Развитие навыков самостоятельной деятельности обучающихся с нарушениями слуха в процессе обучения
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 27 + 27 источников
- Добавлена 16.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
I Глава Теоретико-методологические аспекты развития навыков само-стоятельной деятельности у обучающихся с нарушениями слуха 3
1.1. Понятие "навыки самостоятельной деятельности" в лингвистической и психолого-педагогической литературе 4
1.2. Развитие навыков самостоятельной деятельности у детей в норме 11
1.3. Особенности развития навыков самостоятельной деятельности у детей с нарушениями слуха 14
1.4. Технологии формирования и развития навыков самостоятельной деятельности у детей с нарушениями слуха 16
Вывод к главе 1 21
II Глава. Содержание экспериментальной работы 23
2.1. Программа констатирующего эксперимента 23
2.2. Анализ результата констатирующего эксперимента 25
Вывод ко 2 главе 27
ВЫВОД 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Принцип коррекционной направленности обучения предполагает определённое содержание коррекционной работы. Работа в классах для детей с нарушениями слуха с особой остротой ставит перед учителем проблему активизации познавательной деятельности учащихся. Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность.Важнейшим дидактическим средством и условием формирования самостоятельности глухих школьников является самостоятельная работа как на уроке, так и во внеклассное время. Самостоятельные работы классифицируются по нескольким дидактическим признакам.II Глава. Содержание экспериментальной работыПрограмма констатирующего экспериментаИсследования ученых-педагогов и психологов позволяют установить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся: 1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их распознавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне осуществляется подготовка учащихся к самостоятельной деятельности. 2. Репродуктивная деятельность, связанная с воспроизведением информации о различных свойствах учебного объекта. На этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности. 3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца и требует способности к индуктивных и дедуктивных выводов. 4. Самостоятельная деятельность, проявляющаяся в переносе знаний при решении задач в существенно новых ситуациях, составлении новых программ принятия решений, выработке гипотетического аналогового мышления. Различные анкеты, предназначенные для мониторинга уровня готовности учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, в частности к самообразованию, учащиеся могут найти в [11], [2]. В частности, в этих пособиях можно найти: анкету для определения потребности в достижениях, анкету для выявления готовности личности к самообразованию, анкеты "Умеете ли вы учиться?", "Мое отношение к учебе", "Умею я организовывать собственную деятельность?", " как у меня развиты общеучебные информационные умения? "," как я читаю? "," Есть ли сформированы у вас контрольно-оценочные умения? ", тест" умеете ли вы слушать? ", методики исследования способности к творческого воображения, диагностики розумвого развития учащихся, выявление интересов, определения типа памяти. Там же можно найти разнообразные достопримечательности, алгоритмы, рекомендации, предписания по формированию общеучебных умений, в частности, памятник "Для тех, кто занимается самообразованием", советы "Как организовать рабочее место?", "Семь шагов к умению организовывать свое время "," Как готовить домашние задания? "," Как работать в Интернет? "," Как читать книгу? "," Семь золотых правил быстрого чтения "," Как выделять в тексте учебника главное? "," Как составить простой план? "," Как составить тезисы? "," Как составить конспект ? ", методику конспектирования лекций, алгоритм поиска книги систематическом, тематическом каталоге, план знакомства с книгой, рекомендации обучение по нескольким источникам, план деятельности наблюдения, план деятельности по выполнению эксперимента," Что нужно знать о явлении? "," Что нужно знать о закон? "," Что нужно знать о физические величины? "," Что нужно знать о теории? ", основные правила общения, советы" Как правильно слушать? "," Как осуществить дискуссию? "," Как подготовить доклад? "," как подготовиться к устному выступлению? "," как осуществить абстрагирования? "," как давать определение понятию? "," как делать сравнения? "," как строить доказательства? "," как побороть синдром невнимательности? ", основные принципы концентрации внимания, "Как эффективно использовать память?", советы по изучению иностранного языка, "запоминает ие с использованием приема образного группирования ", алгоритм запоминания. Анкета "Умеете ли Вы учиться? Автор: Селевко Г. К. Оцените Ваши суждения по шкале: всегда - 5 баллов, почти всегда - 4 балла, иногда оказывается, иногда нет - 3 балла, оказывается редко - 2 балла, пока не оказывается - 1 балл. 1. Мне нравится учиться. 