Рынок земельных ресурсов и земельная рента. (по работе буздалова и. «природная рента как категория рыночной экономики» и материалам круглого стола имэпи ран «разновидности природной ренты в россии»).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 25 25 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 06.06.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЛИ, КАК ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА И РЫНОК ЗЕМЛИ 4
1.1. Понятие и значение земли как фактора производства, особенности спроса и предложения на землю 4
1.2. Виды и сущность земельной ренты 6
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕМЛИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 12
2.1. Особенности рынка земельных ресурсов Российской Федерации 12
2.2. Развитие рентных отношений 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Фрагмент для ознакомления

Роль ЛПХ в структуре сельскохозяйственного производства в последние годы заметно возрастает не только в Красноярском крае, но и в других аграрных регионах России. Площадь Подсосенского сельсовета составляет 45356,9 га, из которых 28126,13 га (62%) относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, 573,3 га (1,3%) к землям населенных пунктов. Большая часть земель сельскохозяйственного назначения находится в пользовании АО «Подсосенское», 876 га (2%) арендуется физическими лицами на правах ЛПХ для сенокошения.Расчет размера арендной платы за земельные участки, используемые для сенокошения, производится по формуле: А = Кс x К1 x К2,где: А - арендная плата за земельный участок в год, рублей; Кс - кадастровая стоимость земельного участка, рублей; К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора. Повышающий коэффициент К1 утверждается районным Советом депутатов. Разрешенное использование земельного участка, арендуемого в качестве сенокоса – для ведения личного подсобного хозяйства. Коэффициент К1 для данного вида разрешенного использования находится в прямой зависимости от численности населения в муниципальном образовании. Подсосенский сельсовет относится к населенным пунктам с численностью населения от 501 до 1200 человек, поэтому К1 составляет 0,0011. Понижающий коэффициент К2 устанавливается для льготных категорий граждан, а именно физических лиц, являющихся участниками Великой Отечественной войны, ветеранами боевых действий, инвалидами 1 и 2 групп, героями Советского Союза, военнослужащими, матерями-одиночками, ветеранами труда, пенсионерами. Также понижающий коэффициент применяется для юридических и физических лиц, являющихся сельхоз-товаропроизводителями. Для иных категорий арендаторов коэффициент К1 устанавливается равный 1. Таким образом, арендная плата за земельный участок, площадью 2613 м 2 с кадастровой стоимостью 625212,51 руб/м2 , арендуемый под ЛПХ для сенокошения составит: А= 625212,51*0,0011*1= 687,73 руб. в год. Согласно данным администрации Подсосенского сельсовета за 2019 год заключено 105 договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения для целей сенокошения на общую сумму 120 000,00 рублей. За этот же период в границах населенных пунктов Подсосенского сельсовета физическими лицами заключено 453 договора аренды под ЛПХ на общую сумму 104386,95 рублей. К сожалению, доходы от аренды земель поступают в бюджет Назаровского муниципального района, а не в бюджет муниципального образования Подсосенский сельсовет. Общая же сумма собственных доходов Подсосенского сельсовета за 2019 год составила 1 761 501,67 руб. К основным доходам относятся акцизы, подоходный налог, земельный налог, штрафы, государственная пошлина. Годовая арендная плата, от использования земель Подсосенского сельсовета составляет около 7% от его собственных доходов. Таким образом, арендная плата за земли, территориально принадлежащие сельсовету, не входит в число его основных доходов. Такая ситуация приводит к отсутствию заинтересованности со стороны администрации сельсовета заключать долгосрочные договора по аренде земель и в целом ослабляет контроль за использованием земель со стороны администрации муниципального образования.Поскольку рента является дополнительным, незаработанным, доходом на капитал, то его справедливое извлечение является весьма важной задачей в урегулировании фискальной системы, для выполнения различных задач, в том числе и снижения социального напряжения, которое неизбежно будет возникать в связи с формированием рентного дохода у отдельных субъектов предпринимательской деятельности. Примерами тому могут служить протесты против рентных платежей и за введение 100 % налога на них, проходившие в США в конце XIX века. Так же нужно учитывать, что поскольку рента является доходом сверх нормального, то её присвоение становится желанным для большинства субъектов хозяйствования, что в свою очередь может провоцировать на применение не рыночных мер воздействия на конкурентов в борьбе за ренту. С государственной точки зрения, различные методы регулирования в таможенной сфере, субсидировании, снижении налоговой нагрузки и иные, схожие методы влияния на производителей в определённых отраслях служит механизмом создания «искусственных» факторов формирования ренты в тех отраслях, в которых с точки зрения государства необходимо придать дополнительный стимул для развития, особенно ярко такие факторы и их последствия, положительные с точки зрения развития сельскохозяйственной отрасли в России, проявляются в виду ограничительных мер, введённых против европейских поставщиков сельскохозяйственной продукции.ЗАКЛЮЧЕНИЕРадикальные изменения в ресурсной и организационной основах современной экономики коренным образом изменили классические представления о видах ренты и сущности рентных отношений в сельском хозяйстве. Без инновационного развития невозможен процесс импортозамещения, что прежде всего является направлением экономической политики любого государства.