Отношения сиблингов с детьми с нарушением развития
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 51 + 51 источник
- Добавлена 14.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы изучения отношений сиблингов с детьми с нарушением развития 6
1.1. Сиблинговая позиция как предмет психологического анализа 6
1.2. Научные подходы к анализу проблемы сиблингового взаимодействия…. 12
1.3. Основные особенности отношений сиблингов с детьми с нарушением развития 21
Глава 2. Экспериментальное исследование отношения сиблингов с детьми с нарушением развития 27
2.1. Методы и организация исследования 27
2.2. Анализ исследования отношений сиблингов с детьми с нарушением развития 28
2.3. Пути предупреждения и оптимизации отношения сиблингов с детьми с нарушением развития 32
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Особенности переживаний эмоций и чувств к своему инвалида брата или сестры в качестве критерия эмоциональных отношений были проанализированы на основании отдельных шкал опросника ОВОС.Сравнивая результаты экспериментальной и контрольной группы поt-критерию Стьюдента, установлены существенные различия в показателях эмоционального отношения к сиблингами, таких как: переживания ревности, стыда, жалости и чувства вины. Эти показатели статистически выше усиблингов детей с НР (р <0,05). Старшие братья детей с НР чаще испытывают чувство жалости и ответственности чем младшие сестры. Внешнее выражение недостатка сиблинга вызывает у детей увеличение чувство вины. Когда же нарушения сиблингов не имеет внешнего проявления, оно часто не осознается как недостаток, и реже вызывает травматические переживания. Дисперсионный анализ указывает на то, что в случае усиления тяжести нарушения физического развития особого ребенка в сиблингами растет чувство вины, стыда и злости. Кроме когнитивного и эмоционального аспектов было также проанализированаповеденческая составляющая взаимодействия между сиблингами. Показателем было избрано количество и способ проведенного времени вместе. Установлено, что совместное времяпрепровождение с инвалидам сиблингами преимущественно состоит в ежедневной опеке над ним. В совместных играх здоровый ребенок зачастую выбирает роль учителя, наставника своего инвалида сиблингами. Сиблинги детей декларируют значительно меньшее количество времени, которое они хотели бы проводить с братом или сестрой, чем их сверстники со своими здоровыми сиблингами. Это свидетельствует о психологической обременительности таких взаимоотношений.Самым большим препятствием для полноценных отношений между сиблингами психические недостатки брата или сестры, а именно расстройства речи и понимания речи (40 %). Для 19 % опрошенных самым большим препятствием являются физические недостатки, 10 % - поведенческие нарушения сиблингами.Анализ результатов эмпирического исследования показал, что взаимодействие между здоровой и инвалидов ребенком в семье, а, следовательно, и психосоциальное развитие здорового ребенка значительно связано с психологическим микроклиматом в семье, особенностью взаимодействия между родителями и детьми, а также с родительской самооценкой. Благоприятность семейной среды, что приводит к субъективное ощущение психологической защищенности, влияет на снижение чувства ревности к сиблингами, стыда за него. Эмоциональная близость между родителями и детьми, а следовательно, удовольствие психоэмоциональных потребностей последних, связанная со снижением чувства вины и обиды на сиблингами. Высокий показатель родительской компетентности коррелирует со снижением страха, чрезмерной ответственности за сиблингами. Выявление особенностей самоотношения, черт характера и адаптационных способностей сиблингов детей с был выполнен с помощью личностного опросника Р.Кеттелла, методики "Детский опросник неврозов" В.В.Седнева и методики определения уровня самооценки А.М.Прихожан. Анализ полученных данных позволил утверждать следующее: 1) Среди сиблингов детей с НР высокую самооценку имеет меньший процент младших школьников, чем среди сиблингов здоровых детей (p <0,05). Также среди сиблингов детей с несколько более испытуемых из высоким уровнем различия самооценки и притязаний, является показателем наличия в них внутришньопсихологичних конфликтов. Самооценка сиблингов детей с ниже, чем у их сверстников по показателям как самооценки характера, так и внешности (p <0,05). На основании факторного анализа установлено, что в сиблингов детей с НР для общей положительной самооценки, то есть такой, которая обеспечивает эмоциональный комфорт наиболее значимыми являются самооценка внешности и умственных способностей (в сиблингов здоровых детей - самооценка характера, успехов в учебе). Это может быть обусловлено отождествлением себя с инвалидам сиблингами, что в младшем школьном возрасте часто происходит на основе внешних критериев (внешний вид, способности). 