особенности обучения иноязычному аудированию на основе видеоматериалов
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 16.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты обучения аудированию иноязычной речи 6
1.1. Лингвопсихологическая и содержательно-функциональная характеристика аудирования как вида речевой деятельности 6
1.2. Цель и содержание обучения аудированию в школе 9
1.3. Основные способы визуализации контента при обучении аудированию на уроках иностранного языка 12
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Особенности и методика обучения иноязычному аудированию на основе видеоматериалов 18
2.1. Аутентичные видеоматериалы как средство обучения иноязычному аудированию 18
2.2. Разработка авторских кейсов упражнений с использованием аутентичных видеоматериалов на английском языке 22
Выводы по главе 2 28
Заключение 29
Список литературы 31
Технология работы с кейсом включает следующие этапы:Индивидуальная работа учащихся с материалом кейса – распознавание проблемы, поиск информации, формулировка альтернатив решения.Работа в малых группах по обобщению проблемы и путей ее решения.Презентация проделанной работы малых групп в общей дискуссии. Кейс 1. A healthy lifestyle(подкастwww.dailyesl.com)ссылка на ресурс: https://www.esl-lab.com/intermediate/healthy-lifestyle/Pre-Listening Exercise. Think of five important steps to maintaining a healthy lifestyle. Write them down and look up information on the Internet to support these ideas. Школьникам предлагается работа с карточками с идиомами:Video Exercise.See the film and fill in the gaps in the text. Post-Listening Exercise.Find information on the following topics and discuss your findings with a partner:Кейс 2. The learning English video.Для обучения иноязычному аудированию мы выбрали7-серийныйдокументальныйфильм «ThelearningEnglishvideo», размещенныйнаплатформеwww.englishclub.com. [Englishclub.URL: https://www.englishclub. com/learning-english-video/].В сериале рассматриваются ситуации и условия изучения английского языка в разных странах,повествуется о культуре этих стран, о людях, изучающих английский язык в различных условиях, о том, какие причины послужили мотивацией для изучения языка, а также рассматриваются методы и приемы, используемые для его изучения.Заданиядлявидеофрагмента № 1«Encounters in the UK».В данном видео учащимся предлагается просмотреть историю четырех девушек их разных стран, которые отправляются в Англию в университет Кембриджа, изучать английский язык и оставаться с местными семьями в так называемом "семейном" соглашении.В фильме также показаны несколько принимающих семей и консультант, который помогает устроить студентов в разные семьи.Предпросмотровыйэтап. Teacher: can you tell me anything you know about UK and Cambridge?Посленебольшойбеседы школьники отвечают на вопросы: WhatdoestheUKconsistof? Is Cambridge a bigger city than London? When was the University of Cambridge founded? Do any foreign students stay with local families while visiting Cambridge?Далее учитель проводитсемантизациюлексических единиц по теме. Teacher: I will write down some new words and word combinations on the board for you and try to explain the meaning: accommodation, home stay, dormitory, half-board basis, laundry service, self-catering, cooking facilities, immerse, complete immersion, weekly allowance, IELTS, squash, figure out, interact, arrogant, shy, confident.Просмотровый этап.После ознакомления с лексикой и заданиями, учитель мотивирует учащихся на просмотр видео и выполнения задания после него. До просмотра видео школьники выполняют следующие задания:Teacher: Now guys, you are going to watch a documentary film about four girls from different countries who travel to Cambridge in England to study English and stay with local families in what is called a «home stay» arrangement and be ready to complete the following tasks.Карточки с заданиями:Постпросмотровый этап.После просмотра видео обучающиеся выполняют задания, в которых нужно дать правильный ответ и обсудить пройденную тему.Exercise 4.Watch the third part of the film again and answer the following questions:In what ways does James think that home stay helps learners with their English?How does Silvia think the home stay family can help learners?What does Carol say about students who stay in a dormitory?In what ways does Christina think her host family helps her?In what situation does Joy think a lot of learning takes place?Exercise 5.Classdiscussion.