Изучение внелитературной лексики на уроках русского языка в средней школе.
Заказать уникальную дипломную работу- 108 108 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 01.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕЛИТЕРАТУРНОЙ ЛЕКСИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Лексика с точки зрения лексико-употребительная и ограниченная в употреблении 7
1.2 Внелитературная лексика в системе русского языка и культуры 12
1.3 Внелитературная лексика как объект лексикологии на уроках русского языка в средней школе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЧЕНИЮ ВНЕЛИТЕРАТУРНОЙ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 34
Методы экспериментальной работы: 35
Обоснование выбора методов исследования. 35
2.1 Констатирующий этап 40
Задачи констатирующего этапа: 40
2.2 Система работы по использованию внелитературной лексики на уроках русского языка в средней школе 49
2.3 Контрольный этап 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Личностные результаты:Самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.Актуализация знаний. Повторение пройденного.7 минИгра «Найди одинаковый звук»Гусли, гитара, гармонь, горн.- Сегодня будем работать над написанием букв Г, г.- Спишите, продолжив закономерностьгг Г ггг Г гггг Г- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Подчеркните орфограммы.«Сухой Гаврилко вскочил в лядинку, разогнал всю скотинку» (Гребень, голова);«Склизко,неловко, всередке веревка» (Нитка и иголка)Графический диктантРабота с диском «Повторение и контроль знаний»«Корзина изученных понятий»Давайте извлечём из нашей «Корзины изученных понятий» известные намопределения о частях речи.Как называются слова, о которых можно спросить: кто это? что это?Как называются слова о которых можно спросить: какой? какая? какое? какие?Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них?Ответы учащихся:Одинаковые звуки твёрдый [г], мягкий [г'], обозначаются буквами Г, гЗаписывают буквы, продолжив закономерность.Объяснение смысла пословицы: (работа со словарём пословиц и поговорок)Пословицу говорят тогда, когда приходится приниматься за работу, которой не видно концаУчащиеся работают в тетрадях тренажёрах (двухвариантный тест)Ответы учащихся:- Имена существительные.- Имена прилагательные.- Местоимения.Предметные результаты: понимают задание, как его надо выполнять.Метапредметные результатыКоммуникативные:сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга;умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.Регулятивные:Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действияСоздание проблемной ситуации. Постановка учебной цели.4 минРабота с деформированным текстом(по карточкам)Цапля царственной походкойПо трясине _________топкойА лягушки все вприскочку____________ под кочку.О ком это стихотворение?Попробуйте воостановить нужные слова.- А вот авторский вариант.Цапля царственной походкойПо трясине ходит топкой,А лягушки все вприскочкуЗабиваются под кочку.На какие вопросы отвечают слова, которыми мы востановили в тексте?Как называют слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают?Что обозначает глагол?Зачем глаголы нужны в речи?Ответы учащихся фиксируются на доске.Работа в парах(Взаимопроверка, проверка под документ-камерой)Ответы учащихсяПредметные результаты:Формулировать тему урока, учебную задачуЛичностные:Проявить любознательность при получении знаний.Метапредметные результаты:Познавательные:самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характераРегулятивные:Регулировать свои усилия для решения возникшей проблемыДинамическая пауза2 мин- Давайте, ребята, немного отдохнём!Выполнений подвижной физминутки под музыкуРегулятивные:оценивать ход выполнения упражнений; сравнивать свои действия с действиями одноклассниковПервичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритма)10 минУчить детей самостоятельно фрмулировать правило и создавать алгоритм решения поставленной задачи.Работа в группах (по карточкам)Прочитайте текст.Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Выпишите словосочетания вместе с глаголами. На какие вопросы отвечают глаголы?(В) понедельник я ст..радала,Пол (во )вторн…к (под)метала,(В) среду я п…кла калач(?),Вес… ч…тверг играла (в) мяч(?)Ч..шки (в) пятницу (по)мыла,А (в) субботу торт купила.Я п..дружек (в) воскр..сенье(по)звала на день р..жденья.-Какие действия выполняли, чтобы определить часть речи глагол?Составления алгоритма нахождения глагола среди других частей речиСамостоятельная работа учащихся.Взаимопроверка в парах.Метапредметные результаты:Регулятивные:Оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.Познавательные:Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;Предметные:Знакомство с падежными вопросами и вспомогательными словами; формулировать правилоПрименение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач7 минРабота по учебнику.Упражение.Что общего у слов в каждой группе?– Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак.)– Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?– Запишите только глаголы. Покажите, как вы действовали.Запись: бегал (что делал?), петь (что делать?)...– Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? Расскажите о глаголе по плану на доске.ПланГлагол это…..Глагол обозначает……..Глагол отвечает на вопросы……Чтобы найти глагол среди других частей речи нужно……….Слуховой диктант.– Кто о себе мог так рассказать?Я – страшное дело – какой деловой:В любые дела ухожу с головой,Задачи решаю, на скрипке играю,Сынишку соседки в коляске катаю.Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,И на стадионе голы забиваю.(Т. Рик)– Послушайте ещё раз .– Сколько глаголов?Работа в тетрадях.Взаимопроверка.Учащиеся отвечают на вопросы, работают по плану .Метапредметные результаты:Самоопределяются в УДРабота с информацией:Работа с материалом учебника: уметь искать и выделять необходимую информацию.Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.3 минПреобразуйте имена существительные в глаголы, называющие состояние предметов.Работа по вариантам.вариант Злость-……, восхищение - ……., тревога - ………, печаль -………,вариант Восторг -……, ликование - ……, покорность -……, лукавство-……….