2) Сравнительный анализ характерологических профилей в экспериментальной и контрольной группах позволяет утверждать о существовании достоверно значимых различий. Характерологический профиль сиблингов детей с НР отличается высокими показателями эмоциональной чувствительности, эмпатийности. Таким детям свойственна большая тревожность, в них доминирует склонность к чувству вины. Наряду с этим сиблингами детей с свойственный выше самоконтроль. Они лучше понимают социальные нормы и имеют более высокий уровень саморегуляции. Вследствие исследования выявлено 6 групп факторов, которые значительно влияют на формирование характерологических черт сиблингов детей с НР: индивидуальные (сиблинг-позиция, разница в возрасте между детьми, пол сиблингами) особенности психофизического недостатки сиблингами (тяжесть нарушения физического / умственного развития, наличие или отсутствие поведенческих осложнений) особенности взаимоотношений с сиблингами; особенности отношений с родителями; особенности родительского самоотношения; наличие или отсутствие эмоционально близких лиц, с которыми можно было бы поделиться трудностями.3) Результаты анализа невротического состояния, характеризующий уровень психологической адаптации / дезадаптации, являются: показатели 17,5 % исследуемых свидетельствуют об их склонность к развитию депрессии, в 16 % зафиксировано склонность к развитию астении, а в 9,3 % - ее наличие . В 34,6 % исследуемых обнаружено склонность к развитию поведенческих нарушений, а в 14,3 % детей их наличие. Риск возникновения вегетативных расстройств существует в 19 % детей, и в 10,6 % они манифестируют. В 4,8 % сиблингов явное нарушение сна и 26,6 % детей подвержены этому. По шкале «тревожность» 20 % имеют высокую тенденцию к ее повышению, а для 2,6 % сиблингов она присуща. Установлено значимые различия между такими показателями как астения (t = 3,25 при p <0,01), вегетативные расстройства (t = 3,11 при p <0,01), нарушения сна (t = 2,44 при p <0 , 01) и тревожность (t = 2,64 при p <0,01), что во сиблингов детей по сравнению с сиблингами здоровых детей. Полученные результаты свидетельствуют о риске нарушения гармоничности психосоциального развития сиблингов детей с, а также об улучшении их психоэмоционального состояния при условии налаживания взаимоотношений с сиблингами. Это обусловило целесообразность и перспективность психопрофилактической и коррекционной работы.2.3. Пути предупреждения и оптимизации отношения сиблингов с детьми с нарушением развитияЦелью профилактической помощи было улучшение условий семейного воспитания: налаживание взаимодействия детей с родителями; повышение психологической компетентности родителей; помощь родителям в выработке последовательных и приемлемых требований к ребенку; оказание консультативной помощи родителям относительно сообщение детям диагноза их инвалида сиблингами и информации об особенностях его развития. Для этого были организованы группы встреч с родителями. В них принимали участие родители, обращались за консультативно-коррекционной помощи по развитию своей особого ребенка …. Встречи проводили с периодичностью раз в неделю продолжительностью 1,5 часа в форме групповых бесед и дискуссий. После завершения работы родители отмечали, что по-другому стали воспринимать своих здоровых детей, у них увеличилась чуткость к их потребностям и труда, выросла компетентность в налаживании отношений между детьми. Проанализировав индивидуально-психологические и социально-психологические факторы возникновения адаптационных расстройств сиблингов детей с НР, а также, учитывая результаты проведенного психодиагностического исследования, мы разработали и апробировали программу групповой психологической коррекции для сиблингов детей с НР. Она содержала интенсивный курс, состоящий из 10 занятий по 2:00 с периодичностью проведения один раз в неделю. Во время проведения психокоррекционной работы с сиблингами детей с было реализовано следующие цели: 1) учебные: получение информации об особенностях недостатки сиблингами; осознание его потребностей; формирование навыков эффективного взаимодействия с сиблингами;2) индивидуальные: снятие эмоционального напряжения; повышение самооценки; совершенствование коммуникативных умений; развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.