Школьникампредлагаетсяобсудитьцитату, котораяестьвначалевидео: Итак, в ходе написания практической части курсовой работы мы разработали два кейса заданий с использованием аутентичных видеоматериалов на английском языке: один кейс с использованием подкаста, второй - видеофрагмента. Все задания были строго ориентированы на этапы модели обучения иноязычному аудированию и направлены на развитие аудитивных и аудиовизуальных умений школьников.Выводы по главе 2Методика работы с аутентичными видеоматериалами при обучении иноязычному аудированию предполагает отбор материалов и разработку соответствующих заданий. В процессе написания данной главы мы пришли к следующим выводам.Под аутентичными видеоматериалами понимаются материалы, созданные в стране изучаемого языка и не предназначавшиеся для использования в образовательном процессе, представленные в видео формате, в которых представлена устная речь носителей изучаемого языка.Методическая видеоматериалов заключается в том, что именно они позволяют обучающимся слышать речь носителей языка, в которой отражается живая реальная действительность, особенности национальной культуры.Методика работы видеоматериалами традиционно выстраивается в три этапа: подготовительный, текстовый или демонстрационный (непосредственная работа с видеоматериалом) и послетекстовый или (последемонстрационный).Мы разработали авторские кейсы заданий с использованием аутентичных видеоматериалов на английском языке и полагаем, что они будут способствовать созданию устно-речевого паттерна и демонстрации условий естественного общения, а также развитию коммуникативных умений обучающихся.ЗаключениеИзучение иностранного языка является неотъемлемой частью коммуникативных процессов современного общества. Умение общаться на иностранном языке неосуществимо без умения восприятия иноязычной речи на слух. Аудирование представляет собой довольно сложный вид речевой деятельности,над проблемами оптимизации процесса обучения которому работают множество зарубежных и отечественных исследователей, занимающихся как содержанием, так и технологиями обучения аудированию.Установлено, что формирование компетенции учащихся в области аудирования происходит более успешно, когда звуковые и зрительные каналы поступления информации используются во взаимодействии. В исследовании мы предприняли попытку проанализировать актуальное состояние проблемы обучения иноязычному аудированию на основе видеоматериалов и пришли к следующим выводам.Аудирование как вид речевой деятельности на иностранном языке является необходимой составляющей комплексного феномена устной речи. Реализация коммуникативного намерения в виде слушания и понимания звучащего текста или речи осуществляется с помощью коммуникативной компетенции в области аудирования, которая рассматривается как особая интегральная характеристика индивида, т.е. способность и готовность учащихся осуществлять аудитивную деятельность на иностранном языке с оптимальными параметрами (успешность, эффективность, адекватность) для достижения коммуникативных целей.Данные требования наиболее успешно выполняются при условии моделирования образовательного процесса по обучению аудированию на основе аутентичных видеоматериалов. Мы установили, что целью обучения иноязычному аудированию является развитие понимания на слух высказываний собеседников в процессе межкультурного общения, атакже содержания аутентичных видеоматериалов различных жанров. В качестве содержания обучения аудированию выступают: методически организованный лексико-грамматический и фонетический минимум языкового материала; аудитивные навыки; специальные способности (фонематический и интонационный слух, долговременная и оперативная память, внимание); компетенция в области аудирования, которые могут быть сгруппированы в три компонента - лингвистический, психологический и методологический.Во второй главе исследования, которая носит практический характер, мы описалиметодику работы с аутентичными видеоматериалами при обучении аудированию, в частности: определили сущность понятия "аутентичные видеоматериалы", под которыми понимаются материалы, созданные в стране изучаемого языка и не предназначавшиеся для использования в образовательном процессе, представленные в видео формате, в которых представлена устная речь носителей изучаемого языка и их методический потенциал при обучении аудированию; разработали авторские кейсы заданий с использованием аутентичных видеоматериалов на английском языке.