Этноконфессиональная структура Всемирного наследия ЮНЕСКО
Заказать уникальную дипломную работу- 56 56 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 18.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы нематериального наследия ЮНЕСКО 5
1.1. Основы сохранения мирового наследия ЮНЕСКО 5
1.2. Основы нематериального наследия ЮНЕСКО. 11
1.3. ЮНЕСКО В России 19
Глава 2. Методологические классификации нематериального наследия ЮНЕСКО 23
2.1. Классификации наследия ЮНЕСКО по региональным критериям 23
2.2. Классификация наследия ЮНЕСКО по крупным этническим и конфессиональным группам. 30
2.3. Особенности мировой географии нематериального культурного наследия ЮНЕСКО 37
Глава 3. Анализ нематериального наследия ЮНЕСКО 39
3.1. Условия получения объектом статуса наследия ЮНЕСКО 39
3. 2. Распределение объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО по странам. 42
3.3. Объекты репрезентативных списков в России. 44
Заключение 48
Список сокращений и условных обозначений 50
Словарь терминов 51
Список литературы 53
Сосредоточенность стран европейского региона на культурных практиках, связанных или с культурными особенностями малых территорий (локального, местного уровня) или присущими нескольким странам или крупному региону в целом. Указанные географические особенности во многом объясняются совместным влиянием исторических причин и действием социально-географических, а также политических факторов. К числу первых следует отнести особенности развития различных стран и территорий, в силу которых, с одной стороны, не сохранился комплекс культурных практик, ранее присущих их жителям, с другой стороны, сохранившиеся культурные практики не соответствуют критериям нематериального культурного наследия ЮНЕСКО (см. гл. 1). К социально-географическим причинам следует отнести вопросы расселения различных этнических и конфессиональных групп, организацию их современных хозяйственных систем. Исторические и социально-географические вопросы тесно переплетены и с политическими, такими, как потребность в той или иной форме международного признания или, наоборот, определенным нежеланием взаимодействовать в вопросах охраны нематериальной культуры с ЮНЕСКО из-за особенностей структуры и характера деятельности этой организации, значимость подчеркивания собственной идентичности или получение дополнительных рычагов влияния на этнические и конфессиональные меньшинства других стран и т.д.Глава 3. Анализ нематериального наследия ЮНЕСКО3.1. Условия получения объектом статуса наследия ЮНЕСКОДля того, чтобы культурная практика получила статус нематериального культурного наследия, она должна пройти определенную процедуру. В соответствии с Конвенцией об охране нематериального культурного наследия, принятой ЮНЕСКО 17 октября 2003 года (далее – Конвенция-2003), ее государства-участники имеют право выдвигать на заседания рабочего органа данной организации в области охраны нематериального культурного наследия: Международного комитета по охране нематериального культурного наследия (далее – Комитет) ежегодно по два объекта, соответствующих определению и критериям такового (важное следствие – страна, не подписавшая или не ратифицировавшая Конвенцию-2003 не может выдвигать свои культурные практики в качестве кандидатов на включение в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО). На их основе создается предварительный список объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.В случае одобрения экспертами и приводящимся на ежегодной сессии Комитета голосованием его членов объектов-кандидатур, они включаются в репрезентативный список нематериального культурного наследия с получением всех соответствующих прав (в том числе и возможности получения материальной помощи для его охраны) и взятием на себя страной соответствующих обязательств по его охране и развитию.От момента внесения объекта в предварительный список до его перевода в репрезентативный список может пройти несколько лет. По обоснованной просьбе страны, та или иная культурная практика, соответствующая критериям объекта нематериального культурного наследия, может быть включена в него в список объектов, нуждающихся в срочной охране. Также в отдельный список выделяется перечень объектов, охраняемых должным образом, т.е. культурных практик, которые достаточно редки, но их охрана и поддержание обеспечены на государственном уровне в той форме и объеме, которые и обеспечивают их сохранение в обозримой перспективе. В этот список переводятся объекты, включавшиеся ранее, как нуждающиеся в срочной охране, для которых она была обеспечена (своеобразный аналог Зеленой страницы Красной книги).