Для реализации поставленных целей в рамках психокоррекционной работы были использованы следующие методы коррекционного воздействия: элементы игровой терапии, отдельные техники системно-семейной психотерапии (семейная расстановка и т.п.), элементы арттерапии, психоедукацийни элементы, элементы тренинга коммуникативных навыков и техники личностного роста. При этом максимально были использованы индивидуальный подход, заключавшийся в учете труда каждого участника группы.ЗаключениеКурсовая работа посвящена исследованию особенностей психосоциального развития сиблингов детей с нарушением развития. Проведено теоретическое обобщение и исследовано влияния взаимоотношений с инвалидам сиблингами на формирование личностных черт, самоотношение, поведенческих особенностей детей младшего школьного возраста. Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы: Изучение специфики развития, поведения ребенка должно происходить в семейном контексте. Именно семейный подход позволит исследовать этимологию личностных нарушений у ребенка, выработать четкие критерии для выявления детско-родительских конфликтов, оценка нарушений ролей «материнства» и «отцовства», влияния ребенка на родителей и функционирования семьи в целом, а также оценить баланс интеграционных и дезинтеграционных процессов семейной жизни. В этом контексте значимым является анализ позиции ребенка в структуре семьи.Проведен психологический анализ феномена сиблинговои позиции ребенка в семье позволяет утверждать, что позиция сиблингами, особенности восприятия ребенком своего статуса в семье, попытки найти свою неповторимую идентичность, нишу в семье есть хоть и не абсолютными, но весомыми детерминантами становления подрастающего личности.Значительные психотравматических переживания для всей семьи влечет рождение особого ребенка, или вступления в тяжелой психофизической недостатки. Психологические осложнения при этом могут проявляться в нарушении семейных отношений, ролевых изменениях членов семьи, изменении воспитательных стратегий по здоровых детей, нарушении социального функционирования семьи. Эти факторы, а также нарушение взаимоотношений с инвалидам сиблингами, приводят к дисгармонизации психосоциального развития ребенка, нуждающегося своевременной диагностики и проведения соответствующих психокоррекционных мероприятий.В результате проведенного эмпирического исследования подтверждена гипотеза о том, что сиблинги детей с нарушением развития переживают значительные эмоциональные и психосоциальные проблемы, которые неоднозначно (преимущественно отрицательно) влияют на их личностное развитие, формирование самосознания и социальную адаптацию. Выяснено, что народження ребенка с НР здоровьяи сиблинги переживают как психотравмв. Травматические переживания вызывает внешний вид сиблингами, его физический или умственный недостаток, отношение к нему окружитения.Среди факторов, которые больше всего влияют на эмоциональный аспект взаимоотношений с инвалидам сиблингами выделено сиблинг-позицию, пол обоих детей, внешнее проявление инвалидности, тяжесть нарушения развития, наличие разницы в отношении родителей к детям, психологический климат в семье. старшие сиблингы чаще испытывают чувство жалости и ответственности чем моложе, что приводит к увеличению у них личностной тревожности. Братья чаще, чем сестры детей сНР переживают ревность, стыд, жалость, злость и обиду на своих сиблингов. Тяжесть нарушения физического развития сиблингами влияет на рост чувства вины, стыда, злобы и страха у здоровых детей.Установлено, что самым большим препятствием для гармоничных отношений является умственные недостатки инвалида сиблингами.Установлено, что самооценка сиблингов детей с НР ниже, чем у их сверстников по показателям "самооценка характера" и "самооценка внешности". Ее характеризует больше различие между Я-реальным и Я-идеальным.Анализ характерологических черт сиблингов детей с показывает, что они эмоционально чувствительны, у них более развита эмпатия, способность понимать других людей и сопереживать, чем в сиблингов здоровых детей. К адаптивным чертамусиблингов детей с нарушением развития принадлежит высший самоконтроль. Они лучше понимают социальные нормы и имеют более высокий уровень саморегуляции. К дезадаптационных чертам относится тревожность, обидчивость, доминирующая склонность к чувству вины, раздражительность, склонность к подавленному настроению.Выяснены особенности невротических показателей сиблингов детей с. Установлено значимые различия между такими показателями как астения, вегетативные расстройства, нарушения сна и тревожность. Они выше в сиблингов детей с НР, чем в сиблингов здоровых детей.