Особенности распределения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ
Заказать уникальный реферат- 30 30 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 14.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие бюджетной системы страны, ее значение и функции 5
2. Особенности построения механизмов наполнения бюджетной системы России 12
3. Направления совершенствования механизмов наполнения бюджета России 17
Заключение 20
Список использованной литературы 22
На текущий момент четко определены полномочия возможности каждого уровня субъекта бюджетного федерализма в Российской Федерации.На следующий уровень бюджетного управления – уровень регионов Российской Федерации, были переданы вполне конкретные полномочия и обязанности. Их можно охарактеризовать следующим образом. Существуют виды расходови обязательно государства, которые должны исполняться на всей территории Российской Федерации, но при этом эти обязательства не настолько важны, чтобы быть единообразными на всей территории страны. Именно такие обязательства берёт на себя местное самоуправление, реализуя их в соответствии с местными особенностямиконкретного субъекта федерации и муниципального образования.3.Направления совершенствования механизмов наполнения бюджета РоссииКлючевой проблемой в механизмах формирования бюждетных жоходов России можно считать появление существенной разницы между возможностями бюджетов различных уровней, и в первую очередь - между уровнем доходов и расходов в различных регионах Российской Федерации, так, например, размер валового регионального продукта в расчете на одного жителя в 2003 году различался в 2,2 раза, при чём разница между различными регионами нарастала всё более и более стремительными темпами. То есть увеличилась не только сама разница, но и темпы наращивания этой разницы. Было ясно, что просто за счет механизма перераспределения средств федерального бюджета исправить ситуацию не удастся. Именно это привело к тому, что начала формироваться современная система бюджетного устройства Российской Федерации.Структурные проблемы российской бюджетной системы кроются в первую очередь в механизмах и принципах распределения полномочий в вопросах каким образом наполняются иисполняютсябюджеты различных уровней. В нашей стране традиционно считается, что имеет место бюджетный федерализм, однако фактически доходы, которыми располагают региональные и особенное местные органы власти крайне невелики. В подавляющем большинстве случаев они оказывается в зависимости от федерального бюджета, который может выделить, а может и не выделить соответствующие средства. При этом необходимо отметить, что вразвитых странах Европы имеется совершенно иная система, обеспечивающие региональным и местным бюджетам высокий уровень доходов, позволяющий решать возникающие вопросы или существенно более широкими полномочиями, чем это принято в Российской Федерации.Такое перераспределение доходов приводит к тому, что значительные суммы аккумулируются в федеральном бюджете, иуже через него начинают перераспределяться между различными регионами страны. Такая система принципиально не соответствует механизмам формирования и использования бюджета, принятым в развитых странах Европы. Вполне вероятно, что увеличение реального бюджетного федерализма, увеличение доходов регионов и органов местного самоуправления, а вместе с этим и наделение дополнительными полномочиями, а значит и обязанностями, позволяющих эффективно использовать бюджетные средства в Российской Федерации.Кроме указанных структурных диспропорций проблемы бюджетной системы часто относят множества различных факторов. Перечислим некоторые из них.Во-первых, расходы на поддержание стимулировании экономического развития, на развитие ключевых отраслей, обеспечивающих долгосрочная конкурентоспособность, таких как здравоохранение, образование, наука, является достаточно малая часть государственного бюджета.Во-вторых, часто складывается ситуация, когда эффективность бюджетных расходов оказывается слишком низкой. Финансово-экономическое обоснование будущих расходов, которая может часто ложится в основу крупных федеральных проектов, часто проводится на совершенно недостаточном уровне. К сожалению, здесь вопрос часто даже не в квалификации исполнителя, а в отсутствие реального механизма контроля и проверки того, какие проекты финансируются из государственного бюджета, каким образом осуществляется отбор и реализация этих проектов.Доходная часть Российской Федерации состоит из нефтегазовых доходов, что говорит о необходимости повышения размеров других источников доходов в формировании бюджета.ЗаключениеСовременное государство не может существовать без формирования единого общегосударственного фонда финансовых ресурсов – государственного бюджета. Именно он позволяет государству финансировать свои расходы и выполнять свои основные функции. Можно даже говорить о том, что государство начало формироваться именно тогда, когда появился общий запас ресурсов, и вокруг него начала формироваться иерархия власти, главной задачей которой становилось наполнение этого фонда и распределение накопленных средств. В Российской Федерации, отличие от других стран, значительная часть финансовых потоков аккумулируется в федеральном бюджете, а затем, с учётом территориальных особенностей, возвращается субъектам Российской Федерации уже в виде различного рода межбюджетных трансфертов. Это говорит о том, что федеральный бюджет Российской Федерации играет ключевую роль в развитии экономики государства. Это принципиально важно для развития страны именно в тот момент, когда имеет место существенная разница в качестве экономического развития территорий.