Индивидуальные стили учения
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 27.04.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.1. Понятие стилей учения в психологии 5
1.2. Проблема стилей учения в педагогической психологии 16
1.3. Основные способы построения индивидуальных образовательных стилей 20
Выводы 29
Заключение 31
Список используемых источников 33
(С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)Индивидуальная программа обучения – это индивидуальная программа, разработанная для конкретного ученика и преследующая определенные цели, которые должны быть достигнуты в течение определенного периода времени. Другими словами, ИОМ – это способ реализовать личностный потенциал ребенка, развивая его способности по индивидуальному плану (маршруту).Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности[Волков, 2015].ИОМ включает сочетание учебной и внеучебной деятельности с целью социальной самореализации личности и формирования у обучающихся опыта предпрофессиональной подготовки.Основными условиями проведения образовательной деятельности при поддержке ИОМ являются:1. открытие обязательных результатов обучения;2. возможность выбирать уровень сложности;3. удобство совмещения различных форм организации учебной деятельности;4. организация дифференцированного обслуживания со стороны учителя;5. обучение должно стать для обучающихся преимущественно активной самостоятельной деятельностью;6. создание психологического комфортаобучающегося с учетом его индивидуальных особенностей.Все это создает условия для продвижения обучающихся в учебе в соответствии с их способностями. Такая организация позволяет гарантировать развитие сильного ученика и скорректировать обучение на среднем уровне. Это позволяет большинству класса получить достаточно основательные знания.Сегодня идет активный поиск моделей обучения и технологий, которые предоставляют каждому ученику свой собственный путь обучения. Основная идея обновления образования – сделать его индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации учебного процесса является разработка и реализация индивидуальных образовательных сценариев для учеников.Это обеспечивает личную неповторимость в развитии учеников, позволяет максимально проявить все способности обучающегося, имеет более широкий смысл и отличается многомерностью и разными направлениями реализации:1) разумные (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальную образовательную траекторию),2) деятельность (специальные образовательные технологии),3) процедурный (организационный аспект).И определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и навыками обучающегося (готовность освоить программу), а также существующими стандартами содержания образования.В состав индивидуального образовательного маршрута входят следующие компоненты:1) целевой (постановка целей получения образования, сформулированных на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей обучающегося при получении образования);2) предметный (обоснование структуры и выбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);3) технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, приемов, систем обучения и воспитания);4) диагностический (определение системы диагностической поддержки);5) организационно-педагогические (условия и способы достижения педагогических целей).Это достигается за счет:1) структурирование педагогического процесса (согласование причин, целей, образовательных потребностей и, как следствие, индивидуальной образовательной траектории с возможностями образовательной среды);2) мониторинг (осуществление помощи в составлении и реализации индивидуального учебного сценария);3) регулирование (обеспечение реализации индивидуализированной образовательной траектории с использованием соответствующих форм деятельности);4) эффективный (формулируются ожидаемые результаты).Обучение по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:– усиление поисковых и исследовательских вопросов, связанных с предметом обучения, связанных с тестированием, моделированием, экспериментированием в образовательных сферах;– создать условия для профилирования, сформировать портфолио обучающегося;– сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учеников на анализе и оценке методов и результатов собственной самостоятельной работы;– делегировать контроль и оценку деятельности учителя, во-первых, чтобы помочь ученикам овладеть методами обучения, а во-вторых, определять исключительно успеваемость учеников.Задача образовательного учреждения– формировать и углублять навыки учащегося. Исходя из идеи универсальной генетической одаренности детей, современный педагог должен обеспечить поле деятельности для самовыражения и самовыражения ученика. Но не все дети одарены. Относительно большое количество обучающихся образовательных учреждений испытывают трудности с обучением. Это связано либо с плохим здоровьем детей, либо с низкой мотивацией, либо с рядом других причин. Для этих учеников ИOM может стать отличным учебным пособием[Холодная, 2015].