Моральные ценности современной молодёжи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Этика
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 13.05.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы моральных ценностей 5
1.1 Анализ понятия «моральные ценности» 5
1.2 Влияние моральных ценностей на личность 11
Глава 2. Моральные ценности и ориентиры молодого поколения 16
2.1Специфика ценностей молодого поколения 16
2.2 Влияние средств массовой информации на формирование моральных ценностей 22
Заключение 28
Список использованных источников 30

Фрагмент для ознакомления

К основным подсистемам СМИ относятся: печатная продукция, телевидение, радио, Интернет[6].Характер и цели СМИ как инструмента идеологической и политической борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры и рекламы определяются социальной природой общества.Кино: произведения создаются посредством фильмов, реальных, специально поставленных или вновь созданных посредством анимации событий.В кинематографесинтезируются эстетические средства литературы, театра, изобразительного искусства и музыки на основе присущих им средств выражения, основным моментом которых является фотографическая природа кинематографии и монтажа[6].Печать в самом широком смысле - печатная продукция в более узком смысле, но в самом широком смысле это периодическое издание, в основном газеты, журналы. Одно из важнейших средств массовой информации и пропаганды, выражающих определенные социальные и политические интересы, является инструментом формирования общественного мнения и развития духовной культуры. Развитие связей с общественностью и конструктивная критика в прессе - реальный фактор формирования подлинно демократических научных норм[2].Роль газет и журналов в жизни общества огромна. Журналы, газеты, научно-популярная и художественная литература - основные средства хранения и передачи всех достижений науки и культуры из поколения в поколение. Роль прессы особенно важна для формирования социальных и моральных идеалов человека, для усвоения им норм социального поведения.В работе школы газеты и журналы являются одним из средств выполнения воспитательных задач. Они являются источником знаний для школьников о природе, о жизни людей в прошлом, о различиях в социальной структуре и образе жизни людей из разных стран[11].Детские журналы, которые читают школьники, отстаивают представления о добре и справедливости, рассказывают о людях с благородной и мужественной душой, о честных и мужественных поступках, о самоотверженном труде, о борьбе со злом и насилием.Статьи из газет и журналов, воздействующие на эмоции и сознание читателя, пробуждают желание жить достойно, заслужить уважение коллектива, пробуждают рабочую энергию и творческие силы. Чтение статей приносит эстетическое удовольствие, доставляет удовольствие встрече с прекрасным в жизни, раскрывает богатство и красоту родного языка[13].Чтение научных и художественных статей научит и развивает познавательные навыки. Они учат молодых людей замечать отличительные черты природных явлений, типичных явлений общественной жизни и давать им обоснованную оценку. Радиовещание, одно из средств массовой информации. Оно осуществляется через радиоцентры и принимается радиоприемниками. Система планового расширения радио- и кабельных сетей, которая круглосуточно обеспечивает население общественной и политической информацией.Радио - это универсальный способ общения каждого со всеми. Голоса наших современников слышны в эфире, люди звонят по радио, спрашивают совета, жалуются, звонят по телефону.Радио - это мост, соединяющий города и страны, в эфире обсуждаются важные проблемы мировой политики, защиты окружающей среды и т. д.Радио - хранитель популяризатора музыки. С его помощью можно представить все, что есть в нашем звучащем мире, богатство стилей и жанров музыкальной культуры настоящего и прошлого. Это было полностью воспринято лучшими музыкантами страны в первые годы, когда радио только вошло в нашу жизнь[9].Радио сделало большой скачок в своем развитии. Теперь можно не только наслаждаться музыкой и сказками, но и получать научную информацию: программы по ботанике «Наш сад», мы слышим новости о текущих событиях в разных странах. Радио играет огромную роль в развитии воображения, музыкальных вкусов, познавательных способностей, любопытства и в воспитании молодого поколения[15].Телевидение, формирование телепрограмм и их трансляция по радио, одно из средств массовой информации пропагандистской, образовательной, развлекательной деятельности населения[4].В наше время телевидение перестало быть просто средством информации и развлечения. Осваивает все новые направления деятельности и уверенно проникает в науку и промышленность, медицину и космонавтику.Возрастающее влияние телевидения начинает сказываться на воспитании молодежи. Телевидение помогает сделать воспитательный процесс более наглядным, зрелищно привлекательным и эмоциональным.Художественная съемка - это интересный способ поговорить о сложных проблемах науки, техники, литературы и искусства. Отчеты с заводов, исследовательских институтов, строительных площадок, музеев и театров помогают тесно связать образование с производственной практикой и духовной культурой общества[8].Многие программы сопровождаются размышлениями об огромной образовательной роли кино, его влиянии на образ жизни, взгляды и убеждения людей, особенно подростков и молодежи, составляющих большинство кинозрителей.Помимо своей познавательной функции, телевидение играет важную воспитательную роль в нашей стране и способствует развитию гармоничной целостной личности, которая строит новое общество. Лучшие телефильмы, спектакли и программы комплексно решают проблемы идейного, политического, морального и эстетического воспитания людей, особенно молодежи[11].Знакомство с наиболее талантливыми произведениями литературы и искусства развивает эстетический вкус, способность творить самостоятельно, умение правильно ориентироваться в постоянно увеличивающемся потоке художественной информации[1].Телевидение также выполняет гедонистические и рекреативные функции, помогая расслабиться после учебы или работы.Крупнейшие радио- и телекомпании, газеты и журналы систематически готовят специальные образовательные и воспитательные программы (в средствах массовой информации). Телевидение оказывает значительное влияние на молодое поколение[9]. В то же время меньше телевидения смотрят в странах с более высоким уровнем культуры. В основном это связано с тем, что люди с высоким интеллектом предпочитают выборочный просмотр телевизионных программ.