Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений в сфере экономики.
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 07.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Характеристика и классификация преступлений в сфере экономики 5
1.2. Методы расследования преступлений в сфере экономики 9
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ ПРИ ПРИСТУПЛЕНИЯХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ 12
2.1. Понятие, задачи и принципы взаимодействия следователя и органа дознания 12
2.2. Формы взаимодействия следователя и органа дознания 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 26
В таком случае порядок очередности их выезда на места происшествий устанавливается начальником органа внутренних дел.В течение дежурных суток ответственный от руководящего состава органа внутренних дел выезжает на места происшествий при совершении тяжких и особо тяжких преступлений и в иных случаях, требующих его присутствия, а также обеспечивает контроль за организацией деятельности дежурной СОГ.П. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ предусматривает необходимость выполнять поручения следователя о производстве розыскных и оперативно-розыскных мероприятий. Следователь только ставит задачу перед органом дознания, давая такое поручение, но не определяет пути и средства ее решения, потому что это компетенция органа дознания. Выполнением поручения следователя будет и содействие ему в реализации предусмотренных законом мер процессуального принуждения: участие сотрудников органа дознания в операциях по задержанию вооруженного преступника, его преследованию (погони, засады, облавы, различные заградительные мероприятия), привод лица, уклоняющегося от явки к следователю, оцепление места происшествия, места производства обыска, пресечение случаев сопротивления следователю.Органу дознания по сложившейся практике не может быть поручено производство лишь наиболее значимых процессуальных действий - следователь лично выносит постановление о привлечении в качестве обвиняемого, предъявляет обвинение, допрашивает обвиняемого.Следователю помогают готовить и проводить сложные и трудоемкие следственные действия сотрудники органа дознания. Они выполняют те или иные обязанности в ходе этих действий (наблюдают за поведением обыскиваемого, осуществляют связь между участниками следственного эксперимента, опрашивают очевидцев во время осмотра места происшествия и прочее).Можно выделить, в чем заключается взаимодействие следователя со сведущими лицами (рисунок 8):Рисунок 8 – Взаимодействие следователя со сведущими лицамиСОГ является наиболее эффективной формой процессуального взаимодействия следователя с иными участниками. Этой формесвойственны следующие черты:существуют единые цели, которым подчиняются проводимые членами СОГ следственные действия и оперативно розыскные мероприятия;все действия членов СОГ обязательно согласуются между собой, в том числес помощью формирования единого плана;каждый из участников СОГ, действуя в границах своей компетенции, сохраняет функциональную самостоятельность;работа в составе СОГ позволяет следователюбыстроприменять информацию, полученную оперативным путем, а оперативными сотрудниками – сведения, полученные в результате проведения следственных действий.На практике выделяются следующие виды СОГ (рисунок 9):Рисунок 9 – Виды СОГНеобходимо отличать бригадный метод от СОГ, когда работает бригада следователей, формируемая решением прокурора или начальника следственного подразделения органа внутренних дел. Такая бригада состоит только из следователей одного или разных ведомств. Ей могут быть приданы и оперативные сотрудники, однако в состав бригады они не включены и взаимодействие с ними зачастую носит разовый характер.Взаимодействие, осуществляемое в непроцессуальных формах, преследует ту же цель, что и процессуальное, - влиять на успешное выявление, раскрытие и расследование преступлений, их эффективной превенции.ЗАКЛЮЧЕНИЕСледователь является должностным лицом, уполномоченным осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст.38 УПК).Государственными органами и должностными лицами, уполномоченнымисогласно настоящему Кодексу осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п.24 ст.5 УПК) являются органами дознания (ст. ст.40, 151 УПК).Таким образом, взаимодействие следователя, органа дознания и эксперта в стадии возбуждения уголовного дела является важным этапом работы по раскрытию преступлений в области экономики. Совместная организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя и следственно-оперативной группы является центральным элементом этой работы. Принятие следователем одного из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по посредственности или подсудности является итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела.Таким образом, можно заметить проблемы несогласованности различных органов дознания и следственных органов в ходе раскрытия преступлений в области экономики, что требует в первую очередь усовершенствования нормативно-правовой базы, а также организационной базы сотрудничества вышеперечисленных структур для эффективного сотрудничества по раскрытию экономических преступлений. Кроме процессуального порядка привлечения этих органов к расследованию практически отсутствует механизм субординации этих структур с органами оперативно-розыскной деятельности, чем отягощается проблема взаимодействия экспертов с органами следствия. Все это усиливает необходимость реформирования правоохранительной системы Российской Федерации с целью повышения качества расследований преступлений в сфере экономики.