Формирование математических представлений дошкольников в продуктивной деятельности

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 53 53 страницы
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 15.05.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования математических представлений дошкольников в продуктивной деятельности 6
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста 6
1.2. Формирование математических основ у детей дошкольного возраста 10
1.3. Особенности продуктивных видов деятельности 16
1.4. Опыт формирования математических представлений дошкольников в продуктивной деятельности на практике 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию математических представлений дошкольников в продуктивной деятельности 29
2.1. Констатирующий этап 29
2.2. Формирующий этап 38
2.3. Контрольный этап 44
Выводы по второй главе 50
Заключение 51
Список использованных источников 53


Фрагмент для ознакомления

Задачи воспитания и обучения детей на занятиях по продуктивной деятельности: Создание эмоционально – положительного настроя Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности Формирование восприятия предметного мира и модулирование в различных видах деятельности Развитие логического мышления с помощью логических упражнений Умение доказывать и обосновывать способы и результаты действий Развитие мелкой моторики Активизация словаряФормирующий этап проводился с ноября месяца по март.МесяцЧислоЦельЗанятияНоябрь02.11.2020Развитие мелкой моторики Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности«Моя любимая цифра»09. 11.2020 Научить детей обращать внимание детей на размерные свойства, форму, проявление симметрии, асимметрии, расположение в пространствеКоллективная игра «Город»16. 11.2020Развивать у детей представление о длине, сравнении по длине; обогащать словарь детейАппликация «Длинный – короткий. Гусенички». Декабрь7.12.2020Формирование представлений о геометрических фигурах«Новогоднее украшение из геометрических фигур»14.12.2020Научить детей обращать внимание на размерные свойства, форму, проявление симметрии, асимметрии, расположение в пространствеКоллективная игра «Моя комната»21.12.2020Формирование представлений о круге, обогащать сенсорный опыт детей.Аппликация «Круги»Январь11.01.2021Закрепить счет в пределах 10Научиться составлять фигуру-силуэт зайцаИгра «Найди пару18.01.2021Совершенствовать и углублять представление детей об упорядоченной последовательности.Конструирование из бумаги «Гирлянды из кругов и флажков (треугольников)»25.01.2021Формирование представление о четырехугольнике; обогащать сенсорный опыт детей.Аппликация «Четырехугольники»Февраль01.02.2021Формирование продуктивных навыков (а именно конструирование)Открытое мероприятие ЛЕГО -конструирование и математика08.02.2021Закрепить умение ориентироваться на плоскости листа бумаги, руководствуясь словами-терминами: вверх, вниз, направо, налево.Принеси зайчику морковку15.02.2021Выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.Составим узорМарт01.03.2021Формирование представлений о геометрических фигурахИгровое упражнение «Дорисуй» геометрическую фигуру: овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, трапецию15.03.2021Установление соответствия между числом рисунков и цифрами.Игра «Лучший счетчик»22.03.2021Закрепить умение ориентироваться в пространстве, активно используя в речи слова: справа, слева, впереди, сзади. Развивать слух.Где звенит колокольчик?11 января нами была проведена игра, которая называется «Найди пару». Представим фрагмент данного занятия:Цель: Закрепить счет в пределах 10, учимся оставлять фигуру-силуэт зайца,Оборудование: таблички, индивидуальные карточки для составления и решения задач, цифровые карточки от 1-10, компьютер, бубен, Правила игры. По сигналу (звук бубна), играющие берут с подноса карточки с цифрами, проходят вдоль стола, находят «свою пару», то есть отыскивают числовые карточки и картинки, соответствующие цифре на своей карточке, и направляются в «домик» (место, отмеченное скакалками).На подносе изображением вниз лежат карточки с цифрами от 1 до 10.Дети отвечают: у меня цифра 8- я взял картинку - восемь машинокДети отвечают: у меня цифра 4 – на картинке тоже четыре яблока и т.д.Молодцы!– Мы играли, было весело.– А теперь посмотрите на фигуры, которые лежат перед вами. Что это за фигуры? На столе изображением вверх лежат числовые карточки и с изображением разного количества однородных предметов.Дети отвечают: Это треугольники, квадрат и ромб (отвечают дети)– А сейчас мы рассмотрим образец (силуэт зайца) На столе перед детьми наборы геометрических фигур и картинки – образцы с изображением силуэта зайца.Далее дети самостоятельно составляют силуэт зайца, следуя образцу.Молодцы!Мы занимались. Мы считали, думали, играли. Занимались хорошо.1 февраля мы провели «Открытое мероприятие ЛЕГО -конструирование и математика».В целях повышения уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования мы разработали мероприятие, которое проводилось с родителями. Представим фрагмент данного занятия:Цели: 1. Практическое освоение участниками мероприятия навыков создания предметов и построек из ЛЕГО - конструктора. 2. Рост мотивации родителей на использование ЛЕГО - конструирования для математического развития воспитанника. Оборудование: изображения (картинки) с морскими рыбами и другими обитателями моря (кальмар, краб, морская звезда, кораллы и т.