Формирование перечня объектов нематериального культурного наследия началось еще до принятия Конвенции-2003.Первые девятнадцать памятников нематериальной культуры человечества были официально названы ЮНЕСКО еще в мае 2001 г., т.е. за два года до принятия самой конвенции, утвердившей этот список. В этом списке оказались национальные театры («Ногаку», Япония; «Куттиятам», Индия; сицилийский театр кукол «OperadeiPupi»), музыка и музыкальные праздники (опера «Кунку», Китай; карнавал «Оруро», Боливия; музыка общины Тагбана, Кот-д’Ивуар), культовые места и ритуалы (площадь Джамаа эль-Фна в Марокко, обряды Соссо Бала в Гвинее, обряд передачи власти в ДжонмиоШрине в Южной Корее) и другие культурные явления. Эти объекты вошли в программу «Шедевры устного и нематериального наследия человечества», закрытую в 2005 году. За время существования этой программы (2001- 2005 гг.) было отобрано еще несколько десятков объектов, которые автоматически вошли в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, в том числе и те из них, которые находятся в странах, не ратифицировавших Конвенцию-2003. Создание основного перечня объектов на общих основаниях началось с 2008 года.Нематериальное культурное наследие во временном разрезе пополняется неравномерно. Так, за последние двенадцать лет количественный пик пополнения списка объектами пришелся на 2008 – 2009 годы, за которым последовал заметный спад, сменившийся некоторым подъемом в последние пять лет (рис. 1.). За указанный период в список объектов нематериального культурного наследия было включено 584 объекта в 131 стране.Из них на долю культурных практик межгосударственного значения (охраняемых совместно двумя и более государствами) приходится 58 объектов (или 10% списка), относящихся к 91 государству (более 2/3 общего количества стран с объектами нематериального культурного наследия). Количество объектов национального уровня (принадлежащих одной стране) составляет 526, и они размещаются на территории 118 стран, т.е. в 13 странах, входящих в список имеющих объекты нематериального культурного наследия ЮНЕСКО оригинальных объектов нет.Рисунок 1. Динамика увеличения числа объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО за 2008 – 2020 гг.В качестве отдельной категории среди объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО выступают объекты, потенциально связанные с объектами Всемирного наследия. Такая связанность позволяет обеспечивать комплексную практику их охраны и развития. В период с 2008 по 2020 год в их число вошло 97 объектов в 70 странах. В то же время одной из важных проблем развития нематериального культурного наследия ЮНЕСКО представляется формирование принципов использования такой связности.3. 2. Распределение объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО по странам.На уровне стран мира нематериальное культурное наследие распределено весьма неравномерно. Государством-лидером по количеству объектов является Китай, в котором, по состоянию на 2020 год находится 42 объекта. За ним с большим отрывом следуют Франция (23 объекта), Япония (22 объекта), Республика Корея (21 объект), Испания (20 объектов), Турция (20 объектов). Таким образом, на долю этих семи стран приходится свыше 25% объектов нематериального культурного наследия. При этом, Китай имеет два совместных с другими странами объекта, Япония – ни одного, а Республика Корея – 3. Во Франции и Испании на совместные с другими странами объекты нематериального культурного наследия приходится 9 и 5 объектов соответственно (т.е. около 40% объектов во Франции и 25% объектов в Испании). В Турции совместными с другими странами является 6 объектов (30%). Таким образом, на основании анализа распределения объектов в странах, где они представлены в наибольшем количестве, можно констатировать, что у стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Япония, Корея) по мнению ЮНЕСКО культура является не только богатой, но и весьма самобытной, в то времякак для европейских государств с богатой культурой характерна широкая межгосударственная культурная коммуникация.