Мы полагаем, что цель исследования достигнута, задачи выполнены.Наше исследование не исчерпывает полностью данную проблему и может быть продолжено в следующих перспективных направлениях: разработка межкультурно ориентированных моделей обучения аудированию; разработка и апробация системы заданий с межкультурной составляющей при обучении аудированию; описание внедрения инновационных технологий в обучении аудированию, в т.ч. ИКТ.Список литературыАгеев, И.О., Куимова, М.В. К вопросу обучения аудированию (на примере упражнений на преодоление фонетических трудностей восприятия иноязычной речи) / И.О. Агеев, М.В. Куимова // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 1069-1070. - URL: https://moluch.ru/archive/90/19296/(дата обращения: 15.04.2021).Базина, Н.В. Личностно-образующий потенциал немецкоязычных видеоматериалов для развития аудиовизуальных умений студентов нелингвистического вуза / Н.В. Базина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2013. - № 4(22). -C. 22-26.Владимирова, В.Г. Обучение аудированию и говорению на начальном этапе / В.Г. Владимирова // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 3. - С. 59.Гальскова, Н. Д. Лингводидактика / Н.Д. Гальскова. - М. : МГОУ, 2014. - 242 с.Гальскова, Н. Д. Современная система обучения иностранным языкам: понятие и особенности / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. - 2018. - № 5. - С. 2–12. Гез, Н.И.Роль условий общения при обучении слушанию и говорению / Н.И. Гез. - М. : "Высшая школа", 2011. - 80 с.Гуняшова, Г.А. Использование видеоматериалов в обучении аудированию на уроке иностранного языка / Г.А. Гуняшова // Вестник КемГУ. Педагогика: научн. журн. - 2015. - № 2-3 (62). - С. 34-37.Даминова, С.О.Лингводидактический потенциал аудиовизуализации в процессе использования научно-популярных иноязычных фильмов при подготовке по иностранному языку студентов-нефилологов / С.О. Даминова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 9 (39). – Ч. I. – С. 44–51.Даминова, С. О. Методические рекомендации по работе с видеофильмом в процессе обучения устной иноязычнойречи / С.О. Даминова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. - № 7 (2). - С. 87-92.Даминова, С.О. Развитие аудиовизуальных умений как одна из целей подготовки поиностранному языку студентов неязыковых направлений // Филологические науки. Вопросы теории и практики / С.О. Даминова. - Тамбов: Грамота, 2014. № 4 (34): в 3-х ч. Ч. I. - C. 73-78.Елухина, Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 1989. - № 2. - С. 29-30.Жетписбаева, Б. А., Смагулова, Г. Ж. Параметры аутентичных аудио- и видеоматериалов в обучении иностранным языкам / Б.А. Жетписбаева, Г.Ж. Смагулова // Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 31-36. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14912/(дата обращения: 15.04.2021).Ибакаева, Е.К. Аудирование как вид учебной деятельности / Е.К. Ибакаева // Педагогическое образование в России: научн. журн. - 2009. - № 2. - С. 78-83.Ильченко, Е. Использование видеозаписи на уроках английского языка / Е. Ильченко // Первое сентября. Английский язык. - 2003. - № 9. С. 7 – 9.Каптурова, Е.С. Педагогические условия формирования иноязычной аудитивной компетенции будущих лингвистов в ВУЗе : автореферат дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Каптурова Евгения Сергеевна. – Орёл, 2013. – 23 с.Карбышева, К.С., Никонова, Е.Д., Кобзева, Н. А. Обучение иностранным языкам на базе межкультурного подхода / К.С. Карбышева, Е.Д. Никонова, Н.А. Кобзева // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 1350-1352. - URL: https://moluch.ru/archive/91/19848/(дата обращения: 15.04.2021).Климович, Н.И. Подкасты как средство интенсификации обучения устным речевым компетенциям / Н.И. Климович // В сборнике: Язык и текст: структура, дискурс, перевод. – М.: Градиент, 2015. – с. 341-348.Коряковцева, Н.Ф. Продуктивное языковое образование как реализация развивающей образовательной парадигмы /Н. Ф. Коряковцева // Иностранные языки в школе. - 2018. - № 2. - С. 2–10.Коряковцева, Н.Ф., Гальскова, Н.Д., Гусейнова, И.А. Современное лингвистическое образование: перспективы развития. Коллективная монография / Н.Ф. Коряковцева, Н.Д. Гальскова, И.А. Гусейнова. - М.: Изд-во МГЛУ, 2018. - 254 с.Кочкина, З.А. Аудирование: что это такое / З.А. Кочкина // Методическая мозаика. - 2007. - № 8. - С. 12-18.Кучерявая, Т.