Второй позитивизм - Эмпириокритицизм
Заказать уникальный доклад- 7 7 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 16.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Поскольку в этой работе Богданов солидаризируется с Махом и Авенариусом, Ленин «нападает» на Богданова и даже упрекает в том, что тот предает идеалы материализма. «Это буквальное повторение Беркли, говорившего, что материя есть голый абстрактный символ. Но голеньким-то на самом деле ходит Эрнст Мах, ибо если он не признает, что "чувственным содержанием" является объективная, независимо от нас существующая, реальность, то у него остается одно "голое абстрактное" Я, непременно большое и курсивом написанное Я = "сумасшедшее фортепиано, вообразившее, что оно одно существует на свете".», - пишет Ленин. Таким образом, Ленин обвиняет и сравнивает с Беркли, который был приверженцем такой концепции как солипсизм. Ленину вовсе не импонировало, что его ближайший соратник соблазнился махизмом и сошел, по его мнению, с верного пути, впал в ересь. В этой работе Ленин дает то определение материи, которое мы с тех пор знаем: «материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях».Диалектический материализм, по мнению Ленина, не признает никаких абсолютных свойств, сущностей, субстанций, никакого абсолютного предела познания. Природа бесконечна, ее познание безгранично. Тезис об относительности наших знаний выдвигался и эмпириокритицизмом, и рядом других философских течений, выступавших против традиционной метафизики. Но для них, подчеркивает Ленин, относительность означает непризнание объективной истины и «исключает самомалейшее допущение абсолютной истины». Такому подходу, ведущему к субъективному идеализму и, следовательно, к солипсизму, Ленин противопоставляет признание диалектического соотношения объективной, относительной, и абсолютной истины. Резюмируя вышесказанное отметим, - согласно эмпириокритицизму, факт является «комплексом ощущений»;- значение факта не однозначно, оно зависит от наших ощущений, от воздействия этой взаимодействующей системы субъекта и объекта;- в субъект-объектной системе ученый действует по принципу минимизации траты энергии. Ученый экономит свои интеллектуальные силы, создает наиболее простую, то есть в данном контексте, предполагающую движение к цели наиболее кратчайшим путем. Влияние многих идей эмпириокритицизма на дальнейшее развитие западной философской мысли оказалось немалым. Не говоря уже о влиянии на «прямых наследников», продолжавших позитивистскую традицию, он во многом определил контуры феноменологической философской программы, которая в 20 в. развивалась как серьезная оппозиция позитивистскому течению.Концепция Авенариуса оказала влияние на становление феноменологии.Список литературы:Богданов А.А. - Эмпириомонизм: Статьи по философии. М: Типографiя Общества распространенiяполезныхъкнигъ, С.-Петербургъ: Электропечатня Товарищества „Дело”, М.: Республика. 2003Зотов А.Ф. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. 2001Под редакцией В. С. Стёпина.Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. - Поли. собр. соч., т. 18МикешинаЛ.А.Философиянауки: Современнаяэпистемология. Научноезнаниевдинамикекультуры. Методологиянаучногоисследования : учеб. пособие / Л.А. Микешина. — М. : Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта, 2005. — 464 с.
Зотов А.Ф. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. 2001
Под редакцией В. С. Стёпина.
Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. - Поли. собр. соч., т. 18
Микешина Л.А. Философиянауки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие / Л.А. Микешина. — М. : Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта, 2005. — 464 с.
Вопрос-ответ:
В чем заключается солидарность Богданова с Махом и Авенариусом?
В данной работе Богданов выражает свое согласие с идеями Маха и Авенариуса, пропагандирующими эмпириокритицизм. Он поддерживает их утверждение о том, что чувственное содержание и есть единственная реальность, не зависящая от нас.
Чем критикует Ленин Богданова?
Ленин критикует Богданова за его поддержку эмпириокритицизма, который по Ленину является предательством идеалов материализма. Ленин обвиняет Богданова в повторении идей Беркли и в отказе признать объективно существующую реальность, независимую от нас.
Какую роль играет Мах в споре о материи?
Мах отрицает, что объективная, независимая от нас реальность является чувственным содержанием. Если следовать его взглядам, то материя становится голым абстрактным символом. Это вызывает несогласие у Ленина, который утверждает, что голеньким походит именно Мах.
В чем суть эмпириокритицизма?
Эмпириокритицизм - это философское учение, основанное на идеях Маха и Авенариуса, которые отрицают объективную реальность и признают только чувственное содержание как единственное существующее. Они считают, что все, что мы видим и ощущаем, есть лишь результат наших чувств и восприятия.
Что представляет собой голый абстракт?
Голый абстракт представляет собой понятие или символ, которое не имеет конкретного материального проявления. В контексте эмпириокритицизма, если не признавать объективной реальности, то остается только голое абстрактное представление о мире, оторванное от конкретных чувственных восприятий.
Чем отличается второй позитивизм от первого?
Второй позитивизм, или эмпириокритицизм, отличается от первого позитивизма в том, что он делает акцент на роли сознания в познании и признает чувственные данные как основу нашего знания об окружающем мире.
С чем солидаризируется Александр Богданов в своей работе?
В своей работе Богданов солидаризируется с Махом и Авенариусом в отношении эмпирического характера познания и важности чувственного опыта в формировании знания.
Почему Ленин критикует Богданова?
Ленин критикует Богданова, потому что он считает, что тот предает идеалы материализма, поскольку признает чувственные данные в качестве объективной реальности, независимой от сознания.
Что говорил Беркли о материи?
Беркли говорил, что материя есть голый абстрактный символ, не имеющий самостоятельной объективной реальности.
Кто из ученых признает голым абстрактом характер чувственных данных?
Эрнст Мах признает голым абстрактом характер чувственных данных, не признавая их объективной независимо от нас существующей реальностью.