Развитые страны в мировой экономике
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 19 + 19 источников
- Добавлена 10.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 МЕСТО РАЗВИТЫХ СТРАН В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Положение развитых стран в мировом хозяйстве
1.2 Проблемы взаимоотношений развитых стран
2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТЫХ СТРАН
2.1 Внешнеэкономическая стратегия и политика промышленно развитых стран, общность и различия
2.1.1 Внешнеэкономическая деятельность Европейского Союза
2.1.2 Внешнеэкономическая деятельность США
2.1.3 Внешнеэкономическая деятельность Японии
2.2 Проблемы и перспективы внешнеэкономической стратегии и политики промышленно развитых стран
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
До официального вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) вопрос о начале переговоров о зоне свободной торговли не может быть непосредственно включен в повестку дня политического диалога России и Евросоюза. Между тем мировой опыт создания ЗСТ после Второй мировой войны, например Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР), Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) и др., говорит в пользу такого включения: все эти зоны учреждались странами – членами Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), позже переименованного в ВТО.
В ноябре 2006 года Москва и Вашингтон подписали протокол о поддержке Соединенными Штатами присоединения России к ВТО.
Вместе с тем экономически Российская Федерация пока не готова к первым масштабным шагам на пути создания с ЕС зоны свободной торговли.
Можно со всей определенностью сказать, что Европейскому союзу, как более сильному экономическому субъекту, создание зоны свободной торговли принесет только выгоды. Для России же все не так однозначно, поскольку ее конкурентные позиции по отношению к гипотетическим будущим партнерам по ЗСТ весьма уязвимы. Положительных результатов Москве можно ожидать разве что в среднесрочной перспективе, а отрицательных – немедленно, тогда как ЕС сразу же и без какого-либо предварительного ущерба извлечет значительную пользу от образования ЗСТ с Российской Федерацией.
Поскольку экспорт Европейского союза в Россию состоит главным образом из машинотехнической и другой готовой продукции высоких стадий переработки, снижение тарифных и нетарифных барьеров вызовет его резкое увеличение по физическому объему и стоимости. Это усилит конкурентное давление на отечественную обрабатывающую промышленность. В итоге российский актив в товарообороте с ЕС сократится, а при особенно неблагоприятных обстоятельствах может даже обернуться дефицитом (наблюдаемое в последние годы превышение темпов прироста импорта РФ из Евросоюза по сравнению с ее экспортом и без того способствует развитию данной тенденции). Такое развитие событий нанесет тяжелый удар по платежеспособности, бюджетной системе и валютным резервам России.
В этом же негативном направлении будет действовать и отмена несовместимых с режимом ЗСТ экспортных пошлин на вывозимые из Российской Федерации на европейский рынок товары топливно-сырьевой группы, особенно нефть и газ. Вкупе со снижением таможенных пошлин это заметно уменьшит совокупные доходы таможни, на которые сегодня приходится около 40 % поступлений в госбюджет.
В нашем экспорте в Европейский союз доминируют товары топливно-сырьевой группы и готовые изделия низких стадий переработки (наподобие удобрений и других продуктов крупнотоннажной химии). В результате около 80 % российского экспорта поступает в ЕС беспошлинно или на льготных условиях. При такой структуре товарооборота мы не нуждаемся в зоне свободной торговли.
Постепенное формирование ЗСТ могло бы способствовать созданию более благоприятных условий для решения одной из стратегических внешнеэкономических задач – диверсификации российского экспорта путем резкого повышения удельного веса готовых изделий, прежде всего машинотехнической и особенно высокотехнологичной продукции. Вместе с тем зона свободной торговли предоставит российскому бизнесу не гарантии, а только дополнительные возможности продвижения в этом направлении.
Наибольшим потенциалом наращивания экспорта такой готовой продукции для России обладает не европейский рынок, а рынки других регионов, прежде всего Азиатско-Тихоокеанского (АТР). Например, Германия – ведущая экономическая держава Евросоюза – для нас почти бесперспективна в этом отношении (можно надеяться только на точечные прорывы в отдельные мелкие ниши).