Пятнадцать стран мира обладают от 10 до 20 объектами нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. На долю этих стран приходится 190 объектов или около трети от их общего числа. Из этих стран три государства (Бельгия, Хорватия и Италия) относятся к Европе, два (Колумбия и Мексика) – к Латинской Америке, одно (Марокко) – к Африке, остальные страны представляют разные части Азии. Так, Центральную Азию представляет Монголия, Южную Азию – Индия, Индокитай – Вьетнам, Средний Восток – Иран, Зондский архипелаг – Индонезия. Три страны (Азербайджан, Кыргызстан и Казахстан) – это постсоветские государства. Все вышеперечисленные государства относятся к территориям давнего хозяйственного освоения, большинство из них связано с центрами или полупериферийными регионами древних цивилизаций. Для большинства из этих стран в настоящее время характерна большая численность населения, его полиэтнический и многоконфессиональный состав, выраженное разнообразие природных условий и связанных с ними хозяйственных практик. При этом, для государств Юго-Восточной и Южной Азии, Монголии и стран Латинской Америки из данной группы характерна высокая доля объектов нематериального культурного наследия национального уровня (80% и более), в то времякак в странах Европы, Среднего Востока, Северной Африки и постсоветского пространства от 1/3 до 2/3 от числа объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО приходится на международные.Таким образом, на основании анализа географического распределения стран с наибольшим числом объектов нематериального культурного наследия выделяется два мировых центра нематериальной культуры: азиатско-тихоокеанский (Китай, Корея, Япония, Вьетнам, Монголия) с выраженной самобытностью культуры и средиземноморский (государства Южной Европы, Марокко, Турция) с выраженным международным культурным обменом. Имеется и ряд региональных центров культуры (Индия, Индонезия, Колумбия, Мексика) с выраженной культурной самобытностью. На Ближнем и Среднем Востоке и в постсоветской Центральной Азии и Закавказье сформировался регион выраженного взаимовлияния соседних государств, где обмен культурными практиками происходит на основе общей мировой религии (ислама), выраженных этнических связей (внутри групп тюркских этносов и ираноязычных этносов), исторической общности. Здесь имеется несколько государств с количеством объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО 10 и более, а также ряд стран с числом объектов 5 – 10. При этом, для данного региона характерен очень высокий уровень совместных объектов – в большинстве его стран свыше половины объектов нематериального культурного наследия приходится на межгосударственные. Некоторые страны региона, такие, как Афганистан и Катар не имеют объектов нематериального культурного наследия национального уровня.3.3. Объекты репрезентативных списков в России.Представленность страны в списке объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО является показательным, но неполностью объективным критерием, характеризующим уровень и особенности развития национальной культуры, а также заботы государства и общества о ее сохранении.В этом отношении весьма показателен пример именно нашей страны с ее богатой и разнообразной культурной и слабой представленностью в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В нем Российская Федерация представлена двумя объектами репрезентативного списка, внесенными в него в 2008 году: культурное пространство и устная культура семейских (старообрядцев Забайкалья) и якутским героическим эпосом «Олонхо». Оба объекта попали в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО из программы «Шедевры устного и нематериального наследия человечества». Другие объекты нематериального культурного наследия в список ЮНЕСКО Россия на сегодняшний день добавлять не может, поскольку не ратифицировала Конвенцию-2003.Культурное пространство семейских – это сформировавшийся и сохранившийся в заселенных потомками старообрядцев, высланных с западных окраин Российской Империи населенных пунктах нескольких районах Республики Бурятия резерват условий культуры, быта и религиозной жизни допетровской Руси. По своей сути культурное пространство семейских представляется уникумом и для нашей страны, в которой культура старообрядчества в течение долгого времени вытеснялась официальной системой власти и религии из общественной жизни, в том числе и географически – последователи старообрядческих религиозных течений изгонялись из наиболее заселенной европейской части страны на ее окраины, преимущественно в Сибирь и на Русский Север. Поэтому культурное пространство семейских – это один из артефактов старообрядчества, весьма ценный именно своей цельностью и сохранностью. Он сохранился, благодаря сознательной минимизации их жителями контактов с внешним миром и комплексу запретов (на браки с иноверцами и представителями других народов, на совместный прием пищи, на употребление алкоголя и табака и пр.).В досоветский период, несмотря на негативное в целом отношение властей к ним, сохранности культурного пространства семейских способствовала, с одной стороны, удаленность их поселений от крупных населенных пунктов, транспортных путей и промышленных центров, с другой стороны, принципиально иной (земледельческий) тип хозяйства, который они вели и который был не присущ коренному населению этих территорий. Последний фактор, наряду с особенностями правил их взаимоотношений с окружающим миром, резко снижал интерес к взаимодействию с ними у местного населения, т.