2. Я умею организовывать рабочее место. 3. Я всегда планирую свои занятия. 4. Я умею распределять свое время. 5. Я умею пользоваться услугами училищного библиотеки. 6. Я умею работать с литературой. 7. Я умею конспектировать. 8. Я всегда внимателен (внимательная) на занятиях. 9. Я умею наблюдать. 10. Я регулярно тренирую память. 11. Я умею работать с компьютером. 12. Я умею логически мыслить. 13. Я умею выделять главное. 14. Я люблю решать нестандартные задачи. 15. Я всегда добиваюсь решения задач. 16. Я успеваю выполнять домашние задания. 17. Я могу объективно оценить себя. 18. Я всегда анализирую итоги работы. Обработка результатов Нужно подсчитать средний балл и определить уровень навыков самостоятельной познавательной деятельности: высокий - 4,6-5 баллов; достаточный - 3,6-4,5 баллов, средний - 2,6-3,5 баллов, 2,5-1,6-ниже среднего, 1,5-0 – низкий уровеньАнализ результата констатирующего экспериментаВ исследовании принимали участие 10 обучающихся с нарушением слуха. Дети отвечали на вопросы анкеты, в зависимости от необходимости, детям предоставлялась помощь. Анкетирование также могло осуществляеться в виде собеседования.Интерпретация полученных результатов позволила сделать следующие выводы:Рис.1. Результаты анкетирования относительно навыков самостоятельной деятельности обучающихся с нарушениями слуха в процессе обученияКак показано на Диаграмме, представленной на Рис.1., двое из испытуемых смогли справиться с заданием выше, чем на 3 балла, двое смогли превысить границу в 2 балла, а один из испытуемых смог получить лишь 1,8 балла. Рис.2. Распределение по уровням в соотвествии с результатами исследованияКак видно из данных, представленных на диаграмме (Рис.2.), больше половины детей (60%) имеют средний уровень навыков самостоятельной деятельности в ходе обучения. Остальные дети имеют уровень ниже среднего (40%). Иных уровней не было продемонстрировано.Рис.3. Соотнесение уровней с характером самостоятельной деятельности обучающихся с нарушениями слуха в процессе обучения.При соотнесении с результатами мы выявили, что в основном дети освоили самостоятельную деятельность на уровне репродуктивной (40%) и продуктивной (40%). Остальные 20% справились на уровне копирующих действий.Вывод ко 2 главеНами было проведено анкетирование по методике "Умеете ли Вы учиться? Автор: Селевко Г. К. В исследовании принимали участие 10 обучающихся с нарушением слуха. Дети отвечали на вопросы анкеты, в зависимости от необходимости, детям предоставлялась помощь. Анкетирование также могло осуществляеться в виде собеседования.При соотнесении с результатами мы выявили, что в основном дети освоили самостоятельную деятельность на уровне репродуктивной (40%) и продуктивной (40%). Остальные 20% справились на уровне копирующих действий.ВЫВОДМы рассматриваем познавательную самостоятельность как осознанную качественную характеристику личности, направленную на достижение целей и способную к самоорганизации и самореализации. В более узком значении употребляется понятие «Самостоятельная учебная деятельность». Ее понимают как организованную учителем, нот без его непосредственного участия, активную деятельность учащихся, направленную на выполнение познавательных задач с разной дидактической целью в специально отведенное для этого время.В процессе самостоятельной работы учащихся производится внутренняя познавательная потребность, умение доказательно рассуждать, совершенствуются мыслительные операции, производится теоретическое мышление. Главной задачей настоящего считается "не донести», «объяснить и показать», а организовать совместный поиск решения задач и с помощью методических приемов учить ребенка«Учиться». Необходимо создать такие условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную совершенство, чувствует себя частью социума.Принцип коррекционной направленности обучения предполагает определённое содержание коррекционной работы. Работа в классах для детей с нарушениями слуха с особой остротой ставит перед учителем проблему активизации познавательной деятельности учащихся. Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность.Важнейшим дидактическим средством и условием формирования самостоятельности глухих школьников является самостоятельная работа как на уроке, так и во внеклассное время. Самостоятельные работы классифицируются по нескольким дидактическим признакам.Нами было проведено анкетирование по методике "Умеете ли Вы учиться? Автор: Селевко Г. К. В исследовании принимали участие 10 обучающихся с нарушением слуха. Дети отвечали на вопросы анкеты, в зависимости от необходимости, детям предоставлялась помощь. Анкетирование также могло осуществляеться в виде собеседования.