Если говорить об эволюции исследований социально-экономической сущности и природы земельной ренты с точки зрения инновационного развития агропромышленного комплекса то, тем не менее, нельзя не вспомнить труды Д. Рикардо, который считал, что образование ренты обусловлено не только и не столько природными факторами, сколько необходимостью вовлекать в сельскохозяйственный оборот земли худшего качества вследствие ограниченности хороших и лучших земель.Аренда земли, являясь одной из перспективных форм современного землепользования, позволяет собственнику получать регулярный доход от использования земли, сохраняя ее в качестве актива. Особенности аренды, как формы землепользования, рассмотрены нами в более ранней публикации, в которой подчеркивается о необходимости более эффективного использования аренды земли органами местного самоуправления и повышении роли арендной платы в структуре местных бюджетов.Арендные платежи должны основываться на величине земельной ренты. Выделяют дифференциальную ренту I – разница между средней и избыточной прибылью, которая обусловлена качественными характеристиками земли, как средства производства. Благодаря этой ренте земли разного качества имеют разную стоимость. Данный вид ренты принадлежит собственнику земли.Дифференциальная рента II – рента, обусловленная дополнительными вложениями арендатора в виде удобрений, совершенствования агротехники, применения мелиораций и пр. улучшений качественного состояния земли. Данный вид ренты приносит доход арендатору. Поэтому арендатор стремится арендовать землю на более длительный срок, чтобы все капиталовложения его окупились в виде дифференциальной ренты II. По этой же причине арендодатель стремится сократить срок аренды, чтобы в конечном итоге «присвоить» все улучшения с возвратом земли как можно быстрее.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГосударственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждена постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 (в редакции от 8 февраля 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 32. Ст. 4549.Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента РФ 30 января 2010 г. № 120 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 5. Ст. 502Арзамасцева Н.В. Комплексный подход к теории земельной ренты как приоритетное направление развития методологии экономической оценки земель сельскохозяйственного назначения / Н.В. Арзамасцева // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. – 2018. – № 2. – С. 180–187. Актуальные проблемы развития земельного законодательства и смежных отраслей: коллективная монография – М.: ИП КИМ Л.А. 2018. - 186 с.Буздалов И. Природная рента как категория рыночной экономики // Вопросы экономики. - 2004. - № 3.Бухтояров Н.И. Проблемы регулирования рентных отношений в аграрном землепользовании / Н.И. Бухтояров, И.Б. Загайтов, С.И. Яблоновская // Московский экономический журнал. – 2019. – № 7. – С. 10–25.Бюджет для граждан. К Федеральному закону «О Федеральном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 годов» / сост. С.В. Романов, А.А. Беленчук. — Москва :Мин-во финансов РФ, 2019. — 72 с.Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2018 году. -М.: Росреестр, 2019. - 198 с.Ермак С. Групповое давление / С. Ермак, Т. Печенкина // Эксперт. — 2019. — № 44 (1140). — URL: https://expert. ru/expert/2019/44/gruppovoe-davlenie/Ковалева Ю.П., Комлева Н.А. Особенности аренды государственных и муниципальных земель в Красноярском крае на примере Назаровского района // Современные проблемы землеустройства, кадастров и природообустройства: Материалы национальной научной 40 конференции. – Красноярск: Изд-во Красноярского государственного аграрного университета, 2020 – С.59-63Липски С.А. Трансформация системы государственного управления земельным фондом в постсоветской России (теория, методология, практика). М.: ГУЗ. 2017. - 316 с.Никонова Г.Н. О модели государственного регулирования рынка сельскохозяйственных земель / Г.Н. Никонова // Научное обозрение: теория и практика. – 2017. – № 11. – С. 4–14.Отчет о реализации I этапа (2014-2016 годы) федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы». М.: Росинформагротех, 2017. - 88 с.Пастухов М.А. Факторная модель рентоопределения // Вестник Евразийской науки, 2019 №2, https://esj.today/PDF/10ECVN219.pdfПолунин Г.А. Экономическое и правовое стимулирование сельскохозяйственного землепользования // Прикладные экономические исследования. - 2016. - № 2(12). - С. 4-8.Разновидности природной ренты в России: ("круглый стол" ИМЭПИ РАН) / материалы "круглого стола" подготовлены к публикации Л. Поповой ; ИМЭПИ РАН (Москва) (2003. 12. 11 ; ) // Вопросы экономики. - 2005. - N 2. - С. . 148-157.Рафикова А.Ф. Эволюция подходов к определению земельной ренты / А.Ф. Рафикова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2010. — № 5 (186). — С. 60–66.Росстат. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/.Сагитова А.Ф. Особенности рентных отношений на современном историческом этапе / А.Ф. Сагитова // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 41. – 2013. – № 15 (306). – С. 158-162.Сагайдак А.А. Совершенствование экономического регулирования рентных отношений в сельском хозяйстве / А.А. Сагайдак // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2017. – № 8 (151). – С. 23–33.Старкова О.Я. Региональный аспект эффективного использования земли в сельском хозяйстве / О.Я. Старкова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Серия: Социально-экономические науки. — 2017. — № 3. — С. 203–211.Стожко К.П., Стожко Д.К. Проблема земельной ренты в контексте устойчивого развития аграрной экономики// Историко-экономические исследования. - 2020. - № 2. - С. 274–303.Экологические проблемы использования природных и биологических ресурсов в сельском хозяйстве / ред. И.М. Донник. — Екатеринбург : Урал.аграр. изд-во, 2013. — 200 с.

