Социальная работа с несовершеннолетними группы риска в НКО

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 32 32 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 27.04.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ГРУППЫ РИСКА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 5
1.1. Основные категории несовершеннолетних группы риска 5
1.2. Нормативно-правовые документы, регулирующие работу с несовершеннолетними группы риска 9
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРУППЫ РИСКА В НКО 15
2.1. Основные типы учреждений, осуществляющих социальную работу с несовершеннолетними группы риска и специфика деятельности профильных НКО 15
2.2. Технологии психолого-социальной работы с несовершеннолетними группы риска, направленные на активизацию их личностного потенциала 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Фрагмент для ознакомления

Как правило, это проявляющие демонстративный тип поведения, при котором они могут демонстративно срывать социально-педагогическую деятельность. В качестве выхода из такой ситуации исследователи предлагают к использованию в социально-педагогическом сопровождении игровые технологии, в частности разные форматы сюжетно-ролевых игр, как эффективный метод, отвечающий потребностям и особенностям детей и подростков «группы риска». Специфика игровой деятельности в системе социально-педагогического сопровождения заключается в профилактической, превентивной направленности игры как средства организации содержательного досуга детей и подростков и предотвращения проявления в их поведении признаков асоциального поведения. Для реализации условий в школьной организации была проведена следующая работа: информационное пространство «Вспомни себя» семейный клуб родительские часынетрадиционное родительское собрание деловая игра консультационный пункт игры погружения (сюжетно-ролевые погружения) После реализации всех условий у подростков значительно снизилась тревожность и агрессивность. Сама деятельность с детьми «группы риска» включает в себя целый блок мероприятий: Организационно-методическая работа. Учет и выявление учащихся «группы риска». Индивидуальные и профилактические беседы с учащимися. Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирования банка данных. Оформление карточек учащихся. Работа с педагогическими кадрами. Методические объединения классных руководителей «Особенности подросткового возраста». Занятия с элементами тренинга «Жить в мире с самим собой и другими». Семинары классных руководителей. «Профилактика конфликтов в подростковой среде». Работа с учащимися. Изучение психолого-возрастных особенностей подростков: – диагностика уровня адаптации; – личностных особенностей; – диагностика познавательной сферы; – взаимоотношения со сверстниками; – профессиональное самоопределение. Оказание помощи в преодоление негативных явлений в семье. Внеклассные мероприятия «Умей сказать нет!» «Эмоции и чувства». Индивидуальные беседы «Моя самооценка», «Вера в себя и в свои возможности». Посещение учащихся и семьи на дому. Участие в месячниках: – по профилактике ЗОЖ: «Здоровому образу жизни – Да!»; – по профилактике правонарушений и безнадзорности среди обучающихся общеобразовательных учреждений Камышинского района. Профилактика жестокого обращения с детьми. Коррекция поведения обучающихся, нуждающихся в этом (агрессия, тревожность, адаптация, коммуникативное общение). Работа с родителями: 265 – родительский лекторий «Права и обязанности родителей»; – общешкольное родительское собрание «Ответственный родитель!»; – классное собрание «Воспитание детей в семье»; – индивидуальные консультации для родителей. Кроме этого дети «группы риска» вовлекаются в социально значимую деятельность общеобразовательного учреждения, такую как: – деятельность в органах ученического самоуправления; – деятельность в проектной команде (по социальному и культурному проектированию) на уровне образовательной организации; – участие в подготовке и проведении внеурочных мероприятий (тематических вечеров, диспутов, предметных недель, выставок и пр.); – участие в кружковой деятельности; – участие в социальных акциях, трудовых десантах; – организация и участие в благотворительных программах и акциях на различном уровне, участие в волонтерском движении: а) оказание посильной помощи категориям населения, нуждающимся в ней (людям пожилого возраста; труженикам тыла и т.д.); б) проведение культурно-массовых мероприятий для родителей, учащихся, жителей села (презентации, концерты, дни открытых дверей, конкурсы, интеллектуальные игры, клубы, спортивные соревнования и т.