.
По результатам тестирования 1 (7%) ученик имеет высокий уровень по шкале «Локус контроля – жизнь» – это свидетельствует о том, что школьник контролирует свою жизнь, свободно принимает решения и реализует их; 11 (79%) учеников затрудняются принимать решения и реализовывать их; 2 (14%) учеников убеждены, что жизнь находится вне сознательного контроля – низкий уровень.
По результатам тестирования 1 (7%) ученик имеет высокий уровень по шкале «Локус контроля – жизнь» – это свидетельствует о том, что ученик контролирует свою жизнь, свободно принимает решения и реализует их; 11 (79%) старшеклассников затрудняются принимать решения и реализовывать их; 2 (14%) учеников убеждены, что жизнь находится вне сознательного контроля – низкий уровень.
Таким образом, мы определили осмысленность жизни современных старшеклассников: высокий уровень продемонстрировали 2 ученика (14%), что свидетельствует о наличии целей на будущее в жизни, ученики воспринимают процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, удовлетворены самореализацией, считают прожитый период жизни продуктивным, оценивают себя как сильную личность, обладают свободой выбора, контролируют свою жизнь, свободно принимают решения и реализуют их.
Средний уровень продемонстрировали 6 старшеклассников (64%) – цель в жизни и перспективы неопределенны, ученики воспринимают процесс жизни как интересный, но эмоционально ненасыщенный, недостаточно удовлетворены самореализацией, оценивают себя как формирующуюся личность, затрудняются принимать решения и реализовывать их; низкий уровень показали 3 (22%) ученика, у них нет жизненной цели, перспектив, они недовольны своей жизнью в настоящем, неудовлетворенность прожитой частью жизни, неверие в свою способность контролировать события собственной жизни, ученик убежден, что жизнь находится вне сознательного контроля.
При обработке результатов методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева был сделан вывод о том, что у старшеклассников смысложизненные ориентации носят несформированный характер. Реальная жизнь воспринимается как интересная и эмоционально насыщенная. У них есть определенные цели на будущую жизнь.
2.3 Рекомендации по формированию смысложизненных ориентаций старшеклассников
В результате экспериментальной и практической работы нами были разработаны методические рекомендации для психолога. Формирование смысложизненных ориентаций будет более эффективным, если в образовательном процессе школы будут использоваться следующие рекомендации:
1. Накопить и обобщить рефлексивный опыт самоопределения подростков.
2. Создать мотивационный компонент.
3. Сформировать представление о реальных возможностях и способностях, а также о личных жизненных планах.
4. Расширьте личное пространство общения.
5. Развивать способность к прогнозированию.
6. Совмещение ценностного и деятельностного плана жизни через целеполагание, планирование и проектирование способа реализации ценностей.
7. Поощрять активный интерес к деятельности старшеклассников, развивать правильное восприятие, формировать чувства и представления, стимулировать их нравственные и эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.
8. Поощрять старшеклассников к самостоятельным действиям.
9. Развивать чувство уверенности в себе у старшеклассников.
10. Формировать у школьников чувство ответственности, работая в парах и группах [24].
Для формирования смысложизненных ориентаций у старшеклассников была разработана психолого-педагогическая программа развития смысложизненных ориентаций.
Цель программы: способствовать развитию осмысленных жизненных ориентаций у старшеклассников.
Цели данной программы:
– определение жизненных целей, задач и ожидаемых результатов;
– формирование ответственности за свое личностное развитие и выбор профессионального пути;
– формирование ценностей самореализации.
Целевая группа: ученики 10-х классов.
Форма проведения мероприятия: индивидуальная и групповая.
Программа рассчитана на 10 занятий. Продолжительность одного занятия – 40 минут, регулярность встреч – 2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из разминки, основной части, представленной одним-двумя наиболее значимыми упражнениями, и заключительной части – подведения итогов, прощания, заполнения анкет. В конце каждого упражнения проводится обсуждение эмоций, вызванных выполненной работой.
Урок 1 «Я не одинок»
Цель: выработать общие правила поведения в классе; побудить каждого участника к активной работе, выражению собственного мнения.
Урок 2 «Я – личность»
Цель: Осознание собственной уникальности; развитие рефлексии на уровне «Я-личность»
Урок 3 «Я – общество»
Цель: Осознание перспектив дальнейшего профессионального и личностного роста: осознание своего места в обществе.
Урок 4 «Мои достижения»
Цель: осознание достижений и радость преодоления.
В упражнении используется «талисман». Тот, кто держит его в руках, рассказывает о том, что ему удалось в жизни, о своих достижениях.
Урок 5. Дискуссия «Вечные ценности»
Цель: осознание своих жизненных ценностей
Урок 6. «Моя ответственность»
Цель: взять на себя ответственность за свое личностное развитие и выбор жизненного пути.