Воспитательное телевидение является незаменимым инструментом в формировании личности ребенка, поскольку оно позволяет учащимся полноценно и надлежащим образом знакомить молодое поколение с ценностными ориентациями взрослых[3].Среди проблем, связанных с воздействием средств массовой информации на молодое поколение, особую озабоченность вызывает риск дегуманизации личности учащегося.По мнению многих экспертов: жестокость, насилие, художественно и эстетически неполноценные материалы, наполняющие СМИ, пробуждают самые темные и бесчеловечные наклонности и желания подрастающего поколения[2].Ученые и практики, представители общественности обеспокоены тем, что средства массовой информации и новейшие технологии уничтожают воображение и пренебрегают человеческими контактами, которые незаменимы в воспитании. Даже сегодня телевидение и компьютерные игры часто заменяют для молодежи общение с родителями, сверстниками [10].Можно выделить плюсы и минусы воздействия СМИ на молодое поколение. С одной стороны, они расширяют общую осведомленность детей, углубляют их знания, способствуют духовному росту, знакомят их с культурой, искусством, литературой и формируют моральные ценности. С другой стороны, они обладают способностью манипулировать сознанием, создавать пространство для пустого времяпрепровождения, часто распространять ложную информацию, лишать ребенка способности действовать независимо или произвольно, критически оценивать или делать свободный выбор.ЗаключениеОтношения между социальным и индивидуальным нравственным сознанием сложны и противоречивы. С одной стороны, моральное сознание является выражением наиболее типичной морали индивидов в конкретном обществе, но оно не сводится к сумме индивидуальных сознаний, поскольку это относительно независимая духовная система, сложившаяся в определенной социальной среде, включающей в свой состав нравственные идеалы, нормы, взгляды, понятия.С другой стороны, общественное моральное сознание становится эффективным только тогда, когда оно «трансформируется» в индивидуальное. От степени этой «трансформации» зависит, действительно ли моральное сознание станет публичным. Индивидуальное моральное сознание, в свою очередь, есть не что иное, как результат усвоения морального сознания данного общества, т.е. своеобразная форма выражения последнего.Общественное моральное сознание выступает объективной системой по отношению к индивидуальному сознанию, ведущей стороной: усвоение человеком исторически сложившейся общественной морали не только определяет общую структуру нравственного сознания и поведения человека, но и является его основой дальнейшего развития как социально-нравственного существа.Каждое общество - это разнообразная единица, охватывающая определенные социальные классы, нации и национальности, профессиональные группы и т. д., которые различаются по своим социально-экономическим, культурным, этническим и другим характеристикам.Единство разнообразия - это еще и общественное моральное сознание. Оно содержит элементы, которые по своей природе имеют разную степень общности, то есть те, которые присущи всему человечеству или только определенному обществу, социальному классу, нации или национальности и т. д.Говоря об отношениях между обществом и индивидуумом в моральном сознании, следует отметить, что их отношения друг с другом избирательны и активны. Не всякая концепция, возникшая в моральном сознании индивида, обязательно трансформируется в общественное моральное сознание, даже если он имеет социальную значимость, определенные исторические условия могут препятствовать его социализации.Список использованных источниковАбульханова К. А. Личность во времени человеческой культуры // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2018. № 3. С. 40-53.Андреенкова А.В. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик молодежи — К: Знания, 2017. — 278с.Апресян Р.Г. Идея морали и основные нормативно-этические программы // Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования. - М.: Наука, 2015.Багаутдинов А.М. Проблемы взаимосвязи духовности и нравственности в историкофилософской ретроспективе // Вестник Башк. ун-та. - Уфа, 2015.Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже второго и третьего тысячелетий. - М.: Норма, 2016.Бровченко А. К. Зависимость формирования направленности личности в процессе инте-риоризации нравственных ценностей от особенностей воспитания в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2015.Воловикова М. И. История и современное состояние исследований в лаборатории психологии личности Института психологии РАН // Современная личность: Психологические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. С. 59-76.Журавлев А. Л. Социально-психологические проблемы детерминации поведения личности и группы в изменяющемся обществе // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 216. С. 3-21.Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. - 2016. - №1. - С. 35-44.Каган, М. С. Философская теория ценности / СПб.: Наука, 2017.– 136 с.Карнышев А. Д. Экономический патриотизм: государственные, этнорегиональные и личностные аспекты // Известия Байкальского государственного университета. 2016. Т. 26, № 3. С. 509-517.Косенко, Е. И. Молодежь в современном американском обществе / Е.И. Косенко. - М.: Мысль, 2017. - 256 c.Мареева С. В. Динамика норм и ценностей россиян // Социологические исследования. - 2016. - №7. -С.120-130.Парсонс, Т.К. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы. — М.: Прогресс, 2015. — с.25–67.Петропавловский Р.В. Что такое моральные ценности // Современная цивилизация и моральные ценности. - М., 2018.Пугачев О.С. Этико-религиозный конфликт с собой и педагогические способы его преодоления // Современные проблемы филологии и философии: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2016. С. 53-57.Светлова Н. В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания учащихся средней школы: дис. ... канд. психол. наук. М., 2017.Семенов В. Е. Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психологический журнал. 2018. № 5. С. 92-96.Хабермас Ю. В поисках национальной идентичности. Философские и политические статьи / Ю. В. Хабермас. - Донецк: Донбасс, 2019. - 123 с.Волков, В. А. Влияние СМИ на формирование культурных ценностей: аксиологический аспект / В. А. Волков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 913-915. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15136/ (дата обращения: 10.04.2021).Матвиенко, М. А. Ценности современной молодежи / М. А. Матвиенко, К. Е. Егушев, Н. О. Пименов, Р. Р. Файрузов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1523-1525. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18759/ (дата обращения: 10.04.2021).


