Методы и приемы формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 54 54 страницы
- 44 + 44 источника
- Добавлена 21.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОСТАВЕ ЧИСЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие о числе и счете в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия использования различных методов и приемов для формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста 13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОСТАВЕ ЧИСЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Выявление уровня сформированности представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста 20
2.2. Практическая работа по формированию представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста 28
2.3. Анализ результатов исследования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
п.; - использование разнообразных дидактических средств как в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ, так и во всех видах деятельности дошкольников; - благоприятный моральный климат в процессе совместной деятельности педагога и детей при формировании представлений о составе числа; - взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста.Экспериментальное исследование было проведено с воспитанниками МБДОУ Детский сад. В исследовании участвовали дети в количестве 20 человек, в возрасте 5-7 лет.Дети были разделены на две подгруппы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). При проведении экспериментальной работы дети находились в равных условиях. В каждую группу вошло по 10 детей. Исследование проводилось нами с разрешения родителей. Экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.Проведенная на констатирующем этапе исследования диагностика показала, что и в ЭГ, и в КГ большая часть детей (50% и 60% соответственно) имеет низкий уровень сформированности представлений о составе числа. 30% детей КГ и ЭГ имеют средний уровень сформированности представлений о составе числа, 10% ЭГ и 20% КГ – высокий уровень. Полученные на констатирующем этапе исследования результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы по формированию представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возрастаДля формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста нами была составлена программа занятий. Программа включает 8 занятий. Каждое занятие предусматривает использование комплекса разнообразных методов, форм и дифференцированного подхода в работе с детьми; создание развивающей предметно- пространственной среды. В процессе формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста были координированы и гармонизированы отношения всех субъектов образования в процессе совместной деятельности. Отметим, что на первых занятиях мы не говорим о составе числа, но эти занятия важны, так как на каждом из них мы постепенно готовим детей к пониманию состава числа. Важные моменты такого подхода прокомментированы в работе для каждого занятия. Проведенная на контрольном этапе исследования диагностика показала, что и в ЭГ большая часть детей (50%) имеют высокий уровень формирования представлений о составе числа, у 40% детей – средний уровень, у 10 % - низкий. В КГ большая часть детей (50%), по прежнему, имеет низкий уровень формирования представлений о составе числа. 30% детей КГ имеют средний уровень умения считать, и 20% КГ – высокий уровень развития умения считать. Контрольная часть эксперимента подтвердила эффективность составленной нами и внедрённой в воспитательно-образовательный процесс программы занятий по формированию представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, доказана эффективность разработанной нами системы занятий по формированию представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста.Следовательно, доказана эффективность используемых на занятиях методов и приемов формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста. Данные рекомендации будут полезны воспитателям детского сада для проведения занятий по формированию представлений о составе числа у детей дошкольного возраста.Доклад окончен! Спасибо за внимание!
1. Белошистая, А. В. Математика вокруг тебя / А. В. Белошистая. – М.: Ювента, 2015. – 40 с.
2. Белошистая, А. В. Математика до школы / А. В. Белошистая. – М.: Владос, 2013. – 80 с.
3. Белошистая, А. В. Обучение математике в дошкольных образовательных организациях / А. В. Белошистая. – М.: Инфра-М, 2016. – 319 с.
4. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. – М.: МозаикаСинтез, 2011. – 400 с.
5. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 218 с.
6. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности / Н. М. Борытко. – Волгоград: Перемена, 2001. – 217 с.
7. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 80 с.
8. Веракса, Н. Е. Детская психология : учебник для среднего профессионального образования / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 446 с.
9. Грин, Р. Введение в мир числа / Р. Грин, В. Лаксон. – М.: Просвещение, 2014. – 204 с.
10. Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду / В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 232 с.
11. Детство : примерная образовательная программа дошкольного образования / авт.-сост. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева [и др.]. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 321 с.
12. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 183 с.
13. Ерофеева, Т. И. Знакомство с математикой / Т. И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2014. – 112 с.
14. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева, Л. И. Палова, В. П. Новикова. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 75 с.
15. Запорожец, Л. В. Избранные психологические труды / Л. В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1998. – 368 с.
16. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / под ред. Л. Г. Нисканен. – М.: Академия, 2012. – 109 с.
17. Ипполитова, Н. А. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. А. Ипполитова, Н. В. Стерхова // Общее и профессиональное образование. – 2012. – № 1. – С. 8-14.
18. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. – М.: Академия, 2014. – 416 с.
19. Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет : Сценарий занятий по развитию математических представлений / Е. В. Колесникова. – М.: Гном-Пресс, 2008. – 110 с
20. Колесникова, Е. В. Обучение решению арифметических задач / Е. В. Колесникова. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 145 с.
21. Корнеева, Г. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей / Г. А. Корнеева, Т. А. Мусейибова. – М.: Просвещение, 2003. – 236 с.
22. Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 165 с.
23. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 193 с.
