Социално-педагогическая профилактика наркомании среди подростков в условиях СОШ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 29 29 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 29.04.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Наркоманизация как социальная проблема 5
1.1 Проблемы наркомании для общества 5
1.2 Наркозависимость у подростков 9
Глава 2. Специфика социально-педагогической работы с наркозависимыми подростками 14
2.1 Социально-педагогические аспекты профилактики наркомании среди подростков 14
2.2 Учет возрастных особенностей при проведении профилактической работы 20
Заключение 27
Список использованных источников 29

Фрагмент для ознакомления

Во время разговора:1) Отрепетировать возможные сценарии, в которых друзья предлагают наркотики, и пусть дети учатся говорить: «Это очень вредно!»2) Обсудить, как реклама, тексты песен и телешоу наполняют их идеей о том, что употребление наркотиков выглядит великолепно. Убедиться, что дети умеют отделять миф от реальности и хвалить их за способность думать самостоятельно.3) Обсудить с детьми, в какие игры они играют со своими друзьями. Знают ли они, что некоторые забавы могут считаться уголовным преступлением или опасными для других и их самих?12-14 лет.Психологические характеристики возраста[12]:В психическом развитии подростка 12-14 лет главная роль принадлежит сложившейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. В юности возрастает ценность дружбы, ценность группы сверстников. Хотя учеба остается для него основным видом деятельности, основные новообразования в психике подростка связаны с общественно полезной деятельностью, удовлетворяющей потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении. Потребность в самоутверждении в этом возрасте настолько велика, что подросток готов на многое во имя одобрения сверстников: он может даже пожертвовать своими взглядами и убеждениями и предпринять действия, противоречащие его или ее моральной позиции. Потеря авторитета, падение чести и достоинства в глазах друзей - величайшая трагедия для подростка. Поэтому подросток бурно реагирует на бестактные замечания, которые взрослые делают ему в присутствии сверстников. На этой почве часто возникают конфликты между подростком и родителями, подростком и учителями, и подросток становится «трудным».Время «конфликта поколений». Молодые люди руководствуются мнением сверстников и тянутся к опасностям. Хотя молодые люди часто не понимают язык своих родителей и борются за свою независимость, они как никогда нуждаются в поддержке, участии и руководстве своих родителей.Подростки очень вспыльчивые. С этим связана неспособность сдерживаться, слабость самоконтроля, резкость поведения. Эмоциональная возбудимость подростка также проявляется в горячих спорах, доказательствах и возмущении. Однако если подростки не имеют достаточного жизненного опыта и отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, то они легко могут попасть под плохое влияние, поскольку внешнее воздействие иногда бывает сильным[11].Ребенок должен знать и уметь:1) о последствиях незаконного использования вредных веществ;2) развивать способность противостоять, когда есть склонность к употреблению вредных веществ;3) понимать взаимосвязь между принятым решением и его возможными последствиями в будущем;4) положительно воспринимать собственную личность;5) понимает важность и необходимость продолжения собственного образования;6) определить источников поддержки и информации в случае возникновения проблем.Во время разговора:1) Необходимо открыто и честно общаться с ребенком, чтобы он четко понимал, чего от него ожидает взрослый.2) Сказать ребенку, что обращение за помощью - признак силы характера.3) Побудить детей задавать вопросы и учить их выбирать надежные источники информации;4) Повышать самооценку детей, признавая их таланты, достижения, положительные личные качества. 15-17 лет.Психологические характеристики возраста[10]:В этом возрасте дружба становится для подростков особенно важным фактором, а друзья становятся источником информации, на основе которой иногда можно принимать важные решения. Молодежь старшего возраста лучше разбирается в абстрактных понятиях, таких как «правда» и «справедливость». Эта способность мыслить и рассуждать абстрактными категориями позволяет им оценить материальную ценность использования вредных веществ; исходы беременности у подростков; причины, по которым необходимо соблюдать законы; влияние употребления вредных веществ на здоровье, реабилитацию и соблюдение нормативных требований. Следовательно, просвещение по профилактике употребления психоактивных веществ должно быть меньше сосредоточено на самих веществах и их использовании, а больше на том, как использование этих веществ вредит обществу.В этом возрасте молодые люди очень заинтересованы в своем будущем. Им нужно понимать, что поиск сиюминутного удовлетворения может привести к событиям, которые перевернут их жизнь: беременность; арест за хранение наркотиков; исключение из спортивной команды за употребление наркотиков.Сегодняшняя молодежь много знает о наркотиках и различает не только разные наркотики и их эффекты, но и последствия, эпизодическое употребление и зависимость.Ребенок должен знать и уметь:1), что выбор определенных значений в настоящее время может ограничить их возможности позже.2) употреблениенаркотиков снижает способность иммунной системы;3) знать влияние употребления наркотиков на возможность дальнейшего обучения, на интересную и хорошо оплачиваемую работу, на здоровье и на будущее потомство;4) уметь противостоять влиянию сверстников и понимать, почему они должны сказать «нет»;5) должен уметь критически оценивать людей, которые их окружают и которым они хотят подражать;6) иметь свои морально-этические принципы;7) осознают важность собственного ответственного поведения по отношению к обществу;8) развивать способность справляться со стрессом;9) развивайте положительную самооценкуВо время разговора:1) в этом возрасте желательно рассказать подросткам о том, как употребление алкоголя, табака и других наркотиков во время беременности связано с возникновением дефектов у новорожденных.2) говорить о том, что любой человек может стать зависимым от наркотиков и что даже бессистемное употребление наркотиков может иметь серьезные последствия;3) объяснить детям, что употребление наркотиков «не является преступлением без потерпевших», и создать представление о влиянии употребления наркотиков на общество;4) хвалить и награждать детей за все, что они делают хорошо, и за правильный выбор. Знание о том, что их замечают и ценят окружающие их взрослые, имеет мощный стимулирующий эффект.5) больше общаться с детьми, регулярно интересоваться тем, чем ребенок занимается, о чем думает и что чувствует;6) иметь представление о признаках употребления вредных веществ, чтобы своевременно помочь ребенку.