1. Абульханова К. А. Личность во времени человеческой культуры // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2018. № 3. С. 40-53.
2. Андреенкова А.В. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик молодежи — К: Знания, 2017. — 278с.
3. Апресян Р.Г. Идея морали и основные нормативно-этические программы // Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования. - М.: Наука, 2015.
4. Багаутдинов А.М. Проблемы взаимосвязи духовности и нравственности в историкофилософской ретроспективе // Вестник Башк. ун-та. - Уфа, 2015.
5. Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже второго и третьего тысячелетий. - М.: Норма, 2016.
6. Бровченко А. К. Зависимость формирования направленности личности в процессе инте-риоризации нравственных ценностей от особенностей воспитания в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2015.
7. Воловикова М. И. История и современное состояние исследований в лаборатории психологии личности Института психологии РАН // Современная личность: Психологические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. С. 59-76.
8. Журавлев А. Л. Социально-психологические проблемы детерминации поведения личности и группы в изменяющемся обществе // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 216. С. 3-21.
9. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. - 2016. - №1. - С. 35-44.
10. Каган, М. С. Философская теория ценности / СПб.: Наука, 2017.– 136 с.
11. Карнышев А. Д. Экономический патриотизм: государственные, этнорегиональные и личностные аспекты // Известия Байкальского государственного университета. 2016. Т. 26, № 3. С. 509-517.
12. Косенко, Е. И. Молодежь в современном американском обществе / Е.И. Косенко. - М.: Мысль, 2017. - 256 c.
13. Мареева С. В. Динамика норм и ценностей россиян // Социологические исследования. - 2016. - №7. -С.120-130.
14. Парсонс, Т.К. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы. — М.: Прогресс, 2015. — с.25–67.
15. Петропавловский Р.В. Что такое моральные ценности // Современная цивилизация и моральные ценности. - М., 2018.
16. Пугачев О.С. Этико-религиозный конфликт с собой и педагогические способы его преодоления // Современные проблемы филологии и философии: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2016. С. 53-57.
17. Светлова Н. В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания учащихся средней школы: дис. ... канд. психол. наук. М., 2017.
18. Семенов В. Е. Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психологический журнал. 2018. № 5. С. 92-96.
19. Хабермас Ю. В поисках национальной идентичности. Философские и политические статьи / Ю. В. Хабермас. - Донецк: Донбасс, 2019. - 123 с.
20. Волков, В. А. Влияние СМИ на формирование культурных ценностей: аксиологический аспект / В. А. Волков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 913-915. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15136/ (дата обращения: 10.04.2021).
21. Матвиенко, М. А. Ценности современной молодежи / М. А. Матвиенко, К. Е. Егушев, Н. О. Пименов, Р. Р. Файрузов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1523-1525. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18759/ (дата обращения: 10.04.2021).