24. Логика и математика для дошкольников / авт.-сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб.: Питер, 2009. – 79 с.
25. Математика до школы : пособие для воспитателей детских садов и родителей ; под ред. А. А. Смоленцева, О. В. Пустовой. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. Ч. 1. – 191 с. 71
26. Минкевич, Л. В. Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа / Л. В. Минкеевич. – М.: Скрипторий 2016. – 192 с.
27. Минкевич, Л. В. Математика в детском саду. Старшая группа / / Л. В. Минкеевич. – М.: Скрипторий 2016. – 96 с.
28. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова, Е. А. Носова. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 228 с
29. Михайлова-Свирская, Л. В. Математика в детском саду / Л. В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 95 с.
30. Новикова, В. П. Математика в детском саду. 4-5 лет. Сценарии занятий / В. П. Новикова. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 80 с.
31. Новикова, В. П. Математика в детском саду. 5-6 лет. Сценарии занятий / В. П. Новикова. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 104 с.
32. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Мир энциклопедий, 2015. – 998с.
33. От рождения до школы. : основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, В. В. Гербовой. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 412 с.
34. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / М. Н. Перова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 144 с.
35. Петерсон, Л. Г. Раз – ступенька, два – ступенька: Практический курс математики для дошкольников : метод. пособие / Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. – М.: Ювента, 2016. – 256 с.
36. Плаксина, Л. И. Математика в детском саду : метод. пособие / Л. И. Плаксина. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 168 с.
37. Поддьяков, Н. Н. Умственное воспитание дошкольника / Н. Н. Поддьяков. – М.: Детство-Пресс, 2009. – 240 с. 72
38. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений для детей от 3-7 лет. Средняя группа / И. А. Помораева, В. А. Позина. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 64 с.
39. Прописнова, Т. З. Математика с увлечением. Веселые игры и задачи /Т. З. Прописнова. – М.: Сфера, 2016. – 32 с.
40. Радуга: Примерная основная образовательная программа. – М.: Просвещение, 2017. – 232 с.
41. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А. А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 2013. – 95 с.
42. Султанова, М. Н. Путешествие в страну математики : метод. пособие для воспитателя старшей группы детского сада / М. Н. Султанова. – М.: Вентана-граф, 2016. – 80 с. 49.
43. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2015. – 336 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст]. – М.: Просвещение, 2016. – 34 с.
Вопрос-ответ:
Какие методы и приемы формирования представлений о составе числа используются у детей старшего дошкольного возраста?
В психолого-педагогической литературе описываются различные методы и приемы для формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста. Некоторые из них включают игровой подход, использование наглядных материалов, счет на пальцах и другие. Одним из эффективных методов является использование игр и задач, которые требуют анализа и разложения чисел на составляющие.
Каково педагогическое значение формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста?
Формирование представлений о составе числа имеет важное педагогическое значение, так как это позволяет детям лучше понимать и оперировать числами. Это помогает им в будущем при изучении математики, а также развивает логическое мышление и способствует развитию памяти и внимания.
Какие особенности отмечаются в формировании представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста?
Одной из особенностей формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста является появление у них способности к пересчету и анализу чисел до 10-12. Дети начинают понимать, что число может быть разложено на составляющие, например, на единицы и десятки. Также отмечается усиленный интерес к математическим задачам и играм, в которых нужно оперировать числами и их составляющими.
Какие педагогические условия важны при использовании методов и приемов для формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста?
При использовании методов и приемов для формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста важно создать благоприятную обучающую среду. Необходимо использовать игровую форму обучения, привлекать наглядные материалы, предоставлять возможности для самостоятельного исследования и экспериментирования с числами. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать разнообразные ситуации для работы с числами.
Какие методы и приемы используются для формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста?
Для формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста используются различные методы и приемы, такие как игровая деятельность, включающая счет, использование конкретного материала и моделей, использование счетных сказок и стихов, а также систематическая тренировка и повторение счета.
Какие особенности существуют при формировании представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста?
При формировании представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности. На данном этапе развития детей они уже способны понимать понятия "единица" и "множество", а также использовать счетные слова и выполнять простейшие счетные операции. Однако дети все еще нуждаются в конкретных примерах и наглядных материалах для лучшего усвоения материала.
Какие педагогические условия следует создавать для успешного формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста?
Для успешного формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста следует создавать следующие педагогические условия: активная и интересная игровая деятельность, использование различных материалов и моделей, индивидуальный подход к каждому ребенку, систематическая тренировка и повторение пройденного материала, поощрение детей за достижения и успехи.
Какие понятия о числе и счете существуют в психолого-педагогической литературе?
В психолого-педагогической литературе понятие о числе и счете рассматривается как способность детей понимать и использовать числа для счета и измерения количества. Дети учатся считать, определять количественные отношения и выполнять простейшие арифметические операции. Психолого-педагогическая литература также подчеркивает важность формирования у детей представлений о составе числа для успешного освоения математических навыков.