Урок 7. «Мой жизненный путь»
Цель: осознание своего прошлого, настоящего и будущего.
Урок 8. «Самопрезентация»
Цель: ориентация в самоопределении, возможность проявить себя, поделиться идеями о будущем.
Урок 9. «Самореализация»
Цель: определение ценностей самореализации
Урок 10. «Пожелайте друг другу»
Цель: обратная связь старшеклассников, реакция чувств друг к другу [15].
В конце каждого занятия происходит общий обмен мнениями школьников о том, сколько интересного и полезного они узнали за время работы в группе, что именно им понравилось и запомнилось больше всего, что они хотели бы сделать на следующем уроке.
Заключение
Личностные ценности – это общие смыслы жизни человека, которые осознаются и принимаются им. Ценность выполняет две взаимосвязанные функции – жизнеутверждающую (обеспечивает привлекательность деятельности) и мотивирующую (побуждает к ее осуществлению, преодолению препятствий).
Смысложизненные ориентации каждого человека – это набор ценностей и целей, свойственных только этому человеку, которые он избрал в качестве фундаментальных для своего существования.
Ценностные ориентации личности, которые связывают ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Система ценностных ориентаций является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов.
Смысложизненными ориентациями старшеклассников может быть цели в жизни, богатство жизни или удовлетворенность самореализацией. Эти три категории могут быть связаны с будущим (целью), настоящим (процессом) и прошлым (результатом). Школьник может найти смысл своей жизни в каждом из этих компонентов.
Понятие смысла жизни начинает формироваться к подростковому возрасту, так как это наиболее чувствительный период для формирования глубоких личностных образований. Система смысложизненных ориентаций не останавливается в своем развитии. Начиная с подросткового возраста и на протяжении всей последующей жизни задачи развития и эффективного функционирования ставятся перед человеком самой жизнью.
Выделяют два значения смысла жизни как психологического явления: 1) сущность, главное в данном предмете, явлении; 2) личностное значение для человека этой сущности, этого главного. Но определение смысложизненной ориентации – это только один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько эта ориентация «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В связи с этим целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из ее основных характеристик.
В нашем исследовании приняли участие 14 учеников – 7 мальчиков и 7 девочек в возрасте 16 лет. При этом использовали методику Д. А. Леонтьева СЖО потому, что она позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.
Нами была определена осмысленность жизни современных старшеклассников: высокий уровень продемонстрировали 2 ученика (14%), что свидетельствует о наличии целей на будущее в жизни; средний уровень продемонстрировали 6 старшеклассников (64%) – цель в жизни и перспективы неопределенны; низкий уровень показали 3 (22%) ученика, у них нет жизненной цели, перспектив.
При обработке результатов методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева был сделан вывод о том, что у старшеклассников смысложизненные ориентации носят несформированный характер. Реальная жизнь воспринимается как интересная и эмоционально насыщенная. У них есть определенные цели на будущую жизнь.
В результате экспериментальной и практической работы нами были разработаны методические рекомендации для психолога. Формирование смысложизненных ориентаций будет более эффективным, если в образовательном процессе школы будут использоваться данные рекомендации.
Список использованной литературы
Вайзер Г.А. Смысл жизни и возраст // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М.:ПИРАО, 1997. – 416 с.
Введенский А.И. Условия допустимости веры в смысл жизни, 2016. – 288 с.
Калугин Н.В. Профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие для студентов педагогических институтов. / Н.И. Калугин, А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко – Нижний Новгород, 2017. – 262 с.
Каракозов Р.Р. Организация смыслопоисковой активности человека как условие осмысления жизненного опыта // психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. – М., 2017. – 368 с.
Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // психологический журнал. – 2017. – 318 с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2017. – 288 с.
Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1987. – 294 с.
Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. – Новосибирск, 1992. – 296 с.
Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М.: Смысл, 2003. – 346 с.
Максимова Т.В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности // Мир психологии. – 2018.-№12. – С. 88-90.
Моральные ценности и личность. / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М., 1994. – 366 с.
Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. – М., 1988. – 516 с.
Некрасова Ю.Б. Особенности в понимании смысла жизни в процессе социореабилитации. // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. – М., 1997. – № 7. – С. 16-21.
Олпорт Г. Личность в психологии. – СПб., 1998. – 322 с.
Попова Т.А. Смысложизненный аспект становления Я-концепции подростка. М., 2019. – 166 с.
Пряжников Н.С. Пространство самоопределения: как помочь подростку найти себя и профессию // Воспитательная работа в школе. М., 2019 №11. – С. 18-25.
Серый А.В. Система личностных смыслов. Кемерово, 2016. – 346 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла. – СПб.: Ювента, 1997. – 344 с.
Фролов Ю. И. Психология подростка / Ю. И. Фролов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 526 с.
Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. – М, 2018. – 416 с.
Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. М., 2018. – №13. – С. 22-28.
Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека. М.: ПИРАО, 2017. – 188 с.
Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннаго» // Психологический журнал, 2015. – 198 с.
Шеховцова Л.Ф., Шеховцов О.В. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. – С-П. «Северо-Запад», 2017. – 298 с.
31
1. Вайзер Г.А. Смысл жизни и возраст // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М.:ПИРАО, 1997. – 416 с.
2. Введенский А.И. Условия допустимости веры в смысл жизни, 2016. – 288 с.
3. Калугин Н.В. Профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие для студентов педагогических институтов. / Н.И. Калугин, А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко – Нижний Новгород, 2017. – 262 с.
4. Каракозов Р.Р. Организация смыслопоисковой активности человека как условие осмысления жизненного опыта // психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. – М., 2017. – 368 с.
5. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // психологический журнал. – 2017. – 318 с.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2017. – 288 с.
7. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1987. – 294 с.
8. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. – Новосибирск, 1992. – 296 с.
9. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М.: Смысл, 2003. – 346 с.
10. Максимова Т.В. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности // Мир психологии. – 2018.-№12. – С. 88-90.
11. Моральные ценности и личность. / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М., 1994. – 366 с.
12. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. – М., 1988. – 516 с.
13. Некрасова Ю.Б. Особенности в понимании смысла жизни в процессе социореабилитации. // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. – М., 1997. – № 7. – С. 16-21.
14. Олпорт Г. Личность в психологии. – СПб., 1998. – 322 с.
15. Попова Т.А. Смысложизненный аспект становления Я-концепции подростка. М., 2019. – 166 с.
16. Пряжников Н.С. Пространство самоопределения: как помочь подростку найти себя и профессию // Воспитательная работа в школе. М., 2019 №11. – С. 18-25.
17. Серый А.В. Система личностных смыслов. Кемерово, 2016. – 346 с.
18. Франкл В. Человек в поисках смысла. – СПб.: Ювента, 1997. – 344 с.
19. Фролов Ю. И. Психология подростка / Ю. И. Фролов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 526 с.
20. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. – М, 2018. – 416 с.
21. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. М., 2018. – №13. – С. 22-28.
22. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека. М.: ПИРАО, 2017. – 188 с.
23. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннаго» // Психологический журнал, 2015. – 198 с.
24. Шеховцова Л.Ф., Шеховцов О.В. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. – С-П. «Северо-Запад», 2017. – 298 с.
Вопрос-ответ:
Что такое смысложизненные ориентации у старшеклассников?
Смысложизненные ориентации у старшеклассников - это ценностно-смысловая сфера, в которой определяются их жизненные цели, мотивы и ожидания.
Какие особенности есть у формирования смысложизненных ориентаций у современных старшеклассников?
Формирование смысложизненных ориентаций у современных старшеклассников связано с переходом от зависимости от внешних авторитетов к формированию собственной системы ценностей.
Как меняются смысложизненные ориентации у старшеклассников на разных этапах онтогенеза?
На разных этапах онтогенеза смысложизненные ориентации у старшеклассников могут меняться в зависимости от изменений внутреннего и внешнего окружения, а также жизненного опыта.
Как проводится работа по выявлению смысложизненных ориентаций у старшеклассников?
Работа по выявлению смысложизненных ориентаций у старшеклассников проводится с помощью организации опытно-практической деятельности и использования различных методов и техник, таких как анкетирование, групповые дискуссии и самоанализ.
Зачем выявлять смысложизненные ориентации у старшеклассников?
Выявление смысложизненных ориентаций у старшеклассников помогает понять их мотивацию, ценности и ожидания, что в свою очередь может помочь в их дальнейшем самоопределении и профессиональной ориентации.
В чем заключается сущность смысложизненных ориентаций у старшеклассников?
Смысложизненные ориентации у старшеклассников представляют собой систему ценностей, убеждений и целей, которые направляют их поведение и определяют основные векторы их жизненного пути.
Какие особенности присутствуют в формировании смысложизненных ориентаций у современных старшеклассников?
Формирование смысложизненных ориентаций у старшеклассников происходит под влиянием множества факторов, таких как социальное окружение, образовательная система, семья и личные интересы. Кроме того, современные старшеклассники часто сталкиваются с выбором и принятием сложных решений, что также влияет на формирование их смысложизненных ориентаций.
Какие изменения могут происходить в смысложизненных ориентациях личности на разных этапах онтогенеза?
На разных этапах онтогенеза смысложизненные ориентации личности могут претерпевать изменения под влиянием внешних и внутренних факторов. Например, на подростковом этапе может происходить активное переосмысление ценностей и установок, связанных с подростковым кризисом. На поздних этапах онтогенеза смысложизненные ориентации могут становиться более устойчивыми и нередко связываться с выбором будущей профессии или планируемой карьерой.