Жизнь и труды свт. Игнатия Брянчанинова в контексте исторической эпохи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Церковная история
  • 31 31 страница
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 16.05.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СВТ. ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА 6
1.1.Ранние годы жизни 6
1.2.Служение 7
2. ТРУДЫ СВТ. ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА 9
2.1.Аскетические опыты монашества современников свт. Игнатия Брянчанинова 9
2.2. Отражение нравственного состояния человеческой души в историческую эпоху 14
2.3.О молитве в жизни верующего 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31


Фрагмент для ознакомления

Свт. Игнатий Брянчанинов оставил бесценные советы по тому, как следует молиться. В частности, он отмечает, что молитва требует сосредоточенности и внимания, ни в коем случае нельзя допускать проявлений рассеянности при чтении молитв. Соответственно, любые образы должны быть отвергнуты, кроме Божественного образа. Смиренность и покаяние – вот основные качества настоящей искренней молитвы. Во многих трудах свт. Игнатий говорит о том, что все скорби и тяготы Господь посылает для смирения и терпения. Он понимал и неоднократно писал о том, что без скорбей не бывает добродетелей смирения и терпения. Таким образом, этим подвижником Церкви в полной мере осознавалась и исполнялась сущность терпения и смирения как величайших христианских добродетелей. Кроме того, как считал свт. Игнатий, достигается терпение и смирение крайне трудно, это совершенно невозможно, если человек не участвует в литургической жизни, если он не способен искренне молиться и каяться, если он не осознает смысла и символики каждого церковного Таинства. Рассмотрим этот аспект подробнее. Слово терпение на греческом языке — ύπομονή — по своему филологическому смыслу имеет значение «стойкость» при действии (давлении), которое оказывается извне. Латинские церковные писатели, в частности преподобный Иоанн Кассиан, проводил связь между понятием о терпении и предметом терпения. Терпение — patientia — получает название от страданий и перенесения их. Святителем Иоанном Златоустом определяется терпение как «навык все переносить».Следует сказать о неразрывной связи добродетели смирения и иными христианскими добродетелями, со всей системой духовной жизни любого христианина. Можно говорить о тесной связи между терпением и стремление к богоугодной жизни, с постоянством в добре. Свт. Игнатием добродетель терпения рассматривалась в тесной связи со смирением, так как смирение является источником терпения, родительницей и охранительницей терпения в христианской жизни. О силе смирения свт. Игнатий всегда говорит особо, поскольку на величие этой добродетели указывают нам и Святые Отцы Церкви: «БлизГосподь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет» (Пс. 33, 19); «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29); «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию» (1 Пет. 5, 5-6); «Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви» преподобный Амвросий Оптинский.Свт. Игнатий всегда отмечал, что смирение является самым кратким путем к спасению и хотя путь смирения – нелегкий путь, но Господь прямо сказал в Евангелии: «Приидите ко Мне вситруждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:28–30). Посредством обретения любви, послушания, человек постигает сущность смирения, а значит, ему открывается данная спасительная благодать. Смиренный человек, согласно утверждению свт. Игнатия, есть чадо Божие, смирение – это отражение Божественной милости Бога в человеке и его душе. Жизненный пример самого свт. Игнатия Брянчанинова показывает, что добродетель смирения является глубокой, высокой, а также это величайшая тайна. И здесь нельзя не вспомнить слова преподобного аввы Дорофея, согласно которым «смирение никто не может выразить словами, если человек не научится сему из опыта».Даже если христианином приобретается добродетель смирения, она сохраняет свою непостижимость – на это свт. Игнатий указывал постоянно. Как отмечал свт. Игнатий, добродетель смирения помогает побороть тщеславие и гордость – основные грехи, мешающие человеку приблизиться к Богу. Как говорили одни Святые Отцы, смирение побеждает гордость, а другие, что смирение помогает отказаться от тщеславия. Истинное смирение явленное нам во Христе Иисусе является божественным таинством. Это высочайшая премудрость, которая непостижима для разума, обуреваемого плотскими желаниями. Огромную духовную помочь в преодолении таких желаний человеку оказывает участие в церковной жизни, постоянная и вдумчивая молитва. Наконец, уделим внимание учению свт. Игнатия Брянчанинова об исихазме. Яркой особенностью учения святителя Игнатия (Брянчанинова) об исихазме является его строгий, аскетический реализм, исключение каких-либо мистических восторгов. То, что более всего привлекает обывателя в исихастской традиции – видение нетварного света, обожение и обретение духовного преображения, очевидного даже в телесном естестве, – святитель полностью затушевывает, оставляет в тени: слишком многие, пожелав вкусить благодатных даров и видений, впали в прелесть. Исихазм святого Игнатия – это непрестанный внутренний труд, возделывание своей души без ожидания небесных озарений. Это заключение ума в слова молитвы, покаянный плач сердца, за который большее, что можно здесь ожидать, – утешение как знак приятия Богом твоего покаяния. В центре умного делания святителя Игнатия, как и многих других отцов-аскетов, – молитва Иисусова.Кратко говоря, исихазм — это практика умно-сердечной молитвы, совмещённая с трезвением (контролем) за всеми исходящими изнутри помыслами, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая (но не приводящая сама по себе) подвижника к богосозерцанию. Разумеется, речь не идёт о буквальном, физическом созерцании, а о духовном, «внутреннем» узрении.Божественная благодать обладает особой преображающей силой, она отличается воздействием на чувства, человеческий ум и волю. Она способствует освещению ума, услаждению чувств, укреплению к добру. Именно благодать помогает аскету выстоять перед всеми искушениями. Но вместе с тем, благодать касается только смиренных сердец, то есть, без добродетели смирения путь подвижничества является невозможным. ЗАКЛЮЧЕНИЕСвт. Игнатий Брянчанинов прославился как великий подвижник веры, аскет. Особое внимание в своих трудах он уделил монашеству, которое рассматривалось святителем как величайший подвиг, который нужен обществу, служит нравственным примером. Таким образом, монашество в представлении свт. Игнатия Брянчанинова – это один из величайших христианских подвигов. Зарождение монашества произошло уже в самом начале христианских времен, таким образом, монашеский подвиг можно рассматривать как неотъемлемую часть христианской жизни. Монах сознательно выбирает путь отречения от мира, от земных желаний и страстей ради достижения высшей цели иночества – богопознания и спасения. Монашествующий подвиг предполагает тщательное изучение Евангелия, исполнение заповедей, смирение, отказ от того, что есть плотское, материальное. Внешнее исполнение монашества не может рассматриваться как подлинное служение, спасительное. Молитвы, духовный и нравственный труд, пост, бдение – все это монашествующий, аскет должен делать сознательно. Также в своих трудах свт. Игнатий отмечал, что искренняя молитва помогает нам обрести смирения, кроме того, в поисках смирения нам следует обязательно задавать себе вопросы относительно того, зачем на самом деле Бог поставил нас в такие обстоятельства, почему мы оказались с этими людьми, в этой обстановке, каким образом мы внутренне реагируем на происходящее, проявляем ли внутренний мир (в случае истинного смирения), или же выражаем внутренний протест (в случае ложного смирения). Человек, страдающий ложным смирением, не принимает происходящее, протестует, поскольку часто его личные желания расходятся с волей Бога, человек ропщет и даже находясь среди добрых людей, в благоприятных обстоятельствах, он пребывает в атмосфере не любви, мрака и дисгармонии. И только правильное участие в молитве, с полным осознанием, способно помочь такому человеку. Именно поэтому свт. Игнатий столь большое внимание ей уделял. Действительно, в своей жизни мы постоянно пребываем в тех или иных условиях, наделены теми или иными способностями. Но чаще всего мы отказываемся принимать свои ограничения, особенно если они ущемляют наше достоинство, нашу гордость, наши мечтания о собственной жизни. Человек не принимает себя, свою внешность, свои таланты или их отсутствие – а это уже недоверие в промысел Божий о себе. Пока человек не познает себя, не примет свою ограниченность и греховность, его жизненный путь будет простираться лишь в противлении воле Божией и его видимое смирение, выраженное бессилием, будет сопровождаться внутренним ропотом и бунтарством. Искренняя молитва и искреннее отношение, участие в литургической жизни направляет христианскую жизнь, дает нам силы для соблюдения божественных заповедей.