Л. К вопросу о развитии навыка аудирования при изучении иностранного языка / Т.Л. Кучерявая // Молодой ученый. - 2017. - №21. - С. 430-433. - URL: https://moluch.ru/archive/155/43830/(дата обращения: 15.04.2021).Мазенцева Е.А. Аудирование - один из главных компонентов обучения иностранному языку // Молодой ученый. - 2015. - №20. - С. 472-474. - URL: https://moluch.ru/archive/100/22442/(дата обращения: 15.04.2021).Малыгина, Е.В. Комплекс упражнений для обучения аудированию / Е.В. Малыгина // Молодой ученый. - 2010. - №7. - С. 283-287. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/18/1824/ Манькова О.В. Способы обучения пониманию рецептивной устной иноязычной речи / О. В. Манькова // Молодой ученый. - 2012. - №2. - С. 281-282. - URL:https://moluch.ru/archive/37/4293/(дата обращения: 15.04.2021).Планкова, В.А. Практический аспект проблемы использования видеофильмов при обучении аудированию на старшей ступени обучения / В.А. Планкова // MagisterDixit. - 2011. - № 4. - С. 188-199.Прокопьева, С.И. Иноязычная аудитивная компетенция как дидактическая категория обучения иностранному языку / С.И. Прокопьева. - URL: https://e-pubmed.co.uk/gallery/e12-2017-55-57.pdf(дата обращения: 15.04.2021).Сафонова, В. В. Развитие культуры восприятия устного текста: метод. пособие по аудированию для преподавателей РКИ / В.В. Сафонова. - 3-е изд-е, испр. и доп. М.: Еврошкола, 2011. - 80 с.Сысоев, П.В.Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 8. - С. 12-15.Hazan V., Sennema A., Iba M., Faulkner A. Effect of Audiovisual Perceptual Perception and Production of Trainingon the Consonants by Japanese Learners of English // Speech Communication. - 2005. - Vol. 47 (3). - P. 360-378.Okada K., Venezia J. H., Matchin W., Saberi K., Hickok G. An fMRI Study of Audiovisual Speech PerceptionReveals Multisensory Interactions in Auditory Cortex // PLoS ONE. 2013. Vol. 8 (6). P. 1-8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.deepdyve.com/lp/public-library-of-science-plos-journal/an-fmri-study-of-audiovisual-speech-perception-revealsmultisensory- EXQfbgnpOK/1 Stempleski S., Tomalin B. Film. – Oxford: Oxford University Press, 2010. – 161 p.
2. Базина, Н. В. Личностно-образующий потенциал немецкоязычных видеоматериалов для развития аудиовизуальных умений студентов нелингвистического вуза / Н.В. Базина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 4(22). - C. 22-26.
3. Владимирова, В. Г. Обучение аудированию и говорению на начальном этапе / В.Г. Владимирова // Иностранные языки в школе. - 2006. - № 3. - С. 59.
4. Гальскова, Н. Д. Лингводидактика / Н.Д. Гальскова. - М. : МГОУ, 2014. - 242 с.
5. Гальскова, Н. Д. Современная система обучения иностранным языкам: понятие и особенности / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. - 2018. - № 5. - С. 2–12.
6. Гез, Н. И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению / Н. И. Гез. - М. : "Высшая школа", 2011. - 80 с.
7. Гуняшова, Г. А. Использование видеоматериалов в обучении аудированию на уроке иностранного языка / Г.А. Гуняшова // Вестник КемГУ. Педагогика: научн. журн. - 2015. - № 2-3 (62). - С. 34-37.
8. Даминова, С. О. Лингводидактический потен¬циал аудиовизуализации в процессе использования научно-популярных иноязычных фильмов при под¬готовке по иностранному языку студентов-нефило¬логов / С.О. Даминова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 9 (39). – Ч. I. – С. 44–51.
9. Даминова, С. О. Методические рекомендации по работе с видеофильмом в процессе обучения устной иноязычной речи / С. О. Даминова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. - № 7 (2). - С. 87-92.
10. Даминова, С. О. Развитие аудиовизуальных умений как одна из целей подготовки по иностранному языку студентов неязыковых направлений // Филологические науки. Вопросы теории и практики / С. О. Даминова. - Тамбов: Грамота, 2014. № 4 (34): в 3-х ч. Ч. I. - C. 73-78.
11. Елухина, Н. В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 1989. - № 2. - С. 29-30.
12. Жетписбаева, Б. А., Смагулова, Г. Ж. Параметры аутентичных аудио- и видеоматериалов в обучении иностранным языкам / Б.А. Жетписбаева, Г.Ж. Смагулова // Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 31-36. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14912/ (дата обращения: 15.04.2021).
13. Ибакаева, Е. К. Аудирование как вид учебной деятельности / Е.К. Ибакаева // Педагогическое образование в России: научн. журн. - 2009. - № 2. - С. 78-83.