е. способствовал консервации культуры.В советское время в рамках борьбы с культурной отсталостью населения и религиозными пережитками быт и культура семейских подвергались интенсивному внешнему давлению со стороны государства (в частности, в 1960-х годах были закрыты все храмы в их поселениях). Тем не менее, в своей основе быт и культура (уклад общины и семьи, религиозные нормы, особенности ведения хозяйства, одежда, кухня, музыкальная культура), а также оригинальная версия русского языка, используемые этой этноконфессиональной группой, в основном, сохранились. Тем не менее, современные условия жизни, в частности, внешнее информационное давление, отток молодежи на жительство в другие места и т.п. ставят культурное пространство семейских под угрозу исчезновения.Эпос «Олонхо» - якутский вариант эпосов тюркоязычных народов Центральной Азии и Сибири, часть тюркского эпоса. В незапамятные времена предки современных якутов находились в составе единой тюркской общности, но под давлением общественно-политических событий VII-VIII вв. оказались на территории Северо-Восточной Азии, сохранив при этом традиционные основы своей культуры, в том числе и эпическое творчество. Этому способствовало изолированное от всего тюркского мира существование в окружении неродственных тунгусо-палеоазиатских народов. Имея принципиально иную по сравнению с окружающими народами этническую хозяйственную специализацию (животноводство в форме коневодства, разведения мелкого рогатого скота, ограниченное по территориям реализации и возделываемым культурам земледелие), якуты не только сами не растворились в их среде, но и в ходе достаточно длительного времени частично ассимилировали их, относительно мало используя накопленный ими опыт освоения ландшафта. Как следствие, якуты в значительно большей мере сохранили в своей культуре опыт прежней тюркской общности и наработали свой, связанный с жизнью на данной территории по принципам тюркской общины, чем использовали опыт освоения ландшафтов, присущий автохтонному населению. Это и отразилось в их культуре, в том числе и в данном эпосе.Олонхо является не только эпосом, как таковым, но и стилем изложения эпического произведения. Он представляет собой значительный по объему стихотворный материал (от 15 – 20 тыс. стихов до 50 тыс. стихов в различных территориальных версиях), с добавлением прозаических речитативных вставок. Исполняют его сказители – олонхосуты в форме пения, перемежающегося с декламацией речитативных частей.В эпосе повествуется о борьбе сильных и красивых воинов-боотуров, посланных богами Верхнего мира для защиты жителей Среднего мира (людей) с чудовищами из Нижнего мира. В «Олонхо» в художественной форме выражены основные космологические, философские, морально-этические, религиозные представления якутов. Вокруг эпоса в настоящее время активно формируется пласт различных видов художественной культуры (изобразительного искусства, театра и пр.).В предложенной классификации (глава 2) по этническому признаку, оба объекта могут быть отнесены к культуре переселившихся народов. По конфессиональному признаку культурное пространство семейских представляет собой вариант культуры, связанной с мировой религией (христианством в его православной традиции), эпос «Олонхо» относится к культурной системе традиционных верований. С точки зрения территориального размещения культурной практики они представляют собой региональные объекты. При этом, культурное пространство семейских – это разделенный ареал с четкими границами субареалов и несколькими центрами (наиболее крупный – село Тарбогатай), территориальное распространение эпоса Олонхо имеет размытые границы и полицентрический характер ареала (зависят от места жительства олонхосутов, большинство которых – люди пожилого возраста). Однако, в последние десятилетия наметилась тенденция к переходу его к моноцентрическому типу ареала с центром в Якутске, где создан научно-исследовательский институт «Олонхо», театр «Олонхо» и пр.Оба объекта представляют собой культурные пространства и практики общественных меньшинств наименее заселенной части страны (небольшого этноконфессионального сообщества и малого народа) и, хотя и внесены в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, находятся под угрозой исчезновения из-за все возрастающего внешнего культурного давления, размывающего социальную среду этих культурных практик.