Список использованной литературыBedford VH. Sibling relationship troubles and well-being in middle and old age. Family Relations: Interdisciplinary Journal of Applied Family Studies. 1998. Vol. 47. P. 369-378. Feinberg ME, Hetherington TM Sibling differentiation in adolescence: Implications for behavioral genetic theory. Child Development. 2000. Vol. 71 (6). P. 1512-1524. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. Москва: МПСИ, 2000. 416 с. Авдеева, Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте. [Текст] / Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 117-122.Адлер А. Воспитание детей: взаимодействие полов / пер. с англ. А.А. Валеева, Р. Валеевой. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 448 с. Алмазова А.В. Привязанность к матери как фактор взаимоотношений взрослых сиблингов: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13; МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 2015. 199 с. Ахиллес, И. Моя сестра — с ограниченными возможностями / И. Ахиллес, К. Шли. — М., 2001. — 16 с.Баландина Л.Л., Силина Е.А. Особенности взаимоотношений с сиблингами и сверстниками у детей из многодетных и однодстных семей. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 4 (12). Белкина, В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей. Учебное пособие. [Текст] / В.Н. Белкина; Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2004.Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 512 с.Богданова, Г. А. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников / Г. А. Богданова, Н. Н. Мазурова // Дефектология. — 1998.—№ 3.— С. 25—32.Бразгун Т.Н. Диагностика межличностных отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2017. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-mezhlichnostnyh-otnosheniy-v-semyah-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 07.04.2021).Бретт, Д. Жила была девочка, похожая на тебя / Д. Бретт. — М.: Независимая фирма «Класс», 1996. — 224 с.Бурлакова, Н. С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. — М.: Ин т общегуманит. исследова ний, 2001. — 352 с.Бурлачук, Л. Ф. Словарь справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Мо розов. — СПб.: Питер, 2000. — 520 с.Валитова, И. Е. Взаимоотношения в семье между сиблингами, один из которых - ребенок с особенностями в развитии / И. Е. Валитова // Мир психологии. – 2006. – № 4(48). – С. 55-67.Валитова, И. Е. Индивидуальный путь женщины, имеющей ребенка с нарушениями в развитии / И. Е. Валитова // Индивидуальность в современном мире. — Смоленск, 1999. — С. 165—171.Валитова, И.Е. Взаимоотношения в семье между сиблингами, один из которых – ребенок с особенностями в развитии. [Текст] / Мир психологии. – 2006. – № 4. – С. 55-67.Винникотг Д.В. Разговор с родителями / пер. с англ. М.Н. Почукаевой, В.В. Тимофеева. Москва: Не-зависимаяфирма «Класс», 1997. 112 с. Джайнотт, Дж. Родители и дети / Дж. Джайнотт. — М.: Знание, 1986. — 96 с.Добсон, Дж. Непослушный ребенок: Пер. с англ. – 5-е изд. [Текст] / Дж. Добсон; СПб.: Мирт, 2000. – 220 с.Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. -176 с.Дружинин, В.Н. Психология семьи. [Текст] / В.Н. Дружинин; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. [Текст] / А.И. Захаров; М.: ЭКСМО-Пресс, - 2000.Зырянова Н.М. Ранние сиблинговые исследования. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2008. № 2 (2). URL: http://psystudy.ru (датазвернення: 18.12.2018). Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009.- 576 с.Киллили, М. История о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь / М. Кил лили. — СПб.: Питер Ком, 1998. — 288 с.Ковалев, А. Г. Психология семейного воспитания / А. Г. Ковалев. — Минск: Народная асвета, 1980. — 256 с.Козлова И.Е. Особенности сиблинговых отношений в двухдетных семьях. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 4 (12). URL: http: // psystudy. ги (датазвсрнсння: 18.12.2018). Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб., 2000. — 992 с.Крайг, Г. Психология развития. [Текст] / Г. Крайг; СПб., 2000. – 992 с.Крупник IP Проблемы исследования особенностей представлений о будущем семейную жизнь детей из семей трудовых мигрантов. Научный вестник Херсонского государственного университета. Серия «Психологические науки». Херсон, 2016. Вып. 1. Т. 1. С. 146-150. Левакова, Е. М. Особенности взаимоотношений сиблингов в семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. М. Левакова // Интернаука. – 2017. – № 11-1(15). – С. 53-55.Леонидова, Б. Л. Когда их двое / Б. Л. Леонидова. — М.: Знание, 1990. — 93 с.Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. -М.: Наука, 1989. - 114 с.Миколайчук М.И. Особенности психосоциального развития сиблингов детей с нарушением развития: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07; Львовский национальный ун-т им. Ивана Франко. Львов, 2007. 214 с. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - Киев: Лыбидь, 1990. -196 с.Осницкий, А. К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «фильм теста» Рене Жиля / А. К. Осницкий // Вопр. психологии. — 1997.—№ 1.— С. 52—62.Посвистак А.А. Теоретико-исторические основы психологии семьи. Хмельницкий: ХНУ, 2017. 402 с. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во МГУ, 1987.- 90 с. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 280 с.Ткачева, В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. — 1998. —№ 4. — С. 40—44.Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. Пер. с англ. Москва: КСП +, 1997. 720 с. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. Москва: Педагогика, 1989. 160 с. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. — М.: Педагогика, 1989. — 160 с.Хорош, С. М. Влияние родителей на раннее развитие слепого ребенка / С. М. Хорош // Дефектология. — 1991. —№ 3.— С. 88—93.Черткова Ю.Д., Каленова Н.В. Представление о различиях между старшими и младшим сиблингами. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. № 4 (6). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 18.12.2018). Шилов, И. Ю. Фамилистика: (Психология и педагогика семьи): Практикум для вузов / И. Ю. Шилов. — СПб.: Петрополис, 2000. — 416 с.Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер,И. В. Добряков, И. М. Никольская. — СПб.: Речь, 2003. — 336 с.Юн, Г. Дети с отклонениями / Г. Юн // Родители о своих детях. — Кишинев: Штиинца, 1987. — 175 с.Юхимук, О. М. Изменение позиции ребенка в семье после рождения младшего сиблинга / О. М. Юхимук // Современные исследования актуальных проблем психологии «НИРС 2002»: Сб. науч. раб. — Брест, 2002. — С. 70— 72.
2. Feinberg ME, Hetherington TM Sibling differentiation in adolescence: Implications for behavioral genetic theory. Child Development. 2000. Vol. 71 (6). P. 1512-1524.
3. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. Москва: МПСИ, 2000. 416 с.
4. Авдеева, Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте. [Текст] / Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 117-122.
5. Адлер А. Воспитание детей: взаимодействие полов / пер. с англ. А.А. Валеева, Р. Валеевой. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 448 с.
6. Алмазова А.В. Привязанность к матери как фактор взаимоотношений взрослых сиблингов: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13; МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 2015. 199 с.
7. Ахиллес, И. Моя сестра — с ограниченными возможностями / И. Ахиллес, К. Шли. — М., 2001. — 16 с.
8. Баландина Л.Л., Силина Е.А. Особенности взаимоотношений с сиблингами и сверстниками у детей из многодетных и однодстных семей. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 4 (12).
9. Белкина, В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей. Учебное пособие. [Текст] / В.Н. Белкина; Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2004.
10. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 512 с.
11. Богданова, Г. А. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников / Г. А. Богданова, Н. Н. Мазурова // Дефектология. — 1998.—№ 3.— С. 25—32.
12. Бразгун Т.Н. Диагностика межличностных отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2017. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-mezhlichnostnyh-otnosheniy-v-semyah-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 07.04.2021).
13. Бретт, Д. Жила была девочка, похожая на тебя / Д. Бретт. — М.: Независимая фирма «Класс», 1996. — 224 с.
14. Бурлакова, Н. С. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. — М.: Ин т общегуманит. исследова ний, 2001. — 352 с.
15. Бурлачук, Л. Ф. Словарь справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Мо розов. — СПб.: Питер, 2000. — 520 с.
16. Валитова, И. Е. Взаимоотношения в семье между сиблингами, один из которых - ребенок с особенностями в развитии / И. Е. Валитова // Мир психологии. – 2006. – № 4(48). – С. 55-67.
17. Валитова, И. Е. Индивидуальный путь женщины, имеющей ребенка с нарушениями в развитии / И. Е. Валитова // Индивидуальность в современном мире. — Смоленск, 1999. — С. 165—171.
18. Валитова, И.Е. Взаимоотношения в семье между сиблингами, один из которых – ребенок с особенностями в развитии. [Текст] / Мир психологии. – 2006. – № 4. – С. 55-67.