д.), выступление агитбригад по ЗОЖ, патриотической направленности; ПДД, пожарной безопасности и т.д.;) в) организация работы отряда вожатых в летнемоздоровительном лагере с дневным пребыванием. Отдельным направлением в социально значимой деятельности по социализации детей «группы риска» мы считаем работу ученической производственной бригады «Смена», а это учащиеся с 5 по 11 класс, позволяющая им научиться зарабатывать деньги и решать на заседании УПБ «Смена» на что их потратить. Так часть денег идет на экскурсии по городам России, а часть на благоустройство родной школы. Судите сами, учащиеся посетили: Волгоград, Саратов, Казань, Сочи, Пятигорск, Элисту, путешествовали по «Золотому кольцу», были в Москве и Санкт-Петербурге и это еще не предел. Именно благодаря работе в УПБ, учащимися школы были реализованы такие социально-значимые проекты, как: 1.«Спорт – путь к успеху» – 2016 год (реконструкция старого стадиона) 2.«Хорошее освещение – хорошее зрение» – 2017–2018 годы. 3.«Какой след мы оставим в школе» – 2019 год (модернизация школьной спортивной площадки). Здесь решается сразу несколько задач: – развитие познавательного интереса, а значит – социализация; – привлечение к труду, а значит – профориентация; – умение работать в команде, а значит – коммуникация – умение думать не только о себе, но и об окружающих людях, а значит – социально-значимая деятельность. Ежегодно проводятся военно-патриотические акции: 1. Акция «Ветеран» – встречи, беседы, классные часы, оказание адресной помощи ветеранам войны и труженикам тыла. 2. Акция «Бессмертный полк» – организация акции, поздравление ветеранов, помощь сельчанам в оцифровке фото их близких, отдавших жизнь во имя Победы. 3. Акция «День пожилого человека». Участие в экологических акциях: «Чистый берег» «Пластиковый бум» «Экологический десант» Благоустройство территории села Благоустройство территории прихода Феодосия Черниговского «Весенняя неделя Добра» и тд. Таким образом, используя различные формы работы мы можем с уверенностью сказать, что число детей «группы риска» с каждым годом уменьшается, потому что участвуя в социально значимой деятельности, дети успешно социализируются в обществе, развивают творческие, коммуникативные способности, познают мир.ЗАКЛЮЧЕНИЕОбщие результаты исследования, свидетельствующие о высоком проценте детей, находящихся как в самой группе риска, так и на грани попадания в нее, еще раз подтвердили актуальность изучаемой проблемы, убедили нас в необходимости активного и методически верного социальнопедагогического сопровождения подростков группы риска и детей оказавшихся в сложных ситуациях.Таким образом, результаты исследования, свидетельствуют об эффективности применения игры и сюжетно-ролевых ситуаций в качестве условий социально–педагогического сопровождения подростков из группы риска.Эффективность социально-профессионального определения подростков группы риска будет во многом зависеть от высокой квалификации и мотивации специалистов, работающих с данной категорией: отход от стереотипов в сознании общества, что группа риска – это «отработанный материал для общества» поможет этим ребятам обрести не только надежду, но и стать высококлассными специалистами в различных отраслях современной цифровой экономики.Сама деятельность с детьми «группы риска» включает в себя целый блок мероприятий: Организационно-методическая работа. Учет и выявление учащихся «группы риска». Индивидуальные и профилактические беседы с учащимися. Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирования банка данных. Оформление карточек учащихся. Работа с педагогическими кадрами. Методические объединения классных руководителей «Особенности подросткового возраста». Занятия с элементами тренинга «Жить в мире с самим собой и другими». Семинары классных руководителей. «Профилактика конфликтов в подростковой среде». Работа с учащимися. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. Генеральная прокуратура Российской Федерации: портал правовой статистики [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://crimestat.ru/Арон И.С., Пряжникова Е.Ю. Субъектность профессионального самоопределения: психологические детерминанты развития. // Вестник Российского нового университета. ‒ 2018. ‒ № 4. ‒ С. 30. 474 Белоусов М.В., Пряжникова Е.Ю. Психологическое развитие личности в условиях ненормативного кризиса занятости. ‒ Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. ‒ 2019. ‒ № 2 (47). ‒ С. 6-18. Богданов А.