Диверсификации российского экспорта в целом и на европейский рынок в частности, видимо, будет способствовать вступление нашей страны в ВТО. В АТР же эту роль – похоже, в неменьшей мере – сыграет зона свободной торговли, которую намечено создать к 2020 году в рамках форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Для развитых стран, входящих в эту организацию, полная либерализация взаимной торговли предусматривается с 2010-го, а для развивающихся – с 2020-го. Россия как член АТЭС могла бы этим воспользоваться.
Нынешняя доля Европейского союза во внешнеторговом обороте нашей страны (около половины) в ближайшие 10–15 лет будет постепенно снижаться (возможно, до 40 %). Напротив, доля Северо-Восточной Азии, одного из субрегионов АТР (Китай, Южная Корея, Япония), может удвоиться по сравнению с нынешними 12,5 %.
Энергопотребление и спрос на импортные энергоресурсы в таких странах Азиатско-Тихоокеанского региона, как Индия, Китай, США, а также в ряде других в ближайшее десятилетие будут расти значительно быстрее, чем в ЕС, что во многом обусловлено сравнительно невысокой экономической динамикой Евросоюза, ожидаемой практически всеми экспертами. По прогнозу Центра мирохозяйственных связей Всероссийского научно-исследовательского института внешнеэкономических связей (ВНИИВС), руководимого автором данной статьи, в 2006–2017 годах среднегодовые темпы прироста мирового ВВП составят 3,1–3,3 %, российского – 6,6–6,8 %, американского – 2,9–3,1 %, тогда как Европейского союза – только 2,3–2,5 %.
После вступления в ВТО Россия в первую очередь должна позаботиться о выполнении своих обязательств на переходный (адаптационный) период. Что касается гипотетической зоны свободной торговли с Евросоюзом, то, если в течение 2010–2012 годов соответствующее соглашение будет разработано, подписано и ратифицировано, ее формирование завершится к концу следующего десятилетия. То есть ЗСТ Российская Федерация – Европейский союз появится одновременно с созданием ее аналога в рамках АТЭС.
На протяжении всего постсоветского периода Европейский союз оставался нашим торгово-экономическим партнером номер один; эту роль он сохранит по меньшей мере до 2015–2020 годов. Дальнейшее расширение торговли с ЕС необходимо России, поскольку способствует поддержанию сложившейся базы для последующего развития всего комплекса внешнеэкономических связей Российской Федерации (за счет него уже сегодня формируется не менее 35–40 % ВВП нашей страны).
Также можно сказать, что поскольку Европейский союз является одним из основных политических и экономических партнеров России, с которым она развивает отношения равноправного стратегического партнерства, необходима модернизация соглашения о партнёрстве и сотрудничестве.
Итак, дальнейшие перспективы отношений России с ЕС зависят, с одной стороны, от их нынешнего состояния, а с другой – от готовности сторон развивать их. Россия настроена на всеобъемлющее, интенсивное, долгосрочное сотрудничество с ЕС.
Модернизация соглашения о партнёрстве и сотрудничестве необходима также и с другими развитыми странами, в частности с США и Японией.
Вообще, для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо:
Установление стабильного политического режима.
Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям.
Всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой.
Проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортноориентированность производства с импортозамещением.
Стимулирование экономического развития по пути НТП.
Итак, в рамках изучения данной темы были изучены основные направления внешнеэкономической политики промышленно развитых стран на примере стран Европейского Союза, Японии и США. В завершении можно также отметить, что вообще внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе написания работы было выяснено, что основными центрами международного соперничества в настоящее время считаются США, Япония и страны Западной Европы.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в промышленно развитых странах осуществляется разными методами, определенными законодательством той или иной страны. Эти методы можно классифицировать по различным основаниям, выделяя экономические и административные, тарифные и нетарифные методы. Также выяснили, что для современных развитых государств характерна политика фритредерства.
В ходе написания работы было выяснено, что промышленно развитые страны проводят активную внешнеторговую деятельность. В качестве примеров в данной работе были рассмотрены такие страны, как ЕС, Япония и США.