При соотнесении с результатами мы выявили, что в основном дети освоили самостоятельную деятельность на уровне репродуктивной (40%) и продуктивной (40%). Остальные 20% справились на уровне копирующих действийСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАктуализация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся. Сборник научных трудов //Под ред. Е.И. Андреева, - Л., Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. 1973. -156с.Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном обучении: Сборник научных статей. Составители: Жигорева М.В., Кузьминова С.А. Москва.: Издательство «Спутник+», 2017.-108с.Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - второй вид. - М .: Центр инновационных технологий, 2000.Артеменко, Ольга Николаевна. Психолого-педагогические основы индивидуальной помощи детям [Текст] : учебное пособие : Направление подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование : Профиль "Логопедия" : Академический бакалавр / О. Н. Артеменко, Н. А. Звездина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет". - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2016. - 140 с. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 335 с.Боскис P.M. Педагогическая классификация школьников с недостатками слуха// Дефектология. -1972. - № 1. - С. 10-19.Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988.Бурова, Надежда Ильинична.Формирование общеучебных умений у глухих школьников младших классов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03. - Москва, 2005. - 177 с.Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. - М .: Знание, 1990. - 48 с.Вирниенко А.Н. Дифференцированный подход к обучению школьников родного языка // Начальная школа. - 1991. - № 9. - С.16-19.Власова Т.А. Знание особенностей дефекта - важнейшее условие улучшения учебно-воспитательной работы с аномальными детьми //Дефектология. -1969. - № 1. - С. 10-17.Власова Т.А. Некоторые проблемы сурдопедагогики //Дефектология. -1985. - № 2. - С. 3-9.Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М.А.Даниловым. - М .: Просвещение, 1961. - С.11.Изучение слабослышащих детей в процессе обучения. // Под ред. М. Р. Боскиса — М.: Педагогика, 1989.Ильюшина С. В., Красильникова О. А. Педагогическая оценка сформированности общеучебных умений у слабослышащих младших школьников в процессе учебной деятельности // Экология детства : особый ребенок и общество [Текст] : материалы XXV Международной конференции "Ребенок в современном мире. Экология детства", Санкт-Петербург, 18-20 апреля 2018 года / ЮНЕСКО, Министерство образования и науки Российской Федерации, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Комитет по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга, институт философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Герценовское философское общество, Петровская академия наук и искусств — Санкт-Петербург, 2018 — С. 266-271.Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. – 354 с.Кулакова Елена Владимировна, Любимов Михаил Львович, Соловьева Татьяна Александровна, Яхнина Елена Захаровна Основное общее образование обучающихся с нарушениями слуха: специальные требования к результатам и условиям обучения // Наука и школа. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnoe-obschee-obrazovanie-obuchayuschihsya-s-narusheniyami-sluha-spetsialnye-trebovaniya-k-rezultatam-i-usloviyam-obucheniya (дата обращения: 25.12.2020).Пидкасистий П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М., 1981. - 78 с.Пидласий И.П. Как подготовить эффективный урок. - М., 1989.Рецичкая Е.Г. Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха [Текст] : учебно-методическое пособие : 16+ / Е. Г. Речицкая. - Москва : Владос, 2017. – 127Речицкая Е.Г. Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие. – М.: Владос, 2017.Соколова О.С. Система работы по развитию самостоятельности обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития // Пермский педагогический журнал. 2018. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-raboty-po-razvitiyu-samostoyatelnosti-obuchayuschihsya-s-tyazhelymi-mnozhestvennymi-narusheniyami-razvitiya (дата обращения: 25.12.2020).Соловьева, Т. А. Особые образовательные потребности интегрированных школьников с нарушенным слухом [Текст] / Т. А. Соловьева // Дефектология. - 2010. - № 4.Стрезикозин В.П. Проблемы начального обучения / В.П.Стрезикозин. - М .: Просвещение, 1976. - 206с.Широких Е. П. Организация проектно-исследовательской работы учащихся с нарушениями слуха начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 213–215. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770211.htm.Щеглова, Т. М. Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе / Т. М. Щеглова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11088/ (дата обращения: 25.12.2020).Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2003.