Надо помнить о том, что обывательское понятие «государственный бюджет» несколько обманчиво. В отличие от общепринятого представления, бюджет не является единовременно собранным запасом средств. Бюджет – это единый план, в соответствии с которым формируются все доходы государства, а также финансируется все его расходы, с целью исполнения стоящих перед государством задачи.Бюджетные отношения возникают между группой участников: федеральными органами власти, региональными органами власти и местного управления, а также всеми организациямии физическимилицами. За счет отчислений организаций и частных лиц и формируются бюджеты всех уровнейИменно за счет государственного бюджета исполняется основные функции, задачи, стоящие перед государством. Через государственный бюджет в той или иной форме финансируется медицина, образование, социальные расходы, осуществляется поддержка мероприятий направленных на увеличение темпов экономического роста.Процесс формирования бюджетной системы России велся с момента прекращения существования СССР, и состоял из нескольких этапов. Тем не менее, следует отметить, что высокая централизация бюджетных доходов и расходов, характерная для унитарной бюджетной системы СССР, сохранилась в России. Возможно, одним из вариантов дальнейшего развития бюджетной системы России будет являться увеличение роли региональных и местных бюджетов, их доходов и, следовательно, расходов - это может увеличить эффективность использования средств. Именно на местном уровне решаются многие ключевые проблемы экономики России, поддержка малого и среднего бизнеса, организация мероприятий, связанных с улучшением жизни конкретных жителей Российской Федерации на местах, а значит и с ростом качества жизни в целом в стране.Список использованной литературы"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018 - №31. - Ст.3823.Федеральный закон от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" // Электронный ресурс, https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71725896/Министерство финансов РФ: Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2019 год // Электронный ресурс, https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/02_Ispolnenie_federalnogo_budzheta_za_2019_god.pdfМинистерство Финансов РФ: Пояснительная записка к отчету об исполнении федерального бюджета 2017 года // https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/17/Минфин: Резервный фонд // https://www.minfin.ru/ru/perfomance/reservefund/statistics/volume/Минфин: Фонд национального благосостояния, // URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/statistics, Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Кнорус, 2017. - 672 с.Ильин В. В. Повышение эффективности бюджетных расходов // Финансы. 2014. № 1. C. 14–17.Крылов Г. З. О программном бюджете во Франции // Финансовый журнал Академии Бюджета и Казначейства. 2016. № 8. C. 68–71Лагутин И.Б. Актуальные проблемы теории и практики государственного регионального бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. - 2016. - № 9. - С. 17 - 21.Бюджет России 2018 в цифрах // http://investorschool.ru/byudzhet-rossii-2018-v-cifraxМинфин назвал среднюю цену нефти Urals в 2018 году // «Российская газета», 29.12.2018, https://rg.ru/2018/12/29/minfin-nazval-sredniuiu-cenu-nefti-urals-v-2018-godu.htmlНовоселова, А. А. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета / А. А. Новоселова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 1-3. - С. 110-112.Профицит Федерального бюджета в 2019 году составит 1,932 трлн. рублей // Электронный ресурс, ТАСС, 25.09.2019, https://tass.ru/ekonomika/5601492Росстат нашел выход из рецесссии // Ведомости, 02.02.2017, Электронный ресурс, https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/02/02/675861-rosstat-retsessiiСелезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2016. - 448 с.Вести Экономики: Рост ВВП РФ в ноябре замедлился // Электронный ресурс, 19.12.2018, https://www.vestifinance.ru/articles/112117ФАС: Современное антимонопольное законодательство недостаточно эффективно для цифровой экономики // Экспертный центр электронного государства. (http://d-russia.ru/fas-sovremennoeantimonopolnoe-zakonodatelstvo-nedostatochno-effektivno-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.html
1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018 - №31. - Ст.3823.
1.
2. Федеральный закон от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" // Электронный ресурс, https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71725896/
3. Министерство финансов РФ: Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 20189 год // Электронный ресурс, https://www.minfin.ru/common/upload/library/ 2019/04/main/02_Ispolnenie_federalnogo_budzheta_za_20198_god.pdf
4. Министерство Финансов РФ: Пояснительная записка к отчету об исполнении федерального бюджета 2017 года // https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/17/
5. Минфин: Резервный фонд // https://www.minfin.ru/ru/perfomance/reservefund/statistics/volume/
6. Минфин: Фонд национального благосостояния, // URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/statistics,
7.
8. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Кнорус, 2017. - 672 с.
9. Ильин В. В. Повышение эффективности бюджетных расходов // Финансы. 2014. № 1. C. 14–17.