По состоянию на 2010 год можно сказать, что на первом месте у ЕС отношения с США. На втором месте в системе отношений между Европейским Союзом и внешним миром с недавних пор уверенно обосновался Китай. Также немаловажную роль играет Россия. Было выяснено также, что уже сейчас Европейский Союз оказывает огромное влияние на формирование глобальной повестки дня, глобальное развитие и решение текущих международных проблем. Что касается США, то было выяснено, что страна – крупнейшая мировая торговая держава, которая играет очень заметную роль в мировой торговле. По объёму внешнеторгового оборота страна превосходит все другие экономически развитые государства мира.
Россия является торговым партнером для каждой из рассмотренных стран.
Так, было выяснено, что к дальнейшим направлениям развития торговых отношений России и промышленно-развитых стран являются:
Воздействие на внешнеторговые товарные потоки: довольно традиционное направление, имеющее хорошо отработанный инструментарий – таможенные пошлины, таможенные режимы, кредитование и страхование экспорта, квотирование и т.п. Необходимым условием развития торговли является поиск взаимовыгодных вариантов сотрудничества.
Стимулирование инвестиционного взаимодействия: необходимость этого направления сотрудничества России и промышленно-развитых стран определяется тем, что оно до настоящего времени не выглядит достаточно убедительно. Это касается как вложений российских капиталов в экономику развитых стран, так и обратных потоков.
Усиление регионального сотрудничества: давно практикуемое направление, экономическая эффективность которого, впрочем, является производной от общего состояния экономического взаимодействия: проекты, реализуемые на межрегиональном уровне, являются фрагментами общей картины внешнеторговых и инвестиционных связей России и промышленно-развитых стран. Тем не менее, различные формы регионального сотрудничества, будучи во многом свободными от политических наслоений и настроений федерального уровня, в наибольшей степени отражают реальные потребности взаимодействия на «низовом» уровне. Естественно, это направление также нуждается в институциональном оформлении и корректировке.
В целом представляется, что возможности расширения экономического взаимодействия России и промышленно-развитых стран имеют достаточно хорошие перспективы при условии создания и поддержания на межгосударственном, межправительственном уровнях различных механизмов сотрудничества частнопредпринимательских структур.
Также нельзя не отметить, то, что состояние экономик как развивающихся, так и промышленно-развитых стран оказал существенное влияние мировой финансово-экономический кризис.
В настоящее время в условиях сложившегося кризиса роль государства в каждой стране заметно усилилась. Также в процессе написания работы было выяснено, что для борьбы с мировым кризисом страны объединяются, чтобы выбрать наиболее перспективные и оптимальные решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Внешнеторговая Политика // Мир словарей.-2008.- №32 (532)
Внешнеэкономическая деятельность развитых стран // Finance.- 2009.- №24
Дефицит торгового баланса США упал до 6-летнего минимума // Unicomtrade.- 2009.- 11 октября
Европейский Союз как один из ведущих международных игроков // Вся Европа.- 2009.- №6(34)
Кулаков А.С. Международные экономические отношения. Учебник.- М.: «Астра», 2009.-469 с.
Кушниренко А.К. Тарифные переговоры России с ВТО (современный этап: проблемы и перспективы). -
Cеменов К.А. Международные экономические отношения.- М.: Гардарика, 20.-631 с.
Столович Л. Н. Об общечеловеческих ценностях. // Вопросы философии. № 7.- 2004
Россия на пути в ВТО //Информационный бюллетень.- 2009.- январь-февраль.- №3
Стратегия формирования внешнеэкономической деятельности. - Алматы: Экономика, 2009.-648 с.
Павлов В. Японская торговля ушла в минус // РБК.-.2009.- 23 апреля
Паньков В. Свобода торговли между Россией и ЕС: за и против //Россия в глобальной политике.- 2009.- январь-февраль.- № 1
Парканский А. В. США - государство и рынок.- М.: «АСТ», 2008.-208 с.