Такого человека Господь сохраняет от козней врагов, укрепляет в скорби и радости. Наконец, только истинно смиренный человек способен испытать радость единения с Богом. Итак, мы можем сделать вывод о том, что терпение является постоянством в добре, твердостью и мужеством души, которое проявляется в том, что человек безропотно, охотно и великодушно переносит жизненные тяготы, искушения и скорби, посылаемые Богом для того, чтобы научить человека быть смиренным, испытывать любовь и преданность воле Божией. И молитва помогает верующему воспитать себя смиренным, терпеливым. Общество времени свт. Игнатия Брянчанинова было подвержено таким негативным тенденциям, как формально отношение к вере, отсутствие истинной веры, неумение молиться, обмирщение сознания. И труды свт. Игнатия Брянчанинова помогали данные пороки преодолевать. Свт. Игнатий отмечал, что во многом от усилий человека зависит дело приближения человека к Богу. Особое внимание свт. Игнатий уделял стяжанию добродетели смирения. Как считал свт. Игнатий, истинное смирение невозможно без глубокого осознания своего ничтожества. Здесь подразумевается, что истинное смирение находит свое проявление в терпеливом перенесении обид и укоризн, так как смиренные считают себя достойными всяких унижений. Кстати, чтение молитв, участие в литургии, как считал владыка, способно помочь человеку в этом состоянии.Также, как считал владыка, очень важным определением сущности смирения является обвинение и укорение себя. Здесь говорится о том, чтобы признавать свою вину, проявлять самопожертвование. Еще преподобный Исаак Сирин отмечал, что смиренным клевета принимается как истина. В своих трудах свт. Игнатий нередко отмечал органичную связь истинного смирения с осознанием собственной немощи, греховности, смирение – это есть духовное рассуждение, мудрость, послушание, готовность исполнять Божественную волю. Истинно смиренный человек ровно и спокойно принимает как радость так и скорби, не проявляет смущения в искушениях. Нужно научить себя именно смирению, а смирение связано с мирным устроением души . Как считал свт. Игнатий, молясь, мы должны осознавать, что если мы внутренне примиряемся с обстоятельствами, людьми, это совершенно не означает, что мы всех людей и все обстоятельства считаем добрыми, благостными, однако мы понимаем, что нам следует внести в их среду нечто другое, отличное от зла.В целом, нельзя не сказать о том, что все идеи свт. Игнатия Брянчанинова актуальны, важны и сейчас, поскольку наше общество, как и общество первой половины 19 века, продолжает сталкиваться с многочисленными пороками и отдаляется от веры и Христа. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБарсов Н. И. Игнатий (Брянчанинов) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907Гатилова Н.Н. Духовно-нравственное воспитание человека в трудах святителя Игнатия Брянчанинова :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Курск, 2006. 163 с.Житие свт. Иннокентия, митрополита Московского.// https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/Здравомыслов К. Я. Игнатий Брянчанинов // Православная богословская энциклопедия. Том 5. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г.Игнатий (Брянчанинов) / Чинякова Г. П. // Железное дерево — Излучение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 676—677.Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/3Компанийченко С. Валаамский монастырь. — СПб., 2004. — 372 с. Кондратьев И.К. Святыни Валаамского монастыря.// https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev/svjatyni-valaamskogo-monastyrja/1Коняев Н. М. Свет Валаама. От Андрея Первозванного до наших дней. — Вече, 2009. — 304 с. Маханов О., иеродиакон. Остров Валаам как центр православной жизни русской эмиграции в Финляндии // Российское зарубежье в Финляндии между двумя мировыми войнами. Сборник научных трудов. — СПб.: Санкт-Петербургский университет культуры и искусств; Санкт-Петербургский информационно-культурный центр «Русская эмиграция». — 2004. — С. 162—180О вере и нравственности. – М.: Московская Патриархия, 1991. Официальный сайт Валаамского монастыря.// https://valaam.ru/monastery/5498/Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского / [Подг. к изд. Т. Н. Семеновой и Ю. Р. Редькиной]. — М.; СПб.: Изд-во им. Св. Игнатия Ставропольского, Российская Национальная библиотека, 2002. — 512 с.Священное Писание о смирении. //http://www.verapravoslavnaya.ru/?Smirenie_-_alfavit#3Серафим Саровский о стяжании Духа Святого. http://www.pravoslavie.ru/put/nasledie/seraphim-motovilov.htmСмирнов П.А. Жизнь и учение Преосвященного Феофана Вышенского затворника. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/zhizn-i-uchenie-preosvjashhennogo-feofana-vyshenskogo-zatvornika/Хондзинский П. В. свящ., Бежанидзе Г. В., Сухова Н. Ю., Яковлев А. И., Большакова С. Е. Игнатий (Брянчанинов) // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXI. — С. 74—89. — 752 с. Христианское Смирение.// http://clubs.ya.ru/4611686018427405274/replies.xml?item_no=4Чепель А. Серафим Саровский – ангел радости. http://www.taday.ru/text/216957.htmlШиманский Г. О терпении// http://www.pravoslavie.ru/sm/53548.htmhttps://pravoslavie.ru/30373.htmlhttps://pravoslavie.ru/66179.html