1. Актуализация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся. Сборник научных трудов //Под ред. Е.И. Андреева, - Л., Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. 1973. -156с.
2. Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном обучении: Сборник научных статей. Составители: Жигорева М.В., Кузьминова С.А. Москва.: Издательство «Спутник+», 2017.-108с.
3. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - второй вид. - М .: Центр инновационных технологий, 2000.
4. Артеменко, Ольга Николаевна. Психолого-педагогические основы индивидуальной помощи детям [Текст] : учебное пособие : Направление подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование : Профиль "Логопедия" : Академический бакалавр / О. Н. Артеменко, Н. А. Звездина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет". - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2016. - 140 с.
5. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 335 с.
6. Боскис P.M. Педагогическая классификация школьников с недостатками слуха// Дефектология. -1972. - № 1. - С. 10-19.
7. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988.
8. Бурова, Надежда Ильинична. Формирование общеучебных умений у глухих школьников младших классов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03. - Москва, 2005. - 177 с.
9. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. - М .: Знание, 1990. - 48 с.
10. Вирниенко А.Н. Дифференцированный подход к обучению школьников родного языка // Начальная школа. - 1991. - № 9. - С.16-19.
11. Власова Т.А. Знание особенностей дефекта - важнейшее условие улучшения учебно-воспитательной работы с аномальными детьми //Дефектология. -1969. - № 1. - С. 10-17.
12. Власова Т.А. Некоторые проблемы сурдопедагогики //Дефектология. -1985. - № 2. - С. 3-9.
13. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М.А.Даниловым. - М .: Просвещение, 1961. - С.11.
14. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения. // Под ред. М. Р. Боскиса — М.: Педагогика, 1989.
15. Ильюшина С. В., Красильникова О. А. Педагогическая оценка сформированности общеучебных умений у слабослышащих младших школьников в процессе учебной деятельности // Экология детства : особый ребенок и общество [Текст] : материалы XXV Международной конференции "Ребенок в современном мире. Экология детства", Санкт-Петербург, 18-20 апреля 2018 года / ЮНЕСКО, Министерство образования и науки Российской Федерации, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Комитет по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга, институт философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Герценовское философское общество, Петровская академия наук и искусств — Санкт-Петербург, 2018 — С. 266-271.
16. Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008. – 354 с.
17. Кулакова Елена Владимировна, Любимов Михаил Львович, Соловьева Татьяна Александровна, Яхнина Елена Захаровна Основное общее образование обучающихся с нарушениями слуха: специальные требования к результатам и условиям обучения // Наука и школа. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnoe-obschee-obrazovanie-obuchayuschihsya-s-narusheniyami-sluha-spetsialnye-trebovaniya-k-rezultatam-i-usloviyam-obucheniya (дата обращения: 25.12.2020).
18. Пидкасистий П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М., 1981. - 78 с.
19. Пидласий И.П. Как подготовить эффективный урок. - М., 1989.
20. Рецичкая Е.Г. Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха [Текст] : учебно-методическое пособие : 16+ / Е. Г. Речицкая. - Москва : Владос, 2017. – 127
21. Речицкая Е.Г. Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие. – М.: Владос, 2017.
22. Соколова О.С. Система работы по развитию самостоятельности обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития // Пермский педагогический журнал. 2018. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-raboty-po-razvitiyu-samostoyatelnosti-obuchayuschihsya-s-tyazhelymi-mnozhestvennymi-narusheniyami-razvitiya (дата обращения: 25.12.2020).