Федченко О.С. Вопросы взаимодействия внешнеэкономической и валютной политики государства // Мир экономики для студента.- 2008-№17 (1777)
Филатов С. Тенденции международной торговли // Мировая экономика и международные отношения.-2010. - № 43
Хаас Ричард. Эпоха бесполярного мира // Foreign Affairs.- май – июнь 2008.- № 3
Шифлингер Е.Г. Формы государственной поддержки экспорта. – М..: «Компания Спутник +», 2009.-369 с.
Энтин М.Л. Роль ЕС в глобальном управлении // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика.- 2009.- №2(24)
Richard Andrey. The greatest countries – US, Japan, Canada & USA // E-GB.- 2009.- №83 (478)
Кулаков А.С. Международные экономические отношения. Учебник.- М.: «Астра», 2009.-469 с., с. 156
Федченко О.С. Вопросы взаимодействия внешнеэкономической и валютной политики государства // Мир экономики для студента.- 2008-№17 (1777)
Внешнеторговая Политика // Мир словарей.-2008.- №32 (532)
Внешнеэкономическая деятельность развитых стран // Finance.- 2009.- №24
Филатов С. Тенденции международной торговли // Мировая экономика и международные отношения. -2010. -№ 43
Семенов К.А. Международные экономические отношения. М.: Гардарики, 2009.-631 с., с. 268
Филатов С. Тенденции международной торговли // Мировая экономика и международные отношения. -2010. -№ 43
Столович Л. Н. Об общечеловеческих ценностях. // Вопросы философии. № 7.- 2004
Хаас Ричард. Эпоха бесполярного мира // Foreign Affairs.- май – июнь 2008.- № 3
Филатов С. Тенденции международной торговли // Мировая экономика и международные отношения. -2008.- № 43
Richard Andrey. The greatest countries – US, Japan, Canada & USA // E-GB.- 2009.- №83 (478)
Кушниренко А.К. Тарифные переговоры России с ВТО (современный этап: проблемы и перспективы). - Россия на пути в ВТО //Информационный бюллетень.- 2009.- январь-февраль.- №3
Филатов С. Тенденции международной торговли // Мировая экономика и международные отношения.-2010. - № 43
Европейский Союз как один из ведущих международных игроков // Вся Европа.- 2009.- №6(34)
Энтин М.Л. Роль ЕС в глобальном управлении // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика.- 2009.- №2(24)
Филатов С. Тенденции международной торговли // Мировая экономика и международные отношения.-20102. - № 43
Дефицит торгового баланса США упал до 6-летнего минимума // Unicomtrade.- 2009.- 11 октября
Парканский А. В. США - государство и рынок.- М.: «АСТ», 2008.-208 с., с. 75
Павлов В. Японская торговля ушла в минус // РБК.-.2009.- 23 апреля
31 Шифлингер Е.Г. Формы государственной поддержки экспорта. – М..: «Компания Спутник +», 2009.-369 с., с. 158-159
Паньков В. Свобода торговли между Россией и ЕС: за и против //Россия в глобальной политике.- 2009.- январь-февраль.- № 1
32
2.Внешнеэкономическая деятельность развитых стран // Finance.- 2009.- №24
3.Дефицит торгового баланса США упал до 6-летнего минимума // Unicomtrade.- 2009.- 11 октября
4.Европейский Союз как один из ведущих международных игроков // Вся Европа.- 2009.- №6(34)
5.Кулаков А.С. Международные экономические отношения. Учебник.- М.: «Астра», 2009.-469 с.
6.Кушниренко А.К. Тарифные переговоры России с ВТО (современный этап: проблемы и перспективы). -
7.Cеменов К.А. Международные экономические отношения.- М.: Гардарика, 20.-631 с.
8.Столович Л. Н. Об общечеловеческих ценностях. // Вопросы философии. № 7.- 2004
9.Россия на пути в ВТО //Информационный бюллетень.- 2009.- январь-февраль.- №3
10.Стратегия формирования внешнеэкономической деятельности. - Алматы: Экономика, 2009.-648 с.
11.Павлов В. Японская торговля ушла в минус // РБК.-.2009.- 23 апреля
12.Паньков В. Свобода торговли между Россией и ЕС: за и против //Россия в глобальной политике.- 2009.- январь-февраль.- № 1
13.Парканский А. В. США - государство и рынок.- М.: «АСТ», 2008.-208 с.