В. Основные причины и условия, способствующие росту преступности среди несовершеннолетних в Российской Федерации / А.В. Богданов, Е.Н. Хазов // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - №12. - с. 47-49. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова - М.: Аргус, 2020. - 480 с. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова - М.: Аргус, 2019. - 480 с. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для вузов / Ю.В. Василькова - М.: Академия. 2019. - 160 с. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для вузов / Ю.В. Василькова - М.: Академия. 2018. - 160 с. 3. Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособ. для студентов. / Ю.Н. Галагузова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2020. - 224 с. Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособ. для студентов. / Ю.Н. Галагузова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2019. - 224 с. Галиева, С. Ю. Развитие воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально опасном положении, как условие профилактики социального сиротства.: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. – Уфа, 2020. - 218 с. Галиева, С. Ю. Развитие воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально опасном положении, как условие профилактики социального сиротства.: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. – Уфа, 2018. - 218 с. Гаспарян А.Ш., Торохова Е.А. Информационный стресс, как фактор девиации людей. // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика. Сборник научных статей. / Под ред. Е.В. Камневой и М.М. Симоновой. ‒ Москва, 2020. ‒ С. 58-69. Гуров В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, 2018. - 270 с. Гуров В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, 2019. - 270 с. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. / В.И. Даль. - М.: 1991. - 4 том. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. / В.И. Даль. - М.: 2020. - 4 том. Калягин, В. А. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях [Текст] / В. А Калягин, Ю.Т. Матасов, Т.С. Овчинникова - СПб.: КАРО, 2019.Калягин, В. А. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях [Текст] / В. А Калягин, Ю.Т. Матасов, Т.С. Овчинникова - СПб.: КАРО, 2019.Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор / Ю. М. Антонян, Д. А. Бражников, М. В. Гончарова и др. - М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018. - 86 с. Криминология / под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. - Ростов-на-Дону, 2020Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака: Федеральный закон Российской Федерации от от 23.02. 2013 № 15-ФЗ.Приступа Е.Н. Технологии социальной работы [Электронный ресурс]: учебник и практикум/ Е.Н. Приступа. – М.: Юрайт, 2018. – 402 с. Приступа Е.Н. Технология социальной работы с семьей и детьми [Электронный ресурс]: учебник и практикум/ Е.Н. Приступа. – М.: Юрайт, 2018. – 465 с. Пряжникова Е.Ю. Исследование особенностей профессионального самоопределения аддиктивных подростков с химической зависимостью. В сборнике: Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, 8-10 октября 2019 года. / Под редакцией Коврова В.В. ‒ Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. ‒ 498.с. ‒ С. 332-339. Ситникова К.И., Водякова А.И. Особенности девиантного поведения в студенческой среде. // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика. Сборник научных статей. Под ред. Е.В. Камневой и М.М. Симоновой. ‒ Москва, 2020. ‒ С. 70-83.Справочноправовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://www.consultant.ru Указ Президента РФ от 24 мая 1994г. № 1016 «О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы» (с изм. и доп., последние внесены Указом Президента от 23.07.2011. №2 902) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 5. Ст. 403; Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. - М.: Дашков и К., 2017. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика в 2 ч. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебник/ Е.И. Холостова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 465 с. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации [Электронный ресурс] / ред. Е.И. Холостова, Г.И. Климантова. – М.: Дашков и К, 2019. - 752 с.Янченко Павел Андреевич Социологический анализ подростковой преступности как одной из форм проявления делинквентного поведения несовершеннолетних: региональный аспект // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2012. - №133.