Особое внимание нужно обратить на то, что наркотики вызывают не только изменения в организме человека. В то же время они меняют его психические свойства и культуру взаимодействия с окружающим миром. Человек перестает придерживаться норм, характеризующих как работу его тела, так и поведение по отношению к разным людям. Это важнейшее положение необходимо постоянно разъяснять и доказывать, чтобы раскрыть суть и специфику действия наркотиков на человека.ЗаключениеПроблема наркомании с каждым годом становится все более актуальной, и ее решение не следует откладывать на неопределенный срок. Наркомания оказывает все более разрушительное влияние на развитие мирового сообщества и стимулирует рост преступности, насилия и коррупции. Это влияет на людей независимо от социального статуса, пола, религии или расы. Она разрушает жизни детей и женщин и, как следствие, ложится тяжелым бременем на систему социального обеспечения.Лечение и облегчение наркозависимости - это целый ряд медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный результат не всегда возможен, поскольку сегодня нет адекватной системы поддержки наркозависимых.Серьезным препятствием для повышения эффективности терапии наркозависимых является отсутствие в стране реабилитационных центров и отделений, рассчитанных на длительное пребывание пациентов. Не решена проблема использования специально подготовленных психологов и социологов в наркологических учреждениях.Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на этапесформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. Основное внимание следует уделять профилактическим мерам.Профилактика должна быть направлена ​​на выявление и устранение социальных и социально-психологических причин зависимости. Это могут быть меры социальной ориентации с целью усиления авторитета и привлекательности учреждения семьи и школы, возрождение культурных и духовных традиций в обществе. Также это могут быть психологические и воспитательные меры, нацеленные как на личность молодого человека, так и на молодежь и молодежные группы.Профилактика - это развитие здорового поведения и ресурсов человека и человеческого разума, которые предотвращают риск использования наркотиков. Это означает, что человек должен уметь развиваться как здоровый, эффективный человек, справляться с проблемами и стрессами повседневной жизни, самостоятельно принимать решения о собственном здоровье и нести ответственность за свою жизнь. Недостаточно знать, что наркотики - это плохо. Знать - не уметь. В профилактике наркомании среди подростков главная задача состоит в том, чтобы дети хотели, знали и могли вести здоровый образ жизни.Список использованных источниковАбрамова Г.С. Потребление психоактивных веществ среди подростков: Социальные аспекты здоровья населения / Г.С. Абрамова //Социальные аспекты здоровья населения. - 2017. - Т. 38. - №4. - с. 12Анафьянова, Т. В. Особенности социально-медицинской работы с лицами и группами девиантного поведения в регионе: учебное пособие / Т. В. Анафьянова. – М.: Академия естествознания, 2011. - 223 с.Ахметова О.А. Связь импульсивности и стремления к вознаграждению с употреблением психоактивных веществ подростками / О.А. Ахметова, Е.Р. Слободская, В.Б. Кузнецова //Вопросы наркологии. - 2015. - №4. - с. 81 – 89.Владимирова Т.В. Проблема устойчивости порядка как угроза безопасности / Т.В. Владимирова // Вопросы безопасности. — 2013. — № 2. — С. 67-87.Гаранский А. Н. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления. Пособие для педагогов и родителей. М.: Издательство Владос — пресс, 2019–352 с. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я.И. Гилинский. — Санкт-Петербург : Юрид. центр Пресс, 2014. — 520 с.Горбатенко Л. С. Родителям и педагогам: все о наркомании. Эффективные проблемы профилактики, сценарии и материалы для классных занятий / Серия «Библиотека школьника». Ростов н/Д: Феникс, 2013–352 с. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество / А.И. Долгова. — Москва : Рос. криминол. ассоц., 2013. — 572 с.Еременко, В.В. Наркомания в России: состояние и тенденции / В.В. Еременко // Соц.- гуманит. знания. - 2016. - № 3. - С. 168-179.Жмуров Д.В. Идеализация «преступного» в общественной и частной жизни / Д.В. Жмуров // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2013. — № 4. — С. 45-50.Исмуков Н. Н. Без наркотиков: Программа предупреждения и предотвращения наркотической и алкогольной зависимости. М. ФАИР — ПРЕСС, 2018–384 с. Кармадонов О.А. Социальная девиация как фактическая ценностно-нормативная модель / О.А. Кармадонов // Социально-гуманитарные знания. — 2001. — № 6. — С. 148-160.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера; Юрайт, 2011. - 158 с.Матусевич М.С. Сборник информационно-методических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании среди подростков и молодежи. СПб.: Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи. МО «Сертолово», 2015. - С 3.Прусс, М.С. Как избавиться от наркотической зависимости: Скажи наркотику «прощай» / М.С. Прусс, Л.Л. Кельин, Ю.Л. Мучник, В.М. Володин. - СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2002. — 160 с.Семченко Л.Н. Поведенческие предпосылки репродуктивного здоровьесбережения подростков /Л.Н. Семченко, О.Ю. Герасимова //Непрерывное медицинское образование и наука. - 2016. - Т.11., №3. - с. 41-42Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.В. Фирсов, Б.Ю.Шапиро. - М.: Академия, 2002.- 192 с.Холостова Е. И. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.Черкесов Б.А. Социальные нормы и девиантное поведение / Б.А. Черкесов // Фундаментальные исследования. — 2017. — № 9. — С. 112-116.Шаповал И.Н. Здравоохранение в России. 2019: Стат.сб./И.Н. Шаповал, С.Ю Никитина // Росстат. - М., 2019. -170 с.