Самостоятельная работа.Выполняют задания.Метапредметные результаты:Самоопределяются в УДЛичностные результаты:Выполнять действия по образцу и заданному правилу.Рефлексия деятельности3 минФормирование умения с. Осознание учащимися соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.-Давайте обобщим изученное, собирём мне в ладошку всё что мы узнали о глаголе.-Какие задания вам было легко выполнять?- Что вызвало затруднение?- Кого можно отметить за работу на уроке?Оцените свою работу в листах достиженияКраткое повторение изученного на уроке, оценка личного вклада в урокРабота в листах достиженияЭтапы урокаОценка своей деятельности1.Чистописание2.Графический диктант3.Работа с текстом4.Работа в группе5.Работа по учебнику6.Сам.раб.Личностные результаты:самооценка личного вклада в общий результат деятельности.Метапредметные результаты:Регулятивные:оценивать результат выполнения работы своих одноклассников.Домашнее задание2 минВ тетрадях тренажёрах разгадать кроссворд «Части речи».- Выпишите в словарик те диалектные слова, которые вы узнали на сегодняшнем уроке.-Спасибо за урок.Запись домашнего заданияПриложение7Урок № 2 «Изменение глаголов по временам»Тип урока Открытие новых знаний и способов действий, решение учебной задачиЦели. Сформировать представление о морфологических признаках глагола;Задачи урока: 1. учить определять время глагола по вопросу; развивать речь учащихся при образовании грамматических форм времени глагола, продолжить работу по формированию орфографической зоркости.2. Ввести: правило определения времени глагола;3. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.Предметные умения:–Определять: грамматический признак глагола-время, член предложения, выраженный глаголом.– Писать и изменять глаголынастоящего, прошедшего и будущего времени.Личностные умения:– Положительное отношение к учению,– проявлятьинтерес к изучению темы;– осознание успешности при изучении темы.Метапредметные уменияРегулятивные:1. Понимать и сохранять учебную задачу2. Планировать совместно с учителем предстоящую работу3 Использовать выделенные учителем ориентиры действия4 Осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией5 Выполнять действия проверки.6 Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме7 Выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить8 Слушать и слышать собеседника10 Адекватно воспринимать оценку учителя, сверстникаПознавательные:1 Осуществлять поиск учебной информации для выполнения учебных заданий.2 Использовать знаково - символические средства3 Построение речевого высказывания в устной и письменной форме4. Извлекать требуемые сведения, работать с информацией, представленной в словесной форме..5. Осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение, группировку, классификацию по указанным и коллективно выявленным параметрам;6. Моделировать, конструировать, совместно делать умозаключения, обобщения.Коммуникативные:1. Участвовать в коллективной беседе, разыгрывать диалоги, соблюдать правила общения.2. Отвечать на вопросы, задавать свои, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие.3. Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;4. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;5. Строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice 2003Этап урокаСодержание учебного материалаДеятельность учителяДеятельность ученикаФормируемыеУУДОрг. моментЭмоциональный настрой- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать Вас на уроке русского языка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.- В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами. Коммуникативные УУД:- умение слушать учителя;- уважительное отношение к учителю и одноклассникам.Регулятивные УУД:- умение организовывать себя, настраиваться на работу.Мотивация к учебной деятельностиЦели:- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность..С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Без языка не возможно развитие ни науки, ни техники, ни ремесел. Поэтому, мы и изучаем с вами свой родной русский язык.Что без меня предмет?Лишь название.А я приду-Все в действие придет.Летит ракета.Люди строят здание.Цветут сады,И хлеб в полях растет-О какой части речи говорится?- Какую работуя вам предложу?- Вспомните, что вы знаете о глаголе?Дети записываютв тетради число, классная работа.-Аккуратность, каллиграфию – высоту букв, наклон букв, соответствие образцу. Дети подчеркивают самую красивую, на их взгляд, букву.Познавательные УУД:- определять границу знания-незнания;- устанавливать закономерности.Коммуникативные УУД:- формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;Регулятивные УУД:- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой - осуществлять самоконтроль;- оценивать правильность выполнения действия.Актуализация знаний учащихся.Цели:Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности..Постановка учебной задачи.Формулирование темы и цели урока.Цели:-организовать актуализацию умений решатьзадачи на нахождение целого или частей..Открытие» детьми нового знания.Цели:Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изученияФизминуткаНачнем урок с аукциона знаний о глаголе.1)Что такое глагол?2)Что обозначает глагол?3)На какие вопросы отвечает глагол? 4)Чем в предложении является глагол?5)Как изменяется глагол?(слайд2)Уже многое мы узнали о глаголе, но есть у глагола ещё нераскрытые тайны, которые нам с вами предстоит раскрыть.Загадка: «Красненький пивень по жерди ходит». Расскажите о действии, которое совершает пивень. Вы догадались, кто это?Как вы думаете, вы все узнали о глаголе? А хотите узнать?Тогда я предлагаю отправится в необычное путешествие, в путешествие на машине времени! А поможет нам в путешествии воображение!.Оно поможет перенести нас из одного промежутка времени в другое.-Подумайте, о чем идет речь?Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно.(ВРЕМЯ).Время-это слово будет ключевым в определении темы урока.А чтотакое время? Какие единицы времени вы знаете? (Часы, дни, сутки, года)-Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время –продолжение случаев, событий, дни за днями и века за веками, последовательное течение суток за сутками.