Для обоих российских объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО характерна их исключительная важность для сохранения культуры тех этноконфессиональных групп, к которым они принадлежат.ЗаключениеНематериальное культурное наследие ЮНЕСКО в настоящее время стало неотъемлемой и постоянно растущей частью глобального культурного пространства, более того, приемлемой и допустимой формой выражения в нем этнической, конфессиональной, государственной идентичности. Поэтому участие в данной программе стран-членов ЮНЕСКО, в том числе и России представляется важным с точки зрения как поддержания межкультурного диалога, так и развития национальной культуры в целом. В связи с этим, вызывает сожаление факт, что Россия не может ратифицировать Конвенцию-2003 из-за недостаточного, по мнению нашей страны предложенного в нем уровня сохранения нематериального культурного наследия.Такая большая и многонациональная страна, как Россия, существующая уже более четырех столетий в качестве единого государства в границах, близких к современным, имеет большой потенциал для пополнения списка нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Безусловно, каждый народ нашей страны обладает культурными практиками, достойными быть включенными в него. Тем не менее, хотелось бы отметить некоторые из них, ввиду их уникальности именно с точки зрения обеспечения жизни человека в гармонии с природой на территориях со сложными природными условиями. Это:Культура кочевого оленеводства народов Крайнего Севера, уникальная по размерам занимаемой территории, этноконфессиональному составу малых народов, практикующих ее, природным особенностям среды обитания этих народов. Благодаря данному виду деятельности и культурным практикам, связанным с ним, удается вовлекать в хозяйственный оборот внутриматериковые пространства природных зон тундры и лесотундры, сложные для освоения ввиду их низкой биопродуктивности. На территории России располагается наиболее крупный в мире ареал кочевого оленеводства.Практика сочинения и исполнения русской частушки, как средства быстрой неформальной вербальной коммуникации в коллективах различной численности и социального состава (что немаловажно для поддержания позитивной социальной атмосферы в них в том числе в условиях оторванности от крупных социальных центров);Горловое пение тюркских народов Сибири (тувимцев, хакасов и пр.), как средство коммуникации в условиях сложного таежно-степного ландшафта.Приведенными примерами, естественно, богатство нематериального культурного наследия нашей страны, в том числе в той его части, которая необходима для выживания и развития различных сообществ в ее природных условиях ограничено быть не может. Как уже говорилось выше, каждый народ России, более того, каждая этносоциальная группа обладает уникальным опытом жизни и развития в соответствующих условиях, который и воплощен в ее культуре. Однако, важным фактором успешности применения этого опыта является системность – он не может быть вырван из контекста развития народа в определенных условиях проживания. А программа сохранения нематериального культурного наследия ЮНЕСКО по объективным причинам сохранения такой системности обеспечить не может. Это, в том числе, является одной из причин, по которой Россия и не ратифицирует Конвенцию-2003. В то же время, вполне возможно, ситуация со временем изменится и будут созданы условия для сохранения системности в представлении ЮНЕСКО нематериального культурного наследия.Список сокращений и условных обозначенийОбщеупотребительные сокращения:…в., вв. – век, века;… и т.д. – и так далее;…и т.п. – и тому подобное;…и пр. – и прочее (и прочие);… т.н. – так называемый (называемые).Названия организаций:ООН – Организация Объединенных Наций;ЮНЕСКО (UNESCO - UnitedNationsEducational, ScientificandCulturalOrganization) –специализированноеучреждениеОрганизацииОбъединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.Словарь терминовКультура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В зависимости от особенностей территориального и общественного проявления различают национальные (присущие определенным этносам или государствам), корпоративные (присущие определенным профессиональным сообществам и предприятиям), конфессиональные (свойственные различным религиозным течениям) и иные виды культуры, присущие соответствующим общественным группам и структурам. Вместе они слагают общечеловеческую культуру.Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.