д.); -изображения (картинки) кораблей, катеров, лодок; детали ЛЕГО - конструкторов; 4 отдельно стоящих столиков и по 2 стула (для родителя и ребенка); дополнительные материалы для украшения построек: бумага, клейкая лента, бусины, бросовый материал и т.д. Ход мероприятия: Родитель и его ребенок располагаются за отдельно стоящими столами. Остальные родители делятся на группы и располагаются вокруг, чтобы наблюдать за процессом конструирования. Два родителя с девочками (дочерями) конструируют морских обитателей. Два родителями с мальчиками (сыновьями) конструируют водный транспорт. Ведущий – воспитатель. Он руководит ЛЕГО - конструированием по очереди: сначала родители и девочки, потом – родители и мальчики. 1. Разминка. Воспитатель просит детей отобрать нужное количество деталей: 2 кирпичика красного цвета, 3 прямоугольника коричневого цвета, 1 треугольник зеленого цвета, 2 круга синего цвета. После этого – собрать какую-нибудь постройку из них и объяснить, что получилось. Проверяет: правильно ли дети отобрали детали по инструкции взрослого. 2. ЛЕГО - конструирование морских обитателей. 1. Рассмотрите картинки с морскими обитателями и выберите одно из них – кого вы будете конструировать. 2. Отберите нужное количество деталей, подберите цвет (родитель называет детали, их количество и цвет, а ребенок выбирает по этой инструкции необходимые детали). 3. Собирают нужную постройку (совместно родитель и ребенок). Родитель и ребенок проговаривают, объясняют все свои действия. 4. Подумайте, чем можно украсить вашего морского обитателя? Сделайте это. 3. ЛЕГО - конструирование водного транспорта. 1. Рассмотрите картинки с водным транспортом и выберите одно из них – кого вы будете конструировать. 2. Отберите нужное количество деталей, подберите цвет (родитель называет детали, их количество и цвет, а ребенок выбирает по этой инструкции необходимые детали). 3. Собирают нужную постройку (совместно родитель и ребенок). Родитель и ребенок проговаривают, объясняют все свои действия. 4. Подумайте, чем можно украсить ваш водный транспорт. Сделайте это. 4. Помещение ЛЕГО - конструкций, выполненных родителем со своим ребенком, на выставку. Обсуждение с другими родителями, как можно улучшить конструкцию, что бы они посоветовали добавить. 5. Подведение итогов мероприятия. Воспитатель задает вопросы, а родители и дети отвечают на них: Что было наиболее полезным, интересным, запоминающимся?2.3. Контрольный этапЦель – оценить динамику развития элементарных математических представлений у старших дошкольников после проведения специальной работы. Методы – повторное обследование и определение уровня развития элементарных математических представлений у старших дошкольников.Для осуществления данной цели после проведения системы развивающих мероприятий с использованием продуктивной деятельности, направленных на формирование элементарных математических представлений у дошкольников группы, была осуществлена оценка эффективности предложенной системы мероприятий. Она позволяла объективно оценить влияние продуктивной деятельности на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников и сделать вывод о динамике развития математических представлений у данных детей в ходе формирующего эксперимента. Обследование детей «контрольной» группы по выделенным параметрам развития элементарных математических представлений позволяло дать сравнительную оценку динамики развития элементарных математических представлений.Повторное обследование проводилось по той же методике, что и на констатирующем этапе. В контрольном этапе приняли участие та же случайная выборка из 20 дошкольников.В ходе данного обследования, так же как и на диагностическом этапе, проводилось сравнение по уровню выполнения пяти заданий, каждое из которых отражало отдельные стороны развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные отразим в таблице 3.Таблица 3. Результаты контрольного этапа№ п/пФ.И.О.ЗаданияОбщее кол-во балловУровеньЗадание 1 Задание 2Задание 3Задание 4Задание 51.Маша Д.4444319В2.Вера О.3344418В3.Максим Г.4344318В4.Артем С.3434317В5.Артем В.3434317В6.Вика Д.4243316С7.Дима Г.4223415С8.Вика К.3413415С9.Саша П.3323213С10.Катя О.3214212С11.Ксюша А.2313211С12.Юля А.3122210С13.Паша В.2412110С14.Женя С.2231210С15.Тимур Б.1322210С16.Паша Р.231219Н17.Таня Ф.142119Н18.Артем К.211329Н19.Костя В.121239Н20.Соня А.211228НДля наглядности представим полученные данные в процентах (Таблица 4).Таблица 4. Полученные данные в процентахУровеньКол-воДанные в процентахВысокий525%Средний1050%Низкий525%Исходя из полученных данных, мы можем выявить, что процент дошкольников с высоким уровнем и средним возрос, а процент дошкольников с низким уровнем уменьшился. Ровно половина детей имеет средний уровень – 50%. Высокий и низкий уровень – 25%.