- Какие пословицы о времени вы знаете?(Делу время, потехе час, Время – не птица, за хвост не поймаешь. Всему своё время.) -Проведём фонетический разбор слова – время-.Фонетический разбор слова время. Вре-мя-2 слогаВ-[в]-согл., тверд., зв.,парн.Р-[р ,]-согл., мяг., зв., непарн.Е-[э]-гл., ударн.М-[м ,]-согл., мягк., зв., непарн.Я-[а]-гл., безуд.5б. 5 зв.--Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.-Назовите тему урока.( Изменение глаголов по временам.).Сформулируйте тему урока.(ВРЕМЕНА ГЛАГОЛАТогда, какую цель поставим перед собой сегодня на уроке?(Научиться изменять форму глаголов, чтобы они передавали время действия).-Итак, мы с вами отправляемся в путешествие на Машине Времени.- А где мы находимся сейчас, в настоящий момент?(В школе, на уроке)-Что мы делаем сейчас?Примерные ответы детей(Сейчас мы сидим в классе. Играем, учимся, пишем в тетради).- Назовитеглаголы, которые вы сейчас употребили. (учимся, пишем, играем)- На какой вопрос отвечают эти глаголы?(Что делаем?)-Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? (настоящее время).- А сейчас в путь. Пристегиваем ремни. Посмотрите, куда мы отправляемся?- Внимание! Где мы оказались?(В детском саду)- Чем вы занимались в детском саду? (Там мы играли, рисовали, пели, танцевали)Назовите глаголы,которые вы употребили.(танцевали, рисовали, играли)- На какой вопрос отвечают эти глаголы?(Что делали?)- Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время)- Совершим еще один перелет. (В будущее).- Я что нас ждет через 3 месяца?(Летние каникулы).- Что будем делать летом? Летом мы будемкупаться, будем загорать, будем играть.)---Назовите глаголы, которые вы употребили.(будем купаться, будем загорать, будем играть)- На какой вопрос отвечают эти глаголы?(Что будем делать?)- -Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? (будущее время)- Что еще вы заметили у глаголов в будущем времени? ( они состоят из двух слов)Делаем вывод: так что же вы узнали, путешествуя на машине времени?( Глаголы бывают в п.в., н.в., б.в.)- Если я называю глаголы – хлопайте, другую часть речи – топайте. Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, кричал. стонал, Звал, вокзал. выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружокДополнять схему слайда.Строить речевые высказывания.Отгадывают загадку. Делают в тетрадях и на доске фонетический разборСамооценкаФормулировать темуи цель урока.Делают вывод:Глаголы бывают в прош.вр., наст.вр., буд.вр.Познавательные УУД:- Получать информацию из личного опыта и опыта одноклассников;- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;- выдвигать предположения и обосновывать их;- уметь оформлять полученные результаты в виде таблицы.Коммуникативные УУД:- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;- слушать и понимать речь других.Личностные УУД:- развивать познавательные способности на основе интереса к изучению темы.Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;строить речевое высказывание в устной форме.Личностные- установка на здоровый образ жизни.Первичное закрепление.Цели:Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изученияРабота с информацией.Работа по карточкам.Работа в паре.Закрепление.Работа с текстом.Цели:организация деятельностис применением новых знанийИтог урока.Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.Рефлексия.Оценивание.Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества- Итак, глаголы могут быть в форме прошедшего времени, настоящего и будущего, могут изменяться по временам._-Чтообозначают глаголы в форме прошедшего времени?(Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое совершалось до момента речи и отвечают на вопросы –что делал?) Примеры.-Какие времена глагола вы ещё знаете?- Что обозначают глаголы в форменастоящеговремени?Будущеговремени?(Действие , происходящее в момент речи,после момента речи, отвечают на вопросы…).Вывод: глаголы изменяются по временам! ). Есть ли разница в вопросах и глаголах, которые мы называли? Будемучиться применять свои новые знания.«Прошедшее время-То, что прошло:«Вчера мы писали»,«Солнце ушло».Настоящее времяПриходит теперь:«Мы пишем имя»,«Бегает зверь»,Будущее времяЕщё не пришло:«После уроковПойдём мы в кино» (В.Волина.)Н.в Что делает?П.в Что делал7Б.в Что б.делать7ДуматьПрыгатьГоворитьСамопроверка по образцу.. Упражнение «Четвёртый лишний». -. Итак, вы узнали, что глаголы могут менять форму своего времени.- А сейчас потренируемся изменять временную форму глаголов.- Сейчас вы проведете исследовательскую работу.Поработаете в парах Вы должны постараться рассказать о глаголах, на какие вопросы они отвечаютВы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)Самостоятельнаяработаучащихся.Спишите текст, употребляяглагол каждого предложения:1-ряд – в форме настоящего времени2-ряд - в форме прошедшего времени.3-ряд– в форме будущего времени. (Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.Взаимопроверка.- Внимание!- Над словами какой части речи работали?- Что такое глагол?- На какие вопросы отвечает?- Как может изменяться глагол? (по числам и временам)- Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями.- Довольны ли вы уроком.- Какие задания вам показались интересными и необычными?Информируетучащихся по выполнению домашнего задания.Организовать рефлексию деятельности учащихся на уроке.Оцените свою работу на уроке.Доскажите предложения: урок:Привлёк меня тем, что……..Показался интересным…..Заставил задуматься……Навёл меня на размышления…Оценивает работу учащихся.1минута. Обмен информацией в парах.1 минута. Каждая пара поочерёдно называетсвои версии.Ответы детей.Дети выполняют задание.Дети выполняют задание..1минута. Обмен информацией в парах.1 минута. Каждая пара поочерёдно называетсвои версииВыступление представителей группДети делают записив тетради.Обмениваются тетрадями.Дети выполняют упражнения.- Глагол изменяется по временам; У глагола три времени настоящее, прошедшее, будущее.Познавательные УУД:- извлекать информацию из текста параграфа; - уметь выполнять самостоятельную работу;- уметь оформлять полученные результаты в виде таблицы.Регулятивные УУД:- определять и формулировать цель урока с помощью учителя и самостоятельно.