Нематериальное культурное наследие = живое наследие = неощущаемое наследие (intangibleculturalheritage) – часть культурного наследия, которая включает в себя традиции или живые выражения, унаследованные от наших предков и передаваемые нашим потомкам, такие как устные традиции, исполнительские искусства, социальные практики, ритуалы, праздничные мероприятия, знания и практики, касающиеся природы и Вселенной, или знания и навыки для производства традиционных ремесел. В отличие от материального культурного наследия, не имеет четко выраженных материальных носителей в виде предметов или объектов (строений, сооружений), хотя может и, зачастую, использует их в качестве средств своей реализации.Культурная практика – комплекс действий, совершаемых определенными лицами в соответствии с определенным набором правил, который направлен на получение некоего значимого в рамках соответствующей культурной традиции результата. Конечный результат может не носить материального характера. В современном мире культурная практика может и не преследовать в качестве конечного результата получение того эффекта, для которого она создавалась изначально.Этнос – исторически сложившаяся устойчивая (на протяжении периода в более чем одно поколение) большая (превышающая численность одного рода в поколении) группа людей, разных возрастов и обоих полов, чаще всего, проживающая на определенной территории и связанных между собой единым языком и общими культурными признаками, отличающими её от других групп.Конфессия –особенность вероисповедания в пределах одного религиозного учения, а также группа верующих, придерживающихся этого вероисповеданияЭтноконфессиональные культурные особенности – комплекс черт культуры, присущий определенной конфессии, существующей внутри этноса.Список литературыАсаул, А. Н. Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира / А. Н. Асаул, М. А. Джаман, П. В. Шуканов; под ред. д_ра экон. наук, профессора А. Н. Асаула. -СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 304 с.Ассман, Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности [Текст] / Я. Ассман ; пер. с нем. М. М. Сокольской. – М. : Языки славянской культуры, 2004. – 368 с.Буданова Е. А. ЮНЕСКО и субъекты Российской Федерации в системе международных отношений// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (52). Номер статьи: 5213. Дата публикации: 2017-11-23 . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5213/Всемирное наследие. Информационный сборник // Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.nhpfund.ru/files/world-heritageinformation-kit-ru.pdfИванов В. Н. Якутский героический эпос олонхо в контексте сравнительного изучения // Эпосоведение. 2016. №1. – с. 22 - 29Ионов И. Н. Идентификационная, коммуникативная и когнитивная составляющие цивилизационных представлений // История и современность. 2007. №2. – с.79-121Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.) // ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decL_conv/conventions/cuLturaL_heritage_ conv.shtmlЛюбичанковский А.В. Классификация объектов культурного наследия // CredoNew, 2007, №4. – с. 14Любичанковский А. В. Географический и культурологический подходы к дифференциации объектов культурного наследия // Вестник ОГУ. 2008. №6. – с. 17 - 24Мазуров Ю.Л. Природное и культурное наследие как фактор развития природопользования: вопросы методологии и практики управления: дис. … д-ра геогр. наук. М., 2006.Нематериальное культурное наследие и устойчивое развитие // Сайт сектора культуры ЮНЕСКО {Электронный ресурс}. Режим доступа: https://ich.unesco.org/doc/src/34299-RU.pdfОфициальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ich.unesco.org/en/lists?multinational=3&display1=inscriptionID&display=stats#tabsПанькин А. Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Волгоград: Перемена, 2001. 446 с.Родионова В. О. Россия и ЮНЕСКО: основные направления сотрудничества // Вестник МГИМО. 2012. №4. – с. 261-269Российские объекты ЮНЕСКО – список и фотографии // Портал «Культура. рф» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.culture.ru/s/vopros/unesco/Россия-ЮНЕСКО: 65 лет вместе //Сайт Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unesco.ru/unescorussia/65-russia-unesco/Скачков А. С. Роль ЮНЕСКО в защите всемирного культурного наследия // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2007. №3. – с. 31-34Федотова К. Е. Этапы развития отношений России и ЮНЕСКО // Социально-гуманитарные знания. 2018. №6. – с. 164 – 169Чистобаев А. И, Хрущев С. А., Громова Ю. В. Л. Н. Гумилев и этноценозы Российского Севера // Вестн. С. -Петерб. ун-та. Сер. 7. 1994. Вып. 2. С. 40-45Krugman P. R. First Nature, Second Nature, and Metropolitan Location. // Journal of Regional Science. 1993. Vol. 33. P. 129–144.Список иллюстративного материала. График: Динамика увеличения числа объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО за 2008 – 2020 гг.