Анализ результатов повторного выполнения тестовых заданий детьми «контрольной» группы позволил установить:незначительную положительную динамику, как в развитии большинства элементарных математических представлений, так и в развитии логического мышления и отдельных мыслительных операций в «контрольной» группе старших дошкольников;так, среднее значение оценки, характеризующей уровень развития элементарных математических представлений у всех детей, изменилось и стало выше, что в целом свидетельствует о динамике развития элементарных математических представлений у детей в целом;особенно низкой была динамика развития логического мышления и отдельных мыслительных операций в задании 3. Это указывало на то, что для большей части детей «контрольной» группы также необходима еще дополнительная специальная работа, направленная на формирование элементарных математических представлений посредством использования продуктивной деятельности с математическим содержанием. Особенно остро ее отсутствие ощущалось детьми со слабыми математическими способностями, то есть с менее развитым, для детей данного возраста, логическим мышлением;незначительная часть детей по-прежнему допускала незначительные ошибки при выполнении заданий на упорядочивание, у них сохранились трудности в установлении соотношений «больше на», «меньше на», трудности количественного и порядкового счета, трудности в определении формы простейших геометрических фигур.Для наглядности представим таблицу 5 и сравним динамику.Анализ динамики развития элементарных математических представлений у детей «экспериментальной» группы до и после проведения специальных мероприятий с использованием продуктивной деятельности с математическим содержаниемТаблица 5. Динамика развития математических представленийУровеньКол-воДанные в процентахДинамикаБылоСталоБылоСталоВысокий3515%25%Средний71035%50%Низкий10550%25%В целом следует отметить, что сравнение динамики развития элементарных математических представлений у детей за исследуемый период позволяло более объективно оценить эффективность предложенной системы мероприятий с использованием продуктивной деятельности с математическим содержанием. Это было обусловлено тем, что с детьми в ходе формирующего эксперимента дополнительно занимались по специально разработанной системе мероприятий с использованием продуктивной деятельности с математическим содержанием, направленной на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников. Коренным отличием работы по формированию математических представлений у старших дошкольников в «экспериментальной» группе было то, что используемая система специальных мероприятий в большей мере опиралась на игры, упражнения, задания в продуктивной деятельности с математическим содержанием, являющиеся одним из эффективных средств формирования математических представлений у старших дошкольников.Для наглядности рассмотрим сложившуюся динамику на рисунке 1.Рисунок 1. Динамика развития математических представленийАнализ результатов повторного выполнения тестовых заданий детьми группы позволил установить:положительную динамику, как в развитии большинства элементарных математических представлений, так и в развитии логического мышления и отдельных мыслительных операций в группе старших дошкольников;так, среднее значение оценки, характеризующей уровень развития элементарных математических представлений у всех детей, что в целом свидетельствовало о достаточно высокой динамике развития элементарных математических представлений у детей в целом;особенно яркой была динамика развития логического мышления и отдельных мыслительных операций: так, в задании №5. Это вполне соответствовало целям проводимой работы, так как у детей всей исследуемой выборки, наиболее выраженным было отставание в развитии логического мышления и отдельных мыслительных операций;дети практически перестали допускать ошибки при выполнении заданий на упорядочивание, у них почти полностью отсутствовали трудности в установлении соотношений «больше на», «меньше на», трудности количественного и порядкового счета, трудности в определении формы простейших геометрических фигур.Таким образом, можно утверждать, что в после проведения специальной работы, направленной на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников, была выявлена высокая положительная динамика как в развитии элементарных математических представлений, так и в развитии логического мышления и отдельных мыслительных операций. При этом особенно яркой была динамика в развитии логического мышления и отдельных мыслительных операций.Выводы по второй главеОпытно-экспериментальная работа проводилась на базе __________Цель эксперимента заключается в выявлении уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Эмпирическое исследование состояло из 3 этапов, каждый из которых имел свою цель и решал определенные задачи.На первом этапе исследования по результатам выполнения заданий, предполагающих развитие элементарных математических представлений, большая часть детей исследуемой выборки была отнесена ко низкому уровню, для которого характерно большое количество ошибок в выполнении заданий на упорядочивание, затруднения в установлении соотношений «больше на», «меньше на», трудности количественного и порядкового счета, трудности в определении формы простейших геометрических фигур. С целью совершенствования математических представлений нами был проведен ряд специальных мероприятий, направленных на формирование у старших дошкольников элементарных математических представлений из исследуемой выборки в производственной деятельности с математическим содержанием.После формирующего этапа анализ результатов повторных тестовых заданий, выполненных детьми группы, позволил установить, что имеется положительная тенденция, как в развитии самых элементарных математических понятий, так и в развитии логического мышления.индивидуальные психические операции в группе старших дошкольников.В ходе экспериментального исследования было установлено, что целенаправленное использование продуктивной деятельности с математическим содержанием служит более эффективным средством для формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников, чем традиционные формы и методы.