Генеральная прокуратура Российской Федерации: портал правовой статистики [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://crimestat.ru/
2) Арон И.С., Пряжникова Е.Ю. Субъектность профессионального самоопределения: психологические детерминанты развития. // Вестник Российского нового университета. ‒ 2018. ‒ № 4. ‒ С. 30. 474
3) Белоусов М.В., Пряжникова Е.Ю. Психологическое развитие личности в условиях ненормативного кризиса занятости. ‒ Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. ‒ 2019. ‒ № 2 (47). ‒ С. 6-18.
4) Богданов А.В. Основные причины и условия, способствующие росту преступности среди несовершеннолетних в Российской Федерации / А.В. Богданов, Е.Н. Хазов // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - №12. - с. 47-49.
5) Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова - М.: Аргус, 2020. - 480 с.
6) Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова - М.: Аргус, 2019. - 480 с.
7) Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для вузов / Ю.В. Василькова - М.: Академия. 2019. - 160 с.
8) Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для вузов / Ю.В. Василькова - М.: Академия. 2018. - 160 с. 3. Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособ. для студентов. / Ю.Н. Галагузова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2020. - 224 с.
9) Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособ. для студентов. / Ю.Н. Галагузова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2019. - 224 с.
10) Галиева, С. Ю. Развитие воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально опасном положении, как условие профилактики социального сиротства.: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. – Уфа, 2020. - 218 с.
11) Галиева, С. Ю. Развитие воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально опасном положении, как условие профилактики социального сиротства.: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. – Уфа, 2018. - 218 с.
12) Гаспарян А.Ш., Торохова Е.А. Информационный стресс, как фактор девиации людей. // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика. Сборник научных статей. / Под ред. Е.В. Камневой и М.М. Симоновой. ‒ Москва, 2020. ‒ С. 58-69.
13) Гуров В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, 2018. - 270 с.
14) Гуров В.Н. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, 2019. - 270 с.
15) Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. / В.И. Даль. - М.: 1991. - 4 том.
16) Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. / В.И. Даль. - М.: 2020. - 4 том.
17) Калягин, В. А. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях [Текст] / В. А Калягин, Ю.Т. Матасов, Т.С. Овчинникова - СПб.: КАРО, 2019.
18) Калягин, В. А. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях [Текст] / В. А Калягин, Ю.Т. Матасов, Т.С. Овчинникова - СПб.: КАРО, 2019.
19) Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический обзор / Ю. М. Антонян, Д. А. Бражников, М. В. Гончарова и др. - М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018. - 86 с.
20) Криминология / под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. - Ростов-на-Дону, 2020
21) Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака: Федеральный закон Российской Федерации от от 23.02. 2013 № 15-ФЗ.
22) Приступа Е.Н. Технологии социальной работы [Электронный ресурс]: учебник и практикум/ Е.Н. Приступа. – М.: Юрайт, 2018. – 402 с.
23) Приступа Е.Н. Технология социальной работы с семьей и детьми [Электронный ресурс]: учебник и практикум/ Е.Н. Приступа. – М.: Юрайт, 2018. – 465 с.
24) Пряжникова Е.Ю. Исследование особенностей профессионального самоопределения аддиктивных подростков с химической зависимостью. В сборнике: Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, 8-10 октября 2019 года. / Под редакцией Коврова В.В. ‒ Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. ‒ 498.с. ‒ С. 332-339.
25) Ситникова К.И., Водякова А.И. Особенности девиантного поведения в студенческой среде. // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика. Сборник научных статей. Под ред. Е.В. Камневой и М.М. Симоновой. ‒ Москва, 2020. ‒ С. 70-83.
26) Справочноправовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://www.consultant.ru
27) Указ Президента РФ от 24 мая 1994г. № 1016 «О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 годы» (с изм. и доп., последние внесены Указом Президента от 23.07.2011. №2 902) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 5. Ст. 403;
28) Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. - М.: Дашков и К., 2017.
29) Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика в 2 ч. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебник/ Е.И. Холостова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 465 с.
30) Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации [Электронный ресурс] / ред. Е.И. Холостова, Г.И. Климантова. – М.: Дашков и К, 2019. - 752 с.
31) Янченко Павел Андреевич Социологический анализ подростковой преступности как одной из форм проявления делинквентного поведения несовершеннолетних: региональный аспект // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2012. - №133.