Познавательные УУД: - уметь оформлять полученные результаты в виде таблицы.Личностные УУД:- уметь оценивать результат своей деятельности и выделять проблемы в знаниях по данной темКоммуникативные УУД:- представлять результат деятельности своей группы;- обсуждать полученные результаты в группе. Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.Приложение 8Урок № 3 «Глаголы настоящего времени»Цели урока: продолжить знакомить учащихся с изменением глаголов по временам; знакомиться с особенностямиглаголанастоящего времени.Планируемые результаты: Предметные: познакомятся с изменением глаголов по временам; развивать речь учащихся при образовании грамматических форм времени глагола; продолжить формирование орфографического навыка учащихсяЛичностные:принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.Тип урока: урок закрепления знаний и выработки умений.Этапы, методы и приемыСодержание урока и деятельность учителяДеятельность учащихся (УУД)Этап самоопределения к деятельностиСловесный: слово учителя; ответы на вопросы.Тетрадку правильно кладу,Ручку правильно держу.За посадкою слежу.С чистотою я дружу,На «отлично» напишу!- Сядьте ровненько и красиво. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, и Классная работа. Тот, кто закончил, покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!Проверять готовность к уроку. Садиться на места.Записывать.Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.Актуализация знаний и мотивацияПрактический:Работа со словами на слайдеСловесный: слово учителя, ответы на вопросы.Актуализация опорных знаний:- Посмотрите на слайд. Здесь вы можете увидеть кластер. - Давайте дополним схему.- Сколько времён имеет глагол? (3)- Назовите их. (настоящее, прошедшее, будущее)- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делают? Что делает?)- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (что делал? Что сделал?)- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (что сделает? Что будет делать?)- С какой темой мы знакомились на прошлом уроке? (Изменение глаголов по временам)Посмотрите на слайд.Что делаю? ДружуЧто делаешь? Дружишь Что делает? ДружитЧто делаем? Дружим Что делаете? ДружитеЧто делают? ДружатПеред вами необычные слова: бузовать, вкрячиваться и сигнула. Определите, в каком времени употреблены данные диалекты?Скажите, в каком времени употреблен этот глагол? (В настоящем)- Как вы думаете, что мы будем делать на этом уроке?- Сформулируйте тему и цели урока.Тема урока: «Глаголы настоящего времени».Дополнять схему слайда.Строить речевые высказывания.Повторять изменение глагола по временам.Формулировать тему урока.Регулятивные -постановка учебной задачи.Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;строить речевые высказывания в устной форме.Открытие нового знанияПрактический:работа с учебником; игра.Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.- А сейчас, откройте учебник на странице 63.Прочитайте сверху правило про себя еще раз. Расскажите товарищу по парте. Прочитайте задание под номером 113.- Что нужно сделать?(Поставить гл.внаст.время по образцу, используя вопрос что делаю)Выполняем устно по цепочке. Итак, какие глаголы нельзя поставить в настоящее время?На какие вопросы они отвечают?( Что сделать)Сделаем вывод, прочитав правило в конце страницы. -Если глагол отвечает на вопрос что сделать?, то он не может употребляться в настоящем времени. - А сейчас давайте сыграем в игру. Я буду называть глаголы. Если глагол в настоящем времени, вы хлопаете, если в прошедшем или в будущем - ничего не делаете.- Давайте начнём.- Играю, рублю, стоял, ел, шумел, думаю, летал, захочет, высказывал, скажет, смотрю, находил, леплю, жалить, строю, жарить, стою, падаю, лепить, готовить, мечтал, трачу.Читать правило о глаголе в настоящей времени .Выполнять упражнение из учебника.Делать вывод.Принимать участие в игре.Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;строить речевое высказывание в устной форме.Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.- Ребята, наверное, вы устали.Давайте выполним физминутку.Раз, два, три, четыре, пять.Начинаем отдыхать!Спинку бодро разогнули,Руки к верху потянули!Раз и два, присесть и встать,Чтобы отдохнуть опять.Выполнять двигательные упражнения.Личностные- установка на здоровый образ жизни.Решение частных задачСловесный: слово учителя, ответы на вопросы.Практический: работа с учебником.- Откройте учебник на странице 64. - Давайте выполним задание под номером 114. - Прочитайте про себя. Что нужно сделать? (Изменить глаголы в скобках так, чтобы они сочетались с местоимениями. Полученные предложения записать, вставить пропущенные буквы, выделить окончания гл.настоящего времени). Итак, на оценку у доски записываем по 2 предложения. У доски идет записывать….Что поставим? Почему?Следующий…Что поставим?Почему?Итак, давайте сделаем вывод. Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы…(возвращаемся к началу урока, смотрим еще раз на слайд.Что делаю? ДружуЧто делаешь? Дружишь Что делает? ДружитЧто делаем? Дружим Что делаете? ДружитеЧто делают? ДружатВыполняем упр. 115.Устно по цепочке. Работаем парами. Один человек читает вопрос, второй отвечает на него. Работать с учебником. Изменять глаголы.Работать с орфограммой.Выделять окончания глаголов. Оценивать работу.Спрягать глагол.Делать вывод. Работать с упражнением в парах.Задавать вопрос, отвечать на него. Употреблять глагол в нужной форме. Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.Итог урока.Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.- Давайте вспомним тему урока?- Сколько времён имеет глагол? (3)- Назовите их. (настоящее, прошедшее, будущее)- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делают? Что делает?)- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (что делал? Что сделал?)- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (что сделает? Что будет делать?)Какие глаголы не могут употребляться в настоящем времени? Отвечать на вопросы учителя.Анализировать проделанную работу.Делать выводы.Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.Домашнее задание- Запишите домашнее задание. Спец тетрадь страница номер 65, упражнение номер 117.