10. Крылов Г. З. О программном бюджете во Франции // Финансовый журнал Академии Бюджета и Казначейства. 2016. № 8. C. 68–71
11. Лагутин И.Б. Актуальные проблемы теории и практики государственного регионального бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. - 2016. - № 9. - С. 17 - 21.Бюджет России 2018 в цифрах // http://investorschool.ru/byudzhet-rossii-2018-v-cifrax
12. Минфин назвал среднюю цену нефти Urals в 2018 году // «Российская газета», 29.12.2018, https://rg.ru/2018/12/29/minfin-nazval-sredniuiu-cenu-nefti-urals-v-2018-godu.html
13. Новоселова, А. А. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета / А. А. Новоселова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 1-3. - С. 110-112.
14. Профицит Федерального бюджета в 2019 году составит 1,932 трлн. рублей // Электронный ресурс, ТАСС, 25.09.2019, https://tass.ru/ekonomika/5601492
15. Росстат нашел выход из рецесссии // Ведомости, 02.02.2017, Электронный ресурс, https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/02/02/675861-rosstat-retsessii
16. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2016. - 448 с.Вести Экономики: Рост ВВП РФ в ноябре замедлился // Электронный ресурс, 19.12.2018, https://www.vestifinance.ru/articles/112117
17. ФАС: Современное антимонопольное законодательство недостаточно эффективно для цифровой экономики // Экспертный центр электронного государства. (http://d-russia.ru/fas-sovremennoeantimonopolnoe-zakonodatelstvo-nedostatochno-effektivno-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.html
3.
4. Афанасьев М. П., Алехин Б. И. Программный бюджет: цели, классификация и принципы построения // Финансовый журнал Академии Бюджета и Казначейства. 2010. № 3. C. 5–18.
5. Богачева О. В., Лавров А. М. Международный опыт программного бюджетирования // Финансы. 2010. № 12. C. 4–14
6. Бюджет России 2018 в цифрах // http://investorschool.ru/byudzhet-rossii-2018-v-cifrax
7. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018), статья 28 // Электронный ресурс, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/055a71948dbf2a4fc2478437cd89cd864ee8e6e5/
8. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.: Издательство – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 344 с
9. Вести Экономики: Рост ВВП РФ в ноябре замедлился // Электронный ресурс, 19.12.2018, https://www.vestifinance.ru/articles/112117
10. Ильин В. В. Повышение эффективности бюджетных расходов // Финансы. 2011. № 1. C. 14–17.
11. Краснокутский, П. А. Развитие тенденций кластеризации в мировой экономике в контексте глобализации и регионализации / П. А. Краснокутский // Вестник Дон. гос. техн. университета. ― 2013. ― № 3‒4 (72–73). ― С. 134–142.
12. Крылов Г. З. О программном бюджете во Франции // Финансовый журнал Академии Бюджета и Казначейства. 2010. № 8. C. 68–71
13. Министерство Финансов РФ: Пояснительная записка к отчету об исполнении федерального бюджета 2017 года // https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/17/
14. Минфин назвал среднюю цену нефти Urals в 2018 году // «Российская газета», 29.12.2018, https://rg.ru/2018/12/29/minfin-nazval-sredniuiu-cenu-nefti-urals-v-2018-godu.html
15. Минфин: Резервный фонд // https://www.minfin.ru/ru/perfomance/reservefund/statistics/volume/
16. Минфин: Фонд национального благосостояния, // URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/statistics,
17. Профицит Федерального бюджета в 2019 году составит 1,932 трлн. рублей // Электронный ресурс, ТАСС, 25.09.2019, https://tass.ru/ekonomika/5601492
18. Росстат нашел выход из рецесссии // Ведомости, 02.02.2017, Электронный ресурс, https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/02/02/675861-rosstat-retsessii
19. Саранцев В. Н. Место аудита эффективности в сфере использования бюджетных средств // Финансы. 2010. № 1. C. 8–11.
20. ТАСС: Темпы роста ВВП Китая в третьем квартале 2018 года замедлились до 6,5% годовых // Электронный ресурс, 19.10.2018 https://tass.ru/ekonomika/5693747
21. ФАС: Современное антимонопольное законодательство недостаточно эффективно для цифровой экономики // Экспертный центр электронного государства. (http://d-russia.ru/fas-sovremennoeantimonopolnoe-zakonodatelstvo-nedostatochno-effektivno-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.html
22. Федеральная служа государственной статистики: Индекс цен за 2018 год // Электронный ресурс, http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/rates/79a3cc004a41fc37bdd8bf78e6889fb6
23. Федеральная служба государственной статистики РФ, отчет о структуре инвестиций в основной капитал // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/invest/tab_inv-vf.htm
24. Финмаркет: «Инвестиции в основной капитал в РФ за 9 месяцев увеличились на 4,2% -Росстат» // Финмаркет, https://fomag.ru/news-streem/investitsii_v_osnovnoy_kapital_v_rf_vyrosli_za_9_mes_18g_na_4_1_g_g_rosstat/
25. Чистый отток капитала в 2018 году вы рос в 2,7 раза // Интерфакс: Экономика. Электронный ресурс, https://www.interfax.ru/business/646567
Вопрос-ответ:
Что такое бюджетная система и каково ее значение и функции?