В этом случае рекомендуется:1. Выбирая методы индивидуального подхода к обучающемуся, следует руководствоваться знанием его личностных особенностей.2. Расширить и освоить различные методы развития познавательных интересов детей.3. Записывайте даже небольшие успехи и достижения, учащихся с низкой мотивацией к обучению, но не подчеркивайте их как неожиданные.4. Обеспечить преобладание положительных эмоций на уроках, позитивное восприятие учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферу доброты.5. Дайте возможность своей позиции не настраивать себя и более успешных учеников против низкоэффективных.6. Комментарии учителя не должны содержать негативных эмоциональных подтекстов и осуждения. Критиковать следует только конкретные действия ученика. Не касаясь его личности.7. Следует помнить, что чрезмерная напористость и активность учителей истощают запас нервно-психических сил ребенка (особенно если он чувствителен, менее устойчив, психически неуравновешен) и заставляют его защищаться. К (незрелым) формам детской самозащиты относятся негативизм, стремление освободиться от пожилых людей, конфликты и блокирование самопонимания.Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут действительно становится личным способом реализации личностного потенциала,обучающегося в образовании. ИОМ – это особый метод индивидуального обучения, который помогает восполнить пробелы в знаниях, навыках и способностях, овладеть основными образовательными технологиями, предоставить психологические ресурсы и педагогическая поддержка ребенка и, как следствие, повышение уровня учебной мотивации.Обеспечение реализации индивидуальных образовательных траекторий, обучающихся в образовательной организации – это попытка решить проблему развития личности, ее готовности выбирать, определять цель и смысл жизни через содержание образования. Это попытка взглянуть на образовательный процесс с точки зрения обучающегося.При составлении маршрута необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающегося. Это значит:1. Образовательная база (знания, которыми владеет ученик);2. Психическое и физическое состояние обучающегося;3. Личностные качества, особенности характера ученика (умение работать в группе и индивидуально, тип памяти, социальная активность, мотивация и др.)4. Возраст;5. Социальный аспект.ВыводыСтили учения – это индивидуально уникальные способы получения информации в учебной деятельности (в более широком смысле, устойчивые способы взаимодействия с учебной средой обучающегося, присущие данному ученику).Проблема выявления и улучшения стилей обучения имеет особое значение как для учителя, так и для обучающегося. Учитель должен прежде всего помнить, что источником успеха или неудач является сам ученик. Следовательно, задача учителя как организатора обучения, партнера по общению и консультанта – помочь ученикам определить свой стиль обучения, создать соответствующую среду обучения для применения стратегий, адекватных учебной задаче, в соответствии с индивидуальными стилями учеников.В свою очередь, учащийся, имея представление о своих стилях обучения, сможет выбирать из широкого спектра когнитивных стратегий обучения, наиболее подходящих для его стиля обучения, благодаря которым он может более эффективно управлять своим собственным процессом обучения, улучшение навыков обучения.Основным способом построения индивидуальных образовательных стилей является индивидуально образовательный маршрут.Индивидуальный образовательный маршрут– это целенаправленно разработанная разноплановая образовательная программа, в которой ученику дается позиция выбранного предмета, разрабатывается и реализуется образовательная программа, а учителя педагогически поддерживают его самоопределение и самореализацию.Индивидуально образовательный маршрут– это особый метод индивидуального обучения, который помогает восполнить пробелы в знаниях, навыках и способностях, овладеть основными образовательными технологиями, предоставить психологические ресурсы и педагогическая поддержка ребенка и, как следствие, повышение уровня учебной мотивации.ЗаключениеСтиль учения – это уникальные индивидуальные способы усвоения информации в учебной деятельности (в более широком смысле устойчивые способы взаимодействия с образовательной средой, присущие конкретному ученику).Согласно модели Колба различают четыре стиля обучения:1) дивергентный – учащиеся учатся, синтезируя и интегрируя информацию из разных источников, им нравятся способы работы в группах, они склонны к нововведениям и обладают богатым воображением, они счастливы участвовать в решении проблем, хотя и не всегда заканчивают их работа;2) ассимилятивный– учащиеся воспринимают и обрабатывают информацию в форме абстрактного обоснования и размышления, высоко ценят логику и последовательное мышление, склонны формулировать исследовательские теории и факты, учатся через изучение идей, ценят мнение экспертов и возможность участвовать в дискуссиях иметь хорошие навыки планирования собственной деятельности;3) конвергентный – обучающиеся воспринимают информацию на уровне общих идей, при этом сосредотачиваясь на ее практическом воплощении, им важно знать, как все работает и как работают, предпочитают решать любую задачу, пробовать проверять теории, отличаться стратегическим мышлением, терпимы к неопределенности, эффективны в принятии решений;4) аккомодационный –обучающиеся воспринимают информацию на уровне конкретных впечатлений и учатся на основе объективных действий, любят делать определенные вещи, не боятся рисковать и экспериментировать, имеют тенденцию вести и контролировать других людей для получения необходимой информации.