–Составьте с любым из диалектных слов, которые вы узнали сегодня на уроке (по желанию) два предложения: от лица жителя г. Обнинска и от лица жителя г. Москвы. Записывать Д/З.РефлексияСловесный: самоанализ.- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»Оценивать свои достижения.Регулятивные - анализировать проделаннуюработу.Приложение 9Урок № 4 «Глаголы прошедшего времени»Цели урока: продолжить знакомить учащихся с изменением глаголов по временам; знакомиться с изменением глаголов прошедшего времени.Планируемые результаты: Предметные: познакомятся с изменением глаголов по временам; с изменением глаголов прошедшего времени; развивать речь учащихся при образовании грамматических форм времени глагола; продолжить формирование орфографического навыка учащихсяЛичностные:принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.Тип урока: урок закрепления знаний и выработки умений.Этапы, методы и приемыСодержание урока и деятельность учителяДеятельность учащихся (УУД)Этап самоопределения к деятельностиСловесный: слово учителя; ответы на вопросы.Тетрадку правильно кладу,Ручку правильно держу.За посадкою слежу.С чистотою я дружу,На «отлично» напишу!- Сядьте ровненько и красиво. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, и Классная работа. Тот, кто закончил, покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!Проверять готовность к уроку. Садиться на места.Записывать.Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.Актуализация знаний и мотивацияПрактический:Работа со словами на слайдеСловесный: слово учителя, ответы на вопросы.Актуализация опорных знаний:- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делают? Что делает?)- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (что делал? Что сделал?)- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (что сделает? Что будет делать?)- С какой темой мы знакомились на прошлом уроке? (Глаголы настоящего времени)Посмотрите на слайд.Что делаю? ДружуЧто делаешь? Дружишь Что делает? ДружитЧто делаем? Дружим Что делаете? ДружитеЧто делают? ДружатСкажите, в каком времени употреблен этот глагол? (В настоящем)Послушайте слова.Устал, стол, пришёл, крокодил, возил, осёл, присел, весло, взошло, зеркало, тело, кресло, мыло, пила, въехала, кукла, верила, дружила, качели, решили, работали, копали, гусли, любили, думали. - На какие две группы их можно разделить?( сущ. и гл.)- В каком времени употребляются все эти глаголы? (В прошедшем)-Сформулируйте тему урока.Тема урока: «Глаголы прошедшего времени».Повторять изменение глагола по временам.Разделять слова по группам.Формулировать тему урока.Регулятивные -постановка учебной задачи.Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;строить речевые высказывания в устной форме.Открытие нового знанияПрактический:работа с учебником; игра.Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.- А сейчас, откройте учебник на странице 66.Прочитайте сверху правило про себя. Расскажите товарищу по парте. Прочитайте задание под номером 118.- Что нужно сделать?( Определить время, в котором происходят события, найти глаголы, которое называют эти события.)Выполняем устно по цепочке. Итак,глаголы прошедшего времени называют действия, которые….? (уже произошли или происходили в прошлом).Глаголы прошедшего времени чаще имеют суффикс..? (-Л-)На какие вопросы они отвечают?( Что делал? Что сделал?)- А сейчас давайте сыграем в игру. Я буду называть глаголы. Если глагол в прошедшем времени, вы хлопаете, если в настоящем или в будущем - ничего не делаете.- Давайте начнём.- Играю, рублю, стоял, ел, шумел, думаю, летал, захочет, высказывал, скажет, смотрю, находил, леплю, жалить, строю, жарить, стою, падаю, лепить, готовить, мечтал, тратил, пел, пою.Читать правило о глаголе прошедшего времени .Выполнять упражнение из учебника.Делать вывод.Принимать участие в игре.Определять глаголы прошедшего времени.Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;строить речевое высказывание в устной форме.Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.- Ребята, наверное, вы устали.Давайте выполним физминутку.Раз, два, три, четыре, пять.Начинаем отдыхать!Спинку бодро разогнули,Руки к верху потянули!Раз и два, присесть и встать,Чтобы отдохнуть опять.Выполнять двигательные упражнения.Личностные- установка на здоровый образ жизни.Решение частных задачСловесный: слово учителя, ответы на вопросы.Практический: работа с учебником.- Откройте учебник на странице 67. - Давайте выполним задание под номером 120. - Прочитайте про себя. Что нужно сделать? (Поставить глаголы в прошедшее время по образцу. Выделить суффикс глаголов прошедшего времени). Итак, на оценку у доски записываем по 3 слова. У доски идет записывать….Что поставим? Почему?Следующий…Что поставим?Почему?Сравни два слова: «зал» и «большая комната». Какое слово для тебя ближе, роднее? Поясни, кто в твоей семье обычно использует это слово в речи?Итак, давайте сделаем вывод. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы…(что делал, что сделал?)Глаголы прошедшего времени имеют суффикс? (Л)Выполняем упр. 119.Что нужно сделать?(Выписать из загадок глаголы прошедшего времени)Устно в парах читаем загадки, отгадываем и ищем глагол прошедшего времени. Кто готов руки домиком.Итак, какие глаголы вы нашли в 1 загадке? (поборола, подняла)Во 2 загадке? (покрыл)В 3 загадке?? ( рассыпались)Запишите глаголы самостоятельно к себе в тетрадь, выделите суффикс.- Откройте учебник на странице 67. - Давайте выполним задание под номером 122.Прочитайте задание. Что нужно сделать?(Списать, вставить пропущенные буквы, найти глаголы прошедшего времени, указать их число). Выполняем письменно у доски. Записываем по 2 предложения.К доске пойдет….Остальные в тетрадях.Оцените работу товарища, что поставим? Почему?Работать с учебником. Ставить глаголы в прошедшее время, выделять глагольный суффикс –Л-Оценивать работу товарища.Делать вывод. Работать в парах. Определять глаголы прошедшего времени.Анализировать проделанную работу.Работать с орфограммой.Находить глаголы прошедшего времени, указывать их число.Оценивать работу.Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.Итог урока.Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.