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждена постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 (в редакции от 8 февраля 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 32. Ст. 4549.
2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента РФ 30 января 2010 г. № 120 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 5. Ст. 502
3. Арзамасцева Н.В. Комплексный подход к теории земельной ренты как приоритетное направление развития методологии экономической оценки земель сельскохозяйственного назначения / Н.В. Арзамасцева // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. – 2018. – № 2. – С. 180–187.
4. Актуальные проблемы развития земельного законодательства и смежных отраслей: коллективная монография – М.: ИП КИМ Л.А. 2018. - 186 с.
5. Буздалов И. Природная рента как категория рыночной экономики // Вопросы экономики. - 2004. - № 3.
6. Бухтояров Н.И. Проблемы регулирования рентных отношений в аграрном землепользовании / Н.И. Бухтояров, И.Б. Загайтов, С.И. Яблоновская // Московский экономический журнал. – 2019. – № 7. – С. 10–25.
7. Бюджет для граждан. К Федеральному закону «О Федеральном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 годов» / сост. С.В. Романов, А.А. Беленчук. — Москва : Мин-во финансов РФ, 2019. — 72 с.
8. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2018 году. -М.: Росреестр, 2019. - 198 с.
9. Ермак С. Групповое давление / С. Ермак, Т. Печенкина // Эксперт. — 2019. — № 44 (1140). — URL: https://expert. ru/expert/2019/44/gruppovoe-davlenie/
10. Ковалева Ю.П., Комлева Н.А. Особенности аренды государственных и муниципальных земель в Красноярском крае на примере Назаровского района // Современные проблемы землеустройства, кадастров и природообустройства: Материалы национальной научной 40 конференции. – Красноярск: Изд-во Красноярского государственного аграрного университета, 2020 – С.59-63
11. Липски С.А. Трансформация системы государственного управления земельным фондом в постсоветской России (теория, методология, практика). М.: ГУЗ. 2017. - 316 с.
12. Никонова Г.Н. О модели государственного регулирования рынка сельскохозяйственных земель / Г.Н. Никонова // Научное обозрение: теория и практика. – 2017. – № 11. – С. 4–14.
13. Отчет о реализации I этапа (2014-2016 годы) федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы». М.: Росинформагротех, 2017. - 88 с.
14. Пастухов М.А. Факторная модель рентоопределения // Вестник Евразийской науки, 2019 №2, https://esj.today/PDF/10ECVN219.pdf
15. Полунин Г.А. Экономическое и правовое стимулирование сельскохозяйственного землепользования // Прикладные экономические исследования. - 2016. - № 2(12). - С. 4-8.
16. Разновидности природной ренты в России: ("круглый стол" ИМЭПИ РАН) / материалы "круглого стола" подготовлены к публикации Л. Поповой ; ИМЭПИ РАН (Москва) (2003. 12. 11 ; ) // Вопросы экономики. - 2005. - N 2. - С. . 148-157.
17. Рафикова А.Ф. Эволюция подходов к определению земельной ренты / А.Ф. Рафикова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2010. — № 5 (186). — С. 60–66.
18. Росстат. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/.
19. Сагитова А.Ф. Особенности рентных отношений на современном историческом этапе / А.Ф. Сагитова // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 41. – 2013. – № 15 (306). – С. 158-162.
20. Сагайдак А.А. Совершенствование экономического регулирования рентных отношений в сельском хозяйстве / А.А. Сагайдак // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2017. – № 8 (151). – С. 23–33.
21. Старкова О.Я. Региональный аспект эффективного использования земли в сельском хозяйстве / О.Я. Старкова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Серия: Социально-экономические науки. — 2017. — № 3. — С. 203–211.
22. Стожко К.П., Стожко Д.К. Проблема земельной ренты в контексте устойчивого развития аграрной экономики// Историко-экономические исследования. - 2020. - № 2. - С. 274–303.
23. Экологические проблемы использования природных и биологических ресурсов в сельском хозяйстве / ред. И.М. Донник. — Екатеринбург : Урал. аграр. изд-во, 2013. — 200 с.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет земля как фактор производства?