ЗаключениеВ дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика - сложная наука, которая может быть сложной в школьные годы. И родители, и учителя знают, что математика - важный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - привить ребенку интерес к учебе. Для этого ознакомление с математическими представлениями детей должно происходить только на уроках, но и в игровой форме при совместной деятельности взрослого и ребенка в режимные моменты.Целью исследования было определить развитие математических понятий у дошкольников в производственной деятельности и поддержать их теоретически. Для этого мы проанализировали психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования, изучили и проанализировали особенности дошкольников, а также определили особенности продуктивной деятельности. Нами проведено экспериментальное исследование формирования элементарных математических представлений у дошкольников в производственной деятельности.Формирование элементарных математических представлений - необходимое требование для развития интеллекта дошкольника.Производственная деятельность имеет особое значение в формировании элементарных математических представлений.Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование продуктивной деятельности.В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза о том, что использование продуктивной деятельности в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.Список использованных источниковАбашина В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – Сургут: РИО СурГПИ, 2015.Аверин В.А. Психология раннего детства. – СПб. : Питер, 2000.Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям // Сост.А.С. Русаков. – М.: Речь, 2017. – 128 с.Алексеева Л. Ю. Значение продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста / Л. Ю. Алексеева // Дошкольноеобразование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков– Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 2 (9). – С. 176–178.Белкина В.Н., Тимофеева Н.А. Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №4. – С. 65-69.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб.заведений. – М.: Владос, 2004. – 400 с.Бережнова О. В. Этап построения модели педагогического процесса / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева // Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы: Методическое пособие. – М., 2018. – С. 30–32.Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2016. – 236с.Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада. – М.: Просвещение, 2008. -104 с. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2016 – 89 с. Выготский Л.С. Педагогическая психология.– М.: Академия, 2009. – 420 с.Габийе, А.Р. Большая книга математических упражнений для дошкольников / АнникГабийе. – М.: Эксмо, 2016. – 499 c.Галкина Л.Н. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ. – 2016. – №6. – С. 32-37.Грачева 3.А. Значение математической игры "Танграм" для умственного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 1. – С.18-22. Грачева 3.А. Использование логических задач в умственном развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2017.– №2. – С.24-28.Доронова Т. Н. Мастерская / Т. Н. Доронова // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. – М. – 2013. – С. 61–64.Дюжакова М.В., Лавлинская О.И., Коломеец А.В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. – С. 580-582.Игракова, О.В. Особенности математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях // Инновационная наука. – 2017. – №1-1. – С. 176-179.Каразану В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н. Каразану . // Дошк. воспитание, – 2018, – № 5. – С.12-34.Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина.– М.: Стрекоза, 2012. – 665 c.Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2015 – 123 с. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 2015 – 79 с.Михайлова 3.А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 8. – С.26-29. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов ДОО. – СПб., 2002. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник. – М.: Academia, 2009. – 640 с.Мышкис А.И. О некоторых вопросах адаптации // Дошкольное воспитание. – 1980. – №6 – С.14-16.Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, – 2015. – № 8. – С. 42-54.Остроухова А. Успешная адаптация. Как её «измерить»? // Обруч. – 2012. – №3. – С.22-29.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 334 с. Палагина Н.Н. Ребенок в раннем и дошкольном детстве /Н.Н.Палагина, Л.В. Ахромеева. – М., 2002. – 254с.Пиаже, Ж. Речь имышление детей. – СПб, 2017 – 256 с.Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 670 c. Психология и педагогика игры дошкольника. Под.ред. Запорожца А.В., Усовой А.П. Просвещение. 1966. – 216 с. Сербина, Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1992. – 80 с. Сорокина, А.И. Умственное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1975. – 175 с. Тесты для дошколят. Гаврина, С.Е., Кутявина, Н.Я., Топоркова, И.Р., ООО «Росмэн-Издат», 2018. – 80 с. Урунтаева Г. А. Детская психология. М.: Академия, 2016. – 368 с.Усова, А.П. Обучение в детском саду - М.:Просвещение, 2003 –98 с. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду – М: Академия, 2017 – 272 с.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999. – 384 с.