- Давайте вспомним тему урока?- Сколько времён имеет глагол? (3)- Назовите их. (настоящее, прошедшее, будущее)- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делают? Что делает?)- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (что сделает? Что будет делать?)- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (что делал? Что сделал?)Глагол прошедшего времени имеет суффикс…? (Л)Анализировать проделанную работу.Делать выводы.Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.Домашнее задание- Запишите домашнее задание. Учебник страница номер 67, упражнение номер 121.Задайте вопросы. - Попроси своих родных (особенно бабушек или дедушек) рассказать о своем детстве, жизни и определи: употребляют ли они слова, которые характерны только для вашей местности. Если сомневаешься, проверь значение слов по словарю.Записывать Д/З.РефлексияСловесный: самоанализ.- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»Оценивать свои достижения.Регулятивные - анализировать проделаннуюработу.Приложение 10Урок № 5 «Глаголы будущего времени»Цель деятельности учителя: создать условия для формирования у учащихся умения образовывать формы глагола будущего времени.Задачи:- создать условия для формирования представлений об образовании глаголов будущего времени;- создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;- создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, оценивание) и коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром); - создать условия для развития общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);- создать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге.Планируемые результаты:1. Личностные:- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;- повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается2. Метапредметные: регулятивные:- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;- умение действовать по плану и планировать свою деятельность- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок-высказывать свое предложениекоммуникативные:- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;- совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилампознавательные:- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке- развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)предметные:- определять форму глагола;- образовывать от данных глаголов формы будущего времени и вставлять их впредложения;- различать простую и сложную формы будущего времени глагола. Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и УУД.Этапы, методы и приемыДеятельностьучителяДеятельностьобучающихсяУУДЭтап самоопределения к деятельностиСловесный: слово учителя; ответы на вопросы.Орг. Момент. (Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку) Сегодня урок необычный у нас.Готов к нему вижу каждый из вас: «Улыбка, уверенность. Что ж: “Так держать!” Давайте приступим, пора начинать!»- Ребята, я предлагаю всем встать и взяться за руки. - Что вы чувствуете?- Это поддержка ваших товарищей. Она будет помогать вам весь урок мыслить, рассуждать, анализировать. Ведь мы с вами – одна большая дружная команда.Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к урокуРегулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.(Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует, формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока)Беседа: -Ребята, мы продолжаем с вами открывать новые знания, путешествуя по стране Глагол.Нас ожидает трудная, но интересная и важная работа. Чтобы открывать что-то новое, мы должны быть уверены в уже имеющихся у нас знаниях.Для проверки багажа знаний я предлагаю задание на карточках.1.Возьмите карточку и ручку. 2.Стрелочкой вы должны будете соединить,закончить определение, т.е. найти окончание предложения. 3.На работу вам дается 3 минуты. Вопросы к заданию есть?(музыка) Итак,проверим, что у нас получилось (экран). ПРОВЕРКА.(глагол-это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что делают?, обозначает действие предмета, изменяется по числам и временам, в предложении является сказуемым, глаголы прошедшего времени имеют суффикс -л).- Люди наделены бесценным даром общения - речью.- Но этим даром надо уметь пользоваться.А все, что мы с вами повторили, нам очень пригодиться во время урокаДети работают с карточками, соединяют понятия и определение.Актуализация знаний и мотивацияПрактический:Работа со словами на слайдеСловесный: слово учителя, ответы на вопросы. Постановка проблемы:-Тему урока попробуйте определить сами.- А для того чтобы точно определить тему урока, вам необходимо поработать в парах и выполнить задание. 1. У вас на столе карточка ____________________ цвета.2. Возьмите ручку. На карточках пропущены буквы в словах, вставьте пропущенные буквы, определите время глагола.3. На выполнение задания – 2 мин. (пока звучит тихая музыка). Затем проверка.4. Ваши вопросы? Тогда начинаем работу.Проверка: используем цветные линейки.- Чтополучилось? (проверка)-Обратите внимание на глаголы в словарной работе. -Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие, т.е. время глагола?- Как бы вы назвали глаголы, эти глаголы- Кто догадался, каковатема нашего урока? (Глаголы будущего времени. – на доске.)-Постановка проблемы:- Подумайте и скажите, какие задачи нам предстоит решить на уроке?(на доске)- учиться, что … (находить, определять глаголы будущего времени в устной и письменной речи) - развивать, что? … (устную и письменную речь.)- (пополнять) обогащать, что? … (словарный запас или словарик)«Волшебный сундучок» :Сравни два слова: «догонцы» и «догонялки». Определи, какое из них используют в речи жители г. Обнинска, а какое жители г. Москвы?Можно ли сказать, что слово «догонцы» являются своеобразной визитной карточкой детских игрг. Обнинска?Дети отвечают на вопросы учителя.Дети работают в парах«Мозговая атака» –Определение темы.Дети определяют задачи урока.Регулятивные -постановка учебной задачи.Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;строить речевые высказывания в устной форме.Открытие нового знанияПрактический:работа с учебником; игра.Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.