1. Абрамова Г.С. Потребление психоактивных веществ среди подростков: Социальные аспекты здоровья населения / Г.С. Абрамова //Социальные аспекты здоровья населения. - 2017. - Т. 38. - №4. - с. 12
2. Анафьянова, Т. В. Особенности социально-медицинской работы с лицами и группами девиантного поведения в регионе: учебное пособие / Т. В. Анафьянова. – М.: Академия естествознания, 2011. - 223 с.
3. Ахметова О.А. Связь импульсивности и стремления к вознаграждению с употреблением психоактивных веществ подростками / О.А. Ахметова, Е.Р. Слободская, В.Б. Кузнецова //Вопросы наркологии. - 2015. - №4. - с. 81 – 89.
4. Владимирова Т.В. Проблема устойчивости порядка как угроза безопасности / Т.В. Владимирова // Вопросы безопасности. — 2013. — № 2. — С. 67-87.
5. Гаранский А. Н. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления. Пособие для педагогов и родителей. М.: Издательство Владос — пресс, 2019–352 с.
6. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я.И. Гилинский. — Санкт-Петербург : Юрид. центр Пресс, 2014. — 520 с.
7. Горбатенко Л. С. Родителям и педагогам: все о наркомании. Эффективные проблемы профилактики, сценарии и материалы для классных занятий / Серия «Библиотека школьника». Ростов н/Д: Феникс, 2013–352 с.
8. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество / А.И. Долгова. — Москва : Рос. криминол. ассоц., 2013. — 572 с.
9. Еременко, В.В. Наркомания в России: состояние и тенденции / В.В. Еременко // Соц.- гуманит. знания. - 2016. - № 3. - С. 168-179.
10. Жмуров Д.В. Идеализация «преступного» в общественной и частной жизни / Д.В. Жмуров // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2013. — № 4. — С. 45-50.
11. Исмуков Н. Н. Без наркотиков: Программа предупреждения и предотвращения наркотической и алкогольной зависимости. М. ФАИР — ПРЕСС, 2018–384 с.
12. Кармадонов О.А. Социальная девиация как фактическая ценностно-нормативная модель / О.А. Кармадонов // Социально-гуманитарные знания. — 2001. — № 6. — С. 148-160.
13. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера; Юрайт, 2011. - 158 с.
14. Матусевич М.С. Сборник информационно-методических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании среди подростков и молодежи. СПб.: Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи. МО «Сертолово», 2015. - С 3.
15. Прусс, М.С. Как избавиться от наркотической зависимости: Скажи наркотику «прощай» / М.С. Прусс, Л.Л. Кельин, Ю.Л. Мучник, В.М. Володин. - СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2002. — 160 с.
16. Семченко Л.Н. Поведенческие предпосылки репродуктивного здоровьесбережения подростков /Л.Н. Семченко, О.Ю. Герасимова //Непрерывное медицинское образование и наука. - 2016. - Т.11., №3. - с. 41-42
17. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.В. Фирсов, Б.Ю.Шапиро. - М.: Академия, 2002.- 192 с.
18. Холостова Е. И. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
19. Черкесов Б.А. Социальные нормы и девиантное поведение / Б.А. Черкесов // Фундаментальные исследования. — 2017. — № 9. — С. 112-116.
20. Шаповал И.Н. Здравоохранение в России. 2019: Стат.сб./И.Н. Шаповал, С.Ю Никитина // Росстат. - М., 2019. -170 с.