19. Винникотг Д.В. Разговор с родителями / пер. с англ. М.Н. Почукаевой, В.В. Тимофеева. Москва: Не-зависимаяфирма «Класс», 1997. 112 с.
20. Джайнотт, Дж. Родители и дети / Дж. Джайнотт. — М.: Знание, 1986. — 96 с.
21. Добсон, Дж. Непослушный ребенок: Пер. с англ. – 5-е изд. [Текст] / Дж. Добсон; СПб.: Мирт, 2000. – 220 с.
22. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. -176 с.
23. Дружинин, В.Н. Психология семьи. [Текст] / В.Н. Дружинин; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
24. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. [Текст] / А.И. Захаров; М.: ЭКСМО-Пресс, - 2000.
25. Зырянова Н.М. Ранние сиблинговые исследования. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2008. № 2 (2). URL: http://psystudy.ru (датазвернення: 18.12.2018).
26. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009.- 576 с.
27. Киллили, М. История о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь / М. Кил лили. — СПб.: Питер Ком, 1998. — 288 с.
28. Ковалев, А. Г. Психология семейного воспитания / А. Г. Ковалев. — Минск: Народная асвета, 1980. — 256 с.
29. Козлова И.Е. Особенности сиблинговых отношений в двухдетных семьях. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 4 (12). URL: http: // psystudy. ги (датазвсрнсння: 18.12.2018).
30. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб., 2000. — 992 с.
31. Крайг, Г. Психология развития. [Текст] / Г. Крайг; СПб., 2000. – 992 с.
32. Крупник IP Проблемы исследования особенностей представлений о будущем семейную жизнь детей из семей трудовых мигрантов. Научный вестник Херсонского государственного университета. Серия «Психологические науки». Херсон, 2016. Вып. 1. Т. 1. С. 146-150.
33. Левакова, Е. М. Особенности взаимоотношений сиблингов в семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. М. Левакова // Интернаука. – 2017. – № 11-1(15). – С. 53-55.
34. Леонидова, Б. Л. Когда их двое / Б. Л. Леонидова. — М.: Знание, 1990. — 93 с.
35. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. -М.: Наука, 1989. - 114 с.
36. Миколайчук М.И. Особенности психосоциального развития сиблингов детей с нарушением развития: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07; Львовский национальный ун-т им. Ивана Франко. Львов, 2007. 214 с.
37. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - Киев: Лыбидь, 1990. -196 с.
38. Осницкий, А. К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «фильм теста» Рене Жиля / А. К. Осницкий // Вопр. психологии. — 1997.—№ 1.— С. 52—62.
39. Посвистак А.А. Теоретико-исторические основы психологии семьи. Хмельницкий: ХНУ, 2017. 402 с.
40. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 90 с.
41. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 280 с.
42. Ткачева, В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. — 1998. —№ 4. — С. 40—44.
43. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. Пер. с англ. Москва: КСП +, 1997. 720 с.
44. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. Москва: Педагогика, 1989. 160 с.
45. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. — М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
46. Хорош, С. М. Влияние родителей на раннее развитие слепого ребенка / С. М. Хорош // Дефектология. — 1991. —№ 3.— С. 88—93.
47. Черткова Ю.Д., Каленова Н.В. Представление о различиях между старшими и младшим сиблингами. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. № 4 (6). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 18.12.2018).
48. Шилов, И. Ю. Фамилистика: (Психология и педагогика семьи): Практикум для вузов / И. Ю. Шилов. — СПб.: Петрополис, 2000. — 416 с.
49. Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер,И. В. Добряков, И. М. Никольская. — СПб.: Речь, 2003. — 336 с.
50. Юн, Г. Дети с отклонениями / Г. Юн // Родители о своих детях. — Кишинев: Штиинца, 1987. — 175 с.
51. Юхимук, О. М. Изменение позиции ребенка в семье после рождения младшего сиблинга / О. М. Юхимук // Современные исследования актуальных проблем психологии «НИРС 2002»: Сб. науч. раб. — Брест, 2002. — С. 70— 72.
Вопрос-ответ:
Что такое сиблинговая позиция?
Сиблинговая позиция - это понятие из психологического анализа, которое описывает отношение и взаимодействие между братьями и сестрами. В контексте детей с нарушением развития, сиблинговая позиция может означать специфические особенности общения и взаимодействия между ними.