1. Абашина В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – Сургут: РИО СурГПИ, 2015.
2. Аверин В.А. Психология раннего детства. – СПб. : Питер, 2000.
3. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям // Сост.А.С. Русаков. – М.: Речь, 2017. – 128 с.
4. Алексеева Л. Ю. Значение продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста / Л. Ю. Алексеева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 2 (9). – С. 176–178.
5. Белкина В.Н., Тимофеева Н.А. Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №4. – С. 65-69.
6. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб.заведений. – М.: Владос, 2004. – 400 с.
7. Бережнова О. В. Этап построения модели педагогического процесса / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева // Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы: Методическое пособие. – М., 2018. – С. 30–32.
8. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. – М.: Учитель, 2016. – 236с.
9. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада. – М.: Просвещение, 2008. -104 с.
10. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2016 – 89 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология.– М.: Академия, 2009. – 420 с.
12. Габийе, А.Р. Большая книга математических упражнений для дошкольников / Анник Габийе. – М.: Эксмо, 2016. – 499 c.
13. Галкина Л.Н. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ. – 2016. – №6. – С. 32-37.
14. Грачева 3.А. Значение математической игры "Танграм" для умственного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 1. – С.18-22.
15. Грачева 3.А. Использование логических задач в умственном развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2017. – №2. – С.24-28.
16. Доронова Т. Н. Мастерская / Т. Н. Доронова // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. – М. – 2013. – С. 61–64.
17. Дюжакова М.В., Лавлинская О.И., Коломеец А.В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. – С. 580-582.
18. Игракова, О.В. Особенности математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях // Инновационная наука. – 2017. – №1-1. – С. 176-179.
19. Каразану В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н. Каразану . // Дошк. воспитание, – 2018, – № 5. – С.12-34.
20. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. – М.: Стрекоза, 2012. – 665 c.
21. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2015 – 123 с.
22. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 2015 – 79 с.
23. Михайлова 3.А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 8. – С.26-29.
24. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов ДОО. – СПб., 2002.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник. – М.: Academia, 2009. – 640 с.
26. Мышкис А.И. О некоторых вопросах адаптации // Дошкольное воспитание. – 1980. – №6 – С.14-16.
27. Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, – 2015. – № 8. – С. 42-54.
28. Остроухова А. Успешная адаптация. Как её «измерить»? // Обруч. – 2012. – №3. – С.22-29.
29. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 334 с.
30. Палагина Н.Н. Ребенок в раннем и дошкольном детстве / Н.Н.Палагина, Л.В. Ахромеева. – М., 2002. – 254с.
31. Пиаже, Ж. Речь и мышление детей. – СПб, 2017 – 256 с.
32. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 670 c.
33. Психология и педагогика игры дошкольника. Под.ред. Запорожца А.В., Усовой А.П. Просвещение. 1966. – 216 с.
34. Сербина, Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1992. – 80 с.
35. Сорокина, А.И. Умственное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1975. – 175 с.
36. Тесты для дошколят. Гаврина, С.Е., Кутявина, Н.Я., Топоркова, И.Р., ООО «Росмэн-Издат», 2018. – 80 с.
37. Урунтаева Г. А. Детская психология. М.: Академия, 2016. – 368 с.
38. Усова, А.П. Обучение в детском саду - М.:Просвещение, 2003 –98 с.
39. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду – М: Академия, 2017 – 272 с.
40. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999. – 384 с.