Решение частных задачСловесный: слово учителя, ответы на вопросы.Практический: работа с учебником.(Указывает объект наблюдения)-Откройтесвои тетради, запишитетему сегодняшнего урока.-А сейчас посмотрите внимательно по сторонам. - У нас в классе рассыпались слова девиза нашего урока.Давайте их соберем. (Физминутка)- Но есть важное правило: с места сходить нельзя, можно только встать и поворачиваться. - Какие слова отыскали (Одной рукой и узла не завяжешь.)Что можно собрать? (пословицу)Какие ваши предположения, что это запословица?( Одной рукой и узла не завяжешь.)(открыть на доске)- Прочитаем хором.- Как вы понимаете эти слова?- Запишитеэту пословицу на минутке чистописания. Посмотрите внимательно, какие соединения нам встретились.днойвяноузешьОдной рукой и узла не завяжешь .- Обратимся кзадачам урока. Итак: давайте найдем в предложении глагол будущего времени, но сначала что о них нам сообщит Иван Иванович Самоваров (на доске появляется подсказка: вопросы Чтобудет делать? Что сделает?Что будут делать? Что сделают? - Итак, найдемв нашем предложенииглаголы будущего времени, выделим глагольный суффикс. -Оцените свою работу.Физминутка- Я называю глаголы, если это глагол будущего времени– вы приседаете, если любой другой, хлопок в ладоши.Гудеть, пишет,будет бежать, читает,будут стеречь, рисует, шьет, поет, блестит,заблистает, Первичное закрепление._-Выполнимс вами сейчас упражнение № 124 будем выписывать глаголы в 2 столбика1 стол. Глаголы отвечают на вопросЧто будутделать? Что будет делать?2 столб. Глаголы отвечают наквопрос Что сделает?Что сделают?1 столб. Буду говорить, буду читать, буду носить, будем помогать2 столб. Скажу, прочитаю, принесу, помогу.Вывод:(возвращаемся к задачам урока)Вывод: -Мы учились задавать вопросы к глаголам будущего времени. Узнали про слово помощник.ФизминуткаСамостоятельная работа. Упр. 126-Внимательно прочитайте все задания к упражнению,вы сейчас выполните это упр. Самостоятельно, на работу вам отводиться 5 мин. Затем мы выполним взаимопроверку по образцу.(под музыку выполняют задание)-взаимопроверка по образцу.-встаньте те, кто выполнил работу без ошибок.- общая оценка классу.- послушайте домашнее задание:на выбор у вас упр. 127 или 128. Выберите то, какое вам по силам.Ответы детей.Работаютв тетрадиФормулируют девизурокаСамостоятельная работаРабота у доски и в тетрадиПроверка Физминутка.Работа фронтальнаяДети отвечают на вопросы учащихсяСамостоятельная работаКоммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;строить речевое высказывание в устной форме.Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.Итог урока.Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщениеИтак, подведем итог нашей работы на уроке. (задачи)-Чему научились?-Что развивали? (обращение к плану)Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.РефлексияСловесный: самоанализ.- Мы сегодня хорошо потрудились. А справились ли мы с поставленными задачами?- Оцените свою работу на уроке- линейка (спросить нескольких детей). Выставить оценки!!!- Вывод: Мы научились находить глаголы будущего времени,изменять глаголы, развивали и обогащали нашу речь.- Также при изучении темы «Глагол» мыузнали несколько диалектных слов г. Обнинска.Какое диалектное слово тебе понравилось больше всего? Расскажи, почему именно это слово?Рефлексия.Если у вас на всех этапах урока не возникало трудностей, вы все поняли, нарисуйте улыбку, возникали некоторые трудности, но вы их успешно преодолевали, просто прямую линию, если вам было очень трудно и вы не справились с заданиями, хмурое выражение. Покажите мне ваши смайлики.Регулятивные - анализировать проделаннуюработу.Приложение 11Словарь диалектных слов №Диалектное словоТолкованиеглумнойглупый, бестолковыйбалости1) баловоство2) что-то нужное для удовольствияХрущевский холодильникВстроенный шкаф под окном кухничкатьдонимать, изводить упрекамистиркаластиктаксичкатаксижаренкаблюдо, приготовленное жаркойнянькастаршая дочьмарикмаршруткадагонцы (догонцы)название игры в догонялкидай дорогусильная степень чего-либобузовать1) сделать что-либо много2) быстрое ехать3) есть и пить в больших количествахчупахатьсяплескаться в водестуки-палочкифразав игре «Прятки»колчушкадеревяшкаглумить головуутомлять, сбивать с толкумухотамошкарапрошарензнает, соображаетвам по пояс будет обозначение примерной высотыдикоросдикорастущие полезные растениябарахляныйдешевыйкобрауличный светильникзимний салат салат «Оливье»обливенныйусыпанныйвкрячиватьсяпопадать в ситуациюкалмышкикомья земликамано-марганопри отсчете считалки «Камень, ножницы, бумага»склизкоскользковсередкев серединелядинкаполе, поросшее молодым лесомкурячийкуриныйсигнулапрыгнулашкорлупаскорпулагарожагаражентиэтидю-ка, дю-казов для курпивеньпетухвезёнкивязаные рукавицыдыхатьдышатьзал1) гостиная, 2) большая комнатаПриложение 12Сводная таблица наблюдения и сырых баллов Прим.: 1 – 1 балл;2 – 2 балла;1- – задание выполнено частично;0 – нет ответа;- – была выявлена негативная реакция при ответе.КритерииПоказатели12345678910111213141516171819202122232425ББ. по крит.когнитивный Задание 121111121111111211111121122544Задание 2111111111111000011110101119мотивационныйЗадание 311011110011011111111111111739Задание 4111111111011101111110111122эмоц. - ценностныйЗадание 511011111111101111111110112243Задание 6011111011111111110110111121деятельностныйЗадание 711111101111111011001111112140Задание 8111011100101110111111111119Баллы8867887667776667867858689Уровеньсссссссссссссссссссссвссв
2. Бельчиков, Ю.А. Взаимодействие функциональных разновидностей языка (контаминированные тексты) / Ю.А. Бельчиков // Культура русской речи и эффективность общения. М.: Наука, 1996. – С. 335 – 357.
3. Бельчиков, Ю.А. Лексическая стилистика: проблемы изучения и обучения / Ю.А. Бельчиков. Изд. 2–е, испр. и доп. – М.: КомКнига, 2005. –176 с.
4. Бельчиков, Ю.А. Просторечие / Ю.А. Бельчиков // Русский язык. Энциклопедия. М.: Издательский дом «Дрофа», 1997. – С. 402.
5. Бельчиков, Ю.А. Разговорная лексика / Ю.А. Бельчиков // Русский язык. Энциклопедия. М.: Издательский дом «Дрофа», 1997. – С. 405 –406.
6. Введение в языкознание: курс лекций / под ред. О.Н. Чарыковой, И.А.Стернина. – 4 изд., исправ. и допол. – Воронеж: истоки, 2016. – 142 с.