Обучающийся (школьник, ученик), представляющий определенный возраст развития как субъект учебной деятельности на каждом этапе образовательной системы, характеризуется особенностями учебной мотивации, системой взаимоотношений и особенностями учебной деятельности.Перед учителем стоит ответственная психолого-педагогическая задача по формированию ученика как субъекта учебной деятельности, что подразумевает, прежде всего, необходимость научить его умению планировать, организовывать свою деятельность, умению учиться и полноценно общаться. Список используемых источниковАнаньев, Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г. Ананьев. – Л.: Лениздат, 2015. –190 с.Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 512с.Бернштейн Н.Л. Проблема навыка в психологии / Н.Л. Берштейн, Ходжава З.И, –М.: Просвещение, 2013.–234 с.Божович Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. – М.: Известия АПН РСФСР, 2016. – №36. – С.23.Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. – М., 1977.Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, –2015.– 312 с.Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. – М.: Просвещение, 2016. – С.326.Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Просвещение, 2016.Дятлова К.Д., Францева Ю.Е. Эффективная довузовская подготовка как предпосылка успешности обучения в вузе // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. –2018. –С. 19-24.Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2017. – С.165.Зиглер И.Д. Теории личности: методика. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. /И.Д.Зиглер. – М.: Просвещение, 2016.– 607с.Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. Казань, 1969.Когнитивный стиль как фактор успешности его обучения // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. Колги. Таллинн, 1986. –С. 120-122.Либин А. В. Стилевые особенности познавательных процессов и учебная деятельность // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. – М.: Наука, 1991. –С. 131-139.Липкина, А.И. Критичность и самокритичность в учебной деятельности / А. И. Липкина. М.: Просвещение, 1968. –102 с.Маркова А.К. Психология труда учителя: методика: учебн. пособие / А.К. Макарова. – М.: Просвещение, 2017 – 500с.Олри-Луис И. Оценка стилей обучения с точки зрения контекста / И. Олри-Луис // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. СБ. статей. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», –1997. –С. 241-266.Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2016. –688 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубенштейн, – М.:ВЛАДОС, 2015. – 155 с.Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. –СПб.: Питер, –2014. –384 с.. Холодная М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности/ М.А. Холодная // Психологический журнал, –1992. –Т. 13. –№ 3. –С. 84-93.Холодная М. А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта/ М.А. Холодная. –Киев: УМК ВО, –1996.Холодная М. А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности?/ М.А. Холодная // Психологический журнал, –1996. –Т. 17. –№1. –С. 61-69.Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях / А.И. Худяков. – СПб.: Питер, 2015. – 320с.Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении: Особенности педагогической деятельности. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед./Г. А. Цукерман. – М.: Просвещение, 2016. – 268с.Шкуратова И. П. Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация. Комментарии/ И.П. Шкуратова // Стиль человека: психологический анализ / Подред. А. В. Либина. –М.: Смысл, 1998. С. 125-162.
2. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 512с.
3. Бернштейн Н.Л. Проблема навыка в психологии / Н.Л. Берштейн, Ходжава З.И, – М.: Просвещение, 2013.– 234 с.
4. Божович Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. – М.: Известия АПН РСФСР, 2016. – №36. – С.23.
5. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. – М., 1977.
6. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, – 2015. – 312 с.
7. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. – М.: Просвещение, 2016. – С.326.
8. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Просвещение, 2016.
9. Дятлова К.Д., Францева Ю.Е. Эффективная довузовская подготовка как предпосылка успешности обучения в вузе // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. – 2018. – С. 19-24.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2017. – С.165.
11. Зиглер И.Д. Теории личности: методика. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. /И.Д. Зиглер. – М.: Просвещение, 2016.– 607с.
12. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. Казань, 1969.
13. Когнитивный стиль как фактор успешности его обучения // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. Колги. Таллинн, 1986. – С. 120-122.
14. Либин А. В. Стилевые особенности познавательных процессов и учебная деятельность // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. – М.: Наука, 1991. –С. 131-139.
15. Липкина, А.И. Критичность и самокритичность в учебной деятельности / А. И. Липкина. М.: Просвещение, 1968. – 102 с.