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы моральных ценностей рассматриваются в статье?

В статье рассматривается понятие моральных ценностей и их влияние на личность.

Что такое моральные ценности?

Моральные ценности - это нормы и принципы, которые определяют то, что считается правильным или неправильным в обществе.

Каким образом моральные ценности влияют на личность?

Моральные ценности формируют основы поведения и принятия решений у личности, определяют ее мировоззрение и нравственные принципы.

Какие специфические ценности присущи молодому поколению?

Молодое поколение отличается особым подходом к ценностям, таким как свобода, независимость, индивидуальность и активная жизненная позиция.

Какое влияние оказывают средства массовой информации на формирование моральных ценностей?

Средства массовой информации, такие как печатная продукция, телевидение, радио и интернет, играют значительную роль в формировании моральных ценностей, так как передают определенные идеалы и образцы поведения.

Какие основные теоретические основы моральных ценностей представлены в статье?

В статье представлен анализ понятия моральных ценностей и их влияние на личность. Более подробно, статья описывает, что такое моральные ценности и как они формируются у молодых людей.

Какие особенности ценностей молодого поколения рассматриваются в статье?

В статье рассматривается специфика ценностей молодого поколения. Она анализирует, какие ценности преобладают у современной молодежи и как они отличаются от ценностей предыдущих поколений.

Какое влияние средств массовой информации оказывает на формирование моральных ценностей?

Статья рассматривает влияние средств массовой информации на формирование моральных ценностей. Она анализирует, какие роли играют печатная продукция, телевидение, радио и Интернет в формировании ценностей молодежи.