23. Соловьева, Т. А. Особые образовательные потребности интегрированных школьников с нарушенным слухом [Текст] / Т. А. Соловьева // Дефектология. - 2010. - № 4.
24. Стрезикозин В.П. Проблемы начального обучения / В.П.Стрезикозин. - М .: Просвещение, 1976. - 206с.
25. Широких Е. П. Организация проектно-исследовательской работы учащихся с нарушениями слуха начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 213–215. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770211.htm.
26. Щеглова, Т. М. Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе / Т. М. Щеглова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11088/ (дата обращения: 25.12.2020).
27. Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2003.
Вопрос-ответ:
Зачем развивать навыки самостоятельной деятельности у детей с нарушениями слуха?
Развитие навыков самостоятельной деятельности у детей с нарушениями слуха позволяет им стать более независимыми и успешными в обществе. Это помогает им преодолеть ограничения, связанные с их слуховыми проблемами, и дает возможность полноценно участвовать в жизни и обучении.
Какие навыки самостоятельной деятельности развиваются у детей с нарушениями слуха?
У детей с нарушениями слуха развиваются различные навыки самостоятельной деятельности, включая умение ориентироваться в пространстве, осуществлять самообслуживание, планировать свои действия, использовать технологии помощи слуху, справляться с проблемами коммуникации и общения, принимать решения и решать задачи, развивать креативность и самовыражение.
Какие особенности развития навыков самостоятельной деятельности у детей с нарушениями слуха?
У детей с нарушениями слуха есть свои особенности развития навыков самостоятельной деятельности. Они нуждаются в дополнительной поддержке и обучении, чтобы преодолеть свои слуховые проблемы и стать более самостоятельными. Важно создавать специальные условия обучения, использовать различные методы и техники, а также сотрудничать с родителями и специалистами.
Какие навыки самостоятельной деятельности развиваются у детей с нарушениями слуха в процессе обучения?
В процессе обучения детей с нарушениями слуха развиваются такие навыки самостоятельной деятельности, как умение читать по губам, использовать слуховые аппараты и другие технологии помощи слуху, эффективно общаться и взаимодействовать с окружающими, планировать свое время и действия, а также принимать ответственность за свою учебу и развитие.
Какие навыки самостоятельной деятельности развиваются у обучающихся с нарушениями слуха?
У обучающихся с нарушениями слуха развиваются различные навыки самостоятельной деятельности, такие как коммуникационные навыки, навыки чтения и письма, навыки ориентировки в пространстве, навыки самоорганизации и самоконтроля.
Какую роль играют навыки самостоятельной деятельности в обучении обучающихся с нарушениями слуха?
Навыки самостоятельной деятельности играют важную роль в обучении обучающихся с нарушениями слуха, так как они помогают справляться с трудностями, связанными с коммуникацией и общением, а также позволяют развивать независимость и самостоятельность.
Какие особенности развития навыков самостоятельной деятельности у детей с нарушениями слуха?
У детей с нарушениями слуха развитие навыков самостоятельной деятельности может быть усложнено из-за ограниченной возможности восприятия речи и общения с окружающими. Однако, с помощью специальных методик и технологий, дети с нарушениями слуха могут успешно развивать навыки самостоятельности.
Как развиваются навыки самостоятельной деятельности у детей в норме?
Навыки самостоятельной деятельности у детей в норме развиваются постепенно в процессе их обучения и социализации. Развитие навыков самостоятельной деятельности связано с развитием когнитивных способностей, коммуникационных навыков, моторики и других аспектов развития ребенка.
Что означает понятие "навыки самостоятельной деятельности" в лингвистической и психолого-педагогической литературе?
В лингвистической и психолого-педагогической литературе понятие "навыки самостоятельной деятельности" означает способности и умения человека выполнять различные действия и решать задачи самостоятельно, без посторонней помощи. В контексте обучающихся с нарушениями слуха, это включает умения коммуникации, самоорганизации и самоконтроля.