Вопрос-ответ:

Какова актуальность проблемы наркомании среди подростков?

Проблема наркомании среди подростков очень актуальна в нашем обществе. Наркотики оказывают разрушительное воздействие на здоровье и жизнь подростков, приводя к физическим и психическим заболеваниям, отклонениям в поведении, проблемам в обучении. Кроме того, наркомания ведет к социальной деградации молодого поколения, увеличению преступности и другим негативным последствиям.

Какие проблемы наркомании возникают для общества?

Наркомания вносит серьезные проблемы в общество. Во-первых, наркозависимость у подростков приводит к росту преступности и социальным конфликтам. Во-вторых, общество несет значительные материальные затраты на лечение и реабилитацию наркоманов. Кроме того, наркомания уничтожает будущее молодого поколения и вызывает огромное эмоциональное и моральное страдание для семей и близких людей наркоманов.

Какие аспекты социально-педагогической работы используются в профилактике наркомании среди подростков?

В социально-педагогической работе используются различные подходы и методы. Основная цель работы - предупреждение наркотической зависимости и формирование у подростков негативного отношения к наркотикам. Это включает в себя информационную работу о последствиях употребления наркотиков, развитие навыков самоконтроля и самоорганизации, а также активное участие подростков в спортивных, культурных и общественных мероприятиях.

Какие возрастные особенности подростков учитываются при проведении профилактической работы по наркомании?

При проведении профилактической работы с подростками учитываются их особенности. Во-первых, это возрастные кризисы и их влияние на поведение. Во-вторых, важно учитывать стремление подростков к самоутверждению и поиску новых впечатлений, которые могут привести к рисковому поведению, включая употребление наркотиков. Также необходимо учитывать особенности психологического развития подростков и обеспечивать им поддержку и консультацию в случае необходимости.

Какие проблемы возникают в обществе из-за наркомании?

Наркомания является серьезной социальной проблемой, которая оказывает негативное влияние на общество. Она приводит к ухудшению здоровья и увеличению смертности подростков, разрушению семейных ценностей, ухудшению экономической ситуации, увеличению преступности.

Что такое наркозависимость у подростков?

Наркозависимость у подростков - это форма наркомании, которая развивается у подростков в результате использования наркотических веществ. Подростки становятся физически и психологически зависимыми от наркотиков, что приводит к серьезным проблемам в их жизни и здоровье.

Какие аспекты важны в социально-педагогической профилактике наркомании среди подростков?

Социально-педагогическая профилактика наркомании у подростков должна включать множество аспектов, таких как информирование о вреде наркотиков, развитие навыков противодействия попыткам вовлечь в наркотики, поддержка и реабилитация наркозависимых подростков, обучение альтернативным способам решения проблем.

Почему важно учитывать возрастные особенности при проведении профилактической работы с подростками?

Возрастные особенности подростков влияют на их восприятие информации, их внутренние конфликты и потребности. При проведении профилактической работы необходимо учитывать эти особенности, чтобы эффективно донести информацию, учесть индивидуальные потребности и помочь подросткам развить навыки противостояния наркотикам.

Какая информация была использована при составлении статьи?

Для составления статьи были использованы различные научные источники, которые изучают проблему наркомании среди подростков. Были использованы научные статьи, книги и исследования, чтобы представить достоверную и актуальную информацию о данной теме.

Какую проблему рассматривает статья?

Статья рассматривает проблему наркомании среди подростков в условиях СОШ и способы ее профилактики.

Какие проблемы наркомании описываются в статье?

Статья описывает проблемы наркомании для общества в целом и особенности наркозависимости у подростков.

Какие аспекты социально-педагогической работы с наркозависимыми подростками упоминаются в статье?

В статье упоминаются социально-педагогические аспекты профилактики наркомании среди подростков и учет возрастных особенностей при проведении профилактической работы.