14. Ильченко, Е. Использование видеозаписи на уроках английского языка / Е. Ильченко // Первое сентября. Английский язык. - 2003. - № 9. С. 7 – 9.
15. Каптурова, Е. С. Педагогические условия формирования иноязычной аудитивной компетенции будущих лингвистов в ВУЗе : автореферат дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Каптурова Евгения Сергеевна. – Орёл, 2013. – 23 с.
16. Карбышева, К. С., Никонова, Е. Д., Кобзева, Н. А. Обучение иностранным языкам на базе межкультурного подхода / К. С. Карбышева, Е. Д. Никонова, Н. А. Кобзева // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 1350-1352. - URL: https://moluch.ru/archive/91/19848/ (дата обращения: 15.04.2021).
17. Климович, Н. И. Подкасты как средство интенсификации обучения устным речевым компетенциям / Н.И. Климович // В сборнике: Язык и текст: структура, дискурс, перевод. – М.: Градиент, 2015. – с. 341-348.
18. Коряковцева, Н. Ф. Продуктивное языковое образование как реализация развивающей образовательной парадигмы / Н. Ф. Коряковцева // Иностранные языки в школе. - 2018. - № 2. - С. 2–10.
19. Коряковцева, Н. Ф., Гальскова, Н. Д., Гусейнова, И. А. Современное лингвистическое образование: перспективы развития. Коллективная монография / Н.Ф. Коряковцева, Н.Д. Гальскова, И.А. Гусейнова. - М.: Изд-во МГЛУ, 2018. - 254 с.
20. Кочкина, З.А. Аудирование: что это такое / З.А. Кочкина // Методическая мозаика. - 2007. - № 8. - С. 12-18.
21. Кучерявая, Т. Л. К вопросу о развитии навыка аудирования при изучении иностранного языка / Т. Л. Кучерявая // Молодой ученый. - 2017. - №21. - С. 430-433. - URL: https://moluch.ru/archive/155/43830/ (дата обращения: 15.04.2021).
22. Мазенцева Е. А. Аудирование - один из главных компонентов обучения иностранному языку // Молодой ученый. - 2015. - №20. - С. 472-474. - URL: https://moluch.ru/archive/100/22442/ (дата обращения: 15.04.2021).
23. Малыгина, Е. В. Комплекс упражнений для обучения аудированию / Е. В. Малыгина // Молодой ученый. - 2010. - №7. - С. 283-287. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/18/1824/
24. Манькова О. В. Способы обучения пониманию рецептивной устной иноязычной речи / О. В. Манькова // Молодой ученый. - 2012. - №2. - С. 281-282. - URL: https://moluch.ru/archive/37/4293/ (дата обращения: 15.04.2021).
25. Планкова, В. А. Практический аспект проблемы использования видеофильмов при обучении аудированию на старшей ступени обучения / В. А. Планкова // MagisterDixit. - 2011. - № 4. - С. 188-199.
26. Прокопьева, С. И. Иноязычная аудитивная компетенция как дидактическая категория обучения иностранному языку / С.И. Прокопьева. - URL: https://e-pubmed.co.uk/gallery/e12-2017-55-57.pdf (дата обращения: 15.04.2021).
27. Сафонова, В. В. Развитие культуры восприятия устного текста: метод. пособие по аудированию для преподавателей РКИ / В.В. Сафонова. - 3-е изд-е, испр. и доп. М.: Еврошкола, 2011. - 80 с.
28. Сысоев, П. В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 8. - С. 12-15.
29. Hazan V., Sennema A., Iba M., Faulkner A. Effect of Audiovisual Perceptual Perception and Production of Training on the Consonants by Japanese Learners of English // Speech Communication. - 2005. - Vol. 47 (3). - P. 360-378.
30. Okada K., Venezia J. H., Matchin W., Saberi K., Hickok G. An fMRI Study of Audiovisual Speech Perception Reveals Multisensory Interactions in Auditory Cortex // PLoS ONE. 2013. Vol. 8 (6). P. 1-8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.deepdyve.com/lp/public-library-of-science-plos-journal/an-fmri-study-of-audiovisual-speech-perception-revealsmultisensory- EXQfbgnpOK/1
31. Stempleski S., Tomalin B. Film. – Oxford: Oxford University Press, 2010. – 161 p.