Вопрос-ответ:

Какие категории несовершеннолетних относятся к группам риска?

Основные категории несовершеннолетних группы риска включают детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, имеющих проблемы в семье, нарушающих закон, безнадзорные, живущие на улице, беженцев, детей с отклонениями в развитии и другие.

Какие нормативно правовые документы регулируют работу с несовершеннолетними группы риска?

Работа с несовершеннолетними группы риска регулируется законами и нормативными актами, включающими в себя Конвенцию о правах ребенка, Закон о социальной защите детей, Указ Президента о программе государственных гарантий для детей и другие.

Какие типы учреждений занимаются социальной работой с несовершеннолетними группы риска?

Основными типами учреждений, осуществляющих социальную работу с несовершеннолетними группы риска, являются детские дома, школы-интернаты, центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры, приюты, психологические центры и другие.

Какова специфика деятельности профильных организаций по работе с несовершеннолетними группы риска?

Специфика деятельности профильных организаций по работе с несовершеннолетними группы риска заключается в проведении социально-педагогической работы, психологической поддержке, медицинском обслуживании, организации занятий и воспитательной работы с целью реабилитации и социализации данных групп.

Какова роль НКО в организации социальной работы с несовершеннолетними группы риска?

НКО играют важную роль в организации социальной работы с несовершеннолетними группы риска. Они предоставляют дополнительную помощь и поддержку, оказывают социально-педагогическое сопровождение, предлагают программы и проекты по социализации и реабилитации, а также осуществляют защиту прав несовершеннолетних.

Какие основные категории несовершеннолетних относятся к группе риска?

Основные категории несовершеннолетних группы риска включают в себя детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (сироты, дети, лишенные родительского попечения), детей, живущих в социально неблагополучных семьях (семьи с низким уровнем дохода, семьи, в которых присутствуют проблемы насилия или злоупотребления алкоголем или наркотиками), детей, находящихся в трудной обстановке (социальные сироты, группа риска наркомании или пропаганды экстремистских идей), детей с инвалидностью и детей, проживающих в детских домах или интернатах.

Какие нормативно-правовые документы регулируют работу с несовершеннолетними группы риска?

Работа с несовершеннолетними группы риска регулируется несколькими нормативно-правовыми документами. К основным из них относятся Закон РФ "О социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон "О социально-ремедиальной помощи детям", Положение о социальной работе с подростками и молодежью, Указ Президента РФ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей" и другие.

Какие типы учреждений осуществляют социальную работу с несовершеннолетними группы риска?

Основные типы учреждений, осуществляющих социальную работу с несовершеннолетними группы риска, включают в себя центры социального обслуживания населения, детские дома, интернаты, кризисные центры, реабилитационные центры и другие. Каждый из этих типов учреждений имеет свою специфику деятельности в работе с несовершеннолетними группы риска.

Что такое несовершеннолетние группы риска?

Несовершеннолетние группы риска - это группы детей и подростков, которые находятся в уязвимом положении и подвержены риску социального неблагополучия. Это могут быть дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с проблемами в семье, дети, нарушающие закон, дети, находящиеся на учете в органах опеки и попечительства, а также другие группы детей, нуждающихся в особой помощи и поддержке.