Земля является одним из основных факторов производства, так как на ней осуществляются сельское хозяйство, промышленность, жилищное строительство и другие виды экономической деятельности. Земля обладает естественными ресурсами, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг. Кроме того, она также является объектом инвестиций, потому что ее стоимость может расти со временем.

Какие особенности спроса и предложения на землю?

Спрос на землю зависит от множества факторов, таких как потребности в жилье, площади для производства, развития инфраструктуры и т.д. Предложение на землю определяется наличием свободных либо использованных участков земли. Цена земли формируется в результате взаимодействия спроса и предложения - при росте спроса на землю цены на нее также могут повыситься.

Какие виды земельной ренты существуют?

Существуют несколько видов земельной ренты. Это дифференциальная рента, которая возникает в результате различной плодородности земельных участков; абсолютная рента, которая возникает в случае монопольного владения землей и непродуктивного использования ее ресурсов; и монопольная рента, которая возникает из-за наличия монополии на землю или конкретные ее участки.

Какие особенности формирования рынка земли в современной России?

Рынок земли в современной России имеет свои особенности. Одна из них - наличие государственной собственности на землю, что ограничивает свободу торговли земельными участками. Еще одна особенность - сложности в процессе регистрации прав на землю, что влияет на прозрачность и эффективность рынка. Также, взаимодействие с процессом формирования рынка земли имеют различные законодательные нормы и правила, которые могут варьироваться в разных регионах страны.

Какие разновидности природной ренты существуют в России?

В России существуют несколько разновидностей природной ренты. Это природная рента за добычу и использование полезных ископаемых, природная рента за использование водных ресурсов, природная рента за использование лесных ресурсов и другие виды. Каждая из этих разновидностей природной ренты характеризуется своими особенностями и правовыми нормами, касающимися их использования и распределения.

Что такое земельная рента?

Земельная рента - это плата, которую землевладельцы получают за использование своей земли в производственных или коммерческих целях. Эта плата возникает из-за разницы в продуктивности различных земельных участков и спроса на них.

Какие особенности имеет земля как фактор производства?

Земля является неотъемлемым и ограниченным ресурсом. Ее особенностью является то, что она не может быть создана или уничтожена человеком. Земля также имеет свои природные характеристики, которые могут влиять на ее использование в разных отраслях производства.

Какие виды земельной ренты существуют?

Существуют несколько видов земельной ренты. Это дифференциальная рента, которая возникает из-за разницы в плодородии и местонахождении земельных участков; абсолютная рента, которая возникает при использовании земли для определенных целей (например, добычи полезных ископаемых); и монопольная рента, которая возникает в результате монопольного контроля над землей.

Какие особенности формирования рынка земли в современной России?

В современной России рынок земли формируется на основе законодательства, которое устанавливает правила использования и оборота земли. Существуют ограничения на иностранных инвесторов при покупке земли в границах страны. Также важным фактором является наличие специализированных организаций, которые занимаются оценкой и продажей земельных участков.