1. Асаул, А. Н. Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира / А. Н. Асаул, М. А. Джаман, П. В. Шуканов; под ред. д_ра экон. наук, профессора А. Н. Асаула. -СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. - 304 с.
2. Ассман, Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности [Текст] / Я. Ассман ; пер. с нем. М. М. Сокольской. – М. : Языки славянской культуры, 2004. – 368 с.
3. Буданова Е. А. ЮНЕСКО и субъекты Российской Федерации в системе международных отношений// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (52). Номер статьи: 5213. Дата публикации: 2017-11-23 . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5213/
4. Всемирное наследие. Информационный сборник // Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.nhpfund.ru/files/world-heritageinformation-kit-ru.pdf
5. Иванов В. Н. Якутский героический эпос олонхо в контексте сравнительного изучения // Эпосоведение. 2016. №1. – с. 22 - 29
6. Ионов И. Н. Идентификационная, коммуникативная и когнитивная составляющие цивилизационных представлений // История и современность. 2007. №2. – с.79-121
7. Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.) // ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decL_conv/conventions/cuLturaL_heritage_ conv.shtml
8. Любичанковский А.В. Классификация объектов культурного наследия // Credo New, 2007, №4. – с. 14
9. Любичанковский А. В. Географический и культурологический подходы к дифференциации объектов культурного наследия // Вестник ОГУ. 2008. №6. – с. 17 - 24
10. Мазуров Ю.Л. Природное и культурное наследие как фактор развития природопользования: вопросы методологии и практики управления: дис. … д-ра геогр. наук. М., 2006.
11. Нематериальное культурное наследие и устойчивое развитие // Сайт сектора культуры ЮНЕСКО {Электронный ресурс}. Режим доступа: https://ich.unesco.org/doc/src/34299-RU.pdf
12. Официальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ich.unesco.org/en/lists?multinational=3&display1=inscriptionID&display=stats#tabs
13. Панькин А. Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Волгоград: Перемена, 2001. 446 с.
14. Родионова В. О. Россия и ЮНЕСКО: основные направления сотрудничества // Вестник МГИМО. 2012. №4. – с. 261-269
15. Российские объекты ЮНЕСКО – список и фотографии // Портал «Культура. рф» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.culture.ru/s/vopros/unesco/
16. Россия-ЮНЕСКО: 65 лет вместе //Сайт Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unesco.ru/unescorussia/65-russia-unesco/
17. Скачков А. С. Роль ЮНЕСКО в защите всемирного культурного наследия // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2007. №3. – с. 31-34
18. Федотова К. Е. Этапы развития отношений России и ЮНЕСКО // Социально-гуманитарные знания. 2018. №6. – с. 164 – 169
19. Чистобаев А. И, Хрущев С. А., Громова Ю. В. Л. Н. Гумилев и этноценозы Российского Севера // Вестн. С. -Петерб. ун-та. Сер. 7. 1994. Вып. 2. С. 40-45
20. Krugman P. R. First Nature, Second Nature, and Metropolitan Location. // Journal of Regional Science. 1993. Vol. 33. P. 129–144.
Вопрос-ответ:
Какие основы сохранения мирового наследия ЮНЕСКО?