16. Маркова А.К. Психология труда учителя: методика: учебн. пособие / А.К. Макарова. – М.: Просвещение, 2017 – 500с.
17. Олри-Луис И. Оценка стилей обучения с точки зрения контекста / И. Олри-Луис // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. СБ. статей. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», – 1997. – С. 241-266.
18. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2016. – 688 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубенштейн, – М.:ВЛАДОС, 2015. – 155 с.
20. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. – СПб.: Питер, – 2014. – 384 с.
21. . Холодная М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности/ М.А. Холодная // Психологический журнал, – 1992. – Т. 13. – № 3. – С. 84-93.
22. Холодная М. А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта/ М.А. Холодная. – Киев: УМК ВО, – 1996.
23. Холодная М. А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности? / М.А. Холодная // Психологический журнал, – 1996. – Т. 17. – №1. – С. 61-69.
24. Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях / А.И. Худяков. – СПб.: Питер, 2015. – 320с.
25. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении: Особенности педагогической деятельности. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед./Г. А. Цукерман. – М.: Просвещение, 2016. – 268с.
26. Шкуратова И. П. Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация. Комментарии/ И.П. Шкуратова // Стиль человека: психологический анализ / Подред. А. В. Либина. – М.: Смысл, 1998. С. 125-162.
Вопрос-ответ:
Что такое стили учения в психологии?
Стили учения в психологии - это индивидуальные способы, которые человек использует для усвоения новых знаний и навыков. Они определяются особенностями восприятия, мышления и запоминания каждого конкретного человека.
Какова проблема стилей учения в педагогической психологии?
Проблема стилей учения в педагогической психологии заключается в том, что ученики имеют различные стили обучения, и эти стили могут не соответствовать тому, каким образом преподаватель ведет занятия. Это может привести к неэффективному усвоению материала и снижению успеваемости.
Какие основные способы построения индивидуальных образовательных стилей?
Основные способы построения индивидуальных образовательных стилей включают адаптацию учебного материала к потребностям и предпочтениям ученика, использование разнообразных методов обучения (визуальные, аудио, кинестетические и другие), а также создание подходящей обстановки для обучения (тишина, удобные условия и т.д.).
Какие выводы можно сделать по результатам исследования?
Выводы исследования показывают, что различные ученики имеют разные стили учения, и эти стили нужно учитывать при построении образовательного процесса. При использовании индивидуальных образовательных программ, ученики могут лучше усваивать материал и достигать лучших результатов в обучении.
Какие источники были использованы для написания статьи?
В статье были использованы следующие источники: С. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и другие. Эти источники представляют собой работы в области педагогической психологии и исследования, связанные со стилями учения.
Что такое индивидуальные стили учения?
Индивидуальные стили учения - это способы освоения новой информации и приобретения знаний, характерные для каждого отдельного ученика. Они включают в себя особенности предпочтений, стратегий и методов обучения ученика, а также его интеллектуальные, мотивационные и личностные особенности.
Какая проблема связана со стилями учения в педагогической психологии?
Проблема стилей учения в педагогической психологии заключается в том, что разные учащиеся имеют разные стили учения, и учителям не всегда удается эффективно адаптировать свои методы и подходы к индивидуальным потребностям каждого ученика. Это может приводить к несоответствию между учебными требованиями и способностями учеников, что снижает их образовательные результаты и мотивацию к учению.
Какие основные способы построения индивидуальных образовательных стилей?
Основными способами построения индивидуальных образовательных стилей являются: адаптация содержания и методов обучения к индивидуальным потребностям и интересам ученика, использование разнообразных учебных материалов и технологий, создание условий для самостоятельного и активного обучения, учет индивидуальных предпочтений и представлений ученика о процессе обучения.
Какие выводы можно сделать о стилях учения?
Изучение индивидуальных стилей учения позволяет лучше понять потребности и особенности каждого ученика, что помогает разрабатывать более эффективные методы обучения и улучшать образовательные результаты. Принятие во внимание стилей учения также способствует развитию самостоятельности и уверенности ученика в своих способностях.
Какие источники использовались при написании статьи?
При написании статьи использовались следующие источники: С. В. Воробьева, Н. А. Лабунская, А. П. Тряпицына, Ю. Ф. Тимофеева и др. Также были использованы различные публикации и исследования в области педагогической психологии и стилей обучения.