Русская гравюра XVI в. как явление художественной культуры. 2. Художественные изделия из металла рубежа XIII-XIV вв. и их особенности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 13 13 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 27.04.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 1
Искусство ковки 8
Серебряное дело. Промыслы великого Устюга и Сольвычегодска 10
Художественные изделия из металла рубежа XIII-XIV вв. и их особенности 13
Заключение 16
Список использованной литературы 16

Фрагмент для ознакомления

Ил. 5. Серебряный браслет, Древняя Русь, 13-14 векРубеж 14-15 веков – время становления московского золотого и серебряного дела. Художественные особенности и приемы ювелирного дизайна, сформировавшиеся в этот период, вывели московское ювелирное искусство в число лидеров и позволили ему на протяжении веков занимать одно из ведущих мест в ювелирном искусстве России. Впервые пластические изображения заняли значительное место в русском искусстве, а чеканка и литье стали основными ювелирными техниками. Увеличение числа ремесленников и изделий, созданных их руками, было связано с возросшими потребностями великокняжеского двора: богатство московских правителей неоднократно отмечали соотечественники и иностранцы, посещавшие Россию [1].Художественные изделия из металла рубежа XIII-XIV веков и их особенностиВо второй половине 12 века произошло окончательное крушение Киевского государства. Возник ряд феодальных княжеств, оспаривавших друг у друга первенство. Прогрессивное значение этого периода заключается в росте ряда местных культурных центров. В то же время, несмотря на княжеские распри и постоянные междоусобные войны, народ живо ощущал свою общность.Древнерусское искусство в ряде политических и культурных центров, где живопись, архитектура и прикладное искусство развивались независимо, имело много общих черт. Более того, искусство отдельных регионов порой гораздо ярче, чем это было в 11 веке, утверждало единство художественной культуры.Новгородскому искусству принадлежит одно из почетных мест в культуре Руси второй половины 12-начала 13 вв. Оно претерпела серьезные изменения после восстания 1136 года, в результате которого Новгород превратился в богатый и сильныйцентр, возглавляемую Советом господ, состоявшим из самых известных бояр и богатых купцов. Власть князя была ограничена: он не имел права владеть новгородскими землями и находился в полной зависимости от веча. Важную роль в Новгороде играли ремесленники, выступавшие против бояр; они оказали значительное влияние на политику Новгорода, его культуру и искусство. Со временем новгородская церковь стала самостоятельной. Архиепископа выбирали новгородцы из местного духовенства, и только для рукоположения он отправлялся к митрополиту в Киев. Своеобразие общественной жизни Новгорода определяло демократический характер его культуры и искусства.Суздальские мастера прикладного искусства создали в 20-30-е годы 13 века уникальный памятник – великолепные двери Суздальского собора. Обитые снаружи медными листами, они несут на себе 56 клейм с различными изображениями, выполненными оригинальным способом огневого золочения. Южные двери посвящены «деяниям ангелов» которые издавна были «защитниками» князей. Западные украшены сиенами из Нового Завета.Ил. 6. Западные врата (фрагмент)Суздальские врата богато украшены орнаментом, встречающиеся здесь изображения фантастических животных, знакомы ужо по владимиро-суздальским рельефам. Орнаментация, легкая и изящная, близка к произведениям ювелирного искусства, которое получило богатое развитие во Владимиро-Суздальском княжестве. Археологами было найдено немало украшений, которые говорили об изысканном вкусе местных ремесленников, позолотчиков, резчиков. Следует упомянуть замечательные браслеты с позолотой из Владимирского клада (13 – 14 вв.), где орнаментальные мотивы заключены в рамки, воспроизводящие архитектурные формы. Тончайшим мастерством отличается шлем Ярослава Всеволодовича, найденный на поле битвы 1216 г. Его украшения – фигуры архангела Михаила и святого Феодора, растительные узоры и изображения грифонов – выполнены рельефной чеканкой.Ил. 7. Браслет-наруч. Владимирский клад. Найден в 1896 г. ХII-ХIII в.Со второй половины 14 в. быстро возвышавшаяся Москва начала постепенно затмевать все местные художественные центры. С течением времени она стала важнейшим политическим и экономическим центром Руси; уже в 14 в. ее владетели принимают титул великих князей. С переходом в Москву митрополита она сделалась и церковным центром.Важную роль в сплочении всего русского народа под знаменем Москвы сыграла Куликовская битва; она вселила в русских людей уверенность в своей мощи, помогла объединить все силы русского феодального общества для окончательного свержения татарского ига[2].ЗаключениеПамятники прикладного искусства знакомят нас с различными видами ремесленных техник, существовавшим с древнейших времен. Деревенские умельцы изготавливали украшения из дешевых сплавов меди и серебра с помощью простых техник. Городские золотых и серебряных дел мастера знали множество сложных и тонких техник, отделывая свои узоры то скрученной проволокой – сканью, то тысячами сверкающих крошечных капель металла – зернью, то нежной позолотой, то контрастной чернью, то разноцветной эмалью. Памятники художественного ремесла ясно показывают нам разницу между феодальной и народной культурой. Правда, культура дворцов и соборов тоже создавалась руками народных умельцев, но все же между двумя полюсами средневековой культуры было много серьезных различий: народное искусство было более архаичным, традиционным; его корни уходили в глубь тысячелетий. Боярско-княжеское (и отчасти городское) искусство тянуло нити своих связей вширь; на это влияла близость торговых районов, где купцы с берегов Хазарского моря выкладывали свои товары; в произведениях искусства, украшавших быт феодальной верхушки, часто встречались «интернациональные» средневековые орнаментальные мотивы и сюжеты, характерные для шелковых тканей, дорогой посуды, которыерасходились по всему Старому Свету [3]. Список использованной литературыДекоративно-прикладное искусство : учебное пособие / В. Н. Молотова. – 2-е изд. испр. и доп. – М. : ФОРУМ, 2010. – 288 с. – (Профессиональное образование).Килимник Е.В., Орлова Ж.В. «История русского искусства» [Текст]. Учебно-методическое пособие. Печатается по решению Ученого совета / Е.В. Килимник, Ж.В. Орлова. Екатеринбург: Академия туризма и международных отношений, 2016. 175 с.Рыбаков Б.А. Декоративно-прикладное искусство руси X-XIIIвеков. Иллюстрированный альбом. Издательство "Аврора", Ленинград, 1971 г.