14.Федченко О.С. Вопросы взаимодействия внешнеэкономической и валютной политики государства // Мир экономики для студента.- 2008-№17 (1777)
15.Филатов С. Тенденции международной торговли // Мировая экономика и международные отношения.-2010. - № 43
16.Хаас Ричард. Эпоха бесполярного мира // Foreign Affairs.- май – июнь 2008.- № 3
17.Шифлингер Е.Г. Формы государственной поддержки экспорта. – М..: «Компания Спутник +», 2009.-369 с.
18.Энтин М.Л. Роль ЕС в глобальном управлении // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика.- 2009.- №2(24)
19.Richard Andrey. The greatest countries – US, Japan, Canada & USA // E-GB.- 2009.- №83 (478)
Вопрос-ответ:
Какое место занимают развитые страны в мировой экономике?
Развитые страны занимают лидирующие позиции в мировой экономике и являются важными игроками в международной торговле и финансовой системе.
Какие проблемы возникают во взаимоотношениях развитых стран?
Взаимоотношения развитых стран могут осложняться конкуренцией на рынке, налоговыми и тарифными протекционистскими мерами, а также различиями в политических и экономических системах.
Какая внешнеэкономическая стратегия применяется промышленно развитыми странами?
Внешнеэкономическая стратегия промышленно развитых стран может включать налоговые льготы для международных корпораций, программы по привлечению иностранных инвестиций и содействие экспорту товаров и услуг.
Какая внешнеэкономическая деятельность Европейского Союза?
Внешнеэкономическая деятельность Европейского Союза включает заключение международных торговых договоров, развитие сотрудничества с другими региональными блоками, поддержку малого и среднего бизнеса, а также помощь развивающимся странам.
Какие проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности развитых стран?
Проблемы внешнеэкономической деятельности развитых стран могут включать конкуренцию на мировом рынке, изменение торговых политик других стран и изменение международных финансовых условий. В то же время, развитые страны имеют перспективы расширения экспорта, привлечения иностранных инвестиций и развития новых секторов экономики.
Каково положение развитых стран в мировом хозяйстве?
Развитые страны занимают ведущее место в мировой экономике. Они обладают высоким уровнем развития промышленности, науки, технологий и образования. Эти страны имеют сильную экономику, высокий уровень жизни и высокую степень конкурентоспособности своих товаров и услуг.
Какие проблемы возникают во взаимоотношениях развитых стран?
Взаимоотношения между развитыми странами часто сопровождаются торговыми спорами, конкурентной борьбой и проблемами с доступом к рынкам других стран. Также возникают проблемы с регулированием финансовых рынков, защитой интеллектуальной собственности и справедливым распределением преимуществ между странами.
Какая внешнеэкономическая стратегия и политика промышленно развитых стран?
Внешнеэкономическая стратегия промышленно развитых стран основана на активном участии в международной торговле, привлечении иностранных инвестиций и развитии экспорта высокотехнологичной продукции. Они также стремятся к укреплению своего положения на мировых финансовых рынках и активному участию в международных экономических организациях.
Какова внешнеэкономическая деятельность Европейского Союза?
Внешнеэкономическая деятельность Европейского Союза включает развитие торговых отношений с другими странами, подписание международных торговых соглашений, защиту интересов своих членов и общую внешнюю экономическую политику. Европейский Союз является крупнейшим экспортером и импортером товаров и услуг в мире.
Какие проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности развитых стран?
Проблемы внешнеэкономической деятельности развитых стран включают рост конкуренции, изменения в мировой торговле, угрозы протекционизма и нестабильность финансовых рынков. Однако развитые страны также имеют перспективы для увеличения объемов торговли, развития новых рынков и расширения сотрудничества с другими странами.
Какое место занимают развитые страны в мировой экономике?
Развитые страны занимают ведущие позиции в мировой экономике. Они обладают высоким уровнем развития инфраструктуры, технологий, образования и социальной защиты. Эти страны имеют значительный вклад в мировой ВВП и торговлю.