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации : закон РФ о поправке к Конституции РФ от от 14.03.2020 N 1-ФКЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ . – (Дата обращения 03.04.2021).Уголовно-процессуальный кодекс РФ: федеральный законот 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33481/ . – (Дата обращения 03.04.2021).Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный законот 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020 N 515-ФЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ . – (Дата обращения 03.04.2021).О Федеральной службе безопасности: федеральный законот 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 09.11.2020 N 366-ФЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6300/ . – (Дата обращения 03.04.2021).О Прокуратуре Российской Федерации: федеральный законот 17.01.1992 N 2202-1 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ . – (Дата обращения 03.04.2021).Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп : приказ Генеральной прокуратуры, МВД. ФСБ, ФСНП № 32 // Система «Гарант» [сайт]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/1305784/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ . - (Дата обращения 03.04.2021).Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений : приказ МВД РФот 20.06.1996 № 334 (ред. от 18.01.1999) // Бюллетень текущего законодательства, МВД РФ, выпуск 16, часть III, М., 1996.Балашов, А.Н. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений. - М.:«Юридическая литература», 1999. – 32 с.Гранкин, К.Б.Взаимодействие следователей органов внутренних дел с милицией при возбуждении и расследовании уголовных дел / Учебно-практическое пособие // К.Б.Гранкин, Т.А.Паутова – Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2004. – 303 с.Кругликов, А.П. Сущность и правовые формы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания. - Волгоград, ВСМ МВД., 2001. – 263 с.Мещерякова, Е.В. Взаимодействие следователя прокуратуры и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при расследовании преступлений // Российский следователь. - 2002. - № 5. – С. 34-40.Невский, С.А.Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений (сравнительный анализ уголовно-процессуального законодательства РФ и Российской Империи) // Новый уголовно-процессуальный закон: теория и практика применения: Материалы межведомственного «круглого стола» / С.А.Невский, Е.А.Сычев; под. ред.Д. ю. н., проф., О.А. Галустьяна, к. ю. н., доцента О.И. Цоколовой. - М.:МосУ МВД России, 2003. – 432 с.Паутова, Т.А. Об организации эффективного обмена информацией между следователями органов внутренних дел и органами дознания в ходе производства предварительного расследования // Проблемы применения уголовно-процессуального законодательства России на современном этапе: Сборник тезисов докладов и сообщений на всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень: ТЮИ МВД России, 2004. - 255 с.Синеокий, О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп: сравнительный анализ // Государство и право. - 1997. - №1. – С.20.Танкевич, О.В. Профессиональное взаимодействие следователя с органами дознания:учебно-методическое пособие. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 189 с.Фатальникова, Н.Ф. Профессиональная этика сотрудника МВД. – Краснодар, 1998. – 114 с.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ : федеральный закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33481/ . – (Дата обращения 03.04.2021).
3. Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020 N 515-ФЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ . – (Дата обращения 03.04.2021).
4. О Федеральной службе безопасности : федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 09.11.2020 N 366-ФЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6300/ . – (Дата обращения 03.04.2021).
5. О Прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [сайт]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ . – (Дата обращения 03.04.2021).
6. Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп : приказ Генеральной прокуратуры, МВД. ФСБ, ФСНП № 32 // Система «Гарант» [сайт]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/1305784/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ . - (Дата обращения 03.04.2021).
7. Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений : приказ МВД РФ от 20.06.1996 № 334 (ред. от 18.01.1999) // Бюллетень текущего законодательства, МВД РФ, выпуск 16, часть III, М., 1996.
8. Балашов, А.Н. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений. - М. : «Юридическая литература», 1999. – 32 с.
9. Гранкин, К.Б. Взаимодействие следователей органов внутренних дел с милицией при возбуждении и расследовании уголовных дел / Учебно-практическое пособие // К. Б. Гранкин, Т. А. Паутова – Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2004. – 303 с.