1. Барсов Н. И. Игнатий (Брянчанинов) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
2. Гатилова Н.Н. Духовно-нравственное воспитание человека в трудах святителя Игнатия Брянчанинова :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Курск, 2006. 163 с.
3. Житие свт. Иннокентия, митрополита Московского.// https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/
4. Здравомыслов К. Я. Игнатий Брянчанинов // Православная богословская энциклопедия. Том 5. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г.
5. Игнатий (Брянчанинов) / Чинякова Г. П. // Железное дерево — Излучение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 676—677.
6. Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/3
7. Компанийченко С. Валаамский монастырь. — СПб., 2004. — 372 с.
8. Кондратьев И.К. Святыни Валаамского монастыря.// https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev/svjatyni-valaamskogo-monastyrja/1
9. Коняев Н. М. Свет Валаама. От Андрея Первозванного до наших дней. — Вече, 2009. — 304 с.
10. Маханов О., иеродиакон. Остров Валаам как центр православной жизни русской эмиграции в Финляндии // Российское зарубежье в Финляндии между двумя мировыми войнами. Сборник научных трудов. — СПб.: Санкт-Петербургский университет культуры и искусств; Санкт-Петербургский информационно-культурный центр «Русская эмиграция». — 2004. — С. 162—180
11. О вере и нравственности. – М.: Московская Патриархия, 1991.
12. Официальный сайт Валаамского монастыря.// https://valaam.ru/monastery/5498/
13. Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского / [Подг. к изд. Т. Н. Семеновой и Ю. Р. Редькиной]. — М.; СПб.: Изд-во им. Св. Игнатия Ставропольского, Российская Национальная библиотека, 2002. — 512 с.
14. Священное Писание о смирении. //http://www.verapravoslavnaya.ru/?Smirenie_-_alfavit#3
15. Серафим Саровский о стяжании Духа Святого. http://www.pravoslavie.ru/put/nasledie/seraphim-motovilov.htm
16. Смирнов П.А. Жизнь и учение Преосвященного Феофана Вышенского затворника. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/zhizn-i-uchenie-preosvjashhennogo-feofana-vyshenskogo-zatvornika/
17. Хондзинский П. В. свящ., Бежанидзе Г. В., Сухова Н. Ю., Яковлев А. И., Большакова С. Е. Игнатий (Брянчанинов) // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXI. — С. 74—89. — 752 с.
18. Христианское Смирение.// http://clubs.ya.ru/4611686018427405274/replies.xml?item_no=4
19. Чепель А. Серафим Саровский – ангел радости. http://www.taday.ru/text/216957.html
20. Шиманский Г. О терпении// http://www.pravoslavie.ru/sm/53548.htm
21. https://pravoslavie.ru/30373.html
22. https://pravoslavie.ru/66179.html