Вопрос-ответ:

Какие психологические особенности характерны для детей дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста характеризуются быстротой и интенсивностью развития, высокой пластичностью психических процессов, особенно восприятия, внимания, памяти, мышления, речи.

Как формируются математические основы у дошкольников?

Формирование математических основ у дошкольников происходит через практическую деятельность, игры и конкретные ситуации, которые позволяют детям познавать и осваивать основные понятия математики.

Какие виды продуктивной деятельности особенно важны для формирования математических представлений?

Особенно важные для формирования математических представлений виды продуктивной деятельности включают построение, моделирование, конструирование, игры с элементами счета и измерение.

Какой опыт формирования математических представлений дошкольников был получен на практике?

На практике был получен опыт формирования математических представлений дошкольников через использование конкретных материалов, игр, ситуаций с реальными объектами, активное участие детей в процессе решения математических задач.

Какие выводы можно сделать по результатам исследования о формировании математических представлений дошкольников?

Выводы исследования показывают, что формирование математических представлений дошкольников в продуктивной деятельности является важным и необходимым процессом, который способствует развитию мышления, логики, абстрактного и образного мышления.

Какие психологические особенности детей дошкольного возраста влияют на формирование математических представлений?

Дети дошкольного возраста характеризуются развивающимися психическими процессами, такими как восприятие, внимание, мышление и речь. Они еще не обладают абстрактным мышлением и способностью к анализу и синтезу, поэтому формирование математических представлений требует использования конкретных объектов и ситуаций. При этом дети дошкольного возраста активно взаимодействуют с окружающим миром, экспериментируют и исследуют его. Именно через такую продуктивную деятельность они осваивают математические представления.

Как формируются математические основы у детей дошкольного возраста?

Формирование математических основ у детей дошкольного возраста происходит через игровую и практическую деятельность. В играх дети участвуют в различных ситуациях, где они сопоставляют и классифицируют объекты, считают и сортируют их. Они также учатся распознавать геометрические фигуры и ориентироваться в пространстве. В практической деятельности дети выполняют различные задачи, требующие применения математических знаний, например, считают предметы при разделке фруктов или игрушек.

Какие особенности имеют продуктивные виды деятельности у детей дошкольного возраста?

Продуктивные виды деятельности у детей дошкольного возраста характеризуются активностью, творчеством и самостоятельностью. Это могут быть игры-эксперименты, конструирование, рисование и т. д. Во время таких видов деятельности дети могут освоить математические представления и понятия, а также развить логическое мышление и способности к анализу и синтезу.

Какие психологические особенности у детей дошкольного возраста влияют на формирование математических представлений?

У детей дошкольного возраста существуют определенные психологические особенности, которые влияют на формирование их математических представлений. Например, в этом возрасте дети активно познают мир через игру и практическую деятельность, что способствует развитию логического мышления и усвоению основных математических понятий. Также дети дошкольного возраста обладают пространственным мышлением, что помогает им понять геометрические формы и отношения. Кроме того, в этом возрасте происходит активное развитие памяти, внимания и речи, что также влияет на формирование математических представлений у детей.

Как формируются математические основы у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста математические основы формируются через различные игры и практическую деятельность. Дети учатся считать, сопоставлять и классифицировать предметы, изучать геометрические формы и отношения, осваивать понятия времени и пространства. Они также используют математические символы, такие как цифры и знаки операций, и решают простые задачи. Формирование математических основ происходит постепенно, соответствуя возрастным возможностям и интересам детей.

Какие особенности имеют продуктивные виды деятельности у детей дошкольного возраста и как они связаны с формированием математических представлений?

У дошкольников есть особенности продуктивных видов деятельности, которые имеют прямую связь с формированием математических представлений. Например, конструирование способствует развитию пространственного мышления, представлений о форме и размере, а также усвоению понятий симметрии и пропорций. Рисование и лепка развивают наблюдательность, мелкую моторику и усидчивость, а также помогают понять геометрические формы. Игры с предметами и счетные игры развивают счетный и логический навыки. Таким образом, продуктивные виды деятельности у детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании их математических представлений.

Какие психологические особенности детей дошкольного возраста влияют на формирование математических представлений?

Психологические особенности детей дошкольного возраста, такие как развитие воображения, логического мышления, внимания и памяти, а также формирование понятий о количестве, форме, величине и пространстве, влияют на формирование математических представлений у дошкольников.