Бюджетная система - это система финансового управления государства, включающая все уровни бюджетов и их взаимосвязь. Ее основная функция - обеспечение финансовых ресурсов для реализации государственных программ и задач. Бюджетная система выполняет такие функции, как планирование, учет, контроль и распределение доходов и расходов государства.
Как построены механизмы наполнения бюджетной системы России?
Механизмы наполнения бюджетной системы России строятся на основе принципа распределения доходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы. Главными источниками доходов государственного бюджета являются налоги, акцизы, пошлины и другие обязательные платежи. Распределение доходов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями осуществляется с учетом принципов бюджетного федерализма.
Какие направления совершенствования механизмов наполнения бюджета России существуют?
Для совершенствования механизмов наполнения бюджета России предлагаются различные направления. Одно из них - это увеличение доли неналоговых доходов в бюджетной системе, таких как доходы от продажи государственного имущества или заработной платы государственных служащих. Другое направление - это совершенствование налоговой системы, в том числе уменьшение числа налоговых льгот и увеличение налоговых ставок. Также важным направлением является укрепление налоговой базы и борьба с налоговыми уклонистами.
Какие полномочия имеют уровни бюджетного федерализма в России?
На текущий момент полномочия уровней бюджетного федерализма в России четко определены. Федеральный уровень имеет полномочия в области установления и изменения налоговых ставок, определения распределения налоговых доходов между различными уровнями и т.д. Региональный уровень имеет полномочия в области установления региональных налогов и сборов, а также ведет учет и контроль за доходами и расходами своего бюджета. Муниципальные образования имеют право налоговой и финансовой автономии, то есть могут устанавливать собственные налоги и сборы в пределах установленных законом.
Что такое бюджетная система и каково ее значение?
Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, которые находятся в действии на территории страны, и всех органов, участвующих в их формировании и исполнении. Значение бюджетной системы заключается в том, что она является основой для финансового планирования и управления государственными финансами, а также обеспечивает реализацию социально-экономической политики государства.
Какие функции выполняет бюджетная система?
Бюджетная система выполняет несколько функций. Во-первых, она финансирует государственные программы и проекты, такие как здравоохранение, образование, социальная защита и т.д. Во-вторых, она контролирует доходы и расходы государства, обеспечивая прозрачность и ответственность в управлении бюджетными средствами. В-третьих, она регулирует экономические процессы в стране и способствует устойчивому развитию.
Каким образом осуществляется наполнение бюджетной системы России?
Механизмы наполнения бюджетной системы России основываются на двух основных источниках доходов: налогах и неналоговых поступлениях. Налоговые поступления включают налоги на прибыль, налоги на доходы физических лиц, НДС и другие налоги. Неналоговые поступления включают платежи за пользование природными ресурсами, платежи за лицензии, сборы с государственных и муниципальных предприятий и другие.
Какие направления совершенствования механизмов наполнения бюджета России можно выделить?
Совершенствование механизмов наполнения бюджета России может быть направлено на улучшение налогового администрирования, борьбу с теневой экономикой, развитие инновационного сектора экономики, увеличение эффективности расходования бюджетных средств, развитие рынка государственного и муниципального долга и другие меры, способствующие увеличению доходов государства.
Что такое бюджетная система и каково ее значение?
Бюджетная система - это совокупность связанных институтов, процедур и правил, которые регулируют процесс формирования, исполнения и контроля бюджета. Она играет ключевую роль в экономической жизни страны, обеспечивая финансовую устойчивость и развитие государства.
Какие функции выполняет бюджетная система?
Бюджетная система выполняет несколько функций, включая финансовую функцию (сбор и распределение доходов), регулирующую функцию (регулирование экономических процессов), распределительную функцию (распределение доходов и расходов) и социально-экономическую функцию (реализация социально-экономической политики государства).
Как механизмы наполнения бюджетной системы России строятся?
Механизмы наполнения бюджетной системы России строятся на основе сбора налогов, взносов и других обязательных платежей от физических и юридических лиц. Основные источники доходов - налоги на прибыль и доходы, НДС, акцизы, налоги на имущество и землю.
Какие направления совершенствования механизмов наполнения бюджета России существуют?
Существует несколько направлений совершенствования механизмов наполнения бюджета России. Важно улучшать налоговую политику, снижать теневую экономику, развивать инвестиционную деятельность, усиливать контроль за исполнением бюджета, совершенствовать бюджетный механизм в целом.