1. Декоративно-прикладное искусство : учебное пособие / В. Н. Моло¬това. – 2-е изд. испр. и доп. – М. : ФОРУМ, 2010. – 288 с. – (Про-фессиональное образование).
2. Килимник Е.В., Орлова Ж.В. «История русского искусства» [Текст]. Учебно-методическое пособие. Печатается по решению Ученого совета / Е.В. Килимник, Ж.В. Орлова. Екатеринбург: Академия туризма и международных отношений, 2016. 175 с.
3. Рыбаков Б.А. Декоративно-прикладное искусство руси X-XIII веков. Иллюстрированный альбом. Издательство "Аврора", Ленинград, 1971 г.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеют художественные изделия из металла периода XIII-XIV веков?

Художественные изделия из металла периода XIII-XIV веков отличаются высоким мастерством и изящностью исполнения. Они часто имели резной узор и драгоценные вставки, а также сложные формы и детали. Преобладали изделия из серебра и золота, которые использовались как украшения для одежды и предметы интерьера.

Какой стиль характерен для искусства ковки в России?

Искусство ковки в России имело свои особенности и часто сочетало в себе различные стили. Однако, наиболее характерными чертами были геометрические узоры и декоративные элементы, а также использование металлических полос и пикселей для создания объемных композиций.

Какие промыслы были особенно развиты великим Устюгом и Сольвычегодском?

Великий Устюг и Сольвычегодск были известны своими высококачественными промыслами, особенно серебряным делом. Здесь мастера создавали разнообразные изделия из серебра - от украшений и предметов быта до иконных окладов и посуды. Эти изделия отличались изысканным декором и качественной работой.

Какие художественные особенности и приемы присутствуют в ювелирном дизайне российского золотого и серебряного дела периода XV-XVI веков?

В ювелирном дизайне российского золотого и серебряного дела периода XV-XVI веков присутствуют различные художественные особенности и приемы. Это включает высокую степень резьбы и гравировки, использование эмали и мозаичных вставок, а также сложные композиции и детализацию. Изготовление ювелирных изделий требовало большого мастерства и технической и художественной подготовки.

Какие особенности имели художественные изделия из металла на рубеже XIII-XIV вв?

На рубеже XIII-XIV веков художественные изделия из металла были отличительными своими простотой формы и функциональностью. Они несли в себе элементы декора, такие как гравюры, узоры и изображения растительных и животных мотивов.

Какие промыслы были развиты в Великом Устюге и Сольвычегодске?

В Великом Устюге и Сольвычегодске были развиты промыслы, такие как ковка и серебряное дело. Ковка в этих регионах была особенно популярна и наиболее развита. Серебряное дело также присутствовало, и изделия из серебра были популярны как у местного населения, так и у иностранных торговцев.

Какие художественные особенности и приемы ювелирного дизайна встречались на русских изделиях XIII-XVI вв?

На русских изделиях XIII-XVI веков можно наблюдать разнообразные художественные особенности и приемы ювелирного дизайна. Одним из самых распространенных приемов была гравюра, с помощью которой создавались узоры и изображения. Также часто использовались растительные и животные мотивы, а также элементы геометрии. Все эти особенности и приемы делали русские изделия уникальными и привлекательными.

Какие художественные особенности имели серебряные изделия Древней Руси в XIII-XIV веках?

Серебряные изделия Древней Руси в XIII-XIV веках были отличительными своей изысканностью и утонченностью. Они часто имели сложную гравюру, которая включала изображения растительных орнаментов, животных и человеческих сюжетов. Кроме того, на серебряных изделиях можно было встретить элементы филиграни, которые добавляли им дополнительную изысканность.

Какое искусство развивалось в Русской гравюре XVI века?

В Русской гравюре XVI века развивалось искусство гравировки на дереве. Это была одна из основных техник художественной гравюры на Руси. Через гравюру XVI века мы можем проследить развитие русской графики в целом. Гравюра этого времени стала важной частью художественной культуры и служила средством передачи и сохранения образов.