Основами сохранения мирового наследия ЮНЕСКО являются охрана, защита и поддержка культурных и природных достояний мирового значения. Они включают в себя разработку и реализацию программ по сохранению и управлению объектами Всемирного наследия, обучение специалистов в области сохранения культурного наследия, создание международной системы охраны и сотрудничества, а также привлечение финансовых ресурсов для реализации этих мероприятий.
Какие основы нематериального наследия ЮНЕСКО?
Основами нематериального наследия ЮНЕСКО являются защита и продвижение традиций, искусства и знаний, передаваемых из поколения в поколение. Они включают в себя охрану языков и диалектов, традиционных знаний о природе и местной экологии, ремесел и рукоделия, фольклора, танцев, музыки, театра, кулинарии и других культурных практик. Основной целью является сохранение культурного разнообразия и способствование устойчивому развитию сообществ, передающих нематериальное наследие.
Как ЮНЕСКО представлена в России?
ЮНЕСКО представлена в России через национальные комитеты, которые являются партнерами и координаторами сотрудничества со стороны России. Национальный комитет ЮНЕСКО фокусируется на реализации программ и проектов ЮНЕСКО в России, проведении образовательных и культурных мероприятий, а также поддержке наследия и научных исследований в стране.
Как выполняется классификация наследия ЮНЕСКО по региональным критериям?
Классификация наследия ЮНЕСКО по региональным критериям основывается на географическом распространении объектов. Объекты Всемирного наследия делятся на пять региональных групп: Африка, Арабский мир, Азия и Тихий океан, Европа и Северная Америка, Латинская Америка и Карибский бассейн. Классификация по регионам помогает управлять объектами и планировать мероприятия по их сохранению и развитию.
Какие основные принципы лежат в основе сохранения мирового наследия ЮНЕСКО?
Основными принципами сохранения мирового наследия ЮНЕСКО является уникальность и неповторимость объектов, их значимость для всего человечества и необходимость сохранения и передачи будущим поколениям. Кроме того, сохранение мирового наследия ЮНЕСКО основывается на принципах справедливости и устойчивого развития.
Какие основные классификации наследия ЮНЕСКО существуют?
Существует несколько классификаций наследия ЮНЕСКО. Одна из них - это классификация по региональным критериям, которая позволяет группировать объекты наследия по географическому признаку. Вторая классификация основана на крупных этнических и конфессиональных группах, и позволяет анализировать наследие с точки зрения этнической и религиозной принадлежности.
Какую роль играет ЮНЕСКО в сохранении мирового наследия в России?
ЮНЕСКО играет важную роль в сохранении мирового наследия в России. Она поддерживает и финансирует проекты по реставрации и охране памятников культуры, а также проводит обучающие программы для специалистов в области наследия. Кроме того, ЮНЕСКО помогает России включать новые объекты в список Всемирного наследия.
Как классифицируется наследие ЮНЕСКО по крупным этническим и конфессиональным группам?
Наследие ЮНЕСКО классифицируется по крупным этническим и конфессиональным группам с целью изучения и охраны уникальных традиций и обычаев. Эта классификация позволяет выявить особенности культурных проявлений различных групп и способствует сбережению этнического разнообразия и религиозной толерантности.
Какие особенности имеет этноконфессиональная структура Всемирного наследия ЮНЕСКО?
Этноконфессиональная структура Всемирного наследия ЮНЕСКО характеризуется разнообразием этнических и религиозных групп, представленных наследием. Здесь можно найти объекты, связанные с различными этническими культурами, религиями и обычаями. Это способствует более полному представлению о культурном разнообразии на планете и позволяет увидеть, как история и культура связаны с разными этносами и религиями.
Что такое Всемирное наследие ЮНЕСКО?
Всемирное наследие ЮНЕСКО - это список культурных и природных объектов, признанных мировым наследием человечества и охраняемых организацией ЮНЕСКО. В список включены объекты, которые имеют уникальное и выдающееся универсальное значение для общества.