Вопрос-ответ:

Какие были ранние годы жизни свт. Игнатия Брянчанинова?

Свт. Игнатий Брянчанинов родился в 1807 году в Каргопольском уезде Вологодской губернии. В юности он получил хорошее образование, искусства и музыку, но вскоре почувствовал призвание к богослужению и присоединился к монашескому братству.

Какие труды свт. Игнатия Брянчанинова относятся к аскетическим опытам монашества его современников?

Свт. Игнатий Брянчанинов изучал и анализировал аскетические труды русских святых и отцов Церкви, такие как "Житие святой Макарии Египетского" и "Житие Антония Великого". Он также изучал их опыт и применял его в своей собственной аскетической практике.

Как свт. Игнатий Брянчанинов отражал нравственное состояние человеческой души в историческую эпоху?

Свт. Игнатий Брянчанинов был глубоким наблюдателем нравственного и духовного состояния своего времени. Он писал о разложении и разврате общества, о коррупции и безбожии, о падении истины и нравственных ценностей. Он предостерегал верующих от заблуждений и призывал к покаянию и возвращению к Церкви.

О чем свт. Игнатий Брянчанинов писал в своих советах о молитве в жизни верующего?

Свт. Игнатий Брянчанинов призывал верующих к постоянной и искренней молитве. Он писал о важности уединения и молчания, о смирении и сбережении сердца, о исповедании и причащении. Он давал практические советы по поддержанию постоянства в молитве и преодолению сухости и искушений.

Какие советы свт. Игнатий Брянчанинов оставил по тому, как следует молиться?

Свт. Игнатий Брянчанинов рекомендовал верующим молиться с благоговением и верой, искренне отдавая свое сердце Богу. Он призывал к уединению и тишине, чтобы сосредоточиться на молитве. Он также говорил о важности исповеди и причащения, которые приносят близость с Богом.

Кто был святитель Игнатий Брянчанинов?

Святитель Игнатий Брянчанинов был русским православным святым, монахом, писателем и духовным учителем. Он жил в XIX веке и считается одним из величайших православных святых России. Его жизнь и труды имеют большое значение для православной церкви.

Какие были ранние годы жизни Игнатия Брянчанинова?

Ранние годы жизни Игнатия Брянчанинова были полны трудностей. Он родился в бедной семье и потерял своих родителей в раннем возрасте. Впоследствии он был принят в монастырь и начал свой путь к духовному совершенству. Его вера и усилия в учении и подвигах привлекли внимание его наставников и привели к его назначению на различные духовные должности.

Какие труды оставил святитель Игнатий Брянчанинов?

Святитель Игнатий Брянчанинов оставил множество ценных трудов, в которых он затрагивал различные аспекты православной веры и духовной жизни. Он написал книги, в которых разбирал вопросы о молитве, борьбе с искушениями и демоническими силами, аскетических практиках и духовном совершенствовании. Его труды продолжают быть актуальными для верующих и исследователей до сегодняшнего дня.