Какие научные подходы используются для анализа проблемы сиблингового взаимодействия?
Для анализа проблемы сиблингового взаимодействия используются различные научные подходы, включая психологический, педагогический и социологический подходы. Психологический подход помогает понять эмоциональные и психологические аспекты отношений между сиблингами с нарушением развития. Педагогический подход направлен на разработку методик и стратегий обучения и взаимодействия сиблингов. Социологический подход позволяет анализировать социальные аспекты сиблинговых отношений в контексте общества.
Какие особенности сиблинговых отношений у детей с нарушением развития?
Сиблинговые отношения у детей с нарушением развития могут иметь свои особенности. Например, дети с нарушением развития могут иметь более интенсивные эмоциональные связи с братьями и сестрами. Они также могут проявлять большую заботу и ответственность по отношению к своим сиблингам. Однако, такие отношения могут также сопровождаться конфликтами и напряженностью из-за различий в развитии и потребностях между детьми.
Как было проведено экспериментальное исследование отношения сиблингов с детьми с нарушением развития?
Экспериментальное исследование отношения сиблингов с детьми с нарушением развития было проведено с использованием различных методов и организации исследования. Дети с нарушением развития были разделены на группы с разной степенью тяжести нарушения. Затем, исследователи наблюдали и анализировали взаимодействие и коммуникацию между сиблингами в различных ситуациях. Были также проведены интервью и опросы с детьми и их родителями для получения дополнительной информации о сиблинговых отношениях.
Какие факторы влияют на отношения сиблингов с детьми с нарушением развития?
Факторы, влияющие на отношения сиблингов с детьми с нарушением развития, могут быть различными. Важную роль играют возрастная разница между детьми, степень нарушения развития, семейная среда, воспитание и понимание родителями особенностей каждого ребенка. Также влияние оказывает общение с родителями, поддержка и внимание, которые получают дети. Взаимодействие и взаимопонимание между сиблингами может быть улучшено с помощью различных программ и методик.
Какие подходы используются для анализа проблемы сиблингового взаимодействия?
Для анализа проблемы сиблингового взаимодействия с детьми с нарушением развития применяются различные научные подходы. Один из них – сравнительный анализ отношений сиблингов с детьми без нарушений развития. При этом выявляются особенности и отличия во взаимодействии и взаимоотношениях сиблингов разных групп. Также используются качественные и количественные методы исследования, а также наблюдение и анализ поведения детей в различных ситуациях.
Какие основные особенности отношений сиблингов с детьми с нарушением развития?
Основные особенности отношений сиблингов с детьми с нарушением развития – это целостность отношений, взаимопонимание, сопереживание и поддержка. Дети с нарушением развития могут испытывать трудности в социальном взаимодействии, поэтому роль сиблингов в их жизни очень важна. Сиблинги могут быть как партнерами в игре и общении, так и помощниками в выполнении различных задач. Взаимодействие сиблингов влияет на самооценку и самовосприятие детей с нарушением развития.
Почему стоит изучать отношения сиблингов с детьми с нарушением развития?
Изучение отношений сиблингов с детьми с нарушением развития имеет важное значение для понимания влияния братьев и сестер на развитие и благополучие детей с особыми потребностями. Это помогает разработать эффективные методы поддержки и интервенции, а также создать условия для полноценного развития всех детей в семье.
Каковы особенности отношений сиблингов с детьми с нарушением развития?
Отношения сиблингов с детьми с нарушением развития отличаются от обычных семейных взаимодействий. Возможно, появляется больше заботы и ответственности со стороны братьев и сестер, а также особая динамика взаимодействия. Это может влиять как на братьев и сестер, так и на ребенка с нарушением развития.
Какие методы и организация использовались в экспериментальном исследовании отношений сиблингов с детьми с нарушением развития?
В экспериментальном исследовании использовались разные методы: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ документации. Организация исследования включала сбор данных о сиблингах и детях с нарушением развития, анализ отношений между ними и выявление особенностей взаимодействия.
Какие научные подходы применяются при анализе проблемы сиблингового взаимодействия?
При анализе проблемы сиблингового взаимодействия применяются различные научные подходы, такие как психологический, социологический, педагогический. Каждый из них позволяет рассмотреть отношения сиблингов с детьми с нарушением развития с разных точек зрения и выявить различные аспекты данной проблемы.