10. Кругликов, А.П. Сущность и правовые формы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания. - Волгоград, ВСМ МВД., 2001. – 263 с.
11. Мещерякова, Е.В. Взаимодействие следователя прокуратуры и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при расследовании преступлений // Российский следователь. - 2002. - № 5. – С. 34-40.
12. Невский, С.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений (сравнительный анализ уголовно-процессуального законодательства РФ и Российской Империи) // Новый уголовно-процессуальный закон: теория и практика применения: Материалы межведомственного «круглого стола» / С. А. Невский, Е. А. Сычев; под. ред. Д. ю. н., проф., О.А. Галустьяна, к. ю. н., доцента О.И. Цоколовой. - М. : МосУ МВД России, 2003. – 432 с.
13. Паутова, Т.А. Об организации эффективного обмена информацией между следователями органов внутренних дел и органами дознания в ходе производства предварительного расследования // Проблемы применения уголовно-процессуального законодательства России на современном этапе: Сборник тезисов докладов и сообщений на всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень: ТЮИ МВД России, 2004. - 255 с.
14. Синеокий, О.В. Виды следственных и следственно-оперативных групп: сравнительный анализ // Государство и право. - 1997. - №1. – С. 20.
15. Танкевич, О.В. Профессиональное взаимодействие следователя с органами дознания : учебно-методическое пособие. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 189 с.
16. Фатальникова, Н.Ф. Профессиональная этика сотрудника МВД. – Краснодар, 1998. – 114 с.
Вопрос-ответ:
Какие преступления в сфере экономики могут быть классифицированы?
Преступления в сфере экономики могут быть классифицированы по различным признакам: по объекту преступления (например, налоговые преступления, финансовые махинации), по способу совершения (взяточничество, мошенничество), по масштабу причиненного ущерба (крупные, особо крупные преступления) и другим критериям.
Какие методы расследования преступлений в сфере экономики используются?
В расследовании преступлений в сфере экономики применяются различные методы, такие как анализ документов и финансовых операций, проведение экспертиз, допросы свидетелей и подозреваемых, оперативно-разыскные мероприятия, анализ информации социальных сетей и др.
Каковы задачи и принципы взаимодействия следователя с органом дознания при расследовании преступлений в сфере экономики?
Основной задачей взаимодействия следователя с органом дознания в расследовании преступлений в сфере экономики является эффективное совместное действие для получения полной и достоверной информации о совершенном преступлении и выявления виновных лиц. Принципы взаимодействия включают принципы законности, объективности, комплексности, оперативности, конфиденциальности и координации действий.
Какие формы взаимодействия могут существовать между следователем и органом дознания при расследовании преступлений в сфере экономики?
Формы взаимодействия между следователем и органом дознания включают: информационно-консультационное взаимодействие, совместные оперативно-розыскные мероприятия, совместное участие в судебных заседаниях, обмен информацией и материалами, совместное обсуждение тактики расследования и др.
Какова роль следователя и органа дознания в расследовании преступлений в сфере экономики?
Роль следователя и органа дознания в расследовании преступлений в сфере экономики заключается в выявлении фактов преступной деятельности, сборе и анализе доказательств, установлении причастных лиц, а также обеспечении соблюдения процессуальных норм и обеспечении прав человека и гражданина в ходе расследования.
Какие преступления могут быть совершены в сфере экономики?
В сфере экономики могут быть совершены различные преступления, такие как мошенничество, взяточничество, лжепредпринимательство, уклонение от уплаты налогов, фальсификация финансовой отчетности и другие.
Какие методы используются при расследовании преступлений в сфере экономики?
При расследовании преступлений в сфере экономики применяются различные методы, включая анализ документации, финансовый аудит, использование оперативно-розыскных мероприятий, сбор информации о финансовых операциях и транзакциях.
Что включает в себя взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений в сфере экономики?
Взаимодействие следователя с органом дознания при расследовании преступлений в сфере экономики включает выполнение совместных оперативно-розыскных мероприятий, обмен информацией и документами, координацию деятельности при проведении следственных действий и судебных заседаний, а также согласование планов и тактики расследования.