7. Загиров В.М., Кислицкая С.С. Русский язык: «Лексикология», «Фразеология». Учеб. пособие / В.М. Загиров, С.С. Кислицкая. – Махачкала, Изд. ДГПУ, 2018. – 110 с.
8. Иванов В.А. О словаре калужских говоров / В.А. Иванов // Вестник Калужского университета. 2013. № 1-2. С. 51-58.
9. Исакова В.В. Преемственность на уроках русского языка: применение технологии критического мышления при изучении раздела «Лексикология» / В.В. Исакова // News of Science and Education. 2019. Т. 2. № 2. С. 68-73.
10. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Коранженский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 222 с.
11. Конституция РФ (ст. 24).
12. Корнеева Т.А. Грамматическая лексикология в школьном курсе русского языка / Т.А. Корнеева, А.С. Переходько // Филология и культура. 2019. № 3 (57). С. 218-223.
13. Костукайло М.А. Современный русский язык в контексте происхождения и лексического состава / М.А. Костукайло // Материалы XVII международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.В. Пономарева, Т.А. Куткович. – 2015. – С. 123-130.
14. Наматова Н.А. Место диалектизма в стилистике / Н.А. Наматова // Вестник Ошского государственного университета. 2016. № 1. С. 144-148.
15. Нестерская Л.А. Программа учебной дисциплины «Лексикология» в системе преподавания русского языка / Л.А. Нестерская, Е.Н. Виноградова // Stephanos. 2016. № 4 (18). С. 242-258.
16. Общая лексикология: хрестоматия / составители: Е.Н. Подтележникова, А.А. Кретов. – Воронеж: издательство Воронежского государственного университета, 2009. – 727 с.
17. Полухина С.И. Методика преподавания лексикологии в школьном курсе русского языка / С. И. Полухина // Научный руководитель. 2015. № 1 (8). С. 20-26.
18. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку (учеб. пособие) / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов // Электронный ресурс. URL: http://pedlib.ru/Books/4/0033/4-0033-394.shtml (дата обращения 22.03.2021). – 431 с.
19. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык / Д.Э Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова 12-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 448 c.
20. Русская диалектология / Под. Ред. Р.И. Аванесова и В.Г. Орловой. М., 1994. Введение.
21. Русская диетология: Учеб. изд. – 3-е изд., испр. и доп. / С.В. Бромлей, Л.Н. Булатова, О.Г. Гецова и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2013. – 304 с. – (академический учебник.)
22. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 786 с.
23. Рыжкова-Гришина Л.В. Диалектная лексика на современном этапе / Л.В. Рыжкова-Гришина // Российский научный журнал. 2015. № 6 (49). С. 253-256.
24. Снигирева, Т.А. Система национальных зеркал в творчестве Б. Акунина / Т.А. Снигирева, А.В. Подчиненов // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2013. – № 3 (132). – С. 60-66.
25. Схвитаридзе М.Б. Семантические диалектизмы / М.Б. Схвитаридзе // Научное мнение. 2013. № 4. С. 52-58.
26. Трудовой Кодекс РФ (гл. 14).
27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) // Официальный сайт Министерство образования и науки Российской Федерации, код доступа: [http:w.w.w.минобрнауки.рф] (дата обращения 03.03.2021).
28. Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г.
29. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»» № 261-ФЗ от 25 июля 2011 г.
30. Федеральный закон РФ «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 г.
31. Фельде А.И. Сибирская диалектная фразеология. Новосибирск, 1980.
32. Фельде, О.В. Общеупотребительная лексика: словарь-справочник / О.В. Фельде, под ред. А.П. Сковородникова. – Красноярск, издание Сибирского федерального университета, 2014. – 351 с.
33. Цыбанева И.С., Пикалова Т.Г. Тестирование как способ контроля результатов учебной деятельности средних школьников / И.С. Цыбанева, Т.Г. Пикалова // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики Материалы XXII международной научно-практической конференции. 2018. С. 151-152.
34. Чигинцева В.В. Задачи учителя в процессе проведения уроков-интерактивов по разделу «Трудные вопросы лексикологии» / В.В. Чигинцева // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 12 частях. 2015. С. 142-143.
35. Ян Б. Устаревшие слова в современном русском языке / Б. Ян // В сборнике: Наука сегодня: проблемы и пути решения. Материалы международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2018. С. 88-90
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы изучения внелитературной лексики в средней школе?
Теоретические основы изучения внелитературной лексики в средней школе включают в себя такие аспекты, как лексико-употребительная и ограниченная в употреблении лексика, роль внелитературной лексики в системе русского языка и культуры, а также ее место как объекта лексикологии на уроках русского языка.
Что можно сказать о лексико-употребительной и ограниченной в употреблении лексике?
Лексико-употребительная лексика включает в себя слова и выражения, которые активно используются в речи носителей языка и представляют собой общепринятую лексическую норму. Ограниченная в употреблении лексика, в свою очередь, относится к словам и выражениям, которые имеют узкую сферу применения и используются в специализированных областях знания или профессиональной деятельности.
Как внелитературная лексика вписывается в систему русского языка и культуры?
Внелитературная лексика является неотъемлемой частью системы русского языка и культуры. Она отражает различные аспекты жизни и деятельности людей, а также культурные особенности общества. Поэтому изучение внелитературной лексики на уроках русского языка позволяет более полно понять и интерпретировать реальность, а также развивать языковые и культурные компетенции.
Как внелитературная лексика может быть использована в учебном процессе?
Изучение внелитературной лексики может осуществляться через различные учебные формы и методы, такие как чтение и анализ специальных текстов, составление словарей, проведение дискуссий и дебатов, выполнение лексических упражнений и тестов. Это позволяет учащимся усвоить новую лексику, развить языковые навыки и расширить свой кругозор.